Рабочая программа дисциплины Основы журналистского творчества Направление подготовки 031600



Дата04.03.2016
өлшемі312.51 Kb.
#39508
түріРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Юридический факультет
УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" _______________20__ г.

Рабочая программа дисциплины

Основы журналистского творчества

Направление подготовки 031600

Реклама и связи с общественностью

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Форма обучения



очная

Саратов, 2013



1. Цели освоения дисциплины

Дисциплина «Основы журналистского творчества» имеет своей целью знакомство студентов с терминами и понятиями журналистики, структурой и принципами функционирования СМИ, основными навыками и умениями в творческом журналистском труде. В результате освоения курса студент-журналист должен получить представление о возможностях печатных и электронных средства массовой информации, основных способах создания журналистских произведений. «Основы журналистского творчества» является первым курсом в системе общего профессионального образования специалистов по рекламе и связям с общественностью. Студенты должны познакомиться с системой журналистского университетского образования, войти в проблематику, связанную с историей и теорией СМИ. Курс строится таким образом, чтобы студенты могли квалифицированно судить о законах существования современных СМИ, о типах информационных источников, о структуре и специфических чертах средств массовой информации, общими навыками создания журналистского произведения и критериями журналисткой профессиональной критики.

Задача курса – сформировать у студентов четкое представление о творческих возможностях журналистки и об основах журналистского творчества в процессе работы с разножанровым социокультурным материалом. Практическая задача – научить студентов основам написания, оценки и редактирования разножанровых журналистских материалов, обобщить опыт работы выдающихся мастеров журналистики в этой сфере, сформировать навыки креативного подхода к журналисткой репрезентации социокультурных явлений.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Б.3 Профессиональный цикл. Вариативная часть часть.

Дисциплина преподается в 1 семестре 1 курса. Курс содержательно и методически связан с базовой дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла «Межкультурная коммуникация», «Стилистика и литературное редактирование», с дисциплинами профессионального цикла «Теория и практика массовой информации», «Основы теории коммуникации» и «Инновации в рекламе и связях с общественностью», дисциплиной по выбору «Организация событийных коммуникаций».

Освоение дисциплины «Основы журналистского творчества» осуществляется параллельно с изучением важнейших дисциплин теоретико-практической подготовки будущих специалистов по рекламе и связям с общественностью – «История рекламы и связей с общественностью», «Социология массовых коммуникаций», «Психология массовых коммуникаций», «Спецсеминар», «Теория и практика рекламы», «Компьютерные технологии и информация», «Кризисные коммуникации и кризисный PR», «Деловая коммуникация», «Управление проектами в рекламе и связях с общественностью».


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы журналистского творчества».

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2010 года № 221, 031600 – «Реклама и связи с общественностью»:


а) общекультурные (ОК):

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК- 6);

- умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);



б) профессиональные (ПК):

общепрофессиональные:

- владение знаниями и навыками работы в пресс-центрах, пресс-службах, в отделах печати, средствах массовой информации (СМИ), отделах по связям с общественностью, центрах общественных связей, отделах рекламы, в коммуникационных агентствах (ПК-2);

- обладает базовыми навыками создания текстов и документов, используемых в сфере связей с общественностью и рекламы, владеет навыками литературного редактирования, копирайтинга (ПК-6);

- способность обсуждать профессиональные проблемы, отстаивать свою точку зрения, объяснять сущность явлений, событий, процессов, делать выводы, давать аргументированные ответы (ПК-10);



организационно-управленческая деятельность:

- способность оперативно принимать решения, в том числе в кризисных ситуациях; способен к выработке нестандартных решений (ПК-18);

- способность принимать участие в управлении и организации работы рекламных служб и служб по связям с общественностью фирмы и организации, осуществлять оперативное планирование и оперативный контроль за рекламной работой, деятельностью по связям с общественностью, проводить мероприятия по повышению имиджа организации, продвижению товаров и услуг фирмы на рынок, оценивать эффективность рекламной деятельности и связей с общественностью (ПК-19);

проектная деятельность:

- способность к участию в проектировании в области рекламы и связей с общественностью фирмы, организации, обеспечению средств и методов по реализации проектов, участию в организации работы проектных команд (ПК-23);

