VBScript (Visual Basic Scripting Edition) - это упрощенная версия Visual Basic. Не имея таких широких возможностей, как исходный Visual Basic, он, тем не менее является мощным и простым в использовании средством, которое может использоваться для "оживления" вашей WEB-страницы. Если вы уже знакомы с Visual Basic или Visual Basic for Applications, вы найдете, что работа в VBScript очень проста и необычайно эффективна. Не смущайтесь, если вы не работали с другими версиями Visual Basic. VBScript очень прост в изучении, даже для новичков.
Как пользоваться эти учебником
Этот учебник состоит из пяти уроков. каждый урок знакомит вас с новой частью языкаVBScript. По дороге вы узнаете, как добавлять расчеты, форматирования и проверки на ваши страницы. в конце каждого урока есть упражнение, где вы сможете применить полученные знания по созданию страниц с помощью VBScript. Вот краткий обзор этих уроков:
Вставка сценария на VBScript в Web-страницы. вы научитесь добавлять сценарий на VBScript на страницу, а также узнаете различные методы для связи кода сценария и HTML.
Работа с переменными. Что значит язык без переменных? Здесь вы узнаете как определять и использовать переменные в ваших программах сценария.
Объекты VBScript. Апплеты Java и элементы управления ActiveX расширяют возможности HTML. В течение этого урока вы узнаете, как связывать эти объекты с помощью языка VBScript.
Управляющие операторы VBScript. Условные переходы и циклы - предмет данного урока.
Использование VBScript при создании форм. С помощью языка VBScriptвы можете проверять формы перед отправкой. Вы увидите это в пятом уроке.
Упражнения шаг за шагом
Как уже было сказано, в каждый из пяти уроков входит упражнение, позволяющее увидеть, как изпользовать полученные знания. Вы найдёте описание каждого компонента примера, так что после выполнения этого упражнения многое из того, о чем говорилось на уроке, станет для вас осязаемым. Ссылку выполненного упражнения вы ссможете найти в тексте урока. Для каждого урока есть несколько примеров,сопровождаемых подробными инструкциями.
Урок 1. Вставка сценария на VBScript в Web-страницы
Языки сценария, такие как Java Script и VBScript, созданы как расширение для HTML. Броузер получает сценарий вместе с остальной частью Web-страницы. именно броузер должен проанализировать и выполнить сценарий. В HTML был включен тэг, используемый для внедрения сценария на страницу, тэг - . Пример показан ниже:
Работа в VBScript
Отркывающий тэг включает аргумент LANGUAGE,который указывает используемый язык сценария. Он необходим из-за того, что существует несколько языков сценария. Без указания значения этого аргументаброузер не будет знать, на каком из них написан сценарий (по умолчанию это Java Script).
Хотя принципиально вы можете распределить сценарий по всему документу, исползуя такую конструкцию, обычно сценарий располагается одним большим блоком в начале или в конце документа. Это облегчает его обработку и адресацию внутри документа.
Работа с несовместимыми броузерами
Не все броузеры поддерживают языки сценария. Некоторые поддерживают только Java Script. Только Microsoft Internet Explorer поддерживает VBScript. Те броузеры, которые не поддерживают сценарий, воспринимают его как текст и отражают в окне как часть страницы. Вряд ли это является осуществлением вашей мечты. Простым способом для решения этой проблемы является заключение сценария в тэги комментария (). Ниже показан тот же пример с применением тегов комментария.
Работа в VBScript
Теперь, если просматривать страницу броузером, не поддерживающим VBScript, он просто проигнорирует эту часть страницы, не отображая ничего на экране.
Первое упражнение по языку VBScript
Лучший способ выучить любой язык - работать с ним. так что убедимся в этом с помощью упражнения 1, в котором вы научитесь вставлять код сценария на страницу. Следуйте инструкциям для создания вашей первой страницы на VBScript.
Упражнение 1: вставка сценария на VBScript на страницу
В этом упражнении вы создадите документ HTML и вставите туда простой сценарий для ответа на событие, порожденное щелчком на кнопке. Вам нужно быть знакомым с созданием и проверкой документов HTML.
Создание документа HTML
Откройте текстовый редактор и наберите там следующий текст:
Работа в VBScript: Упражнение 1
Пример работы в VBScript
Это первое упражнение по работе в VBScript. Нажмите
на кнопку для получения сообщения.
Сохраните файл и протестируйте его, запустив в Internet Explorer. Результатом будет такая страница.
Попробуете "нажать" на кнопку Нажми меня. Случилось что-нибуть?
Теперь добавим сценарий для получения ответа от кнопки Нажми меня. Новая версия этого упражнения находится в файле p0001a.htm.
Добавление сценария
Вновь откройте документ, созданный в части 1. Измените его, добавив выделенные строки:
Работа в VBScript: Упражнение 1
Пример работы в VBScript
Это первое упражнение по работе в VBScript. Нажмите на кнопку для получения сообщения.
MsgBox "Добро пожаловать на мою страницу!"
Сохраните файл и загрузите снова в Internet Explorer. Опять щелкните на кнопке. Результат будет примерно таким.
Как это работает
Рассмотрим три строки в коде, которые мы добавили. Мы хотим, чтобы вы имели твердую уверенность в том, что делает сценарий на VBScript и как он это делает. Первая строка определяет место, где будет находиться сценарий. Агумент FOR определяет, что данный сценарий создан для кнопки под названием cmdClickMe. Это название кнопки мы дали внутри тэга . Аргумент EVENT указывает на то, что сценарий доожен начать работу при "нажатии" кнопки (щелчке на ней). Аргумент LANGUAGE определяет язык для этого модуля -- VBScript.
Вторая строка -- единственная строка на VBScript в этом документе. Функция MsgBox просто показывает диалоговое окно сообщения. О ней вы узнаете больше несколько позже. Третья строка обозначает конец сценария.
В предыдущей части мы просто вставили модуль VBScript посте тега HTML, отвечающего за появление кнопки. Этот метод работает, но его редко используют. HTML и сам по себе труден для восприятия. Чередование HTML и сценария приведет к еще большей путанице. Гораздо лучше будет, если поместить весь сценарий в одном месте документа. Следующие инструкции помогут вам это сделать. Полная версия данной части упражнения находится в файле p0001b.htm.
Лучший метод для внедрения VBScript
Откройте созданный в прошлой части документ и удалите строки, которые вы только что добавили:
Это первое упражнение по работе в VBScript. Нажмите на кнопку для получения сообщения.P> <FORMname="frmExercise1"> <INPUTTYPE="Button" Name="cmdClickMe" VALUE="Нажми меня"> FORM>
Сохраните файл и загрузите его в Internet Explorer. Когда вы щелкните на кнопке Нажми меня, результат будет тем же, что и раньше.
Как это работает
В данном случае раздел сценария начинается с того же тега . В чентре этого сценария есть три строки, "оживляющие" нашу страницу. Первая строка объявляет проседуру под названием cmdClickMe_onClick (так мы назвали кнопку Click Me). Процедуры такого типа известны как программы обработки событий. Событием в данном случае является "нажатие" кнопки пользователем. Программа обработки данного события будет выполнятся при каждом нажатии этой кнопки.
Sub cmdClickMe_OnClick Во второй строке мы увидим уже знакомую функцию MsgBox. Третья строка определяет конец процедуры.
Не останавливайтесь сейчас надолго на деталях, вы еще увидите их в дальнейших примерах.
Резюме
Вот вы и создали свою первую страничку, в которую внедрили сценарий на языке VBScript. За время ее создания вы узнали:
как добавлять сценарий на страницу;
какие есть способы для создания страниц, на которых HTML и VBScript работают вместе;
как вы можете располагать модули VBScript внутри комментариев на странице.
На следующем уроке вы узнаете, как работать в VBScript с переменными.
Урок 2. Работа с переменными
Переменная -- это помеченная область в компьютерной памяти, которую вы можете использовать для сохранения данных во время выполнения сценария. Вы можете исползовать переменные для :
сохранения введенной пользователем информации;
сохранения данных, возвращенных функциями;
сохранени ярезультатов вычислений;
Объявление переменных
Есть два метода задания переменных в VBScript, явный и неявный. Обычно переменные задаются явно, с помощью оператора Dim:
Dim Name
Эта конструкция задает переменную Name. Вы также можете задать несколько переменных в одной строке, как это показано ниже, но лучше каждую переменную объявить отдельно.
Dim Name, Address, City, State
Переменные могут быть заданы неявно, просто появлением имени переменной внутри сценария. Это не рекомендуется, так как приводит к возможным ошибкам и делае сценарий более сложным для отладки.
Вы можете сделать так, чтобы интерпритатор требовал явного задания переменных с помощью конструкции Option Explicit в начале сценария. Любая переменная, не заданная явно,будет интерпритирована как ошибочная.
Правила для названия переменных
При выборе названия для переменно используйте следующие правила:
оно должно начинаться с буквы;
оно не должно содержать пробелов;
оно должно быть уникальным внутри своей сферы влияния. О сферах влияния будеи сказано позже в этом уроке;
оно не должно содержать больше 255 символов;
Варианты и подтипы
В VBScript есть лишь один тип данных, названный вариантом. Варианты могут хранить данные различного типа. Типы данных, которые могут сохранятся в варианте, называются подтипами. В таблице ниже описаны подтипы, поддерживаемые VBScript.
Подтип
Описание
Boolean
True или False
Byte
Целое число от 0 до 255
Currency
Денежные значения
Date
Дата и время
Double
Вещественное число двойной точности
Empty
Значение, хранимое вариантом до передачи ему данных
Error
Номер ошибки
Integer
Длинное целое от -32768 до 32767
Long
Крайне длинное целое от -2147483648 до 2147483647
Null
Неинтерпритируемые данные
Object
Объекты
Single
Вещественное обычной точности
String
Строковая переменная
Присваивание значений
Присвоить значение переменной вы можете с помощью следующей конструкции:
Имя_переменной = значение
Например:
Name = "Larry Laffer" HoursWorked = 50 OverTime = True
Сферы влияния переменных
Сфера влияния переменных определяет, где переменная может быть испоьзована в сценарии. Сфера влияния переменной определяется местом ее объявления. Если переменная объявлена внутри процедуры, она называется внутренней переменной процедуры и может быть использована только внутри процедуры. Если переменная объявлена вне процедур, она становится глобальной и может быть вызвана и использована в любом месте сценария.
Следующий пример показывает объявление переменных обоих видов:
Переменная counter -- глобальная переменная. Она может использоваться в течение всей работы сценария. Переменная temp существует лишь внутри процедуры cmdButton_onClick.
Константы
VBScript поддерживает массивы. Объявляется массив с помощью операнда Dim, так же, как и переменные.
Dim States(50)
Эта конструкция создает массив, содержащий 51 элемент. Почему 51, спросите вы. Ответ состоит в том, что все массивы в VBScript начинаются с нулевого элемента, а число в скобках определяет номер последнего элемента массива.
Значения элементам массива присваиваются также, как любым другим переменным, но за именим массивав скобках должен стоять номер элемента:
States(5) = "California"
States(6) = "New York"
Массив может быть многомерным -- VBScript подднрживает до 60 измерений. Ниже показано задание двухмерного массива для хранения названий 51 штата и, например их столиц:
Dim States(50,1)
Теперь для присваивания значений внутри массива вы должны воспользоваться номерами по обоим измерениям:
States (6, 0) = "New York"
States (6, 1) = "Michigan"
VBScript также поддерживает динамические массивы - массивы, размер которых может изменяться по ходу сценария. Такие массивы задаются без указания размера в скобках:
Dim Customers( )
Для изменения размера массива используется конструкция ReDim
ReDim Customers (100)
Размер массива может изменяться неограниченное количество раз. Для сохранения информации, которая в нем уже есть, используется ключевое слово Preserve.
ReDim Preserve Customers (100)
Второе упражнение по языку VBScript
В этом упражнении мы создадаим страницу, на которой производится простое вычисление на основе цен на продукцию, ее колличества и комиссионных. При этом вы узнаете больше об использовании переменных в VBScript. В этом упражнении вы создадите документ HTML, содержащий сценарий, который получит информацию от пользователя, осуществит на ее основе вычисления и выдаст на страницу результат. Полная версия этой части упражнения находится в файле p0002а.htm.
Создание документа
Откройте текстовый редактор и вставьте следующий код HTML:
Работа в VBScript: Упражнение 2
Ваше второе упражнение по VBScript
Переменные могут использоваться, чтобы сохранять и управлять значениями. Просмотреть демонстрацию этого можно введя количество и цену единицы товара в поля ниже и нажав кнопку "Вычислть стоимость".