Тема урока: Стихи, рождённые войной. Цели урока: Дать представление о Великой Отечественной войне, изображённой в стихах; показать значение поэзии в годы войны; познакомить с творчеством поэтов-фронтовиков и поэтов, новых поколении, пишущих о войне;
Развитие навыков выразительного чтения;
Воспитание патриотизма на примере героев, защищавших нашу Родину.
Оборудование: выставка книг и сборников стихотворений о Великой Отечественной войне, записи песен о войне, фотомонтаж из портретов и фотографии поэтов.
Ход урока:
Запись на доске:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте люди никогда
Об этом не забудем!
Тихо звучит песня на слова В. Лебедева-Кумача «Священная война», затем громче… Слова учителя.
«Прошли десятилетия с тех пор как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днём все долгие годы войны.
Память о событиях военной поры, изменивших ход истории, не уходит.
Священная Российская земля - вечная свидетельница бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и независимость Родины. Русские люди совершали подвиги в Ленинграде, на Курской дуге, под Москвой, на Волге, на священной Сталинградской земле. О защитниках написаны романы, повести, очерки, огромное количество стихов и песен. Литература, поэзия-это «голос героической души русского народа». Продолжает звучать песня «Священная война». Уже в первые часы войны В. Лебедева-Кумача создал стихотворение «Священная война», положенное на музыку Александровым. В песне единый патриотический и героический порыв народа, ненависть к захватчикам. Пламенным призывом, обращенным ко всей стране, начинается это стихотворение: «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!». Простые, не витиеватые слова легко запоминались каждому.
Не случайно эта песня стала наиболее популярной в годы Великой Отечественной войны
Эта песня заставляет вспомнить, что война- это страшное испытание для всего народа, это испытание для нашей литературы. Поэты и писатели с честью выполнили свой долг.
-Сколько же поэтов и писателей участвовало в войне?
Ответы учеников.
«В годы войны 1215 писателей ушли воевать с врагом. На всех фронтах Великой Отечественной войны с карандашом и блокнотом фронтового журналиста шагали писатели по трудным дорогам войны. Более 400 из них отдали свои жизни за освобождение нашей страны». -Да, Великая Отечественная война вызвала творческий подъём самых разных поэтов – и признанных лириков, и молодых фронтовиков, из которых на фронте и в послевоенное время сформировалось новое поколение поэтов. Среди них Д. Самойлов, С.Орлов, Э Асадов, Б. Окуджава, А. Межиров. И поэты, отдавшие свою жизнь за родину: М. Джалиль, Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров и другие.
Николай Майоров писал о своём героическом поколении: Мы были высоки, русоволосы.
Не докурив последней папиросы. Стихи и песни звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников Родины. Стихи А.Твардовского, А.Суркова, О. Бергольц, Н.Тихонова, А.Ахматовой и их товарищей были рождены войной, потрясшей до основания жизнь народа, заставившего каждого задуматься о себе, о Родине, о прошлом, о настоящем и будущем её» Рассказ учащегося об О. Бергольц. «Особо замечательной страницей в поэтической публицистике военных лет являются выступления О. Бергольц блокадной поры по Ленинградскому радио, частично вошедшие в книгу поэтессы «Говорит Ленинград»
Главным оружием Ольги Бергольц была искренность, её причастность к общенародной жизни. И для Бергольц её выступления по радио были не просто работой: они были для неё жизненной потребностью, творческим самовыражением, а письма радиослушателей являлись для неё источником вдохновения. В предисловии к книге «Говорит Ленинград» она писала: «Только одно радио утоляло неумирающую потребность людей в искусстве…Множеству ленинградцев даже читать у себя дома не удавалось, по радио не передавалось ни музыки, ни пения, но зато были обширные и ежедневные литературные передачи. И особенно много передавалось стихов…
Поэзия в те дни в Ленинграде приняла на себя благородное бремя почти всего искусства.
