ГЛАВА 1
«ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ» — 1966 Г. — АНАТОЛИИ ВАСИАЬЕВ
Из нашей фонотеки:
Вокально-инструментальный ансамбль
«Поющие гитары»
Руководитель Анатолий Васильев
Ленинград — Санкт-Петербург — «Ленконцерт»
Год основания — 1966
ПЕРВЫЕ В СТРАНЕ «ПОЮЩИЕ ЭЛЕКТРОГИТАРЫ»
История рок-музыки Советского Союза должна была рано или поздно начаться в том или ином виде. Но со «своим» лицом и «своими» названиями. Прежде всего, первый рок-коллектив обозначили «вокально-инструментальным ансамблем». Так и повелось в дальнейшем обозначать этот жанр эстрадной музыки кратким значком «ВИА». Интересная аббреВИАтура в своем содержании имела следующее: «поющие и одновременно играющие». При этом использовались модные электрогитары, электроорганы, ударные. «Первыми» в нашей стране оказались ВИА «Поющие гитары» с берегов Невы. Их создатель и руководитель музыкант Анатолий Васильев сегодня с ностальгией в мажоре, а порой и в миноре, вспоминает, «как это было!».
А начиналось все достаточно не просто — в другом веке и времени. С запретов и разрешений в репертуарной рапортичке первой концертной программы «Поющих гитар». Над каждой песенкой ставилась галочка «да» или «нет» художественным советом «Ленконцерта». Впрочем, «плохого» и «антисоветского» в репертуаре ничего не было, да и быть не могло. Вот и сегодня, столько лет спустя, нам приятно вспомнить глубоко полюбившиеся песни в их исполнении. Например, ту самую, где «трудно было человеку десять тысяч лет назад», про велосипедистов, как «случается, если влюбляются» из «Соловьиной серенады» или «для меня нет тебя прекрасней». А сколько красивых виртуозных гитарных тем с соло-вариациями в инструментальных пьесах «Аппачи» и «Тореро», «Синяя Птица» и «Цыганочка»...
Так уж вышло, в нашей музыкальной летописи «Поющие гитары» всегда были первыми. Вот и в жанре первых отечественных рок-опер взяли и поставили
вместе с композитором Александром Журбиным и драматургом Юрием Дими-триным. «Орфей полюбил Эвридику — какая старая история»... пелось «Поющими» без «фанеры», живыми оперными голосами и к тому же блестящими драматическими артистами. Первые «Гитары» родили первый театр «Рок-опера». Это по соседству с питерским рок-клубом, также одним из первых официальных, признанных, где выкладывались на всю катушку Б. Г., Башлачев, Цой, Шевчук и многие другие.
А в моих руках старая, «запиленная», первая грампластинка любимого вокально-инструментального ансамбля «Поющие гитары», сохранившаяся каким-то чудом, но очень дорогая — с шипением и треском — для сердца и души. И в разговоре о первых шагах в своей домашней студии снова и снова мне рассказывает уважаемый Анатолий Николаевич. Он и сегодня творит, сочиняет замечательные песни о любви, судьбе и будущем. Внимательно следит за творчеством своего вновь возродившегося ансамбля. А ребята не забывают, звонят и приезжают. Плодотворная творческая жизнь «Гитар» продолжается и рождает новые музыкальные страницы...
ПЕРВАЯ И ЕЩЕ НЕ «ПОЮЩАЯ» ГИТАРА АНАТОЛИЯ ВАСИЛЬЕВА В ДЖАЗЕ
•
С чего начиналось творчество Анатолия Васильева, в каком стиле и каких направлениях, с какими кумирами, песнями и мелодиями? Из первых уст всегда интересно слушать, даже, несмотря на то, что когда-то об этом рассказывалось в прекрасных публикациях джазмена и музыковеда Аркадия Петрова, на многих страницах не только советских журналов, но также и чехословацких. Про Анатолия Васильева, народного и заслуженного, как и про Джона Ленно-на, Кейта Ричарда или Джимми Пейджа, — с почетом и уважением!
Автобиография первого отечественного рок-гитариста начинается с 1938 г. рождения и нелегкого послевоенного детства. И даже тогда в эти тяжелые времена Толе удалось самостоятельно научиться играть на баяне. Вначале казалось все сложно, — столько кнопочек на аппликатуре, ой-ой-ой! Подбирать любимые мелодии приходилось по слуху, да вот и нот зачастую просто не было под рукой. Музыкантом стать и не мечтал. Только судьба определила в музыкально-промышленный техникум, где потом в цехах делали домбры и балалайки. Так вот и «первую» свою акустическую гитару сделал сам, своими руками. Только вот играть на ней пришлось недолго — в джаз увлекло!
При дворце культуры Ленсовета создавался один из первых джазовых оркестров. Руководил им Станислав Пожлаков, саксофонист, а позже известный композитор, сочинивший «Человек из дома вышел» и много песен про море. Васильев научился играть на саксофоне. Репетировали вместе с Геннадием Гольдштейном, впоследствии талантливым трубачом, и Игорем Петренко, популярным композитором и аранжировщиком. В то время молодым тогда еще ребятам очень нравился фильм «Серенада солнечной долины» с великолепной музыкой Гленна Миллера, а в трофейных граммофонных пластинках находили
джазовые мелодии. Впрочем, было и свое отечественное кино «Веселые ребята» с Леонидом Утесовым и музыкой Дунаевского. Оркестр играл на танцах и был популярным у молодежи. Бывало, появится какая-нибудь новая песня — а через неделю ребята ее уже играют один в один. «Снимали» быстро с магнитофонных записей.
После трехлетнего стажа на любительской сцене стало ясно, что надо перейти в профессиональный оркестр. В 1957 г. молодой Толя Васильев начинает работать в джазовом коллективе известного ленинградского музыканта Виталия Понаровского, тогда еще при Ленэстраде. Папа впоследствии популярной эстрадной певицы Ирины Понаровской в свое время поработал с разными артистами, такими как Бен Бенцианов, Лидия Клемент, Эдуард Хиль и многими другими. В его ансамбле Васильев стал гитаристом. Саксофон пришлось забросить. Эстрадная акустическая гитара, как аккомпанимирующий инструмент Толе очень нравилась. Здесь пришлось многому поучиться и впервые заниматься аранжировками.
Во время первого фестиваля молодежи и студентов в Ленинград приехал двадцатипятилетний Мишель Легран, сын французского миллионера. Отец подарил ему оркестр. Он выступал со своими музыкантами на одной из больших площадках. Исполнялись знаменитые «Шербурские зонтики», другие мелодии под аккомпанемент шестиголосых саксофонов. В конце играли «КосЬ. оп ьЬе с1осЪ>. Друзья познакомили Анатолия Васильева с музыкантом, предупредив, что после этого он лишится возможности поехать за границу. И тогда Толя махнул на все рукой и пошел на встречу. До сих пор в его памяти сохранились незабываемые впечатления этого вечера, когда Легран в узком кругу прекрасно пел.
В ПЕРВОМ «ПОЮЩЕМ» АНСАМБЛЕ СТРАНЫ
В 1959 г. приглашение в популярный ансамбль «Дружба» под руководство..! талантливого композитора, организатора с дипломом Ленинградской консерватории, Александра Броневицкого. В истории советской эстрады его большой коллектив такой формации стал «первым». Вообще их было два — «Дружба-1» и «Дружба-2». Первый существовал как студенческий ансамбль при художественной самодеятельности. Вначале он был вокальным, из двенадцати солистов. Потом, уже в «Ленконцерте», где организовал все Александр Броневицкий, вокальная группа из студентов разных стран мира сократилась до восьми. Они пели в сопровождении инструментального ансамбля с электрогитаристом, электроорганом и ударником. Все вместе назывались «Дружбой». Солисткой ансамбля была культовая впоследствии певица советской эстрады Эдита Пьеха. О «Дружбе», созданной еще в 1957-м, ходили байки, связанные с «Битлз». Будто бы Джон Леннон встречался с Броневицким — или наоборот. Часто слухи ни на чем не основаны. А вот здесь есть доля правды. Когда Леннон и Броневицкий встретились после концерта «Битлов» в парижской «Олимпии» (1964 г.), Джон пожал руку Саше и дружески похлопал по плечу.
В «Дружбе» Анатолий Васильев играл на немецкой электрогитаре и занимался аранжировками песен. Приходилось много гастролировать, как по городам страны, так и за рубежом. Большое впечатление на молодого гитариста произвели гастроли итальянского певца Марино Марини со своим ансамблем в Ленинграде. Внимание привлекли музыканты инструменталисты, которые не только играли. Они одновременно с аккомпанементом подпевали певцу. А еще понравился звук с элементами реверберации, эффектом эха. Анатолий познакомился со звукооператором-итальянцем и тот подробно показал музыканту чудо звукотехники — по тем временам. В свою очередь, Васильев поделился об этом со звукооператором «Дружбы» Анатолием Куликовым. Сделали самодельный ревербератор на катушечном магнитофоне «Яуза».
ПРОЩАЙ, «ДРУЖБА», — ЗДРАВСТВУЙТЕ, «ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ»!
Анатолию Васильеву захотелось тогда сделать свой ансамбль, чем-то похожий на популярные в то время английские группы «Битлз», «Шедеуз», «Тремелоуз». Чтобы в новом коллективе музыканты не только играли, но и пели.
Поэтому он уходит из перспективной «Дружбы» и ищет единомышленников для создания профессиональной бит-группы. Васильев часто бывает на концертах любительских молодежных групп, выступающих по всему городу. Вот так, например, в рок-группе «Авангард» он приметил 16-летних парней — гитариста Женю Броневицкого (младшего брата Александра Броневицкого) и пианиста Льва Вильдавского. Барабанщика Сергея Лавровского он встретил первым. Музыкант, выпускник военного училища, работал в то время у популярного дуэта Рудакова и Нечаева. Потом пригласил гитариста и вокалиста Владимира Калинина. Получился классический бит-квинтет. А в качестве солиста ансамбля пригласили певца Анатолия Королева из ансамбля «Дружба». Анатолий Васильев познакомился с ним по совместной работе в коллективе Александра Броневицкого. Была даже песенная программа подготовлена, специально под голос Королева. Наверное, это было бы в духе начинающих «Битлз» с Тони Шериданом. Вначале на заманчивое предложение уже популярный певец Анатолий Королев ответил согласием. Предстояли репетиции новой программы. Идея и планы строились еще в марте 1966-го. А вот воплощение в жизнь наметили на летний сезон.
Энергичный Сергей Лавровский каким-то способом сумел договориться на одной из южных курортных баз о работе музыкантов. Ребята были уже готовы к отьезду, когда дело осложнилось из-за певца Анатолия Королева. Он отказался поехать, поскольку не поверил в «новое» дело и остался в «Дружбе». И поскольку все все-таки загорелись интересным замыслом, то взяли да и поехали. Под Туапсе на турбазе «Приморская» ребят встретила хорошая солнечная погода и романтичная природа, прелести Черного моря. В распорядок вечеров входили танцы для отдыхающих. За это музыканты получали право на бесплатное проживание, питание и репетиции. Днем имели возможность готовить новую
программу, чтобы в сентябре показать в Ленконцерте. Жаль, что отказался Королев, ну а дальше выяснилось вдобавок, что Броневицкий совсем не умеет играть на гитаре. Пришлось Жене взять бас-гитару и пройти самостоятельный ускоренный курс. Петь решили все вместе. Получилось здорово. Вот так ленинградский бит-квинтет получил «первое» творческое крещение на Черноморском побережье Кавказа.
Еще без названия, первый поющий и одновременно играющий ансамбль Анатолия Васильева пришел в сентябре 1966 г. в «Ленконцерт», чтобы представить свою концертную программу. Они были точной копией английских коллег по внешнему виду. По музыке было определенно что-то свое, но с элементами классического биг-бита. Ребята были с длинными прическами под «жуков» и в «модных» свитерах-британках. Пели известные: «Дороги» Анатолия Новикова, «Тачанку» Константина Листова, «Катюшу» Матвея Блантера, «Полюшко-поле» Леонида Книппера, обработки русских народных песен «Из-за острова на стрежень» и «Калинка», а также инструментальные версии из «Шедеуз», «Тремелоуз»...
Все сидящие тогда в художественном совете проголосовали «против». Все было непривычно, громкий звук и фон самодельной аппаратуры. Лишь директор Ленконцерта Георгий Михайлович Коркин вдруг встал и сказал: «Мне понравилось. Товарищ Васильев, определитесь с программой и через месяц будьте готовы выйти на сцену с сольным концертом».
После этого — репетиции по двенадцать часов. В ансамбль взяли солистку Галю Баранову. Ребят постригли и одели в костюмы. Все было готово к первому представлению, а названия еще не придумали. И опять выручил Коркин. Он сказал: «Хватит вам выдумывать, по городу уже легенды ходят про «поющих гитар». Получается, народ вам название сам придумал». Так вот и назвали: «Поющие гитары».
ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ, ПЛАСТИНКА И ХИТЫ!
Первый концерт, намеченный на 2 ноября 1966 г. в Ленинградском механическом институте, не состоялся по техническим причинам. Просто на сцене упали громоздкие акустические колонки, несмотря на предупреждения Васильева. К счастью, никто не пострадал, а концерт перенесли на 5 ноября. И прошел он очень успешно, поскольку в то время в стране так никто не играл на профессиональной эстраде. Молодежная телевизионная станция «Горизонт», вещавшая не только на Ленинград, подготовила большую передачу, посвященную «Поющим гитарам». В ней приняли участие сами музыканты, а инициатором встречи стала редактор молодежных передач Галина Позднякова. По всей стране «Горизонт» с лейблом в виде кораблика-парусника разнес новость о «Поющих». Молодой ансамбль с успехом выступал в родном городе. Концерты проходили в домах культуры, общежитиях, рабочих клубах и на других площадках.
Первый концерт в Москве состоялся 1 декабря 1967 г. С местом выступления чиновники от культуры долго мялись и в «Театр эстрады» не пустили. Первое
выступление состоялось в Центральном доме культуры железнодорожников, что на Комсомольской площади, вблизи трех вокзалов. Это было зрелище, подобное взрыву. В программе, представленной москвичам, прозвучало много песен и инструментальных пьес в аранжировке самого Анатолия Васильева. Свои виртуозные соло-гитарные темы в «Аппачах» и «Тореро» он играл насыщенно и проникновенно. В концертном репертуаре «Поющих» звучат: «Дороги» Анатолия Новикова, «Нежность» Александры Пахмутовой, «Одинокая гармонь» Бориса Мокроусова, новая тогда песенка «Стоят девчонки» молодого Александра Колкера... Известный композитор Эдуард Колмановский, побывавший на концерте, напишет о своем восхищении выступлением ленинградского ансамбля. В газете «Вечерняя Москва» автор хита «Хотят ли русские войны?» поделился с читателями: «Примечательной особенностью молодого ансамбля является то, что все его артисты и играют, и поют, и танцуют. Умело используются в отдельных случаях элементы театрализации». Московские власти были не в восторге от творчества ленинградцев. Первым молодой ансамбль поддержал знаменитый композитор Ян Френкель, занимавший тогда в Союзе композиторов высокое место, его песни любил народ. Это «Русское поле», «Журавли»... Тогда на очередной комиссии он встал на защиту «Поющих гитар» и сказал: «Не трогайте и не мешайте им, пусть поют...» А молодой тогда еще композитор и пианист Микаэл Таривердиев предложил ансамблю сотрудничество — записать пластинку с его произведениями. Он пригласил их вновь приехать в Москву. В студии всесоюзного дома радио они записали фонограмму с двумя инструментальными пьесами Таривердиева «Вечерний город» и «Ноктюрн», а его песню на стихи Евгения Евтушенко «Ты уходишь, как поезд» в исполнении новой солистки «Поющих» Елены Федоровой (однофамилице Саши Федорова). Эти произведения вошли в музыкальную дорожку к фильму «Любить». Лена стала третьей певицей в ансамбле и заменила Татьяну Калинину, ушедшую на оперную сцену.
Кроме фонограмм музыки талантливого композитора, «Поющие гитары» записали по просьбе режиссера свой материал. Так, в марте 1968 г. состоялась первая звукозапись ленинградцев. Пластинка среднего формата «гранд» появилась на прилавках магазинов страны в 1969 г. и вызвала ажиотаж. Длинные очереди выстраивались в ГУМе, чтобы купить «модную» по тем временам пластинку. Без нее не обходился ни один танцевальный вечер молодежи. Миллионные тиражи! Лишь после «Поющих» стала выходить модная серия «Музыкальный калейдоскоп», в котором появились записи групп «Битлз» «Девушка» и «Би Джиз» с «Кити». Спустя много лет в нашей беседе про «Поющие гитары» Анатолий Николаевич Васильев признался: «Записываться в студии терпеть не могли. Приходилось все делать от начала до конца и сразу начисто с одного дубля». Наверное, поэтому на «Мелодии» осталось не так много фонограмм «Поющих гитар», как, впрочем, и в гостелерадиофонде. Виноват первый опыт двухдорожечной системы записи звука. Надо отметить, что в дальнейшем музыканты все же сделают некоторые свои записи хитов в студиях телевидения тогдашней ГДР. «Поющие гитары», начиная с 1970 г., будут часто гастролировать по городам восточной Германии. Потом еще будет Чехословакия, где директор
одного из концертных залов упрашивал исполнить в программе что-нибудь из репертуара группы «Битлз». А вот директор «Ленконцерта» тогда ребятам пригрозил: «Только попробуйте это сделать!». В итоге все-таки удалось уговорить его и спеть песни ливерпульской четверки для чехословацкой публики.
САША ФЕДОРОВ ПРИШЕЛ В «ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ» ИЗ «ЛЕСНЫХ БРАТЬЕВ»
В состав нового вокально-инструментального ансамбля Анатолий Васильев приглашает новых молодых музыкантов. Так, по совету Евгения Броневицкого, он побывает в молодежном кафе «Эврика» и послушает юного гитариста Сашу Федорова, поющего только на английском и преимущественно вещи из репертуара английских ансамблей. Приглашение в состав «Поющих гитар» на Сашу подействовало отрицательно, судя по теперешним его воспоминаниям. Молодой музыкант в то время играл и пел в популярной любительской рок-группе «Лесные братья», занимавшей первые места на конкурсах художественной самодеятельности. Играть на гитаре Сашу учил сам Николай Резанов, в будущем музыкант знаменитого ансамбля «Братья Жемчужные». В итоге Сашу уговорил Женя Броневиций, с которым они были знакомы по любительской рок-сцене. Саша пришел тогда на концерт «Поющих гитар», услышал, как на профессиональной аппаратуре ребята поют и играют песни из репертуара «Битлз». Это привлекло юного гитариста, и он тоже стал одним из «Поющих». Его голос стал истинным украшением ансамбля. Вспомните «Воскресенье — радостный день» и другие песни, которые они пели вдвоем с Женей Броневицким. Модный дуэт в духе Леннона и Маккартни. Это в начале 1968 г. Правда, вначале Сашу поставили на сцене с неподключенной электрогитарой — тоже неплохой дебют, так часто бывает. Вместо него играл Володя Калинин, по внешности смахивающий на знаменитого западного музыканта Роя Орбисона.
Потом в ансамбле появился Эдгар Бернштейн — трубач, радист, радиоинженер по образованию, пишущий хорошие стихи. Он всегда заранее приходил перед репетициями и вместе с рабочими сцены следил за правильной установкой и настройкой аппаратуры. Иными словами, он был главный технический специалист в ансамбле. Не все гладко складывалось в жизни «Поющих гитар». За исполнение англоязычных песен критиковало руководство сверху, на уровне референта самой Фурцевой — министра культуры. Не выдержал пианист Лев Вильдавский. Он все-таки покинул коллектив, после того как Васильев провел собрание среди музыкантов и сообщил про временное запрещение сольных концертов, но убедил, что продолжать работу необходимо. На место Вильдав-ского в «Поющие гитары» пришел яркий пианист, музыкант-симфонист, аранжировщик, литовец по национальности, живущий в Ленинграде, — Альгис Пау-лавичус. После работы в ансамбле он станет дирижером в питерском Большом театре. Его блестящие аранжировки произведений для «Поющих гитар» входят по сей день в золотой фонд репертуара ВИА. И, прежде всего, это знаменитый «Саласпилс». Место второго клавишника займет Олег Мошкович. Он будет
играть на электрооргане, и помогать Броневицкому. Летом 1968г. концерты «Поющих гитар» по-настоящему украсили песни «Сумерки» Анатолия Васильева, бразильская «Песенка велосипедистов» из репертуара «Тремелоуз» в русском переводе Петра Ватника, «Песня — это главное, друзья» Якова Дубравина с бодрым текстом Соломона Фогельсона, битловская в оригинале на английском «Вечер после трудного дня», «Был один парень, который любил» и «Битлз» и «Рол-линг стоунз» из репертуара Джанни Моранди в переводе Петра Подберезского и в исполнении Александра Федорова. Последняя стала своего рода антивоенным гимном против войны во Вьетнаме. Текст и ноты этой песни были опубликованы в песенном сборнике издательства «Музыка». Замечательно в репертуар ансамбля вписывались песни Аркадия Островского «Атомный век», «Бухен-вальдскии набат» Вано Мурадели, «Я счастлив, что я ленинградец» Георгия Носова и русская народная песня «Тонкая рябина». Это в какой-то мере помогало «презентациям» на художественных советах, без афиширования репертуара популярных западных песен.
ЯКОВ ГОЛЯКОВ — ИДЕЙНЫЙ ВДОХНОВИТЕЛЬ ПОЭЗИИ
«ГИТАР» АНАТОЛИЯ ВАСИЛЬЕВА
Первый вокально-инструментальный ансамбль «Поющие гитары» в жизни нашего выдающегося талантливого поэта Якова Голякова стал частичкой сердца, вдохновения и восхищения. Знакомство с коллективом произошло в 1968 г. Познакомил их певец, в то время солист «Дружбы» Александра Бро-невицкого, —Анатолий Королев. С Толей они дружили, поскольку он уже тогда исполнял много песен на слова Якова Голякова, в том числе популярную «Этого мне только не хватало». С «Поющими» они подружились как-то сразу. Поэт взял на себя сложное дело — поднять тексты на высокий профессиональный уровень. Авторство самого поэта в песнях «Гитар» выглядело точным попаданием в цель, то есть в хит. Так, например, жизнерадостная французская мелодия в его интерпретации стала почти что вторым гимном «Ленинграда», чилийская народная песня — «Соловьиной серенадой» {на пластинке «Соловей»), итальянская — «Королем сердец», английская — песней протеста «Индейской резервации», «Саласпилс» Эдуарда Кузйнера и Алексея Тимошенко в память о детях, погибших в фашистском лагере смерти в Латвии. Эта композиция впервые прозвучала на телевизионном конкурсе-смотре «Молодые голоса» в Краснодоне. Там ее исполнял самодеятельный ленинградский ансамбль «Аргонавты».
Песня-оратория на историческом материале, несмотря на свой гражданско-патриотический настрой, все же некоторое время запрещалась. Спасла «Саласпилс» ветеран войны женщина-пулеметчица, которая написала в газету «Правда», где рассказала про эту песню. А еще была французская песня «Меньше трех минут» о том расстреле, текст в редакции Якова Голякова. В «Поющих» он боготворил коллег Витю Гина, Алика Азизова, сочинившего «Синий иней» из репертуара Нила Седаки. Очень любил вспомнить своих соавторов — композито-
ров Василия Павловича Соловьева-Седого, Игоря Цветкова, Владимира Дмитриева, Игоря Петренко...
Лично я благодарен судьбе за встречу с поэтом Яковым Абрамовичем — добрейшим, открытым, отзывчивым человеком. Познакомил нас композитор и певец Владимир Михайлов, экс-солист ВИА «Акварели» и «Лейся, песня!». Наша встреча состоялась в «Королевском» зале в Останкинском телецентре. Там впервые за несколько лет решили сделать первый концерт, посвященный талантливому певцу 70-х, Валерию Ободзинскому в день его рождения. Именно там я рассказал Якову Абрамовичу, что пишу книгу про все наши ВИА. Так началась наша дружба, на основе жанра вокально-инструментальных ансамблей. Мне особенно хорошо запомнился день, когда поэт прочитал мне одну из глав своей книги, посвященной «Поющим гитарам». Это были яркие, добрые и честные воспоминания о первом ВИА-коллективе страны, обязательно с именем руководителя, первой «поющей гитары» Анатолия Васильева. А иначе и быть не может. Именно по рекомендации Якова Абрамовича я отправился в гости к Анатолию Николаевичу, где лидер и основатель рассказал мне историю своего замечательного ВИА.
К сожалению, нашего уважаемого и любимого автора сегодня нет с нами. Весной 2004г. он ушел в мир иной. А мы часто вспоминаем его песни, перечитываем книги и смотрим фильмы с участием поэта. «Поющие гитары» по-прежнему исполняют замечательные песни автора — «Ленинградскую» и «Соловьиную серенаду». А значит, жизнь на земле продолжается, если память хранится в наших сердцах. Я вновь открываю его книгу «Словно день тому назад» и как будто бы снова в гостеприимном доме большого поэта.
КАК КАРЛСОН ИЗ СКАЗКИ СТАЛ ПЕСНЕЙ И ВЕНГЕРСКАЯ «ЛЮДИ ВСТРЕЧАЮТСЯ»
Идет 1969-й год. В репертуаре «Поющих гитар» появились многие хорошие песни, в том числе русский романс «Вот мчится тройка почтовая» на стихи Варламова, русская народная «Калинка», битловская «Путешествие в Советский Союз» с русским текстом Максима Подберезского. В 1968 г. в журнале «Ровесник» напечатали ее ноты и текст. Возможно, миф о приезде «Битлз» в СССР состоялся благодаря этой песенке, исполненной «Поющими гитарами». Собственно говоря, в каждой песне своя мелодия, слова, аранжировка, как всегда яркое исполнение ансамблем. В состав ансамбля продолжают приходить талантливые молодые исполнители, а некоторые музыканты уходят в другие новые коллективы. Например, из ансамбля «Дружба» в «Поющие» летом 1969 г. пришел оперный тенор Богдан Вивчаровский. Вслед за ним голосистый «соловей» Валерий Ступаченко. Его ребята встретили и впервые услышали во время гастролей в Грозном. Валерий с успехом спел в ансамбле «Соловьиную серенаду», где «так уж случается, если влюбляются», «Синий иней» американца Нила Седаки, который потом исполнят Джо Дассен, ВИА «Верные друзья», «Ирапшен» с Прейшис Уилсон и многие другие. В состав «Гитар» в это же время вошел молодой певец с «цыганской» внешностью Юрий Чванов. Пять лет он до «Поющих» работал
в ансамбле «Дружба». Получив образование по классу вокала в музыкальном училище, он закончил и театральную студию Рижского драматического театра. В концертной программе «Поющих гитар» солист Юрий Чванов пел целый блок цыганских песен. Это «на ура» принималось слушателями. После работы в ансамбле последовала сольная карьера певца, выпуск пластинок с известными цыганскими песнями.
В это же время в «Поющие гитары» пришел молодой музыкант Юрий Антонов. Вместо Олега Мошковича, перешедшего в ВИЛ «Веселые голоса» пианиста Виктора Щепочкина, — играть на электрооргане «Вермона». Выпускник музыкального училища в белорусском городке Молодечно и уже работавший в аккомпанирующем составе инструментального ансамбля известного белорусского певца Виктора Вуячича. В том коллективе их пути пересеклись с создателем бу-дующих «Песняров» Владимиром Мулявиным. Из Белоруссии Юрий приехал в Ленинград к «Поющим» на одном поезде вместе с музыкантами ВИА «Добры молодцы». Познакомились и подружились. Именно в «Гитарах» у молодого музыканта проявился талант вокалиста и автора музыки. В репертуар войдут его первые песни «О добрых молодцах и красных девицах», «Где моя смелость?», «Стой, не стреляй, солдат»... Правда, в ансамбле молодой певец и композитор Юрий Антонов проработал совсем недолго, чуть больше года. Именно в ансамбле «Поющие гитары» родилась его песня «Нет тебя прекрасней». Перед самым уходом из коллектива он передал ее ноты бас-гитаристу и солисту Евгению Бро-невицкому. Замечательные слова придумали Ирина Безладнова и гитарист «Фаворитов» Михаил Беляков, текст гармонично слился с музыкой. Сам Юрий Антонов перешел на работу в другой ленинградский ансамбль «Добры молодцы» в качестве певца-солиста. В это же время «Поющие гитары» познакомились с минским поэтом-песенником Олегом Жуковым. Молодой поэт из венгерской песни, которую пел тогда популярный Янош Коош, сделал свою версию. «Черный поезд» из репертуара певца, на ломаном русском, — у «Поющих» зазвучал как «Люди встречаются». А вот на пластинку ее первыми запишут ВИА «Веселые ребята» в эстрад но-джазовой обработке, в отличие от первого блестящего исполнения «Поющими гитарами» в сочной рок-гитарной гармонии.
1970-й год отмечен приходом в «Поющие гитары» молодых талантливых музыкантов. Например, прекрасно образованный музыкант, пианист, в то время еще учившийся на дирижерско-хоровом факультете Григорий Клеймиц. На репетициях «Поющих» он был главным хормейстером и с вокалистами отрабатывал все по канонам академических хоров. По жизни был большим любителем классической музыки и филофонистом, собирателем фонотеки грампластинок. Замечательную ритм-секцию «Поющих» образуют бас-гитарист Юрий Иваненко и барабанщик Юрий Соколов («Помидор»), У двух Юриев было музыкальное образование, у одного — по классу скрипки, у другого — по классу флейты. В то же время из ансамбля ушел первый барабанщик Сергей Лавровский. Он в 1970 г. создаст ВИА «Калинка» с электрогитарами и хорошими песнями, которые выйдут на пластинках.
Была удачная и запоминающаяся мелодия хит-песни «Желтая река» из репертуара популярной рок-группы «Кристи». Выступление англичан было пока-
зано по советскому телевидению в передаче о фестивале «Сопот» в Польше. Так вот эта песенка прозвучала тогда там и запомнилась миллионам телезрителей. Через некоторое время поэт-песенник Илья Резник увидел в «Желтой реке» образ Карлсона из популярного детского мультфильма, а в то время Илья Резник сочинял много сценариев и стихов для детей и для детского театра. Это ему удавалось. В результате «Карлсон» вышел миллионным тиражом на пластинке «Поющих гитар».
Ансамбль Анатолия Васильева, начиная с 1970 г. часто выезжает на гастроли в ГДР. Там с ансамблем произошел интересный случай. При участии в международной программе фестиваля «Дрезден-71» «Поющие гитары» опоздали на прослушивание. Огорченный звукорежиссер-немец все-таки включил их в программу концерта последними. Успех был ошеломляющим, и удивленный режиссер дал «Поющим» целый час выступления. На телевидении ГДР в 1972 г. были сделаны записи «Прекрасного воскресенья», «Соловьиной серенады», «Проводов», «Для меня нет тебя прекрасней», «Карлсона» и других песен. По качеству записи эти песни стояли в одном ряду с югославами, с ансамблем Саши Субботы. Там сняли фильм-концерт с десятью лучшими советскими произведениями из репертуара ансамбля. Их потом мы услышали на пластинках фирмы «Мелодия». А еще немецкие слушатели бомбардировали Васильева письмами с просьбой прислать ноты песен «Поющих».
Анатолий Николаевич — интереснейший человек, он написал несколько книг не только о музыке, но также о знаменитом японском театре Кабуки. Квартира руководителя — это настоящая звукозаписывающая студия с приборами и магнитофонами. На стене красуются индийский ситар и гитара, подаренная «Поющим» испанским певцом Мичелом.
Достарыңызбен бөлісу: |