Сборник легенд и преданий о тюхтетской земле



бет1/3
Дата27.06.2016
өлшемі0.52 Mb.
#161985
түріСборник
  1   2   3
Тюхтет в легендах и преданиях

Компьютерную версию подготовила Конышева Мария Алексеевна

Компьютерную версию проверила – Зинович Татьяна Николаевна
Сборник легенд и преданий о тюхтетской земле

Автор идеи, макет, верстка:

Ольга Николаевна Садовская



Корректор:

Вepa Николаевна Попелышко



Иллюстрации:

Валентина Аркадьевна Задорова



Ответственный за выпуск:

Ирина Ивановна Стельмах

Объем: 47 стр. Тираж: 200 экз.

Мезкпоселенческая библиотечная система

662010, с.Тюхтет, ул.Советская, 3. телефон: 2-19-34



2007 год


Содержание

Озерная вода (Тюхтет) 2

Стельмаховские бельники (Чиндат) 3

Маркова плеса (Двинка) 4

Две таежки (Новомитрополька) 6

Марьин корень (Тюхтет) 7

Соловей - разбойник (Сплавной) 8

Деревня мертвых карасей (Тюхтет) 9

Камушки (Новомитрополька) 12

Четь, притоки ее Аргудат, Кандат да Медведка(Поваренкино) 13

Черное озеро (Чиндат) 16

Соленый мост (Новомитрополька) 17

Сказ как Леонтий Евку полюбил (Леонтьевка) 18

Черная береза (Покровка) 20

Две таежки (Новомитрополька) 21

Аргудат и береза (Поваренкино) 22

Сотворение мира (Чиндат) 25

Иринка (Двинка) 25

Огненный камень (Покровка) 26

Откуда у бурундука полоски (Поваренкино) 29

Легенда о Стельмаховских болотах (Чиндат) 30

Камушки (Новомитрополька) 31

Таежные реки (Поваренкино) 32

Рябчик (Тюхтет) 34

Черный круг (Покровка) 35

Глухово (Верх-Четск) 36

Богатырь Илька (Чиндат) 39

Легенда о бурундуковой пади (Тюхтет) 40

Брат и сестра (Двинка) 42

Царь-рыба (Тюхтет) 43

Бор (Новомитрополька) 45

Дорогой читатель!

Легенда (предание) - это произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом. В нашем районе столько прекрас­ных мест, историю которых хочется передать потомкам, что родилась идея создания книги, которую Вы держите в руках. Этот сборник - результат творческого труда наших земляков. В нем собраны легенды и предания земли тюх-


тетской. Каждое из этих произведений завораживает. Сразу перед глазами всплывают картины дивной старины: деревья имеют душу, звери - разговаривают, русалка из реки манит прекрасного юношу, лесные феи очаровывают странников...

Рисунок здания начала 20 XX века выполнил

В Напрюшкин
Озерная вода

Давным-давно это было. Не росли на земле деревья и травы, не водились в лесах звери и птицы разные. Люди тогда кочевали в поисках благодатного места, где могли бы они спокойно жить и растить своих детей.

Вот тогда-то и пришли тюркские племена на необжи­тые сибирские просторы. Долго они бродили в поисках пищи и пристанища, моля Бога о помощи. И вот однажды Бог сжалился над людьми: увидели они вдалеке огромное озеро. Не веря глазам своим, бросились люди к нему, и предстало перед ними необычайное чудо-озеро.

Вода в том озере была настолько чистой и прозрачной, что каждый камешек можно было разглядеть на дне озер­ном. А в водах бескрайних плавали рыбы разные, которых можно было ловить руками.

Обосновали люди на берегу этого чудесного озера по­селение, которое назвали «Озерная вода», по­тому что озеро кормило их и поило. Много лет прожили они счастливо. Мужчины ловили рыбу, кормили семьи свои.

Но вскоре жителей стало так много, что перестало хватать рыбы в озере для

их пропитания. И настал в поселении голод. Тогда жители взмолились Богу: «Господь наш, не дай умереть нашим детям с голоду и исчезнуть роду людскому с лица земли». Услышал Господь эти молитвы и сжалился над людьми: «Я помогу вам, но взамен заберу у вас самое дорогое, что есть у вас». Согласились люди. Не дума­ли они, что заберет Бог у них их любимое озеро.

