Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ патриотической направленности среди обучающихся
Номинация: «Моя страна – мое отечество»
Направление: краеведение
Тема: «Развитие меценатства и благотворительности в современных условиях на примере деятельности Муратова В.Н.»
Горлова Мария
НОУ школа «Альтернатива» А.А.Иоффе, г. Самара
10 класс
Научный руководитель:
учитель хореографии Семенченко Татьяна Сергеевна
г. Самара,
2014 год
Оглавление
Введение 4
Глава I. История меценатства 6
1.1 Особая форма общественной деятельности 6
1.2 Меценаты России - страницы новейшей истории 7
2.1 Объединение добрых дел 10
2.2 Меценаты и благотворители Самарской губернии 11
1.Меценаты России 23
Словарь 24
2.Иллюстрации 29
Введение
Тема нашей работы: «Развитие меценатства и благотворительности в современных условиях на примере деятельности Муратова В.Н.». В прошлом году мы работали над темой «Роль меценатства в сохранении культурного наследия России». Мы решили продолжить работу в этом направлении, потому что считаем его актуальным. В одном из своих выступлений В.В. Путин подчеркивает, что «Благотворительность и меценатство в России имеет глубокие исторические корни. И пусть эта благородная традиция развивается сегодня во благо каждому человеку».
Меценатская и благотворительная деятельность – важный социальный институт, способствующий духовному развитию общества, так как эти виды деятельности не ориентированы на получение прибыли. Новое поколение мало знает о таких личностях, мало интересуется историей культуры нашей страны. А ведь меценаты и благотворители – это люди, которых мы должны знать, уважать и помнить. «Все это примеры великодушия и доброжелательства отдельных частных лиц на пользу своего народа, примеры, на которые нельзя довольно налюбоваться и перед которыми преклоняешься с глубоким почтением». В.В. Стасов. [1]
«Меценат 21 века похож на мецената прежнего. Образованный, умный человек, занимающийся предпринимательством, или, как сейчас модно говорить, бизнесом. По личным соображениям он материально помогает творчеству, искусству, возрождению традиций и людям с эти связанным. Поэтому можно смело утверждать, что традиция меценатства в России вернулась». [6]
Цель нашей работы – выяснить, какова роль деятельности Муратова В.Н. в сохранении традиций меценатства и благотворительности в России.
Задачи нашей исследовательской работы:
-
Изучить историю зарождения и развития меценатства и благотворительности в России;
-
Собрать информацию о деятельности Муратова В.Н. и выпустить брошюру о нем;
-
Провести классные часы в рамках предмета «История» и «Искусство».
Новизна нашей работы заключается в том, что мы хотим показать, какова ситуация с благотворительностью и меценатством в современном обществе, отыскать примеры в новейшей истории – с этой точки зрения проблема никогда не рассматривалась.
Практическая значимость работы очевидна: рассказывая о людях, которые занимаются благотворительностью и меценатством, мы воспитываем подрастающее поколение на примерах добра и бескорыстия, учим видеть проблемы окружающих и помогать ближнему.
Глава I. История меценатства 1.1 Особая форма общественной деятельности
Символом меценатства стал приближенный императора Августа, древнеримский государственный деятель Гай Цильний Меценат (родился между 74-64 гг. – умер в 8 г. н.э.), чье имя как покровителя науки и искусства стало нарицательным. Меценат покровительствовал лучшим поэтам своего времени – Горацию, Вергилию, Проперцию.
Меценат помогает не столько человеку, сколько, если так можно выразиться, той общественной роли, которую он играет. Он поддерживает нищего гениального художника не потому, что тот беден, а из-за того, что он художник. То есть поддерживается не сам человек, а его талант; его роль в развитии культуры, науки, искусства.
Меценатством богатые люди занимались издавна. Со времен Древней Руси купец был самый образованный, информированный, коммуникабельный представитель сообщества, который смело и расчетливо вступал в торговые отношения, как со своими соотечественниками, так и с чужестранцами. Это проявлялось во все времена. Однако, в наибольшей степени - на буржуазной стадии развития государства во второй половине ХIХ - начале XX вв. Именно этот период характеризуется взлетом духовных, творческих сил нации, что нашло выражение в социально-экономическом росте, в блестящих достижениях русской литературы, музыки, театра, живописи, что в свою очередь, оказало сильное влияние на всю мировую культуру. С возрождением духовности связан выход страны из экономического кризиса, возрождение России как великой державы. Благотворительность и меценатство являлись особой формой общественной деятельности. Благодеяния осуществлялись людьми, которые не были великими деятелями искусства, но вошли в историю русской и мировой культуры, ибо способствовали ее обогащению, утверждению в ней новых направлений и форм [7].
В России меценатством стали заниматься в конце XVIII в. Одним из первых меценатов стал А.С. Строганов (1733-1801) – представитель известного рода, первым из родственников получившего графское достоинство. Материальную поддержку от Строганова получали: поэт Г.Р. Державин, баснописец И.А. Крылов, скульптор И.П. Мартос (автор знаменитой скульптурной группы в честь Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, располагающейся ныне на Красной площади) и другие. Строганов принял активное участие в постройке Казанского собора в Петербурге, не щадил своего здоровья и, простудившись, умер в день его освящения [7].
К началу XX века общественная и частная благотворительность становится в России явлением повсеместным, не на словах, а на деле доказывая широту Великой Русской Души. Музеи, библиотеки, школы, картинные галереи, выставки – вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие. (Приложение № 2)
1902 год стал поистине знаковым для Российской благотворительности: Савва и Викула Морозовы, 20-ти миллионное наследство купца Г.Г. Солодовникова (самое крупное в мире), участники художественного объединения «Мир искусства» под руководством С. П. Дягилева устроили выставку русского искусства в Париже, Берлине и Венеции, познакомили мир с русским балетом. (Приложение № 2)
Для большинства меценатов XVIII-XIX вв. благотворительность стала практически образом жизни, чертой характера. Многие крупные банкиры и фабриканты были потомками купцов-старообрядцев и унаследовали от них особое отношение к богатству и предпринимательству. Исследователь московского купечества П. А. Бурышкин считал, что «само отношение предпринимателя к своему делу было несколько иным, чем на Западе. На свою деятельность они смотрели не только, как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые и смотрели как на выполнение какого - то свыше назначенного дела» [4]. «Богатство обязывает», - говорил банкир и предприниматель Павел Рябушинский, наставляя младших. [3]
Принципиально важно то, что российские меценаты не только поддерживали деятелей культуры и искусства, но и заботились о том, чтобы культурные ценности были доступны широким слоям общества.
Благотворительная деятельность по учреждению новых школ и училищ, строительству новых институтов и университетов, выделение субсидий на стипендии студентам, многочисленные фонды в помощь учащимся была в России XIX века делом обычным. Почти на целый век из России ушла благороднейшая из традиций! После Золотого века меценатства в России, длившегося до начала 20 века, прогремела революция, и страну настиг кризис, пришла другая власть, война, голод, сменился менталитет, но самое главное — угасло предпринимательство, родитель благотворительности [7].
Достарыңызбен бөлісу: |