Географическое положение Саудовской Аравии
Государство в Юго-Западной Азии, занимающее две трети Аравийского полуострова и ряд прибрежных островов в Красном море и Персидском заливе (Шайбара, Эль-Хассани, Кишран, Эль-Кунфида, Харкус, Эль-Арабия, Абу-Али, Лонг-Айленд, Куту, архипелаг Фарасан и др.).
Граничит с Иорданией на севере, Ираком и Кувейтом - на севере и северо-востоке, с Катаром и ОАЭ - на востоке, Оманом и Йеменом на юге. С Бахрейном, Эфиопией, Суданом, Египтом и Израилем границы морские. Омывается Персидским заливом на востоке и Красным морем - на западе и юго-западе.
Общая площадь - 2,15 млн кв. км.
Столица
Эр-Рияд (официальная столица королевства), Джидда (административная).
Климат в Саудовской Аравии
Климат на севере субтропический, на юге - тропический, жаркий и крайне сухой.
Средние температуры июля повсеместно держатся выше отметки в +30°С, при этом дневные максимумы нередко достигают +47-50°С, а температура в тени редко опускается ниже +42°С. В зимний период температура держится в районе +20°С в западных областях и от +8°C до +20°C - в пустынных восточных районах. При этом зимними ночами в пустыне температура может опускаться почти до нуля, хотя и летом нередка тридцатиградусная разница между дневной и ночной температурой.
Среднегодовой уровень осадков составляет не более 100-200 мм, причем распределяются они неравномерно - в центральных и восточных районах осадки возможны исключительно в феврале - апреле, на западе - с конца ноября по конец февраля. В горных районах в зимний период нередки туманы.
Когда лучше ехать в Саудовскую Аравию
Наилучшее время для посещения страны - с сентября по октябрь и с апреля по май, когда температура воздуха еще не очень высока, а ветра с близлежащих морей приносят некоторое облегчение от постоянной сухости воздуха.
Природа Саудовской Аравии
Саудовская Аравия лежит в зоне обширного пустынного плато с высотами от 300 до 1520 метров, причем общий уровень поверхности плавно поднимается от низменных берегов Персидского залива до невысоких гор, обрамляющих побережье Красного моря. На западе с севера на юг тянется полоса гор Хиджаз (высшая точка - гора Джебель-Сауда, 3133 м), Асир (гора Дака, 3353 м) и Эш-Шифа (гора Диббаг, 2350 м). Несмотря на свою относительно небольшую высоту, местные горные хребты изобилуют обширными сухими плато высотой до 2000 м, достаточно труднопроходимы и имеют весьма ограниченное количество перевалов. Вдоль западного подножия гор тянется узкая (ширина от 5 до 70 км) прибрежная низменность Тихама, а от восточных склонов начинается целая череда каменистых пустынь "харрат".
Северная и центральная части страны покрыты огромными площадями (около 1 млн кв. км) песчаных и каменистых пустынь - Эль-Хамад, Большой и Малый Нефуд, Эль-Арма (Дехна), Руб-эль-Хали (777 тыс. кв. км!), Нафуд-эс-Сирр, Нафуд-эд-Дахи, Эль-Баяд, Эль-Джафура, Урук-Субай и другие. Это бесконечное море разноцветного песка и щебня прерывается лишь невысокими останцовыми горами (Тувайк, Хашм-Гудай, Шайдад-Умм-Курр и др.), возвышенностями (Абу-Бахр, Эс-Сульб, Эль-Хаджара, Эль-Бусайта), вади (сухие русла рек) и тектоническими впадинами, во многих из которых сосредоточены достаточно многочисленные оазисы. Вдоль побережья Персидского залива и границы с Оманом протянулась местами заболоченная и покрытая солончаками низменность Эль-Хаса (ширина до 150 км), нередки солончаковые области и во многих внутренних районах.
На территории Саудовской Аравии нет ни одного постоянного водотока - практически все местные реки существуют лишь в период дождей (да и тогда они теряются в песках). А вот источники, вокруг которых и формируются оазисы, достаточно многочисленны - по всей стране насчитывается около трех сотен относительно крупных выходов подземных вод, причем вся вода здесь используется для хозяйства. Самый большой оазис Азии - Аль-Ахса (площадь около 534 тыс. кв. км) - находится в восточной области Саудовской Аравии, в 60 км от берега Персидского залива, и является самым крупным сельскохозяйственным регионом страны и центром области Аль-Ахса - Эль-Хуфуф. Кстати, несмотря на нехватку посевных площадей и воды, Саудовская Аравия имеет 8 млн акров обрабатываемых земель, снабжаемых водой через специальные поливные системы, питающиеся от обширной сети дамб и скважин.
Опасные растения и животные
Отдельную проблему представляют пустынная флора и фауна. По всей стране немало ядовитых растений и опасных насекомых, поэтому при путешествии по Саудовской Аравии следует внимательно прислушиваться к советам проводников и местных жителей.
Флора и фауна Красного моря также могут представлять определенную опасность для неподготовленного пловца, но в силу специфики местных приморских курортов эта проблема малоактуальна, а все ныряльщики, погружающиеся в местных водах, проходят обязательный инструктаж работниками дайв-центров при отелях. Однако есть определенная опасность получить отравления от загрязнения морской воды. Королевский декрет запрещает разгрузку любых опасных веществ, включая нефтепродукты, ближе чем в 100 милях от берега, однако на западном побережье страны немало нефтеперерабатывающих и цементных заводов, которые нередко допускают неконтролируемые сбросы.
Национальные парки и заповедники в Саудовской Аравии
Наиболее известный заповедник страны - Национальный парк Асир, простирающийся в юго-западной части страны от Красного моря до пустынных районов к востоку от гор Асир и Хиджаз. Занимающий площадь около 450 тыс. га, заповедник охватывает две природные зоны - равнины к юго-востоку от Абха и горные районы к северо-западу от этого города. Фактически это целая череда маленьких парков, причем каждый из них имеет собственный лагерь для туристов и область для проведения пикников. Кроме уникальных природных комплексов горных районов, включающих в себя и пустынные элементы, и редчайшие для региона горные леса, здесь можно увидеть самую высокую и красивую гору Саудовской Аравии - Джебель-Сауда, Туристический центр парка с макетом всех охраняемых земель и отличной видовой площадкой, многочисленные древние башни "гасаба" (их назначение до сих пор окончательно неясно), древний караванный центр Карьят-эль-Фау, дамбу и храм Наджрана, а также руины древних городов Тимна и Шибан, затерянные среди гранатовых и лаймовых садов.
Национальный парк архипелага Фарасан (40 км западнее Джизана) известен как важнейший репродуктивный центр морских птиц (около 87 видов), газелей (самая большая популяция в стране), дюгоней (вместе с эфиопскими островами Дахлак - последняя популяция в регионе) и морских черепах, а крупнейший остров архипелага - Фарасан-Кабир (Фарасан-эль-Кабир) известен и как точка самого большого биологического разнообразия в акватории Красного моря.
Жизнь людей в Саудовской Аравии Население
Общая численность населения около 27,6 млн человек, однако в это число обычно включается около 5,6 млн иностранцев, не имеющих статуса граждан страны.
Этнический состав достаточно однороден: около 90% населения страны - арабы (как местные, так и из стран Залива), остальные представлены выходцами из Индии, Бангладеш, Филиппин, Пакистана, Египта и т. д. Также в стране есть достаточно устойчивая европейская община (около 100 тыс., в основном - высококлассные специалисты нефтедобывающих компаний), однако ее представители проживают по большей части в закрытых городках и находятся в стране лишь ограниченный период.
Население Саудовской Аравии растет очень быстро (до 1,5 млн в год) и поэтому очень молодо - более 38% людей моложе 14 лет. Также характерной чертой страны является высокий уровень урбанизации - почти 90% населения страны проживает на территории всего в 3% её площади (в основном в оазисах, вокруг столицы и на побережьях морей), причем в некоторых городах плотность населения достигает 1000 человек на кв. км.
Политическое состояние
Королевство Саудовская Аравия (Kingdom of Saudi Arabia, или Al Mamlakah al Arabiyah as Suudiyah) - абсолютная теократическая монархия. Глава государства и правительства - король (малик) Абдалла бен Абдель Азиз аль-Сауд (с 13 июня 1982 г.) обладает также всей полнотой исполнительной, законодательной и судебной власти, а также является религиозным лидером страны (его полномочия ограничены лишь нормами и традициями шариата). Наследование титула ведется по линии старшего мужчины в роду с одобрения Королевского семейного совета (включает 18 наиболее влиятельных прямых потомков основателя саудовской монархии).
Исполнительная власть (Совет министров, назначается монархом каждые четыре года) состоит из премьер-министра, первого премьер-министра и двадцати отраслевых министров, на должности которых выдвигаются только членов правящей семьи.
Законодательная власть - Консультативная ассамблея, или Меджлис аш-Шура, состоит из 150 членов, назначаемых королем на четырехлетний срок. Ассамблея имеет достаточно ограниченные полномочия - все её инициативы должны пройти одобрение монарха. В последнее время роль ассамблеи усиливается, Совет министров даже объявил о намерении ввести выборы половины членов местных и провинциальных собраний и одной трети членов ассамблеи, хотя окончательное решение не принято.
Административно Саудовская Аравия разделена на 13 провинций (mintaqah).
Язык в Саудовской Аравии
Официальный язык Саудовской Аравии - арабский (западно-семитская группа), вернее его аравийский диалект "аммия", подразделяемый в зависимости от региона на говоры (около 9). При этом язык городских жителей заметно отличается от диалектов кочевников (около 5% населения), а при богослужении используется канонический вариант арабского - "эль-фусха".
Среди иностранных рабочих распространены английский (также широко используется в деловых кругах), хинди, урду, фарси, сомали, индонезийский и прочие языки.
Государственная религия - ислам. Саудовская форма ислама является одной из самых консервативных и основывается на учении Мухаммада ибн Абдель-Ваххаба (XVIII в.). По разным оценкам, от 85% до 93,3% жителей страны являются суннитами (ваххабиты, шафииты, ханифиты, маликиты, ханбалиты и др.); от 3,3% до 15% - шииты (исмаилиты и зейдиты), около 3% - христиане (преимущественно католики). Однако неисламские конфессии здесь запрещены - в стране нет ни одной христианской церкви.
Кухня Саудовской Аравии
В Саудовской Аравии используется традиционная для арабских стран кухня, сформированная под влиянием особых природно-климатических и религиозных особенностей региона. Здесь следует учитывать, что все страны арабского мира используют, по сути, одни и те же кулинарные традиции и продукты, но зачастую одни и те же блюда носят разные названия, что объясняется и особенностью арабского языка или его диалектов, и широчайшей вариативностью местной кухни - часто смешение вполне традиционных ингредиентов ведет к образованию совершенно новых оригинальных блюд. Даже между кухней кочевых народов полуострова и оседлыми жителями есть вполне заметные различия, выражающиеся, впрочем, лишь в пропорциях ингредиентов и различных приправ.
Национальная еда
Так как мусульмане не едят свинину, то в мясных блюдах используются в основном баранина, говядина, мясо птицы, рыба и яйца. Мясо обычно обжаривают на углях или на раскаленной сковороде без жира, что придает ему особый вкус. К традиционным мясным блюдам принято относить мясо на вертеле "култра" (обычно мясо птицы или ягнятина), шашлык "тикка", традиционную арабскую "шаверму", или "шварму", знаменитый шашлык из маринованной баранины или говядины - "кебаб" (вариантов этого блюда насчитывается почти полсотни, начиная с бараньего "шиш-кебаба" и заканчивая шашлычками из рубленого мяса - "кофта" или "кёфта"), мясное ассорти "меззе" (может содержать до сорока различных видов мяса и других ингредиентов), "маклюбе" (плов), жареное или печеное мясо ягненка "мешуи" (традиционно готовится в глиняной печи целой тушкой с различными специями) и его варианты вроде мясного ассорти "мешуи-мушаккаль", мясо со специями и рисом "макбус", или "махбус", жаренные в масле тефтели из рубленой баранины и пшеницы "куба", или "кеббе" (вариантов также десятки), фаршированные молодой бараниной и перцем овощи (перец, баклажаны, кабачки и др.) или наоборот - целая тушка молодого барашка, фаршированная различными овощами и пряностями, тушеное мясо с овощами "яхни", мясо ягненка с рисом и орехами - "гузи" и много других, не менее оригинальных, блюд. Очень популярны густые мясные супы с фасолью, рисом, горохом, лапшой, картофелем, каперсами и т. д., а также бульоны, которыми часто завершают трапезу.
Широкое распространение имеют блюда из птицы - тушенная в томатном соусе курица "даджадж", курица с медом на пару "аль-манди", запеканка с мясом курицы "харис" (бывает и с телятиной), рис с кусочками тушеного мяса курицы "бирьяни-даджадж", шашлык из курицы "тика-даджадж", острая курица "джадж-таннури", паштет из печени птицы "кибда-фирех" или "кибда-фарудж", почитаемое на Востоке перепелиное мясо "самман", приготовленная десятками способов утка или индейка с рисом и овощами, а также десятки других оригинальных блюд.
В качестве гарнира ко всем мясным блюдам используются рис, зелень и всевозможные салаты из свежих овощей с обязательными пряностями и приправами. Здесь можно попробовать такие традиционные блюда, как салат "фатуш" (помидоры, огурцы, салат, зелень, лимон, оливковое масло и обязательная специя "сумак" из плодов кизила или барбариса, плюс кусочки хлеба или сухарики), непременный "кускус" из обвалянной в муке манки и не менее традиционный "хомус" ("хумус") из дробленого жёлтого гороха с кунжутным соусом ("тхиния" или "тахин") и оливковым маслом, жаренные на растительном масле с пряностями шарики из нута или бобовых - "фалафель", густое пюре из коричневой фасоли, чеснока и лимона "фуль" (нередко его используют как наполнитель для лепешек), пшеничная или кукурузная каша "бургуль", "таббуля" ("табуле") - блюдо из пшеницы и мелко нарубленной зелени, белый моченый горох "дахну", салат из зеленой фасоли, помидоров, лука и чеснока - "лубия", икра из баклажанов, помидоров и лука с кунжутным соусом "мутаббаль" ("мутабель") и чуть более "жидкий" её вариант - "баба-гануж", целый класс блюд "махши" (запеченные овощи, фаршированные рубленым мясом, рисом, луком, зеленью и специями), рис во всевозможных комбинациях, а также маринованные и соленые овощи и приправы.
Широко применяются всевозможные пряности, лук, чеснок, оливки, перец, орехи, мед, корица и травы, часто смешиваемые в густые пасты или соусы. Важное место на столе занимают финики и инжир, которые используются во всех возможных видах - от сушеных или вяленых, обычно идущих как легкая закуска, до сложных паст из муки и перетертых плодов, которая является основным видом местной консервации. Непременным ингредиентом многих блюд является растительное масло, прежде всего оливковое, кунжутное и пальмовое.
Трапеза часто сопровождается пирожками из пшеничной муки с мясом "куббе" или маленькими треугольными пирожками "самбуса" (с овощами - "худар", сыром - "джабна", мясом - "ляхма" или шпинатом - "сабенех"). На столе всегда находится хлеб "хобз", или "айш", а также непременные пресные лепешки "пита", или "питта". Рецептур хлеба великое множество, в него часто добавляют различные виды муки, травы и пряности, а также используют как основу для своеобразных местных бутербродов - в лепешку просто заворачиваются кусочки мяса, рыбы, овощей, зелени или овощных паст. Хлебом же пользуются вместо столовых приборов, подбирая им с тарелки соус или мясо.
В больших количествах потребляются блюда из кисломолочных продуктов (в ход идет как коровье, так и верблюжье, овечье или козье молоко), топленое масло из овечьего молока "дахн", творог, сыр и всевозможные виды йогурта, который часто используется и как самостоятельное блюдо, и как соус. Широкое распространение имеют также рыба и морепродукты, которые готовят почти исключительно на углях.
Очень хороши местные десерты - засахаренные фрукты и орешки, "рахат-лукум", "мехалабия", или "мехаллябия" (пудинг с фисташками), "мегли" (рисовый пудинг), "умм-али" (молочный пудинг с изюмом и орехами), "пахлава", "хальуа" (достаточно сильно отличается от привычной нам халвы), "шербет", "эш-асая", или "иш-сарая" (сладкий сырный пирог с кремом), козинаки "кышшат", "пахлава", "лигемат" (пончики с медом), "шербет", своеобразный арабский десерт "асыда" (обжаренная мука с сахаром, специями и маслом) или её диетическая разновидность - "бобер" и т. д.
Напитки
Отдельный ритуал местной кухни и жизни - приготовление кофе. Это и традиционный напиток для беседы, и особое искусство со своими методиками и хитростями. Сортов этого напитка великое множество, но наиболее популярны традиционные черные сорта, а также светлый аравийский кофе с кардамоном. В любом месте кофе готовят непосредственно перед подачей и разливают в маленькие пиалы, лишь на большую компанию допустимо сварить его в большом количестве и подать в традиционном кофейнике "далла". Кочевники и приверженцы традиций часто варят кофе только на открытом огне в большом металлическом чайнике (в этом случае кофе допускается доводить до кипения), в городах для этих целей используются медные "джезвы" и лотки с песком. У каждого местного жителя есть своя "секретная методика" приготовления этого напитка, поэтому видов его великое множество, но едино одно - кофе потребляется в огромных количествах и очень крепким.
Чай ("шай") обычно пьют чёрным с добавлением различных трав. Нередко гостю предлагается чашка кофе, затем стакан чая и снова кофе - и так до бесконечности.
Обычаи и традиции Саудовской Аравии
Культура Саудовской Аравии неразрывно связана с исламом, пронизывающим практически все аспекты общественной, политической и личной жизни граждан страны. К этому примешивается явно различимая тяга к сохранению национальной самобытности, совершенно не зависящая, к слову, от воли правящих кругов.
Самое важное культурное наследие страны - арабский язык, родившийся на территории Аравийского полуострова и распространившийся в последующем на весь Ближний Восток и Северную Африку (в настоящее время на нем говорят более 140 миллионов человек). Это один из древнейших языков региона, впитавший в себя элементы различных библейских народов, а также многих этносов, пришедших на эту землю в более позднее время. К тому же это очень богатый и удивительно гибкий инструмент, позволяющий легко оперировать самыми сложными понятиями - арабский считается одним из немногих языков планеты, не спешащим перенимать неологизмы из других языков мира, в первую очередь английского. На арабском написан и Коран - единственный по сей день факт использования живого языка для канонических религиозных текстов.
Комплекс обычаев и традиций жителей Саудовской Аравии достаточно сложен и многогранен для поверхностного описания. Многие местные традиции едины для всего арабского мира, другие проистекают от уникальных исторических и природно-климатических условий этой земли, третьи являются следствием довольно жесткой изоляционистской политики правящих кругов. В любом случае - местная жизнь достаточно далека от штампов.
Семьи в Саудовской Аравии до сих пор достаточно большие и состоят из представителей разных поколений, проживающих совместно или в пределах одного населенного пункта. В последние годы, впрочем, здесь наметилась явная тенденция к уменьшению семейств, однако род и клан до сих пор являются основополагающим понятием местных социальных отношений. Главой семейства до сих пор является самый старший мужчина в роду, которому в порядке старшинства наследуют его сыновья (мужчины в целом определяют и все остальные аспекты жизни семьи и рода). По крайней мере один сын обязательно остается жить в родительском доме, чтобы заботиться о родителях, даже если он женат. Дочь живет с родителями до замужества и затем переходит в дом мужа, при этом её имя в браке не изменяется, только добавляется родовая фамилия мужа. Многие семьи по-прежнему "устраивают браки", хотя в настоящее время молодые люди по большей части сами решают с кем им жить. Однако традиционный договор, аналог брачного контракта, до сих пор является незыблемым устоем местного гражданского права. Согласно исламским законам, мужчина может иметь несколько супруг, если он может обеспечить им достойные условия жизни, однако сам термин "достойных условий" нигде, кроме брачного договора, по сути, не оговаривается. Поэтому в современном арабском мире большинство мужчин имеет только одну жену.
Положение женщин в саудовском обществе служит поводом для бесконечных инсинуаций. С одной стороны большинство штампов верно - публичные взаимоотношения между женщинами и мужчинами здесь действительно ограничены, женщины должны одеваться в строгом соответствии с канонами ислама и не появляться на людях без сопровождения мужчины-родственника, им запрещено водить автомобили, "харим" ("запретный", женская половина дома) строго отделена от мужской, где принимают гостей, а большинство обязанностей её сводится лишь к заботам по дому и воспитанию детей. Однако это не значит, что женщины находятся здесь на положении рабынь - под закрывающей все тело черной накидкой (кстати, часто украшенной вышивкой, драгоценными камнями и бисером) может прятаться платье от лучших модельеров мира и украшения на сумму иного "мерседеса", закрывающая лицо "абайя" может заменяться полумаской из драгоценных металлов, "харим" оборудуется всеми мыслимыми приспособлениями, облегчающими работу женщины (в богатых домах держится целый штат служанок), брачный договор пишется практически самой невестой (через отца, естественно, но это ничего не меняет, да и подписан такой документ может быть только в присутствии муллы или шариатского судьи, после чего он приобретает силу закона), в сельской местности многие женщины работают наравне с мужчинами, а во многих отраслях занимают и ответственные посты. Бедуинские женщины могут появляться в обществе без "абайи" и даже "шейлы" или "никаба" (головной платок) и разговаривать с посторонними мужчинами, при этом им предоставляется отдельный шатер или часть семейного шатра. В любой момент женщина может обратиться к "кади" (судье шариата) с требованием развода, причем причиной для него может стать несоблюдение условий брачного договора (вот где сыграют роль "достойные условия жизни") или плохое обращение со стороны мужа. Даже запрет на образование для женщин давно снят - хотя до сих пор во многих учебных заведениях студенткам запрещено посещать лекции преподавателей-мужчин, их с успехом заменяют мониторы и видеокамеры. 10 местных колледжей обучают только женщин, причем по самым востребованным профессиям. Однако в некоторых районах, в первую очередь в Южной области страны, нравы достаточно консервативные, и местные женщины просто обязаны закрывать волосы и лицо, оставляя неприкрытыми одни глаза.
В одежде жители Саудовской Аравии придерживаются вековых традиций и канонов ислама, что и неудивительно - местные длинные и свободные рубахи до лодыжек "тавб", или "тобе", из шерсти или хлопка, небольшая шапочка под головной платок "тагийя", традиционный головной платок "гутра", удерживаемый на голове при помощи особого шнура "агал", а также накидка из верблюжьей шерсти "бишт" максимально подходят для жаркого и сухого климата. Женщины носят длинную свободную рубаху "тавб", или "тобе" (женский вариант обильно украшается вышивкой и бисером), закрывающий все тело длинный свободный плащ-накидку "абайя" ("абая"), закрывающий голову и нижнюю часть лица платок "бошийя" ("бошия"), платок "шейла", или "никаб", а также хлопковые или шелковые шаровары "сурвал".
Традиционным жилищем кочевников являются большие шатры из черной(!) шерсти, оседлые арабы по большей части живут в домах традиционной архитектуры из необожженного кирпича, побеленных или окрашенных охрой - в таких сооружениях прохладно даже в самую жару. В последнее время, естественно, все большее распространение получают дома из более современных материалов, но и в их строительстве обязательно используются местные архитектурные приемы. Большинство домов окружено достаточно внушительными стенами, призванными не столько защитить жилище, сколько оградить его от посторонних взоров. Понятие неприкосновенности дома и его территории, этакое "прайвеси", здесь совершенно незыблемо. Несмотря на то, что вполне допускается и даже поощряется (социальный статус как-никак!) открыто демонстрировать уровень достатка, внутренняя территория дома и жизнь его обитателей тщательно скрываются, даже человеку, стоящему на пороге, вряд ли удастся что-либо разглядеть за пределами ворот или дверей - местная архитектура тщательно учитывает этот общепринятый обычай.
Приглашение в местный дом - очень большая редкость и высокая честь для гостя, хотя гостеприимство местных жителей известно. Арабы предпочитают встречаться в отелях, ресторанах, кафе, на специальных открытых площадках-кафе под навесом, но в свой дом приглашают только самых близких друзей или очень уважаемых людей. Даже при наличии приглашения переступить порог дома можно лишь после того, когда хозяин явно подтвердит свое решение пропустить гостя на свою территорию. Обычно таким разрешающим жестом служит приглашающее движение правой рукой с открытой ладонью или фраза "тафаддал" (впрочем, для иностранца обычно используют "Come in"). Маленький подарок главе дома, самому старшему мужчине в семье или детям будет воспринят с благодарностью, заострять свое внимание на отсутствие женщин за столом не рекомендуется, хотя во многих городских семьях отношения в этом плане вполне европейские. Заводить разговор с обсуждения бизнеса или личной жизни не рекомендуется - здесь ценится степенная и отстраненная беседа, лишь "по ходу дела" касающаяся каких-то насущных вопросов. Для дорогого гостя будет обязательно зажжена курильница с ладаном и накрыт стол, а саму беседу будет сопровождать непременный кофе ("кахва", "кабва" или "гахва") и сладости.
О кофе стоит упомянуть отдельно - это и традиционный напиток, и важнейшая часть ритуала приветствия гостя, и сложный церемониальный элемент. Считается, что в каждом доме кофе варят по-своему, поэтому демонстрация своего мастерства в этом вопросе может быть важным социальным элементом. Согласно легендам, тонизирующие свойства кофе открыл почти 12 веков назад аравийский пастух по имени Халид, который заметил, что в послеобеденный период, когда очень хочется спать, козы и овцы грызли ягоды какого-то вечнозеленого кустарника и оставались бойкими и подвижными. Изобретательный Халид придумал обжарку этих ягод и ввел их в рацион, и с тех пор кофе стало неотъемлемым элементом местной жизни. Канонический ритуал приготовления кофе включает здесь и обжарку зерен на открытом огне в специальной небольшой сковородке "махмасе", последующее охлаждение, измельчение в специальной ступке "махбаш" (по звуку помола многие знатоки сразу определяют сорт и качество кофе, причем гости должны оценить мастерство и артистизм хозяина, проявленные в этом процессе), заварку в небольшом кофейнике "делла" (часто в нескольких - в одном варится самый крепкий напиток, в другом заваривается чистый кофе по иной рецептуре, в третьем это все смешивается в необходимой пропорции и так далее), добавление кардамона и шафрана, а затем разлив кофе по небольшим чашечкам. Сахар не подается, вместо него используются различные засахаренные фрукты или орешки.
Приготовление кофе является привилегией хозяина дома, поэтому первую чашку он наливает себе, "на пробу", и лишь затем кофе разливается гостям, причем первая чашка традиционно достается самому уважаемому члену компании. Отказ от кофе может быть расценен как оскорбление, и потребуются довольно витиеватые объяснения, более-менее приемлемыми из которых будут считаться разве что проблемы с сердцем. Не предложенная гостю чашка, соответственно, является открытым вызовом. Кофейные чашки наполняются едва наполовину, и принято пить их очень медленно, запивая время от времени обязательным стаканом холодной воды, растягивая тем самым беседу, - подливать или предлагать пополнить чашку будут постоянно (верхом вежливости считается выпить нечетное число чашек). По окончании гость должен покачать пустой чашечкой из стороны в сторону и произнести "шукран".
Режим питания, как и в большинстве арабских стран, двухразовый - очень плотный завтрак и такой же плотный обед.
Коран запрещает употребление спиртного, безалкогольное пиво и коктейли можно найти только в барах гостиниц. Строго наказуемым деянием считается нахождение в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, что грозит немедленным арестом или депортацией. Отношение к курению примерно такое же, как и в большинстве европейских стран. Обязательно выделяются помещения для некурящих. В течение рамадана мусульманам не положено есть, курить или пить в течение светлого времени суток, это правило распространяется и на иностранцев (впрочем, в последнем случае это касается только публичных мест).
Не принято есть стоя или на ходу, а также смотреть в лицо человека, занятого едой. Хлеб обычно разламывается руками, которыми берется и большинство блюд. Зачастую вместо столовых приборов используется хлеб или лепешка, кусочками которых берут соусы и кусочки мяса, однако в большинстве заведений европейские столовые приборы можно найти без проблем. Брать пищу, деньги и вещи следует только правой рукой, поскольку в исламе левая рука считается нечистой (ею отправляются гигиенические надобности).
Прикасаться к кому-либо, особенно к голове, без явного на то разрешения не рекомендуется. Подошвы ног не должны быть направлены в чью-либо сторону. Во время рукопожатия не следует смотреть в глаза собеседнику, также при этом нельзя держать другую руку в кармане или интенсивно размахивать ею в воздухе (особенно с сигаретой). Нельзя обходить молящихся спереди. При входе в мечети и дома следует снимать обувь. В обычной беседе вполне допустимы ссылки на бога (аллаха) и призывание его в свидетели, однако злоупотреблять этим не стоит - у местных жителей свои представления о нормах приличия в этом плане. Также не стоит активно жестикулировать - у арабов своя сложная система жестикуляции и зачастую вполне приличный европейский жест может значить здесь нечто оскорбительное.
Арабы Саудовской Аравии обычно приветствуют членов семьи и друзей объятиями и поцелуями в обе щеки. С малознакомыми людьми это не принято - здесь в ходу обычное европейское рукопожатие. Прикасаться к представителям противоположного пола категорически не рекомендуется.
Интересные факты о Саудовской Аравии: запреты.
Мы приведем обзор наиболее любопытных вещей, которые находятся под запретом в ведущей державе мусульманского мира – Саудовской Аравии. Несмотря на высокий уровень доходов и любовь арабов к техническим новинкам, есть ряд традиционных табу, которые сохранились до сих пор. Чтобы не попасть в неловкую ситуацию, а порой – и под уголовное преследование, осветим эту тему перед читателями. Итак, под запретом:
Женщины-водители. Саудовская Аравия – единственное государство, где абсолютно всем женщинам (в том числе и приезжим) запрещено водить автомобиль. В результате, если женщине необходимо ехать на автомобиле по своим делам, ей приходится полагаться на мужа, или родственников-мужчин, либо нанимать водителя. Услуги такого наемного работника могут стоить 300-400 долларов в месяц. Незамужней девушке также запрещается появляться на публике с мужчиной, получать образование, путешествовать или регистрироваться в гостинице без сопровождающего мужчины-охранника.
Кошки и собаки. Специальная религиозная полиция, Шариатская гвардия, которая следит за соблюдением традиций ислама, запретила торговлю этими домашними животными на территории страны. В столице, Эр-Рияде, кроме того, мужчинам запрещено выгуливать этих животных, однако на женщин запрет не распространяется. Напомним, что хотя собака и считается в исламе нечистым животным, отношение к кошкам традиционно более лояльное. По заявлениям сотрудников Гвардии, ограничения введены для защиты общественной морали: мужчины стали часто использовать своих питомцев для мимолетных знакомств с женщинами, что подрывает религиозные нормы.
Празднование дней рождения. Под влиянием ваххабизма – крайне консервативного исламского учения, распространенного в Саудовской Аравии – в стране были запрещены празднования дней рождения, все христианские и большинство мусульманских религиозных праздников. По заявлениям религиозных лидеров, подобные праздники с застольями, вечеринками и весельем – явление, присущее развращенной западной цивилизации и чуждое благочестивому исламскому обществу.
Куклы и ряд других игрушек. В 2003 году Саудовская Аравия запретила импорт (и, разумеется, внутреннее производство) игрушечных медведей, кукол с женской фигурой, предметов с символикой других религий (например, статуэток Будды, распятий и пр.). Владельцам магазинов было предписано избавиться от запрещенных товаров в трехмесячный срок. Если причины запрета на продажу сторонней религиозной символики еще более-менее логичен, то запрет на игрушки всходит еще к 1982 году, когда была предпринята попытка запретить все игрушки, изображающие живых существ. Создание таких игрушек, по мнению религиозных лидеров, является предосудительной попыткой уподобиться Аллаху, создавшему людей и животных.
Женщины-спортсмены. Саудовская Аравия – единственная в мире страна, которая полностью пресекает любые проявления женского спорта. В летних Олимпийских играх страна принимает участие с 1972 года. С тех пор за нее выступило порядка двух сотен спортсменов-мужчин, но ни одной женщины.
День св. Валентина и сопутствующая символика. Этот широко распространенный праздник оказался под запретом в Саудовской Аравии, как разлагающий религиозное сознание молодежи и чуждый культуре исламского государства. Пресекая всякие попытки западной культуры проникнуть в жизнь своих граждан, религиозная полиция доходит до того, что уже с начала февраля ее сотрудники начинают обходить магазины и рекомендуют продавцам убрать из продажи красные розы, сердечки, игрушки, яркую оберточную бумагу, открытки и т.д. Накануне праздника рейды ужесточаются и вся выявленная символика конфискуется.
Иудаизм и евреи. До 1 марта 2004 года официальный правительственный сайт сообщал о запрете на въезд в страну для евреев. Несмотря на то, что данный запрет вроде бы не действует в настоящее время, получить визу в израильском паспорте невозможно и по сей день. Кроме того, во въезде в страну, как правило, отказывают даже лицам, в загранпаспорте у которых стоит обычная отметка о пребывании на территории Израиля.
Библия. Как уже упоминалось, в эту страну запрещено ввозить символику других религий, кроме ислама. Обладателю Библии в Саудовской Аравии может грозить не только депортация или арест, но и смертная казнь. В сентябре 1993 года 23-летний Садек Маллалла (Sadeq Mallallah) за хранение Библии был обвинен в отступничестве и обезглавлен. Госдепартамент США в докладе по соблюдению прав человека неоднократно отмечал, что каждый год множество христианских проповедников задерживаются и выдворяются из Саудовской Аравии за свои религиозные убеждения и их продвижение. В то же время, Саудовская Аравия финансирует издание и распространение Корана и иной мусульманской религиозной литературы тиражами в сотни тысяч экземпляров по всему миру. В ряде изданий, христиане и иудеи открыто именуются свиньями, обезьянами и т.д.
Саудовская Аравия – единственная страна ближнего Востока, где до сих пор запрещено строить церкви, и открыто проповедовать христианство.
«Покемоны» и коллекционные карточные игры. Для того, чтобы «защитить религиозные взгляды правоверных мусульман, а также сохранить их нравственность и деньги», в Саудовской Аравии запрещены «Покемоны» и подобные им развлечения: они приравнены к азартным играм, которые запрещены исламом. В случае попытки ввоза в страну, соответствующие предметы будут изъяты таможенниками.
Свободная пресса. Цензура в Саудовской Аравии – обыденное явление. Она касается не только телепрограмм, которые должны быть максимально целомудренными, но даже голливудских фильмов, которые либо запрещаются, либо лишаются целых сцен. То же самое касается и печатных изданий: перед появлением на прилавках, цензуре подвергаются не только развлекательные журналы, но и бизнес-издания вроде «Forbes Magazine». Разумеется, бескомпромиссно вырезаются любые материалы даже отдаленно смахивающие на эротику или порнографию.Вышеприведенные десять запретов вызваны, как указывалось выше, специфичной религией государства: ортодоксальными учениями ислама. В то же время, Саудовская Аравия – это страна, где можно позволить себе нехарактерные для западной культуры нормы поведения. В стране разрешены:
Многоженство. Ислам – единственная мировая религия, которая не только запрещает, но и прямо разрешает многоженство: Аллах позволяет правоверному мусульманину иметь до четырех жен.
Пренебрежительное отношение к иностранным рабочим. В 2007 году около 2800 домработниц (родом из Шри-Ланки) сбежали из Саудовской Аравии, обвиняя своих работодателей в тяжелых условиях труда, сексуальных домогательствах, побоях и издевательствах. В настоящее время бесчисленное множество иностранных граждан проживают и работают в Саудовской Аравии на условиях, которые можно назвать не иначе как рабскими.
Брак с малолетними. Законодательство страны не устанавливает возрастного ценза для вступления в брак. Несмотря на то, что формально согласие женщины необходимо, все решается, как правило, без ее участия. Например, отец вполне может выдать замуж свою дочь в возрасте 1 года. Соответственно, сексуальные отношения откладываются до достижения девочкой половой зрелости. В частности, согласно исламу, любимая жена Пророка, Аиша (Aisha), была обручена в возрасте 6 или 7 лет, но супружеские отношения откладывались до достижения ей девятилетнего возраста. Ее супругу шел шестой десяток. Хотя разница в возрасте, как правило, значительная (состоятельные пожилые арабы часто фактически покупают себе молодых жен), имеют место и браки, где малолетними являются оба супруга. Так, например, известны случаи, когда возраст жениха составлял 11 лет, а его невесты (к тому же, двоюродной сестры жениха) – 10 лет.
Женское бесправие. Законодательство никак не защищает женщину от бытового насилия или половой дискриминации. Подобные факты также не являются основанием для расторжения брака. Заявления женщины об избиении ее супругом не считаются доказательствами его вины. Женщина, заявляющая об изнасиловании, или сексуальных домогательствах, скорее всего не только не получит поддержки властей, но и будет сама обвинена в провоцировании инцидента, неподобающем поведении, или тайных половых связях. Бремя доказывания вины насильника, как правило, ложится на плечи самой потерпевшей, которая обязана предоставить все необходимые доказательства. Факт изнасилования должен быть подтвержден либо личным признанием насильника, либо показаниями четырех свидетелей.
Женщины Саудовской Аравии выбирают «исламский макияж». Женщины Саудовской Аравии все чаще выбирают так называемую «исламскую» косметику, в изобилии поставляемую в королевство из стран Юго-Восточной Азии и Китая. Сегодня на косметических рынках можно найти полную «линейку» продукции, которая не создает никаких неудобств при выполнении основных религиозных предписаний, цитирует ИТАР-ТАСС саудовскую газету «Аш-Шарк аль-Аусат».
«Исламская косметика» имеет, по сути, одно очевидное преимущество – она легко смывается обычной водой, не требуя никаких специальных средств. Если учесть, что ежедневной пятикратной молитве в исламе должно предшествовать обязательное омовение (лица, рук и ступней ног), любовь женщин к «исламским» теням, лаку для ногтей или тональному крему становится вполне понятной. Специальная рецептура включает только водорастворимые компоненты на основе глицерина и карбомеров. При этом, по словам поставщиков и покупательниц, подобные средства дают тот же внешний эффект, что и традиционная косметика. Еще один довод в пользу «исламского» выбора – дешевизна средств, поставляемых не только из азиатских, но и некоторых европейских стран, вовремя оценивших перспективы нового рынка.
В количестве используемой косметики саудовки никогда себя не стесняли. По данным маркетинговых исследований, объемы продаж косметических средств неуклонно растут и уже превысили 400 млн реалов (более 100 млн долл. США). По понятным причинам, в арсенал излюбленных средств саудовок входят разнообразные тени и подводки для глаз – спрос на эти средства увеличился в последнее время на 40%. Если глаза – единственное, что оставляет на всеобщее обозрение традиционный черный никаб, скрывающий лицо, вряд ли захочется экономить на косметике.
Ну и в завершим статью еще рядом фактов, которые могут показаться весьма необычными для наших читателей.
-
В Саудовской Аравии законодательно запрещено использовать цитаты из Корана в качестве рингтонов мобильных телефонов. Более 70 религиозных лидеров страны в течение недели обсуждали современные аспекты морали и влияние на них новых технологий. Вышеуказанные рингтоны были объявлены вне закона, как «оскверняющие священную сущность Корана».
-
В сентябре 2002 года были запрещены сотовые телефоны с фото и видеокамерами. Теперь подобные аппараты продаются только «из-под полы».
-
Королевский указ о разрешении фотосъемки в общественных местах был издан в 2007 году. Для фотографирования конкретных людей или объектов частной собственности необходимо получить разрешение. Однако такие нововведения показались слишком поспешными религиозным лидерам, и, под их давлением, монарх вынужден был запретить появление фотографий саудовских женщин в печатных изданиях.
-
Одним из самых бесчеловечных поступков сотрудников Шариатской гвардии стало их поведение в марте 2002 года. В Мекке начался пожар в одной из женских закрытых школ. Сотрудники религиозной полиции препятствовали эвакуации девушек из горящего здания под предлогом того, что те «неподобающе одеты». На следующий день в газетах появились показания свидетелей, заявлявших, что гвардейцы не пускали на помощь девушкам людей и предупреждали, что «приближаться к ним (ученицам) – грех». В результате, из 800 девушек-подростков заживо сгорели 15, а более 50 получило серьезные травмы и ожоги.
-
Как упоминалось выше, в Саудовской Аравии запрещено строить любые храмы кроме мусульманских мечетей. Этот запрет распространяется и на проведение богослужений в частных домах, несмотря на то, что около 8 миллионов людей на территории страны – выходцы из стран, где исповедуются буддизм, христианство и индуизм. За проведение воскресного богослужения можно получить тюремный срок, или быть депортированным из страны.
-
Министр здравоохранения Саудовской Аравии запретил рекламу детского питания и заменителей материнского молока, включая выдачу пробников в больницах и родильных домах, с целью пропаганды грудного вскармливания.
Достарыңызбен бөлісу: |