В один миг вся вода озерная поднялась высоко ­высоко в небо и рассыпалась на сотни километров вокруг мельчайшими каплями. Из каждой капли выросло дерево, и встала с одной стороны стеной непроходимой тайга дре­мучая, с другой - березняки чистые и леса смешанные. А в лесах тех росли грибы, ягоды разные, водились звери не­виданные и птицы дивные.

Стали люди ходить на охоту, собирать в лесу грибы, ягоды, целебные травы. Вновь зажили они счастливо и благодарили Бога за щедрость его.

А от озера того чудесного, с которого все и началось, осталась небольшая речка, которая протекала через все поселение и несла в себе частичку озерной воды.

Прошло много времени с тех пор, но стоит и поныне посреди таежных просторов большое село под названием Тюхтет, что в переводе с тюркского наречия означает -«Озерная вода».

Ольга Садовская, 1974 гр, с. Тюхтет
Стельмаховские бельники
В ночь на Ивана Купала пошли де­вушки искать цветы папоротника, чтобы сбылись их все заветные желания. Зашли девушки далеко в лес, блудили, блудили и вышли на поляну. В один миг, как факелы, стали зацве­тать цветы папоротника, озаряя поляну колдовским светом.

Девушки забыли про свои же­лания и про всё на свете, когда увидели на озарённой поляне стройные, белые берёзы. Все враз они воскликнули: «Боже! Какие они красивые, эти берёзы!» После этих слов превра­тились простые берёзки в волшебные деревца.

Но не успели девушки, очарованные красотой березок, загадать заветные желания в этот волшебный миг.

С тех пор то место зовётся Стельмаховскими бельниками в честь девушек, мечтавших стать счастливыми.

Татьяна Демко, 16 лет, с.Чиндат

Маркова плеса

Зто случилось очень давно. Люди жили бедно, но в ту пору всё человечество уважало честь и славу. Если работали, то до поту, а если кого полюбили, то на всю жизнь. Именно так и полюбил работя­щий, красивый парень Марка девушку Анну, полюбил так, как только можно было любить. Но эту девушку любил бо­гатый и злой молодец.

Анна любила Марка больше жизни. Вечерами, когда всё на деревне затихало, они убегали на речку, где облю­бовали красивое место. Там они сидели, прижавшись друг к другу, и мечтали о своём совместном будущем. Незамет­но летели дни...

Молодые стали задумываться о свадьбе. Тогда они и не думали о том, что их мечтам уже никогда не сбыться. Родители Анны решили отдать её замуж за богатого жени­ха, но нелюбимого человека. Но любовь Марка и Анны бы­ла настолько велика, что, когда пришли сваты от богатого жениха, Анна убежала из дому на реку, где было их люби­мое место с Марком в надежде увидеть своего любимого. Но его там не оказалось. Анна долго думала и горько пла­кала, она знала, что её родители не позволят остаться с Марком.

На душе девушки было очень тяжело и тоскливо, ведь больше она не придёт на это место и не увидит своего лю­бимого, дорогого Марка. В отчаянии она сняла с себя крест, положила его на листок и бросилась в воду...

Марка, узнав о случившемся, не мог поверить в это и казнил себя вечерами сидя на их любимом месте. Он не смог сохранить их любовь. Одинокий юноша всю свою ос­тавшуюся жизнь ждал встречи со своей Анной. Он прихо­дил на берег реки, садился и разговаривал с водой. Ему казалось, что красиво распустившаяся черемуха касается его плеч и шеи - это Анна целует его и обнимает с нежно­стью, а набежавший ветер, шевеля воду в реке, создавал впечатление, будто он слышал голос своей любимой. Это место до сих пор так и зовётся - Маркова плеса.

Нина Грасюкова, 1960гр, с.Двинка


Две Таёжки

Зто было очень-очень давно. В одной маленькой деревушке жила-была девочка по имени Таёжа. Жила она вместе с родителями в небольшой избе на краю деревни. Они очень любили друг друга и всегда старались помогать всем, кому была нужна их помощь.

Таёжа, кроме отца с матерью, любила всё живое во­круг: деревья, цветы, голубое небо, солнышко, - радовалась каждому погожему дню. Но однажды очень сильно заболе­ла её мама, поправиться она уже не смогла, оставила мужа и дочь одних.

Горевали они очень сильно и долго. И вот, чтобы вы­растить дочь, отец женился на другой. Мачеха невзлюбила Таёжу. Однажды девочка не выдержала и убежала из до­ма. Чтобы спрятаться от злой женщины, она преврати­лась в небольшой пруд. А люди, жившие рядом с Таёжей, это место, где стоял её дом, назвали

«Первая Таёжка», а то, где девочка спряталась от мачехи, назвали «Вторая Таёжка». Вот так появи­лись у нас две Таёж­ки.

Галина Крупская,1961 г.р. с. Новомитрополька

Марьин корень

В давние-давние времена жила в одной деревне нашего района девушка необычайной красоты. Легенды слагали о ней. Со всех концов таежного края приезжали молодые люди поглядеть на красу ненаглядную. Много богатых, знатных, красивых женихов предлагали ей руку и сердце. Но никому не давала согласия девушка, хотела быть свободной. Шло время, а Марья все дурма­нила и сводила с ума парней молодых и мужиков женатых. Теряли головы муж­чины и бросали жен своих и детей ради одного только взгляда колдов­ского.

И собрались однажды женщины той деревни, те, чьих мужей и сыновей сгубила Марья, заманили ее в лес и там убили. А чтобы и следа не осталось от ведьмы, сожгли ее на костре, а пепел разметали, развеяли по лесам и околкам.

А на том месте, где пепел упал на землю, выросли цве­ты необычайной красоты. И назвали люди тот цветок -Марьин корень.

С тех далеких времен расцветает цветок буйным цве­том по весне, но не рвут его люди и не приносят в дома свои, потому как дурманит головы цветок этот. Кружится и болит голова от пьянящего запаха в память об убитой девушке Марье.

Валентина Шамшурина, 1953гр, с. Тюхтет

Соловей - разбойник

Давно это было. Люди на лошадях ездили на базар в Боготол, чтобы продать свою продукцию и дары тайги. Дорог в то время не было, добираться было далеко и тяжело, и людям необходим был отдых в пути.

Недалеко от дороги, на лесной поляне, окруженной молодыми березками, была вырыта яма. Внутри было чис­то, тепло и уютно. Проживала там небольшая семья Со­ловьевых. Они не держали скот, не занимались земледели­ем, жили только на то, что путники платили за ночлег.

Путников было много. Они везли на подводах ягоду, грибы, орехи, мед, пшеницу. А встречал их сам хозяин «мужичок - лесовичок» - Соловьев.

Решил он на путниках поднажиться. Пока гости спа­ли, он проверял их сумки, проделывал в мешках дырки, и зерно, орехи высыпались на землю. А он их только подби­рал.

Стали люди пропадать в тех местах. Проезжало мимо той поляны много переселенцев, но не все доезжали до назначенного места. Их никто не искал, но пошли слухи не добрые о Соловьевых. Стали люди называть хозяина «Со­ловей-разбойник». Все реже к нему просились на ночлег. Стали бояться его землянки путники и старались засветло проехать злополучное место.

Прошло время. Куда исчез «Соловей-разбойник», никто не знает, но люди до сих пор, приходя на ту поляну, рассказывают из поколения в поколение о жестоком разбой­нике - хозяине этого места, которое и поныне зовется «По­ляна Соловья-разбойника».

Ольга Дрягина, 1961гр, п.Сплавной



Деревня мертвых карасей

Давным-давно далеко в Сибири посреди огромной тайги, где обитали только хищные звери и птицы появился человек. Тайга давно манила людей сво­ей загадочностью и таинственностью. В ней было много того, что помогало человеку выжить, не умереть от голода и холода. Никому не известный рыбак и охотник пришли сюда, зная, что в тайге много зверья, а в реке – рыбы.

Придя в глухую тайгу, охотник поселился на берегу небольшой реки. Тогда он еще не знал, что даст название и этой реке, и той деревне, которая здесь появится.

Жил он в землянке, ходил на охоту, ловил в реке рыбу. Однажды поймал он очень большую рыбину - серебристого красавца-карася. Непростая это рыба оказалась. Молвил карась старику:

-Отпусти меня обратно в реку, а за это я расскажу тебе, что станешь ты знаменитым, и именем твоим назовут деревню. Только никогда не ловите в реке малых деток моих, иначе...

Тут карась выскользнул из рук рыбака и скрылся под водой. Дух перехватило у рыбака от такого чуда. И так он захотел рассказать кому-нибудь о говорящей рыбе, что пошел вдоль реки в поисках других людей.

Река тянулась узкой лентой, по берегам ее семьями се­лились переселенцы. Познакомился охотник со своими со­седями и рассказал им про то, как поймал говорящего карася в речке. Слово река на его языке прозвучало как «чул». Люди не поверили старику и смеялись над ним, а один мужик сказал:

-Пусть эта речка так и называется - «Чулка».А старика с тех пор прозвали - дед Карась.

Шло время. Сначала появился на реке Чулке хутор де­да Карася, а потом образовалась деревня Караси. Людей, живущих в этой деревне, называли карасевцами.

Славно жили люди, и все у них было хорошо. Дружно, весело справляли праздники всей деревней, а если горе приходило в чей-то дом, то скорбили тоже вместе. Тайга стала отступать перед людьми: они разрабатывали поля, сеяли пшеницу, разводили домашний скот.

Но со временем забыли люди о предсказании рыбы и стали ловить в Чулке совсем маленьких карасиков. И из­менилось все вокруг: река обмелела, звери и птицы стали уходить от деревни, да и сами жители переменились. Они стали злыми и жестокими, жадными и завистливыми. Безжалостно вырубались леса и истреблялись звери и птицы. Тайга стонала от боли и решила тогда наказать лю­дей за варварское к ней отношение.

Поля зарастали бурьяном и молодыми деревцами. Волки стали рыскать вокруг деревни, нападая на скот и наводя ужас на людей. Змеи поползли в дома, выживая хозяев с родных мест. И люди стали уезжать с Карасей.

А тайга все ближе и ближе подступает к деревне, словно заполняет образующееся пространство.

Оставшиеся доживать свой век старики вспоминают большую, веселую, красивую деревню с ее приветливыми жителями и вековыми традициями. И больно смотреть им на то, как пустеют дома, зарастают огороды, а значит -умирает деревня, которую можно сегодня назвать: «Де­ревня мертвых карасей».

Валентина Смирнова, 1967гр, с.Тюхтет



Камушки

В давние времена вокруг нашего поселка рос гус­той непроходимый лес, и только в одном месте лежал на земле огромный камень. Все бы ничего, да лежал этот камень посреди дороги. Он был такой ог­ромный, что приходилось путникам много времени тра­тить, чтобы обойти или объехать его.

Однажды ехал в наш поселок молодой кузнец. Подъе­хал он к этому камню великому и призадумался, что путь ему можно короче сделать, если камень убрать с дороги. Решил он разбить его. Взял в руки молот тяжелый и давай бить по камню, нашел он в нем слабое место. Ударил куз­нец по камню со всей силы, поднялась буря каменная, рассыпался камень на мелкие камушки.

Стал расчищать молодец путь-дорогу. Долго бросал он по сторонам эти камушки, а когда разогнул спину, то уви­дел вокруг себя пригорки, покрытые пышным зеленым на­рядом, а по ним полыхают цветы жаркие. Огоньков было так много, и похожи они были на золотые камешки. У под­ножья пригорка, в небольшом озерке, огненные бутоны цветов раскрылись прямо в воде. Удивился кузнец красоте такой.

До сих пор в конце весны или начале лета распуска­ются оранжевым пламенем эти угольно-жаркие цветы. Их бывает так много, что сравнить их можно с золотым пото­ком. А место это в народе зовется «Камушками».

Нина Егорова, 1953 гр, с. Новомитрополька
Четь, притоки её Аргудат, Кандат да Медведка


э

то было в те далекие годы, когда хан Батый уж в который раз собрался идти войной на Русь Вели­кую. Обращался он к своим богатырям могучим: -Кто из вас смел да удал, хочет доброй славы и богатства огромного добыть, собирайтесь со мной на битвы жестокие и славные.

Много новых молодых Батыев собралось идти на Русь Великую, биться и побеждать её. Вот пришли тогда два могучих богатыря Аргудат и Кандат к матери Чети и просили отпустить их на войну жестокую, убеждали ее словами разумными, что сумеют героизмом и мужеством побеждать врага лютого, отнимать у него богатства огромные. Тут заплакала матушка слезами горючими:

- Да зачем вам земли чужие, да зачем вам деньги ли­хие. Не ходите никуда от дома родного, а живите здесь в трудах мирных, берегите жизнь, Богом данную.

Сколько ни проливала горьких слез Четь — матушка, не смогла уговорить сыновей остаться дома и решила то­гда стать защитой и опорой в дальней дороге. Ох, и много земель русских довелось пройти семье верной, воевали бо­гатыри успешно и богатство добыли немалое. Что ж пора было домой ворочаться. Путь-дорога лежала через тайгу дремучую. Неприветливо встретила гостей хозяйка лесная. Насылала на воинов полчища комаров злющих, преграж­дала дорогу непроходимою чащей, затворяла стежки-дорожки. Вскоре дошли они до наместника Айдата татар­ского, разрешил тот погостить воинам за хорошую плату. Интересно было разузнать ему про дела трудные, военные, про победы ханские великие.

Подивились юноши жизни его обеспеченной, тому, как сумел он отбирать у тайги богатства великие: мяса свежего хоть каждый день кушай, сладка ягода во рту бы­стро таяла, рыбка вяленая да соленая вкусом тешила, а грибочки со стола исчезали быстро. Но однажды повстре­чались юноши с дочерью—красавицей Медведкой темно­волосой. Не смогли они не полюбить девицу. Да и она смотрела на них влюбленными глазами. Сколько лет они с отцом жили только вдвоем, кроме старого Чулыма, никого в округе не встречали. От великих чувств сердца молодых переполнялись.

Захотели Аргудат и Кандат взять Медведку в жены. Попросили у матушки Чети материнского благословения на свадьбу с молодой красавицей. Слушала она посулы бо­гатырей и не знала, то ли радоваться, то ли печалиться, но сумели сыновья, как и прежде, уговорить свою матушку. Отправилась она с детьми к отцу Айдату просить руки до­чери. Выслушал он слова женщины и вынес такое реше­ние: - Не могу я выдать замуж дочь-красавицу за одного из твоих сыновей, предвещал я судьбу иную ей. В богатстве и славе будет жить она. Ведь просватал давным-давно я её богатому Чулыму могучему, получив хороший выкуп на­


личными.

Предлагали сыновья богатства немалые, откупить хо­тели невесту. Сердце девушки билось в тревоге, не хотела идти замуж за старика проклятого, а влюбилась она в обо­их юношей, не могла больше жить без них. Но отец был непреклонен, не хотел он слушать несмышленых молодых людей. Для себя он решил давно, что человек, умудренный опытом, сможет сделать его дочь счастливой.

Поняла Медведка, что судьба её ждет незавидная, вы­летела из семейной обители на свободу, полетела сломя го­лову, ничего пред собой не видя. Поняли юноши происхо­дящее и отправились разыскивать красавицу. Стали они пробираться сквозь глухие дебри, но следы девичьи в лесу растаяли, разлучить сумела их владычица таёжная. В раз­ные края развела молодых людей она, пытаясь отомстить чужеземным людям за нежданный приход к себе в гости. С каждым шагом расстояние меж ними увеличивалось, и оказались они одинокие, неприкаянные.

Вышли Айдат с Четью на крылечко, стали проклинать таёжную владычицу. От таких страшных слов родителей ещё больше рассердилась лесная хозяйка, обратила она Аргудат, Кандат и Медведку в реки таёжные. Побежали водные потоки по земле, сердце радуя, мать-кормилицу влагой наполняя, да богатства её наводняя. Побежали они по разным сторонам, легким журчанием повествуя о моло­дом ненайденном счастье. Мать заплакала:

- Ох, не сберегла я своих кровных детушек. Не хочу я жить без них на белом свете.

Долго плакала матушка и превратилась в реку полно­водную. Пустилась она за сыновьями неразумными, оты­скала их в лесных чащах. Собрала их вместе.

Злоба сердце источила Айдату да Чулыму могучему. С каждым днем все сильнее и больше, потихоньку их силы таяли, обратились они в воды большие. Но не смог отец дальше трогаться, превратился в болото огромное, а Чулым побежал рекой многоводной. Наконец-то, собрались воды вместе, побежали по земле таежной, меж собой мирно бе­седуя. Весной в разливы большие происходит встреча мо­лодых людей с Медведкой — красавицей. Нежное журча­ние вод ведает людям о любви их верной, прекрасной. Есть на свете много прекрасных рек, но сибирские реки, протекающие в тайге дремучей, отдают людям богатства, отобранные чужеземными захватчиками.

Алла Демко, 1959 гр., с.Поваренкино




Чёрное озеро

Мой дедушка - Стельмах Николай Михайлович опытный охотник и рыболов, поведал мне легенду о Чёрном озере, которое находится воз­ле заброшенной деревни Тюляпсы.


Было раньше озеро, которое называлось Светлым. Богатое было оно рыбой, да и славилось своей прозрачной водой. Люди стали пытаться присвоить его себе, стать единоличными правителями всего озера.

Немало крови было пролито за него!

Тогда прогневался на людей царь Нептун и со словами: «Пусть оно не достанется никому! Никто теперь не сможет брать из него богатства!» - затемнил воду озера, сделал его глубоким и холодным, приказал рыбе не попа­даться на крючки и сети. Люди долго потом дивились и решили, что это силы тёмные всё испортили. И прозвали они это озеро - Чёрным.

Да и по сей день рыбаки нет-нет да и заглянут в эти места, но озеро так и осталось недоступным.

Не убрал своего проклятия Нептун!

Татьяна Демко, 16 лет, с.Чиндат


Соленый мост

Старики рассказывали, что жил в деревне мужик, имел свою лавчонку. Всякой всячиной торговал. Поехал он на трех лошадях, запряженных в ог­ромную телегу. Насыпал полную телегу соли и домой поехал. А путь длинный, лошадям тяжело тянуть воз.

Решил мужик дать им отдых, распряг лошадей, а сам уснул. Проснулся, нет лошадей, а телегу тянуть надо. Вдохнул он поглубже, сам впрягся в оглобли и потащил те­легу. Тяжело ему очень, но жалко бросить добро.

Дотянул до моста бревенчатого. Вдохнул опять по­глубже, напрягся со всей силы и затянул телегу на мост. Тут возьми, да и развалилась телега на мосту, соль рассы­палась.

Побежал мужик в деревню, кричит: «Люди, соль на мосту!». Прибежали мужики и бабы на мост, кто с корзи­ной, кто с мешком, а кто с туесом или коробом.

Собрали они соль, только бревна соленые остались. С тех пор прозвали этот мост «Соленым».

Нина Егорова, 1953 гр, с. Новомитрополька


Сказ о том, как Леонтий Евку полюбил

Было это или не было - только Богу ведомо, но об этом так говорят. Жил в одной безымянной деревне возле леса парень по имени Леонтий, а за лесом в деревне на холме жила девушка Евка - небывалой красоты. Жили они в разных деревнях, а повстречались на ярмарке и очень понравились друг дружке.

Леонтий после любой, самой тяжелой работы несколь­ко верст летел к своей любимой, как на крыльях, а, воз­вращаясь рано поутру, сразу шел на работу барскую. Уз­нал барин об их любви и решил посмотреть, действительно ли так хороша девушка, а, увидев ее, решил на ней сам жениться.

Родители девушки были согласны отдать дочь за бога­того, чтобы самим выбраться из нужды. А девушка, узнав о сговоре родителей, решила бежать из родного дома к лю­бимому Леонтию. Узнав об этом, отец привязал ее косами к кровати. А она ночью обрезала косы и побежала к Леон­тию. Утром отец схватился, а дочери то и нет, бросил он ее косы за окно и кинулся в погоню.

А Леонтий, узнав, что барин решил жениться на его любимой, бросился к ней бежать, но настиг его барин и хо­тел убить. Взглянул Леонтий в сторону, где жила любимая и заплакал. Потекли его слезы ручьем навстречу девушке, превратившись в речку (Леонтьевку), а косы девушки пре­вратились в другую реку (Четь), такую темную от водорос­лей, как косы девушки.

И там, где они встречаются, стоит много веков дерев­ня Леонтьевка, на слиянии двух красивых рек.

Светлана Дорогова,1971г.р., с. Леонтьевка



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет