МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) «РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР КРАСНОЯРСКОГО РАЙОНА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КРАСНОЯРСКОГО РАЙОНА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КРАСНОЯРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
КРАСНОЯРСКОГО РАЙОНА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ
ТЕОРИЯ ОРГАНИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ В МНОГООБРАЗИИ АРХИТЕКТУРНЫХ СТИЛЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ
Выполнил: ученик 7 б класса
Матов Дмитрий Владимирович
Руководители: начальник ОМО МОУ ДПО РЦ
Матова Анна Петровна,
заместитель директора по УВР МОУ ДОД КДШИ
Смагина Елена Юрьевна,
учитель истории МОУ Красноярская сош
Самойлов Михаил Сергеевич
С. Красный Яр, 2009 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………….3
-
Общая характеристика основных терминов и понятий………...5
-
Общая характеристика теории органической архитектуры……………………………………………………….8
-
Сравнительная характеристика архитектурных стилей и направлений………………………………………………………10
-
Общие черты……………………………………...………..10
-
Отличительные черты……………………………………..14
Заключение……………………………………………………………....17
Список источников……………………………………………………...19
Приложение №1………………………………………………………….21
Приложение №2………………………………………………………....30
Приложение №3………………………………………………………....34
Приложение №4…………………………………………………………42
Приложение №5…………………………………………………………49
Приложение №6…………………………………………………………50
Приложение №7…………………………………………………………51
Приложение №8…………………………………………………………51
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в Самарской области ведётся активная застройка жилых кварталов и промышленных зон. К сожалению, в большинстве случаев здания и сооружения не имеют единого архитекторского решения, что портит картину восприятия архитектурного ансамбля в целом. Очень часто при строительстве массово уничтожаются зелёные насаждения, что пагубно влияет на окружающую среду.
Поэтому обращение к теории органической архитектуры очень актуально. Следуя принципам органической архитектуры, строители не нарушат экологическое равновесие, а постройки выдержанные в одном архитектурном стиле, только украсят населённые пункты нашей области.
Данная работа является продолжением исследования теории органической архитектуры.
В процессе изучения теории органической архитектуры открылось многообразие архитектурных стилей, направлений и их взаимовлияние и взаимодействие.
Чтобы глубже осознать сущность теории органической архитектуры, исследование было продолжено в плане изучения многообразия архитектурных стилей и направлений.
Цель данной работы: сравнительная характеристика архитектурных стилей и направлений с теорией органической архитектуры.
В рамках работы над данной темой были реализованы следующие задачи:
1.Выявление круга источников.
2.Сбор и изучение информации.
3.Изучение терминологии и пополнение терминологического словаря.
4.Пополнение фактографическим материалом биографического словаря.
5.Создание историографического словаря.
6.Определение понятий «архитектурный стиль», «архитектурное направление».
7.Выявление основных архитектурных стилей, направлений.
8.Сравнение основных показателей архитектурных стилей и направлений.
9.Поиск иллюстративного материала.
10. Создание архитектурных объектов в технике графики (материал простой карандаш) в стиле модерн и в стиле конструктивизм.
В процессе работы были использованы общие философские методы синтеза и анализа, обобщения информации; эмпирические: наблюдение, описание и сравнение; методы исследования: метод деконструкции, аксиоматический метод, метод аперципирования.
Источниковедческой базой данной работы является круг энциклопедических и справочных источников по темам: «Архитектура», «Изобразительное искусство», «Культура», «История от древнейших времён до настоящего времени»; поисковая Интернет-система www.yandex.ru.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ.
Рассматривая термин «архитектура», как искусство проектирования и возведения зданий и сооружений1, следует остановиться на понимании самой сущности искусства.
«Существует множество определений искусства, но есть основные походы к пониманию этого явления:
-
Искусство – это специфический вид духовного отражения и освоения действительности, имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.
-
Искусство – один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности.
-
Искусство – форма чувственного познания мира.
-
В искусстве проявляются творческие способности человека.
-
Искусство – процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющих удовольствие и наслаждение». (№3, С. 144)2.
Искусство – образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох.
Многоплановость в определении данного понятия объясняется многогранностью искусства, зависимого от каждого творца, от его полета фантазии, от его понимания смысла жизни; это ежедневное окружение человека и вечные образы красоты.
В различные культурно-исторические эпохи на первый план выдвигались те виды искусства, которые наиболее полно выражали данную эпоху. Например:
-
Античная скульптура.
-
Средневековая архитектура.
-
Живопись Возрождения.
Эти виды искусства были доминирующими, а остальные существовали, под их влиянием. Время определяло стиль творений, объективные факторы диктовали условия, властвующие структуры требовали удовлетворение их запросов и потребностей. Но не все грани искусство можно подвести под общие закономерности и объяснить общими правилами.
«Сколько бы ни пытались ученые постичь искусство, в нём всегда будет оставаться некая тайна, которую невозможно охватить только рациональными методами. Как неугомонный «кастальский ключ»3, оно дарует художникам «волны вдохновенья», радуя нас своей непредсказуемостью» (№3, С. 162).
Как элемент искусства «архитектура включает в себя всю культуру эпохи; в ней проявляется дух времени» /Ле Корбюзье4/ (№12, С.4). Изучая здания и сооружения различных временных периодов, можно представить уровень развития техники в ту эпоху, предположить какими были потребности, ценности и увлечения людей.
«Каждая эпоха оставила след в развитии архитектуры. Кроме того, архитектура каждого народа впитала в себя национальные традиции и обычаи. Большую роль в развитии архитектуры сыграла религия. На протяжении веков самые красивые здания предназначались для служения богам. Каждая религия имеет свои традиции и законы возведения храмов» (№12, С.4).
Многообразие архитектурных образов объясняется, в том числе, и желанием архитектора закрепить своё миропонимание и мироощущение в искусстве.
Все эти факторы (культурно-историческая эпоха, этническое самосознание, индивидуальность архитектора) определили рождение различных стилей и направлений в архитектуре.
«Архитектурный стиль - это общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания» (№12, С.4).
В данной работе рассмотрены девять архитектурных стилей. В рамках архитектурного стиля модерн были выделены пять архитектурных направлений5.
Архитектурное направление - это реализация архитекторских решений в рамках одного стиля, но с различными средствами выражениями, отличающимися приёмами и принципами.
-
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ ОРГАНИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ.
Термин «органическая архитектура» появился в 19 веке. В настоящее время он встречается не часто, но архитекторы при проектировании зданий и сооружений часто используют принципы данной теории.
«Органическая архитектура это - направление в архитектуре 20 века (особенно распространённое в 30-50-е годы, главным образом в США и Западной Европе), провозгласившее своей задачей создание таких произведений, форма которых вытекала бы из их конкретного назначения и конкретных условий среды, подобно форме естественных организмов. Впервые сформулированные в 1890 году американским архитектором Л. Салливеном6 под влиянием эволюционной теории биологии, идеи органической архитектуры были развиты в теоретических трудах и творчестве его ученика Ф. Л. Райта»(№12, С.354-356).
Рекламный принцип теории «органической архитектуры» состоит в том, чтобы здание «сливалось» с природой, словно вырастало из неё и являлось её продолжением.
Райт считает, что природа – источник творчества, а человек только подражает ей. Проектируя здания, архитекторы не придумывают ничего нового, а берут уже готовую форму, созданную природой. Чтобы стать «органическим», здание должно строиться подобно тому, как развивается живой организм.
Архитектурное произведение должно удовлетворять не только насущные потребности людей, но и их стремление к красоте. «Хорошее здание – величайшая поэма, когда оно является выражением органической архитектуры».
Самым знаменитым зданием Райта считается вилла Фоллитуотер, что означает «дом над водопадом».7 Райт построил её для миллионера Э.Кауфмана над Медвежьим ручьем в штате Пенсильвания, США.
Каменные и бетонные кровли и балконы словно низвергаются вниз вместе с пенящимися волнами горного ручья. Перекрытиями здания служат железобетонные плиты. Они выступают из центрального массива в разных направлениях и на разных уровнях. Дом производит впечатление экзотического архитектурного чуда. С одной стороны дом-водопад имеет каменные стены, с другой – стеклянные. Вилла Фоллитуотер – уникальное сочетание каменной кладки, стекла и больших железобетонных балконов.
Как и в других зданиях Райта, стены в доме-водопаде не оштукатурены ни снаружи, ни внутри. Только в некоторых местах суровость камня смягчается деревянной обшивкой. При возведении виллы Райт сделал всё возможное, чтобы оставить в неприкосновенности камни, русло ручья, растения и добиться действительно органического слияния здания с окружающей его природой.
-
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АРХИТЕКТУРНЫХ СТИЛЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ
3.1. Общие черты.
Корни теории органической архитектуры уходят во времена древнего мира. Началом развития этого направления, как и всей европейской архитектуры (и в целом искусства), следует считать древнегреческую культуру.
«Искусство Древней Греции – одно из самых значительных явлений мировой художественной культуры. Погребённые Средневековьем древнегреческие руины открыли мастера эпохи Возрождения и дали высочайшую оценку произведениям классической древности. Античность провозгласили непревзойдённой и совершенной» (№9, С.104).
Сравнивая органическую архитектуру с древнегреческой, следует отметить общие строительные средства, а именно использование природных строительных материалов (дерево, камень, мрамор). Не отказались архитекторы данного направления и от правила золотого сечения8. Сторонники органической архитектуры, также как и древнегреческие архитекторы стремились создавать уникальные здания и сооружения. Райт одним из главных принципов своей теории считал красоту и единство стиля, что характерно и для древнегреческих архитекторов.
Итогом развития древнего искусство по праву считается римское искусство. «Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно распланированные, удобные для жизни города с мощеными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, посвященных нимфам), дворцов и вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью – всё то, что характерно для цивилизованного общества» (№9, С. 145).
Древние римляне выдвинули три требования, которыми должен был руководствоваться архитектор, - прочность, польза и красота здания. Основоположник теории органической Франк Ллойд Райт, продолжая римские традиции, выступал против знаменитой догмы, утверждающей, что форма следует функции. Он считал, что «красота должна обязательно присутствовать, а не только являться неизбежным побочным продуктом функции и формы».
Период феодальных отношений характеризуется в большей степени консерватизмом и религиозностью. Все архитектурные стили этого времени скорее отличны от органической архитектурны, чем сходны. При сравнении органической архитектуры с романским стилем можно увидеть общий отказ от лишних украшений. Общие приёмы, а именно, отказ от чётких границ, мастерское использование света, объединяют барроко и органическую архитектуру.
Теория органической архитектуры, сформулированная Райтом, не противоречит принципам романского стиля и барроко ещё и в том, что дома Райта внушают ощущение защиты, крова; интерьеры построенных им жилых домов по-домашнему уютны. Этому способствуют, в частности, широкое использование дерева в отделке помещений, обилие в них ковров и тканей (в том числе, например, для покрытия полов), общая мягкая, теплая тональность интерьера, наличие глухих стен, применение карнизов большого выноса.
В XVII столетии в Европе, а именно во Франции, рождается новый стиль в искусстве – классицизм. «Название «классицизм» можно буквально перевести как «основанный на классике», т.е. произведениях искусства, которые признаны образцами совершенства, идеалом – как художественным, так и нравственным. Творцы этого стиля полагали, что красота существует объективно и её законы можно постигнуть с помощью разума. Конечная цель искусства – преобразования мира и человека согласно этим законам и воплощение идеала в реальной жизни.
Вся система художественного образования классицизма строилась на изучении античности и искусства Возрождения. Процесс творчества состоял, прежде всего, в соблюдении правил, установленных при изучении древних памятников, а достойными воплощения в произведениях искусства считались сюжеты из античной мифологии и истории» (10, С.86).
Так как классицизм в самой сущности основывался на принципах античной архитектуры, то общие черты с органической архитектурой идентичны: стремление к красоте, пропорциональность, отказ от вычурности и помпезности.
Развитие капиталистических отношений обновляло многие стороны жизни людей, в том числе и их взгляд на собственные жилые дома, производственные сооружения и облик городов.
В первой половине XIX столетия в Европе развернулось невиданное по размаху градостроительство. Большинство европейских столиц – Париж, Берлин, Лондон – обрели свой характерный облик; в их архитектурных ансамблях усилилась роль общественных зданий.
Неоклассицизм в первой половине XIX века пережил поздний расцвет. К середине столетия основной проблемой европейского зодчества стали поиски стиля. Вследствие романтического увлечения стариной многие мастера попытались возродить традиции архитектуры прошлого – так возникли неоготика, неоренессанс, необарроко.
«Классицизм уходил, а новый стиль ещё не сформировался, поэтому архитекторы заимствовали различные приемы из уже известных стилей. Такое направление в архитектуре получило название эклектика. Эклектика – это механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов. Всё более сильным становилось влияние романтизма, который отвергал всякую нормативность. Поощрялся интерес к «неклассическим» стилям прошлого» (12, С.287).
