Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Бузовлево
Историко – краеведческая исследовательская работа на тему:
«Тыл – фронту.
Вклад пензенцев в Великую Победу»
Работу выполнила ученица 8 класса
Абрамова Елена
Руководитель: учитель истории
Фадина Р.В.
Пензенская область
Лопатинский район
с. Бузовлево,
ул. Центральная 88
2010г.
План
Вступление
-
Военная экономика Пензенского края
а). Развитие промышленности
б). У тыла - детское лицо
2. Труженики села Бузовлево в годы войны
Заключение
Я выбрала тему «Тыл – фронту. Вклад пензенцев в Великую Победу», так как хочу показать вклад нашей области в Великую Победу. Показать те чрезвычайные условия жизни, труда и быта, в которых жили, трудились советские люди, показать самоотверженность, героизм нашего народа во имя спасения Родины и его вклад в Победу. Особенно хочу подчеркнуть, что тяжелейший труд в тылу – это труд наших родных, односельчан, тех, кто окружает сегодня нас, и тех, к кому мы должны быть внимательны и уважительны.
Война создала смертельную угрозу нашему народу и каждому человеку в отдельности. Она вызвала огромный морально – политический подъем, энтузиазм и личную заинтересованность большинства людей в победе над врагом и быстрейшем окончании войны. Это стало основой массового героизма на фронте и трудового подвига в тылу.
Большой вклад в разгром немецких захватчиков внесли и труженики Пензенской области.
Уже 24 июня 19041 года на военный график перешла Пензенская железная дорога. Вслед за ней на военные рельсы переводилась вся экономика нашей области.
В первые дни войны было эвакуировано в Пензу около 170 тыс. человек, свыше 50 предприятий, в т. ч. 13 машиностроительных заводов, которые стали основой ныне действующих предприятий, таких, как «Пензмаш», «Пензтекстильмаш», «Кузтекстильмаш». В неимоверно трудных условиях эвакуированные предприятия вводились в строй действующих. Так, работники кировоградского завода «Красная звезда» и запорожского «Коммунар» осенью 1941 года под открытым небом начали монтаж станков и оборудования на строительной площадке Каменского сахарного завода, а уже 1 декабря выпустили первую партию мин. В сжатые сроки было освоено производство реактивных установок «Катюша» на «Пензмаше» и минометов на «Кузтекстильмаше». Зимой 1941 - весной 1942 года эвакуированные заводы и фабрики вступили в строй, увеличив вклад промышленности области в разгром врага.
Весной 1942 года пензенские предприятия включились во Всесоюзное соцсоревнование. Оно проходило под девизом: «Работать за себя и за того товарища, ушедшего на фронт». Широкий размах получили движения двухсотников и трехсотников, т.е. тех, кто выполнял нормы на 200% и 300%; гвардейцев тыла, рационализаторов. В практику предприятий вошли фронтовые вахты и месячники.
Благодаря самоотверженному труду рабочих предприятия области выполняли задания фронта. Так, Пензенский часовой завод за годы войны увеличил выпуск продукции в 5,5 раза, 24 раза был победителем среди предприятий Министерства минометной промышленности. 123,5 млн. штук боеприпасов для артиллерии и авиации произвел велозавод. В 2.5 раза увеличила выпуск продукции промышленность Пензы.
За высокие трудовые достижения велозавод был награжден орденом Ленина, Пензенский часовой завод – Орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красного знамени – завод «Красный гигант». Более 600 передовиков промышленности были награждены орденами и медалями, 9 человек удостоены Государственной премии СССР
.В условиях войны год от года на производстве возрастала роль молодежи, выпускников ремесленных училищ ФЗО. В 1942 году рабочие в возрасте 18 лет составляли 15 % численности, а к концу войны молодежь – это половина рабочих промышленности области.
В газете «Пензенские вести» за 2003 год была опубликована статья «В шестнадцать мальчишеских лет». Мальчишки военной поры… Сколько вам было в те годы, когда, заменив ушедших на фронт своих старших братьев и отцов, вы стали к станкам?... 14, 15, 16 лет…
Счастливая, беззаботная отроческая пора! Но для вас она стала годами тяжких испытаний и потерь, суровой проверкой вашей стойкости и мужества.
В этой статье я узнала следующее: завод «Пензмаш» возник на месте бисквитной фабрики буквально в считанные недели. В октябре 41-го из заводских ворот уже пошли машины, груженные военной продукцией. Объем производства нарастал с каждым днем. Фронту требовалось много, очень много тех мин, бомб, минометов и «катюш», которые здесь рождались.
Рабочие валились с ног от усталости, сутками не выходя из цехов. Но ведь нет, к сожалению, у человека такой силы, которая бы не имела предела. И некому было прийти к станкам, чтобы еще и еще увеличивать выпуск грозного оружия: все основное население страны сражалось на фронтах войны. Женщины, мужественно взявшие на свои плечи тяготы тыла, давно забыли, что такое отдых.
Оставались дети, подростки… Окончив ФЗО, а то и прямо со школьной скамьи, они пошли на самые разные участки производства.
Эта статья ценна тем, что даются в ней воспоминания подростков тех лет, которые трудились на производстве.
Рассказывает Владимир Алексеевич Захаров. – Конечно, спервоначалу какие мы были работники. Ни знаний, ни умения, но все окупалось желанием скорее что-то делать своими руками. Мы в то время не знали, куда именно пойдут наши детали. Знали – на оружие, чтобы бить врага. И этого было достаточно.
Особенно вспоминается, как тепло относились старшие рабочие. Старались поддержать, подкормить. А женщины так просто подходили и гладили по голове, приговаривая: «Сыночек, сыночек… Видимо, у многих сыновья были на фронте, вот они и одаривали нас своей скопившейся лаской.
Очень душевно к нам, малолеткам, относился также начальник цеха Давид Самойлович Левин. Бывало позовет к себе в контору, а на столе у него лежат сухарики: «Вот, подкормись и поработай еще, сколько сможешь».
Тут и мысли не было отказаться. Девиз: «Все для фронта, все для победы» - он у нас в сердце был. Взять наши стахановские вахты. Ведь один с другого глаз не спускал – так хотелось быть впереди. Через каждые два часа «молнии» вывешивались, по каждому рабочему было видно, кто сколько сдал деталей. И тут же при всех награждали. Кому печенье, кому коврижки дадут. Их у нас же выпекали из запасов бисквитной фабрики. В то время большей награды не приходилось и желать».
Если спросишь тогдашних рабочих мальчишек. Какая примета определяет для них то время, они в один голос скажут: «Ящики возле станков…». Те самые ящики, на которые они из – за малого роста вставали, чтобы дотянуться до обрабатываемой детали.
- Пришла я на завод в 16 лет, и направили меня в литейку, - рассказывает Надежда Ивановна Надивец. – Кругом чугун, металл, дым, копоть, будто в ад попала. Поставили меня на конвейер бомбы лить. Тяжесть невозможная, ноги печет, а за час нужно 40 бомб отлить. Домой возвращаюсь – плачу. Больше не пойду в цех, лучше уеду на фронт… Но всю войну проработала и потом еще свыше 40 лет была связана с литейкой.
Работали без отдыха, переутомлялись, и все – таки никогда даже в мыслях не было пожаловаться на трудности. Бывало отработаем смену 12-20 часов, а потом гурьбой идем грузить дрова, помогать товарищам, приехавшим в эвакуацию.
А вот что рассказал Виктор Трофимович Глотов. Он родился в семье, где было семеро детей. Старшие братья на фронт ушли, а меня из деревни отправили в Пензу, в ФЗО. Четыре месяца учили – и на самостоятельную.
- Завод в то время не отапливался, в цехах вода замерзала. Руки мыли керосином или маслом, от этого они были в пупырях, шелушились. Мыла не было, спецодежды тоже. Надевали на себя, кто что мог, в основном ватные фуфайки, которые блестели от масла, как кожанки. Приезжие, и я тоже, жили в бараках. Подушки набивали соломой, спали в одежде. В бараках стояли буржуйки, от которых тепло шло только тогда, когда они топились, а потом снова жуткий холод. Но главное – постоянное чувство голода. Хлеб кукурузный, крошится. Стоишь у верстака и по щепотке его в рот – не заметишь, как кончился, а вроде и не ел».
Читая эти строки, как 14-16 летние вставали к станкам в военное лихолетье, я задаю себе вопрос, а смогла ли я преодолеть те трудности, которые выпали на долю этих мальчишек и девчонок.
Война стала суровым испытанием и для тружеников сельского хозяйства области. Снабдить войска продовольствием, накормить население в тылу, дать промышленности сырье – таковы были требования военного времени. Решать эти сложные задачи приходилось в исключительно трудных и неблагоприятных условиях.
В первые же месяцы войны в армию были призваны десятки тысяч хлеборобов, в т. ч. 60% механизаторов.
Для нужд войны из нашего села Бузовлево были изъяты автомашины со спиртзавода, большое количество лошадей и отправлены лучшие тракторы. Но самое главное, ушла на фронт большая часть трудоспособного населения. Другие были мобилизованы на лесозаготовки, на строительство оборонительных рубежей. Юноши и девушки отправлялись в ФЗО.
Несмотря на эти трудности жители нашего села доказали свою великую силу, свою способность обеспечивать население и фронт всем необходимым. Основная тяжесть ложилась на плечи женщин, стариков, подростков.
Патриотическая забота проявилась не только в том, чтобы как лучше выполнять заказы по обеспечению продовольствием и обмундированием. Среди жителей нашего села нашло широкий отклик за создание фонда обороны. Каждый стремился помочь, чем только мог: вносили деньги, сдавали хлеб, мясо, масло, яйца, посылали посылки с гостинцами домашнего приготовления воинам Красной армии.
На промкомбинате возникли цехи по выделке овчин, по пошиву полушубок, по производству валенок.
В первые дни войны в наше село стали прибывать эвакуированные, приехавшие из разных городов – 54 семейства. Колхоз распределил их по домам колхозников, жители села помогали им чем могли. Дети быстро нашли себе друзей. Эта дружба осталась на всю жизнь. После эвакуации долго шли письма в Бузовлево из Москвы, Воронежа, Ростова и других городов нашей страны.
Наиболее отличившиеся жители села были представлены к награде медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.».
Вот что рассказала одна из них, Мария Алексеевна Гусева, с 1921 года рождения.
- Нас было пятеро: два брата и три сестры. Оба брата с 1912 и 1913 года рождения служили на Дальнем Востоке, были участниками финской войны.
Когда началась Великая Отечественная война, братья ушли на фронт, один из них добровольцем и оба не вернулись.
Я всю войну работала на торфоразработках, которые находились в 7 км от Бузовлева, под Азрапином Шемышейского района. На работу ходили пешком в лаптях. Нам приходилось пилить дрова, возить их, корчевать пни, а потом добывать торф для Бузовлевского спиртзавода. Работа была земляная. Ноги все время были мокрые. После войны одна нога отнялась, ходила на костылях. Пища была скудная: травяные лепешки и дробленая чечевица. Работа была адская, работали с 6 час. утра до 6 час. вечера. Дома находились только во время половодья.
Николай Семенович Володин, уроженец села Бузовлево с 1929 года рождения.
Когда началась война, ему было всего 12 лет. В семье было шестеро детей: четыре брата и две сестры. Несмотря на такой возраст, он внес свой вклад в победу над врагом.
Такие как он пололи просо, бороновали на своих коровах колхозные поля, работал прицепщиком. В 14 лет косил траву до самой осени, во время уборочной на быках возил зерно на хлебзавод и на Бузовлевский спиртзавод. Все полевые работы выполнялись вручную. В колхозе было всего три трактора. «В пойме Узы выращивали рожь. Мать жнет, а мы связывали снопы. Весной тоже сеяли вручную: взрослые раскидывают, а мы боронуем», - вспоминает Николай Семенович. Рано повзрослели мальчишки военной поры.
Рассказывает учитель – пенсионер Александра Ивановна Янина.
- Когда началась война, мне было 16 лет, обучалась в Лопатинской средней школе. С первых же дней войны мы, дети, оказывали посильную помощь фронту. Уже осенью 1941г. мы, ученики 9 класса весь сентябрь и октябрь трудились в поле, убирали урожай. Мы также занимались сбором теплых вещей: вязали варежки, носки, шили кисеты, вышивали их и все это отправляли на фронт.
В 10 классе ежедневно после уроков учащиеся 8-10 классов рыли противотанковые рвы за старым бетонным мостом в сторону «Маяка» и окопы в сторону автовокзала. Было очень трудно.
В школе было полное самообслуживание. Сами дети готовили дрова, привозили их в школу на быках и лошадях, а потом пилили, кололи и складывали.
В нашу обязанность также входила и светомаскировка. Вечером в домах зажигали свечки, лучинки, лампы и при этом окна должны быть зашторены. Мы ходили по улицам и следили за тем, чтобы в окнах нигде не было света.
В тоже время в школе нас обучали санитарному, тракторному, военному делу, готовили нас к отправке на фронт.
В 10 классе в марте всех мальчиков взяли на фронт, остался с нами только Вася Зубов по состоянию здоровья.
В 1944 г. я стала работать учителем в Большой Багреевке в школе, окна которой до половины были засыпаны опилками. Все в классе были безотцовщиной, у всех отцы были на фронте. Почти каждый день получали похоронки и плакали все вместе.
Ребята работали в поле, косили траву, вечером работали на току, молотили зерно цепами, собирали колоски до зернышка, выполняли сталинский призыв – уборка урожая без потерь».
Очень трудно было в годы войны, но люди были переполнены чувством патриотизма. И это помогало им мужественно переносить все испытания и тяготы войны во имя спасения Родины, во имя Победы.
Маршал Советского Союза Г.К.Жуков писал в своих мемуарах: «Мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку, который, отказывая себе в самом необходимом, в питании и сне, делал все от него зависящее, чтобы выполнить задачи, которые ставила перед народом Коммунистическая партия в целях организации победы над врагом.
Где бы не находился этот человек – на фронте, в тылу страны, в тылу врага, на подневольном труде в Германии – повсюду и везде он делал все от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашизмом».
Литература:
-
Под редакцией А.С. Касимова «История Пензенского края» 2.ч. Пенза 2000г.
-
Газета «Пензенские вести» декабрь 2000г.
-
Е.А. Гевуркова, А.Г.Колосков «Задания для самостоятельных работ по истории СССР» Москва, Просвещение 1991г.
-
Воспоминания жителей села Бузовлево
Достарыңызбен бөлісу: |