Д. филос. н., проф. Е.М.Калашникова
Пермский государственный
педагогический университет
Социальное познание (поиски и перспективы)
Социальное познание - сложный раздел научной социальной философии, приобретающий в настоящее время особую актуальность, обусловленную новыми социальными противоречиями и новым уровнем научных знаний.
Цель настоящей статьи - показать, что диалектика как метод социального познания имеет преимущества, и не требует замены, несмотря на то, что в настоящее время “растерянное» российское сознание вместе с разрушением социалистической общественной системы “принимает” в этом качестве различные частнонаучные и ненаучные методы, известные раннее, но подогнанные к современным историческим условиям, подвергая отрицанию марксизм и диалектику.
Попытки опровержения диалектики предпринимаются в научных изданиях и средствах массовой информации на двух основаниях: конъюнктурном и парадигмальном. Конъюктурное – не что иное как идеологический примитивизм, когда идеологи новой буржуазии намеренно фальсифицируют научную диалектику, сводя ее к политическому насилию. Рассчитано это на массовое сознание и в образованных кругах интеллигенции не вызывает ни малейшего интереса. Другое дело основание парадигмальное, оно связано с научными исследованиями и их интерпретациями, а потому, даже если оно и ненаучно, заслуживает специального анализа.
В настоящее время современные естественные науки, исследуя динамическое разнообразие разных сторон и состояний систем, а также специфические особенности сохранения некоторых систем, обнаруживают новые закономерности. А поскольку интерпретация новых открытий всегда обусловлена мировоззренческой установкой ученого, его субъективностью и субъектностью, то толкование новых фактов науки поспешно противопоставляется классической модели научного знания, в результате противоречие объявляется и тормозом, и деструктивным фактором, а источником развития утверждается уравновешивание противоположных сторон, соразвитие и компромиссы (1). Складывается ситуация аналогичная той, которая возникла на рубеже XIX -XX вв. в связи с революцией в естествознании. Тогда в переполошенных головах философствующих естествоиспытателей появилась идея исчезновения материи, замены ее энергией, элементами мира. Как тогда «материя», сегодня вызывает неприятие понятие «противоречие» (ядро диалектики). Классическая модель науки объявляется несостоятельной и устаревшей, неклассическая - перспективной и продуктивной. На самом же деле неклассическая модель, перенесенная на область социального познания (в силу сложности объекта – общества) очень ярко обнаруживает свою несостоятельность. Многообразие предлагаемых методов - экзистенциального, герменевтического, праксиологического и др. - позволяет рассматривать общественные процессы с разных сторон, но бесконечная дифференциация методов быстро обнаруживает необходимость их интеграции. Появляются работы, ориентирующие на полипарадигмальный или компаративистский подходы. Но, как правило, полипарадигмальный подход предлагает интеграцию каких - либо частных подходов, а компаративистский - сводится к методу сравнения. И в том и другом случае недостает четкого остова, который делает исследование целостным и системным. В классической модели науки этим остовом была диалектика. К счастью для науки, это понимали такие видные западные мыслители, как Ж.-П. Сартр, Э. Фромм.
Объем данной статьи не позволяет проанализировать взаимодействие всех предлагаемых философами методов, поэтому рассмотрим взаимодействие и взаимоисключение диалектического и экзистенциального методов. А поскольку концептуальное содержание экзистенциального метода выражено у классика этого метода строже и отчетливее, чем у его интерпретаторов и почитателей, мы начнем анализ с работ Ж.-П. Сартра.
В работе «Марксизм и экзистенциализм» он утверждает, что марксизм далеко не исчерпал себя, что он остается философией нашего времени. Сравнивая марксизм и экзистенциализм, Ж.-П. Сартр называет марксизм «живой» философией. «Живая» философия - это философия, которая выступает культурной средой эпохи, служит орудием теоретического осмысления действительности и направляет социально-политические практические действия людей. Принципы марксизма выполняют «регулятивную» (подразумевается методологическую) функцию, так как далее автор пишет: «... наши мысли, каковы бы они ни были, могут формироваться только на этой почве; они должны вмещаться в рамки, которые для них устанавливает марксизм, иначе они канут в пустоту или обратятся вспять» (2). Экзистенциализм Ж.-П. Сартр называет идеологией (под идеологией он понимает систему знаний, в которой на основании «живой» философии, в данном случае марксизма, осваиваются малоисследованные области объективной и субъективной реальности). Ж.-П. Сартр считает, что исторический материализм - единственное приемлемое объяснение действительности, а экзистенциализм - единственный конкретный подход к действительности, и значит, надо экзистенциализм соединить с марксизмом. Но если марксизм следует дополнить, то в нем чего-то недостает. Ж.-П. Сартр считает, что марксизм не учитывает внутренних импульсов развития человека и мало учитывает опосредованные звенья (включенность отдельной личности в социальные связи). В связи с постановкой такой проблемы Ж.-П. Сартром и его уверенностью, что эту проблему он разрешает экзистенциальным методом, нам необходимо ответить на следующие вопросы: что собой представляет экзистенциальный метод? Каково его значение в социальной философии? Можно ли экзистенциализм интегрировать в марксизм? И, наконец, возможен ли личностный подход в научном социальном познании?
В работе “Проблемы метода” Ж.-П. Сартр выделяет два направления в экзистенциальном методе: прогрессивное и регрессивное, Регрессивное выражено марксизмом. Это направление указывает, каковы объективные условия, влияющие на становление личности. Прогрессивное направление - на активный характер деятельности человека, на значение поступка, который всегда превосходит социальную ситуацию (психоанализ). Если мы скажем, что Ж.-П. Сартр просто пытается дополнить марксизм фрейдизмом, мы будем не правы, так как сам мыслитель, оценивая фрейдизм, говорил, что он его (марксизма) «критический попутчик», то же самое мы можем сказать и об отношении Сартра к марксизму.
Остановимся на критическом восприятии марксизма Ж.-П. Сартром. Анализируя высказывание Ф. Энгельса о необходимости и случайности в историческом процессе, философ не соглашается с ним и выражает свой оптимизм в отношении к человеку таким образом: «Экзистенциализм рассматривает приведенное высказывание как произвольное ограничение диалектического движения, как остановку мысли, как отказ от понимания. Он не намерен уступать реальную жизнь, не поддающуюся осмыслениям случайностям рождения и созерцать всеобщность, которая ограничивается тем, что без конца рефлектируется в самое себя. Он пытается, сохраняя верность основным положениям марксизма, найти посредствующие звенья, позволяющие воссоздать (engendrer) конкретное, единичное, жизнь реальную, относящуюся к определенному времени борьбу, личность, исходя из общих противоречий между производительными силами и производственными отношениями» (3). Но в этой позиции Ж.-П. Сартра мы не находим противоречия с «всеобщностью», которую он критикует, так как этот «остов всеобщности» в марксизме не исключает изучение «посредствующих звеньев», включенности человека и специфики этой включенности в различные социальные группы и общности. Сам Ж.-П. Сартр это иногда признает, оценивая работы К. Маркса и критикуя западных марксистов Лукача, Герена, он замечает, что конкретный марксизм должен изучать реальных людей, а не растворять их в сернокислой ванне (всеобщности – Е.К.) (4). Далее Ж.-П. Сартр с восхищением говорит о К.Марксе: «Маркс был настолько далек от подобной ложной всеобщности, что пытался диалектически построить свое знание о человеке, постепенно восходя от наиболее ее широких определений (determinations) к определениям более точным, его метод - это восхождение от абстрактного к конкретному» (5).
Почему же тогда марксистская часть в экзистенциальном методе Ж.-П. Сартра предстает как регрессивная? Да потому, считает Ж.-П. Сартр, что в марксизме развитие общества, особенности его становления уже изучены, и всякое новое проявление, действие, произведение человека предстает отнесенным к некоторой заведомо известной общности (6).
Вторую часть метода он называет прогрессивной, так как она концентрирует внимание на изучении своеобразия рассматриваемого явления, и считает, что, изучив его, нужно возвращаться к фундаментальным структурам (марксизму), для того, чтобы «встроить это своеобразие в общие определения и общие закономерности». Здесь, подчеркивает Ж.-П. Сартр, «совершается двоякое движение» (7). В этих рассуждениях Сартр демонстрирует глубокое знание диалектики и классического марксизма.
На этом основании можно утверждать, что Ж.-П. Сартр действительно развивает некоторые положения марксизма, пытаясь рассмотреть процесс социального познания в системе отношений «человек – мир», учесть бесконечное содержание этого отношения и роль «самости» человека в практической деятельности, апеллируя к ценностно-личностной природе познавательной деятельности, обращаясь к бытийности человека и его значению в социальном развитии. Обращение к внутренней мотивации поведения человека обусловило и необходимость обращения к психоанализу.
Однако психоанализ Ж.-П. Сартр трактует совсем не так, как он понимается во фрейдизме. У психоанализа нет принципов, считает Ж.-П. Сартр, нет теоретической базы и потому вполне закономерно, что он сопровождается у К. Юнга и в некоторых работах З.Фрейда безобидной мифологией. Экзистенциальный психоанализ мыслится Ж.-П. Сартром как самосознание личности, ее действий, поступков, решений. И почти в духе марксизма его замечание, что экзистенциальный психоанализ направлен на то, чтобы установить, каким образом ребенок переживает свои семейные отношения внутри данного общества. Такое понимание психоанализа помогает экзистенциальному методу обнаружить точку включения человека в его класс, а единичную семью понять как посредствующее звено между этим классом и индивидуумом (8).
Принципиальные расхождения с марксизмом у Ж.-П. Сартра обнаруживаются на Философском уровне при трактовке им сущности человека, его свободы и ответственности. Это имеет объяснение.
Творчество Ж.-П. Сартра разворачивалось в трех измерениях: философском, психологическом и художественном, причем основательно разработанная психологическая часть затем переносилась в область философии и в художественные произведения.
Нерасчлененность понятий экзистенциальной психологии и экзистенциальной философии часто приводит его к субъективизму. Когда Ж.-П. Сартр рассуждает в рамках экзистенциальной психологии и утверждает, что человек в конкретной ситуации благодаря экзистенции, смыслам и ориентации на те или иные ценности превосходит в деятельности социальную ситуацию, с ним, безусловно, можно согласиться. Но, когда он переводит это на философский уровень и провозглашает идеи о безграничной свободе человека и его безграничной ответственности, исключающей внешнюю детерминацию, возникает противоречие с его же установками по поводу диалектики и марксизма.
Позитивное значение философии Ж.-П. Сартра состоит в том, что он всерьез поставил вопрос о посредствующих звеньях во включенности человека в общности, считая, что найденные закономерности войдут в фундаментальные структуры.
Считаем, что эта идея в настоящее время должна найти воплощение в разработке теоретических концепций среднего уровня на основе диалектического метода, позволяющего создавать описательные и объяснительные модели включения человека в различные социальные среды. Специфика таких концепций состоит в следующем. В них, как правило, осуществляется философский анализ нефилософских понятий, устанавливается в результате новое значение понятия, создаются синкретические модели. В каждой из них имеются два плана исследования: философский и социально-психологический, последний включает существенные проблемы и понятия общей психологии. В результате, понятия частной науки «встраиваются» в философские теории, не нарушая генеральных идей и наполняя их конкретным содержанием.
Примером концепции среднего уровня является концепция идентификации, которая в новом аспекте, через приобщение и обособление индивидов раскрывает процессы обмена деятельностью, информацией, духовными ценностями.
Идентификация объясняет реальное воспроизводство личности и общности. Как социально-психологический механизм социализации идентификация наполняется конкретным содержанием в онтогенезе, филогенезе, микро- и макрообщностях (9).
Такой же характер носит концепция «психологических сил», встроенная в философский уровень исследования сущностных сил человека. Сущностные силы - свернутые в потенциальные социальные образования потребности, способности, социальные качества индивида. Они разворачиваются в преобразовательной деятельности: во-первых, на базе наличия сознания у индивида, во-вторых, потому, что сознание выступает как сущностная индивидуальная сила. «Психологические силы» как элемент сущностных сил включают в себя осознанные и неосознанные побудительные мотивы и смыслосодержательные ориентиры поведения человека (10). Развитие концепций среднего уровня позволяют наполнить социальное познание многозначными социально-психологическими смыслами.
______________________________
1. См: Ерофайлов А.Н. О диалектике и неклассической модели развития // Познание и его возможности: Тезисы междунар. науч.-метод. конференции. М., 1994. С. 30-32.
2. См: Сартр Ж. П. Проблемы метода. М., 1994. С. 31, 61-62, 70-71.
3. Там же.
4. Там же.
5. Там же.
6. Там же.
7. Там же.
8. Там же.
-
См: Калашникова Е.М. Личность и общность // Проблемы идентификации. Пермь, 1997.
См: Калашникова Е.М. Психологические силы как элемент сущностных сил человека // Новые идеи в философии. Пермь, 1999.
Достарыңызбен бөлісу: |