- способность реализовывать проекты и владение методами их реализации (ПК-24);



коммуникационная деятельность:

- способность принимать участие в планировании, подготовке и проведении коммуникационных кампаний и мероприятий в соответствии с целями и задачами организации на основе результатов исследований (ПК-27);



рекламно-информационная деятельность:

- способность организовать подготовку к выпуску, производство и распространение рекламной продукции, включая текстовые и графические рабочие и презентационные материалы в рамках традиционных и современных средств рекламы (ПК-28);



рыночно-исследовательская и прогнозно-аналитическая деятельность:

- способность подготовить, организовать и провести анкетирование и опросы мнения потребителей и общественного мнения; осуществить обработку и подготовку данных для анализа (ПК-32).


В результате освоения дисциплины «Основы журналистского творчества» обучающийся должен:

Знать систему журналистского университетского образования, типологию и инфраструктуру современных СМИ, проблематику, связанную с историей и теорией СМИ.

Уметь квалифицированно судить о законах существования современных СМИ, о типах информационных источников, о структуре и специфических чертах средств массовой информации.

Владеть навыками анализа разных типов СМИ, написания творческих письменных работ и принципами радио- и телемонтажа.



4. Структура и содержание дисциплины «Основы журналистского творчества».
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 144 часа или 4 зачетных единицы в 3 семестре (18 недель), из них в 36 часов аудиторных практических, 72 часа на самостоятельную работу студента и 36 экзаменационных часов.



п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)













Лекции

Практич.

Самост.

Всего




1

Предмет и задачи курса «Основы журналистского творчества»

3

1




2

4

6

Письменные творческие самостоятельные работы и устные сообщения

2

Журналистика как область массово-информационной деятельности

3

2




2

4

6

Письменные творческие самостоятельные работы и устные сообщения

3

Журналистика как область социально-политической деятельности

3

3




2

4

6

Письменные творческие самостоятельные работы и устные сообщения

4

Журналистика и свобода

3

4




2

4

6

Письменные творческие самостоятельные работы и устные сообщения

5

Журналистика как область эстетической деятельности. Журналистика и другие области искусства

3

5




2

5

7

Письменные творческие самостоятельные работы и устные сообщения

6

Журналистика как область словесной деятельности.

3

6




2

5

7

Письменные творческие самостоятельные работы и устные сообщения

7

Журналист как читатель. Характеристика одного газетного номера

3

7







4

4

Письменные творческие самостоятельные работы и устные сообщения

8

Журналист как слушатель

3

8




2

4

6

Письменные творческие самостоятельные работы и устные сообщения

9.

Журналист как зритель

3

9




2

4

6

Письменные творческие самостоятельные работы и устные сообщения

10.

Коллоквиум по книге Г.В. Лазутиной «Профессиональная этика журналиста»

3

10




2

4

6

Письменные творческие самостоятельные работы и устные сообщения

11.

Жанры журналистики.

3

11




2


4

6

Письменные творческие самостоятельные работы и устные сообщения

Проверка контрольных заданий для проведения промежуточной межсессионной аттестации



12.

Журналистские профессии.

3

12




2

4

6

Письменные творческие самостоятельные работы и устные сообщения

13.

Методы журналистского исследования.

3

13




2

2

4

Письменные творческие самостоятельные работы и устные сообщения

14.

Авторский сценарий на телевидении и режиссерская экспликация

3

14




2

5

7

Письменные творческие самостоятельные работы и устные сообщения

15.

Оппозиция визуального и текстуального в журналиста. «Кадровое мышление»

3

15




2

5

7

Письменные творческие самостоятельные работы и устные сообщения

16.

Создание чернового варианта экспликации или сценария программы

3

16







4

4

Письменные творческие самостоятельные работы и устные сообщения

17.

Принципы телевизионной режиссуры. Законы визуального монтажа.

3

17




2

4

6

Письменные творческие самостоятельные работы и устные сообщения

18.

Деловая игра. «Защита сценарного проекта информационного сюжета».

3

18




2

6

8

Письменные творческие самостоятельные работы и устные сообщения




ЭКЗАМЕН 36










32

76

108+36

144

ИТОГО


Программа курса и содержание практических занятий
1. Предмет и задачи курса «Основы творческой деятельности журналиста». Идеальный журналист.

  1. Задачи курса «Основы журналистского творчества»: введение в систему терминов и понятий журналистики, определение связей между разными дисциплинами и блоками учебного плана по рекламе, связям с общественностью и журналистике, выяснение статуса, положения журналистики в современном мире, изучение механизмов взаимодействия журналистики и журналиста. Структура практического курса занятий, его особенности, подготовка к экзамену.

  2. Инфраструктура современной журналистики. Классификации журналистских специальностей и специализаций по должностным обязанностям, по творческому тяготению журналиста к определенным жанрам, по проблемно-тематическому направлению редакции, программы, издания. Что такое пропаганда и агитация в журналистике. Причины изменений в профессии журналиста.

  3. Специфика журналистской профессии. Творческое начало в журналистике. Качества идеального журналиста.

  4. Согласны ли вы с высказыванием Леонида Парфенова о том, что журналистика – слишком живая и подвижная вещь, чтобы изучать ее по книгам?

  5. Василий Песков: пример идеального журналиста (биографический очерк, творческая индивидуальность).

  6. Функции идеальной журналистики: информационная, развлекательная, социальная.



  1. Экспресс-опрос на проверку погруженности студентов в актуальное информационное поле: свежие информационные поводы (мир, страна, город, вуз); перечисление имен региональной и федеральной политической элиты;

  2. Опыт написания эссе на тему занятия (домашняя заготовка).


2. Журналистика как область массово-информационной деятельности.

1. Различные значения понятия «Журналистика».

2. Журналистика как наука и журналистика как предмет науки. Отличие университетской науки от школьной дисциплины.

3. Когда и как возникла журналистика. Краткая история журналистики. Перспективы СМИ. Что такое информация и что такое массовая информация.

4. Информация и способы ее передачи. Информация прямая, информация с подтекстом, травестированная информация. Условия адекватного восприятия информации. Информационные модели в различных средствах массовой информации.

5. Что такое информационное тщеславие. Информационная точность. Соотношение факта и комментария в информации.

6. Задание: Подготовить небольшой словарь в тетради с основными терминами и понятиями журналистского творчества, упомянутыми на занятии.
3. Журналистика как область социально-политической деятельности.

1. Общественное мнение и коллективная психология. Мифология как составляющая общественного сознания. Общественное сознание в тоталитарном обществе и магия печатного слова. Что такое «человек-масса».

2. Журналистика как способ воздействия на общественное сознание. Журналистика и политические технологии. Роль журналистики в социально-политической ориентированности общества. Общественное сознание и общественное мнение.

3. Функции журналистики и место журналиста в современном обществе. Журналист в системе культуры. Культура и политическая корректность в СМИ.

4. Российская ментальность и журналистика.

5. Задания: 1. Просмотреть выпуски программы «Время» за неделю. 2. Выделить основные социально значимые темы выпусков. 3. Охарактеризовать 2 наиболее ярких сюжета на социально-политическую тему.


4. Журналистика и свобода.

1. Журналистика как социальный институт. Журналистика как метасистема.

2. Корпоративность современной журналистики. Заказ в журналистике и проблема свободы слова.

3. Границы свободы в журналистике. Журналистика и цензура. Свобода и воля в журналистике.

4. Свобода и творчество в журналистике. Свобода в изложении фактов и свобода комментария.

5. Профессиональная позиция журналиста.

6. Задания: 1. Найти 2 корпоративных издания – коммерческого и государственного предприятий. 2. Охарактеризовать целевую направленность изданий, оценить степень свободы журналистского высказывания в них.
5 . Журналистика как область искусства.


  1. Взаимосвязь информационных систем и творчества.

  2. Определение творческой деятельности. Можно ли научиться творчеству? Характер журналистского творчества.

  3. Связь журналистики с другими областями творческой деятельности. Журналистика и другие области искусства: литература, театр, кино, живопись.

  4. Журналистское произведение как многоуровневое идейно-смысловое высказывание.

  5. Задания: 1. Подготовить характеристику одной газетной статьи или телесюжета на предмет художественного содержания: ассоциативность, образность, художественность слова, сюжетность.


6. Журналистика как область словесной деятельности.

1. Слово в художественном и публицистическом тексте. Чтение медленное и чтение «по диагонали».

2. Профессиональные требования к журналистскому высказыванию. Этические требования к слову журналиста. Что ценится в журналистике: точность или выразительность? Заповедные слова. Слово и содержание.

3. Типы изданий и типы высказываний. Слово устное и письменное. Слово и дело. Стиль эпохи и его отражение в журналистике.


7. Характеристика одного газетного номера.

  1. Качественная, массовая и “желтая” пресса.

  2. Характеристика одного газетного номера.

  3. Что такое удачный заголовок?

  4. Анализ удачных и неудачных газетных заголовков.

  5. Задания: 1. подготовить обзор отраслевых материалов в газете: политическая, деловая, военная, спортивная, писательская журналистика (колумнистика), религиозная и т.д. 2. освещение одного события общественно-политической жизни в региональной и центральной прессе.


8. Журналист как читатель.

1. Круг чтения журналиста. Литература художественная, научная, популярная, деловая. Журнальная периодика: «толстые» и «тонкие» журналы.

2. Журналист как читатель прессы.

3. Типология газетных СМИ. Респектабельная газета. Информационно-развлекательное издание. Желтая пресса. Гибриды в СМИ. Как профессионально читать газету.

4. Структура газеты и газетная полоса. Кто владеет газетой и кто создает газету. Художественно-техническое оформление газеты. Выходные данные газеты. Логотип и заголовки. Реклама и скрытая реклама в газете.

5. Структура печатного текста.

6. Задания: 1. Подготовить характеристику одного газетного номера по предложенному на занятии алгоритму. 2. Из текущей периодики выбрать по 3 журналистских материала, заголовки которых представляются наиболее удачными и неудачными.


  1. Характеристика одного газетного номера.

  1. Качественная, массовая и «желтая» пресса.

  2. Характеристика одного газетного номера.

  3. Что такое удачный заголовок?

  4. Анализ удачных и неудачных газетных заголовков.

  5. Задания: 1. Подготовить обзор отраслевых материалов в газете: политическая, деловая, военная, спортивная, писательская журналистика (колумнистика), религиозная и т.д. 2. Освещение одного события общественно-политической жизни в региональной и центральной прессе.




  1. Отраслевая журналистика в газете.

  1. Политическая, деловая, военная, спортивная, писательская журналистика (колумнистика): особенности функционирования, основные персоналии и издания.

  2. Анализ отраслевого журналистского материала / издания (домашняя заготовка студента).

  3. Задания: международная журналистика в газете: материалы газеты New York Times в Интернет-версии «Новой газеты»; радиообзор зарубежной печати на «Серебряном дожде»; обзор зарубежной печати на российском информационном канале «Вести 24».




  1. Журналист как радиослушатель.

  1. Умение слушать как профессиональный навык журналиста. Способы ведения диалога в журналистике.

  2. Краткая история радио: изобретение, становление, этапы развития радио.

  3. Специфика радиоинформации.

  4. Обзор современного радиоэфира. Местные радиостанции.

  5. Типология радиоканалов: информационно-политические, информационно-развлекательные и музыкальные радиостанции.

  6. Характеристика радиопередачи и творческой индивидуальности радиоведущего (домашние заготовки студентов).

  7. Задание: краткая история телевидения. Обзор современного телеэфира: качественное и массовое ТВ (краткое сообщение).


10. Журналист как зритель

Роль визуальных искусств в профессиональном становлении журналиста. Живопись, театр, кино в работе журналиста. Журналист как телезритель. Телевидение в современном информационном пространстве. Государственные и негосударственные телевизионные каналы. Образ телеведущего. Рейтинги популярности на телевидении. Политика канала и телевизионные премии..



  1. Краткая история телевидения: изобретение, становление, этапы развития.

  2. Обзор современного телеэфира. Центральные и региональные телеканалы.

  3. Критерии анализа телевизионных программ. Анализ информационного ТВ-выпуска (сообщения студентов).

  4. Задание: конспект книги Г.В. Лазутиной «Профессиональная этика журналиста».


11. Коллоквиум по книге Г.В. Лазутиной

«Профессиональная этика журналиста.

  1. Что такое мораль? Какова связь моральных установок и профессиональной деятельности журналиста? Понятие о науке этике.

  2. В чем суть журналистского дела? Каковы основные функции журналиста?

  3. Что такое «жизненная позиция» и как она связана с позицией профессиональной?

  4. Что такое «профессиональный долг журналиста»? Как выполнение профессионального долга связано с форматом издания?

  5. Как соотносятся понятие «профессионального долга» и задачи современной журналистики?

  6. Факторы риска в профессии журналиста.

  7. О каком конфликте между профессиональным и служебным долгом говорит автор книги?

  8. Понятие о профессиональной ответственности, совести и чести журналиста.

  9. Что такое «джинса» в газете и как относиться к проблеме заказа в журналистике?

  10. Понятие «цензура» в современной журналистике.

  11. Задание: познакомиться с сайтами ведущих печатных изданий и радиостанций. Остановиться более подробно на одном из них: выявить типологические особенности Интернет-версий СМИ, сравнить печатную и Интернет-версии, радийный и Интернет-эфир.


12. Жанры журналистики.

  1. Определение жанра. Жанр как особая форма организации жизненного материала. Онтологическое, аксиологическое и творческое содержание в понятии жанра.

  2. Жанровая классификация публицистических текстов.

  3. Краткая характеристика истории жанров. Актуальные и неактуальные жанры.

  4. Жанры газетной, радио- и телевизионной журналистики.

  5. Задания: 1. Выбрать 3 газетных текста различных жанров. 2. Охарактеризовать информативную емкость, способы отображения образов конкретных людей, степень реализации творческих возможностей журналиста в произведениях разных жанров.


13. Журналистские профессии.

1. Типология журналистских профессий. Психологические и профессиональные особенности различных профессий. Журналистские амплуа. Творческая составляющая журналистских профессий.

2. Редактор (продюсер, руководитель службы, руководитель канала), репортер, комментатор и обозреватель, интервьюер, шоумен и модератор, ведущий новостей.

3. Критерии оценки журналистской работы.



4. Задания: 1. Посмотреть по одному выпуску информационной программы «Время» и «Вести». 2. Охарактеризовать особенности результатов работы журналистов разных профессий – руководителя службы новостей, ведущего, репортера, интервьюера, комментатора.
14. Методы журналистского исследования.

  1. Анализ противоречий как метод журналистики. Способы отбора информации журналистом.

  2. Особенности журналистского расследования – поиск информации (информаторы, аргументация, управление диалогом) и способы отображения ее на экране (демонстрация, дедукция, индукция, аналогия).

  3. Задания: 1. Просмотреть один выпуск программы «Честный детектив». 2. На основе предложенного метода анализа разобрать методы отбора информации и способы ведения журналистского расследования авторами программы.


15. Авторское телевидение.

  1. Потенциал творческой личности.

  2. Выбор темы и героя.

  3. Общение в кадре и за кадром.

  4. Самомаркетинг как условие становления журналиста.

Задания: 1. Посмотреть 2 архивных выпуска программы «Антропология» Дмитрия Диброва. 2. По предложенной схеме проанализировать уникальный образ авторской программы, созданной Дибровым на канале НТВ.
16. Авторский сценарий и режиссерская экспликация.

  1. Сценарий как форма сложно построенного высказывания. Виды сценариев.

  2. От заявки к сценарию. Этапы работы над сценарием.

  3. Сценарий публицистической программы (тема, идея, композиция, сюжет). Работа сценариста после съемки.

  4. Задания: 1. Отсмотреть один выпуск программы «Давай поженимся». 2. Расписать поэпизодно сюжет программы в два столбца: с одной стороны визуальную часть программы, с другой – звуковую.


17. Оппозиция визуального и текстуального в творчестве журналиста.

«Кадровое мышление»

        1. Язык аудиовизуальных искусств. Понятие кадра, мизансцены, мизанкадра.

        2. Кадр – основа визуального языка. Выразительные и изобразительные характеристики кадра.

        3. Практическое применение теории кадра С.М. Эйзенштейна, М.И. Ромма, А.Д. Головни в работе телережиссера.

        4. Мизансцена как выразительное средство режиссерского искусства. Общее и различное в театральной и «экранной» мизансцене.

        5. Задания. 1. Отсмотреть один выпуск программы «Модный приговор». 2. Расписать поэпизодно сюжет программы в два столбца: с одной стороны визуальную часть программы, с другой – звуковую.


18. Анализ чернового варианта экспликации или сценария программы.

  1. Композиция и драматургическая выстроенность программы.

  2. Правильность выбора действующих лиц.

  3. Чередование разного типа материала в программе.

  4. Мера пояснительной информации для зрителя.

  5. Ассоциативные перспективы и подтекст подготовленного материала.

  6. Задания. 1. Обменяться письменными режиссерскими экспликациями или черновыми вариантами монтажа программы и написать рецензию на работу однокурсника. 2. Подготовить чистовую экспликацию потенциальной передачи.



19. Принципы телевизионной режиссуры. Законы визуального монтажа.

  1. План, кадр, ракурс на экране. Соотношение изображения и слова.

  2. Работа режиссера и оператора в экранном творчестве. Режиссура прямого эфира. Режиссура монтажа.

  3. Монтаж как элемент языка аудиовизуальных искусств. Значение и особенности монтажа как элемента аудиовизуальных искусств.

  4. Цели и задачи монтажа в экранном произведении. Монтаж как средство повествования.

  5. Азбука монтажа. Простейшие законы «прямой склейки». Правила комфортного монтажа.

  6. Характеристики монтажных решений по кинетическому ряду. Информационный монтаж. Параллельный монтаж. Сравнительный монтаж.

  7. Монтаж как выразительное средство. Характеристики монтажа по семантическому ряду. Интеллектуальный монтаж.

  8. Внутрикадровый монтаж. Монтаж как способ звуко-зрительного решения. Вертикальный монтаж. Контрапунктный монтаж.

  9. Задание: 1. На основе полученных представлений о принципах монтажа из снятых в студенческом городке материалов смонтировать короткий художественный сюжет.


20. Деловая игра. «Защита сценарного проекта информационного сюжета».

Задача проводимой игры – выработка навыков и умений для создания собственного информационного материала для телесюжета, а также в оценке собственного результата и материала коллег по чётким профессиональным критериям. Вместе с тем важно закрепить уже известные представления об этапах работы над телевизионным произведением.

Разбившись на группы по 3 человека, студенты представляют предварительно написанный сценарий или сценарную заявку оригинального авторского телесюжета. Задача – ответить на все вопросы аудитории, где каждый студент представляет ту или иную журналистскую профессию или должность на телеканале.

Организуя деловую игру на занятиях по тележурналистике следует обратить внимание на основные моменты:



  1. Журналистское произведение как тип видеопродукции.

  2. Журналистская продукция как результат особого рода творчества (авторства).

  3. Социально-экономическая, общественно-политическая, культурная жизнь общества и компетентность журналиста.

  4. Процесс воздействия на зрителя и социальная позиция журналиста.

  5. Оперативное отражение жизни в тележурналистике.

  6. Журналистское творчество и профессиональная культура.

  7. Законы творчества в видеопублицистике.

  8. Этические принципы тележурналистики.

Роли студентов информационной службы телеканала играют:

  • корреспондент, автор информации – студент;

  • режиссёр – студент;

  • редактор – студент;

  • представитель руководства канала – студент.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Корреспондент выбирает тему телепубликации, пишет дома сценарий информационного сюжета, приносит на занятие в нескольких экземплярах.

Задание студенту:

1 – докажите, что ваш сюжет актуален, что он может быть использован в реальной информационной программе (выбор героя, темы, комментаторов, социологические и статистические материалы и т.д.);

2 – убедите редакцию в композиции, принципе построения материала (место стенд-апа, репортажной части, синхронных материалов, комментирования);

3 – аргументируйте ассоциативность и образность сюжета (По трем уровням осмысления действительности: бытовому, социальному, онтологическому);

4 – оцените возможную степень активности зрителей.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Режиссер читает сценарий корреспондента, пишет режиссёрскую экспликацию (левый ряд) и приносит её на обсуждение.



Задание режиссёру:

1 – объясните принцип выбора мест съёмки;

2 – обрисуйте и мотивируйте будущую цветовую и световую гамму передачи;

3 – расскажите, какими средствами может быть достигнута образность и ассоциативность сюжета.


ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Редактор службы новостей оценивает и редактирует материал.

Задание редактору:

1 – оцените общественную значимость материала;

2 – оцените уровень убедительности предложенного варианта телепубликации (герои, жанр, композиция, комментаторы);

3 – дайте оценку способу обращения автора к зрительской аудитории (повествовательно-эпический, дидактический, провокационный и т.д.);

4 – сделайте правку, внесите свои предложения, верните на доработку.
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ

Руководитель канала принимает решение (решает судьбу материала)

Задание студенту, играющему роль руководителя канала:

1 – определите, в какой телепрограмме может быть использован этот материал;

2 – оцените соответствие общей идее программы и канала в целом;

3 – определите, кому адресован материал и насколько соответствует по идее и по форме интересам предполагаемого адресата;

4 – спрогнозируйте возможную реакцию зрителей и заинтересованных лиц (власть, политики, бизнес, реклама).

5 – сделайте правку или верните сценарий автору (на доработку или с отказом публиковать, аргументируйте отказ в публикации).


ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

Задание студентам, играющим роли сотрудников информационной службы (корреспонденты, режиссёры).

Выступить от имени редакционной летучки, оценить достоинства и недостатки материала.
ДЕЙСТВИЕ ШЕСТОЕ

Преподаватель, выступающий от имени руководителя компании, даёт общественную оценку материалу. Определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры.


5. Образовательные технологии

Лекции; интерактивное взаимодействие с аудиторией в течение лекции, беседа; игровые технологии; работа в группах; самостоятельное написание студентами творческих письменных работ (эссе) на предложенные темы, связанные с лекционным курсом; самостоятельная работа студентов с источниками – газетами, журналами, радио- и телепрограммами, монографиями и статьями по истории и теории журналистики; выполнение тестовых заданий; устные доклады и сообщения, в том числе коллективные; составление словаря журналиста, содержащего основные термины и понятия журналистской профессии и смежных областей знания; использование компьютерных технологий, активная работа с интернет-источниками.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Оцениваются самостоятельные творческие письменные работы в течение семестра, устные и письменные сообщения на практических занятиях, составление словаря журналиста, содержащего основные термины и понятия журналистской профессии и смежных областей знания, зрительский дневник, сценарный план творческой группы, просмотр телевизионных программ и репортажей, написание рецензий о культурных событиях и явлениях, работа со специальной фильмотекой и видеотекой из собрания кафедры общего литературоведения и журналистики СГУ и киностудии СГУ



Освоение дисциплины завершается устным экзаменом. На экзамен представляется папка со всеми контрольными и творческими материалами, подготовленными студентом за весь семестр в курсе «Основы журналистского творчества».
Примерные вопросы к экзамену


  1. Предмет и задачи курса «Основы журналистского творчества»

  2. В чем проявляется журналистское творчество? Публицистическая и художественная составляющие в профессии журналиста.

  3. Профессия журналиста: основные черты и функции профессии.

  4. Журналистика как область массово-информационной деятельности.

  5. Журналистика как область социально-политической деятельности.

  6. Журналистика и свобода. Границы свободы в журналистике.

  7. Журналистика как область словесной деятельности. Профессиональные требования к языку и слову журналиста в разных типах СМИ.

  8. Журналист как читатель.

  9. Типология газетных СМИ Отраслевая журналистика в газете. Характеристика одного отраслевого издания: политическое, деловое, военное, спортивное, колумнистика.

  10. Журналист как слушатель. Умение слушать как профессиональный навык журналиста. Типология радиоканалов. Слово в радиожурналистике.

  11. Журналист как телезритель. Изучение телевизионной продукции в современном информационном пространстве. Анализ одной телепрограммы (аналитический обзор на основе расшифровки телесценария).

  12. Журналистское произведение как художественное многоуровневое высказывание. Смысловые уровни художественно-публицистического высказывания (на примере телепрограммы или фильма).

  13. Журналистские профессии.

  14. Творческая индивидуальность журналиста и способы ее реализации. Журналистские амплуа.

  15. Различие журналистского творчества в разных типах СМИ – в печати, на радио и телевидении.

  16. Жанровая структура журналистики. Понятие жанра. Система жанров в газете, на радио и телевидении.

  17. Авторское телевидение. Формы реализации творческого начала в журналистике.

  18. Тележурналистика в кадре и за кадром. Телевидение в современном информационном пространстве.

  19. Телевизионный сюжет. Характеристика жанра. Правила создания телесюжета.

  20. Телевизионный репортаж. Виды репортажа. Основные правила создания телерепортажа.

  21. Телевизионное интервью. Виды интервью. Этапы создания и правила работы над интервью.

  22. Сценарий экранного журналистского произведения. Виды сценариев. Этапы работы над сценарием.

  23. Оппозиция визуального и текстуального в журналиста. «Кадровое мышление».

  24. Основы работы режиссера. Задачи телевизионного монтажа.

  25. Монтаж как принцип кадрового мышления. Основные законы телемонтажа.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
Телевизионная журналистика: рек. указ. / сост. М. В. Воробьева ; вступ. ст. К. М. Захарова ; отв. ред. А. В. Зюзин. – Саратов, 2009.

Козонкова, О. В. История зарубежной журналистики (XIX - XXI вв.) [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / О. В. Козонкова. – Саратов : [б. и.], 2011


б) дополнительная литература:

  1. Василевский, Ю. А. Практическая энциклопедия по технике аудио- и видеозаписи: [энциклопедия] / Ю. А. Василевский. М.,1996.

  2. Средства массовой информации России : учеб. пособие / под ред. Я. Н. Засурского ; науч. ред.: Е. Л. Вартанова, М. В. Шкондин. М., 2006. 

  3. Волынец, М. М. Профессия: оператор : учеб. пособие / М. М. Волынец. – М., 2007.

  4. Ворошилов, В. В. Журналистика. Базовый курс: учебник / В. В. Ворошилов. 5-е изд. СПб., 2004.

  5. История мировой журналистики : учеб. пособие / А. Г. Беспалова. – М. ; Ростов н/Д, 2004.

  6. Монро П. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность / Монро П. М., 2000.

  7. Прозоров, В. В. Власть и свобода журналистики: учеб. пособие / В. В. Прозоров. М., 2005.

  8. Телевизионная журналистика : учебник. М., 1994.

  9. Фрумкин, Г. М. Введение в драматургию телерекламы : учеб. пособие / Г. М. Фрумкин. – М., 2005.

  10. Энциклопедия мировой индустрии СМИ : учеб. пособие. М., 2006. 

  11. Curran, S. Convergence Design. Creating the User Experience for Interactive Television, Wireless, and Broadband. / S. Curran. Gloucester, 2003.

  12. Dornfeld, B. Producing Public Television, Producing Public Culture / B. Dornfeld. Princeton ; N. Jersey, 1998.

  13. Williams, К. Understanding Media Theory / K. Williams. London : Arnold, 2003.


в) телевизионные программы и фильмы

Телепрограмма «Время» (1 канал, ежедневный общедоступный телеэфир).

Телеигра «Маркиза» (ГТРК «Саратов», ежемесячный общедоступный телеэфир).

Телеканал «Культура» (ВГТРК).

«Старше на 10 минут» (реж. Герц Франк) .http://www.youtube.com/watch?v=wFUmvgtu390
г) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Программа видеомонтажа Final cut (Киностудия СГУ).

1 канал. Официальный сайт с онлайн-трансляцией: http://stream.1tv.ru/live

Телеканал «НТВ». Официальный сайт с онлайн-трансляцией: http://www.ntv.ru/

Телеканал «РЕН-ТВ». http://www.ren-tv.com/home

Программа «Вести» (ВГТРК). Официальный сайт с онлайн-трансляцией: http://www.vesti.ru/

Интернет-телеканал «Дождь»: http://tvrain.ru/


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Доступ к библиотечным фондам ЗНБ СГУ им. В. А. Артисевич, доступ к фондам и технической базе Киностудии СГУ, доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки студентов); доступ к видеопроекционному оборудованию (во время занятий).


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки бакалавров «031600 – Реклама и связи с общественностью».



Автор:
Доктор филологических наук, проф. А.Н. Зорин________________________

Программа одобрена на заседании кафедры социальных коммуникаций от ___________, протокол № ________.



Зав. кафедрой социальных коммуникаций

Декан юридического факультета

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет