Эф-18-8к2
Қуанышбек Д.А. – Қонақүй кәсіпорнын имидждік жайғастыру және оны жетілдіру жөніндегі іс-шараларды әзірлеу
Нурахмет А.С. – Қазақстан Республикасындағы санаторий – курорттық қызметтерге сұранысты талдау және болжау
Жорықбаева А.А. – Қазақстан Республикасында мұражайй туристік дестинацияны жылжыту құралы ретінде
Нурмахан А. – Қазақстан Республикасының туристік саласы дамытудың 2025 жылға дейінгі мемлекеттік бағдарламасын іске асыру мақсатында спорттық туризмді дамытудың жай-күйі мен перспективаларын талдау
Тынышбек А.М. – Қонақжайлылық индустриясындағы қызмет көрсету сапасын мемлекеттік реттеудің шетелдік тәжірибесі
В самом начале третьего тысячелетия перед человечеством возникают новые цен-ности, которые, с одной стороны, являются многообещающими и перспективными, но с другой угрожают замедлить эффективный прогресс. В условиях нового вызова современному обществу особое значение приобретает вечный вопрос о мире: каковы новые формы или способы сосуществования людей различных культур и традиций, в особенности Востока и Запада18. В процессе диалога между Востоком и Западом, продолжающегося тысячелетиями, участвовали представители различных цивили-заций, культур, народов, конфессий, мировоззрений. Существенные трансформации произошли во всех сферах социального, политического, экономического, человеческо-го развития. И все же, вплоть до недавнего времени все еще бытовало мнение о том, что изменения в культурной и духовной жизни недостаточны для изменения матери-альной жизни. Вместе с тем, события последнего десятилетия показали ошибочность данного восприятия. Изменения в духовном, религиозном и, в целом культурном раз-витии, оказывают значительное влияние на отдельные индивидуумы, общества и че-ловечество в целом. В рамках происходящих трансформаций можно отметить различные уровни, ко-торые отражают новые вызовы, связанные как с международной системой и регио-нами в целом, так и с отдельными странами и индивидуумами. Каждый из уровней предполагает свой собственный ответ на происходящие изменения. Мы должны при-знать, что на международном уровне вплоть до недавнего времени отсутствовала чет-ко разработанная стратегия, не говоря уже о детальных решениях новых вызовов. Для того чтобы соответствовать новому развитию, необходимо четкое видение, понима-ние глобальных и местных трендов развития, что невозможно без постановки фун-даментальных вопросов осмысления происходящих изменений. Необходима также и определенная смелость для изменения устоявшихся стереотипов и распространения нового понимания. Иными словами, необходимо государственное отношение или искусство политики, охватывающее собой более широкое, нежели одно государство, международное поле. Можно отметить, что происходящие в мире процессы изменений, пожалуй, наибо-лее видимые в финансово-экономической, политической сферах, в своей основе носят глубоко культурный характер. Культурный аспект трансформаций приводит к тому, что понятия глобализации с одной стороны, и локализации с другой, стали во многом приобретать именно культурную окраску, а также с новой силой высвечивать понятие идентичности. Культурная идентичность в этом смысле приобретает более широкое измерение, раздвигая рамки как нашего отношения к происходящим изменениям, так и понимания культуры в целом. Культура, понимаемая в широком смысле как совокупность комплексного (не толь-ко собственно духовного, но и экономического, политического, военного и т. д.) развития той или иной нации и государства, в настоящее время потенциально способна нести базовую доминантную нагрузку и во многом определять происходящие процес-сы изменений. Можно сказать, что современное развитие во многом несет культурное измерение, в связи с чем вопросы культурного развития сегодня не могут сводиться к ее узкому прочтению, а должны охватывать широкий спектр, включающий помимо духовного наследия, науки, знания, различные виды искусства, также и сугубо при-кладные сферы политики, экономики, окружающей среды и т. д. Именно такой ши-рокий взгляд на культуру позволит рассматривать вопросы идентичности как сово-купное комплексное явление, вне отрыва от исторически сложившихся основ или же новых форм развития того или иного сообщества людей. Такая постановка вопроса ставит новые задачи, прежде всего, в области идентич-ности, сформировавшихся культурных парадигм и стереотипов культурного восприя-тия. Если культура обладает столь широким запасом прочности, позволяющим ей во многом определять современное развитие, то столь же большим потенциалом должны обладать и связанные с ней устоявшиеся культурные образцы поведения, мышления, восприятия, т. е. все то, что связано с конкретными стереотипами. Однако, как из-вестно, стереотипы культурного восприятия могут нести как положительную, так и отрицательную нагрузку, что в конечном итоге имеет большое значение для межкуль-турного и межрелигиозного диалога. Однако данный анализ будет неполным без учета происходящих трансформаций, связанных, как было отмечено выше, с процессами глобализации и локализации. Данные двуединые процессы невозможно оценивать с точки зрения одностороннего подхода, поскольку выявляемые ими новые культурные образцы также обладают дву-единым характером. С одной стороны, это расширение нашего понимания культур и связанных с ними определенных культурных парадигм, это отказ от устоявшихся, как правило, негативных, стереотипов; это сближение и определенное смешение культур. С другой стороны, это особая ответственность за сохранение традиционных культур, поддержание их дееспособности и развития. Вместе взятое, все это накладывает особый отпечаток на наше понимание культу-ры и межкультурного диалога, а также приводит к тому, что меняется само понимание культурных стереотипов и культурной идентичности. Формирующееся глобальное сознание и мышление уже не позволяет доминировать лишь неким отдельным культу-рам, а высвечивает новые грани культурного разнообразия. Не случайно, что именно в этот период стала возможной постановка вопроса о культурном разнообразии, вы аким образом, рассмотренное выше изменение на современном этапе содержа-ния культуры в целом, а также связанных с ней понятий идентичности и культурного восприятия (стереотипов) предполагает и изменение парадигм отношений на более частных уровнях, таких как, например, взаимоотношений по линии Восток—Запад, с одной стороны, а также между конкретными религиями с другой. Прежде всего, здесь необходимо отметить, что ставшее уже классическим деле-ние на Восток—Запад также претерпевает сегодня определенную трансформацию. Во многом это связано с отмеченным выше процессом расширения, множественности культур. Несмотря на то, что данный процесс находится на своей начальной стадии развития, тем не менее уже можно отметить определенные изменения. Связаны они с тем, что дихотомия Восток—Запад уже больше не является определяющей. Принцип множественности культур, помноженный на глобализацию локализацию, выводит на повестку дня сетевой принцип и, кроме того, другие возможные линии взаимодей-ствия, в частности, такие как Север—Юг. Поскольку концепт культуры по самому своему определению подразумевает включение, взаимодействие ряда культур между собой, то в условиях изменения (точнее, расширения) данного концепта, происходит и значительное расширение взаимодействующих культур. Это означает, что сугубо географические рамки, доминировавшие в сознании народов и обществ на протяжении тысячелетий, начинают стираться и размываться. Вместо этого во главу угла ставится содержание, наполнение культуры, которое и должно определять, каким образом культуры будут взаимодействовать между собой. Столь значимое изменение имеет большое значение, поскольку все производные культуры, в частности религии, также получают новое измерение. В межрелигиозном диалоге, например, жесткое разграничение между религиями уже не отвечает вызо-вам времени. Более того, оно становится не только непродуктивным, но и (принимая во внимание политизацию религий), абсолютно вредным. Вместо этого, актуальным становится такое понимание религии, которое ставит ее в контекст определенных культур (взаимодействующих между собой или же нет). Такое «наполнение» религии подразумевает, с одной стороны, что религии всегда должны учитывать культурный контекст. Это приводит к тому, что в одном и том же культурном контексте религии неизбежно должны взаимодействовать между собой. С другой стороны, и в различных культурных контекстах религии (особенно мировые религии, «разбросанные» по все-му земному шару) потенциально играют связующую роль между культурами. Такое расширительное толкование религии ведет к необходимости диалога и взаи-модействия как обязательного фактора, способствующего сегодня снимать линии напряжения в отношениях между культурами и религиями. В состоянии ли мы совместно противостоять негативной перспективе? Можем ли мы обнаружить в нашем непростом мире понимание общности наших исторических судеб и интересов? Можно ли дать понять людям сходства между культурами и религиями? Несомненно, если мы будем общаться в режиме сотрудничества и диалога. Если рассмотреть диалог в содержательном плане, то он является взаимодействием культур, религий, этносов, государств и человечества в целом как целостного субъек-
Только имея в наличии эти и другие условия, диалог способен предотвратить кон-фронтацию Восток—Запад, способствовать налаживанию партнерских взаимоотношений в социально-исторической, культурной, духовной сферах, закреплению понятия «диалог» в сознании политиков, дипломатов, ученых, духовенства и др. И в этом процессе значительную роль играет межэтническое и межконфессиональное согласие, что является альтернативой насилию и деспотичности. Сегодня в Казахстане наблюдается довольно устойчивая ориентированность населения на расширение межцивилизационного и межкультурного диалога, сохранение межэтнического и межконфессионального согласия. Социологические исследования, проведенные Институтом востоковедения им. Р. Б. Сулейменова КН МОН РК в различных регионах Казахстана (2007–2009), свидетельствуют, что в общественном сознании сформировалось в целом положительное отношение к налаживанию диалога между культурами и религиями. Эти исследования показали, что в основном преобладает терпимое отношение к представителям других культур и вероисповеданий (68 %). Это позволяет утверждать о нормальных отношениях между гражданами вне зависимости от этнической и религиозной принадлежности. Большинство из числа опрошенных признали значительные достижения Казахстана в деле укрепления межконфессиональной стабильности. Они, в частности, обратили внимание на следующие моменты: есть стабильность в межконфессиональных взаимоотношениях; созданы условия для изучения основ всех традиционных религий; свободно отмечаются религиозные праздники; восстанавливаются духовные связи с зарубежными единоверцами; воссоздается система религиозного образования; воз-рождаются канонические формы религиозной жизни; растет тенденция к росту числа верующих всех конфессий; государство налаживает конструктивный диалог со всеми религиозными объединениями.На вопрос «Испытывали ли Вы несправедливое, предвзятое отношение со стороны представителей других конфессий?» 58,64 % респондентов дали отрицательный ответ, подтвердив наличие толерантности у казахстанских граждан. Обращает на себя внимание то, что события, связанные с действиями религиозных экстремистов в разных странах, серьезно не отразились на отношении не-мусульманского населения к последователям ислама. Так, на вопрос: «Ухудшилось ли ваше отношение к мусульманам в связи с известными действиями религиозных экстремистов в последние годы?», около 68,3 % опрошенных признали, что их от-ношение к последователям исламской религии не ухудшилось. Чаще смысл ответа на данный вопрос звучал в форме: «У меня много друзей среди тех, кто соблюдает исламские каноны. И никакие религиозные экстремисты не могут подорвать нашу дружбу».Представители практически всех религиозных конфессий и организаций отмеча-ли, что Казахстан сегодня проходит важный этап своей истории, и необходимо не до-пустить использование религиозного фактора для эскалации напряженности в обще-стве. Заявляя о взаимном уважении, они не приемлют фанатизм, ненависть, насилие на религиозной почве и считают, что религиозные объединения должны осуществлять свою деятельность без какого-либо проявления прозелитизма. Они особо подчеркнули, что в Казахстане никогда не было религиозных войн, всегда были условия для установления мира и согласия между различными этносами и вероисповеданиями, что решение тех или иных проблем они видят в рамках существующих законов, гарантирующих защиту свободы совести. Следует отметить, что в общественном сознании за годы независимости сформи-ровалось в целом положительное отношение к религии. 50,3 % считают, что религия должна развиваться наравне с другими сферами в меру своих возможностей; 25 % считают, что религия должна стать основой в духовно-нравственном воспитании молодежи. Свыше 70 % респондентов ответили, что их роднит со своим народом язык, 60 % назвали традиции и обычаи и более 40 % — религия. 50,4 % респондентов ответили, что религия улучшает отношения между людьми, 16,4 % — делает человека духовно богатым. По нашим исследованиям, около 80 % студенческой молодежи выразили интерес к истории религии и свыше 17 % читали или читают Священные книги. Традиционная религия не потеряла качество своей функциональной связанности с национальными традициями и обычаями, не утратила качества интегрального и необходимого элемента всей системы духовной культуры. Для большинства населения Казахстана религия выступает скорее как духовно-нравственный и культурный феномен, тесно связанный с историей развития народа и государства. Издревле Казахстан был местом пересечения Западных и Восточных цивилизаций, в ареал контактов которого входили страны Ближнего и Переднего Востока, Древняя Греция и Римская империя, Персия (Иран), древний Китай и Индия. На протяжении столетий здесь происходили процессы интенсивного межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, что не могло не оставить отпечатка на содержании и формах данного взаимодействия в современный период. В частности, это находит отражение в политике страны.Современная политика независимого Казахстана богата на различные международные инициативы. С первых дней независимости лидер страны — Президент РК Нурсултан Назарбаев — начал осуществлять широкомасштабную работу в области межкультурного и межрелигиозного диалога. С одной стороны, можно сказать, что это было вызвано географическим, демографическим положением, а также спецификой религиозной, этнической ситуации в стране. Действительно, географически Казахстан занимает уникальное положение в Евразии как место встречи между Востоком и Западом. Конфессиональное и этническое многообразие в стране поражает: более 130 этнических групп и свыше 40 религиозных конфессий и деноминаций. Наряду с исламом в стране живут последователи православия, Римской католической церкви, протестантизма, иудаизма, буддизма и иных религиозных конфессий. С начала 1990-х годов в Казахстане происходил резкий рост количества культовых зданий. В настоящее время в республике существует свыше 3200 культовых зданий, относящихся ко всем вероисповеданиям. В период независимости значительно воз-росло количество мечетей (с 59 в 1989 до 2135 в 2007); число православных приходов увеличилось в 4 раза, католических — в 2 раза. Существуют свыше 1000 протестант-ских миссий и молельных домов; 21 еврейская община, буддийские храмы и т. д. Однако, несмотря на этническую и религиозную специфику, реальная политика во многом зависит от конкретных действий лидеров. В этом отношении Казахстан также уникален, поскольку «реал-политик» в области межконфессионального диалога неот-делима от личности Президента21. Потребуется много места для перечисления различных инициатив. Приведу лишь наиболее важные — это Международные съезды представителей мировых и тради-ционных религий (2003, 2006, 2009); Международная конференция мира и согласия (2006); Международный форум: «Общий мир: Прогресс через разнообразие» (2008), организованный МИД РК; Программа «Мусульманский мир и Запад», а также множе-ство других, проводимых в формате международных и региональных инициатив, та-ких как, например, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). В 2010 году Казахстан возглавил Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в 2011 году — будет председательствовать в Организации Исламская конференция (ОИК). ООН поддержала инициативу Казахстана по объявлению 2010 года «Годом сближения культур». Вышеперечисленные мероприятия представляют со-бой весомую площадку, с которой Казахстан заявляет и распространяет на широкой международной арене идеи межкультурного и межрелигиозного сотрудничества. Инициативы Казахстана принимают отчетливые формы в сторону выстраивания на международном уровне гармоничных структурных рамок. Конечно, данные рам-ки все еще требуют поддержки, дальнейшей разработки и координированных усилий различных участников международной системы. Однако начальные шаги в этом на-правлении уже сделаны и они очевидны. Следующим шагом необходимо заставить работать данную систему, обогатить ее. Сквозь данную призму инициативы, выдви-нутые Казахстаном, носят беспрецедентный характер, имеют далеко идущие послед-ствия для всего сообщества, для глобальной стабильности и мира.Симптоматично, что Казахстан займет в июле 2011 года пост председателя СМИД Организации Исламская конференция (ОИК). Это означает не только признание по
1. В условиях процессов глобализации и унификации неизбежно проис-ходят и обратные процессы — усиления и сохранения культурной самобытности народов, стран, регионов. Взаимоотношения по линии Восток—Запад являются отражением данных процессов. С одной стороны, существует необходимость выхода за пределы бывшего узкого понимания истории и культуры как ограниченных рамками лишь одного государства или же региона. Отсюда следует и тенденция к изучению более широкого и одновре-менно глубокого по своим последствиям взаимодействия между соседними и отстоя-щими друг от друга культурами. С другой стороны, происходит обратный процесс — актуализации собственной культурной идентичности. Оба данных процесса немысли-мы без взаимовлияния, которое поэтому в большей или меньшей мере должно учитываться при изучении исторического, а также современного развития.
2. Если раньше взаимоотношения по линии Восток—Запад рассматривались в контексте развитых и догоняющих цивилизаций и культур, то теперь происходит изменение направлений. Происходящие процессы свидетельствуют о появлении новой тенденции, сводящейся к тому, что данное взаимодействие должно рассматриваться уже сквозь призму равноправного партнерства. Это существенное отличие нынешнего этапа развития.
3. Обозначенные проблемы, с одной стороны, актуализируют вопрос о множественности культурных подходов и самобытности каждого из них. С другой стороны, любой из данных подходов по своей сути будет мультикультуральным, т. е. состоящим из различных культурных составляющих, которые в большей или меньшей степени формировали ту или иную культуру. Поэтому тема взаимодействия культур как ни-когда является актуальной и важной для осмысления и собственных национальных, и многих других культур.Учитывая все это, необходимо проводить научное изучение данных вопросов, потому что они имеют не только сугубо научный, но и ярко выраженный прикладной аспект. Изучая эти вопросы, по сути, мы сможем заполнить лакуны в собственной истории, но одновременно мы сможем лучше понять и настоящие, а также будущие тенденции в мировых культурах.4. Для этого необходимо создать автоматизированную базу данных уже суще-ствующих исследований и достижений, полученных нашими учеными и экспер-тами, работающими по выше обозначенным направлениям. Их объединение по-зволит обеспечить не только фиксацию и накопление информации и сведений, но также анализ, обобщение и своевременную инициативную выдачу информации, способствующую эффективному проведению научных исследований. Создать веб-сайт или электронный бюллетень «Новые разработки по взаимодействию культур и религий», который будет способствовать быстрому обмену информацией, раз-витию научных связей.5. Настало время создать международный центр по мониторингу и прогнозирова-нию тенденций развития национальных культур и религий. Его создание диктуется необходимостью поиска путей по дальнейшему укреплению межкультурного и меж-религиозного диалога, налаживанию равноправного сотрудничества между Востоком и Западом. Создание данного центра могло бы объединить усилия различных реально действующих исследователей, способных видеть глобальные процессы современности и участвовать в принятии судьбоносных решений на самом высоком уровне.
Достарыңызбен бөлісу: |