Так как эклектика не создала собственных архитектурных приемов и архитекторских решений, выявить общие черты с теорией органической архитектуры не представляется возможным. К тому же каждое архитектурное здание в стиле эклектика уникально по своей сути и неповторимо.
«Архитектура рубежа XIX-XX веков – особое явление в истории мирового зодчества. Само название стиля архитектуры этого периода – модерн - свидетельствует о признании за ней принципиальной новизны, непохожести на известные в прошлом стили. Своеобразие архитектуры модерна – в окончательном преодолении влияния античного ордера, в виртуозном владении разнообразными средствами декоративного оформления фасадов и интерьеров зданий.
Модерн нашёл себе почву практически во всех странах Европы и эхом отозвался в Америке. Источником вдохновения служила вся история архитектуры от древних архаических сооружений до японских домов. Но не только она. Архитекторов воодушевляло практически всё, что создано природой: растения, раковины моллюсков, чешуя рыб, игра потоков воды, плетение прядей женских волос. Почему так расширился круг используемых образцов? Ответ заключается в сущности творческого метода архитекторов модерна, для которых главным стал принцип импровизации на выбранную тему. Поэтому столь разнообразны сооружения рубежа XIX-XX веков, столь несхожи манеры отдельных зодчих и противоречивы их высказывания. Практически в каждой стране были мастера, работавшие в разных вариантах стиля» (№10, С.399).
Так как органическая архитектура является одним из направлений модерна, у них много общего: стремление к конструктивности, целостность формы, пропаганда ручного труда, отказ от массовой «штамповки», использование железобетона и стекла.
Сторонники органической архитектуры, также как и архитекторы-функционалисты, отказались от излишеств в оформлении интерьера и фасада, рекламируя встроенную мебель и оборудование.
Дезурбанисты, как и архитекторы – органики проповедовали слияние горожан с природой, популяризируя естественную красоту ландшафта.
3.2. Отличительные черты.
Несмотря на то, что между органической архитектурой и другими архитектурными стилями и направлениями выделен ряд общих черт, по своей сути данная теория уникальна. Её принципы значительно отличаются от других направлений.
Древнегреческие архитекторы изобрели и успешно применяли стоечно-балочный метод, от которого напрочь отказался Райт. «Если форма действительно следует функции, то нужно совершенно отбросить прочь то, что насильственно навязывается стоечно-балочной системой. Чтобы не было никаких балок, никаких колонн, никаких карнизов и прочих деталей, никаких пилястров и антаблементов. Вместо двух вещей — одна вещь. Пусть стены, потолки, полы станут частями друг друга, переливающимися одна в другую, дающими или получающими во всем этом непрерывность при устранении любой прикомпонованной детали, при устранении вообще каких бы то ни было приложенных или наложенных деталей» (№15).
Постройки в стиле органической архитектуры разительно отличаются от готических. Готический собор лёгок и устремлён ввысь, а один из принципов органической архитектуры – связывать здание, как целое, с его участком путем придания ему горизонтальной протяженности и подчеркивания плоскостей, параллельных земле, поэтому сооружения не устремлены ввысь, а «привязаны» к земле.
В отличие от романского стиля, один из принципов Франка Ллойда Райта «уменьшать до минимума число необходимых частей здания и число отдельных комнат в доме, образуя целое как замкнутое пространство, подразделенное таким образом, чтобы целое было пронизано воздухом и свободно просматривалось, давая ощущение единства» (№15). Замки романского стиля массивные, угрожающего вида, строгие и солидные. Окна в них маленькие и напоминают амбразуры, а для объектов органической архитектуры характерно максимальное остекление.
Окно в виде прямоугольного выреза в стене можно встретить у Райта только как исключение. В его постройках остекление либо ленточное, либо во всю высоту помещения, либо в потолке. В одноэтажных жилых домах помещения имеют разную высоту, и в местах перепада кровли (между разными ее уровнями) устраиваются проемы для верхнебокового освещения и для проветривания. При этом кровля нижнего уровня может продолжаться внутрь в виде полки (световая полка), за которой иногда помещаются источники искусственного освещения. В жаркое время верхние окна (клересторий) способствуют хорошей вентиляции. Райт — один из первых, кто ввел в архитектуру обильное остекление. Он говорил: «Свет придает красоту зданиям».
Красоту сторонники органической архитектуры понимали совершенно иначе, чем архитекторы, творящие в стиле барроко. Для их архитекторских решений характерно великолепие, парадность, торжественность и величественность. Они максимально украшали здания, мастерски используя лепнину.
Один из принципов теории органической архитектуры – исключение комбинирования различных материалов и стремление к применению одного материала в постройке. Отказываясь от применения украшений, не вытекающих из природы материала, архитекторы стремились к тому, чтобы здание яснее выражало собою место, в котором живут, и чтобы общий характер здания четко свидетельствовал об этом. Райт призывал исключить работу декоратора: «Если он не привлечет на помощь стили, то уж обязательно будет применять «завитушки и цветочки» (№ 15).
Основу концепции Райта составляла идея непрерывности архитектурного пространства, противопоставленная подчёркнутому выделению его отдельных частей в классицистической архитектуре; эта концепция впервые реализована им в так называемых домах прерий (дом Уиллитса в Хайленд-Парке, штат Иллинойс, 1902 год;9 дом Роби в Чикаго, 1908 год)10. Классицизм применяет чёткие границы, а в органической архитектуре потолки, полы и ограждающие ширмы должны переливаться друг в друга, образуя одно общее ограждение пространства, имеющего минимум подразделений.
Отличительная особенность органической архитектуры от модерна заключается в следующем: применять прямые линии и обтекаемые формы, а архитекторы модерна отказались от прямых линий и углов.
Раскрытие специфических свойств естественного материала сочеталось у Райта с романтическим отношением к природному ландшафту, неотъемлемой частью которого должны были быть постройки; вместе с тем Райт отвергал значение внешних аналогий с формами органической природы. В полемике с техницистскими крайностями функционализма11 в середине 30-х годах органическая архитектура становится одним из распространённых направлений современной архитектуры, противопоставляя функционализму, стремление к учёту индивидуальных потребностей и психологии людей под воздействием идей органической архитектуры сложились региональные архитектурные школы в скандинавских странах и в Финляндии (например, творчество А. Аалто и других).
В ряде стран под влиянием теории органической архитектуры возродился интерес к местным архитектурным традициям и народной архитектуре, это объясняет непохожесть объектов органической архитектуры в разных странах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы над данной темой был рассмотрен ряд основных архитектурных стилей и направлений. Был охвачен период с XI века до нашей эры и до 50-х годов XX века, внимание акцентировалось на европейской культуре, так как органическая архитектура в большей степени формировалась на её основе.
Многообразие архитектурных стилей и направлений обусловлено следующим:
-
историко-культурным периодом развития (существующим общественно-политическим строем);
-
господствующим направлением в искусстве в тот или иной период;
-
потребностями людей в разные периоды времени, в различных местах проживания;
-
этническими особенностями;
-
географическим местоположением;
-
индивидуальностью архитекторов, стремлением к самовыражению;
-
уровнем развития технических возможностей;
-
запросами заказчика.
В процессе работы было выявлено взаимодействие и взаимовлияние архитектурных стилей и направлений. В один и тот же исторический период сосуществовали сразу несколько стилей, и архитекторы часто заимствовали приёмы не только у современников, но и у предшественников.
Исследовательский характер данной работы заключается в попытке дать сравнительную характеристику различных архитектурных стилей и направлений с теорией органической архитектуры; в результате было выявлено:
теория органической архитектуры принципиально отличается от других архитектурных стилей и направлений, но в использовании приёмов и средств можно найти много общего.
Архитекторов всех стилей и направлений объединяет общее стремление к красоте, но понимание этой красоты у всех различное. Каждый архитектор, следуя общим тенденциям стиля, стремился выразить свою индивидуальность и продемонстрировать собственное мироощущение, поэтому архитектурные сооружения чаще всего уникальны и неповторимы.
В дальнейшем работу следует продолжить в следующих направлениях:
-
Рассмотреть архитектурные стили: маньеризм, эклектика, хай-тек, ампир и другие; и сделать сравнительный анализ с органической архитектурой.
-
Описать архитектуру стран Азии и Африки, выявить общее и различное с органической архитектурой.
-
Изучить историю русской архитектуры. Проанализировать применение принципов теории органической архитектуры на территории России.
Изучая данную тему, я открыл для себя бескрайние просторы для дальнейшего исследования, поэтому соглашаюсь с Сократом12, что «знаю только то, что ничего не знаю…»
Достарыңызбен бөлісу: |