СУДЬБА ЮЛИУСА ХИРША: ФУТБОЛ И СВАСТИКА
Забытые имена
При подготовке к занятиям по теме «Чемпионат мира по футболу в Германии 2006» мне на глаза попалась замета из «Спорт-Экспресс» о том, что мюнхенская "Бавария" получит премию памяти Юлиуса Хирша, учрежденную Германским футбольным союзом. Премия вручается за активную борьбу с проявлениями расизма. "Бавария" стала лауреатом, благодаря организации матча мира на стадионе Allianz Arena своей юношеской команды до 17 лет со своими израильскими и палестинскими сверстниками. Размер премии - 20 тысяч евро.
Юлиус Хирш - немецкий футболист, еврей, который был исключен из футбольного клуба города Карлсруэ, а затем погиб в концлагере Освенцим.
Эта короткая информация в примечании о великом футболисте Германии еврейского происхождения и стали началом моего поиска.
Звезды немецкой команды
Поиск привел меня в 1912 год, когда 25 марта в нидерландском городке Цволле 18 тысяч болельщиков ждали матча Нидерланды - Германия. И их ожидания оправдались. Эта игра считалась лучшим матчем немецкой команды до первой мировой войны и служила точкой отсчета для сравнения вплоть до 1930 года. Этот матч знаменит также тем, что его впервые снимали на кинопленку, еще без звука, но когда Германия вела мяч, в кинозале наигрывали "Wacht am Rhein" и весь зал подпевал.
«То, что сегодня этот футбольный поединок, закончившийся со счетом 5:5 полностью забыт»,- пишет Удо Мурас,-«объясняется не только давностью событий, а самым плохим, что знала немецкая история: национал-социалистическим расизмом». Потому что это история Юлиуса Хирша и Готтфрида Фукса, которые в этом матче забили все голы. Фукс и Хирш, нападающие футбольного клуба Карлсруэ, забили один и четыре гола соответственно. Только трое игроков национальной сборной Германии смогли позже повторить футбольный подвиг Хирша, но не в играх против команды Нидерландов. Фукс в этом же 1912 году сделал невероятное - он забил 12 голов в матче против России на Олимпийских играх, где Германия выиграла с о счетом 16:0, что является рекордом до сих пор. Достаточно оснований считать обоих героями, но Юлиус Хирш 1892 г.р. и Готтфрид Фукс 1889 г.р. были евреями, единственными игроками национальной сборной в истории немецкого футбола. Когда нацисты пришли к власти, прямо от министра пропаганды Геббельса, вышел приказ вычеркивать всех евреев из данных статистики. Поэтому игра 1912 года с Нидерландами была удалена из футбольной статистики, и оба футболиста не были помещены в альбом, в котором представлены все 392 игрока национальной сборной, начиная с 1908 года. Издатели вышедшего в 1941 году тома о футболе в кайзеровскую эпоху должны были лавировать, чтобы не назвать подвергнутых гонениям Хирша и Фукса в сообщении об игре в Цволле. Они вели речь лишь о находившемся слева товарище и об удачной передаче везучему игроку.
Судьба Юлиуса Хирша
10 апреля 1933 года Хирш прочитал в газете, что основные южно-германские футбольные клубы решили избавляться от футболистов-евреев. Чтобы избежать позора, он сам подал заявление о расторжении договора со своим клубом после 31 года членства. Особенно он страдал от того, что люди, которые считались его фанатами, радовались его победам, поздравляли с голами прямо на улице, сейчас переходили на другую сторону, едва заметив его. Ему нельзя было даже посещать футбольный стадион. Из любви к футболу он приходил на игры, но только тогда, когда старый контролер проводил его через запасной вход. С 1941 года он прятал еврейскую звезду на одежде, прикрывая ее папкой, которую носил с собой. Его партнер по команде Готтфрид Фукс уже давно скрылся в Канаде. А Юлиус Хирш пошел по пути, по которому шли тогда миллионы европейских евреев. В феврале 1943 года он получил требование явиться для отбытия на работы. И даже тогда, когда его приятель-почтальон предложил ему помощь в побеге, он отказался. Он все еще не хотел верить, что его земляки могут сделать ему что-то плохое. К тому же его брат Леопольд погиб в первой мировой войне за Германию. 1 марта Юлиус был депортирован из Карлсруэ в Освенцим. Двумя днями позже он написал открытку с днем рождения своей дочери, это был его последний привет. В 1950 году суд Карлсруэ объявил Юлиуса Хирша умершим.
Память нужна внукам
Футбольный клуб Карлсруэ недавно объявлен банкротом и сейчас ликвидируется. Перед разбитым стадионом на Хертцштрассе стоит еще бронзовая доска «Погибшим за родину героям», где назван и Леопольд Хирш. Но ни его брата Юлиуса, ни Готтфрида Фукса, великих игроков, которые вышли из этого маленького клуба, упомянуть не сочли нужным. С этим не захотели смириться внуки Хирша. Маленькая латунная табличка на Кроненштрассе 62 должна напоминать о том, что их дедушка был депортирован из этого дома. Кёльнский художник Гунтер Демниг размещает подобные памятные таблички по всей Германии. Они называются "Stolpersteine" , в переводе «камень, о который можно споткнуться». Глаз должен заметить эту величиной с тарелку табличку, которая стоит на уровне первого этажа, надпись на которой гласит «Здесь жил Юлиус Хирш, 1892 г.р., депортирован в Освенцим, убит в Освенциме.»
Признание вины
Федерация футбола Германии (DFB) за два месяца до начала чемпионата мира решила открыть архивные документы, свидетельствующие о сотрудничестве с фашистским режимом в первой половине ХХ века. По мнению футбольных властей страны, они не должны скрывать свое прошлое, особенно перед таким событием, как первенство планеты.
Футбольная федерация Германии провела специальный симпозиум под названием "Футбол со свастикой" (Fussball unterm Hakenkreuz) в небольшом городке под Штутгартом. Члены национальной федерации и приглашенные ими историки пришли к выводу, что немецкий футбол активно сотрудничал с нацистами с 1933 года, когда к власти в Германии пришел Гитлер.
Игрокам, тренерам и руководителям команд еврейской национальности не давали выступать и работать в немецких клубах. "Нам надо учиться на ошибках прошлого, - заявил один из руководителей DFB Тео Цванцигер. - Надо изучить наши действия в те темные времена. Сейчас мы только в начале пути".
Футбол и национализм сегодня
Во время поединка против дрезденского "Динамо" болельщики "Энерги" подняли в своем секторе баннер откровенно антисемитского содержания. Удивительно, но в дело не вмешались ни полиция, ни стюарды, а пресса просто замолчала этот факт. Вопреки распространенному мнению, расизм встречается далеко не только в восточной Германии. На недавнем матче молодежных команд с участием мюнхенского "Маккаби", в составе которого играют преимущественно евреи, неслись оскорбления, затрагивающие тему Холокоста.
В низших лигах, которые пресса реже удостаивает внимания, случаи проявлений расизма происходят куда чаще. В 24-летнего нигерийца Адебовале Огунгбуре из любительского "Захсена" плевали, называли "ниггером" и издевались над ним в течение всего матча против одного из соперников по четвертому дивизиону. В знак протеста, отчаявшийся Огунгбуре в конце встречи вскинул руку в издевательском нацистском приветствии. Вскоре против него было начато расследование, так как нацистское приветствие запрещено в Германии и карается по закону. Его реакция подверглась острой критике, в то время как ее причины замалчивались. В конце концов, прокурор все-таки признал, что Огунгбуре сделал это в знак протеста, и дело было закрыто.
По материалам немецких и российских изданий.
Елена Годунова.
Достарыңызбен бөлісу: |