Роман
Роман принадлежит к эпическим жанрам литературы. Эпос — один из родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Роман — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/нестандартный период его жизни.
Из видов эпических произведений особенно распространенным в новое время является роман.
Широкие рамки большой повествовательной формы, которую представляет собой роман, позволяют вместить в них и истории человеческих жизней, и картины общественных нравов, и обрисовку социальных условий, и воспроизведение многообразия человеческих характеров. Неисчерпаемые возможности романа и определили его центральное место в классической литературе.
История романа
«Возникновение романа» занимает целые эпохи, начиная с античности и заканчивая XVII или даже XVIII веком.
В эпоху античности происходит высвобождение человека как личности. Роман мог родиться лишь в условиях разложения “эпической” цельности миросозерцания и признании ценности отдельной человеческой личности.
«Античный роман» — жанр греческой и римской литературы I—IV веков н. э.
Одно из самых известных произведений подобного рода – «Дафнис и Хлоя» написан Лонгом около II века Н. Э.
В этом романе были важные сюжетные ходы: младенцев – девочку и мальчика находят в разных местах пастухи, рядом с детьми вещи, указывающие на непростое происхождение. Когда мальчику Дафнису исполняется пятнадцать лет, а девочке Хлое — тринадцать, воспитатели по наущению богов, посылают их вместе пасти стада коз и овец. Герои почувствовали любовь друг к другу. Зарождение любви, описание красоты героев, первая встреча, первые муки – эпизоды будущих романов
Нападают пираты и уводят Дафниса. Дафнис спасается из плена и возвращается к Хлое. Вскоре уже Хлоя попадает в руки жителей враждебного города. При покровительстве богов Хлое удается спастись, причем ей явно для всех присутствующих помогает сам Пан. У Дафниса много богатых соперников, но он находит на морском побережье кошелек с тремя тысячами драхм, но он – приемный сын раба. Вскоре приезжает хозяин его приемного отца. Ему показывают вещи, найденные возле младенца Дафниса. Следует сцена узнавания. Дафнис оказывается сыном богатых родителей. Отцом Хлои тоже оказывается богач. Таким образом, наступает счастливая развязка повести: Дафнис и Хлоя, дети богатых и влиятельных людей, сочетаются браком и справляют свадьбу не в шумном городе, а в кругу семьи на лоне природы, отдавая себя покровительству сельских божеств, опекающих их с самого дня рождения.
Пройдя все испытания, герои соединяются – это и станет завершением сюжета романа в течение многих веков.
Пастух по-латыни – пастор. Отсюда название жанра, в котором действуют пастухи – пастораль.
Роман «Дафнис и Хлоя» является единственным образцом древнегреческого пасторального романа: в произведениях этого жанра все события, равно как и переживания героев, развертываются на фоне описаний природы.
Во II в. Н. Э. начинается увлечение мистикой, оккультизмом, заметно сильное влияние малоазийских культов, египетской религии. В такой обстановке рождается произведение «Золотой осел или Метаморфозы» Апулея.
В книге рассказывается о невероятных похождениях беспутного знатного римского юноши Луция, увлечённого женщинами и колдовством; повествование ведётся от его лица. Оказавшись в греческой области Фессалия, считавшейся в античности родиной магии и славившейся своими ведьмами, он решил испытать на себе местное чародейство. Он узнал, что Памфила, жена хозяина дома, в котором он квартирует, — ведьма. Её служанка Фотида спрятала его на чердаке, и на его глазах Памфила с помощью волшебных мазей обратилась в сову и улетела на свидание к возлюбленному. Фотида достает ему мазь, которая должна обратить его в птицу, но путает баночки, и вместо того, чтобы стать птицей, Луций превращается в осла.
В обличье животного Луций попадает к различным хозяевам, претерпевает всякого рода унижения, в основном связанные с тяжёлым трудом и видит жизнь многих слоёв позднеантичного общества — от земледельцев и разбойников до жрецов Кибелы и богатых горожан, всюду наблюдая падение нравов. Изнурённый и доведённый до отчаяния Луций просит богов о помощи, и на его молитву откликается богиня Исида. По её указанию Луций съедает цветущие розы и снова превращается в человека. Отрёкшись от прежней порочной жизни, он проходит обряд посвящения и становится пастофором (жрецом Осириса и Исиды).
Первые романы античности были обращены к чужим странам, чужим нравам и обычаям. В них появляется то, что будет характерно для всех последующих романов: странствия, испытания, поиски.
Роман Средневековья
В эпоху Крестовых походов, столкновения с экзотикой Востока, в эпоху феодальных смут и кровавых конфликтов, религиозного экстаза рождается новая разновидность жанра.
Рыцарский роман — повествовательный жанр европейской средневековой литературы, преимущественно стихотворный. Называется также «куртуазный роман». Он составляет вершину средневековой повествовательной литературы. Рыцарский роман охотно прибегает к атмосфере сказочности и прямому использованию сказочных мотивов и фантастики. В средневековом романе такие сюжетные моменты, как добывание магических объектов и предметов культуры в ином мире, похищение женщин, борьба героев — носителей сил космоса с демоническими силами хаоса. Постепенно по мере развития романа демоны превращаются в «черных» и «красных» рыцарей, обижающих сирот и одиноких женщин; хозяйки местностей и водных источников становятся владелицами замков, райский остров женщин превращается в замок чудес, а культурные герои-полубоги — в идеальных рыцарей короля Артура. Такой роман воплощает мечту о счастье, ощущение силы, волю к победе над злом.
Мотив запретной любви важен для романа Тристан и Изольда - одного из самых популярных средневековых рыцарских романов XII века.
Король Арту́р — герой британского эпоса и многочисленных рыцарских романов. Согласно легенде, Артур собрал при своем дворе в Камелоте доблестнейших и благороднейших рыцарей Круглого стола. О подвигах Артура и его рыцарей существуют многочисленные легенды и рыцарские романы, в основном касающиеся поисков Святого Грааля и спасения прекрасных дам. Эпос о короле Артуре и его рыцарях послужил основой для произведений литературы, живописи, кинематографа и других видов искусства.
Поисками таинственной чаши Грааля заняты многие герои рыцарских романов. «Персева́ль, или По́весть о Гра́але» - рыцарский роман Кретьена де Труа.
Последний художественный взлет рыцарского романа — испанские романы XIV—XVI вв. об Амадисе Галльском, Пальмерине Английском и т. п., ставшие непосредственным объектом пародирования в «Дон Кихоте» Сервантеса.
«Амадис Гальский» - роман о вымышленных приключениях рыцаря. Переполнен фантастическими сценами и поединками с чудовищами. Этот роман стал образцом для целого ряда подобных произведений. Именно такие романы и решил спародировать Сервантес в «Дон Кихоте».
Плутовской роман появился в Испании в позднее Возрождение. Героями плутовских романов становились жулики, авантюристы, прохиндеи, как правило вызывающие симпатии читателя.
«Ласарильо из Тормеса». Это рассказ о судьбе человека, который последовательно служит мальчишкою на кухне, исполняет обязанности уличного посыльного, делается солдатом, нищенствует, поступает в пажи к кардиналу, становится игроком, служит временно у французского посланника, несколько раз обворовывает доверившихся ему людей, женится из-за денег, делается богатым купцом, потом разоряется, готовится к духовному званию, опять совершает преступление, но благодаря случайности получает полное прощение и выходит сухим из воды. Роман написан очень живо, личность главного героя обрисована яркими красками, и вместе с тем перед нами раскрывается необыкновенно интересная в бытовом отношении картина испанской жизни того времени.
Значение плутовского романа состоит в том, что он открыл дорогу реальному роману; излагая приключения своих героев, изображая попутно разнообразившие общественные слои и черты нравов, он приучал к воспроизведению литературой неприукрашенной действительности.
В американской литературе, к традиции плутовского романа наиболее близок роман Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»
Можно говорить о приключенческом романе. В таком романе на протяжении всей сюжетной линии, автор помещает героя в рискованные проблематичные положения, из которых он выбирается на глазах у читателя; следует эпохе, обычаям, литературным взглядам автора; показывает красивую сторону изобретательности и находчивости, риска и авантюры, напряженного ожидания.
Роман эпохи Возрождения
Два романа, созданные в эту эпоху, стали поразительными по глубине и широте охвата действительности произведениями.
«Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле — социальный сатирический роман, выдающееся произведение французского Возрождения. Писатель подвергает в нем сокрушительной критике социально-политическую, религиозную, нравственную систему феодального общества и утверждает необходимость полнокровной и разумной жизни человеческой личности. Сила романа Рабле заключалась в сатирическом изображении нравов феодального мира и в широком гуманизме.
Огромное значение имел роман Сервантеса «Дон-Кихот», раскрывший несоответствие рыцарских представлений и тогдашней действительности. Правдивое изображение жизни различных слоев населения Испании начала XVII века, обычных, типичных характеров и отношений того времени, широкое введение в роман представителей народных масс обеспечили «Дон-Кихоту» почетное место в истории романа.
Сервантес озарил изображаемый мир светом высоких человеческих идеалов, глубоко проник в тенденции развития новых общественных отношений. Произведения Рабле и Сервантеса положили начало великому роману нового времени.
Роман Просвещения
Англия XVIII века стала родиной просветительского романа. С эпохой Просвещения связано творчество великого английского писателя Даниэля Дефо (1660–1731 гг.) – создателя просветительского романа.
Крупнейший сатирик XVIII в. Джонатан Свифт (1667 — 1745) поднимал проблемы государства, науки, человека в романе «Путешествия Лемюэля Гулливера».
Во французской литературе в век Просвещения были созданы такие классические образцы жанра просветительского романа, как «Кандид» (1759) Вольтера или «Племянник Рамо» Дидро. Издание романов французского философа Руссо «Новая Элоиза» (1761) и «Эмиль» (1762) окончательно определило значение этого жанра в литературе.
Разбойничий роман — романный жанр, получивший наибольшее распространение в немецкой и английской литературе XVIII века. В центре повествования находится благородный разбойник, поставивший себя вне закона, совершающий преступления для защиты бедных и бесправных и противостоящий беззаконию власть имущих. В русской литературе пример разбойничьего романа — «Дубровский» А. С. Пушкина.
Роман нравов — разновидность реалистического романа, зарождение которой обычно связывают с именами Алена-Рене Лесажа и Сэмюэла Ричардсона. Это чаще всего сатирическое описание современного общества, часто в сочетании с плутовским сюжетом.
Роман воспитания или воспитательный роман — тип романа, получивший распространение в литературе немецкого Просвещения. Его содержанием является психологическое, нравственное и социальное формирование личности главного героя. Первым романом воспитания принято считать «Вильгельм Мейстер» Гёте. Классические образцы воспитательного романа в литературе XIX века дали Диккенс («Дэвид Копперфильд») и Флобер («Воспитание чувств»). В русской литературе особое значение приобрела трилогия Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».
Готический роман возникает в последней трети 18 в.
Готический роман отличают следующие черты:
-
Сюжет строится вокруг тайны - например, чьего-то исчезновения, неизвестного происхождения, нераскрытого преступления, лишения наследства.
-
Повествование окутано атмосферой страха и ужаса и разворачивается в виде непрерывной серии угроз покою, безопасности и чести героя и героини.
3. Мрачная и зловещая сцена действия поддерживает общую атмосферу таинственности и страха. Большинство готических романов имеют местом действия древний, заброшенный, полуразрушенный замок или монастырь, с темными коридорами, запретными помещениями, запахом тлена и слугами-соглядатаями. Обстановка включает в себя завывание ветра, бурные потоки, дремучие леса, безлюдные пустоши, разверстые могилы – словом, все, что способно усилить страх героини, а значит, и читателя.
4. В ранних готических романах центральный персонаж – девушка. Она красива, мила, добродетельна, скромна и в финале вознаграждается супружеским счастьем, положением в обществе и богатством.
5. Сама природа сюжета требует присутствия злодея.
Любимицей поклонников готического романа поры его расцвета стала Анна Радклиф (1764–1822).
Между 1789 и 1797 она написала пять готических романов, четвертый из них, Тайны Удольфо (1794), до сих пор остается самым совершенным воплощением жанра.
В число самых заметных позднейших произведений входят Франкенштейн (1818) Мэри Шелли и Мельмот Cкиталец (1820) Ч. Мэтьюрина. Ближе к нашему времени Остров доктора Моро (1896) Герберта Уэллса, Дракула (1897) Б.Стокера.
Исторический роман – такой роман, в котором повествуется об исторических событиях более или менее отдалённого времени, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут выступать исторические личности. В европейской культуре общепринятым основоположником и первым классиком жанра был Вальтер Скотт. Жанр получил расцвет в эпоху романтизма и сохранял популярность в последующие периоды. К наиболее известным писателям этого жанра относятся также Виктор Гюго, Фенимор Купер, Александр Дюма-отец, в русской литературе — А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. К. Толстой, Юрий Тынянов, Алексей Николаевич Толстой и многие другие.
Роман в 19 в.
Достарыңызбен бөлісу: |