Я думаю,- продолжала Ольга Бергольц,- что никогда больше не будут люди слушать стихи так, как слушали стихи Ленинградских поэтов в ту зиму голодные, опухшие, ещё живые ленинградцы. Мы знаем это потому. Что они находили в себе писать об этом в радиокомитет. Даже приходить сюда за тем или иным запомнившимся стихотворением. Это были самые разные люди- студенты, домохозяйки, военные» Звучит стихотворение в записи О.Бергольц Рассказ учащегося о К. Симонове.
«К началу Великой Отечественной войны К.Симонов имел за плечами опыт военного корреспондента, а в его предвоенной лирике уже угадываются особенности языка и стиля будущего летописца Большой войны,- простата стихотворной речи (нет ни одного необщеупотребительного слова), правдивость и точность повествования, публицистичность.
Лейтмотив, проходящий через всё творчество К, Симонова-«война»- это беда, горе, и несчастье и в то же время- тяжёлая работа, дело, труд.
Редактор газеты 44-ой армии И.Кокарев, которому К. Симонов первому предложил в январе 1942 года опубликовать стихотворение «Жди меня», ответил отказом, стал бормотать, что в газету нужно героическое, а не интимно-лирическое.
В одном из писем-откликов на стихотворение «Жди меня» было написано: «Оно вселяло надежду и в тех, кто верил, что их ждут и в тех, и в тех «кто ждал». Я ежедневно заглядывала в почтовый ящик и шептала, как молитву - жди меня, и я вернусь всем смертям назло…И добавляла- да родной, я буду ждать, я умею!»
Обращенное автором к конкретной женщине, а именно к актрисе Валентине Серовой оно словно стало исподвольным посланием всех любящих ко всем любимым. Поэзия не льстила современнику, не изображала его путь усеянным розами даже в дни побед, но и не чернила его. Она говорила о нём правду, она изображала судьбу человека. Была победной там, где была победа, была скорбной, где была скорбь. Чтение стихотворения Евгения Винокурова. Я песни написал не сразу.
Я с ним по осенней мерзлоте,
С неначатыми по-пластунски лазал
Сквозь чёрные поля на животе. Мне эти темы подсказали ноги,
Уставшие в походах от дорог.
Я с тяжким потом добытые строки,
Как и себя, от смерти не берёг. Их ритм простой мне был напет метелью,
Задувшею костёр, и в полночь ту
Я песни грел у сердца, под шинелью,
Одной огромной верой в теплоту. Они бывали в деле и меж делом
Всегда со мной, как кровь моя, как плоть.
Я эти песни выдумал всем телом,
Решившим все невзгоды побороть. Рассказ учащегося о В.Высоцком.
«Владимир Семенович Высоцкий прожил очень мало- 42 с половиной года. Он родился в Москве в 1938 году. Несмотря на то, что в годы войны Володя был ещё мальчиком, он сочинил немало замечательных песен о войне. Высоцкий говорил, что эта тема в его стихах и песнях подсказана не только воображением, а жизнью, рассказами фронтовиков. Отец Володи говорил, что серьезный интерес к военной теме пробудил в Володе его дядя Алексей Высоцкий, со своими семью орденами.
Тема войны стала одной из центральных в творчестве Высоцкого. Гражданское мужество Высоцкого было под стать мужеству солдат, идущих в бой. Высоцкий сумел пронзительно передать тоску жён, матерей и невест, проводивших мужчин на войну. «Ивы плачут по вас, и без ваших улыбок бледнеют, и сохнут рябины»
Десятки песен Высоцкого, работ в кино посвящены солдатам, защитникам Родины. Это песни: «Он не вернулся из боя», «Всю войну под завязку», «Братские могилы», «Звёзды», «Песня о конце войны», «Так случилось, что мужчины ушли», « Письмо»,
«Чёрные бушлаты», «Давно смолкли залпы орудий» и другие.
Прослушивание записи песни в исполнении Высоцкого. Чтение стихотворении о войне. Обобщение урока. -Какая тема в поэзии военных лет, по-вашему, стала главной?
-Кто главный герой этой поэзии?
-Как вы думаете, почему именно в годы войны было написано так много стихов?
Обобщение. Тема Великой Отечественной войны остается одной из ведущих тем в литературе и на сегодняшний день. Поэзия возвращается к событиям войны не только для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем. Прошла война, прошла страда,