«Созвездия» Ж. Миро и А. Бретона: новый синтез вербального и визуального
Балакирева Маргарита Евгеньевна
Аспирантка Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН, Москва, Россия
После Второй мировой войны в Европе наметились кардинальные изменения художественных установок и практик. Во Франции особенно остро встает вопрос о поэтическом образе и о его обновлении, поскольку к концу 40-х годов наступает кризис сюрреалистического образа.
Монотонность техник, девальвация и популяризация изображений и поэтических приемов, «пустота» искусственного построения, неспособного ответить на актуальные проблемы современности – все это постепенно приводит к падению авторитета сюрреализма, метры которого покинули «духовную родину» в самые тяжелые для нее годы, тем самым скомпрометировав движение в целом. Молодая волна сюрреалистов с недоверием или откровенной враждебностью принимает по окончании войны вернувшихся из добровольной ссылки родоначальников движения, литературная и интеллектуальная элита критикует старых сюрреалистов (Ив Бонфуа, Ж.-П. Сартр, Лео Ферре и пр.). Движение находится под угрозой, ему отказывают в легитимности, с трудом воплощаемые проекты терпят крах (так закрываются новые журналы – «Le Surréalisme, même» – из-за финансовых трудностей), участников обвиняют в эпигонстве и самоповторении.
В этот момент появляется необычное для всего «классического» сюрреализма произведение (в 1958 году создается, в 1959 году печатается): серия рисунков Жоана Миро «Созвездия», «аннотированных» и «поэтически комментированных» самим Андре Бретоном. Необычность этой работы прослеживается во многих деталях, изучение которых – главная задача данного труда.
Свои «Созвездия» Ж. Миро рисует в самом начале Второй мировой войны (1940 – 1941), так художник реагирует на ужас и смятение, царившие тогда в Европе, возвращаясь к своему «визуальному» прошлому: некоторым символам ранней сюрреалистической живописи (это, например, звезды или женщины на полотнах, упрощенная цветовая гамма, пр.). Андре Бретон тоже обращается к 20-м годам и пишет сюрреалистические стихотворения в прозе (в духе ранней поэтической традиции – традиции «слегка подкорректированного автоматического письма»), по одному для каждого рисунка Миро. Исследователи находят две официальные причины, позволившие создать это произведение почти 20 лет спустя (повторимся, к 1958). Первая причина – историческая. Бретон принимает активное участие в кампании против войны в Северной Африке, и появление синтетического произведения расценивается как реакция на две войны и как на войну в целом – кровавую и жестокую. Вторая причина кроется в попытках Бретона «воскресить» появившуюся в 30-е годы и так не оформившуюся до конца идею о новой сюрреалистической мифологии (о которой он заявлял в 1939 году в последних номерах «Минотавра»). За год до написания «Созвездий» из печати выйдет книга Бретона «Магическое искусство» (1957), в которой автор станет придерживаться оригинальной концепции сюрреалистического мифа и противопоставлении магии и ratio в искусстве. «Созвездия» становятся второй «Растворимой рыбой», по сути – пояснением к новой теории (работа «Магическое искусство» «иллюстрируется» произведениями Миро-Бретона).
Однако в создании «Созвездий» ясно видны другие мотивы, в частности, попытка Бретона уравнять шансы обновленного сюрреализма и новых течений (от леттристов до потенциальной литературы), заявив об актуальности сюрреалистической мысли. Неслучайно Андре Бретон выбирает «комментарий» к изображению, он словно стремится к абсолютному синтезу визуальной и вербальной форм, неразделимых в произведении. В этой «неразделенности» можно усмотреть движение к потенциально бесконечному произведению (как шедевр «Мерц» К. Швиттерса, дополняемый и возобновляемый автором, пластика которого в пространстве создает неиссякаемые возможности усложнения и наращивания смыслов). Также особого внимания заслуживает двойной текст Бретона: вводная статья к «Созвездиям», в которой не указывается соавторство «папы сюрреализма», и собственно стихотворения Бретона, дополняющие визуальный ряд рисунков (и становящихся единым целым с целой серией).
Достарыңызбен бөлісу: |