Святилища Аполлона: Дельфы и Делос
Одним из почитаемых богов Древней Греции был бог Аполлон, сын Зевса и титаниды Лето, брат- близнец богини Артемиды, бог света, гармонии, покровитель муз и искусства предсказания. Аполлон олицетворял все идеальное в древнегреческой культуре: красоту, совершенствование тела и духа, меру, высокий моральный дух, добродетель. Всеобщее почитание бога раскрывает его мирный и духовный характер, целью которого является стирание противоречий и успокоение нравов.
Бог Аполлон имел множество эпитетов, что отражало многогранную его натуру: Фивос (бог света), Сминфей (покровитель земледелия), Дельфиний (покровитель моряков), Эпикурий (помощник), Алексикакос (защитник людей от зла).
Символами Аполлона была лира, лук, тренога, омфал, лавр, сокол.
На фотографии мы видим изображение бога Аполлона на белом круглом килике
(древнегреческий сосуд для напитков), который был найден в Дельфах.
В атмосфере полного умиротворения изображен здесь Аполлон во всей своей красоте, увенчанный миртовым венком, управляющий колесницей, с вином в правой руке. В другой руке он держит лиру из черепашьего панциря.
Из большого количества святилищ Аполлона, святилища в Дельфах и на Делосе считаются всегреческими святилищами, они почитаются и за пределами Греции. Дельфийский оракул - один из важнейших оракулов Древней Греции. А небольшой остров Делос, в центре Кикладских островов, был местом рождения Аполлона. На картине мы видим изображение Дельф.
Сегодня мы рассмотрим два святилища и проанализируем их значение для древнегреческой культуры.
Дельфы расположены в самом сердце Центральной Греции, в номе (округе) Фокида. Святилище было сооружено на высоте 570 метров над уровнем моря у подножья горы Парнас в живописном месте, которое расположено между двумя огромными скалами.
Вся эта местность - огромный природный театр, Дельфы, которые мы видим на аэрофотографии. На фото мы можем различить театр и немного дальше Дельфийский стадион.
Прежде, чем приступать к истории Дельф, мы рассмотрим некоторые традиции древних греков. Согласно традициям, изначально здесь существовал оракул, который был собственностью богини земли. Аполлон, убив дракона Пифона, захватил святилище. Археологические находки свидетельствуют о том, что изначально (в Микенскую эпоху, 13 век до н.э.) здесь располагалось поселение, покровительницей которого была некая богиня.
Позднее, в 9 веке до н.э. это место стало святилищем Аполлона. И глиняные женские идолы Микенской эпохи уступают место бронзовым мужским.
Оракул приобретает всегреческое значение как важнейшее святилище древних греков. Период его расцвета приходится на 6 – 4 вв. до н.э.
Предсказания выдавались Пифией, почитаемой жрицей Аполлона, которая, выпив воды из источника, впадала в экстаз, вдыхая аромат листьев лавра, который исходил из проема святилища храма.
Значительной была роль оракула в основании колоний по побережью Средиземного и Черного морей. Но необходимо отметить, что предсказания Оракула были двусмысленными. Когда, например, Лидийский царь Крез намеревался вторгнуться в Персию, он решил посоветоваться с оракулом, ответом ему было: «Если Царь Крез перейдет через реку Галис, он разрушит великое царство». Крез решил, что в предсказании Оракула имелось в виду, что будет разрушено Персидское царство, но в конечном итоге, царство, которое было разрушено, было его собственное Лидийское царство.
И цари, города, и бедняки, и знать, греки и иностранцы все советовались с Оракулом, не жалея щедрого вознаграждения за предсказания.
Роль и мощь Оракула росла, Дельфы постепенно превращаются в сокровищницу бессмертных творений.
Доказательством этому могут послужить два дара от царя Креза: золотой кратер, весом в 250 кг., и серебряный – вместимостью в 23000 литров.
Святилище изначально находилось под контролем местных общин, в 6 веке до н.э. оно будет передано под контроль Дельфийской Амфиктионии - религиозного и политического союза. Во время персидского вторжения Оракул не удержал свои прочные позиции и не оправдал ожидания греков. Предсказания оракула разочаровывали многих греков.
Попыткам персов вторгнуться, согласно легенде, был дан решительный отпор. То же самое произошло и в битве с галатами (кельтские племена) в 279 г. до н.э.
В Римскую эпоху Святилище использовалось римскими императорами, например, император Адриан присвоил себе сокровища, принадлежащие Дельфам.
С распространением Христианства Дельфы постепенно начали терять свое духовное значение.
Впервые археологические раскопки в Дельфах были проведены в 1892 году Французской Археологической школой с разрешения греческого государства. Через некоторое время были обнародованы основные находки и постройки на месте Святилища, которые в настоящее время хранятся в музее в Дельфах.
На этом изображении мы видим путь, которому будем следовать в течение нашей лекции. Сначала мы посетим Священный Кастальский источник, пройдемся по Священной дороге, остановимся в Афинской сокровищнице и сокровищнице города Сифнос, дойдем до храма Аполлона и в конце насладимся видом сверху с древнего театра.
Затем увидим Дельфийский стадион, святилище богини Афины, и в конце посетим Дельфийский музей.
В архаическую и классическую эпохи священный Кастальский источник был представлен таким, каким мы его видим на этом изображении: тот же облицованный камнем двор со скамейками, четыре бронзовые львиные головы, откуда текла вода из источника. Источник находился выше, и вода шла по глиняным трубам.
Роль источника для храма была значительной: люди, желающие получить предсказание Оракула, должны были сначала омыться в источнике. Здесь же омывались и священнослужители храма, а также святой водой окропляли храм Аполлона.
Паломники, которые приезжали в Дельфы за предсказаниями, должны были пройти по священной дороге к храму и встать в очередь к Оракулу. По пути к храму был расположен алтарь (жертвенник) шириной в 200 м.
Справа и слева жертвенника располагались приношения царей, городов, частных лиц. Это могли быть и статуи, колоны, монументы, сокровищницы, которые даровались в знак благодарности Оракулу. Обычно эти приношения были связаны с каким-то значительным событием, например с победой в крупном сражении. Они также служили свидетельством признательности Аполлону. На заднем плане мы видим Афинскую сокровищницу.
Афинская сокровищница, построена из мрамора в дорическом стиле - один из ярких примеров такого рода сооружений. Она была построена в 490 г. до н.э. в честь победы афинян над персами в Марафонском сражении.
Храм декорирован метопами с изображениями битвы амазонок и подвигами Геракла и Тесея.
Здесь мы видим схематичное изображение сокровищницы, с множеством даров афинян. Некоторые из них, в частности оружие, - это трофеи, принесенные с Марафонского сражения.
На двух мраморных камнях сокровищницы высечены восхваляющие песни в честь бога Аполлона, - древнейший пример древнегреческих музыкальных знаков, датируемых 138 г. до н.э.
Согласно некоторым исследователям, сокровищница города Сифнос считалась красивейшей и самой роскошной постройкой такого типа. Она была построена около 525 г. до н.э. из мрамора в ионическом стиле, а вместо колонн - кариатиды, так же как и в храме Эрехтеон в Афинах. Скульптуры, которые украшали сокровищницу, в наши дни находятся в музее Дельф.
На восточном фасаде монумента изображен совет греческих богов и битва греков с троянцами. На южном фасаде мы видим сцену из битвы титанов.
Здесь мы видим львов, которые бросаются на титанов. В Центре - Аполлон и Артемида. Изображения выполнены очень четко, хорошо проработаны детали.
Древние греки верили, что первый храм Аполлона был лавровым. Второй выполнен из пчелиного воска и крыльев, третий – из меди, четвертый – тот, который построили мифические архитекторы Трофоний и Агамед. в 548 году до н.э., затем храм был перестроен афинянином Алкмеонидом и разрушен землетрясением 373 г. до н.э.
На фотографии мы видим изображение храма. Храм был построен в дорическом стиле с шестью колоннами на фасаде и пятнадцатью - сбоку.
Восточный фронтон изображает прибытие Аполлона в Дельфы. Согласно легенде, Аполлон на зимние месяцы уезжал и вновь возвращался весной.
В наши дни посетители могут увидеть руины храма Аполлона, который был построен после 373 г. до н.э
На стенах храма высечены высказывания Семи мудрецов древности.
Сзади храма находилось святилище, в котором располагалась жрица-предсказательница Пифия и давала предсказания.
В самом святилище находился дельфийский омфал – римскую копию которого мы видим на изображении.
Согласно мифу, когда Зевс захотел найти центр земли, он выпустил с края неба двух орлов, которые встретились в Дельфах, центре земли, который и олицетворяет омфал – пуп земли.
Перед храмом расположен один из самых почитаемых памятников древней истории – треножник Платеи, изображение которого мы видим на экране.
Речь идет о даре греков, который был захвачен в качестве трофея в битве при Платеях, когда миновала опасность завоевания Греции персами.
Этот треножник сделан из золота, три его опоры были сделаны из меди в виде змей.
На них греки высекали имена городов, которые принимали участие в борьбе против персов.
Бронзовых змей Константин Великий перенес на ипподром города Константинополь. И в наши дни они до сих пор там же, на площади, на которой когда-то был ипподром, недалеко от Святой Софии.
На самой высокой точке святилища в Дельфах был построен древний театр. Вид, который открывается отсюда, потрясает любого: весь Дельфийский комплекс как на ладони.
Каменный театр, построенный в 4 веке до н.э., пережил затем несколько реконструкций.
Как и все древние театры, он состоит из рядов для зрителей, орхистры, которая в римскую эпоху была облицована плитами и становится круглой, и, конечно же, сцены, на которой выступали актеры, начиная с Эллинистического периода и далее.
Считается, что театр мог вместить около 5000 зрителей. Помимо театральных представлений здесь проводились и музыкальные состязания.
В этом театре греческий поэт Ангелос Сикелианос и его жена Ева Палмер пытались возродить «Дельфийскую идею», ставя древнегреческие драмы в 1927 и 1930 г. В наши дни здесь проводится международный Дельфийский фестиваль.
На этом слайде – изображение сверху с видом на храм Аполлона и театр. Обратите внимание на линию, которая разделяет зрительный зал на две части. Путь, который начинается отсюда, ведет к стадиону.
Дельфийский стадион – один из самых значительных стадионов Древней Греции.
Свой окончательный вид стадион приобрел в 5 веке, а каменную облицовку во времена римского наставника Ирода Аттика.
Этот стадион 177,5 метров в длину и 25,5 в ширину, как любой римский стадион.
Начало и конец дорожки для бега обозначены двумя плитами: старт и финиш.
Дельфийский стадион вмещает около 6500 зрителей. Здесь каждые 4 года проводились Пифийские игры, вторые по значимости всегреческие игры после Олимпийских.
Это была большая честь для атлетов выигрывать в обоих состязаниях. Отличие Пифийских игр от Олимпийских состоит в том, что Пифийские игры включали в себя и музыкальные состязания.
Здесь мы видим схематичное изображение всего святилища.
Обратим внимание на путь, которому мы следовали от входа по Священной дороге, проходя через различные приношения, дары, статуи и др.
Здесь - комплекс сокровищниц, здесь сокровищница г. Сифнос, Афинская сокровищница.
Немного выше - сфинкс с острова Наксос высотой в 12 метров. Еще выше – храм Аполлона со множеством приношений, статуя Аполлона высотой в 15,5 метров, треножник Платеи, два золотых трезубца – дар Сицилии грекам в честь победы над кархидонянами.
Помимо Аполлона в Дельфах почитали и других богов, таких как Посейдон, Дионис, Фемида, Афина.
Богиня Афина имела свое отдельное святилище, за пределами святилища Аполлона. В этом святилище выделяется круглый купол и золотой свод, который мы видим здесь.
Оно было построено в 380 году до н.э. и имеет 20 колонн, которые поддерживают антаблемент.
Здесь мы видим схематичное изображение Ротонды с рельефным изображением на метопах битвы Амазонок и битвы кентавров
Гимнастический зал в Дельфах, который мы видим на этом изображении, использовался для тренировок мужчин и подготовке атлетов, которые принимали участие в Пифийских играх. Он был построен в 4 веке до н.э, с тех пор несколько раз перестраивался.
На изображении, которое мы видим, мы можем различить отдельные части стадиона.
Длина беговой дорожки 178 м. И предназначена для тренировок атлетов в беге.
Рядом расположена крытая галерея для тренировок атлетов в случае плохой погоды. На нижнем уровне сохранилось палестра для подготовки спортсменов к борьбе и рукопашному бою.
Неподалеку располагался круглый бассейн, наполненный водой, которая поступала из Кастальского источника, а левее - горячие бани, которые воздвигли римляне.
Посещение Дельфийского музея завершит полученные впечатления от Дельфийского комплекса в целом.
Там мы увидим небольшие бронзовые статуэтки Аполлона, из древнейших приношений: первая – образец «дедалового искусства» с Крита 7 в. до н.э. Соседнее изображение выполнено более реалистично и датируется концом Архаики.
Находки, которые мы видим здесь, были найдены в канаве. Попали они туда после пожара.
Первая слева статуэтка из слоновой кости – изображение какого-то божества или героя, который держит льва.
5 веком до н.э. датируется бронзовая курильница с изображением молодых женщин, одетых в вуаль и держащих над головой шарообразный сосуд для фимиама.
Третье статуэтка, выполненная из слоновой кости, - сцена битвы, характерный пример тонкого мебельного декора.
Так же как и сцена из мифа о Финее: быстроногие Зитис и Калаис изгоняют Арпия, который украл пищу слепого Финея, чье изображение вы можете увидеть справа.
В канавах также были найдены золотые украшения в виде розы с изображением горгон, которыми украшали платья статуй в человеческий рост, сделанных из слоновой кости и золота, которые до наших дней сохранились фрагментарно.
Здесь мы видим то, что сохранилось до наших дней: голова, ноги, золотая вышивка на одежде.
А здесь фрагмент головы. Это остатки от памятника богу Аполлона, пострадавшего при пожаре в храме в 549 году до н.э.
Обратите внимание на выражение голубых глаз, золотые волосы, на улыбку бога.
Эпохой архаики датируются два больших куроса из мрамора, исследование которых показывает, что это изображение братьев из Аргоса. Согласно Геродоту, эти два брата запрягли телегу, чтобы отвезти свою больную мать в храм Геры.
Отметим характерное положение куроса: он обнажен, находится как бы в движении, руки слегка согнуты в локтях, большие выразительные глаза, хорошо сложенное тело, которое демонстрирует его силу.
Другое важный древнегреческий памятник – знаменитый сфинкс из Наксоса, приношение Аполлону жителями острова Наксос (Кикладские острова).
Сфинкс стоит на 12-метровой колоне Ионического ордера. Неземное выражение его лица оживляется улыбкой.
Один из значительных археологических памятников так называемого строгого стиля - знаменитый бронзовый кучер. Статуя в натуральную величину была даром Полизала - тирана Сицилии в честь победы в состязании на колесницах в Пифийских играх.
Кучер гордо стоит на колеснице после победы в состязании. Он одет в хитон с высоким поясом, которые носили кучера в те времена.
Его волосы собраны лентой, символом победы. Глаза его выражают выдержку и самообладание.
Около 335 г. до н.э Даохос II, представитель Фессалии в Дельфийской Амфиктионии, установил в Святилище некое единообразие памятников. Статуи изображали членов его семьи, в общей сложности семь поколений, с 500 г. до 335 г. до н.э.
Здесь можно увидеть известного множеством побед атлета, участвующего во всегреческих играх 5 в. до н.э. Это копия золотой статуи - работы великого скульптора Лисиппа.
Закончим наше описание экспонатов музея одним памятником римской эпохи. Речь идет об Андиноосе, молодом человеке из Малой Азии, известного своего красотой и дружбой с римским императором Адрианом.
После преждевременной кончины императора (он утонул в водах Нила) Андиноос почитался как полубог, и повсюду можно было встретить его статуи.
Его волосы ниспадают на плечи, голова слегка наклонена, в его лице некая меланхоличная красота.
Также необходимо упомянуть и о другом красивейшем храме Аполлона на острове Делос.
Мы переместимся с вами на Кикладские острова.
Остров Делос находился недалеко от Миконоса – известного летнего курорта. Экскурсии в Делос начинаются именно оттуда на корабле, который перевозит сотни туристов каждый день на Делос (в часе езды от Миконоса).
На изображение мы видим панорамный снимок порта острова Миконос.
А здесь остров Миконос, который называют маленькой Венецией, с домиками, которые накрывает волна.
Согласно мифологии, мать Аполлона Латона, гонимая ревнивой Герой, недовольной своим мужем Зевсом, нигде не могла найти себе приюта.
И только лишь на небольшом необитаемом островке, который носился по волнам бурного моря, она могла укрыться от ока Геры. Здесь она родила Аполлона, красивейшего из богов, а через некоторое время и Артемиду.
Позднее остров получил славу именно благодаря тому, что здесь был рожден Аполлон. Этот островок, который мы видим на карте, всего лишь пять км. в длину и примерно 1300 метров в ширину, в самом широком месте.
Древнейшие свидетельства пребывания здесь человека датируются 2500 г. до Р.Х. Позднее в Микенскую эпоху, около 1300 года до н.э. здесь располагалось поселение и святилище.
С того времени сохранилось изображение воина с большим щитом, а также табличка с изображением льва, который нападает грифона.
Около 1100 г. до н.э. ионические племена материковой Греции стали заселять острова Эгейского моря и достигли острова Делос, который считался священным островом Аполлона – их важнейшего бога.
Ионийцы приносили не только дары Аполлону, но и различные торговые товары. Развитие острова в дальнейшем основывалось на почитании бога Аполлона и на торговле.
Так как остров процветал, многие пытались завладеть духовной и политической властью на острове.
Жители острова Наксос, Парос, Самос и главным образом афиняне добивались первенства на острове. В 478 г. до н.э. Делос попал под власть Афин – Афинского союза, который включал в себя многие города-государства того времени.
Здесь находилась казна Афинского союза, которую впоследствии перенесли в Афины, что свидетельствовало о превращении союза в гегемона.
Под властью македонцев, позднее римлян начнется новый этап развития острова как торгового центра.
Он превратится в богатый, многонаселенный порт, с населением более 20 тысяч жителей, среди которых и много иностранцев: итальянцы, египтяне, сирийцы, финикийцы, евреи. В связи с этим на острове появляются различные религиозные верования.
В 88 году до н.э. Митридат Евпатор, царь Понта, полностью разрушил остров, в дальнейшем полное уничтожение острова завершил пират Атинодор.
Остров теряет свое значение и постепенно превращается в небольшое поселение с несколькими сотнями жителей.
Позднее остров будет разграблен сарацинами, а в конечном итоге его постигнет судьба всей Греции – остров попадет в руки турок. Во времена Османского ига остров становится постоянным местом пребывания пиратов.
После освобождения Греции, Французская Археологическая школа начинает раскопки, которые при поддержки греческих археологов, продолжаются до сих пор.
То, что впечатляет всех приехавших на остров, - это невероятной красоты природа, сочетающая голубое море, скалы и греческий свет.
На изображении мы видим одно из немногих побережий острова.
Следует отметить, что весь остров - это археологические памятники. Жить здесь разрешено только тем, кто работает на острове: археологам, рабочим, обслуживающему персоналу и охране.
Туристы приезжают с утра пораньше, и в пять часов вечера должны уже покинуть остров. В это время на острове тишина и безмятежность.
Здесь нет машин, здесь нет дорог, магазинов, только небольшое кафе для туристов.
Атмосфера на острове, могу вас заверить, действительно, завораживающая, это как будто путешествие во времени.
Даже электричество на острове было проведено совсем недавно, и сейчас есть только в некоторых домах рабочих.
На этих панорамных снимках, сделанных с возвышенности, мы видим, как остров простирается с севера на юг.
Если вы окажетесь на этой возвышенности, обдуваемые морским воздухом, у вас появится ощущение, что вы моряк и что стоите на палубе огромного корабля – острова, который плывет по Эгейскому морю, как сообщает нам миф.
На севере, в глубине вы видите остров Тинос и Миконос.
На юге обратите внимание на скалистый ландшафт, который служил препятствием для древних пастухов, которые выпасали здесь свой скот.
Если вы приедете на остров, вы сможете со всем этим познакомиться ближе.
Холм высотой в 112 м., о котором я упоминал, можно увидеть на этом изображении в лучах заката.
По пути вы встретите священный грот со сводом из крупных гранитных блоков, который мы видим на этом изображении, - святилище, расположенное внутри пещеры.
На горе Кинф также располагались святилища Зевса и Афины. Здесь вы можете почувствовать волшебство Эгейского моря. Острова Риния и Сирос завершают это ощущение.
Конечно же, вы заметите скромные каменные постройки, которые датируются 2500 г. до н.э., принадлежащие первым поселенцам острова.
Мы видим контраст острова Делос с островом Миконос.
У ваших ног простирается местность, вся усеянная памятниками древности: справа мы видим небольшой порт и основной храм Аполлона, иногда можно увидеть дома обслуживающего персонала. Слева мы можем различить постройку Эллинистического периода.
На первом плане этого изображения мы видим большой архитектурный ансамбль в честь бога Посейдона: речь идет о постройке римской эпохи, который принадлежала торговцам и кораблестроителям, и включала в себя небольшой храм в честь бога Посейдона.
В глубине мы видим очертания древнего священного озера. Согласно мифу, именно здесь были рождены Аполлон и Артемида.
Посещение святилища начинается с Пропиллей, которые мы видим на изображении, построенных афинянами во 2 веке до н.э. на месте предыдущей постройки.
Справа мы можем различить Пропилеи Гермеса.
Первая постройка справа после Пропиллей – так называемый «дом Наксоса», который был построен в честь бога Аполлона и датируется 7 веком до н.э.
Речь идет о здании с внутренней колоннадой. На северной части постройки жители острова Наксос возвели огромные статуи Аполлона в виде куроса.
Речь идет об известном колоссе приблизительно 7,5 метров высотой, поразивший европейцев во времена Османского ига.
На нижнем изображении мы видим две части тела колосса, которые сохранились до наших дней.
Знаменитые львы с острова Наксос, которые расположены у Священного озера, где впервые увидел свет Аполлон, охраняют храм с 7 в. до н.э. Это терраса Львов, на которой возвышались девять архаических статуй львов из мрамора, также дар жителей Наксоса.
Помимо храмов в честь бога Аполлона посетители могут увидеть руины храма Леды и Артемиды.
На Делосе, таким образом, представлены три изображения Делосской триады: Аполлон, Латона и Артемида. Изображение в честь Артемиды с колоннами в ионическом стиле, относится к Эллинистической эпохе.
На острове Делос также представлены святилища негреческих божеств: на фотографии мы видим древний храм Ирэа, справа, храм в честь богини Исиды в дорическом стиле.
На Делосе также почитался Дионис, Афродита, братья Диоскуры.
Здесь мы видим руины может быть древнейшей еврейской синагоги в Греции, построенной в середине 2 века до н.э.
Впоследствии языческие культы уступят место христианским. На нижнем изображении мы видим Базилику Святого Кирика 5 в. н.э. На верхней фотографии современную церковь Святого Кирика.
Из монументальных сооружений Делоса необходимо отметить также театр, построенный в 3 в. до н.э. и рассчитанный на 5500 мест.
Вокруг театра образовался район с домами и торговыми центрами во 2 – 1 вв. до н.э. : это квартал театра, как условно называют его археологи. Археологические раскопки этой местности сообщают нам о частной жизни жителей этого района.
Как мы можем увидеть на этом изображении, комнаты домов расположены вокруг центрального двора, который чаще всего включает в себя и колодец. Некоторые комнаты побольше, в частности мужские части дома, где устраивались пиры. Дома в основном были одноэтажные, некоторые – двух или трехэтажные.
Обратите внимание на многообразие цветовой гаммы на этой фотографии, которая была сделана весной.
Здесь мы видим изображение делосского строения с двумя внутренними двориками.
Дворы и комнаты часто украшались мозаикой, так же как и дом, который мы видим на изображении.
И здесь мозаика на полу комнаты: треножники, дельфин, амфоры.
На фотографии еще один пример мозаики с изображением Тритонов и Эрота в рамках спироидального узора.
В так называемом храме Дельфинов мы видим мозаику купидона на двух дельфинах.
А на этой фотографии мы видим известную мозаику с изображением Диониса: бог верхом на пантере, увенчанный виноградной лозой и держит в руках жезл и зеркало.
Посетители обогатят свои впечатления от острова, посетив музей: здесь перед вами предстанет вся история острова за 4 тысячелетия. На фотографии мы видим первый центральный зал с древними скульптурами.
И если вам повезет, то вы сможете полюбоваться закатом на острове.
Вы увидите, как солнце медленно клонится к горизонту. Аполлон готовится к отдыху.
Вскоре все озарится золотым светом и наступит тишина, которая будет нарушена только шумом прибоя. И тогда становится понятно, почему Аполлон выбрал именно этот остров для своего рождения, место, где соединятся небо и море.
Историк-археолог
Димитриос Куюмдзоглу
Достарыңызбен бөлісу: |