Автономная некоммерческая организация «Центр изучения международных отношений в АТР» (ЦИМО АТР)
Дальневосточный государственный гуманитарный университет
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ
Информационно-аналитический бюллетень № 3
Россия, Арктика, АТР: новые вызовы и перспективы сотрудничества
Хабаровск
2014
Исторические предпосылки и современная ситуация на Корейском полуострове: Информационно-аналитический бюллетень – Вып. 3 / пол ред. В.Н. Тимошенко; Центр изучения международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе.- Хабаровск, изд-во ДВГГУ, 2014. –
Редакционная коллегия:
док. истор. наук В.Н. Тимошенко
док. истор. наук А.Л. Анисимов
канд. истор. наук А.В. Самохин
Дальневосточный государственный
гуманитарный университет, 2014.
Научное издание
Россия, Арктика, АТР: новые вызовы и перспективы сотрудничества
Информационно-аналитический бюллетень
Технический редактор Н. П. Индыченко
Издается в авторской редакции
Подписано в печать
Бумага для множительных аппаратов.
Гарнитура Times New Roman. Печать RISO. Усл. печ. л. 16,3
Тираж
Заказ №
Издательство Дальневосточного государственного
гуманитарного университета
680000, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 68.
Отдел оперативной полиграфии
Дальневосточного государственного гуманитарного университета
680000, г. Хабаровск, ул. Лермонтова, 50
СОДЕРЖАНИЕ
-
Астанина Е.А. Арктика: национальные интересы России …………
-
Юрченко Е.С. Глобализация и современные арктические интересы США……………
-
Алепко А.В. Канада и Арктика: политика и проблемы…………
-
Самохин А.В. Россия в Арктике. Национальные угрозы и национальные перспективы……………………………………………………….
CONTENTS
1. Elena Astanina. Arctic: Russia's national interests
2. Eraterina Urchenko. Globalization and modern arctic U.S. interests…….
3. Alexander Alepko. Canada and the Arctic: policies and issues........................................
4. Andrei Samokhin. Russia in the Arctic. National threats and national perspectives............
Е. А. Астанина АРКТИКА: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В последние десятилетия за счет возрастания роли Арктики наблюдается усиление северной составляющей геополитического положения России. По Северному Ледовитому океану, северным дальневосточным морям на протяжении 20 тыс. км проходит государственная граница Российской Федерации. Вместе с тем, наблюдаются попытки ряда государств расширить свое присутствие в арктической зоне России, помешать реализации арктических интересов и устранить ее от участия в исследованиях Мирового океана, вытеснить с трасс Северного морского пути1.
Основные вопросы по освоению и развитию Арктики решаются государствами, входящими в Арктический совет (АС), созданный по инициативе Канады в 1996 г. Членами этой организации являются арктические государства Россия, США, Канада, Норвегия и Дания, а также три приарктических страны – Исландия, Финляндия и Швеция. Естественно, все они не заинтересованы в том, чтобы здесь закрепились новые конкуренты, и не собираются уступать свои приоритетные права, которые зафиксированы не только юридическими нормами, но и подкрепляются историей освоения Крайнего Севера. Примечательно, что четыре из пяти арктических государств являются членами НАТО, что ставит Россию в крайне сложную ситуацию.
Кроме того, США всячески поддерживают активизацию НАТО в Арктике, фактически выталкивая другие международные организации (Арктический совет и Совет Баренцева/Евроарктического региона, в котором США не участвуют). При существующем характере отношений между Россией и НАТО такие шаги будут иметь негативные последствия для России, не имеющей надежных союзников в Арктике.
Арктические страны, отстаивая различные подходы к определению международно-правового статуса арктических пространств, преследуют долгосрочные цели, которые базируются на экономических интересах: последующий доступ к арктическим пространствам и ресурсам, которые там находятся. В этом контексте геополитическое соперничество происходит не столько за пространства, сколько, в первую очередь, за доступ к ресурсам и последующий над ними контроль.
Интересы России в Арктике определяются несколькими факторами. На первом месте стоят экономические интересы. В настоящее время этот регион обеспечивает около 11% национального дохода России, поскольку здесь добывается более 90% никеля и кобальта, 60% меди, 96% платиноидов. Прогнозируемый объем углеводородов в зоне потенциального экономического влияния РФ в Арктике равен 5 млрд. т. условного топлива. Кроме того, в случае дальнейшего таяния льдов Россия может извлечь немалые экономические выгоды от развития и эксплуатации Северного морского пути – кратчайшей трассы между европейскими и дальневосточными морскими и речными портами 2.
Присутствие в Арктике имеет непосредственное отношение к обеспечению безопасности России. Вполне логично, что приполюсные районы Арктики потенциально могут быть использованы для создания новых угроз безопасности для всей территории России. Именно об этом заявил в марте 2014 г. главнокомандующий Военно-морским флотом РФ адмирал Виктор Чирков, обращаясь к участникам научно-практической конференции «Развитие системы реализации и защиты национальных интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации в Арктической зоне РФ» проходящей в Санкт-Петербурге 3.
Как вполне закономерное продолжение тенденции к нарастанию соперничества за контроль над Арктикой наблюдается милитаризация региона. Прежде всего, происходит усиление военного присутствия арктических держав в регионе, которые с 2008 г. проводят военные учения и модернизируют вооруженные силы 4. В последние годы существенно возросло число российских, американских и норвежских судов, а также российских самолетов, находящихся на боевом дежурстве в морском и воздушном пространствах Арктики. Так, в 2008 г. возобновилось боевое дежурство кораблей Северного флота РФ в Северном Ледовитом океане, а российская стратегическая авиация за указанный год совершила 87 вылетов в этом регионе 5.
С середины февраля 2013 г. экипажи самолетов морской авиации Северного флота, как и в советское время, вновь начали постоянно патрулировать в арктических широтах Северного Ледовитого океана. Их нынешние маршруты пролегли над нейтральными водами Северного Ледовитого океана и вдоль Северного морского пути. Летом 2013 г. корабли и суда обеспечения Северного флота, а также весь атомный надводный флот Российской Федерации – тяжелый атомный ракетный крейсер Северного флота «Пётр Великий» и четыре атомных ледокола госкорпорации «Росатом» – «Ямал», «Вайгач», «50 лет Победы» и «Таймыр» – совершили дальний поход в Арктику, конечной точкой которого стал остров Котельный, относящийся к группе Новосибирских островов. Эта была уникальная для российского военного флота операция, когда более 400 миль десять боевых кораблей и судов обеспечения Северного флота шли вслед за ледоколами через проливы Матисена и Бориса Вилькицкого.
На обратном пути следования отряд кораблей Северного флота отработал форсирование опасных в ледовом отношении участков Северного морского пути, провел ряд учений по обеспечению безопасности, и принял участие в масштабных учениях сил Северного флота под руководством Главнокомандующего ВМФ адмирала Виктора Чиркова, в ходе которых был выполнен комплекс ракетно-артиллерийских стрельб по морским и воздушным целям. За время похода корабли и суда Северного флота в общей сложности прошли более 4 тыс. морских миль. Подобных учений в Арктике не проводилось даже в советское время 6.
В декабре 2013 г. Президент РФ В. В. Путин на расширенном заседании коллегии Минобороны дал распоряжение создать в Арктике воинские части для защиты российских территорий: «Особое внимание прошу уделить развёртыванию инфраструктуры и воинских частей на арктическом направлении». В свою очередь глава ведомства Сергей Шойгу ответил, что в 2014 г. защита территорий России на этой северной территории будет обеспечена, и, что первоначально планируется восстановить российские аэродромы на Земле Франца-Иосифа и Новосибирских островах, а затем и другие посадочные полосы на северной территории, такие как Тикси, Нарьян-Мар, Алыкель, Амдерма, Анадырь, Рогачево, Нагурская. С. Шойгу также отметил, что: «В 2014 году предусматривается создать группировку войск и сил для обеспечения военной безопасности и защиты национальных интересов РФ в Арктике»7.
В начале 2014 г. в СМИ появилась информация со ссылкой на источник в Генштабе, что уже в 2014 г. в России может появиться новое стратегическое объединение Северный флот – Объединенное стратегическое командование (СФ-ОСК), которое будет сформировано на базе Северного флота и фактически будет иметь статус военного округа, хотя официально называться таковым не будет. Главной задачей командования станет обеспечение защиты национальных интересов России в Арктике. Впрочем, другой источник в Генштабе эту информацию опроверг, заявив, что «в Арктике, по планам Минобороны РФ, будет развернута группировка войск», а «решения о создании Объединенного стратегического командования не принималось»8.
Симптоматичным вышеуказанным решениям со стороны государственных структур является утверждение 21 апреля 2014 г. Правительством Российской Федерации государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», согласно которой для достижения цели повышения уровня социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, ставится задача обеспечения режима взаимовыгодного двустороннего и многостороннего сотрудничества Российской Федерации с приарктическими государствами на основе международных договоров и соглашений. При этом, в ряд задач также входит «обеспечение благоприятного оперативного режима в Арктической зоне Российской Федерации, включая поддержание необходимого боевого потенциала группировок войск (сил) общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, дислоцированных в этом регионе» 9.
Достарыңызбен бөлісу: |