Роджер Г. Крук
Основы христианской этики
Изначально книга создавалась как учебник по курсу христианской этики для университетов США. Она обладает тремя отличительными чертами. Во-первых, курс основан на постулатах христианской веры и обращен к исповедующим христианство студентам. Во-вторых, курс носит вводный характер и предназначен для для ознакомления с самим предметом этики, так и с многообразием христианских этических систем. В-третьих, курс призван помочь студентам выработать свое личное отношение ко множеству нравственных проблем, с которыми им еще предстоит столкнуться в жизни. Курс - бесценное пособие для выработки у студентов христианского мировоззрения.
Предисловие к русскому изданию
«Основы христианской этики» были написаны как пособие для студентов университетов США. Автор — американский евангельский христианин, обращающийся в первую очередь к христианской аудитории, более того — к студентам христианских университетов. Эта книга приобрела большую популярность: с момента ее первой публикации было продано уже более 18 тыс. экземпляров, а недавно вышло в свет ее четвертое издание. Цель книги состоит не в том, чтобы дать студентам абсолютные ответы на все этические вопросы, а в том, чтобы помочь им выработать принципы, которыми они могли бы руководствоваться, принимая решения по этическим вопросам в течение всей своей жизни.
Настоящее русское издание также в первую очередь обращено к читателям-христианам. Возможно, из-за исторических и культурных особенностей некоторые примеры и иллюстрации, использованные в тексте и близкие американским читателям, в переводе покажутся не совсем понятными. Однако принципы того, как христиане могут принимать решения по этическим вопросам, не зависят от культурного контекста. И американцы, и россияне постоянно сталкиваются с проблемами этического характера в семье, в церкви, в своем городе и в мире в целом. Хотя практическое применение этих принципов может иметь культурные особенности, большинство этических проблем универсальны. Вопросы любви, секса и брака, жизни и смерти, межэтнических и межнациональных отношений, управления, преступности, войны и мира, положения женщин и меньшинств, труда и собственности, нашей ответственности перед грядущими поколениями стоят выше культурных различий. Поэтому мы надеемся, что примеры из американской действительности, приведенные автором, дадут российским читателям пищу для размышления и оживят в их воображении сходные ситуации из их собственной жизни.
Автор книги Роджер Крук и издательство «Pearson Education of Prentice Hall» великодушно дали разрешение на перевод и публикацию русского издания этой книги, за что я глубоко признательна им. Я благодарю также моих добрых друзей, хороших переводчиков Дмитрия и Екатерину Ватулей и выражаю особую благодарность студентам курса христианской этики в Московском теологическом институте и Московской теологической семинарии евангельских христиан-баптистов, которые «протестировали» на себе этот учебник и многое рассказали мне о русской культуре.
Д-р РуфьБрэдфьютХайзер, M.R.E., МЛ., Ph.D. Москва, февраль 2004 года
Об авторе
Роджер Крук является почетным профессором религиоведения и философии колледжа Мередит Баптистского университета Северной Каролины (США), где он преподавал с 1949 по 1989 год. За достижения в преподавании и изучении своего предмета он получил множество наград, в числе которых звания «Выдающийся христианский писатель», «Заслуженный преподаватель», а также Далберговская премия мира. Закончив преподавательскую практику, он служил заместителем пастора в нескольких церквях, а также выступал с лекциями на семинарах на Кубе и в Тбилисском университете в Грузии.
Теологическая семинария южных баптистов (Кентукки) присвоила ему степени магистра теологии и доктора философии. Свои исследования он проводил в Университете Дюка (Северная Каролина), Университете Северной Каролины и Объединенной теологической семинарии (Нью-Йорк). Роджер Крук также является членом Американской академии религий.
Он написал пятнадцать книг по истории церкви, взаимоотношениям в христианской семье и христианской этике. Он автор множества статей для журналов и пособий для студентов.
После первого выхода в свет «Основ христианской этики» в 1990 году было продано более 18 тысяч экземпляров, которые использовались как пособие для студентов во многих христианских университетах Аме^ рики. Эта книга была также переведена на корейский язык. Четвертое издание, на основании которого был сделан данный перевод, вышло в свет в 2002 году.
Предисловие
Данная книга представляет собой пособие для высших учебных заведений для вводного изучения курса «Христианская этика». Ее отличают три особенности. Первая — данный курс основывается на постулатах христианской веры и адресован тем, кто исповедует христианство. В нем также представлены другие системы, имеющие право на существование, однако из-за их обширности мы описали их достаточно кратко, не останавливаясь на их сильных и слабых сторонах. Данная книга ставит перед собой следующую задачу: определить, что такое христианская этика или христианский метод принятия решений в вопросах нравственности. В ней можно встретить утверждения, вокруг которых не утихают теологические споры, что характерно для богословия протестантизма. Хотя в вопросах этики протестантские и католические авторы во многом согласны между собой, в их подходах существуют значительные различия. Вследствие этого в ряде вопросов моя протестантская позиция достаточно очевидна.
Вторая особенность этой книги заключается в том, что она носит вводный характер. Она предназначена для ознакомления студентов как с самим предметом этики, так и с разнообразием христианских этических систем Она ставит перед собой задачу помочь студентам сформулировать такой подход, который покажется им наиболее приемлемым для своей жизни. В конечном итоге она призвана помочь в решении, с христианской точки зрения, широкого спектра этических вопросов, как общественных, так и личных, с которыми мы постоянно сталкиваемся в современном мире.
Третья особенность: данное пособие написано для студентов высших учебных заведений и построено так, чтобы помочь им найти ответы на неоднозначные нравственные дилеммы, которые встают перед ними не только как перед студентами, но и как перед людьми, участвующими в жизни общества. Поэтому данный курс не требует ни особой подготовки, ни предварительных знаний от читателя.
Книга разбита на три части. Часть I (главы 1—3) представляет собой введение в предмет этики и раскрывают разнообразие методов его изучения. Часть II (главы 4—6) описывает собственный подход автора в решении этических вопросов. Часть III (главы 7—15) посвящена этическим проблемам, требующим нашего внимания в современном мире. Мы не стремились к тому, чтобы разграничить «частные» и «общественные» проблемы, поскольку каждая тема имеет как общественное, так и частное применение, следовательно, должна рассматриваться комплексно.
Я глубоко признателен руководству колледжа Меридит за предоставление мне годичного отпуска, благодаря чему я смог написать большую часть данного исследования. Я в глубоком долгу перед тремя моими добрыми коллегами в колледже Мередит: Би Эйч Кохраном, Аленом Пейд-жем и Бобом Вансом. Я благодарен им за долгие споры и обсуждения, плоды которых отображены во многом из того, что я написал. Я также обязан своим студентам с курса христианской этики, которые критиковали эту работу как в устной, так и в письменной форме. Хью Т. МакЭлвейн из колледжа Розарии, Дин М. Мартин из Университета Кэмпбелла и Эммануил К. Твисиджи из Университета Уэсли в Огайо внесли свои ценные предложения, которые мы включили во второе издание. Пересматривая книгу для третьего издания, я многое почерпнул из предложений Марка Дантли-мл. из колледжа Льюиса и Кларка; Чарльза Л. Камера из колледжа Вустера; Рональда А. Смита из Университета Хардин-Симмон-са и Эдварда Р. Саншайна из Университета Бери.
В данном четвертом издании я учел предложения дополнительных рецензентов. Это Акин Акинадэ из Университета Хай Пойнт; Памела К. Брюбейкер из Калифорнийского лютеранского университета и Джеймс Б. Мартин-Шрамм из Лютеранского колледжа.
Введение: к студенту
Каждый день мы принимаем решения по этическим вопросам. Даже рутинные, повседневные решения часто принимаются на основании суждений о добре и зле, правильном и неправильном. Иногда вопросы вполне понятны, и человеку нужно всего лишь выбрать, делать или не делать то, что правильно Однако чаще бывает не совсем ясно, что будет правильным в данной ситуации, и тогда человеку приходится взвешивать варианты, выбирать то, что лучше. Чем больше выбор человека затрагивает других людей, тем более остро встает нравственная проблема.
Студенты, например, живут и работают в окружении, в котором их поведение регулируется множеством правил. Они должны готовиться к занятиям, участвовать в семинарах, писать курсовые, сдавать экзамены. Все это требует определенной самодисциплины, заинтересованности в предмете изучения, в своих коллегах-студентах, в своих учителях. Большинство студентов иногда по причинам, от них не зависящим, а иногда и по своему собственному пренебрежению и лени временами думают, что можно нарушить правила. В таких ситуациях им нужно принять простое решение: будут они следовать правилам или нет. Но как им поступать, если правила им непонятны? Как им писать курсовые работы, когда, например, сами преподаватели не имеют единого мнения относительно того, что считать плагиатом?
Не все учителя ставят четкие оценки. Однако студенты, которые лучше всех работают, скорее всего, получат пятерку, большинство получат четверку, а те, кто работал плохо или ленился, получат двойку или единицу. Нравится им это или нет, им приходится соперничать друг с другом. Как должен поступить студент, если знает, что его коллега получает хорошие оценки путем обмана, сдавая чужие работы под своим именем и списывая на экзаменах?
Каждый человек принимает решения о своей сексуальной активности. Те, кто верит, что секс возможен только в браке, время от времени подвергаются искушениям. Те, кто таких взглядов не придерживается, тем не менее, должны принимать решения о партнерах и обстоятельствах. Многим людям, женатым и одиноким, нужно решать, что делать с незапланированной беременностью. Другим приходится сталкиваться с неверностью партнера. Те, кто обнаруживает в себе гомосексуальные наклонности, должны определить, что им делать с этим фактом.
Рынок понуждает к принятию решений, которые удивляют не столько своим количеством, сколько разнообразием вариантов. Как должен поступить работодатель, например, когда работник, получающий маленькую зарплату, просит, чтобы ему выдавали зарплату наличными в обход кассы и официальных документов? Его зарплаты не хватает на нужды его семьи, а плата в конверте позволит ему экономить на налогах. Как в таком случае должен поступать руководитель, когда нуждающийся подчиненный просит его обойти закон?
Представим другую экономическую ситуацию. Магазин рекламирует дешевую стиральную машину. Продавцам, однако, говорят, что они должны убеждать покупателей приобретать другую, гораздо более дорогую. Может ли продавец со спокойной совестью убеждать всех потенциальных покупателей купить более дорогую машину вне зависимости от того, нужна ли им именно такая дорогая машина и могут ли они осилить ее покупку?
Студенты часто просят профессоров написать им рекомендательные письма для того, чтобы получить хорошую работу или поступить учиться куда-то еще. Должен ли профессор писать эти письма абсолютно честно? Если студент, например, не воспринимал всерьез свои обязанности в академической жизни, обязан ли учитель упомянуть это в рекомендации? Если студент был нечестным во время обучения, должен ли преподаватель написать об этом? Если профессор считает, что студент не соответствует квалификации, следует ли ему об этом заявить?
По мере того как растут наши знания об устройстве природы и наши способности ею управлять, встают новые нравственные вопросы. Как мы можем правильно сочетать свою растущую потребность в энергии и необходимость жить в чистой и безопасной атмосфере? Каковы нравственные последствия расшифровки генома, зачатия в пробирке или суррогатного материнства? Каков нравственный подтекст трансплантации или создания искусственных органов для человека? Каковы принципы, согласно которым мы можем принимать решения относительно вложения имеющихся у нас средств?
Это не только вопросы морали. Это и научные, и политические, и религиозные, и экономические вопросы, социологические и психологические, философские, теоретические и практические, эмоциональные, рациональные и волевые. Говоря коротко, эти вопросы касаются всей личности и жизни человека. Они требуют ценностных суждений в личной жизни, в вопросах профессии, в социальных взаимоотношениях, в политике. Поскольку они касаются всей личности человека, фундаментальным вопросом становится нравственность, мораль. Мораль имеет отношение не только к ограниченному количеству конкретных вопросов и тем' она затрагивает все сферы человеческой жизни. В этой книге я приглашаю вас исследовать широкий спектр проблем с точки зрения христианской этики и задать себе вопрос: «Как мне нужно поступать в тех обстоятельствах, в которых я живу в свете христианской веры и посвящения?»
Достарыңызбен бөлісу: |