Содержание программы



Дата26.06.2016
өлшемі253.63 Kb.
#158961
түріПрограмма
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ,

СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПРОФИЛЮ (НАПРАВЛЕННОСТИ)



«Философская антропология, философия культуры»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Философская антропология

Тема 1.1. Философская антропология как область философского знания.

Философская антропология как наука о сущности и сущностной структуре человека. Проблематизация человека. Философские определения человека. Поиск «человеческого измерения» ключевых философских проблем. Современная философская антропология как выражение стремления к интеграции философского знания и ответ на жизненную потребность человека в мировоззрении.

Структура философско-антропологического знания: основы философской антропологии, социально-историческая, структурная, культурная и педагогическая антропологии как «ветви» общего знания о человеке. Методологическая специфика философской антропологии: поиск исходного представления о человеке как основы для объяснения его бытия в мире, социума и культуры.
Тема 1.2. Антропологическая тема в античности

«Человек разумный» как достижение греческой философии. Забота о себе в античной философии. Человек как политическое животное.

Человек как мера всех вещей. Проблема человека как рубеж сократической философии. Антропологичность философии Сократа (Э. Кассирер). Самопознание. Философия Сократа как размышление разумного человека об общеобязательном законе добра (В. Виндельбанд). Образ человека у киников и киреанаиков. Антропологическая этика. Мотивы и цели человеческого поведения.

Человеческая душа у Платона. Разум, воля и страсти. Антропология Аристотеля. Человек как случай (Б. Грейтхойзен). Человек как вещь среди вещей (М. Бубер). Общественная природа человека.

Эллинизм и антропологические идеи. Стоическая антропология и этика. Человек и природа: гармония и моральная независимость. Эпикурейская версия человека. Человек-гедонист.
Тема 1.3. Образ человека в средневековой философии

Христианская версия человека. Истоки персоналистской традиции. Соединение теоцентризма и антропоцентризма. Самоценность человека и освобождение его от природы. Проблема человеческой природы. Греховность и святость. Тело. Проблема свободы. Проблема страдания.

Теоцентризм и образ человека. Византийская антропология и богословская проблематика. Антропологическая концепция Августина Блаженного. Концепция Фомы Аквинского.

Тема 1.4. Возрожденческий идеал человека

Антропоцентризм. Проблема индивидуальности. Двойственность свободы. Открытие мира. Возвышение личности (Я. Буркхард, В. Дильтей, Э. Кассирер, Й. Хейзинга). Персоналистская традиция европейской культуры. Возрожденческий индивидуализм и стихийное самоутверждение человека. Отсюда свободное и независимое отношение к средневековой ортодоксии. Поэтический характер антропологизма.

Обожествление человека. Абсолютизация человеческой личности со всей ее материальной телесностью. Видение человеческой природы как незавершенной возможности. Продвижение к личности. Проблема гуманизма. Проблема человеческой природы.
Тема 1.5. Человек в философии и культуре Нового времени. Эпоха просвещения: открытие субъекта.

Паскаль: опыт трагического бытия. Человек и беспредельность. Самообладание личности. Бездомность посреди бесконечности. Человек как «мыслящий тростник».

Человек во вселенной. Счастье человека. Учение Б. Спинозы. Проблема самосознания. Душа и тело в философии Декарта и Спинозы.

Верховенство разума. Проблема человеческой природы. Т. Гоббс: идея равноправия. Дж. Локк: моральные принципы и человеческая природа. Неизменность человеческой природы.

Образ человека эпохи реформации. Ломка ценностных ориентаций. Труд как судьба, как призвание человека. Свобода и бессилие человека. Культ добродетелей. Дух и плоть в протестантской антропологии.
Тема 1.6. Человек в немецкой классической философии. Романтический идеал человека

Антропологический проект И. Канта. Человек как родовое существо и гражданин мира. Природа человека.

Человек и история. Идея прогресса. Г.Э. Лессинг: мысль о единстве человеческого рода. Учение о прогрессе человечества И.Г. Гердера. Философско-антропологическое сознание эпохи Просвещения.

Отношение сознательного и бессознательного у Шеллинга. Антропология и панлогизм в системе Гегеля. Свобода и опыт признания. Рождение «я». «Я» и «Ты» у Л. Фейербаха.

Романтическое восприятие человека, его отличие просветительского. Человек как природное или социальное существо. Отождествление человеческого бытия с социальным. Человек как особый род сущего. Свобода как феномен. Человек как макрокосм.

Тема 1.7. Концепция человека философских течениях XIX века


Позитивистская версия человека. Эмпирическая база антропологии. Эволюционная теория. О. Конт о человеческой природе. Теория природы человека. Основные этапы истории человечества и способы мышления. Концепция счастья Д.С.Милля. Предопределенность и свобода воли. Свобода воли у Г. Спенсера.

Человек в философии жизни. Антропологизм Шопенгауэра. Мир как макроантропос. Проблема свободы и морали. Учение о сверхчеловеке Ф. Ницше. Отношение человека к Богу в философии С. Кьеркегора.

Методологические споры как предпосылка становления философской антропологии. Понимание у И.Г. Дройзена. Описательная психология В. Дильтея. Понимающая социология М. Вебера. Дискуссии о методе постижения человека.
Тема 1.8. Человек в русской философии

Общие черты русского антропологизма. Экзистенциально-антропологический вопрос. Эволюция антропологической мысли. Религиозная окрашенность и этический пафос антропологии. Понятие аскезы. Святоотеческая аскетическая традиция.

Спектр антропологических воззрений русской философии. Цельность духа. Переход от отвлеченного идеализма к идеализму конкретному. Естественный разум как одна из духовных способностей. Рационализм как главная опасность личности. Идеи христианской свободы. Понятие свободной воли Субъективизм и индивидуализм в народничестве. Идея активности человека. Идея универсальности всеединства. Антропологическое мышление Льва Толстого.

Душа и сердце в русской религиозной философии. Учение о сердце как месте примирения духа и тела. «Философия сердца» П.Д. Юркевича.


Тема 1.9. Специфика философской антропологии XX века

Антропологический поворот в философии XX века и его предпосылки. Феноменология и внимание к опыту. Социально-культурных контекст: эпоха войн и трансформаций.

Критика метафизического подхода к определению человеческой сущности. Попытка заменить философию человека интегральной позитивистской наукой о нем. Возникновение физиологии, психологии, этнографии, культур-антропологии. Дискуссии о возможности и границах философской антропологии. Современная философская антропология как попытка синтеза естественно-научных и гуманитарных знаний о человеке.

Персоналистическая антропология. Экзистенциализм и марксизм в персонализме. Проблема личности. Значимость труда. Формы социальности и развитие личности.

Экзистенциалистская антропология. Человек как просвет бытия. Онтологическая антропология и антропологическая онтология экзистенциализма. Экзистенциалы человеческого существования. Свобода и ответственность. Проблема выбора. Одиночество человека.

Человек модерна и человек постмодерна. Постмодернистский антигуманизм как методологический прием. Новый проект человека. Преодоление бинаризма в трактовке человека. Нерефлексивность форм мышления. Ненормативность способов объективации человека. Установка на понимание. Непрерывное динамическое равновесие природы человека. Конституирующие способности субъекта.


Тема 1.10. Рождение философской антропологии: Макс Шелер

Статус и задачи философской антропологии. Учение о человеке как метафизическая антропология. Проблематизация человека. Человек как точка постижения бытия.

Человек и животное: отстранение и дистанцированность. Сущностное различие человека и животных. Изначальная самоозабоченность человеческого существования. Человек в ряду живых организмов.

Порыв как низшая ступень психического. Дух как отличительная черта человека. Возможность человека возвыситься над миром и собой как изначальная точка философской антропологии.

Порядок любви. Роль любви в познании и воле. Априорность любви.
Тема 1.11. Структура человеческого бытия в антропологии Хельмута Плеснера

Учение о внебиологическом характере природы человека. Положение человека: организм в ряду организмов. Ступени органического: растение, животное, человек. Границы живого тела. Замкнутость и открытость. Экстатическое существование. Превосхождение границ и обращенность человека к другому.

Законы человеческого существования. Закон опосредованной непосредственности. Закон естественной искусственности. Закон утопического места.
Тема 1.12. Биоантропология Арнольда Гелена

Специфика биологической антропологии Гелена. Тезис о радикальном отличии биологии человека. Представление о философской антропологии как о науке. Предмет и задача философской антропологии.

Человек, его природа и место в космосе. Человек как специальная биологическая проблема. Органическая специализация животных и неспециализированность человека.

Открытость человека миру. Специфика человеческого восприятия: целостное схватывание. Своеобразие моторных процессов: пластичность. Экзистенциальная вынужденность к действию. Инстинктоподобные импульсы человека.

Теория социальных институтов. Институты как формы общежития.
Тема 1.13. Происхождение и сущность человека

Проблема антропосоциогенеза в антропологии. Происхождение человека и эволюционная теория. Варианты осмысления природы человека в истории науки и философии. Понимание природы человека в современной философии. Многофакторность природы человека.

Эволюционный статус человека. Неприспособленность как основная черта человека как вида. Открытая программа человека и запрограммированность животного.

Человек как искусственное существо и его искусственная среда. Язык в эволюции. Условность рождения человека в философской антропологии. Рождение человека как акт отрицания. Труд и эволюция.


Тема 1.14. Типологии человека в философской антропологии

Преимущества и границы типологического подхода в философской антропологии. Индивидуальность и типичность.

Древние типологии человека. Астрология древнего Востока и учение о тригонах четырех элементов. Первая физиологическая классификация К. Галена. Четыре типа темперамента: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Античные типологии: гилики, психики и пневматики.

Типология И.П. Павлова. Характерология Л. Шелдона и Г. Амельмана. Анализ характеров в психоанализе. Психологические типы К.Г. Юнга.


Тема 1.15. Душа и сознание

Человек как природно-духовная целостность. Тело и разум как ложная дихотомия. Дух-Душа-Тело в истории антропологической мысли.

Духовность и философия. Забота о душе. Наставления и поучения. Мудрость. Культура стыда и чести. Бездуховность. Духовность и гуманизм. Душа как срединный пункт человеческого бытия. Дух и душа. Пространство и время душевных переживаний.

Сознание. Стороны сознания: предметное сознание, самосознание, сознание как поток непосредственных переживаний. Психосоциогенез сознания. Сознание и бессознательное.


Тема 1.16. Тело и телесность

Тело как организм. Возраст. Образы детства в европейской культуре. Культ юности. Старость. Боль в животном и человеческом мире. Человек как больное животное. Болезнь как переживание и смерть. Статус болезни в культуре.

Тело и телесность. Феноменология телесности. Тело как присутствие в мире. План, границы, разметка, акценты телесности. Тело как объект. Феноменальное тело. Человек как половое существо. Пол как телесно-духовное образование. Гендерная идентичность.
Тема 1.17. Метафизика человеческого бытия. Фундаментальные характеристики человека

Человек как метафизическое существо. Стремление быть человеком. Познание как основное метафизическое занятие человека. Человек как трансцендирующее существо. Свойства человека как метафизического существа (К. Ясперс). Неудовлетворенность. Стремление к безусловному. Стремление к единому. Сознание непостижимого воспоминания. Сознание бессмертия как укрытости в вечности.

Несводимость. Недетерминированность человека. Непредопределенность. Невозможность абсолютной свободы. Незаменимость и неповторимость. Невыразимость. Косвенность антропологических описаний. Творческая природа человека.
Тема 1.18. Социологический анализ природы человека. Биологическое и социальное в человеке

Биологическое и социальное в человеке. Инстинкт и интеллект. Проблема влияния наследственности на развитие человека. Современная биология и философско-антропологическая проблематика.

Человек как общественное существо. Развитие человека в обществе. Семья и опыт детства. Природные основы бытия человека в социуме. Естественные узы родо-племенных, этнических, семейных, генетических связей. Биография индивида и жизненный путь народа, общность и индивидуальность судьбы. Мера изменяемого и повторяемого в судьбах индивидов.

Противоречия техногенной и биологической эволюции природного и социокультурного бытия, пути их преодоления. Переходный характер социальных изменений современной цивилизации. Катастрофизм социальных изменений.


Тема 1.19. Человек и природа. Человек как живое существо

Природа как естественная среда обитания человека. Эволюция отношения к природе. Человек и космос, антропный принцип, антропокосмизм. Человек как космический феномен. Человек как живое существо. Место человека среди других живых существ. Жизнь – способ бытия человека. Жизнь как глубочайший философский символ.

Дуальность природы человека. Человек и животное. Концепция истории сознания Т. Макенны. «Животное» и «человек» (Ч. Дарвин, К. Маркс и Ф. Энгельс). Э. Кассирер: человек есть символическое животное.

Социальная этология. Попытки создания биологизаторских картин человека. Теория К. Лоренца и биологическая антропология.


Тема 1.20. Человек и культура. Человек и история.

Человек как социокультурная целостность. Человек, индивид, личность. Механизмы взаимодействия человека с культурой. Аккультурация. Индивидуация. Социализация. Отчуждение.

Культура как вторая природа человека. Человек и силовые линии культуры. Культурный человек. Внешняя и внутренняя культура. Защитная функция культуры. Живая и мертвая культура. Массовая культура и человек массы. Индустрия сознания.

Человек в исторической антропологии. Антропологический поворот в исторической науке. Исследование ментальности. Культурная антропология. Социогенез и цивилизационный процесс (Н. Элиас). Современная историческая антропология в Германии (К. Вульф).


Тема 1.21. Человек и социум. Антропологический подход к этике и праву

Мы как единство «Я» и «Ты». Социальная ориентация личности. Человеческое общество с философско-антропологической точки зрения. Типы человеческих общностей. Исполнение социальных ролей и проблема сохранения самотождественности индивида. Власть и ее характеристики. Человек и власть. Государство и человек. Гражданское общество и антропология прав человека.

Моральный порядок. Человек, общество и мораль. Человек как ценность. Абсолютная ценность человека. Ценности человеческой жизни. Мультикультурность современного общества. Диалог, взаимное признание и уважение. Философско-антропологические основания социального планирования и политического решения.
Тема 1.22. Жизнь, смерть и бессмертие человека

Конечность человеческого бытия, его трагизм, драматизм и комизм. Мужество жить и принцип надежды. Феномен смерти. Смерть как условие жизни. Переосмысление темы смерти в европейской культуре XX века.

Истолкование смерти в современной философии. Неофрейдизм о смерти. Аналитическая психология о смерти. Экзистенциальный психоанализ о жизни и смерти. Смерть и бессмертие.

Страх перед смертью. Пространство смерти. Философия как искусство умирания. Незаметность и видимость смерти.


Тема 1.23. Смысл жизни и ее ценности

Уникальность жизни. Жизнь как драгоценный дар. Конструкция человека и специфически человеческое. Благоговение перед жизнью (А. Швейцер). Преодоление смерти и проблема бессмертия.

Смысл жизни. Смысл жизни как регулятивное понятие мировоззренческой системы. Концептуальные подходы к проблеме предназначенности человеческой жизни. Смысл человеческого существования и моральные установления земного бытия человека. Нравственный смысл жизни. Идея счастья. Счастье как конечная цель человеческих устремлений.

Психологическое содержание проблемы смысла жизни. Телесно-душевно-духовное целое.


Раздел 2. Философия культуры

Тема 2.1. Философия культуры как теоретическая дисциплина.

Граница между научным и философским знанием о культуре (культурология и культурфилософия). Философия культуры как культурное самосознание европейского человека. Место философии культуры в системе философских дисциплин. Спектр вопросов философии культуры. Философия культуры как онтология и теория познания культуры. Основные этапы становления культурфилософского знания – классический и постклассический (современный).

Культура как предмет философского анализа. Генезис культуры. Многообразие дефиниций культуры. Культура как ценность и как понятие. Культура и бытие. Структура и функции культуры. Распространение и восприятие культуры. Типология культур. Универсальность культуры. Понятие культурной идентичности. Человек в мире культуры.

Семиотика культуры. Культурные символы и знаки. Символика языка.

Роль кризисов культуры в ее исторических судьбах. Культура и цивилизация.

Тема 2.2. Предыстория философии культуры

История культуры и история знания о культуре. Предпосылки этого знания в философии античного и средневекового общества. Пайдейя как предверие идеи культуры. Пайдевтический характер культуры в античности. Культура пайдейи в эллинистическую эпоху.

Эллинизация христианства или христианизация эллинства? Патристика как особая форма построения христианской культуры. Средневековый символизм. Европейская культура как синтез античной и христианской традиции. «Открытие культуры» – «реабилитация» античной (языческой) культурной традиции в глазах средневекового (религиозно-ориентированного) человека. Система образования в средние века.

Эпоха Возрождения. Понятие «секуляризация культуры» (отделение культуры от культа). Гуманизм («открытие человека») – исходное основание культурфилософского знания. Антропоцентризм. Границы человеческого существования в мире как границы культуры. Осознание этих границ в период от эпохи Возрождения до эпохи Просвещения.


Тема 2.3. Формирование «классической модели» культуры: гуманизм - рационализм - историзм

Общая характеристика классического гуманизма, рационализма и историзма в качестве базовых элементов истолкования культуры в классической философии Нового времени. Антропоцентристская и европоцентристская конструкция классической модели культуры. Основные оппозиции классической модели культуры: естественное и искусственное, цивилизация и культура, личное и общественное, традиция и творчество.


Тема 2.4. Просветительская философия культуры

Просветительский «культ разума». Культура как разумность человека. Критика авторитета и традиции («предрассудков»). Отношение к культурно-исторической традиции. Культура и природа: культура как «разумная природа». Антиметафизическая направленность и натурализм просветительского сознания. «Энциклопедия» Дидро и Даламбера – теоретико-культурная программа Просвещения. Стремление к счастью (Эвдемонизм) и «разумный эгоизм» – базовые ценности культуры. «Идея прогресса» как совершенствования человеческого рода, ее историко-культурный смысл. Нравственная апология «естественного состояния» и критика цивилизации (Ж.-Ж.Руссо). И.Г. Гердер «Идеи к философии человечества» как целостная философия культуры в ее историческом измерении.



Тема 2.5. Философия трансцендентального идеализма как философия культуры (И. Кант)

Кантовская «критика разума» как всеобъемлющая философия культуры. Отношение И. Канта к Просвещению. Трансцендентальный метод обоснования науки, морали и искусства. Природа и свобода как условия возможности культуры. Моральная ценность культуры: полемика И. Канта с Руссо относительно назначения и цели человеческой культуры. «Культура умения» и «культура воспитания» - системная целостность духовных способностей познания и доброй воли субъекта, соединенных эстетическим и телеологическим суждением в единое нравственно-религиозное осмысление мира. И. Кант о духовной ситуации своего времени: переход от цивилизации к «моральному состоянию». Культурология И.Канта: соединение феноменального мира природной необходимости и ноуменального мира нравственной свободы через символическую активность сознания субъекта. Символ – ключевое понятие философии культуры И. Канта. Культура как способность к целостно-символическому осмыслению мира.


Тема 2.6. Романтическая философия культуры

Классицизм и романтизм – основные культурфилософские и эстетические системы Нового времени. Хронологические, географические и дисциплинарные рамки романтизма Значение немецкой литературы: И. В. Гете, Ф. Шиллер.

Особенности романтического сознания: критика просветительского «разума», приоритет свободы над необходимостью, бесконечного над конечным, творчества над результатом, автора над произведением, духа над разумом, индивидуального над всеобщим. Отношение романтиков к средневековой культуре: вкус к сказке, свободному духу карнавальной вольности.

Теория «романтической иронии» (Ф.Шлегель). Культура как «естественное» и «искусственное образование» (соотношение природы и свободы в развитии культуры). Критика современной и идеал будущей культуры. Культура как историческая индивидуальность: открытие национальной культуры.


Тема 2.7. Проблематика культуры в философской системе Гегеля

Синтез разума и истории: попытка преодоления противоположности между Просвещением и романтизмом. Культура как «образование индивида»: его подъем от природной единичности к духовной всеобщности, выражающей тождество мышления и бытия. «Дух» как «субъект» и «субстанция» культуры; основные формы его становления – религия, искусство, философия. Историческое движение духа от природы к свободе как самореализация должного в сущем. Культура в виде понятия - высшая форма культурного развития. Диалектика как логика этого развития. Культура в системе социально - политических координат: разделения труда, гражданского общества, государства.


Тема 2.8.Позитивистская философия культуры

Абсолютизация естественных наук в качестве образца для социального и гуманитарного познания. Методологический и онтологический натурализм. Наука – высший (позитивный) этап культурно-исторического развития, приходящий на смену теологическому и метафизическому (закон «трех стадий» О. Конта). Утилитаристские истолкования морали и культуры (И. Бентам). Культура и свобода частного лица (Д.С. Милль). Культурный эволюционизм и органицизм (Г. Спенсер). Позитивизм как методология эмпирических наук о культуре.

И. Тэн о региональных, национальных особенностях проявления исторического «духа» эпохи. Историческое развитие и устойчивые факторы, понятие «господствующий тип» в культуре.
Тема 2.9. Тема кризиса «классической модели» культуры как основная тема постклассической философии культуры.

Социальные сдвиги в развитии западного общества на рубеже XIX -XX столетий: понятие «индустриального» и «массового» общества. Кризис классического гуманизма, рационализма и историзма. Смена культурных «парадигм»: крах культурного европоцентризма и антропоцентризма. Философия культуры в функции логики и методологии «наук о культуре» и ее критики с позиции «жизни». Разрыв между познанием и бытием, между научным и философским постижением культуры. Методологический спор между рационализмом и историзмом в понимании культуры. Распад и критика классического наследия Просвещения и его культурного «проекта».


Тема 2.10. Аксиологическая философия культуры (неокантианство Баденской школы)

Культура как ценность. В. Виндельбанд о специфике методологии наук о природе и наук о культуре. Г Риккерт. Номотетический и идиографический методы генерализирующий (обобщающий) и индивидуализирующий методы познания. Культура как ценность. «Отнесение к ценности» – методологическая основа «наук о культуре». Понятие ценности как априорной нормы человеческой деятельности. Ценности как исторические универсалии. Несовместимость ценностных суждений и оценок, т.е. логических операций и психологических реакций. Логико-методологическое обоснование «наук о культуре» как продолжение и развитие линии трансцендентального идеализма.


Тема 2.11. Символическая философия культуры

Марбургская школа неокантианства как обоснование возможности научного познания культуры в ее систематичности и историчности (Г. Коген). Культура как символическая система различных форм (науки, морали, искусства). Эрнст Кассирер. «От критики разума к критике культуры».

Концепция философии символических форм. Природа символа и понятие символической формы. Принцип систематизации символических форм. Проблема языка, мифа и сознания в качестве символических образований. Символическая деятельность как онтологическая сущность человека.

Человек и культура. Определение человека в терминах человеческой культуры. Философия в поисках основополагающего единства мира культуры.

Символизм как проявление русского неоромантизма начала ХХ века. А. Белый. Символизм и религиозная метафизика: П.Флоренский, Вяч. Иванов. Символизм и феноменологическая диалектика А.Ф. Лосева.
Тема 2.12. Проблема культуры в «философии жизни»

«Философия жизни» как обоснование культуры с позиции не разума, а жизненной ситуации человека. Культура перед лицом мира «как воли» (А.Шопенгауэр). Культуроборчество («переоценка всех ценностей») Ф.Ницше: переосмысление античного («дионисийское» и «аполоновское» в греческой культуре, «проблема Сократа») и христианского («смерть Бога», разоблачение морали, апология нигилизма, тема сверхчеловека и «вечного возвращения») культурного наследия.

«Философия жизни» как герменевтика культуры. Герменевтика – искусство понимания чужой индивидуальности (Шлейермахер). «Критика исторического разума» В. Дильтеем: обоснование историчности человеческой жизни и герменевтики как метода познания исторических наук. Проблема «герменевтичекого круга».

«Философия жизни» как осознание «трагичности» культуры перед лицом жизни. Г. Зиммель о «конфликте современной культуры». О.Шпенглер о судьбе европейской («фаустовской») культуры на ступени цивилизации. Диагноз состояния западной культуры в «массовом обществе» (Ортега-и-Гассет).

Влияние «философии жизни» на состояние русской философской мысли. «Воля к жизни» и «воля к культуре» как признаки цивилизации и культуры в работе Н.А. Бердяева «Смысл истории». Критика орудийной цивилизации М.О. Гершензоном. Спор о культуре и жизни в «Переписке из двух углов» Вяч. Иванова и М.О. Гершензона.
Тема 2.13. Экзистенциалистская философия культуры.

Существование человека в мире – главная тема философии культуры экзистенциализма. Конечность, рациональная невыводимость, выхождение за собственные пределы (самоконструирование) – основные черты экзистенции, человеческого бытия. К. Ясперс: человек в ситуации исторического мира. Историчность и необъективируемость экзистенции, ее связь с разумом и коммуникацией. Проблема «осевого» времени и «философской» веры. Ж.-П.Сартр: человеческое бытие как «свобода» и как «ничто». Одиночество человека в мире: «ад – это другие». Экзистенциализм как гуманизм, его отличие от классического гуманизма. М. Хайдеггер: поворот от культурно-исторической герменевтики к герменевтике бытия. Аналитика бытия: «здесь-бытие», «бытие-в-мире» и «бытие-с-другими», «бытие-к-смерти», бытие и время. Язык как «дом бытия». Техника, наука, искусство в интерпретации позднего Хайдеггера. Экзистенциализм как осознание глубокой кризисности и трагичности человеческого существования в эпоху торжества рационалистической мысли и научно-технического прогресса.

Русский экзистенциализм. Романтическая духовная установка Н.А. Бердяева и экзистенциализм. Творчество и объективация. Примат свободы над бытием. Персоналистическая метафизика Н.Бердяева. Иррационализм Л. Шестова. Критика теоретического и этического рационализма. Сверхрациональная природа бытия. Философия как путь приближения к подлинному бытию. Философия трагедии Л. Шестова.
Тема 2.14. Русская философия культуры

Теоретическое оформление позиций понимания культуры в религиозной метафизике («Проблемы идеализма»). Концепция всеединства Вл. Соловьева. С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, Л.Н. Карсавин, В.Ф. Эрн и др. о культуре как специфическом организме, имеющем внутренние границы. Исследование принципа существования и строения этой целостности. Пределы культуры как условие для сосредоточения абсолютного. Искание смысла жизни, смысла истории, цели существования и назначения человека.

Коллективные творческие проекты, воплощенные в сборниках «Вехи», «Из глубины». Концепция кризиса классической культуры в русской религиозной метафизике как исходная позиция собственной философии культуры. Рождение метафизики культуры и идеи эсхатологического развития общества. Культура как воплощение духовного всеединства мира и условие рождения личности. Диалектика личностного и всечеловеческого в духе, воплощенном в культуре (Н.А. Бердяев). Культура – путь приобщения к духовной сущности мира.
Тема 2.15. Философская герменевтика как философия культуры (Х.-Г. Гадамер)

Герменевтика как «опыт» существования человека в мире. Роль (традиции) в формировании человеческого опыта: полемика с Просвещением. Понимание прошлой культуры как способа существования в собственной культуре. «Историчность» как определенность местом, временем, – фундаментальная характеристика человеческого бытия.

Процедура интерпретации текста и рождение нового смысла. Язык как посредник между разными культурами и условие их диалога.
Тема 2.16. Психоаналитическая философия культуры

Происхождение культуры в свете психоанализа. Теоретические основания культурогенеза З.Фрейда. Значение механизма совести в возникновении феномена культуры. «Тотем и табу». Сверх -Я и представление об идеале. Бессознательное – концепт объяснения истории культуры. Трагическое противостояние личности и культуры. Формы культурной деятельности как продукты сублимации первичных инстинктов. Религия и искусство – культурные формы разрядки социальных напряжений. («Неудовлетворенность культурой»). Борьба между Эросом и Танатосом и судьба культуры. Репрессивная функция культуры: подавление инстинкта агрессии и разрушения.

Развитие культурфилософской проблематики в творчестве неофрейдистов (К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм).

Психологический онтологизм русской философии. Основные этапы российской рецепции психоанализа как феномена научной и философской мысли. С. Франк. «Психоанализ как мировоззрение». Использование теоретических подходов психоанализа к рассмотрению различных феноменов культуры, взаимоотношению личности и культуры в работах отечественных ученых (А.Р. Лурия, М. Вульф, Н. Осипова).

А.М. Пятигорский «О психоанализе из современной России».
Тема 2.17. Структуралистская и постструктуралистская философия культуры

Структурализм как философия и методология науки ХХ века. Структурная антропология Клода Леви-Стросса – философская основа структурализма. Роль бессознательного в научной методологии К. Леви-Стросса.

Культура как проекция универсальных законов, регулирующих бессознательную основу человеческого разума.

Структурный психоанализ Жака Лакана. Структуралистский тезис «смерти человека». От структурализма к постструктурализму: Мишель Фуко. Проблема власти и репрессии в археологиях М.Фуко. Ролан Барт структуралистского периода. «Сущность дискурсивных практик». Философские основы семиологического анализа культурных фактов.

Деконструктивизм Жака Деррида. «Против западноевропейской метафизики». Деконструкция текстов гуманитарной культуры как способ выявления в них базовых понятий бытия. Уничтожение центрального положения Запада в качестве традиционного ядра современной культуры.

Понятие эпистемы как общего пространства знания, сети отношений между «словами» и «вещами», сферы формирования специфического языка различных культурных эпох.

Постструктурализм Ж. Делеза, Ф. Гваттари – проблема ризоматики культуры. Философско-историческая концепция шизоанализа («Капитализм и шизофрения»).

Относительность методологических границ структурализма и постструктурализма в философской интерпретации культуры.


Тема 2.18. Философия культуры постмодерна

Постмодернизм как следствие кризиса ценностно-мировоззренческих установок постренессансной культуры. Отрицание классического способа теоретизирования, формирование радикально нового типа культурфилософской рефлексии в рамках постмодернизма.

Зависимость человека от априорно заданного культурно-исторического мира. Плюрализм смыслов, смысловых предпосылок и интерпретаций потерявшего прозрачность мира. Плюрализация жизненных стилей. Стирание пространственных и временных границ между видами и формами культурной деятельности. Понятие интертекстуальности.

Лингвистическая методология как основа сближения различных культурфилософских учений постмодернистской ориентации. Претензия структурализма и постструктурализма на наиболее полное выражение духа постмодернизма.

Постмодернизм как бесконечная комплектация культурных вариантов духа предшествующих эпох.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ

Философская антропология



  1. Философская антропология в дисциплинарной структуре философского знания.

  2. Образ человека в античной философии: от Сократа до Аристотеля.

  3. Человек в средневековой философии.

  4. Возрожденческий идеал человека.

  5. Проблема свободы и духа в немецкой классической философии.

  6. «Антропология с прагматической точки зрения» И. Канта.

  7. Антропологические идеи Г.В.Ф. Гегеля.

  8. Экзистенция человека в работах С. Кьеркегора.

  9. Антропология В.С. Соловьева.

  10. Антропологический поворот в философии начале XX века: предпосылки.

  11. Философская антропология М.Шелера.

  12. БиоанропологияА. Гелена.

  13. Философская антропология Х. Плеснера.

  14. Персонализм о природе и бытии человека.

  15. Биологическая природа человека. Происхождение и сущность человека.

  16. Типология человека в философской антропологии.

  17. Антропология о телесных и духовных основаниях личности. Отношение тела и духа.

  18. Сознание и бессознательное в структуре человеческой психики. Психогенез сознания.

  19. Метафизика и социология человеческого бытия. Социологический анализ природы человека.

  20. Человек и культура.

  21. Человек и природа.

  22. Человек и история. Государство и человек. Моральный порядок.

  23. Проблема смерти в философской антропологии. Восприятие жизни и смерти в истории культуры.

  24. Вопрос смысла жизни в бытии человека.

Философия культуры

  1. Философия культуры как специфический вид знания о культуре. Этапы становления культурфилософии.

  2. Феномен культуры. Подходы к изучению. Многообразие дефиниций.

  3. Основные концепции происхождения культуры

  4. Ценностная природа культуры.

  5. Типология культур.

  6. Культура и цивилизация.

  7. Пайдевтический характер культуры в античности.

  8. Формирование «классической модели» культуры.

  9. Просветительская философия культуры: историко - культурный смысл «идеи прогресса» как совершенствования человеческого рода.

  10. Открытие исторического измерения культуры. Философия культуры И.Г. Гердера.

  11. Кантовская критика разума как всеобъемлющая философия культуры.

  12. Философия культуры Г.В.Ф. Гегеля. Культура как образование индивида.

  13. Проблемы культуры в «философии жизни». (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей)

  14. Трагедия культуры в философии жизни Г. Зиммеля и О. Шпенглера.

  15. Экзистенциальная философия культуры.

  16. «Осевое время» и проблема историчности человека в философии К. Ясперса.

  17. Истоки и особенности русской культуры.

  18. Герменевтика как философия культуры.

  19. Структуралистская философия культуры.

  20. Происхождение культуры в свете психоанализа.

  21. Элитарная и массовая культура.

  22. Постмодернизм как новый тип культурфилософской рефлексии XX века.


Литература:

Основная


  1. Марков Б.В. Философская антропология: Учеб. пособие, рек УМО. 2-е изд. СПб: Питер, 2008.

  2. Моторина Л.Е. Философская антропология: Учеб. пособие для вузов. Рек. МО РФ. М. Высшая школа, 2003.

  3. Губман Б.Л. Западная философия культуры ХХ века. Тверь, 1997.

  4. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 2001.

Дополнительная



  1. Гуревич П.С. Философская антропология: Учебное пособие. М., 2010.

  2. Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Философская антропология: Учебное пособие. М., 2008.

  3. Философская антропология. Человек многомерный: Учебное пособие. Под ред. С.А. Лебедева. М., 2010.

  4. Гуревич П.С. Философия человека. М., 1999.

  5. Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994.

  6. Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.

  7. Вульф К. Антропология: История, культура, философия. СПб., 2007.

  8. Плеснер Х. Ступени органического и человек: введение в философскую антропологию. М., 2004.

  9. Гелен А. О систематике антропологии / Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 152-201.

  10. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М., 1991.

  11. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1978.

  12. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

  13. Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Человек в трех измерениях. М., 2010.

  14. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.

  15. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев В.С. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии. - Философия в современном мире. Философия и науки. Критические очерки буржуазной философии. М., 1972.

  16. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

  17. Межуев В.М. Классическая модель культуры: проблема культуры в философии Нового времени. - Культура: теории и проблемы. М., 1995.

  18. Межуев В.М. Культура и история. / Проблема культуры в философско-исторической теории марксизма / М., 1977.

  19. Проблемы философии культуры. Опыт историко-материалистического анализа. М., 1984.

  20. Самосознание европейской культуры ХХ века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.

  21. Свасьян К.А. Проблема символа в современной философии. Ереван, 1980.

  22. Свасьян К.А. Философия символических форм Э.Кассирера. Критический анализ. Ереван, 1989.

  23. Сильвестров В.В. Культура, деятельность, общение. М., 1998.


Интернет-ресурс

  1. http://195.93.165.10:2280 – Электронный каталог библиотеки КГУ

  2. http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека

  3. http://uisrussia.msu.ru – Университетская информационная система «Россия»

  4. http://www.filosof.historic.ru/ - Цифровая библиотека по философии

  5. http://www.rsl.ru/-Российская Государственная Библиотека

  6. http://www.lib.msu.su/index.html - Научная библиотека Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова

  7. http://www.lib.pu.ru/ - Научная библиотека Санкт-Петербургского государственного университета








Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет