Абай Кунанбаев: Наследие, как воплащение духовных сил казахского народа



бет1/3
Дата14.10.2023
өлшемі130 Kb.
#480772
  1   2   3
10-12авг к 178-летию АБАЯ авг КУНАНБАЕВА


Абай Кунанбаев: Наследие, как воплащение духовных сил казахского народа

Абаю (Ибрагиму) Кунанбаеву (1845 –1904) великому казахскому поэту, композитору, богослову, философу-гуманисту, просветителю 10 августа 2023 года в Казахстане и просвещенным международным сообществом отмечено 178 -летие со дня рождения. Он стал основоположником новой казахской национальной письменной литературы и отечественного литературного языка, а также культурным реформатором по отношению к европейской и русской культурам на основе просвещенного ислама. Основной вклад Абая в казахскую культуру и фольклор заключался в его поэтическом творчестве, которое выросло из народной культуры. До него большая часть казахской поэзии была устной, музыкально—импровизационная особенность которой отражала свободолюбие, кочевые привычки и нередко, трагическую историю родного народа.


Творчество Абая явилось воплощением духовных, творческих сил казахского народа, его мудрости, свободолюбия, патриотизма. Замечательный мастер художественного слова, яркий и оригинальный лирический поэт и религиозный мыслитель, первый классик казахской литературы, переводчик Абай Кунанбаев жил в очень сложное и неспокойное время, ознаменовавшееся упразднением ханств и установлением нового правления и важных общественно-политических и социально-экономических изменений. Российское влияние в Казахстане продолжало расти, что привело к расширению образовательных возможностей, а также знакомству с различными философиями, будь то русская, западная или азиатская. Абай погрузился в культурную и философскую историю недавно открытых для себя географических регионов Мира с его культурной и философской историей. В этом смысле поэтическое творчество Абая и его учеников повлияло на философско-богословское мышление образованных соотечественников.
Многие из поэзий Абая трансформировались в народные песни. Абай Кунанбаев был новатором казахской поэзии, он ввёл в казахское стихосложение новые размеры, рифмы и стихотворные формы: восьмистишия и шестистишия. Сюжеты поэм «Масгуд» (1887) и «Сказание об Азиме» основаны на мотивах восточной классической литературы. В поэме «Искандер» противопоставлены разум в лице Аристотеля и алчность завоевателя в лице Александра Македонского. Новаторский характер носят его стихи, посвящённые временам года: «Лето» (1886), «Осень» (1889), «Зима» (1888), «Весна» (1890), стихи о назначении поэзии (учить хорошему и осуждать плохое).
.
\


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет