Сканирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@online.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || зеркало: http://members.fortunecity.com/slavaaa/ya.html
|| http://yankos.chat.ru/ya.html | Icq# 75088656
update 19.06.16
ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ СССР
МОСКОВСКАЯ ДВАЖДЫ ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМЕНИ П. И. ЧАЙКОВСКОГО
Т.Ливанова
ИСТОРИЯ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКИ до 1789 года
ТОМ ПЕРВЫЙ По XVIII век
Второе, переработанное и дополненное издание Допущено Управлением учебных, заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР
в качестве учебника для студентов теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов
ИЗДАТЕЛЬСТВО «МУЗЫКА» МОСКВА. 1983
78 И Л 55
Ливанова Т.
Л 55 История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х т. Т. 1. По XVIII век. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Музыка, 1983. — 696 с., нот.
В учебнике освещается история западноевропейского музыкального искусства от эпохи античности по XVIII век; прослеживаются пути формирования стилей и жанров, разбирается творчество выдающихся композиторов. Предназначается для студентов теоретико-композиторских факультетов консерваторий.
_ 4905000000-481
Л 026(01 )-83 524~83
78 И
© Издательство «Музыка», 1983 г.
ВВЕДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ 6
СРЕДНИЕ ВЕКА 18
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 18
НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 35
ТРУБАДУРЫ, ТРУВЕРЫ, МИННЕЗИНГЕРЫ 39
ДУХОВНАЯ ЛИРИКА 47
РАЗВИТИЕ МНОГОГОЛОСИЯ. ШКОЛА НОТР-ДАМ. НОВЫЕ ЖАНРЫ 49
ARS NOVA ВО ФРАНЦИИ. Гийом Машо 62
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ 71
ВВЕДЕНИЕ 71
ARS NOVA В ИТАЛИИ. Франческо Ландини 76
XV ВЕК. РАННИЙ РЕНЕССАНС 82
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД. ИСТОКИ НИДЕРЛАНДСКОЙ ШКОЛЫ. 82
Джон Данстейбл 82
Гийом Дюфаи, Жиль Беншуа и другие мастера их поколения 89
Иоханнес Окегем 100
Якоб Обрехт 105
XVI ВЕК. РЕНЕССАНС 110
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ, ЖОСКЕН ДЕПРЕ И СУДЬБЫ НИДЕРЛАНДСКОЙ ШКОЛЫ 110
ФРАНЦУЗСКАЯ ПЕСНЯ 124
СВЕТСКИЕ ВОКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ В ИТАЛИИ. Фроттола, Вилланелла, Мадригал. Лука Маренцио. Карло Джезуальдо Ди Веноза 131
РЕФОРМАЦИЯ В ГЕРМАНИИ. 145
НЕМЕЦКАЯ ПЕСНЯ. ПРОТЕСТАНТСКИЙ ХОРАЛ. 145
Мейстерзингеры. Ханс Сакс 145
РЕНЕССАНС И НАСТУПЛЕНИЕ КОНТРРЕФОРМАЦИИ 150
Джованни Пьерлуиджи да Палестрина 151
Орландо Лассо 162
ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА АНДРЕА И ДЖОВАННИ ГАБРИЕЛИ 170
НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В ДРУГИХ СТРАНАХ 173
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА 180
МУЗЫКА ДЛЯ ЛЮТНИ 182
МУЗЫКА ДЛЯ ОРГАНА 188
СОЧИНЕНИЯ ДЛЯ ДРУГИХ ИНСТРУМЕНТОВ 195
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НА РУБЕЖЕ НОВОГО ПЕРИОДА. НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ 196
XVII ВЕК 199
ВВЕДЕНИЕ ОТ XVI К XVIII ВЕКУ 199
ОПЕРА И КРУПНЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ В ИТАЛИИ 203
НАЧАЛО ОПЕРЫ ВО ФЛОРЕНЦИИ 204
ОПЕРА В МАНТУЕ И РИМЕ 212
Клаудио Монтеверди 219
ОПЕРА В ВЕНЕЦИИ. ФРАНЧЕСКО КАВАЛЛИ 236
ОПЕРА В НЕАПОЛЕ. АЛЕССАНДРО СКАРЛАТТИ 245
КАНТАТА И ОРАТОРИЯ 254
ОПЕРА ВО ФРАНЦИИ. ЖАН БАТИСТ ЛЮЛЛИ 262
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР В АНГЛИИ. ГЕНРИ ПЁРСЕЛЛ 272
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР В ИСПАНИИ 286
ПЕСНЯ, ОРАТОРИЯ И ОПЕРА В ГЕРМАНИИ 289
ПЕСНЯ 291
ОРАТОРИЯ И ДРУГИЕ ДУХОВНЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ. 292
Генрих Шюц 292
Опера. Райнхард Кайзер 303
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА 310
МУЗЫКА ДЛЯ ОРГАНА. ЯН ПИТЕРС СВЕЛИНК. ДЖИРОЛАМО ФРЕСКОБАЛЬДИ. САМЮЭЛЬ ШАЙДТ ИОГАНН ЯКОБ ФРОБЕРГЕР. ИОГАНН ПАХЕЛЬБЕЛЬ. 314
Дитрих Букстехуде 314
МУЗЫКА ДЛЯ КЛАВИРА, от английских верджинелистов к Франсуа Куперену Великому 326
МУЗЫКА ДЛЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ АНСАМБЛЕЙ. ОТ РАННЕЙ ВЕНЕЦИАНСКОЙ К БОЛОНСКОЙ ШКОЛЕ. 344
Генри Пёрселл. Арканджело Корелли 344
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ и музыка для скрипки соло. Генрих Игнац Бибер. Арканджело Корелли. Антонио Вивальди 359
ПРИЛОЖЕНИЯ. 373
НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ 373
1 373
2 373
3 374
4 374
5 374
6 375
7 375
8 375
9 376
10 376
11 377
12 378
13 378
14-15 379
16-17 379
18 380
19 380
20 381
21 381
22 382
23 383
24 384
25 384
26 385
27 386
28 386
29 386
30 387
31 387
32 388
33 390
34 391
35 393
36 394
37 395
38 398
39 401
40 404
41 406
42 408
43 409
44 411
45 412
46 413
47 416
48 417
49 418
50 421
51 424
52 426
53 427
54 429
55 431
56 431
57 432
58 433
59 434
60 435
61-62 435
63 436
64 436
65 437
66 439
67 439
68 439
69 440
70 442
71 442
72 442
73 443
74 444
75 445
76 446
77 448
78 449
79 450
80 451
81 453
82 454
83 455
84 456
85 456
86 457
87 458
88 458
89 459
90 460
91 461
92 462
93 a-б 462
94 462
95 463
96 464
97 464
98 464
99 464
100 465
101 465
102 466
103 466
104 467
105 467
106 468
107 469
108 470
Дж. Габриэли. Хор 471
109 Cantica sacra 4 472
Cantica sacra 9 472
110 473
111 473
112 475
113 476
114 477
115 478
116. Мелодия из Лохаймского сборника 480
К. Науман. Пьеса для органа 481
117 482
118 485
119 488
120 490
121 492
122 492
123 493
124 496
125 499
126 501
127 501
128 502
129 502
130 503
131 503
132 505
133 507
134 508
135 508
136 509
137 Хор теней. Балет обитателей счастливых островов 510
138 511
Ария Армиды 514
139 515
140 517
141 518
142а 522
142б 522
142в 522
143 523
144 524
145 525
146 528
147 528
148 528
149 529
150 530
151 531
152 532
153 533
154 534
155 535
156 537
157 537
158 538
159 538
160 539
161 540
162 541
163 542
164 542
165 543
166 543
167-168 544
169 545
170 545
171 546
172 546
173 547
174 547
175 548
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН 548
СОДЕРЖАНИЕ 563
Мои дополнения 563
Гентский Алтарь The Ghent Altarpiece- Cathedral of St. Bavon at Ghent (Oak Panels- Completed 1432) Jan & Hubert van Eyck 563
www 576
В 1940 году вышел из печати учебник «История западноевропейской музыки до 1789 года», в основе которого лежал курс, читавшийся мною для студентов историко-теоретического факультета Московской государственной консерватории. За сорок с лишним лет, прошедших с тех пор, в науке о музыке накопилось множество новых данных, требующих исправлений, уточнений и частичного пересмотра того, что писалось еще в предвоенные годы. Особенно много новых материалов (в том числе капитальных нотных публикаций) появилось по основным темам XIII—XV веков, которые теперь могут быть освещены значительно полнее и точнее. Поскольку учебником моим все еще продолжают пользоваться читатели, целесообразно было пересмотреть его текст в соответствии с современным состоянием музыкознания 1.
Настоящая книга является первым томом учебника, полностью обновленного автором (второй его том вышел в 1982 году). По возможности учтены новые публикации и исследования, появившиеся за рубежом по проблемам, рассматриваемым в книге. В последние годы эта проблематика частью получила новое освещение и в работах советских музыковедов, что, разумеется, всецело принято во внимание. Из числа исследований и публикаций, осуществленных в СССР, наибольшее значение имели для автора работы В. В. Протопопова: «История полифонии в ее важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII—XIX веков» (М., 1965), «Очерки из истории инструментальных форм XVI— начала XIX века» (М., 1979), «Из истории форм инструментальной музыки XVI—XVIII веков. Хрестоматия» (М., 1980), «Проблемы формы в полифонических произведениях строгого стиля» (журнал «Советская музыка», 1977, № 3). Неоднократно ссылается автор
1 В данном издании нотные примеры помещены в конце книги.
3
на работы Ю. К. Евдокимовой: «Проблема первоисточника» (журнал «Советская музыка», 1977, № 3), «Тематические процессы в мессах Палестрины» (в книге «Теоретические наблюдения над историей музыки». М., 1978), «История, эстетика и техника месс-пародий» (в книге «Историко-теоретические вопросы западноевропейской музыки». М., 1978); Ю. К. Евдокимовой и Н. А. Симаковой «Музыка эпохи Возрождения. Cantus prius factus и работа с ним» (М., 1982). По тем или иным темам автор учитывал материалы ряда работ других советских исследователей: Ю. Н. Холопова «Органум», «Секвенция» и «Средневековые лады» («Музыкальная энциклопедия», т. 4, 5. М., 1978, 1981); М. А. Сапонова «Мензуральная ритмика и ее апогей в творчестве Гильома де Машо» (в книге «Проблемы музыкального ритма». М., 1978); Н. А. Симаковой «Мелодия „L'homme arme" и ее преломление в мессах эпохи Возрождения» (в книге «Теоретические наблюдения над историей музыки». М., 1978), «Многоголосная шансон и формы ее претворения в музыке XV—XVI веков» (в книге «Историко-теоретические вопросы западноевропейской музыки». М., 1978), «Из истории вокальных форм эпохи Возрождения» (рукопись, 1980); Г. Э. Пелециса «Месса Жоксена Депре „Malheur me bat". К вопросу о технике сочинения на cantus firmus» (в книге «Теоретические наблюдения над историей музыки». М., 1978), «Формообразование в музыке И. Окегема и традиции нидерландской школы» (диссертация, 1981); Т. Н. Дубравской «Итальянский мадригал XVI века» (в книге «Вопросы музыкальной формы», [вып.] 2. М., 1972), «Мадригалл. Жанр и форма» (в книге «Теоретические наблюдения над историей музыки». М., 1978) ; Т. Б. Барановой «Из истории мессы» (в книге «Историко-теоретические вопросы западноевропейской музыки». М., 1978) и другие работы; В. Д. Конен «Клаудио Монтеверди» (М., 1971), «Пёрселл и опера» (М., 1978); О. И. Захаровой «Музыкальная риторика XVII века и творчество Генриха Шютца» (в книге «Из истории зарубежной музыки», вып. 4. М., 1980); Г. П. Сахаровой «Формирование сонатного цикла в болонской скрипичной школе XVII века» (в том же издании) и другие работы; а также публикации Н. Казарян, В. Фролкина, Н. Чарной, В. Штейнгарда,
Приношу глубокую благодарность всем, кто в процессе обсуждения рукописи данного тома или его глав высказал замечания и советы по тексту: коллективу сотрудников Сектора классического искусства Запада во Всесоюзном научно-исследовательском институте искусствознания, в особенности В. Н. Брянцевой и Е. И. Ротенбергу; рецензентам рукописи — профессору Московской консерватории Н. С. Николаевой и доценту, кандидату искусствоведения Н. А. Симаковой. От души благодарю также коллег, бескорыстно помогавших мне дружескими советами и материалами в ходе работы над книгой: доцента Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных Ю. К. Евдокимову, и. о. профессора того же института Р. К. Ширинян.
4
Достарыңызбен бөлісу: |