«Нужно, чтобы вы сами добыли свои знания и своими собственными усилиями изменяли жизнь!»
Слова Инопланетянина в рассказе П.Вежинова
«Однажды осенним днём на шоссе»
М А Н И Ф Е С Т
К А Р Д Е Н И С Т С К О Й Ф И Л О С О Ф И И
Й о г Р а м а н а н т а т а
трактат о духах и бессмертии
в продолжение
«КНИГИ ДУХОВ» Аллана Кардека,
«ПОСЛЕ СМЕРТИ» Леона Дени
«НОВОГО ОТКРОВЕНИЯ» Артура Конан-Дойля
и других работ этих авторов
МОСКВА − 1994 г.
Н А П У Т С Т В И Е
Комфорт − вот, собственно, и всё, что нам может дать современная цивилизация. Душа же человека в этих условиях обречена страдать и маяться, потому что не просто проблемы её игнорируются, но и само существование её всерьёз не признаётся. Ей отведено всего лишь призрачное бытие: в жизни сей она не более, чем словесная абстракция, простой символ, которым можно играть как и прочими словами.
Именно этому положению вещей мы и намерены положить конец. Мы внятно объясним каждому, кто ещё в состоянии слышать и слушать, что душа каждого − это не игрушки.
Ибо душа у человека есть, это нечто до ужаса реальное. Её можно предать, купить, продать, променять. Её можно отравить или спасти. У каждого из нас есть душа.
Человек способен погубить собственную душу. И это чудовищно реально, это сегодня происходит почти на каждом шагу. Но что пользы человеку приобрести весь мир, если он теряет собственную душу?
Необходимое условие для возникновения иллюзии: её жертва должна принимать иллюзию за реальность. Трагедия современности в том, что мы загипнотизированы действительностью, которая в действительности не действительна.
«Человек! Ты сам − последняя из всех тайн. Познай самого себя!» − было начертано на портале античного мира. Проникновение в наш собственный внутренний мир является единственной и узкой дверью к истине. Никакого другого пути к этому безусловно не существует.
Самопознание и забота о душе являются главной задачей человека, основной целью его жизни, как здешней, так и последующей. Что может для человека быть важнее знания самого себя? Ни дела житейские, ни удовольствия, ни какая бы то ни было деятельность не могут сравниться со знанием себя, ибо это − основа основ, ибо это − знание добра и зла; ибо это − выход из царства теней и иллюзий.
Самопознание − единственный источник счастья. Оно ведёт к совершенству и свободе. Вы можете искать свободу, но каким образом вы её приобретёте, если вы стали рабом страха и земных условий? Вы − часть Божества. Почувствуйте и поймите это: ваши узы спадут, и вы станете свободны.
«Под руководством философии материализма человечество движется по ложному пути. Чем дальше, тем всё более и более ясно, что путь этот – путь страданий, и человечество должно приступить к постижению этих тайн или погибнуть».
А.Конан-Дойль
Часть Первая
М А Н И Ф Е С Т
К А Р Д Е Н И С Т С К О Й Ф И Л О С О Ф И И
П Р Е Д И С Л О В И Е
В своей работе мы старались объединить на общих основах две мистические философии Востока и Запада − йогу и концепцию французских философов-спиритов Аллана Кардека и Леона Дени.
Итогом такого слияния и является карденистская философия, выраженная в настоящем Манифесте.
Мы не стремились непременно сказать всё сами, но предпочли, по мере возможности, ввести в наш текст высказывания известных мыслителей различных эпох и народов. Нам думается, что это придаст словам нашим вящего веса во взорах некоторых, ибо очарование авторитета для многих всё ещё необоримо. Впрочем, независимо от того, dictum sapienti sat est.
Философия Карденизма, или Питри-Йога, ориентирована на ценности Христианства, каковое, однако, осмысляется в более широком спектре всех духовных исканий ноосферы планеты Земля.
Мир, Радость и Свет всем, ищущим Истинного Блага!
Й.Р.
I
Здоровье − главнейшее качество Жизни, ибо где нет Здоровья, там болезни, вырождение и смерть как естественный итог утраты Здоровья. Чахнуть, болеть − значит, по Философии Йогов, уже не жить, так как в больном теле не может правильно работать Мысль. Больной человек не может здраво воспринимать мир и существующие в нём отношения, он слишком склонен мрачно смотреть на вещи, и ему совершенно невозможно понять оптимизм здорового. В наиболее чистом виде иллюстрацию того, о чём идёт речь, даёт такое заболевание, как рак, когда утрата Здоровья выражается в процессе перерождения клеток тела. Этот процесс вырождения весьма мучителен, на каком бы плане он ни происходил − физическом, ментальном или психическом, и мучения его усугубляются в геометрической прогрессии по мере развития самого недуга, покуда количественные изменения не найдут своего разрешения в качественном с наступлением смерти.
Болезней существуют тысячи и тысячи, и по мере всё большего вырождения земного человечества число этих болезней возрастает также в геометрической прогрессии, но Здоровье, о чём весьма полезно помнить, всегда было и может быть только одно. Медицина не может помочь Человеку. Её уже давно не интересует его здоровье и знание того, что делает его здоровым. Она изучает всё разрастающееся число болезней и в результате этого бесконечного раздробления перестаёт видеть за деревьями лес, за домами усматривать город. Такой подход принципиально неверен.
Вопрос Здоровья, как и все вопросы Жизни, очень сложный вопрос. Попытаемся раскрыть его, не вдаваясь в чрезмерные подробности. Так, Философия Йогов учит, что Здоровье − это жизнь в естественных условиях, в согласии со своей природой, с природой окружающей и с Природой великого Целого. Как только это согласие, эта гармония нарушается − тут же наступают болезнь, вырождение и смерть. Здоровье − это понятие качественное, выражаемое количественно. Количественность его заключается в том, что человеческое тело, состоящее из миллиардов клеточек, здорово только тогда, когда здорово большинство этих составляющих его клеточек. Далее, она заключается в том, что и сам человек этот является клеточкой, составляющей огромный организм, называемый человечеством, в каковом отдельные нации являются лишь различными его органами; этот организм также может быть признан здоровым лишь тогда, когда большинство клеточек, составляющих его органы, здорово, когда здоровы все его органы. Затем количественность проявляется в том, что земное человечество также есть лишь клеточка Бесконечного Организма, каким является Космическое Человечество, и так идёт оно далее. Качественность Здоровья заключается в том, что на всех своих количественных иерархических ступенях оно имеет две стороны: внешнюю (видимая физическая, материальная сторона) и внутреннюю (незримая нравственная, духовная сторона). По Философии Йогов, обе эти стороны диалектически связаны и пронизывают друг друга, но всё же главная, определяющая всему сторона − это духовная, нравственная, ибо вначале было Слово, т.е. Мысль. Мысль является движущей, направляющей силою Вселенной, а всё остальное создаётся ею как орудия для осуществления её жизнедеятельности. Из этого нетрудно понять, что всякое пренебрежение Нравственностью, Духовностью, т.е. Культурою Мысли, возможное лишь на низших ступенях Иерархии, неминуемо влечёт за собою физические страдания, вырождение и смерть. В этом проблема земного человечества.
Земное человечество больно, давно тяжело больно. Полагаем, что факт этот не нуждается в каких-либо доказательствах, ибо сегодня он виден уже и слепому. Всякие попытки излечить эту болезнь революционным путём, т.е. путём воздействия на мёртвую материю, ни к чему путному не привели и, разумеется, привести не могли. Оне лишь обострили всё возрастающее физическое и нравственное вырождение земного человечества. Но даже сегодня, при наличии доброй воли, ещё не поздно остановить этот процесс и повернуть его вспять. С этим только надо спешить, потому что откладывать больше некуда: мы подошли к черте.
Ждать больше нельзя не только потому, что почти все люди больны, как порознь так и своими нациями, и здоровых нет, но и потому ещё, что больна вся среда обитания человечества, отравленная его варварской жизнедеятельностью, больна и отравлена вся планета. И исцелить планету возможно, только лишь очистив, изменив настрой своих мыслей − как каждому отдельному человеку, так и хотя бы большей части земного человечества (рассчитывать сегодня на всех уже нереально). Мысль − великая сила; пусть она вторична, эфемерна, несущественна для материалиста (она у него и в самом деле вторична), но в действительности, по самой своей природе, как это ни противно господам марксистам, мысль вещественна и первородна, ибо мысль правит миром, а всё остальное чепуха. Вибрации верно построенной, живой, честной мысли способны пробиться сквозь туманный океан мыслей посредственных, лживых и глупых, способны своей энергией дезорганизовать функционирование этих последних, и в конечном счёте − их уничтожить, претворив их в себя. Так одному непьющему атому под силу протрезвить всю пьяную вселенную. Мысленный Мир − состояние очень справедливое, и он − не область для тех, кто мыслит механистично.
Чтобы добиться успеха в переустройстве мира, начинать надо не с толпы, не с масс, а делать это так, как учили все Религии и все умные люди − с каждого конкретного Человека. Лишь познание и совершенствование своего «я» (пока что «я» лишь со строчной буквы), при том условии, что практиковать его будет большая часть людей, действительно сможет спасти земное человечество. Если ещё хоть немного помедлить с культивированием Духовности, то спасать скоро будет попросту некого, ибо ПРОМЕДЛЕНИЕ здесь физической СМЕРТИ всего человечества ПОДОБНО. Не преступим предел! Сейчас, правда, много говорят и пишут о так называемой «духовности», но не дадим обмануть себя. Ведь о какой духовности, спрашивается, может итти речь у тех, кто не признают и отрицают самое существование духа?! Надо полагать, что это с их стороны всего лишь метафора, к тому же довольно корявая.
II
На этих страницах часто будет итти речь о глупости и невежестве, этих двух воистину коренных недугах человечества. Что касается глупости, то она настоящая болячка человечества, его «больное место». Но о больное место, как известно, чаще всего и стукнешься. Так у преподавателей, чтецов и певцов наиболее уязвимое место − это голос. Профессиональный недуг пианистов и машинисток − это болезнь суставов пальцев. Повальное заболевание в литературной гильдии критиков и редакторов, переводчиков и журналистов − отсутствие литературного вкуса. У людей же профессионально думающих, как-то: писателей, учёных, казённых философов, это − слабоумие, неспособность к здравому суждению, кретинизм.
Что касается невежества, то оно не просто выдаёт глупость и посредственность за мерило умственного стандарта, но и связано с самым страшным на свете злом − жестокостью. Одно обусловливает другое: невежество происходит от жестокости, жестокость всегда невежественна. Поэтому невежда, как правило, жесток, а жестокосердый − невежествен. Между тем Природа не для того подняла Человека разумом над животным, чтобы он стал ещё более свирепым, чем дикие звери. Но ведь дикие звери, и те, жестоки только по необходимости: сытый лев никогда не убивает; а невежда − бессмысленно жесток. Жестокий невежда не позволяет в себе проявляться разуму. Поэтому он не только недостоин называться «человеком», но и быть внешне на человека похожим, что часто и происходит. Он просто тупое животное, вроде крокодила.
Взаимная зависимость Физического здоровья и здоровья Психического неоспорима. Но не менее неоспорима и очевидна связь психического Здоровья с мировоззрением, с мироощущением, которые Человек имеет. И здесь уместно отметить, сколь пагубным оказалось для человеческого сознания мировоззренческое господство материалистических идей, длящееся вот уже два века.
Естественно, что общество, построенное на атеистических и эгоистических началах, содержит в себе самом зародыши своего распада и что члены его должны пожирать друг друга, словно хищные звери.* Всё это очень хорошо понимали распутники и разного рода обоснователи скотскости в человеке. Когда в конце XVIII века материализм во Франции вёл борьбу с религией, то с ним заодно, и философски более последовательно, выступали такие мыслители, как маркиз де Сад, Жакоб Верн и проч. В самом деле, лишь умственная слепота и непоследовательность позволяли материалистам и так называемым «гуманистам» строить свои человеколюбивые и обществоприятные теории. Эти мужи не в состоянии были с необходимой ясностью увидеть, что коль скоро нет Бога, (а это значит, что нет и души, нет Бессмертия), то тогда, выходит, всё дозволено, а всякие запреты и самоограничения − лишь нелепые предрассудки годные только на то, чтоб мешать человеку наслаждаться этой матерьяльной жизнью. С какой стати сдерживать себя, управлять собой и себя совершенствовать, если живём лишь раз и всё кончается для нас со смертью? Надо лишь стремиться прожить эту жизнь, сделав её − лично для себя − как можно более приятной, в соответствии со своими представлениями о приятности. И что заставит тогда людей, пекущихся единственно об ублажении себя, уважать права ближнего? Уж не страх ли перед жандармами? Но такой страх остановить может лишь робких умом и слабых духом. А среди последних сколько ещё раскольниковых полезет в наполеоны? Ну а коли так, то философски правы могут быть только маркиз де Сад, Жакоб Верн, с одной стороны, и с другой − А.Шопенгауэр, Дж.Леопарди и Э.фон Гартманн. Третьего не дано.
