ТВОРЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО
МАКАРИЯ
ЕГИПЕТСКОГО
ОГЛАВЛЕНИЕ
СОБРАНИЕ РУКОПИСЕЙ ТИПА I
ВЕЛИКОЕ ПОСЛАНИЕ И СЛОВА
ВЕЛИКОЕ ПОСЛАНИЕ
СЛОВО X О духовном жемчуге
СЛОВО XIX О том, что должно доблественно переносить всевозможные искушения, в которых мы совершенствуемся
СЛОВО XXI Сколь великих и каковых тайн удостаивается через смирение душа, имеющая общение со Христом
СЛОВО XXIV О том, как следует понимать духовно все Писание и ничего плотского не мыслить
СЛОВО XXVII О том, что все видимое является образом невидимого мира Божества
СЛОВО XXVIII Каковы более великие дела, которые Отец дает творить Сыну
СЛОВО XXXV О том, что чистая душа, по возможному ей, видит Бога, а не такая — во тьме ходит
СЛОВО L Скольких и каковых благ удостаивается душа, таинственно приобщающаяся Христу, и какие оружия она должна иметь
СЛОВО LII
СЛОВО LIII
СЛОВО LIV
СЛОВО LV
СЛОВО LVI
СЛОВО LVII
СЛОВО LVIII
СЛОВО LIX
СЛОВО LX
СЛОВО LXI
СЛОВО LXII О молчании
СЛОВО LXIII
СЛОВО LX1V
ТВОРЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ ЕГИПЕТСКОГО. СОБРАНИЕ РУКОПИСЕЙ ТИПА II. ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
БЕСЕДА I Иносказательное изъяснение видения, описанного пророком Иезекиилем
БЕСЕДА II О царстве тьмы, то есть греха, и о том, что один Бог может отъять от нас грех и избавить нас от рабства лукавому князю
БЕСЕДА III О том, что братия между собою должны жить искренно, в простоте, в любви, в мире, вести же борьбу и брань с внутренними помыслами
БЕСЕДА IV Христиане, чтобы сподобиться им небесных похвал от Бога и от Ангелов, должны внимательно и тщательно совершать течение свое на поприще мира сего
БЕСЕДА V Велика разность между христианами и людьми мира сего. Одни, имея в себе духа мира, в сердце и уме связаны земными узами, а другие вожделевают любви Небесного Отца, Его единого имея предметом всех своих желаний
БЕСЕДА VI Намеревающиеся благоугождать Богу должны совершать молитвы в мире, безмолвии, кротости и премудрости, чтобы, молясь с воплями, не стать соблазном для всех. В сей же беседе заключаются два вопроса: вещественные ли творения суть престолы и венцы? и что такое двенадцать престолов Израилевых?
БЕСЕДА VIIО снисхождении Христовом к человеку. Беседа сия заключает в себе также несколько вопросов и ответов
БЕСЕДА VIII О том, что бывает с христианами во время совершения молитв, и о мерах совершенства, то есть могут ли христиане достигать совершенной меры
БЕСЕДА IX О том, что Божий обетования и пророчества исполняются при различных испытаниях и искушениях и что от искушений лукавого избавляются приверженные к единому Богу
БЕСЕДА X О том, что дары Божией благодати сохраняются и умножаются смиренномудрием и усердием, утрачиваются же превозношением и нерадением
БЕСЕДА XI О том, что сила Духа Святого в сердце человеческом подобна огню; еще о том, в чем имеем нужду для различения помыслов, возникающих в сердце; также о мертвом змие, который Моисеем пригвожден был на вершине древа и служил образом Христа. В сей же беседе содержатся два разговора: один — Христа с лукавым сатаною, а другой — грешников с сатаною же
БЕСЕДА XII О состоянии Адама до преступления им Божией заповеди и после того, как утратил он и собственный свой, и небесный образ. Сия же беседа содержит
в себе несколько весьма полезных вопросов
БЕСЕДА XIII О том, какого плода требует Бог от христиан
БЕСЕДА XIV О том, что посвящающие Богу помыслы и ум делают сие в надежде, что просветятся очи их сердца, что Бог сподобляет таковых в святости и величайшей чистоте приступать к Таинствам и уделяет им благодать Свою; также о том, что должны делать мы, желающие получить какое-либо из небесных благ; наконец о том, что апостолы и пророки подобны солнечным лучам, входящим в окно. Еще беседа учит, что такое земля сатанинская и земля ангельская — обе неосязаемые и невидимые
БЕСЕДА XV Беседа сия содержит в себе пространное учение о том, как душе в святости, непорочности и чистоте надобно пребывать пред Женихом своим — Иисусом Христом, и еще некоторые весьма поучительные вопросы — например, о том, все ли члены восстанут в воскресение, и иные многие — о зле, о благодати, о свободном произволении, о достоинстве человеческого рода
БЕСЕДА XVI О том, что духовные люди подлежат искушениям и скорбям, проистекающим от первого греха
БЕСЕДА XVII О духовном помазании и славе христиан и о том, что без Христа невозможно спастись или соделаться причастником вечной жизни
БЕСЕДА XVIII О сокровище христиан, то есть о Христе и Духе Святом, различными способами ведущем их к достижению совершенства
БЕСЕДА XIX Христиане, желающие преспевать и возрастать, должны понуждать себя ко всему доброму, чтобы избавиться им от живущего в них греха и исполниться Духа Святого
БЕСЕДА XX Один Христос, истинный Врач внутреннего человека, может уврачевать душу и украсить ее ризою благодати
БЕСЕДА XXI Христианину предстоит двоякая брань, а именно внутренняя и внешняя, и последняя состоит в удалении себя от земных развлечений, а первая происходит в сердце с помыслами, какие внушаются лукавыми духами
БЕСЕДА XXII О двояком состоянии отходящих от жизни сей
БЕСЕДА XXIII Как царский и многоценный бисер могут носить только родившиеся от царского семени, так и небесный бисер можно носить только Божиим чадам
БЕСЕДА XXIV Состояние христиан подобно купле и закваске. Как купцы собирают земные прибытки, так христиане собирают рассеянные в веке сем помыслы. И как закваска делает кислым все смешение, так греховная закваска проникает весь род Адамов, но Христос влагает в верные души небесную закваску благости
БЕСЕДА XXV Беседа сия учит, что ни один человек, если не подкреплен Христом, не в силах преодолеть соблазны лукавого; показывает, что должно делать желающим себе Божественной славы; и еще учит, что чрез Адамово преслушание впали мы в рабство плотским страстям, от которого избавляемся таинством Креста; а наконец показывает, как велика сила слез и Божественного огня
БЕСЕДА XXVI О достоинстве, драгоценности, силе и делании бессмертной души и о том, как искушается она сатаною и получает избавление от искушений. Здесь же присовокуплены некоторые весьма поучительные вопросы
БЕСЕДА XXVII Беседа сия оканчивает пространное рассуждение, начатое в предыдущей беседе, о достоинстве и состоянии человека христианина; она же научает многому преполезному о произволе, присовокупляя к тому некоторые исполненные Божественной мудрости вопросы
БЕСЕДА XXVIII В беседе сей описывается и оплакивается бедствие души, и именно, что по причине греха не обитает в ней Господь; также говорится об Иоанне Крестителе, что никто из рожденных женами не больше его
БЕСЕДА XXIX Раздаяние благодати человеческому роду Бог совершает двояким образом, с тем чтобы плодов ее потребовать на праведном Суде
БЕСЕДА XXX Душе, чтобы войти в Царствие Божие, должно родиться от Святого Духа, и каким образом бывает сие
БЕСЕДА XXXI Верующему должно перемениться в уме своем и собрать в Бога все помыслы, в чем действительно и заключается все служение Богу
БЕСЕДА XXXII Слава христиан даже ныне пребывает в душах их, во время же воскресения обнаружится и прославит тела по мере их благочестия
БЕСЕДА XXXIII
Должно непрестанно и усердно молиться Богу
БЕСЕДА XXXIV О славе христиан, какой в воскресение сподобятся тела их, просветившись вместе с душами
БЕСЕДА XXXV О ветхой и новой субботе
БЕСЕДА XXXVI О двояком воскресении душ и тел и о различной славе воскрешенных
БЕСЕДА XXXVII О рае и о духовном законе
БЕСЕДА XXXVIII Много вникательности и разумения потребно нам при изведании истинных христиан и того, кто истинный христианин
БЕСЕДА XXXIX Для чего дано нам Богом Божественное Писание?
БЕСЕДА XL О том, что все добродетели и все худые дела связаны между собою и, подобно звеньям в цепи, зависят одни от других
БЕСЕДА XLI Весьма глубоки тайники души, постепенно возрастающей в благодати и в пороках
БЕСЕДА XLII К совершенству ведет человека или вредит ему не внешнее, но внутреннее, то есть или Дух благодати, или дух лукавства
БЕСЕДА XLIII О преспеянии человека-христианина, вся сила которого зависит от сердца, что и описывается здесь в разных чертах
БЕСЕДА XLIV О том, какую перемену и какое обновление в человеке-христианине совершает Христос, уврачевавший душевные страсти и недуги
БЕСЕДА XLV О том, что не искусство какое, не богатство мира сего, но одно пришествие Христово может уврачевать человека. В сей же беседе показывается весьма великое сродство человека с Богом
БЕСЕДА XLVI О различии между словом Божиим и словом мира, между чадами Божиими и чадами мира сего
БЕСЕДА XLVII Иносказательное истолкование того, что было под законом
БЕСЕДА XLVIII О совершенной вере в Бога
БЕСЕДА XLIX Нет достаточной причины отказаться человеку от наслаждений мира сего, если не пришлет он участия в блаженстве иного мира
БЕСЕДА L Бог чудодействует во святых Своих
БЕСЕДА LI Того же самого монаха, божественного отца Макария, второе послание к авве Симеону, подвижнику из Месопотамии Сирийской, и к остальным братиям, иже с ним
БЕСЕДА LII
БЕСЕДА LIII
БЕСЕДА LIV
БЕСЕДА LV
БЕСЕДА LVI
БЕСЕДА LVII
ТВОРЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ ЕГИПЕТСКОГО.
СОБРАНИЕ РУКОПИСЕЙ ТИПА III. ПОУЧЕНИЯ
ПОУЧЕНИЕ I
ПОУЧЕНИЕ II
ПОУЧЕНИЕ III
ПОУЧЕНИЕ IV
ПОУЧЕНИЕ V
ПОУЧЕНИЕ VI
ПОУЧЕНИЕ VII
ПОУЧЕНИЕ VIII
ПОУЧЕНИЕ IX
ПОУЧЕНИЕ X
ПОУЧЕНИЕ XI
ПОУЧЕНИЕ XII
ПОУЧЕНИЕ XIII
ПОУЧЕНИЕ XIV
ПОУЧЕНИЕ XV
ПОУЧЕНИЕ XVI
ПОУЧЕНИЕ XVII
ПОУЧЕНИЕ XVIII
ПОУЧЕНИЕ XIX
ПОУЧЕНИЕ XX
ПОУЧЕНИЕ XXI
ПОУЧЕНИЕ XXII
ПОУЧЕНИЕ XXIII
ПОУЧЕНИЕ XXIV
ПОУЧЕНИЕ XXV
ПОУЧЕНИЕ XXVI
ПОУЧЕНИЕ XXVII
ПОУЧЕНИЕ XXVIII
ПРИЛОЖЕНИЯ
НОВООТКРЫТЫЕ СКАЗАНИЯ О ПРЕПОДОБНОМ МАКАРИИ ВЕЛИКОМ ПО КОПТСКОМУ СБОРНИКУ
ОБ АВВЕ МАКАРИИ ВЕЛИКОМ
ПОСЛАНИЕ К ЧАДАМ СВОИМ
СОБРАНИЕ РУКОПИСЕЙ ТИПА I
ВЕЛИКОЕ ПОСЛАНИЕ И СЛОВА
Великое Послание: перевод Доктора церковной истории, профессора А. И. Сидорова (Творения древних отцов-подвижников. М.: «Мартис», 1997. С. 99-142).
Слова X, XIX, XXI, XXIV, XXVII, XXVIII, XXXV, L.
перевод архиепископа Василия (Кривошеина) («Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата», 1983, № 113. С. 115-148).
Слова LII-LXIV: перевод Доктора богословия архимандрита Амвросия Погодина (Беседы преподобного Макария Египетскаго. Монреаль: Издание Братства преп. Иова Почаевского, 1979).
ВЕЛИКОЕ ПОСЛАНИЕ
1. 1. Владыка и Создатель всяческих, человеколюбивый Бог, всегда дарует роду человеческому благие поводы для познания будущих благ, а мановением [Своей] доброты вкладывает [стремление] избрать удел лучшего преуспеяния в желающих этого, всегда увлекая к благу человека, созданного по образу Его. Ибо душе по природе присуще обладать стремлением к прекрасному, и она всегда старается желать лучшего, но левая сторона зла с помощью ужасного коварства взращивает в душах простецов мечтание о прекрасном для помрачения подлинно прекрасного. Вследствие этого неизреченная любовь благодати Христовой научает нас чрез Богодухновенные Писания ведению истины словами пророка: Благости и наказанию и разуму научи мя, яко заповедем Твоим веровах (Пс. 118, 66). Стало быть, [Бог] желает изгнать из нас всякую причину зол, дабы мы смогли отстранить неведение — причину всех пороков и сущее в нас плотское и неразумное помышление, обманом возобладавшее над обетованием ведения; тогда, познав, что ведение истины есть причина спасения, и водимые повсюду светом истинного знания, мы сможем отогнать [от себя всякий порок].
1. 2. Поскольку вы, дражайшие и возлюбленнейшие братия, не раз высказывали желание получить от нас [ответы] на [свои вопросы] и узнать: какой должна быть отшельническая жизнь; как удалившимся от плотских наслаждений и обмана века сего и собравшимся вместе для [достижения] этого следует жить по апостольскому образу, став священным союзом и сомкнутым строем братства, чтобы, свободно избрав такой [образ жизни], всегда в благочестии сопребывать друг с другом; как должно проводить вместе время и какое иметь устроение добрых обычаев и нравов; какова цель пути, простирающегося к высшей добродетели, и какова воля Божия — благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2); каково борение и ристалище у желающих достичь совершенства и всегда поспешающих прийти в меру полного духовного возраста (Еф. 4, 13)? Или, дабы сказать просто и не простирать своей речи до бесконечности, — поскольку вы спрашивали нас обо всем этом и о вытекающих из этого вещах, прося, чтобы мы письменно запечатлели их для постоянного памятования и душеполезного размышления, то мы выполняем вашу просьбу, стараясь [изложить все], насколько это возможно, стройно и по порядку. Только прошу вас при чтении внимательно и постоянно исследовать написанное, чтобы вам, обретшим твердое знание добродетели, [никогда] не впасть бы в прегрешение. Ибо предложенное [нами сочинение] полезно [лишь] для тех, которые весьма тщательно рассматривают [написанное].
1. 3. Начать же должно со следующего: полностью доверяйте Божественному и священнейшему определению истинного и благочестивого учения и веры, поскольку оно право догматствует о едином поклоняемом Божестве, единосущии Троицы, единой воле, единой славе и едином поклонении одному Триипостасному Божеству, как благочестиво исповедовали мы благое исповедание пред лицом многих свидетелей во святом таинстве святого крещения.
1. 4. Поэтому мы, видя ваше стремление к благу и желание [достигнуть] высоты добродетели, не стали медлить и в краткое время составили памятку, беря за основу [своих] мыслей Богодухновенные Писания, а, также приводя свидетельства их для полной удостоверенности в несомненности [нашей] веры, дабы никто не подумал, что мы говорим что-нибудь [только] от самих себя, или не заподозрил, что произносим мы надутое пустословие (2 Пет. 2, 18).
II. 1. Итак, все, посвящающие себя Богу и старающиеся представить тела свои в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения (Рим. 12, 1), пусть, прежде всего, постоянно имеют пред очами своими цель и сияние благочестия для того, чтобы, предаваясь всякому благому делу и ревностно упражняясь во всякой добродетели, пребывать им в вере по священным обетованиям Евангелий и остальных Писаний. Им следует твердо верить, что чрез благодать Христову и силу Божию нам возможно достичь полного избавления и очищения от страстей бесчестия, которые деятельно осуществляются в душе и теле. Ибо что невозможно нам, то возможно дарующему обетования Богу (Мф. 19, 26). Ведь греховные страсти возникли в душе и теле позже — чрез преступление [заповеди] первозданным человеком.
II. 2. Чтобы целиком и полностью удостоиться усыновления от Духа для освящения души и тела, следует веровать во всей полноте удостоверенности, согласно сказавшему: Потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете (1 Фес. 1, 5); и еще: И ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 5, 23).
II. 3. Задаток неизреченного благодеяния Духа мы, верующие, получили через святое и триждыблаженное призывание [Святой Троицы] в [таинстве] крещения для возрастания и преуспеяния в совершенном наследии [Царства Небесного] и для приумножения таланта (Мф. 25, 14-30; Лк. 19, 12-27), доверившись великому и чистому таинству. Ибо Божественный Дух Утешитель, данный апостолам, а через них — единственной и истинной Церкви Божией для служения Ей, различным и многообразным способом, соразмерным вере, сопребывает от часа крещения с каждым, кто приступает к этому таинству, побуждаемый подлинной верой. Ведь, как говорится в Евангелии, каждый получает [свою] мину, чтобы пустить ее в оборот, приумножить и преувеличить (Мф. 25, 14-30; Лк. 19, 12-27).
II. 4. Подобно тому как рожденное в веке сем дитя не остается навсегда в младенческом состоянии, но ежедневно возрастает с необходимостью некой последовательности по неизреченным законам природы до тех пор, пока не станет совершенным мужем и не достигнет полноты умственных сил, таким же образом рожденный свыше от воды и Духа (Ин. 3, 3-5) не должен оставаться в младенческом состоянии духовного возраста, но ему следует, посредством многих усилий, трудов и терпения во время борения с духовным соперником, преуспеять и возрастать до тех пор, пока он не достигнет полноты духовного возмужания, согласно словам Апостола: Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос (Еф. 4, 13-15). В другом месте Апостол еще говорит: Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2). Он говорит, что пришедшим в меру возраста и достигшим разумного совершенства духа следует поспешать к [познанию] совершенной воли Божией.
II. 5. Однако когда ребенок, в силу необходимой последовательности и закона природы, [развивается] от [дня своего] телесного рождения, достигая возмужалости, то это происходит по закону Промысла, действующего с необходимостью и управляющего телесным возмужанием, а не по избранию свободной воли. Относительно же горнего рождения от Духа [Бог] не определил такой последовательности, но Он установил, [чтобы в духовном преуспеянии] были труд, борение и ристалище, добровольно избираемые человеком и [преодолеваемые им] со многим терпением, согласно словам Господа: Подвизайтесь войти сквозь тесные врата (Лк. 13, 24); и еще: Употребляйте усилие, ибо употребляющие усилие восхищают Царство Небесное (Мф. 11, 12); а также: Претерпевший до конца спасется (Мф. 10, 22) и терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19). И Апостол говорит: С терпением будем проходить предлежащее нам поприще (Евр. 12, 1); и: Так бегите, чтобы получить (1 Кор. 9, 24); а также: Как служители Божии, в великом терпении (2 Кор. 6, 4) и так далее. Так управила Божия благодать, чтобы каждый приобретал себе духовное возрастание посредством собственной воли и хотения, а также путем труда и борения.
III. 1. Поэтому насколько [каждый христианин] верует, насколько он подвизается и насколько он в телесном и душевном борении предает себя всякому благоугождению заповедям, настолько он стяжает причастие Духу для духовного возрастания и обновления ума (Рим. 12, 2), приобретая себе, по благодати и дару Божиему, спасение и, с помощью веры, любви и борения свободного произволения, усваивая себе преуспеяние и возрастание в меру совершенного духовного возраста. И это для того, чтобы стать ему, как по благодати, так и по праведности, наследником вечной жизни. Ведь как невозможно усвоить возрастание преуспеяния посредством одной лишь Божией силы и благодати, без содействия и усердия [самого] человека, так невозможно и достичь совершенной воли Божией и прийти в [полную] меру свободы и чистоты лишь посредством собственной силы, усердия и настойчивости, без содействия и помощи Святого Духа. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126, 1); и еще: Не бо мечем своим наследиша землю, и мышца их не спасе их (хотя и ведут они брань «мечами» и «мышцами»), но десница Твоя, и мышца Твоя, и просвещение лица Твоего (Пс. 43, 4), — здесь говорится о силе Божией, содействующей их собственному борению. Одновременно пророк научает, что надеющимся обрести спасение верой и любовью и с помощью благодати следует отсекать превозношение немногими добродетелями и упование лишь на самих себя.
III. 2. Что же есть эта воля Божия, достичь которой Апостол побуждает [всех], призывая каждого усердно добиваться ее? Не является ли она блаженством тех, о которых Господь говорит: Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8) и Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48)? Этими [словами] возвещается совершенное очищение от греха, полное избавление от страстей бесчестия и совершенное усвоение высшей добродетели, то есть очищение и освящение сердца чрез причастие совершенному Божиему Духу, происходящее в полноте удостоверенности, с верой и любовью души, жертвующей себя целиком Богу. Эту совершенную цель истины Дух являет через Давида; Он научает искать ее у Бога и веровать, что жаждущие [ее] провозглашаются сынами Света и становятся наследниками Жизни. Ведь [Дух через Давида] глаголет: Буди сердце мое непорочно во оправданиях Твоих, яко да не постыжуся (Пс. 118, 80). Словами этими указывается на то, что стыдом и позором покрываются те, которые не стяжали еще себе непорочное сердце, [чистое] от всякого пятна и грязи порока. И опять говорит: Тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя (Пс. 118, 6), — здесь Святой Дух научает тому, что следует исполнять все заповеди, удаляться от [всякого] прегрешения и обретать совершенное дерзновение к Богу (1 Ин.3, 21-22). Еще пророк, молясь, указывает на ту же самую цель словами: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей... И Духом владычним утверди мя (Пс. 50, 12-14). Он также вопрошает: Кто взыдет на гору Господню? Или кто станет на месте святем Его? (Пс. 23, 3), намекая на тех, которые [удостоятся сего. И дает ответ]: Неповинен рукама и чист сердцем (Пс. 23, 4). Поэтому мы, как это открывает Дух Своим действием, должны полностью отсечь от себя [всякий] грех, совершаемый делом, словом, мыслью или помыслом, и, ревностно молясь и уповая с верой, ежедневно поспешать к совершенной чистоте Божией.
Достарыңызбен бөлісу: |