Творчество Виктора Робертовича Цоя (1960 – 1990), поэта, музыканта,, исполнителя собственных песен, в последнее время все больше привлекает внимание ученых, интересующихся проблемами современной поэзии



Дата22.07.2016
өлшемі87 Kb.
#215196

Введение


Творчество Виктора Робертовича Цоя (1960 – 1990), поэта, музыканта, , исполнителя собственных песен, в последнее время все больше привлекает внимание ученых, интересующихся проблемами современной поэзии. Поддержанию и углублению исследовательского интереса способствуют научные разработки темы рок-культуры, например, сборники научных трудов «Русская рок-поэзия: текст и контекст», ежегодно выпускаемые Тверским госуниверситетом.

Актуальность исследования состоит в необходимости изучения творчества В.Р.Цоя – как для определения его места в новой русской литературе, так и для осмысления важнейших проблем, волнующих каждого ныне живущего человека, заявленных Цоем в своих произведениях.

В качестве материала исследования мы избираем тексты песен Цоя, принадлежащие к раннему этапу его творчества (1980 – 1985 гг). За это время Цоем и его коллегами – музыкантами группы «Кино» - было записано 5 альбомов, содержащих … песен. Это альбомы «Сорок пять», «Сорок шесть», «Начальник камчатки», «Последний герой» и «Это не любовь». Поэтика песен этого периода обладает ярко выраженными особенностями, которые позволили исследователям настаивать на необходимости разграничения всего творчества Цоя на 2 части: раннее и позднее творчество1. Наше исследование позволяет уяснить черты таких важных категорий первого этапа творчества Цоя, как время и пространство, уточнить особенности образа лирического героя Цоя этого периода.



Цель работы – определить роль пространственных и временных категорий в раннем творчестве Виктора Цоя.

Задачи исследования:

  • Выявить закономерности функционирования времени и пространства в раннем творчестве Виктора Цоя;

  • Выяснить, как протекают взаимоотношения лирического героя с людьми

  • Узнать, как пространственные и временные категории влияют на жизнь и мировоззрение лирического героя.

Задачи работы предопределили ее структуру: работа состоит из введения, пяти глав: одной теоретической и четырех, посвященных анализу текста, заключения и списка литературы.

Глава 1. Время и пространство в литературном тексте

Временные и пространственные категории имеют чрезвычайно важное значение для литературного произведения, т.к., во-первых, являются одним из компонентов организации сюжета, во-вторых, в значительной степени обеспечивают целостное восприятие художественной действительности и, в-третьих, пространство, наряду со временем, — важнейшая характеристика художественного образа. Как пишет И.Б.Роднянская: «Литературно-поэтический образ своим содержанием воспроизводит пространственно-временнýю картину мира, притом в ее символико-идеологическом, ценностном аспекте. <…> Традиционные пространственные ориентиры <…> издавна являются точкой приложения осмысляющих сил в литературно-художественных (и шире — культурных) моделях мира»1.

Кроме того, пространственно-временные отношения являются одной из универсальных циклообразующих связей. По мнению И.В.Фоменко, «если каждое лирическое стихотворение <…> стремится к одномоментности <…>, то система таких «точек-стихотворений» воссоздает пространственно-временные представления автора, т.е. его представления о мире и человеке как целостности. Поэтому пространственно-временной континуум может быть рассмотрен как одна из возможностей воплощения авторского мировосприятия»2. Все это в значительной степени относится и к творчеству В.Цоя, т.к. представляется, что альбом в современной культуре является формой, отчасти аналогичной циклу или книге стихов.

Таким образом, изучение структуры пространства и времени у В.Цоя является первым шагом к реконструкции целостной картины мира в его альбомах. Возможно, подобный сквозной анализ текстов с избранной точки зрения позволит также сделать некоторые выводы об эволюции его творчества.


Глава 2. Время в поэзии В.Р. Цоя

§ 2.1. Время, поддающееся исчислению


Время понимается героем неоднозначно. Его можно узнать, посмотрев на часы, что герой делает довольно часто, отмечая это - «на часах шесть», «около семи утра», «в десять ровно мама ждет тебя домой».

