С. К. Носов (Горно-Алтайск) Традиция православного аскетизма в условиях современной русской культуры



Дата29.06.2016
өлшемі32 Kb.
#166429
С. К. Носов

(Горно-Алтайск)


Традиция православного аскетизма в условиях современной русской культуры

Традиция аскетизма (от греч. askesis – упражнение, подготовка к борьбе) берет свое начало в глубокой древности и, в той или иной форме, присутствует во многих культурах мира. Однако как религиозно-этическая философская система аскетизм складывается в недрах античной культуры и находит свое наиболее яркое выражение в философии стоицизма.

Возникшее в недрах античной культуры христианство придает языческому аскетизму новую мировоззренческую основу и возводит практику аскетического делания в ранг религиозного подвига. Аскетизм становится главным методом духовного самосовершенствования личности христианина.

Сотериологическое значение аскетической практики обозначено в догматических основах христианской антропологии согласно которым, поврежденная «первородным грехом» человеческая природа детерминирует духовное и телесное самоиспытание индивидуальной личности постоянно пребывающей в условиях непрерывной борьбы с внешними искушениями и внутренними страстями.

С принятием христианства восточные славяне знакомятся с богатым аскетическим опытом христианских подвижников, успешно осваивают и приумножают этот опыт трудами многочисленной плеяды отечественных аскетов. Православный аскетизм становится сущностным элементом русской культуры оказывающим большое влияние на все слои российского общества.

По понятным причинам, центрами аскетической культуры на Руси издревле являлись православные монастыри. Однако в каждой местности можно было найти своих подвижников и святых являющих своими подвигами пример аскетизма.

Элементарная практика аскетизма через систему морально-этических запретов и религиозных культовых действий (таинств, молитв и постов) носила массовый характер и являлась органической частью общей русской культуры.

В данной работе мы не ставим целью всесторонне проанализировать феномен русского аскетизма. Отметим лишь, что на протяжении веков аскетическая культура воспитывала в людях выносливость, трудолюбие, внутреннее умиротворение и радость бытия.

Новейшая история российского общества связанная с доминацией нерелигиозной, атеистической культуры фактически эксплуатировала рецидивы прежней аскетической традиции. Декларируемая правящей политической элитой материальное изобилие в грядущем будущем в реальности оборачивалось «вынужденным аскетизмом» (низкой заработной платой и ограниченным товарным предложением) для большинства советских людей. Но хорошо организованная идеологическая система и объективные трудности связанные с Великой Отечественной войной и угрозами внешней агрессии, при относительно равных материальных возможностях, порождали у советских людей трудовой энтузиазм, жизненный оптимизм и состояние духовного комфорта.

Новая социально-экономическая ситуация пришедшая на смену социализму коренным образом изменила привычное для советских людей положение. Невиданное ранее товарное предложение при низком материальном доходе у больших масс населения, резкое расслоение общества на богатых и бедных при свободном отношении к трудовой деятельности граждан со стороны государства, изменили ценностную парадигму экономической деятельности и социальных отношений.

В новой ситуации многие люди оказались неспособными хорошо адаптироваться к изменившимся социально-экономическим отношениям и выработать позитивную систему ценностных ориентиров, что создает благоприятную среду для культивирования различных социальных пороков.

Современное российское общество оказывается неспособным эффективно решать важные социальные проблемы порожденные деформацией духовной культуры. Старые подходы и методы в решении социальных пороков в условиях современной реальности малоэффективны, а иногда и просто абсурдны. Например, разве не абсурдно выглядит надпись на пачке сигарет «Минздрав России предупреждает: курение вредит вашему здоровью». Сколько людей прочитав эту надпись послушали данное предупреждение? А между тем, со времени первой публикации этого предупреждения количество курящих заметно возросло и курево стало одним из главных социальных пороков за счет приобщения к нему большого количества женщин детородного возраста. Еще более абсурдным выглядит компания по уничтожению дикорастущей конопли. Широко распространенное и культивируемое сельским хозяйством растение, веками приносившее людям исключительно только пользу, за одно десятилетие, превратилось в социально опасное.

Словом, десять бед – один ответ. Утрата аскетического компонента в духовной культуре ставит нацию на грань жизни и самоуничтожения.

В тоже время, идеи аскетизма крайне непопулярны во всех слоях современного общества. Многие любо вообще не понимают что такое аскетизм, либо видят в нем угрозу для собственного благополучия.

Современное российское «общество массового потребления» создает рынок соблазнов, но не заботится о духовной культуре потребления. Между тем, следует вспомнить, что все ныне высокоразвитые государства создавались под влиянием аскетических традиций в национальных культурах, где естественное для любого человека стремление к материальному достатку и радости бытия регулировалось системой религиозно-этических норм рационализирующих обыденную и трудовую жизнедеятельности как отдельно личности, так и больших коллективов.

Слабое влияние на формирование духовного компонента в культуре потребления оказывает и Русская Православная Церковь. Изложенная в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» принципиально правильная позиция в отношении социальных пороков не оказывает существенного влияния на массовое сознание в силу его слабой религиозности. А плохая информированность широких слоев населения о философско-догматических основах и культовой практики православного аскетизма создает тотальное непонимание данного феномена религиозной жизни.



Будущее российского общества во многом зависит от того, насколько правильной будет модель его социально-экономического развития и какова будет духовная парадигма этой модели. Поэтому говоря сегодня о социально-экономической и культурно-религиозной деятельности Алтайской духовной миссии в прошлом мы, прежде всего, должны вспомнить об аскетическом опыте и учении архимандрита Макария (М.Я. Глухарева) и митрополита Макария (М.А. Невского), что бы использовать этот опыт в настоящем и будущем.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет