САМОЦВЕТЫ
Из истории огранки драгоценных камней
Ýòè «øòó÷êè», áûâàåò, ãèïíîòèçèðóþò íàñ ñ âèòðèí þâåëèðíûõ ìàãàçèíîâ, áóäîðàæà ôàíòàçèþ.
Èõ çàãàäî÷íûé áëåñê – âîëøåáñòâî èëè äåëî ðóê ìàñòåðîâ? À ìîæåò, è òî è äðóãîå? À êòî îòêðûë ýòî èñêóññòâî? Ïîïðîáóåì íåìíîãî âî âñ¸ì ýòîì ðàçîáðàòüñÿ, íå óìàëÿÿ ìàãèè ïðèðîäû.
Îãðîìíûé âêëàä â èçó÷åíèå ïðèðîäû, èñòîðèè è ñâîéñòâ êàìíÿ âí¸ñ Àëåêñàíäð Åâãåíüåâè÷ Ôåðñìàí - êðóïíåéøèé ñîâåòñêèé ìèíåðàëîã, îñíîâàâøèé îñîáóþ íàó÷íóþ äèñöèïëèíó - ãåîõèìèþ. Êðàñèâûå êðèñòàëëû èëè õîðîøî îãðàí¸ííûå äðàãîöåííûå êàìíè áóäèëè ó èññëåäîâàòåëÿ ñëîæíóþ àññîöèàöèþ ìûñëåé è ýìîöèé.  íèõ ðîìàíòèêà âîñòî÷íûõ ëåãåíä î ìàãè÷åñêèõ ñâîéñòâàõ ýòèõ êàìíåé ïåðåïëåòàëàñü ñ ãåîõèìè÷åñêèìè ïðåäñòàâëåíèÿìè îá èõ îáðàçîâàíèè è ìûñëÿìè î âîçìîæíîñòè èñïîëüçîâàíèÿ â òåõíèêå.
Èíòåðåñíî, ÷òî â ïîñëåðåâîëþöèîííûå ãîäû çíàìåíèòûé ïîïóëÿðèçàòîð íàóêè Ôåðñìàí ïðåäëàãàë çàìåíèòü ñëîâîñî÷åòàíèå «äðàãîöåííûé êàìåíü» ñëîâîì «ñàìîöâåò». «Ñëîâà è òåðìèíû, - ïèñàë ó÷¸íûé, - æèâóò è ìåíÿþòñÿ âìåñòå ñ ðîñòîì è ðàçâèòèåì ÷åëîâå÷åñêîé êóëüòóðû … Íàäî ðåøèòåëüíî îòêàçàòüñÿ îò ñëîâà «äðàãîöåííûå êàìíè» … áóäóùåå êàìíåé íå â èõ öåííîñòè, íå âî âëîæåííîì â íèõ áîãàòñòâå, à â èõ êðàñîòå, â ãàðìîíèè êðàñîê, öâåòîâ è ôîðì, â èõ âå÷íîñòè». Èññëåäîâàòåëü, ïèñàòåëü è õóäîæíèê, Àëåêñàíäð Åâãåíüåâè÷ ñ ãëóáîêîé ñòðàñòüþ ñòðåìèëñÿ ïðîíèêíóòü â çàêîíû îáðàçîâàíèÿ êàìíåé, óñòàíîâèòü ïðè÷èíû èõ íåïîäðàæàåìîé êðàñîòû è âëèÿíèÿ å¸ íà ëþäåé, ðàñêðûòü çíà÷åíèå öâåòíûõ è äðàãîöåííûõ êàìíåé â èñòîðèè êóëüòóðû.
 ïðåäñòàâëÿåìîì îáçîðå ìû âî ìíîãîì îïèðàëèñü íà èíôîðìàöèþ, ïî÷åðïíóòóþ èç î÷åðêîâ Ôåðñìàíà ïî èñòîðèè êàìíÿ.
Íàâåðíîå, òðóäíî íàéòè ÷åëîâåêà, êîòîðûé, ñîçåðöàÿ ñàìîöâåòû, îñòàëñÿ áû ðàâíîäóøíûì ê âîçäåéñòâèþ íåïîñòèæèìîé ïåðåëèâ÷àòîé èãðû ñâåòà â êðèñòàëëàõ. Òîëüêî âåäü ìèíåðàëû «çâ¸çäàìè íå ðîæäàþòñÿ». Ñàì êîðîëü áëåñòÿùåãî öàðñòâà àëìàç ñòàíîâèòñÿ áðèëëèàíòîì òîëüêî ïîñëå îãðàíêè. Ê òîìó æå, ëèøü èç 15 % àëìàçîâ ïîëó÷àþòñÿ áðèëëèàíòû, åù¸ 45% ñïåöèàëèñòû íàçûâàþò «îêîëîþâåëèðíûìè» êàìíÿìè - îíè óñòóïàþò ñâîèì èäåàëüíûì ñîáðàòüÿì ïî ðàçìåðó, öâåòó è ÷èñòîòå.
Îäíàêî, íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ëþäè ñ ñàìûõ äðåâíèõ ïîð öåíèëè óíèêàëüíûå ñâîéñòâà àëìàçà, â Èíäèè, íàïðèìåð, î÷åíü ïðîäîëæèòåëüíîå âðåìÿ ñ÷èòàëîñü, ÷òî äëÿ ñîõðàíåíèÿ ìàãè÷åñêèõ è ìèñòè÷åñêèõ ñâîéñòâ íå ñëåäóåò èçìåíÿòü ôîðìó êàìíÿ, äàííóþ åìó ïðèðîäîé.
В настоящее время общепринятым считается, что первые попытки полировки алмазов были осуществлены в начале XIV века в Европе. Неровные поверхности кристалла как бы выравнивались, и таким образом достигалась более высокая прозрачность камня. При этом вершины кристалла становились более острыми, а потому первые обработанные алмазы получили название «острый камень» или «островершинный камень». Такие алмазы в качестве ювелирных украшений появились в средние века и оставались весьма популярными в период Ренессанса. Одно время считалось, что открытие метода пришлифовки на самоцветах гладких плоскостей, образующих симметричный многогранник, произошло во второй половине XV столетия. Позже было установлено, что этот способ был известен в более древние времена, в Индии, где алмазы уже давно гранились «площадкой», а позднее в Италии и Франции.
В Европе эта форма и была известна как индийская. Впоследствии большинство таких бриллиантов было переогранено.
В этом смысле наглядна история, связанная со знаменитым бриллиантом «Кохинор» или «Гора света» (первое упоминание о нём найдено в летописях 1304 года). Предание гласит, что после смены многих владельцев, камень оказался в Лондоне в руках Королевы Виктории и затем был представлен на Всемирной выставке 1851 года в Хрустальном Дворце. Однако тогда кристалл сенсации не произвёл: из-за индийской огранки блеск камня был довольно тусклым. Королева вызвала из Амстердама известного мастера - Воорзангера из компании «Костёр» и приказала ему огранить «Гору света». Эта огранка, сократившая вес алмаза со 186 до 108,93 карата, принесла ему всемирную славу.
На протяжении всего XVI и начала XVII веков в производстве бриллиантов огранка площадкой доминировала, поскольку считалось, что ее геометрия усиливает магические свойства алмаза.
Венецианский мастер Винченцо Перуцци был первым, начавшим гранить алмазы в форме бриллианта. Верхние и нижние концы естественного октаэдрического кристалла, полученного при скалывании по спайности, сглаживались и отшлифовывались, верхняя грань, известная как площадка («table»), была значительно больше, чем нижняя грань, называвшаяся кюлассой.
Со временем гранильное искусство совершенствовалось, и бриллиант в какой-то момент принял округлые очертания, поэтому появилось название «круглая простая огранка» или «круглая неполная огранка». Эта форма стала предшественником современного вида обработки - бриллиантовой (фасетной) огранки. В 20-30-х годах XX века Крумбхаар, Джонсен и Рёш определили теоретическую форму бриллиантовых граней, которая сообщает алмазу максимальный блеск. При подсчётах оказалось, что максимальный блеск может быть достигнут, когда падающие и выходящие лучи перпендикулярны площадке кристалла. Идеальную форму бриллиантовой огранки других драгоценных камней изучал и высчитывал
В.Ф. Эпплер (1933) и Ринне в Германии.
Îãðàíêà ðîçîé, êîòîðàÿ ïðèìåíÿëàñü ãëàâíûì îáðàçîì äëÿ ìåëêèõ êàìíåé, øèðîêî ðàñïðîñòðàíèëàñü ïðè îáðàáîòêå àëìàçîâ. Ïðè ýòîì ñïîñîáå êàìåíü ïîëó÷àåò ïëîñêîå îñíîâàíèå ñ òðåóãîëüíûìè ãðàíÿìè â êîëè÷åñòâå îò 12 äî 24 (ðåæå 32), ñõîäÿùèìèñÿ â îäíîé òî÷êå, ðàñïîëîæåííîé â âåðõíåé ÷àñòè êàìíÿ. Êîíòóð ðîçû ìîæåò áûòü êðóãëûì, ýëëèïòè÷åñêèì èëè îâàëüíûì.  XIX âåêå âåñüìà ïîïóëÿðíûìè áûëè áðèëëèàíòû, îãðàíåííûå äâîéíîé ðîçîé, êîòîðûå óñòàíàâëèâàëèñü â ñåðüãè è èç êîòîðûõ èçãîòàâëèâàëèñü áðåëîêè äëÿ ÷àñîâ, ïðåæäå ÷åì ïîñëåäíèå ñòàëè íîñèòü íà ðóêå. Äâîéíàÿ «ðîçà» ïðåäïîëàãàåò îáðàáîòêó èñõîäíîãî îáðàçöà ìåòîäîì «ðîçû» êàê âåðõíåé ÷àñòè, òàê è íèæíåé.
Áðèëëèàíòîâàÿ îãðàíêà, ïîìèìî àëìàçà, ïðèìåíÿåòñÿ è ê äðóãèì êàìíÿì, òàêèì êàê ðóáèí, ñàïôèð, èçóìðóä è öèðêîí. Ìíîãèì èç ýòèõ ìèíåðàëîâ ïðèäà¸òñÿ áîëåå èëè ìåíåå êâàäðàòíûé êîíòóð ñî ñðàâíèòåëüíî ìàëûì êîëè÷åñòâîì ãðàíåé.
Íà Âîñòîêå âñòðå÷àëèñü ïðè÷óäëèâûå îãðàíêè, íàïðèìåð, ïëèòêà, òðåóãîëüíèê ñî ñðåçàííûìè óãëàìè, ýïîëåò, ïîëóìåñÿö, øåñòèóãîëüíèê, çàìîê, áóìàæíûé çìåé, ðîìá, ìàðêèçà, èëè ÷åëíîê, ïÿòèóãîëüíèê, èëè ÿäðî, êâàäðàò, òðàïåöèÿ è òðåóãîëüíèê. Áëàãîäàðÿ ýòèì ôîðìàì þâåëèðû ïîëó÷èëè áîëüøèå âîçìîæíîñòè äëÿ ñîçäàíèÿ çàìå÷àòåëüíûõ èçäåëèé.
Ñòóïåí÷àòàÿ (òðàïîâàÿ) îãðàíêà îáû÷íî ïðèìåíÿåòñÿ ê èçóìðóäàì è òóðìàëèíàì.
Êàìåíü ãðàíèòñÿ äîâîëüíî ïëîñêî, ñ îäíèì èëè íåñêîëüêèìè ðÿäàìè ãðàíåé, ðàñïîëîæåííûìè ïàðàëëåëüíî ðóíäèñòó (ðóíäèñò - âûøëèôîâàííûé óçêèé ïîÿñîê, çà êîòîðûé êàìåíü çàêðåïëÿåòñÿ â îïðàâå).
Ñåãîäíÿ êëàññèêîé ñ÷èòàåòñÿ, êîãäà áðèëëèàíò èìååò 56 áîêîâûõ ãðàíåé. Îíè ðàñïîëàãàþòñÿ òàêèì îáðàçîì, ÷òîáû ïàðàëëåëüíûé ïó÷îê ñâåòà, ïàäàþùèé íà ïîâåðõíîñòü, ïîäâåðãàëñÿ â áðèëëèàíòå ïîëíîìó âíóòðåííåìó îòðàæåíèþ. Îòðàæ¸ííûé ñâåò, áëàãîäàðÿ âûñîêîé äèñïåðñèè àëìàçà, ðàçëàãàåòñÿ íà öâåòíûå ëó÷è ñïåêòðà. Ïîýòîìó êàìåíü è «èãðàåò».
«Îãîíü» êàìíÿ ëó÷øå âñåãî âèäåí, åñëè ïðè áðèëëèàíòîâîé îãðàíêå äîñòèãàåòñÿ ïîëíîå âíóòðåííåå îòðàæåíèå, ïðè êîòîðîì íèæíèå ãðàíè êàìíÿ äåéñòâóþò êàê çåðêàëà, îòäàâàÿ è ìíîæà ïðîíèêàþùèé ñâåò. Òàêîé ýôôåêò äîñòèãàåòñÿ òîëüêî ïðè ñòðîãîì ñîáëþäåíèè ïðîïîðöèé áðèëëèàíòîâîé îãðàíêè è ïðè íàëè÷èè îïðåäåë¸ííûõ óãëîâ ìåæäó ãðàíÿìè. Ê ñîæàëåíèþ, ïðè ýòîì òåðÿåòñÿ çíà÷èòåëüíàÿ ÷àñòü âåñà íåîáðàáîòàííîãî àëìàçà. À ïîñêîëüêó ìíîãèå êàìíè ïîäâåðãàëèñü ïîâòîðíîé îãðàíêå, îíè ïîòåðÿëè ÷àñòü ñâîåé ñòîèìîñòè.
Êòî æå ïåðâûì ïðåâðàòèë àëìàç â áðèëëèàíò?
Ñðåäè èñòîðèêîâ íåò åäèíîãî ìíåíèÿ î òîì, ãäå è êîãäà ïîÿâèëàñü áðèëëèàíòîâàÿ îãðàíêà. Ïåðâîå ïèñüìåííîå ñâèäåòåëüñòâî îá îãðàíêå àëìàçà äàòèðîâàíî 1463 ãîäîì. Äîëãîå âðåìÿ ñ÷èòàëîñü, ÷òî â êîíöå XV âåêà ãîëëàíäñêèé þâåëèð Ëóè âàíí Áåðêåì èç Áðþããå ðàçðàáîòàë ìåòîä òî÷íîé ñèììåòðè÷íîé îãðàíêè, çàêëþ÷àþùèéñÿ â øëèôîâêå êàìíÿ íà æåëåçíîì êðóãå, íà êîòîðûé íàíîñèòñÿ ñìåñü àëìàçíîãî ïîðîøêà è ìàñëà. Ëóè áûë ïðèäâîðíûì þâåëèðîì ãåðöîãà Áóðãóíäèè Êàðëà Ñìåëîãî. Êîãäà âîèíñòâåííûé ãåðöîã óâèäåë áðèëëèàíòû, êîòîðûå ïðèí¸ñ åìó ìàñòåð, òî ñðàçó íàø¸ë èì ïðèìåíåíèå…íà ïîëÿõ ñðàæåíèé. Êàðë ïðèêàçàë óêðàñèòü áðèëëèàíòàìè ñâîè äîñïåõè, ÷òîáû áëåñê äðàãîöåííûõ êàìíåé îñëåïëÿë è ïðèâîäèë â óæàñ âðàãîâ. Ïðèìåðó Êàðëà Ñìåëîãî íà÷àëè ñëåäîâàòü è äðóãèå âåíöåíîñíûå âîèíû. À ìåòîä Ëóè âàíí Áåðêåìà èñïîëüçóåòñÿ äî ñèõ ïîð, îäíàêî ñóùåñòâîâàíèå ñàìîãî ìàñòåðà ñòàâèòüñÿ ïîä ñîìíåíèå…
 èñêðÿùåìñÿ öàðñòâå êîðîëÿ ìèíåðàëîâ èíîãäà âñïûõèâàþò öâåòíûå èñêîðêè. Ýòî îêðàøåííûå àëìàçû. Ïîïàäàþòñÿ îíè ðåäêî. Äàæå ñåé÷àñ, êîãäà àëìàçîäîáûâàþùàÿ ïðîìûøëåííîñòü ïîñòàâëÿåò íà ðûíêè êîëîññàëüíîå êîëè÷åñòâî áëåñòÿùåãî êàìíÿ, öâåòíûå àëìàçû ñîñòàâëÿþò âñåãî 1 ïðîöåíò îò äîáûòîé ìàññû. Ðåäêîñòü öâåòíîãî àëìàçà äèêòóåò è áîëåå âûñîêóþ öåíó. Ïî èñòîðè÷åñêèì ìàòåðèàëàì ìîæíî ïðîñëåäèòü îñîáîå ïðèñòðàñòèå ê öâåòíûì áðèëëèàíòàì. Ëþäîâèê XIV ïðèêàçàë óêðàñèòü ñâîþ êîðîíó ãîëóáûì ñ êðàñíûì îòëèâîì áðèëëèàíòîì â 112 êàðàò. Ñðåäè ñîêðîâèù äèíàñòèè Âèíäçîðîâ (Àíãëèéñêèé êîðîëåâñêèé äîì) îñîáîå ìåñòî çàíèìàåò ïîäàðîê âëàäåëüöåâ êîïåé Þãà Àôðèêè, ñäåëàííûé â 1947 ãîäó ïðèíöåññå Åëèçàâåòå. Ýòî ðîçîâûé áðèëëèàíò âåñîì â 23 êàðàòà.
Цветные алмазы настолько специфичны, что для них не работают многие законы, «пригодные» для бесцветных. Их нужно гранить по другим правилам, оценивать по другим принципам.
Особо стоит сказать о чёрных бриллиантах.
До недавнего времени чёрные алмазы считались исключительно техническим сырьём. Стоимость их не превышала 10 долларов за карат. Когда их добывали, то обычно…отсортировывали. Далеко не все специалисты были согласны с тем, что ограненный чёрный алмаз можно назвать бриллиантом.
Ведь он не прозрачен, не сверкает и не «играет», только поверхностью способен отражать свет. Однако, какая-то часть такого сырья, а именно те кристаллы, в которых чёрный цвет равномерно распределён по всему объёму, всё же была пригодна для огранки. Так появились уникальные чёрные украшения.
А пока старинным мастерам не удавалось найти более выигрышный способ огранки, чем полировка камня по естественным граням, алмаз ценился меньше, чем, скажем, рубин или сапфир.
Сегодня алмаз относится к драгоценным камням 1 порядка, встав в один ряд с сапфиром, рубином и их разновидностями, изумрудом, александритом, хризобериллом, благородной шпинелью, эвклазом. К этому же ряду относится жемчуг - драгоценный камень органического происхождения. Чистые, прозрачные, ровного густого тона камни ценятся высоко. Плохо окрашенные, мутные, с трещинами и другими недостатками камни этого порядка могут цениться ниже драгоценных камней 2 порядка. А во втором ряду: топаз, берилл, аметист, пироп, циркон, благородный опал др. Есть ещё третий уровень, которому отвечают такие, например, минералы, как бирюза, горный хрусталь, дымчатый кварц (раухтопаз), янтарь, светлый аметист. Кроме свойств яркого, чистого тона и прозрачности ценятся эффекты опалесценции и иризации, дающие яркие переливы красок (опал, лабрадор), астеризм (световой отблеск в виде 6-лучевой звезды), изменение цвета при разном освещении (например, александрит, аметист), полихроизм (различие в окраске при прохождении света по разным направлениям в кристалле) и т. д. Для лучшего использования всех этих оптических эффектов для каждого вида драгоценного камня выбирается своя огранка (розой, бриллиантом, таблицей, кабошоном и т. д.). Кстати, обработка кабошоном исходила из округлых форм природных галек, представляющих собой круглые голыши, которые иногда, после их подшлифовки и полировки, применялись для ювелирных изделий. Эта обработка требует особых технических приёмов, выработанных ещё в глубокой древности и широко применявшихся в Персии при обточке бирюзы и янтаря.
Огранка кабошоном особенно пригодна для самоцветов, имеющих переливы (тигровый или кошачий глаз), игру цветов (опал, лунный камень) и астеризм (звёздчатые рубины и сапфиры). А некоторые минералы, как, например, гранат, окрашены настолько густо, что при обычной огранке кажутся почти чёрными. Для таких камней подходит полый кабошон, так как при этой форме толщина камня может быть уменьшена настолько, что он начинает просвечивать. Различные типы кабошонов популярны до настоящего времени. А в 1940 году, научным сотрудником лаборатории кристаллографии Академии наук СССР в Москве Б. В. Витовским была предложена новая форма кабошонов. Им разработан проект особого станка для их обработки, сконструирован станок для шлифовки галек и обломков камней и шлифовальный диск с планетарным движением.