Герой Цоя склонен верить «счетчикам» - календарю («я смотрю в календарь, я знаю, что скоро зима» и часам «в это время я не верю глазам, я верю часам», «если верить часам, она <ночь> уже рядом»). Лето – это «девяносто два дня».


§ 2.2. Времена года


Однако время года для героя определяется, скорее, по ощущениям, будь то чисто физические («мерзнут руки и ноги»), или психологические («мне везде неуютно», «как мне избавиться от этой тоски по вам, солнечные дни») переживания. Время года может воздействовать на его ощущения и восприятие жизни («моя двадцатая осень сводит меня с ума», «я раздавлен зимой, я болею и сплю»). Как видно, зима для героя лирики Цоя является чем-то негативным, наводящим тоску и грусть, поэтому зима для героя длится дольше, чем на самом деле («порой я уверен, что зима навсегда /еще так долго до лета, а я еле терплю», «зима здесь слишком длинна»). Но если зима, которая «слишком темна», угнетает героя, то теплый сезон, напротив, приносит радость, утоляет «тоску по солнечным дням». Это подтверждают тексты песен «Весна» (Весна. Солнце светит опять<…> Весна. Я люблю весну. <…> Весна. Вы посмотрите, как красиво) и «Лето». Лето ассоциируется в сознании героя именно с солнцем, а также с приятным времяпрепровождением («Солнце в кружке пивной/Солнце в грани стакана в руке»).

§ 2.3. Понятие «каждый день» в раннем творчестве Цоя


Не менее важен для цоевского героя и каждый день. Тема каждого дня встречается практически в каждой песне рассматриваемых нами альбомов.

Я лишь начнется новый день,

Хожу отбрасываю тень / С лицом нахала

Наступит вечер я опять

Отправлюсь спать

Чтоб завтра встать / И все сначала…

Каждый новый день похож на предыдущий, сам герой отмечает это («я знаю точно, завтра будет то же, что и вчера»). Новый день повторяет предыдущий, и герой изо дня в день делает одно и тоже («я из тех, кто каждый день уходит прочь из дома около семи утра», «каждый день ты приходишь домой, когда темно»). Здесь мы должны согласиться с автором статьи «Альбом В. Цоя «45» как литературный цикл» С. А. Петровой, которая утверждает, что «время образует некий круг, в котором настоящее, будущее и прошлое не отличаются друг от друга по обстоятельствам». Так, например, герою надоедает изо дня слышать в телефонной трубке голос непонимающей, и поэтому, видимо, надоевшей ему девушки («ты звонишь мне каждый день/я не знаю, как мне быть»). Время для него становится чем-то вроде замкнутого круга, без начала и конца, день – это всего лишь «двадцать четыре круга прочь». А дальше – новый день, новое утро, чтобы начать жизнь заново, по тому же кругу («каждое утро снова жизнь знаю начинаю», «я знаю точно, завтра будет то же, что и вчера»). Однообразные дни складываются в однообразный год, пролетающий незаметно («как быстро пролетел этот год, он так похож на прошлый год»). Но в то же время герой Цоя обращает внимание на течение времени («вот ушел еще год, сколько останется нам?»). Он знает цену времени, поэтому ему досадно, что он «тратил время целый год». Несмотря на все однообразие, у героя есть четкое ощущение своего времени («я заметил свой срок», «я узнал свое утро»).


Глава 3. Пространство в поэзии В.Р. Цоя

§ 3.1. Дом героя


Вторым важным объектом нашего внимания является пространство, или места, где протекает жизнь лирического героя.

Во-первых, у него есть дом. Герой довольно редко бывает там («нет меня дома целыми днями»). Если он приходит домой, то, как правило, находится в одиночестве



Пришел домой

И как всегда опять один

Мой дом пустой

Герою не нравится находиться дома одному, поэтому в песне «Гость» он так настойчиво вопрошает: «Эй, кто будет моим гостем?». Сама песня начинается словами «Вечер. Я сижу дома / Это зима, это декабрь». Герой Цоя хочет находиться дома только вместе с кем-то, одиночество его не устраивает.

Герой ощущает неуют и некоторую бесполезность своего присутствия в доме

Мой дом

Я в нем

Сижу пень пнем

Находясь в своем доме, герой практически ничего не делает, он просто скользит взглядом по окружающим его предметам («Стоит таз, горит газ/Щелчок – и газ погас», «есть дым, черт с ним»). Даже время не трогает героя в доме, оно значит практически то же, что и таз, газ или дым («есть ночь, уже уходит прочь»). Герой просто отмечает течение времени, никак не реагируя. Но дом вовсе не становится для героя крепостью («как непрочны стены наших квартир», «в моем доме не видно стены»). Герой не чувствует своей защищенности, несмотря на то, что объявляет «свой дом безъядерной зоной». К тому же, в доме он не чувствует простора и свободы, скорее герой Цоя – это «подросший ребенок, воспитанный жизнью за шкафом». Та же мысль звучит и в более поздних текстах Цоя (в частности, альбом «Группа крови, 1988 год» - «мы родились в тесных квартирах новых районов»).


§ 3.2. Улица


Гораздо чаще герой ранней лирики Цоя находится вне дома, к примеру, на улице. Мотив улицы тесно связан с мотивом движения («я иду по улице один», «пустынной улицей вдвоем с тобой куда-то мы идем», «я иду, поглощенный толпой», «словно с похмелья шагаю по улице я»). Движение героя по улице – это движение без конкретной цели, создается впечатление, что он идет, просто чтобы не сидеть, это движение ради движения, а конечный пункт не так уж важен. По своей сути передвижения героя по улице – это ежедневная «прогулка романтика», которой «не станет помехой» ни «гроза за окном», ни то, что «ночь темна», ни «черные кошки», которые «перебегают дорогу», ни даже то, что герою «трудно идти». Весна воспринимается героем радостно, потому что это возможность снова отправиться на такую прогулку («Весна/Я опять иду гулять»).

§ 3.3. Транспорт


То же самое мы видим, наблюдая героя в транспорте. У него снова нет цели, ведь он сам говорит: уезжаю «не знаю зачем», снова он едет лишь бы ехать, снова ему не важен пункт назначения. Этот пункт часто просто остается неизвестным («уезжаю куда-то, не знаю, куда», «мы едем, не знаю, зачем и куда»). Однако герою все-таки бывает любопытно, куда он приедет, и тогда поездка – это тоже «прогулка романтика», а цель - просто узнать, что же из этого выйдет. Герой снова наблюдает, не предпринимая каких-либо действий («я сажусь в какой-то транспорт, и смотрю, куда он привезет меня»).

§ 3.4. Другие места


На пути героя встречаются и другие места, куда, в принципе, можно зайти. Это, в частности, кинотеатр, связанный, как правило, с девушкой («она шла в кино»), однако герой предпочитает кинотеатру другое место:

Ты говоришь: «Пойдем в кино»,

А я тебя зову в кабак, конечно…

Героя можно понять, ведь, в конце концов, его друзья делают остановки «только у пивных ларьков».




Глава 4. Отношения с людьми

§ 4.1. Гости


Иногда, впрочем, у героя есть цель движения по улице. Такая цель – гости:

Идешь по улице один

Идешь к кому-то из друзей

Заходишь в гости без причин

Герой отправляется в гости довольно часто. Чаще всего в гостях он находит большую компанию, тусовку. Ему не жалко времени на людей и общение с ними («для разговоров время есть»). В песне «Время есть, а денег нет» герой ощущает дискомфорт («я попал в какой-то не такой круг») от одиночества, от того, что «в окне знакомом не горит свет» и «куда-то все подевались вдруг». Одиночество – одна из главных проблем героя, он страдает от этого – «так страшно здесь быть одному», «не смог быть один», «я не знаю, как бы я жил, если бы я жил один». Он идет в гости, потому что встретит там таких же, как он, людей, потому что там ему комфортно («вечер в гостях был так приятен и весел»). Герой Цоя готов и сам принимать гостей. «Эй, кто будет моим гостем?» - спрашивает он в песне «Гость».


§ 4.2. Поиск людей


Приход друзей в пустой дом героя вовсе не «создает в душе героя дискомфорт», как утверждает Ю. Доманский1. Наоборот, приход друзей нарушает одиночество, гнетущее героя. Герой жаждет общения, он ищет его, звоня «по телефону всем».

Телефон является важным посредником между героем и окружающим миром. Звонок телефона часто изменяет течение событий: Мой дом пустой/ Но зазвонит вдруг телефон/ И будут в дверь стучать / И с улицы кричать.

Телефонный звонок – это шаг к людям или толчок к действию («телефонный звонок как команда «Вперед!»»). Герой или звонит сам, или ждет звонка («Ты не спишь, ты ждешь, а вдруг зазвонит телефон/И ты готов отдать все за этот звонок»).

Герою нужен контакт с людьми, он готов узнать то новое, что они расскажут ему:



Расскажите мне, что происходит,

Удивите меня,

Расскажите мне новость

Герой Цоя ищет людей. Это может быть и любовь («я хотел бы все время быть только с тобой», «я хочу быть с тобой», «я не могу больше жить без нее»). Но поиск конкретного человека имеет в своей основе поиск понимания, душевной близости («я не могу больше жить без тепла»), которое герой Цоя ищет почти в любом человеке («все люди братья»). Герою важна вера в него близкого человека, она дает ему силы («верь мне, и я сделаю все, что ты хочешь»)


§ 4.3. Знаки, объединяющие людей


«Новые пластинки», которые есть у приятеля, сродни «свежим новостям» - это то, что объединяет людей, так же, как вино и сигареты/папиросы («и с кем -то рядом ты сидишь/и с кем-то вместе пьешь вино», «я курю, а ты конфетки ешь», «пить чай, курить папиросы, думать о том, что будет завтра» - это обычные действия для героя и его друзей. В данном случае вино, сигареты, пластинки («рок-н-ролл, извлеченный из снимка чужой диафрагмы»- знаменитые пластинки «на костях», примета времени) – это просто знаки, объединяющие людей, которые могут даже и не говорить, а просто находиться вместе. Эта тема продолжится и в более позднем творчестве Цоя – «сигареты в руках, чай на столе, эта схема проста/и больше нет ничего, все находится в нас». Несмотря на то, что герой Цоя одинок в толпе («в толпе я как иголка в сене», «я незнаком с соседом/ Хоть мы вместе уж год»), он ощущает связь даже с незнакомыми людьми: «все люди братья, мы седьмая вода».

§ 4.4. «Я» и «Ты»


Для героя Цоя нет особой разницы между местоимениями «Я» и «ты», ведь «ты» делает то же, что и «я». «Я» «иду по улице один» - и «ты» «идешь по улице один». Герою интересно, что происходит вокруг, и он спрашивает об этом «расскажите мне, что происходит». «Собеседнику» лирического героя тоже интересно знать это: «просто хочешь ты знать, где и что происходит». Герой любит пить вино («я пил вино/я так люблю вино»), и «Ты» тоже знает толк в нем («и с кем-то вместе пьешь вино», «тебя зовут туда, где пьют/ и ты берешь еще вина»). Дома Герою не очень комфортно, поэтому «нет меня дома целыми днями». «Ты» тоже предпочитает проводить время вне дома: «ты уходишь так рано и приходишь так поздно домой». Герой тяжело переносит одиночество («я не знаю, как бы я жил, если бы я жил один»). Для «Тебя» жизнь в одиночестве практически невозможна («ты хотел быть один, но не смог быть один»). Все эти примеры служат подтверждением того, что «ты» и «я» в ранних текстах Цоя могут быть одним человеком, это герои с обобщенными характеристиками, представляющие собой портрет всего поколения.

Глава 5. Самоопределение героя

§ 5.1. Кем считает себя герой


Герой Цоя выделяет себя из своей среды, не заявляет о своей исключительности. Он и его друзья – это «дети проходных дворов». Они говорят и поют о том, что просто и понятно («если ночь - должно быть темно/А если утро – должен быть свет»). Герой в песнях обращается к таким же, как и он, к тем, кто способен понять и услышать («я об этом пою/Я надеюсь на то/что дети проходных дворов услышат меня»). К ним же герой обращается и в песне «Алюминиевые огурцы» («Здравствуйте, девочки!/Здравствуйте мальчики!/Смотрите на меня в окно/И мне кидайте свои пальчики»). Он всегда надеется получить отклик, реакцию на свои слова и песни. Герой Цоя выделяет свою среду, круг своих друзей из толпы, не стремится стать таким, как все, таким, как принято и как правильно. Он оставляет за собой право выбирать свой путь и свое место в жизни, сам решает, каким ему быть («Мы дети проходных дворов / Найдем сами свой цвет»).

§ 5.2. Дело героя


Герой называет себя бездельником, и действительно, создается такое впечатление, что он ничем не занят («Я бездельник», «Занят бездельем / Целыми днями», «Болтаюсь / целый день гуляю», «Сижу / Пень пнем»). У него, видимо, нет постоянной работы, а само отношение героя к такой работе хорошо раскрывается в песне «Без десяти» - работу вполне можно проспать, а на последствия наплевать: «и пускай все ругают меня на работе моей / и пускай все позорят меня на работе моей». Героя вполне устраивает то, что он «занят бездельем», ведь это «безделье» - только с точки зрения толпы. Герой называет себя не только «бездельником» или «иголкой в сене». Он еще и «экспериментатор», и «опытный практик». У героя есть дело, он занят поиском «сюжета для новой песни». Он создает новую песню в одиночестве, потому что осознает это как свое – и только свое – Дело. Поэтому мы можем согласиться с мнением А.В.Лексиной-Цыдендамбаевой, утверждающей в своей статье “Неоромантический импрессионизм как основа художественного мир В. Цоя», что «в художественной системе В.Цоя лирический герой одинок, но мотив одиночества воспринимается в связи с темой служения, долга1».

«Я сточил не один медиатор о терку струны» - говорит о себе герой Цоя. Создание песен может казаться бесполезным делом. «Я сажаю алюминиевые огурцы на брезентовом поле» - иронизирует герой. В данном случае посадка огурцов является метафорой бесполезного занятия, о чем и твердят герою «три чукотских мудреца», над которыми он тоже подшучивает, зная, что его труды не пропадут даром и «упадут в копилку». Для того, чтобы творить, герою нужна свобода действия. Он охраняет свой внутренний мир от тех, кто не может понять его образа жизни («очень злюсь/ когда мне говорят, что жить вот так/ как я сейчас, нельзя/ но почему? ведь я живу», «все говорят, что надо кем-то мне становиться, а я хотел бы остаться собой»).



Заключение

Целью нашего исследования было выявление закономерностей функционирования времени и пространства в ранних произведениях Виктора Цоя, а также определение их влияния на жизнь лирического героя, его взаимоотношений с людьми.



В результате мы пришли к следующим выводам:

  • Время, как правило, течет однообразно, создавая впечатление замкнутого круга. Но в то же время у героя есть четкое ощущение своего времени, которое он не собирается тратить впустую.

  • В собственном доме лирическому герою Цоя неуютно, он ощущает себя лишним в нем, и гораздо комфортнее чувствует себя на улице.

  • Движение по улице для героя – это движение без конкретной цели, движение ради самого себя, точно так же, как и поездка в транспорте.

  • Герой стремится к людям, его угнетает одиночество, он жаждет быть услышанным. Поэтому он часто отправляется в гости, или приглашает гостей к себе.

  • На первый взгляд герой кажется бездельником без всякой цели в жизни, но на самом деле он точно знает, доля чего живет. Главное его дело – создание песен, нового поэтического, еще не понимаемого всеми мира. Герой не собирается тратить время на другие дела.

1 см. Яркова А. В. Мифопоэтика В. Цоя // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 1998. – Вып. 1; Петрова С. А. Альбом В. Цоя «45» как литературный цикл // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003. – Вып. 7.

1 Роднянская И.Б. Художественное время и художественное пространство // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 487-489.

2 Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. Тверь, 1992. С.97.

1 Доманский Ю.С. «Тексты смерти» в русской рок-поэзии – Тверь, 2002 – с. 61.

1 А. В. Лексина – Цыдендамбаева, «Неоромантический импрессионизм как основа художественного мир В.Цоя» // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 1998. – Вып. 1 – с. 116.





Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет