Рабочая Форма
программа ФСО ПГУ 7.18.1/06
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
Кафедра русской филологии и библиотековедения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «Зарубежная литература 20 века»
для студентов специальности 050118 «Русский язык и литература»
Павлодар
1 Цели и задачи дисциплины
Целью данной дисциплины является приобретение студентами знаний о литературном процессе зарубежной литературы 20 века, его направлениях, течениях и особенностях эстетики, философской основы, исторической значимости, преемственности и связи с предшествующими литературными процессами , а также исторические, социальные и экономические предпосылки развития литературы этого периода, что позволит студентам составить как можно более полное представление об эпохе. Данная дисциплина имеет большое значение в подготовке учителей словесности, так студенты благодаря ей имеют представление о мировом литературном процессе.
Задачи:
- получение представления о мировом литературном процессе;
- получение представления о взаимодействии литератур разных стран и народов;
- воспитание у студентов интернационализма и повышения общекультурного уровня студентов;
- совершенствование умений и навыков, полученных на предыдущих курсах при анализе художественных произведений мастеров зарубежной литературы 20 века;
Требования к знаниям и умениям:
- знание западно-европейских и американских литературных памятников 20века;
- знание учебников и учебных пособий по данному курсу;
- знание состояния современной литературоведческой науки по данной дисциплине;
- умение формулировать основные концепции западно-европейских и американских авторов о мире и человеке;
- делать целостный анализ литературного текста в контексте мировоззренческих основ эпохи;
2 Пререквизиты
Введение в литературоведение.
Античная литература
Зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения
Зарубежная литература 17-18 в.в
Зарубежная литература 19 в.в
Древнерусская литература
Русская литература 18 века
Русская литература 19 века
Форма
Тематический план ФСО ПГУ 7.18.2/07
дисциплины
3 Содержание дисциплины
3.1 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
Количество часов
|
№
|
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ
|
ЛК
|
ПЗ
|
ЛБ
|
СРС
|
1
|
Литература Франции
|
4
|
8
|
-
|
12
|
2
|
Новый роман
|
1
|
-
|
-
|
12
|
3
|
Литература Великобритании
|
3
|
4
|
-
|
12
|
4
|
Литература США
|
3
|
3
|
-
|
12
|
5
|
Литература Германии
|
4
|
-
|
-
|
12
|
|
Всего:
|
15
|
15
|
-
|
60
|
3.2 Содержание теоретического курса
Тема 1. Литература Франции
Возникновение новых социологических и культу4рологических понятий. Дадаизм и создание эстетики сюрреализма. Новая технология творчества. Культ бессознательного.
Французская поэзия начала 20 века: А.Рембо, П.Верлен, С.Малларме, Г.Аполинер.
Эмиль Золя – один из основоположников натурализма: позитивизм и эстетика натурализма. Теория наследственности и влияние общества и среды на человека в романах цикла «Ругон – Макары», «Нана». Жизнь народа в романах «Западня», «Жерминаль». Проблема творческой личности в романе «Творчество».
Ги де Мопассан. Идейно-художественное своеобразие новелл о Франко-прусской войне. Психологизм произведений Мопассана. Проблемы семьи и воспитания в романе «Жизнь». Единство эстетических взглядов Золя и Мопассана, критика социальной несправедливости в романе-памфлете «Милый друг».
Анатоль Франс. Мировоззрение писателя. Идеи Просвещения в творчестве А.Франса. Антиклерикальный роман «Таис». Отношение к революции. Якобинская диктатура в романе «Боги жаждут». Роман-памфлет «Остров пингвинов».
Ромен Роллан. Реализм и романтизм в творчестве писателя. «Театр революции». Художественные особенности в повести «Кола Брюньон».
Марсель Пруст – формирование эстетики Пруста под влиянием импрессионизма Д.Рескина. Традиция аналитического романа. Пруст и Бэтсон. Полемика с натуралистами. Ассоциативный процесс в романе «В поисках утраченного времени». Подсознание как основная мотивировка поведения героя. Отсутствие социальной и исторической детерминированности личности.
Анри Барбюс. Империалистическая война в романе «Огонь». Особенности стиля. Элементы натурализма. Религия и падение духовности. Социальные проблемы.
Франсуа Мориан. Социальные и этические проблемыв семейных романах. Изображение буржуазного мира и его противоречий в романах «Клубок змей», «Тереза Декейру», в повести «Мартышка».
Эрве Базен. Жанр психологического романа, семейные и психологические проблемы в романе «Змея в кулаке». Бездуховность и потребительский стереотип в романе «Супружеская жизнь». Историко-философское значение романа «Счастливцы с острова Отчаяния».
Антуан де Сент-Экзюпери. Пафос жизни и мужества в книге «Планета людей». Героическое сознание в романе «Ночной полет». Философская сказка «Маленький принц». Система символов. Традиции французской моральной философии 17 века.
Андре Жид. Этические поиски и стремление к индивидуализму, религии и социализму. Абсолютизация свободы и выбора в романе «Фальшивомонетчики». Культ вседозволенности. Отрицание моральных и социальных стереотипов.
Жан-Поль Сартр. Эстетические и философские взгляды. Влияние немецкой феноменологии (Гуссерль) и экзистенциализма (Хайдеггер). Атеистический экзистенциализм в романе «Тошнота». Идея свободы выбора. Абсурдность бытия.
Альбер Камю. Эволюция философско-эстетических взглядов. Влияние Кьеркегора, Ницше, Хайдеггера на Камю. Абсурд как источник свободы в философском эссе «Миф о Сизифе». Принципы экзистенциализма в романе «Посторонний». Метафизический смысл романа «Чума».
Жан Ануй. Создание театра абсурда. Сатира на обывателей. Драматургия: пьесы «Подвал», «Булочник». Художественные особенности комедии Э.Ионеско «Носороги» и трагикомедия С.Беккета «В ожидании Годо».
Робель Мерль. Осуждение фашизма в романе «Смерть – мое ремесло». Изображение общественных движений в романе «За стеклом». Художественное своеобразие романа «Мадрапур».
Тема 2. Новый роман
Новый роман и его значение в литературе послевоенной Франции. Основные направления в «новом романе». Поиски новых изобразительных средств (А.Роб-Грийе, Н.Саррот, М.Бютер). Отход от реализма и логики в изображении мира. Символизм и метафизика. «Развоплощение» персонажей. Создание особых типов сознания без мотивировок в поведении героев. Кольцевая структура в изображении времени и пространства.
Франсуаза Саган. Мир чувств в произведении писательницы. Проблема человеческих отношений. Стремление к совершенству и недовольство собой («Здавствуй, грусть», «Смутная улыбка»).
Тема 3. Литература Великобритании
Своеобразие культурного сознания. Главные эстетические, социологические и философские концепции эпохи. Развитие реалистических традиций в произведениях Б.Шоу, Д.Голсуорси, Г.Уэллса. Трагедия «потерянного поколения» в романе Р.Олдингтона «Смерть героя». Появление модернизма, идей З.Фрейда и К.Юнга. Эстетика модернизма. Взаимоотношения мира и человека. Мифологизм мышления. Отсутствие социальной проблематики, описание сознания личности. Искание новых форм. Своеобразие творчества Р.Стивенсона, А.Конан-Дойла. Метод «потока сознания» в творчестве Д.Джойса и В.Вульф.
Оскар Уальд. Своеобразие художественного творчества писателя.Эстетизм романа «Портрет Дориана Грея». Морально-нравственные проблемы, искусство и красота.
Бернард Шоу. Традиции русских классиков в творчестве Б.Шоу. Новаторство и шоу – драматургия. Гротеск и фарс в произведениях Шоу. Тема бездорожья в драме «Дом, где разбиваются сердца».
Джон Голсуорси. Традиции Диккенса и Теккерея в творчестве Голсуорси. «Сага о Форсайтах». Художественное своеобразие трилогии. «Потерянное поколение» в «Современной комедии». Проблемы семьи, «чистого искусства». Д.Г.Лоуренс. Лоуренс и Фрейд. Проблема человека и природы. Культ бессознательного, инстинкта и интуиции в романе «Сыновья и любовники». «Любовник леди Чаттерлей» как выражение идейных и эстетических позиций Лоуренса. Символ и миф.
Олдос Хаксли. Жанр интеллектуального романа. Специфика сатирического метода в романе «Шутовской хоровод». Критика высшего света и художнической богемы в романе «Контрпункт». Своеобразие поэтики.
Грэм Грин. Создание политического романа. Общественно-политические и нравственные проблемы в романах «Наш человек в Гаване» и «Тайный вгент». Протест против колониальной политики в романе «Тихий американец». Критика буржуазного общества в романе «Меня создала Англия». Особенности поэтики.
Джеймс Олдридж. Антифашистская тема в романе «Морской орел». Героизм греческого народа. Природа и человек в романе «Охотник». Социально-политические и философские проблемы в романе «Дипломат».
Ивлин Во. Традиции сатирического реалистического романа. Католические воззрения в романе «Пригоршня праха». Гротеск и сатира. Своеобразие поэтики.
Чарльз Перси Сноу. Изображение английской общественной жизни в цикле романов «Чужие и братья».Образ рассказчика. Перекликающиеся мотивы. Движение «Сердитых молодых людей» в английской2 литературе.
Творчество прозаиков К.Эмиса, Д.Уайна. Отказ от социальных, религиозных и моральных устоев. Нежизнеспособность теорий «рассерженных». Мировоззрение послевоенной молодежи в пьесе Осборна «Оглянись во гневе». «Новая волна» в драматургии Ш.Делени, А.Уэскер, Дж. Арденн, р.Болт и др.
Айрис Мердок. Экзистенциализм и лингвистическая концепция Витгенштейна. Шекспировские аллюзии в романе «Черный принц». Тема духовности. Интеллектуально-психологическая и философская основы прозы.
Уильям Голдинг. Принципы экзистенциализма в творчестве писателя. Проблема «цивилизация и человек». «Повелитель мух» - повествование об истории человечества. Биологическое и социальное в людях.
Джон Рональд Рауэл Толкиен. Своеобразие мифопоэтики. Жанр «фэнтэзи». Кельтские сказания в повести «Хобит, или Туда и обратно». Философские и этические проблемы. Философские взгляды писателя в книге «Властелин колец». Испытание как способ самопознания. Образ Средиземноморья. Значение образа колец. Вымысел и реальность.
Джон Фаулз. Своеобразие постмодернистской поэтики. Эстетическая концепция в повести «Башня из слонового дерева». Искусство и свобода в повести «Коллекционер». Художественные особенности повести.
Мюрюэль Спарк. Мировоззрение и эстетические взгляды. Язык и стиль романа «Абатисса Круская» и «На публику». Прием «обратной казуальности». Образы чудаков.
Антонии Берджес. Социальные и этические проблемы в романе «Механический апельсин». Элементы антиутопии и теология в романе.
Создание образа Шекспира в романе «На солнце непохоже».
Питер Акройд. Постмодернистская интерпретация традиционных сюжетов. Технократический и гуманитарный типы сознания. Стилизация, пародирование и ирония в «Завещании Оскара Уальда». Своеобразие постмодернистской стилистики.
Грэм Свифт. Тенденции «романа идей» в произведениях писателя. Главная тематика романа «Последние распоряжения». Проблема отцов и детей. Трагическое и комическое в романе.
Тема 4. Литература США
Общественно-исторические условия и общественная борьба в США. Послевоенная литература «потерянного поколения». Пересмотр традиционных ценностей отчуждения от общества и ощущение распада мира. Скептицизм идеала. Трагическое мировосприятие личности.
Ф.С.Фицджеральд. «Американская мечта», богатство и успех в романе «Великий Гэтсби». Особенности композиции. Прием «двойного ведения». Отношение автора к главному герою. Век джаза в «Ночь нежна». Критическое изображение американской жизни. Крушение личности, утрата мечты.
У.Фолкнер. Значение американского мифа. Романы о вымышленном округе Йокнапаторе. Проблема человека и цивилизации в романе «Медведь». «Поток сознания» в романе «Шум и ярость». Протест против расовой дискриминации. Динамика творчества в трилогии о Сноупсах. Время и пространство в прозе Фолкнера.
Т.Драйзер. Социально-политические и морально-нравственные проблемы в романе-трилогии «Американская трагедия». Критика общественных устоев в романе «Сестра Керри». Проблема преступности и развенчание «американской мечты». Э.Хемингуэй. Изображение первой мировой войны и «потерянного поколения» в новеллах и романах. Принцип «айсберга». Интерлюдии и авторский замысел. Антивоенная тема в романе «Прощай, оружие!». Гуманизм повести «Старик и море».
Джон Стейнбек. Проблема собственности в романтической притче «Жемчужина». Связь с фольклором, социальная критика в романе «Гроздья гнева». Судьба народа.
Томас Вульф. Лиро-эпическая проза. История страны в романе «Взгляни на дом свой, ангел». Проблема личности и общества. Осмеяние ложных идеалов. Преодоление романтического эстетизма в поздних романах.
Роберт Бенн Уоррен. Политическая сатира в романе «Вся королевская рать». Несовершенство политической системы в Америке. Нравственные проблемы в романе «Пещера». Мотив одиночества .
Д.Апдайк. Трагическое мироощущение писателя.. Быт и нравы провинциальной Америки. Мотив бегства в романе «Кролик, беги!». Морально-этические проблемы в романах о Кролике: «Исцелившийся кролик», «Кролик разбогател». Американская модель жизни. Мифологический план и реалистическая условность в романе «Кентавр».
Д.Селинджер. Философско-этические взгляды. Обращение к средневековой философии Индии. Использование символики чисел. Конфликт героя с обществом в романе «Над пропастью во ржи». Духовный кризис и неприятие взрослой жизни. Своеобразие поэтики произведения.
Курт Воннегут. Проблема роботизации личности в современном обществе. Пародия общества тотального стандарта в романе «Утопия -14». Философско-социальный смысл романа «Бойня номер пять» или «Крестовый поход детей». «Колыбель для кошки» - сплетение фантастики и гротеска, бурлеска и клоунады. Парадокс и коллаж, концепция личности в романе «Завтрак для чемпионов».
Уильям Стайрон. «Сойти во мглу» - семейно-психологический роман. «Выбор Софи» - произведение, критикующее современный режим и фашизм. Историзм романа. Своеобразие стиля.
Джойс Кэрол Оутс. Социальные и этические проблемы романа «Сад радости земных». Утрата мечты и реальности. Проблема человека и закона в романе «Делай со мной, что захочешь».
Теннеси Уильямс. Тема одиночества и безысходности в драмах «Стеклянный зверинец», «Трамвай Желание», Реализм изображения американской действительности. Элементы натурализма в пьесах «Татуированная роза», «Кошка на раскаленной крыше». Концепция «пластического театра».
Артур Миллер. Традиции Г.Ибсена в творчестве Миллера. Социальная критика в пьесе «Смерть коммивояжера». Прошлое и настоящее. Проблема семьи. Психологизм в изображении героя.
Тема 5. Литература Германии
Политическая обстановка в стране, значение первой мировой войны в истории страны. Общественный кризис. Роль экспрессионизма в литературе. Отказ от механизации и стандартизации и стремление к духовности в драматургии Г.Кайзера и Г.Гауптмана.
Томас Манн. «Будденброки» - семейный роман-хроника. История четырех поколений. Вырождение семьи. Социально-политические проблемы. Психологизм в изображении героя. Поиски смысла жизни в романе «Волшебная гора». Пробуждение личности. Значение мифа в романе «Иосиф и его братья». Функции мифа в новых исторических условиях. Поэтика романа.
Генрих Манн. Роман «Верноподанный» - политическая сатира. Роль среды в воспитании Геслинга. Разрушительное влияние империалистической системы на жизнь и нравы общества. Образ лидера в дилогии о Генрихе 4.
Эрих Мария Ремарк. Изображение представителей «потерянного поколения» в произведениях писателя. Романтическое воплощение тем дружбы и любви в романе «Три товарища».
Лион Фейхтвангер. Развитие жанра исторического романа. Философские воззрения писателя. Концепция рационального. Роль художника в жизни общества в романе «Гойя». Искусство и его значение для духовного обогащения.
Бертольд Брехт. Новаторство творчества драматурга. Создание «»эпического театра». Значение приема «осуждения». Роль песен-зонгов. Пьеса «Матушка Кураж и ее дети» - протест против войны. Критика антигуманизма буржуазной политической системы и философское значение фантастических образов и условных ситуаций в пьесе «Добрый человек из Сычуаня».
История изучения курса зарубежной литературы 20 века, ее художественное своеобразие, многообразие жанров и литератьурных течений отразилась в трудах Ю.Уварова, Д.Затонского, Т.Мотылевой, Л.Андреева, Д.Царика и др.
3.3 Содержание практических занятий.
Тема 1. Эмиль Золя. «Западня»
Тема 2. Ги де Мопассан. «Милый друг»
Тема 3. Ромен Роллан. «Кола Брюньон»
Тема 4. Эрве Базен. «Супружеская жизнь»
Тема 5. Бернард Шоу. «Дом, где разбиваются сердца»
Тема 6. Джон Голсуорси. «Сага о Форсайтах»
Тема 7. Грэм Грин. «Меня создала Англия»
3.4 Содержание самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
Тема 1. Джеймс Олдридж. «Морской орел»
Тема 2. Айрис Мердок. «Черный принц»
Тема 3. Уильям Фолкнер. «Шум и ярость»
Тема 4. Теолор Драйзер. «Американская трагедия»
Тема 5. Эрнест Хемингуэй. «Старик и море»
Тема 6. Джером Селинджер. «Над пропастью во ржи»
Тема 7. Томас Манн. «Будденброки»
3.5 Содержание СРС
№
|
Вид СРС
|
Форма отчетности
|
Вид контроля
|
Объем в часах
|
1
|
Подготовка к лекционным занятиям
|
Конспект лекций
|
Участие на занятии
|
12
|
2
|
Подготовка к практическим занятиям, выполнение домашних заданий
|
Конспект практического занятия
|
Участие на занятии
|
12
|
3
|
Изучение материала, не вошедшего в содержание аудиторных занятий
|
Устные и письменные работы
|
Коллоквиум
|
12
|
4
|
Выполнение семестровых заданий
|
Устные и письменные работы
|
Защита СЗ
|
12
|
5
|
Подготовка к контрольным мероприятиям
|
Устные и письменные работы
|
РК 1, РК 2, коллоквиум
|
12
|
Всего
|
60
|
Темы для самостоятельной работы студентов
1.Генрих Манн. «Верноподанный»
2.Эрих Мария Ремарк. «Три товарища»
3. Лион Фейхтвангер. «Гойя»
4. Бертольд Брехт. «Матушка Кураж и ее дети»
5. Альбер Камю. Миф о Сизифе
6. Тенесси Уильямс. «Кошка на раскаленной крыше»
7. Тенесси Уильямс. «Трамвай «Желание»
Форма
ФСО ПГУ 7.18.1/10
Выписка из рабочего
у чебного плана
специальности
Выписка из рабочего учебного плана специальности 050118 «Русский язык и литература»
Наименование дисциплины: «Зарубежная литература 20 века»
Форма обучения
|
Формы контроля
|
Объем работы студента в часах
|
Распределение часов по курсам и семестрам
|
э
к
з
|
з
а
ч
|
к
п
|
К
Р
|
Р
г
р
|
к
о
нт
|
Всего
|
ЛК
|
ПЗ
|
ЛБ
|
СРО
|
Лк
|
ПЗ
|
ЛБ
|
СРО
|
Общ
|
ауд
|
сро
|
Очная на базе общего среднего
|
5
|
|
|
|
|
|
90
|
30
|
60
|
5 семестр
|
6 семестр
|
15
|
15
|
|
60
|
|
|
|
|
|
|
Основная литература
1.Зарубежная литература 20 века. М.,1973 или 1979.
2.Зарубежная литература 20 века. Хрестоматия. Т.т.1-3. м., 1975-1986.
3. История зарубежной литературы конца 19 – начала 20 веков. М., 1970.
4.История зарубежной литературы 20 века. М., 1984.
5.Злобин Г. По ту сторону мечты. Страницы американской литературы. М., 1985.
6.Уварова Ю.П. Современный французский роман (60-80 г.г.). М., 1985.
Дополнительная литература
7.Литературные направления и стили. М., 1976.
8. О литературно-художественных течениях 20 века. М., 1966.
9.Адомин В. Поэтика и действительность. Из наблюдений над зарубежной
литературой 20 века. Л., 1975.
10.Барабаш Ю. Мировой литературный процесс и литература наших
дней. М., 1979.
11.Затонский Д. Герой и автор. Судьбы реализма в современной
зарубежной литературе. М., 1962.
12.Затонский Д. Искусство романа и 20 век. М., 1975.
13.Мотылева Т. Зарубежный роман сегодня. М., 1966.
14.Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве
20 века. М., 1984.
15.Парсонс Г. Человек в современном мире. М., 1985.
16.Андреев Л.Г. Сюрреализм. М., 1972.
17.Гайденко Д.В. Экзистенциализм и проблемы культуры. М., 1963.
18.Затонский Д.В. Кафка и проблемы модернизма. М., 1972.
19.Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 1987.
20.Царик Д.К. Типология неоромантизма. Кишинев. 1984.
Форма
ФСО ПГУ 7.18.1/10
Выписка из рабочего
у чебного плана
специальности
Выписка из рабочего учебного плана специальности 050118 «Русский язык и литература»
Наименование дисциплины: «Зарубежная литература 20 века»
Форма обучения
|
Формы контроля
|
Объем работы студента в часах
|
Распределение часов по курсам и семестрам
|
э
к
з
|
з
а
ч
|
к
п
|
К
Р
|
Р
г
р
|
к
о
нт
|
Всего
|
ЛК
|
ПЗ
|
ЛБ
|
СРО
|
Лк
|
ПЗ
|
ЛБ
|
СРО
|
Общ
|
ауд
|
сро
|
Заочная на базе общего среднего
|
8
|
|
|
|
|
|
90
|
12
|
78
|
7 семестр
|
8 семестр
|
|
|
|
|
6
|
6
|
-
|
78
|
|
|
Форма
Тематический план ФСО ПГУ 7.18.2/07
дисциплины
3 Содержание дисциплины
3.1 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
Количество часов
|
№
|
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ
|
ЛК
|
ПЗ
|
ЛБ
|
СРС
|
1
|
Литература Франции
|
1
|
1
|
-
|
16
|
2
|
Новый роман
|
1
|
1
|
-
|
16
|
3
|
Литература Великобритании
|
1
|
1
|
-
|
16
|
4
|
Литература США
|
2
|
2
|
-
|
16
|
5
|
Литература Германии
|
1
|
1
|
-
|
14
|
|
Всего:
|
6
|
6
|
-
|
78
|
Достарыңызбен бөлісу: |