При любом способе обработки камня его твёрдость определяет способность материала принимать и сохранять полировку, сохранять острые углы и рёбра огранки. Драгоценный камень должен обладать твёрдостью не ниже 6 - 7 по 10-балльной шкале твёрдости (шкале Мооса).
Искусственные синтетические камни - это особая группа драгоценных камней. В настоящее время из этой группы известны сапфир, рубин, шпинель, светлый александрит, изумруд. Для придания драгоценным и полудрагоценным камням более яркого цвета их окрашивают различными химическими красителями (например, красные, чёрные и синие агаты, сердолик и др.) Цвет некоторых драгоценных камней перед огранкой может искусственно изменяться в желательном направлении путём нагревания или воздействия на минерал радиоактивным излучением, рентгеновыми и ультрафиолетовыми лучами.
С первой четверти 20 века более половины искусственных и естественных драгоценных камней идёт для технических целей.
А гранильное искусство получило новые более широкие возможности с приходом в нашу жизнь компьютерных технологий. Шаблоны огранки, создаваемые с удивительной точностью, и визуальное программное обеспечение даёт ключ к новым высотам в дизайне драгоценных камней. Владея новой технологией, дизайнеру достаточно придумать огранку, чтобы потом создать готовый проект за считанные минуты.
Ëèøü îáðàáîòàííûå êàìíè «ðàñêðûâàþò» ïåðåä íàìè ñâîè ñåêðåòû, ïîâèíóÿñü èíòóèöèè õóäîæíèêà. À ïðåæäå îíè çàðîæäàþòñÿ â ñîêðîâåííûõ ãëóáèíàõ çåìëè, ïðîõîäÿ ìíîãîòðóäíîå ñòàíîâëåíèå - íåñêîðûå êðóãè èñïûòàíèé. Âåäü ôîðìèðîâàíèå êðèñòàëëîâ ïðîõîäèò ïðè òèòàíè÷åñêèõ äàâëåíèÿõ è âûñî÷àéøèõ òåìïåðàòóðàõ. Âñ¸ ýòî è âûïëàâëÿåòñÿ â òó êðàñîòó, êîòîðàÿ äà¸ò íåñðàâíåííîå íàñëàæäåíèå ãëàçó è ïèùó óìó.
Кристаллы, кристаллы, соцветья
во мглу погружённой земли.
Когда расцвели вы, на свете
другие цветы не цвели.
Нацежен был мало-помалу
из мрака лучистый хрусталь,
чтоб стало под силу кристаллу
вместить невместимую даль.
Тускла на свету, но как факел
кристалла живая свеча
пылает во мраке…Во мраке -
начало любого луча.
Ìèãåëü äå Óíàìóíî
Список использованных источников:
-
Ферсман А. Е. Очерки по истории камня : в 2 т. / А. Е. Ферсман. – М. : Терра-Кн. клуб, 2003.
-
Скуратовская М. В. Сокровища и реликвии британской короны / М. В. Скуратовская. – М. : Вече, 2010. – 318, [2] с., [8] л. цв. ил. – (Реликвии и сокровища мира). – Библиогр.: с. 312–317.
-
Завгородняя Т. Слёзы земли : [о самых больших и печально знаменитых бриллиантах] // Крестьянка. – 2009. – № 3. – С. 50–55 : ил.
-
Ильинская Т. Б. Образы камней-самоцветов в структуре рассказов Н. С. Лескова (символика и художественная функция) // Русская литература. – 2009. – № 3. – С. 3–35.
-
Огранка и обработка алмазов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mlmdiamondsprestige.com/almazi -izrailya/ogranka-i-obrabotka-almazov/
Îáçîð ïîäãîòîâëåí áèáëèîòåêàðåì
îòäåëà åñòåñòâåííîíàó÷íîé è òåõíè÷åñêîé ëèòåðàòóðû
Äèíîé Ëåáåäåâîé
Достарыңызбен бөлісу: |