МОСКОВСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА
СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
Факультет социологии
Магистерская диссертация
Тема: Социология спорта: история развития и современное состояние
Слушатель: Ведерникова Наталья Сергеевна
Преподаватель: к. с. н. Рогозин Дмитрий Михайлович
Дата регистрации:____________
Оценка:_____________________
Объем диссертации (в тыс. слов):_______
Файл: \\libserver\essays\SC\mss030106\MD.doc
Адрес электронной почты слушателя: mss030106@msses.ru
Москва 2003-2004
Оглавление
Введение 5
1. Спорт как социальное явление 7
1.1. Физическая культура и спорт 7
1.2. Спорт– «социальный институт»? 7
2. Спорт как предмет изучения наук 10
2.1 Спорт как часть культуры 10
2.2. Психология 12
3. Социология спорта 15
3.1.Социология спорта как наука 15
3.2. Социология спорта на Западе 19
3.2.1.Из истории социологии спорта 19
3.2.2 Западная социология спорта. Международный уровень 20
3.2.3. Цели социологии спорта (точка зрения западных социологов) 22
3.3. Социология спорта в России 24
3.3.1.Из истории российской социологии спорта 24
3.3.2. Социология спорта в России в настоящее время 25
3.4. Различия российской и западной социологии спорта 26
3.5. Теоретические подходы к изучению спорта, как социального явления 28
3.5.1. Структурно-функциональный подход 29
3.5.2. Теория конфликта 30
3.5.3. Теория структурации 31
4. Спорт и государство 34
4.1. Спортивное и политическое 34
4.2. Спорт и национальная автономия 35
Заключение 39
Список использованных источников и литературы 41
Приложение №1 46
Приложение №2. 47
Приложение №3 48
Приложение №4 51
Приложение №5 54
Введение
В последнее время спорту уделяется особое внимание: по случаю праздников проводятся спортивные мероприятия, например, массовые забеги, соревнования по уличному баскетболу и т.д. Все же некоторые считают, что этого внимания недостаточно. Бытует мнение, что используются неправильные способы представления спорта, например, трансляция спортивных программ в неудобное для основной массы зрителей время (слишком рано или слишком поздно), подача материала журналистами, когда неправильно расставляются акценты. Вопрос – представление спорта в СМИ – заслуживает отдельного внимания, но мы в данной работе не будем на нем подробно останавливаться. Важно, что спорт присутствует в общественной жизни и играет немаловажную роль.
Итак, спорт – это значимое социальное явление, несмотря на это он совсем недавно попал в область внимания социологов. До сих пор существует мнение, что он прерогатива спортивных наук. Все же сегодня большинство исследователей согласны с тем, что его нужно изучать не только с точки зрения физкультурной техники, методов преподавания, но и как социальное явление. Можно с уверенностью сказать, что социология спорта существует. С осознанием этого появляется множество других вопросов: как она представлена в научном мире, какими категориями она оперирует, насколько она единообразна в разных странах. На эти и другие вопросы хотелось бы ответить в этой работе.
В данной работе хотелось бы рассмотреть, во-первых, как происходило развитие социологии спорта в России и на Западе, особенности этого процесса. Во-вторых, современное состояние социологии спорта в России и других странах: какие цели преследуют российские и западные социологи спорта. По мнению Пьера Бурдье, социологи сталкиваются с рядом препятствий, занимаясь социологией спорта, и это связано с тем, что они одновременно находятся в спортивном и социологическом мире1. Мы попытаемся выяснить, кто пишет тексты по социологии спорта: социологи или специалисты в области физической культуры, на кого ориентированы эти тексты: на спортсменов или социологов. В-третьих, хотелось бы разобрать одну из актуальных для социологии спорта тем: взаимодействие спортивного и политического. Проявление взаимодействия данных явлений можно проследить в проявлениях спорта высших достижений, например, на Олимпийских играх и в условиях ряда других соревнований.
Также предполагается рассмотреть, как спорт рассматривают другие науки, в чем уникальность социологического подхода к спорту, а также какие теории используются при изучении спорта, количество таких теорий неограниченно, но остановимся на следующих из них, а именно: структурный функционализм, теория конфликта и теория структурации.
Спорт как социальное явление 1.1. Физическая культура и спорт
По мнению исследователей, физическая культура и спорт – это два полноценных и самостоятельных феномена. Российские ученые все же предпочитают рассматривать их совместно в рамках социологии физической культуры и спорта. Считая, что когда-нибудь их можно будет разделить, но в настоящее время в этом нет смысла.