* Здесь надобно отметить, что «атеисты» бывают «гуманистами» только в первом своём поколении, когда они оказываются воспитаны и вырастают в лоне религиозной культуры. В последующем поколении атеистов гуманизм становится «абстрактным"; у внуков − это уже откровенный эгоизм, у правнуков же − не более и не менее как фашизм и садизм. Живя среди внуков и правнуков, отчего не раскрыть глаза и не оглядеться вокруг?
Надо сказать, что у маркиза де Сада матерьялизм показан во всей своей беззащитной гнусности. Здесь, правда, нет места рассматривать этот вопрос сколько-нибудь подробно, поэтому коснёмся его лишь вскользь. Удовольствие, наслаждение − вещь отнюдь не безобидная, и в ней, если потерять точку опоры (а её теряет всякий, кто желает видеть в наслаждении самоцель, а не орудие), в ней очень легко дойти до извращений. И если для большинства людей самые сильные удовольствия не духовные, а именно телесные, и среди последних естественным образом выпирает секс, и если при всём том люди эти лишены всяких основ подлинной Нравственности, каковые отметаются материализмом, поскольку он неспособен разумно и логически обосновать их, то людскому большинству этому неизбежно остаётся лишь дорога, протоптанная маркизом де Садом, который создал единственно последовательную, сказавшую «А» и сказавшую «Б» материалистическую философию, который логично обосновал свои принципы и способен убедить всякого материалиста, если только тот согласится его слушать и если у него хватит ума понять сказанное. Следует помнить, что де Сад с восторгом приветствовал французскую революцию (не говоря уже о том, что это он − виновник разрушения Бастилии) и что философская основа у него в общем-то та же, что и у французских материалистов-просветителей (см. начало трактата в его «La Philosophie dans le boudoir»). И сам-то он почитал себя носителем свободомыслия и наиболее прогрессивных идей человечества, потому что от основы вольнодумских «просветителей» шёл далее, к логичным выводам, из неё вытекающим, и тем показал её конечную, не зримую ему самому гнусность. Есть всё-таки какой-то горький юмор в том, что во всяком безумии своя логика имеется!
Да, в отличие от этих просветителей, де Сад, без обиняков и эвфемизмов, взялся исследовать самую важную пружину человеческих действий и поступков и, анализируя её на принципе приоритета наслаждения, дошёл до таких ужасов, что никто не пожелал его понять. В этом выражается половинчатость человеческой природы, неспособной к крайностям даже в дурном. И всё-таки бескомпромиссный, последовательный, рассудочный материализм неотвратимо ведёт к садизму и прочей мерзости. Это дорога Мрака, по которой служители Тьмы желали бы тащить серое большинство. Все половые извращения ведут туда. И не пускает людей туда только то обстоятельство, что они, по слабости своей натуры, испытывают достойное обезьяны отвращение к Философии, как к истинной, так и к ложной, из-за чего аргументация учителей мрака остаётся пустым словесным фейерверком. Но ведь по этой же причине серость не идёт и к Свету, а продолжает жить полусознательной жизнью животного.
Если проникнуть в самую суть вещей, то можно понять, что борьба с «тёмной силой» есть в конечном счёте борьба с человеческой глупостью, ограниченностью, непониманием собственных интересов. В целом атеисты полагают, что они опровергают Бога. В действительности же они опровергают лишь свои примитивные о Нём представления. И примитивные-то свои представления они опровергают опять-таки примитивно. Истинная идея о Боге не может быть опровергнута, ибо она безгранична и не скована определениями. В самом деле, как было бы можно опровергнуть то, чему нет и не может быть конечного определения, что бесконечно, безгранично, беспредельно, безмежно, в отношении чего любое самое смелое определение − лишь ещё одна попытка понимания, не способная исчерпать то, что не может быть постигнуто и определено? Поэтому правы атеисты, когда они пишут о своём боге, достойном всяческого осмеяния, со строчной буквы, и правы мы и все те, кто исповедуют взгляды Беспредельности, когда мы говорим о Боге с буквы заглавной.
III
Надо признать, что наш век был веком механического суеверия. Но человек, чьё мышление заражено чисто механическим видением мира, мыслит неполноценно. При этом, механическое понимание мира механизирует и самого человека, и хотя он и не становится роботом, но Человеком быть уже перестаёт. Отсюда желание вождей и теоретиков видеть в человеке лишь ничтожный винтик государственно-общественной машины и, соответственно, превращение человека в этот винтик, в орудие, а не цель. Если этот винтик добросовестен в своём ущербном мышлении, то он неизбежно должен притти к отчаянию пессимизма. Он похож на мокрого, перепуганного мышонка, стоящего перед огромным, голодным тигром.
Между тем ничто не совершается механически, сама Механика одухотворена. Она действует лишь постольку, поскольку одухотворена законами и сообщающей этим законам огненность Волей. Во всей вселенной Психика надстоит Физике, подобно тому как Дух надстоит Материи. Вернее даже сказать, что это − не подобие, а тождество. И человек, удовлетворённый матерьялистическим объяснением мира, подобен ребёнку, заворожённому игрой марионеток, не видящему ничего, кроме их и сцены, по которой оне двигаются, и не замечающему ниток, за которые их дёргают невидимые руки, и ничего не подозревающему о существовании этих рук и Того, Кому оне принадлежат.
Необходимо также сказать несколько слов и о так называемой «коммунистической мечте человечества». По сути дела в основе её лежит вера в то, что грядущие поколения будут жить лучше нас. Люди вообще всегда бессознательно верили, что их дети будут жить лучше их. По этому поводу можно вспомнить остроумное стихотворение Саши Чёрного «Потомки». Вера эта всегда была и есть одна из основ всякой эксплуатации, выжимания пота и выкручивания рук. Между тем она глубоко ошибочна: как жизнь последующих поколений зависит от жизни или смерти нынешнего поколения, точно так же и счастье последующих поколений зависит от счастья или бедствия поколения нынешнего; если нынешнее поколение выродится и не сможет дать потомства, то человечество исчезнет; если современное поколение не будет счастливо, то не будут счастливы и последующие поколения. Человеческому обществу следует не гнаться за химерами, не жить в постоянной гонке, устремлённой в призрачное и никогда не достигаемое им будущее, в завтра, не наступающее никогда, но заниматься деятельностью, обращённой к настоящему, стремясь при этом создать всем своим членам условия существования, достойные Человека.
Но вместо этого человечество захватила бесформенная и лишённая иной цели и смысла, кроме собственного неограниченного расширения, лихорадочная деятельность. Уже почти два века, как она носит название «прогресса», и при отсутствии живой и действенной Религии эта деятельность смогла стать чем-то вроде суррогата последней. Новейшим порождением этого «прогресса» стало современное индустриальное общество, общество потребления и духовной пустоты, основанное, как и встарь, на купле-продаже, а также воровстве, обмане и насилии. Духовная же пустота порождает в членах его алкоголизм, наркоманию, волну самоубийств, проституцию, всевозможную распущенность и преступность. Свами Прабхупада Бхактиведанта говорит: «Современная цивилизация значительно продвинулась в деле массового образования, но результатом этого явилось то, что люди стали ещё более несчастны, чем когда-либо прежде; из-за установки на материальное продвижение исключается наиболее важная часть жизни − духовная жизнь».
