Справочные материалы для подготовки к тестированию содержание Политология как наука. Методы политологии



бет1/5
Дата19.06.2016
өлшемі383.5 Kb.
#148435
түріСправочные материалы
  1   2   3   4   5
ПОЛИТОЛОГИЯ

Справочные материалы для подготовки к тестированию


СОдержание



1. Политология как наука. Методы политологии…………………………...

…..….1

2. Основные этапы развития политической мысли ………………………...

……...2

3. Персоналии …………………………………………………………………

..…….4

4. Термины …………………………………………………………………….

.……15

5. Образцы правильного решения тестовых заданий ……………………….

.……28




  1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ


Политология – наука о политике. Существует два уровня политологии: теоретический и прикладной. Субъекты политологии – те, кто изучает политологию: ученые, преподаватели, профессиональные общества и т.д. Объектом политологии, т.е. что она изучает, является только что-то политическое. Категория «политическое» является предметообразующей. Центральными категориями политологии являются такие как политика, политическая власть, политическая система общества, политическая культура, политическая деятельность и другие.

Политология выполняет множество функций. Некоторые из них:



Познавательная функция выясняет знания о политике во все ее сложности и противоречивости.

Мировоззренческая функция состоит в развитии политической культуры и политического сознания граждан от обыденного уровня к научно-теоретическому, формировании их политических убеждений, целей, ориентации, политических позиций, повышении уровня их компетентности.

Воспитательная функция – влияние на поведение людей, приобщение их к политическому участию.

Дистрибутивная функция – распределение благ, услуг и статусов.

Прогностическая функция – функция, основанная на свойстве модели предсказывать вероятные изменения свойств и параметров исследуемых процессов и явлений разработка вероятного прогноза относительно развития процессов в политической сфере

МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ. В политологии используется широкий спектр методов, т.е. совокупность способов и приемов.

Нормативно-ценностный метод - метод политологии, основанный на оценке гуманистической организации власти и на её отношениях с обществом.

Диалектический метод - это способ, прием, при котором процессы и явления политической жизни рассматриваются с учетом их становления и развития, во взаимосвязях как друг с другом, так и с процессами и явлениями, происходящими в других сферах жизни общества.

Социологический метод - совокупность приемов и способов, направленных на сбор и накопление информации о реальной политической жизни путем проведения статистических выборок, изучения документов, анкетирования, опросов, интервьюирования, проведения локальных экспериментов. Полученные результаты социологических исследований, статистические данные, находят свое практическое применение в сфере политики.

Бихевиоральный (поведенческий) метод - это способ исследования политических явлений посредством анализа поведения, действий людей по достижению своих конкретных политических целей. Бихевиоризм - поиск закономерностей поведения людей в сфере политики, исследование политики с позиции изучения поведения людей. Стал применяться в 20-30 гг. XX в. Основоположниками бихевиористкого метода считаются американские политологи Ч. Мерриам и Г. Лассуэлл.

Сравнительный (компаративистский) метод - сопоставление однотипных политических явлений, имеющих черты подобия, для нахождения оптимальных путей решения возникших политических проблем и выявления логически неверных суждений. При использовании этого метода данная политическая ситуация сначала сравнивается с имевшей уже место в истории ей подобной, прежде чем по ним будут сформулированы выводы и оценки относительно их закономерностей, типологии, тенденций развития

Институциональный метод связан со стремлением проанализировать основные законы общества, начиная с конституции, и их смысл для нормального развития общества. Основное внимание уделяется политическим институтам (парламенту и правительству, партиям и избирательным процедурам, механизмам разделения властей и т.д.). Анализ строится исходя из сложившихся и общественно укорененных политических форм.



Структурно-функциональный метод (анализ) - общество представляется как совокупность сложных социальных систем действия (концепция Т. Парсонса, Р. Мертона). Метод включает изучение функциональных зависимостей элементов политической системы: единства институтов власти, соответствия их действия (функционирования) потребностям политических субъектов; выявление того, как реализуется потребность в приспособлении системы к изменяющейся среде и т.д.

Системный метод (анализ) - подход к рассмотрению политики как сложного динамичного и комплексного, целостного явления на основе анализа взаимозависимости и взаимообусловленности всех её элементов. Особенно большую роль во внедрении системного подхода в политическую науку сыграли Д. Истон, К. Дойч, Г. Алмонд.



Эмпирические методы – совокупность приемов, способов познания политической реальности, позволяющих получать конкретное знание о политических явлениях и процессах. Применяются как правило в прикладной политологии, включают в себя наблюдение, опрос, контент-анализ, кейс-стади, статистические методы и др.

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
1) Античность (V в. до н.э. - IV в. н.э.). Др. Греция, Др. Рим. Объяснение политики – от мифологического к философскому. Политика понималось как усвоение человеком определенных качеств, развитие ораторских способностей, практика законодательной деятельности и др. «Естественность» политики для многих античных мыслителей очевидна, но вопрос о том, кто должен управлять государством, другие вопросы политического бытия решались ими по-разному. Политика была интегрирована в общественную жизнь, и поэтому политическая философия как универсальная область знания сопровождала человека всю жизнь, ведя поиск оптимального политического строя.

Наиболее известные мыслители – Аристотель, Платон, Сократ, Цицерон.

2) Средние века (V-XIV вв.). В средние века господствовала теологическая форма мышления, сильное влияние христианства. Учения А. Августина, Ф. Аквинского и др. о божественном происхождении государства и власти, моральном характере правления.

3) Возрождение (Ренессанс) (XV-XVI в.). В эту эпоху политическая мысль освобождалась от средневекового религиозного мировоззрения. Большую роль в этом сыграла Реформация, имевшая антикатолический характер. Усилиями Н. Макиавелли, М. Лютера, Ж. Бодена и дру­гих политическая отрасль знания получила новые методы познания, в первую очередь – метод анализа. Так, Н. Макиавелли обосновал политику как опытную науку, стал «отцом» политической техно­логии властвования, и др.

4) Новое время (XVII-XVIII вв.). Политические воззрения Нового времени представлены учениями Т. Гоббса, Д. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и других мыслителей, которые выразили идеи естественного права и общественного договора, обос­новали принцип разделения властей (Локк и Мон­тескье), связь общественного неравенства с частной собственностью и государством (Руссо) и т. д. Обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства.

5) Новейшее время (XIX-XX вв.) Появляется марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс), который ис­ходил из признания экономического базиса пер­воосновой жизни, классовости политики, конфликтность развития и т.д. Формируются и развиваются новые направления и школы: позитивизм (О. Конт, Э. Дюркгейм), «понимающая социология» (М. Вебер), теории элит (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс), психоанализ (З. Фрейд, Э. Фромм, Г. Лассуэл), бихевиоризм (Ч. Мерриам), системный подход (Д. Истон, Г. Алмонд), модернизм и постмодернизм (Э. Гидденс, Ю. Хабермас) и др.



Российская политическая традиция отличается тем, что зародилась позже западной, и заимствовала многие ее идеи. Долгое время определяющее влияние оказывало православие, уже в XV веке монахом Филофеем была сформулирована идея «Москва – третий Рим», согласно которой после падения Константинополя в 1453 г. Московское государство превращалось в мировой центр православия, а русский народ становился единственным хранителем православной веры.

Множество других факторов, включая природно-климатический, геополитический, существование ига и др., способствовало установлению сильного государства с деспотической властью, формированию идей самобытности и исключительности России. В XVI веке формулируется и предельно четко звучит идея самодержавия в письмах Ивана Грозного А. Курбскому. Публицист Иван Пересветов (XVI в.) лишь в централизованном государстве и сильном монархе видел средство преодоления оскудения государства.

В XIX веке окончательно формируются 3 направления общественно-политической мысли. Консервативное представляли Н.М. Карамзин, К.П. Победоносцев, в 1830-е гг. оформилась консервативная «Теория официальной народности» (С.С. Уваров), основанная на триаде «самодержавие – православие – народность».

Либеральное представлено западниками (Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев) и славянофилами (А.С. Хомяков, братья Аксаковы), дискуссии между которыми начались еще на рубеже 1830-1840-х гг.

Радикальное направление представлено А.Н. Радищевым (кон. 18 в.), декабристами, В.Г. Белинским, Н.Г. Чернышевским, А.И. Герценом («русский социализм»), М.А. Бакуниным, П.А. Кропоткиным (идеи анархизма), Г.В. Плехановым, В.И. Лениным (марксизм) и др.

Развитие политической науки в России было надолго прервано в ХХ веке после прихода к власти большевиков и восстановилось только в конце 1980-х гг. В работах российских ученых развиваются такие междисциплинарные области знания как политическая философия, политическая социология, политическая психология и др.

3. ПЕРСОНАЛИИ
АВГУСТИН Блаженный (Аврелий Августин) (354-430), христианский теолог и церковный деятель, родоначальник христианской философии («О граде Божьем»).

Развил учение о благодати и предопределении. «Земному граду» - государству противопоставлял мистически понимаемый «Божий град» - церковь. «Град земной» и «Град Небесный» — символическое выражение двух видов «любви», борьбы эгоистических и моральных мотивов. Моральную историю человечества Августин начинает с грехопадения Адама и рассматривает как поступательное движение к обретаемому в благодати нравственному совершенству, состоянию «невозможности грешить». Цель истории свершится не на земле: земные государства — «разбойничьи шайки», необходимые лишь в условиях человеческой греховности. Сообщество праведных и будет тем Градом, который не от мира сего.



АЛМОНД, Габриель (1911-2002), американский политолог. Один из основателей теории модернизации. «Гражданская культура» (1963, соавт. С. Верба), «Сравнительная политология: эволюционный подход» (1966, соавт. Дж. Б. Пауэлл), «Политическое развитие» (1970) и др.

Определил политическую систему как разные формы политического поведения государственных и негосударственных структур во взаимодействии которых значительное место занимает политическая роль, среда (природа самих акторов), а также характеристика «входных» и «выходных» потоков. Классифицировал функции политической системы на «входе» (политическая социализация, рекрутирование, артикуляция и агрегирование интересов, политическая коммуникация, взаимодействия) и «выходе» (нормотворчество, введение законов в действие, контроль за их соблюдением, истолкование законов и пресечение их нарушения). Ещё один вариант функций политической системы был предложен совместно с Пауэллом: политическая социализация, адаптация, реагирование, дистрибуция, регулирование.

Заложил основы динамической модели политического процесса как адаптации политической системы к изменяющимся условиям социальной среды.

Совместно с Дж. Б. Пауэллом разработал модель функций институтов в политическом процессе и выделил 5 основных фаз политической динамики: артикуляция, агрегирование (обобщение интересов), интегрирование (выработка коллективных решений), реализация принятых решений, контроль и арбитраж.

Разработал совместно с С. Вербой типологию политического участия: патриархальная (ограниченный простыми интересами и взаимодействиями), подданнический, партиципаторный (гражданственный, осознанный).

АПТЕР, Дэвид (р. 1924). «Политические изменения» (1973). Вместе с Алмондом разработал методологию исследования политической модернизации через структурно-функциональный анализ. Повышение устойчивости политических систем на мировой периферии и как итог – легитимизацию институтов политического представительства, они видели в возникновении социальных связей современного рационалистического типа.

Впервые использовал термин консоциативность, означающий принцип организации власти, основанный на сотрудничестве автономно-сегментированных элит.



АРЕНДТ, Ханна (1906-1975). Немецкий и американский политолог и философ. Исследователь тоталитарных режимов. «Истоки тоталитаризма». Разработала подход к политике как к системе коммуникаций и информационных потоков.

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.). Древнегреческий философ. «Политика»,

Определил государство как высшую форму общения людей. Человек по своей природе – существо (животное) политическое (государственное). Типы государственного устройства делятся на «правильные» (монархия, аристократия, полития) и «неправильные» (тирания, олигархия, демократия). В первом случае правители придерживаются общественных интересов, во втором – корыстных. Полагал, что монархия может выродиться в тиранию, аристократия – в олигархию, а полития может ориентироваться только на пользу бедных. Также, к наихудшим формам правления относил тимократию (власть честолюбцев; правителей - воинов).



АРОН, Реймон (1905-1983), французский социолог. Один из авторов концепции индустриального общества. «Этапы развития социологической мысли», «Демократия и тоталитаризм».

БАКУНИН, Михаил Александрович (1814-1876). Российский революционер, один из основоположников анархизма, идеолог народничества. «Государственность и анархия», «Федерализм, социализм и антитеологизм», «Боги и государство». Обосновывал концепции анархии – полного разрушения государства и установления безгосударственного общественного самоуправления путём формирования «человеческой всеобщности на базе рабочих ассоциаций (земледельческих и ремесленно-фабричных)». Видел в государстве механизм подавления людей и насилия над их свободой. Разрушить государство можно с помощью стихийного революционного бунта.

БЕНТЛИ, Артур (1870-1957). Американский социолог, политолог и философ. «Процесс управления: к изучению социальных давлений» (1908). Один из разработчиков бихевиористской методологии в теории политического процесса. В ней была разработана концепция групп интересов. Динамика политического процесса кроется в борьбе и взаимном давлении социальных групп в соперничестве за государственную власть.

Ввёл в научный оборот понятия артикуляции и идентификации (определения) групповых интересов в качестве изначальных для анализа любого политического процесса. Считал, что государственное управление и публичная политика ассоциируется с рациональным регулированием общественных дел и коллективных ресурсов теми группами интересов, которые контролируют основные рычаги власти.



БЁРК, Эдмунд (1729-1797). Английский политический мыслитель. «Рассуждения о революции во Франции» (1790).

Основатель консерватизма. Выдвинул ряд теоретических положений о роли партий (группа людей с общими интересами, выполняющих функции посредника между королём и парламентом и обеспечения преемственности, постоянства государственной власти); о парламенте (делегат должен представляет из себя радетеля за общие интересы); о законодательстве (плохие законы – худший вид тирании); об условиях эффективного правления; о свободе и т.д.



БОДЕН, Жан (1530-1596). Французский философ. «Шесть книг о государстве» (1576). Один из основных представителей Возрождения (Ренессанса).

Родоначальник концепции суверенитета как основного атрибута всевластия монарха. Сувереном, по Ж. Бодену, является тот, кто обладает верховной властью. Предположил о влиянии окружающей среды на особенности политического устройства.



ВАЛЛЕРСТАЙН, Иммануил (р. 1930). Американский социолог, неомарксист. «Современная мир-система» (1989), «Капиталистическая мир-экономика» (1979), «Мир-системный анализ: теория и методология» (1982, соавт. Т. Хопкинс и др.), «Динамика глобального кризиса» (1982) и др.

Использовал неомарксисткий подход в разработке мир-системной теории (совместно с А. Франком). Сущность её в том, что мир рассматривается в качестве единой (социальной) системы в рамках общего процесса развития. Развитость одних стран возможна за счёт неразвитости других. Согласно теории, развитие капитализма проходит циклы экспансии и стагнации. В результате развития капитализма страны в зависимости от экономических показателей – делятся на центральные («ядро») с высоким уровнем жизни, периферию и полупериферию.



ВЕБЕР, Макс (1864-1920). Немецкий социолог, экономист, политический философ. «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905), «Политика как призвание и профессия» (1920) и др.

Придавал огромное значение социокультурным факторам развития общества. Считал, что капитализм на Западе возник вследствие Реформации. Выделил четыре типа социальных действий: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное. Считал, что политики бывают: «по случаю», «по совместительству», «профессиональные». Власть – это деятельность вопреки сопротивлению других. Легитимность достигается тремя путями: традиционным, легально-рациональным, харизматическим. Соответственно выделил три типа лидерства: 1) традиционное, 2) харизматическое, 3) рационально-легальное. Совершил одну из первых попыток периодизации партийной организации: аристократические группировки; политические клубы; современные массовые партии. Только государство имеет право на легальное, т.е. законное применение насилия.



ВЕРБА, Сидней (р. 1932). Американский политолог. «Формы демократического участия» (1971, соавт. Н. Най и др.), «Кризисы политического развития» (1971, соавт. Л. Пай, Дж. Коулман) и др.

Совместно с Наем разработал теорию политической активности, где важную роль играет базовая модель участия (социально-демографические характеристики населения).

Совместно с Алмондом выделил типы политической культуры: приходская (патриархальная), подданническая, партиципаторная.

ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831), немецкий философ. «Феноменология духа», 1807; «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», 1817; «Основы философии права», 1821.

Создал на объективно-идеалистической основе теорию диалектики. Ее центральное понятие - развитие - есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), Противоречие - внутренний источник развития. История - «прогресс духа в сознании свободы», последовательно реализуемый через «дух» отдельных народов. Осуществление демократических требований мыслилось Гегелем в виде компромисса с сословным строем, в рамках конституционной монархии.



ГЕРДЕР, Иоганн Готфрид (1744-1803). Немецкий мыслитель. «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791).

Ввёл в научный оборот термин «политическая культура», определяя её как важнейший элемент «народного духа»; она отражает самосознание народа, проявляется в уважении и сохранении национальных традиций, коллективной памяти, в умении и готовности к сознанию (в политическом аспекте).



ГОББС, Томас (1588-1679). Английский мыслитель. «Левиафан» (1651) и др.

Пессимистично рассматривал природу человека. Считал, что он пребывает во власти страстей. Межличностные интересы содержат конфликтный потенциал по принципу «человек человеку - волк» (естественное состояние), который реализуется как «война против всех». Для выхода из данного состояния нужна политическая власть, которая служила бы гарантом соблюдения законов. Она образуется путём общественного договора. Это предполагает наличие государства (Левиафана).

Развил идею либерализма, признавая, что суверенитет принадлежит гражданам, но они делегируют его избранным представителям, так как только сильное государство в состоянии защитить своих граждан. Допускал деятельность общественных ассоциаций (частных интересов) лишь в границах государственной воли.

ГРАМШИ, Антонио (1891-1937). Итальянский мыслитель. Неомарксист. «Тюремные тетради» и др.

Разработал теорию гегемонии гражданского общества. По его мнению, значение государства растёт по мере развития общества. Политическая власть состоит из множества институтов (образование, парламент, суд, СМИ и т.д.), которые канализируют властные отношения, формируя аппарат политической и культурной гегемонии правящего класса. Учёный отмечал высокую роль интеллектуалов в революционной деятельности.



ДАЛЬ, Роберт (р. 1915). Американский политолог. «Введение в теорию демократии» (1956), «Кто управляет? Демократия и власть в американском городе» (1961), «Плюралистическая демократия в США» (1967), «Полиархия» (1971) и др.

Создал неоплюралистическое направление в американской политологии. Способность институтов нынешней демократии обеспечивать взаимодействие и координацию (согласование) интересов индивидов и групп без утраты их самостоятельности и равенства, учёный предложил назвал полиархией. Обозначил пять критериев современной демократии (эффективное участие, равенство в голосовании при принятии решения, просвещённое понимание, контроль над повесткой дня и др.).

Разработал схему взаимосвязи политических режимов по принципу: конкуренция (соревновательность) – участие (соревновательная олигархия, закрытая и открытая гегемония, полиархия). Полиархия опирается на семь основных институтов: выборные должностные лица, свободные и честные выборы, всеобщее голосование, право претендовать на выборную должность, свобода слова, альтернативная информация, независимость самоорганизации.

Упростил веберовскую формулу власти: А имеет власть над Б настолько, насколько А может заставить Б сделать то, что не сделал бы Б самостоятельно.



ДЮВЕРЖЕ, Морис (р. 1917). Французский политолог. «Влияние избирательных систем на политическую жизнь» (1950), «Политические партии» (1951) и др.

Разработал схему классификации политических партий (кадровые и массовые); участия в партийной жизни (электорат – симпатизирующие – члены партии – активисты и функционеры). По внутреннему строению различаются партии с сильной и слабой структурой.

Был первым, кто установил институциональную зависимость между способами голосования и конфигурацией партийной системы, т.е. числом партий и отклонениями между ними, сформулировав три «социологических закона»: 1) выборы по мажоритарной системе в один тур способствует установлению двухпартийности с крупными и влиятельными партиями, конкурирующими друг с другом; 2) мажоритарные выборы в два тура приводят к системе нескольких партий, стремящихся к объединению в две коалиции; 3) пропорциональное представительство благоприятствует многопартийности, составленной из множества небольших организаций, которые вынуждены проводить коалиционную политику.

Классифицировал политику как всеобщую структуру для консолидации разных проявлений социальной и политической жизни. Легитимен любой режим, отвечающий народному консенсусу.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет