МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №46» г.Калуги
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения
Протокол №1
от
Руководитель МО
Анохина Е.Ю.
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР:.
ФИО Воробьева Л.Л.
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №46» г.Калуги
Бочаев В.А._____________
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 10-11-ых КЛАССОВ
НА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработчик программы:
Стельмах С.В.,
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе адресована для средних общеобразовательных учреждений обучающимся 10 - 11 классов и составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России, программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.Я. Коровиной (М.: «Просвещение», 2010 г.) и учебников: Лебедев Ю.В. и др. Литература, 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006г., и «Русская литература ХХ века: Учебник для 11 класса: В 2 ч.» / Под ред. В.П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2006г.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Все содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения курса на историко-литературной основе. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.
Программа состоит из двух частей. Обе части структурированы следующим образом:
-
Литература первой половины XIX века
-
Литература второй половины XIX века.
-
Литература первой половины XX века
-
Литература второй половины XX века
Произведения литературы народов России и зарубежной литературы изучаются в связи с русской литературой.
Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
При составлении планирования уроков литературы в 10 классе использовано содержание «Программы по литературе общеобразовательных учреждений. Литература» под ред. В.Я. Коровиной.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрыли идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Рабочая программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся, предусматривает различные формы контроля знаний обучающихся: тестирование, ответы (как письменные, так и устные) на вопросы, сочинения.
Данная программа по русскому языку входит в образовательную область «Филология» и составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, которая предусматривает 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования, в 10-11 классах выделяется по 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Сроки реализации программы: 2 года.
Общая характеристика учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
-
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
-
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
-
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
-
Выразительное чтение.
-
Различные виды пересказа.
-
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
-
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
-
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
-
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
-
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
-
Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Цели
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
-
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература на этапе среднего (полного) общего образования. В X - XI классах выделяется по 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).
В учебном плане в 2015-2016 учебном году на изучение литературы отведено по 3 учебных часа в 10 и 11 классе соответственно.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:
-
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
-
сравнение, сопоставление, классификация;
-
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
-
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
-
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
-
составление плана, тезисов, конспекта;
-
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
-
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Результаты обучения
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
-
образную природу словесного искусства;
-
содержание изученных литературных произведений;
-
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
-
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
-
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
-
воспроизводить содержание литературного произведения;
-
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
-
определять род и жанр произведения;
-
сопоставлять литературные произведения;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
-
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
-
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
.
Содержание программы по литературе для 10 класса.
105 часов(3 часа в неделю)
Уроков развития речи – 15, внеклассного чтения – 11.
Введение
(1 час)
Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Зарождение и развитие русской профессиональной литературной критики. Художественные открытия русских писателей-классиков.
Теория. Романтизм и реализм в русской литературе 19 века. Их развитие и взаимодействие.
Литература первой половины XIX века (27 ч, р/р – 6 ч, в/ч – 3 ч.)
Обзор русской литературы первой половины XIX века (1 час)
(Г.Р. Державин, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков)
Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.
Теория литературы. Реализм и его становление.
Александр Сергеевич Пушкин (9 часов, р/р – 2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…».
Лирика Пушкина, её гуманизм. Красота, Добро, Истина – три принципа пушкинского творчества. Национально – историческое и общечеловеческое содержание лирики. «Чувства добрые» в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. «Вечные» темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.
Поэма «Медный всадник».
Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.
Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.
Михаил Юрьевич Лермонтов (9 часов, р/р – 2 часа, в/ч – 2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Завещание», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...».
Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.
Теория литературы. Реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова. Фабула и сюжет.
Николай Васильевич Гоголь (8 часов, р/р – 2 часа, в/ч – 1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико – героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» - идиллия и сатира, «Вий» - демоническое и ангельское).
«Петербургские повести» («Невский проспект»). Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Литература второй половины
XIX века (72 часа, р/р – 9 часов, в/ч – 5 часов).
Обзор русской литературы второй половины (1 час)
XIX века Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.
Иван Александрович Гончаров (6 часов, р/р – 1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Обломов».
История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.
Критика Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина»; Д.И. Писарев «Обломов»; А.В. Дружинин. «Обломов», роман Гончарова».
Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.
Александр Николаевич Островский (6 часов)
Жизнь и творчество (обзор).
Драма «Гроза».
Её народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно косное и ценное в семейном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.
А.Н. Островский в критике («Луч света в тёмном царстве» Н.А. Добролюбова).
Теория. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).
Сочинение по драме А. Н. Островского “Гроза”.
Иван Сергеевич Тургенев (7 часов, р/р – 1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Отцы и дети».
Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Базаров в системе действующих лиц. Конфликт отцов и детей или конфликт жизненных позиций. Черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. «Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.
Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).
Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально – бытовые и общечеловеческие стороны в романе).
Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. К. Толстой (7 часов, р/р – 1 час, в/ч – 1 час)
Фёдор Иванович Тютчев (3 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «Ещё земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…», «О, как убийственно мы любим...», «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»).
Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно – реалистической детализацией). Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьбы жанров оды и элегии в русской поэзии.
Афанасий Афанасьевич Фет (3 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Даль», «Это утро, радость эта…», Ещё весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришёл к тебе с приветом», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Певице», «Как беден наш язык!», «На качелях».
Двойственность личности и судьбы Фета – поэта и Фета – практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно – реалистической детали и умение передать «мимолётное», «неуловимое». Романтические поэтизмы и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения. Теория «чистого искусства».
Алексей Константинович Толстой (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…».
Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.
Теория литературы. Влияние фольклора на лирику 19 века.
Николай Алексеевич Некрасов (8 часов)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки», «Душно! Без счастья и воли…», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Умру я скоро…», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! я у двери гроба…», «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Тройка», «Еду ли ночью по улице тёмной…».
Некрасов = журналист. Противоположность литературно - художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией. Героическое и жертвенное в образе разночинца – народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Проблемы счастья и смысла жизни в поэме. Нравственная проблематика поэмы. Идейная позиция автора. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.
Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (3 часа, в/ч – 2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
«История одного города».
Ключевое художественное произведение писателя. Сатирико – гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намёк на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.
«Сказки для детей изрядного возраста» (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа. Злободневность, политическая острота сказок. Прием гротеска в сатирическом произведении.
Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой (14 часов, р/р – 2 часа, в/ч – 1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя - просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.
«Севастопольские рассказы» как антитеза войны и мира.
Роман-эпопея «Война и мир».
Вершина творчества Л.Н. Толстого. История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни». Изображение светского общества. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев («диалектики души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя. Его влияние на русскую и мировую литературу.
Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.
Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).
Фёдор Михайлович Достоевский (7 часов)
Жизнь и творчество (обзор). Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».
Роман «Преступление и наказание».
Первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно – авантюрная основа и её преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно – нравственных и социальных представлений. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники». Образы «униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно – психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.
Николай Семёнович Лесков (3 часа, в/ч – 1 час)
Жизнь и творчество (обзор). Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.
Повесть «Очарованный странник».
Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений.
«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость – основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. (Изучается одно произведение по выбору).
Теория литературы. Формы повествования. Проблемы сказа. Понятие о стилизации.
Антон Павлович Чехов (6 часов)
Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры – сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».
Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Чёрный монах», «Дом с мезонином» и др. (Рассказы по выбору).
Конфликт между сложной и пёстрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов. Многообразие философско – психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего – темы и проблемы рассказов Чехова. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
Комедия «Вишневый сад».
Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя - «недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Образ сада. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лиризма и комизма. Понятие о лирической комедии.
Из литературы народов России. (1 час в/ч)
Коста Хетагуров.
Жизнь и творчество осетинского поэта (обзор).
Стихотворения из сборника «Осетинская лира».
Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н.А. Некрасова. Изображение тяжёлой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Обзор зарубежной литературы второй половины
XIX века (2 часа в/ч) (Произведения по выбору учителя)
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ги де Мопассан (1 час в/ч)
Слово о писателе.
«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделённых земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки.
Теория литературы. Особенности жанра новеллы.
Генрик Ибсен (1 час в/ч)
Слово о писателе.
«Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как драма идей и психологическая драма.
Теория литературы. Особенности психологической драмы.
Артюр Рембо. Слово о писателе.
«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощённости, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения.
Теория литературы. Своеобразие поэтического языка.
Произведения для заучивания наизусть.
-
А.С. Пушкин. 3-4 стихотворения (по выбору учащихся).
-
М.Ю. Лермонтов. 2-3 стихотворения (по выбору учащихся).
-
А.А. Фет. «На заре ты её не буди…». «Я пришёл к тебе с приветом…». «Какая ночь!..». «Это утро, радость эта…». «Я тебе ничего не скажу…». «Какая грусть! Конец аллеи…» (на выбор).
-
Н.А. Некрасов. «Поэт и гражданин», «Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди…». «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок по выбору учащихся).
-
А.Н. Островский. «Гроза» (монолог по выбору учащихся).
-
И.С. Тургенев. «Отцы и дети» (отрывки по выбору учащихся).
Произведения для самостоятельного чтения.
А. С. Пушкин. Кривцову. Дориде. Именины. К портрету Вяземского. Нереида. «Редеет облаков летучая гряда...». Муза. Демон. Поэт. Три ключа. Воспоминание. «Дар напрасный, дар случайный...». «Брожу ли я вдоль улиц шумных...». Поэту. Элегия. Труд. Прощание. «Я здесь, Инезилья...». «В начале жизни школу помню я...». «Не дай мне Бог сойти с ума...». Пир во время чумы.
П. А. Катенин. Сонет.
Д. В. Давыдов. Вальс. «Не пробуждай, не пробуждай...».
Ф. Н. Глинка. К Пушкину. Сон русского на чужбине.
Е. А. Баратынский. Осень. «Толпе тревожный день приветен...». Приметы. «Благословен святое возвестивший!..». «На что вы, дни!..». Мудрецу. «Все мысль да мысль...». Рифма.
А. А. Дельвиг. Русская песня. «Ах ты, ночь ли...». Элегия. Вдохновение. Сонет. Романс. Разочарование. «Соловей мой, соловей...». Идиллия.
Н. М. Языков. Элегия. А. С. Пушкину. Морское купанье. Вечер. Буря.
В. К. Кюхельбекер. «Работы сельские приходят уж к концу...». «Еще прибавился мне год...». Участь русских поэтов. Усталость.
М. Ю. Лермонтов. Княгиня Лиговская.
Н. П. Огарев. Изба. Обыкновенная повесть.
Н. В. Гоголь. Нос.
А. Н. Майков. Свирель. Октава. Барельеф.
К. К. Павлова. «Ты, уцелевший в сердце нищем...». «Меняясь долгими речами...».
Н. А. Некрасов. «Безвестен я...». «Внимая ужасам войны...». «Замолкни, Муза мести и печали...». «В столицах шум, гремят витии...».
Ф. М. Достоевский. Бедные люди.
А. А. Григорьев. Из цикла «Борьба». «Я ее не люблю, не люблю...».
А. А. Фет. Добро и зло. «Не тем, Господь, могуч, непостижим...». «Жизнь пронеслась без явного следа...». Сентябрьская роза. «Опять осенний блеск денницы...». Цветы. Певице. Бал. «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер...». Вечер. «На стоге сена ночью южной...». Венера Милосская. Деревня. «Какая ночь! Как воздух чист...».
И. А. Гончаров. Обыкновенная история.
А. И. Герцен. Былое и думы.
Я. П. Полонский. Зимний путь. Затворнице. Песня цыганки. Весна. «Когда октава за октавой...». «Не мои ли страсти...».
А. К. Толстой. «Средь шумного бала...». «Ты не спрашивай, не распытывай...». «Коль любить, так без рассудку...».
И. С. Тургенев. Новь. Накануне (на выбор).
Ф. И. Тютчев. «О чем ты воешь, ветр ночной?..». «Душа хотела б быть звездой...». «О, как убийственно мы любим...». «Эти бедные селенья...». «Нам не дано предугадать...». «От жизни той, что бушевала здесь...» и др.
М. Е. Салтыков-Щедрин. Медведь на воеводстве. Орел-меценат. Карась-идеалист. Господа Головлевы.
Л. Н. Толстой. Анна Каренина.
К. К. Случевский. «Ты не гонись за рифмой своенравной...». «Здесь все мое!..». «Воспоминанья вы убить хотите?..».
Н. С. Лесков. Тупейный художник.
А. П. Чехов. Одна из пьес (на выбор).
Из зарубежной литературы
У. Шекспир. Макбет.
И.-В. Гете. Страдания юного Вертера.
О. де Бальзак. Гобсек.
Достарыңызбен бөлісу: |