Симптомы этой болезни определились, правда, изрядно давно, и ровно сто лет назад Оскар Уайльд писал: «Материальную прибыль поставили выше духовного развития. Благодаря этому человек стал думать, что главное − это иметь, и упустил из виду, что главное − это быть. Истинное совершенство человека заключается не в том, что он имеет, а в том, что он собою представляет. В сущности ничто не должно бы озабочивать человека, кроме его внутреннего «Я». В действительности человек обладает лишь тем, что находится в нём самом. Всё же, что вне его, не должно иметь никакого значения».
Не раз указывалось, что вся эта суета содержит в себе неразрешимые внутренние противоречия и приводит к катастрофическим последствиям: всё возрастающему, уже не посильному для человека темпу жизни и её изменений, к отравлению и уничтожению окружающей среды, к утрате здоровья, нравственных ценностей и смысла жизни, к перенаселению планеты. А скученность, как известно, порождает человеконенавистничество; отсюда и самоистребительные идеи, которыми полна история человечества в ХХ веке.
На протяжении всей человеческой истории опекающие земное человечество Космические Силы всегда стремились ему помочь. Процесс этот не прекращался никогда, и также и сейчас он полным ходом идёт на глазах наших. Эти Силы вмешиваются как непосредственно, стараясь оградить земное человечество от тех бед, которые были бы для него необратимы, так и косвенно, влияя на отдельных одарённых Землян, являющихся их сознательными или бессознательными сотрудниками. Они совместно ищут и разрабатывают всё новые пути, которые могли бы свести земное человечество с тропы вырождения и смерти, которою оно, спотыкаясь, бредёт.
Мы намерены рассказать здесь об одном из этих путей, об одной из наиболее ярких попыток этих Сил вмешаться в человеческую историю посредством обращения Человека к его истинной природе, указания на его действительные корни. Мы имеем в виду спиритическое движение. Но попытка эта, как известно, временно захлебнулась в связи с первой мировой войной и октябрьским переворотом в России. И сейчас, когда пора Тьмы на исходе, приспело время вспомнить об этой попытке, понять заложенные в ней идеи и, пойдя предлагаемым ими путём, исцелиться.
IV
С середины XIX века по первую четверть ХХ земное человечество было свидетелем третьего, после Моисея и Христа, Откровения, пришедшего к нам из Высших Сфер. И христиане разных толков и всех направлений, непрерывно грызущиеся между собою по пустякам, на все лады перевирающие Евангелие и не желающие признать это третье Откровение, данное нам Высшими Духами, всего более походят на древних евреев, ведших схоластические споры, косневших в пороке и чтивших, якобы, Ветхий Завет, когда Живая Истина ходила по улицам среди них и была явна всякому, кто был способен исполниться доброй воли и чьи глаза и уши не были засыпаны мусором.
Церковь, запрещая вызывание духов, осуждая Спиритизм, формально опирается на запрет Моисея. Но этот запрет у него находится в той части его законов, каковые имеют временный, т.е. переходный и исторически-обусловленный характер, и связан с конкретной исторической обстановкой, в какой жили руководимые им евреи. В самом же Евангелии, созданном в совершенно иных исторических условиях, нет не только ни одного запрета на всё это или хотя бы какого намёка на запрет, но и недвусмысленно указывается на важность этого дела, и вся последующая деятельность апостолов и святых, как ясно всякому знающему предмет, связана с применением Спиритизма, о чём они сами недвусмысленно и говорят в оставленных ими сочинениях. И, подводя итог сказанному об этом запрете, можно спросить, неужели Церковь ставит закон Моисеев выше закона Евангелического, т.е., иными словами, неужели же Церковь православных, католиков и протестантов есть церковь более иудейская, нежели христианская?
Наибольшее зло миру от полуправд. Священные Писания всех религий, взятые в отдельности, также суть такие полуправды, ибо они обусловлены национально и исторически. Чтобы писания эти и религии поднялись до Истины, необходимо соединить их вместе и дополнить без боязни и лицемерия, решительно исключив все прежние, произвольные и ложные, толкования символов. Только так человечество достигнет Блага. Всё это и является непосредственной обязанностью Спиритизма и только ему одному это под силу. Всякий, чьё религиозное чувство не искажено, способен понять истинность Спиритизма.
Достарыңызбен бөлісу: |