В рамках физической культуры выделяют культуру движения, культуру телосложения и культуру физического здоровья.
В учебниках и книгах современных авторов по физической культуре, она может выступать в двух ролях:
-
как часть общей культуры,
-
как социальный процесс на овладение ценностями физической культуры.
Спорт – это уникальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной деятельности человеком и человечеством. Общепризнанно связывать спорт с соперничеством, под которым понимается борьба между людьми, между человеком и природными явлениями и человека с самим собой2.
Слово «спорт» происходит от старофранцузского и английского слова “de sporte” что означает развлечение, увеселение, забава.
Ныне содержание понятия спорт лишь отчасти соответствует этому определению, в настоящее время доминирует – результат, сравнение результатов в соревновании, хотя для зрителей первоначальный смысл сохраняется и спорт остается зрелищем.
Итак понятие «физической культуры» по отношению к понятию «спорт»более общее:
Физическая культура – это совокупность общественных целей, задач, форм, мероприятий, существующих для физического совершенствования человека. Спорт – доминирующая форма проявления физической культуры.
После обсуждения категорий социологии физической культуры, остановимся на одном из способов изучения спорта, а именно в качестве социального института.
1.2. Спорт– «социальный институт»?
Социальный институт – это образование, которое способствует поддержанию стабильности и устойчивости общества. Предпосылкой этой стабильности является наличие общеразделяемой системы ценностей – общего языка, общих идеалов, ценностей, верований, моральных норм и т.д3. В процессе социализации индивид усваивает эти нормыи таким образом успешно интегрируется в социальную систему. Социальный же институт выступает в качестве механизма, который обеспечивает интеграцию индивида и сохранение норм. Таким образом, социальные институты – это ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах – экономике, политике, культуре и семье и т.д. Институциональная структура общества – это своеобразный спинной хребет общественной жизни, поскольку она обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию4.
Успешная деятельность института возможна лишь при реализации определенной совокупности условий:
-
Наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках этого института;
-
Интеграция человека в структуру общества, что с одной стороны обеспечивает формально-правовую основу деятельности института, а с другой позволяет осуществить социальный контроль над институциональными типами деятельности, существующая государственная система принимает существование данного института, его нормы и правила не противоречат государственным и общечеловеческим.
-
Наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний институтами и осуществление социального контроля.
Спорт зачастую не включают в число жизненно-важных институтов, но в то же время, сторонники существования социальных институтов утверждают, что каждому социальному явлению соответствует социальный институт. Так, например, в учебнике по социологии Г.Е. Зборовского при перечислении социальных явлений, которым соответствуют социальные институты, называется спорт
«Собственность, рынок, религия, идеология, распределение и потребление, торговля, демократия, парламентаризм, преступность, здравоохранение, воспитание, спорт, культура, искусство, досуг, развлечение, традиция, средства массовой информации.5.
Вернемся к условиям, при выполнении которых институт успешно функционирует и посмотрим, насколько отвечает им институт спорта. Итак, первое условие – наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках этого института. Сюда можно отнести существование различных правил тренировки, предписания техники безопасности, регламентация отношений учитель-ученик, часть этих норм оформлены документально, часть существует как неписаные законы.
Второе условие – непротиворечивость ценностей этого института ценностям государства, в котором он находится. Это условие также выполняется, в отдельной главе «спорт и власть», мы попытаемся подробнее раскрыть момент взаимоотношений спорта и государства.
Социологи, воспринимающие спорт как социальный институт могут попасть в ловушку, то есть описывая его, они будут использовать стандартные определения и применять к нему все требования социального института: наличие структуры и выполняемых функций и т.д. В результате это описание будет идентично описаниям других социальных институтов. Тогда текст о спорте потеряет специфичность и от замены названия «социология спорта» на название, например, «социология здоровья» ничего не изменится. А значит нет смысла писать отдельные тексты в этой отрасли социологии, если в ней нет ничего особенного и значимого. Это будет означать, что данная область не обладает специфическими характеристиками, а поэтому не имеет права на существование, так как ничем не отличается от других отраслевых социологий. Пэтому социолог должен стараться не попасть в подобную ловушку.
Достарыңызбен бөлісу: |