|
WP
|
21
|
|
|
|
|
|
Пункт повестки дня:
|
КСДА 11
|
|
Представлен:
|
Новой Зеландией
|
|
Язык оригинала:
|
английский
|
Контроль над постоянными наземными объектами в Антарктике
Контроль над постоянными наземными объектами в Антарктике
С 2004 г., когда этот вопрос был поднят Новой Зеландией на Совещании экспертов по вопросам туризма в Антарктике, проведенном в рамках Договора об Антарктике в марте 2004 г. (Норвегия), проблема постоянных наземных объектов, предназначенных для антарктического туризма, была одним из главных пунктов повестки дня Рабочей группы по туризму и неправительственной деятельности ежегодных Консультативных совещаний по Договору об Антарктике (КСДА). Достигнуто общее согласие относительно необходимости ограничения развития антарктической инфраструктуры в поддержку туризма и неправительственной деятельности, и ни одна делегация не высказалась в пользу создания постоянных наземных туристических объектов. При этом одна делегация оставила за собой «право в любое время создавать на своих базах информационные центры для туристов, где будут жилые помещения» (Заключительный отчет ХХХ КСДА, пункт 173).
По мнению Новой Зеландии, проблемы, связанные с созданием наземных туристических объектов в Антарктике, имеют и природоохранные, и правовые аспекты. В Резолюции 5 (2007) «Туризм в районе Договора об Антарктике» поднимается вопрос об ограничении потенциального воздействия туристической деятельности, в том числе кумулятивного воздействия, на окружающую среду Антарктики, а также зависящие от нее и связанные с ней экосистемы. Мы надеемся, что эта Резолюция поможет Сторонам принять меры, направленные, в частности, на то, чтобы не допустить создания постоянных наземных туристических объектов в соответствии с действующими национальными процедурами. Под словом «постоянные» мы подразумеваем объекты, рассчитанные на эксплуатацию в течение срока, превышающего один антарктический сезон.
На предыдущих КСДА уже рассматривались правовые проблемы, которые могут возникнуть в связи с созданием постоянных наземных туристических объектов в Антарктике. К ним относятся возможное предъявление прав собственности и вопросы юрисдикции. Озабоченность Новой Зеландии вызывает, в частности, тот факт, что возможные споры по поводу юрисдикции над постоянными наземными туристическими объектами могут нарушить «модус вивенди» в отношении положений о суверенитете, сформулированных в Статье IV Договора об Антарктике, который является основой системы Договора.
Что касается операционного уровня, обслуживание постоянных наземных туристических объектов также может оказать отрицательное воздействие на деятельность национальных антарктических программ, например, в случае несанкционированного использования туроператорами объектов, принадлежащих национальным программам (таких, как аэродромы или ледяные причалы), для доставки пассажиров и грузов.
Вопрос юрисдикции в Антарктике рассматривается в Статье VIII Договора об Антарктике. Эта статья закладывает основы для осуществления юрисдикции над сотрудниками национальных антарктических программ: они находятся под юрисдикцией государств, гражданами которых они являются. Однако Договор также допускает, что у Договаривающихся Сторон могут быть разные позиции в отношении юрисдикции над всеми другими лицами в Антарктике. Вполне вероятно, что у Договаривающихся Сторон могут быть также разные позиции в отношении каких-то постоянных объектов, которые эти лица могут возвести в Антарктике. Предусмотрено, что при возникновении спора относительно осуществления юрисдикции в Антарктике заинтересованные Договаривающиеся Стороны «немедленно консультируются между собой с целью достижения взаимоприемлемого решения» (Статья VIII.2).
Для ограничения споров между Договаривающимися Сторонами относительно юрисдикции в Антарктике, которые могут возникнуть в связи с бурным ростом и диверсификацией антарктического туризма, Новая Зеландия предлагает Сторонам ввести требование о том, чтобы все постоянные наземные объекты, которые могут быть созданы в Антарктике, включались в состав и переходили под контроль национальных антарктических программ Сторон Договора об Антарктике. Благодаря этому, все подобные объекты будут охвачены юрисдикционной структурой, предусмотренной в Статье VIII Договора. Кроме того, эта схема обеспечит механизм для решения проблем, связанных с обслуживанием постоянных наземных объектов, между национальными антарктическими программами.
В то же время Новая Зеландия хочет отметить, что она, со своей стороны, считает, что предоставление объектов в пользование туристам – помимо оказания гуманитарной помощи и соблюдения элементарных правил гостеприимства (например, в случае кратковременного посещения научной станции) – не соответствует предназначению национальных антарктических программ.
К настоящему документу прилагается проект Резолюции для рассмотрения Сторонами (Приложение I).
Приложение I. Проект Резолюции
Резолюция X (2008)
Контроль над постоянными наземными объектами в Антарктике
Представители,
Напоминая о заинтересованности Сторон Договора об Антарктике в том, чтобы Антарктика не становилась ареной или предметом международных разногласий;
Сознавая, что в соответствии с Протоколом по охране окружающей среды к Договору об Антарктике Антарктика определена в качестве природного заповедника, предназначенного для мира и науки;
Напоминая также о Статье VIII Договора об Антарктике, в которой рассматривается вопрос юрисдикции над лицами в Антарктике;
Обеспокоенные тем, что бурный рост и диверсификация туристической деятельности в Антарктике могут стать источником споров между Сторонами Договора об Антарктики;
Рекомендуют
своим Правительствам:
обеспечить, чтобы все постоянные наземные объекты, которые могут быть созданы в Антарктике, включались в состав и переходили под контроль национальных антарктических программ Сторон Договора об Антарктике.
Достарыңызбен бөлісу: |