Учебно исследовательская работа ученицы 9е класса волковой елизаветы тема: «геноцид армян» (история) Санкт-Петербург 2015 содержание в 3 ведение Глава 1



Дата28.06.2016
өлшемі337.01 Kb.
#163604
түріИсследовательская работа
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Академическая Гимназия № 56 г. Санкт-Петербурга

УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ученицы 9е класса

ВОЛКОВОЙ ЕЛИЗАВЕТЫ

ТЕМА:

«ГЕНОЦИД АРМЯН»

(история)

Санкт-Петербург

2015


СОДЕРЖАНИЕ
В
3
ведение

Глава 1

1
5
.1. Армения: на стыке цивилизации

1
7
.2. Восточный вопрос

1
10
.3. Армянский вопрос

Глава 2

2
15
.1. Геноцид

2
18
.2. Геноцид армян в 1915-1923 годов

2
25
.3. Признание геноцида армян

2
27
.4. Генри Моргентау и его роль в решении армянского вопроса

В
29

30
ывод

П
31
римечания

Список использованной литературы

Введение

Актуальность данной темы обусловлена рядом обстоятельств, среди которых, прежде всего 24 апреля 2015 года будет отмечаться печальный юбилей-столетие с начала массового уничтожения армян в Османской империи. Немыслимая жестокость турецких властей, солдат и рядового населения в тот период времени заставляет ужаснуться.

Что могло стать причиной такой трагедии, что предшествовало одному из самых страшных преступлений против человечности в истории? Для того, чтобы понять это, нужно изучить ситуацию в Блистающей Порте в тот период времени.

Издавна в Османской империи существовало особое отношение к армянскому населению. Они, не будучи мусульманами, считались второразрядными гражданами — зимми. Несмотря на то, что 70 % армянского населения составляли бедные крестьяне, среди мусульманского населения был распространён стереотип хитрого и успешного армянина с большим коммерческим талантом. Враждебность к армянам осложнялась притоком мусульманских беженцев с Кавказа и из новообразованных балканских государств. Изгнанные христианами со своих земель, беженцы переносили свою ненависть на местных христиан. К тому же ухудшение положения армян в Османской империи привели к возникновению «армянского вопроса», который в свою очередь являлся частью «восточного вопроса».

Но, к сожалению, одной враждебностью в отношении армян, ни Великая Порта, ни мусульмане, ни курды, ни черкесы не ограничились. 1894-1896гг. были ознаменованы массовыми убийствами армян. Точное число жертв подсчитать невозможно. Ещё до окончания насильственных действий находящийся в это время в Турции лютеранский миссионер Иоганнес Лепсиус, используя немецкие и другие источники, собрал следующую статистику: убитых — 88 243 человек, разорено —546 000 человек, разграбленных городов и деревень — 2493, обращено в ислам деревень — 456, осквернено церквей и монастырей — 649, превращено в мечети церквей — 328. Численность армянского населения на территории Турции в начале 20 века составляла, по официальной турецкой статистике,1 295 000 человек, то есть, более 50% армян стало жертвами этого преступления.

Данная работа является попыткой взглянуть на истоки тех страшных событий в контексте развития европейской истории, таким образом найти объективные исторический предпосылки и причины такого разрешения армянского вопроса в Османской империи
Цель учебного исследования:

Проследить связь между внешнеполитической ситуацией в Европе, связанной с Восточным вопросом и историей Армянского вопроса в Османской империи.



Задачи:

  • Охарактеризовать «Восточный вопрос» международных отношений в Европе

  • Дать характеристику причины и сущности «армянского вопроса» в Османской империи

  • Описание истории гонений армянского населения в Османской империи в последней четверти XIX – первая четверть XX века.

Глава I

1.1. Армения: на стыке цивилизаций.
Первые сведения об Армянском нагорье восходят к 14 в. до н.э. Первое армянское государство возникло в результате гибели союза государств Урарту сразу после падения Ассирийской империи в 612 до н.э. Сначала Армения находилась под господством Мидии, а в 550 до н.э. вошла в состав Персидской империи Ахеменидов.

Затем Персию завоевал Александр Македонский и после его смерти в 323 до н.э. Армения оказалась в вассальной зависимости от сирийских Селевкидов. Когда последние потерпели поражение от римлян в битве у Магнесии (190 до н.э.), возникли три армянских государства – Малая Армения, Софена и Великая Армения.

При правлении династии Арташесидов Великая Армения расширила свою территорию вплоть до Каспийского моря. Позднее Тигран II Великий (95–56 до н.э.) завоевал Софену и, воспользовавшись затяжной войной между Римом и Парфией, создал огромную по площади, но недолговечную империю, которая простиралась от Малого Кавказа до границ Палестины.

Быстрая экспансия Армении при Тигране Великом ясно показала, насколько велико стратегическое значение Армянского нагорья. В 387 н.э. Рим и Персия поделили между собой Великую Армению. На территории Персидской Армении сохранилось внутреннее самоуправление. Появившиеся здесь в 640 арабы разгромили Персидскую империю и превратили Армению в вассальное царство с арабским наместником.

С ослаблением арабского господства в Армении возникло несколько локальных царств (9–11 вв.). Самым крупным из них было царство Багратидов (Багратуни), однако вскоре оно распалось, и на его землях образовались еще два царства: одно западнее горы Арарат с центром в Карсе (962–1064), а другое – на севере Армении, в Лори (982–1090). В это же время возникло независимое Васпураканское царство.

Одновременно возникло несколько княжеств. Несмотря на многочисленные войны, в это время происходил подъем экономики и расцвет культуры. Однако затем в страну вторглись византийцы, за которыми последовали тюрки-сельджуки. В долинах Киликии в северо-восточном Средиземноморье, куда ранее переселилось много армян, главным образом земледельцев, сформировалась «Армения в изгнании».

Сначала это было княжество, а позднее (с 1090) – царство (Киликийское армянское государство), возглавляемое династиями Рубенов и Лусинянов. Оно просуществовало до завоевания его египетскими мамелюками в 1375.

Собственно территория Армении находилась отчасти под управлением Грузии, а отчасти – под управлением монголов (13 в.). В 14 в. Армения была завоевана и разорена ордами Тамерлана.

Разделенная в 1639 между Османской империей (Западная Армения) и Персией (Восточная Армения), Армения вплоть до 1722 года оставалась относительно стабильной страной. В результате русско-иранских войн, по Гюлистанскому мирному договору 1813, Россия присоединила к себе район Карабаха, а по Туркманчайскому договору 1828 – Ереванское и Нахичеванское ханства. В результате русско-турецкой войны 1877–1878 Россия освободила северную часть турецкой Армении.

Вскоре после начала Первой мировой войны турки приступили к решению «армянского вопроса» путем насильственного изгнания всех армян из Малой Азии. При этом погибли от 600 тыс. до 1 млн. человек. Многие из тех армян, которые выжили благодаря помощи турок и курдов, бежали в Российскую Армению или в другие страны Ближнего Востока.



1.2. Восточный вопрос

Восточный вопрос - комплекс международных конфликтов конца XVIII – начала XX вв., связанных с борьбой балканских народов против турецкого ига и с соперничеством великих держав (России, Австрии, Великобритании, Франции, позже Италии и Германии) за раздел слабеющей Османской империи.

В 1822 году в Вероне на конгрессе Священного союза был впервые употреблен этот термин.  После Лозаннской конференции 1922—23 термин «Восточный вопрос» вышел из употребления.

К середине XVIII в. османо-турецкий феодализм достиг пика своего развития. Количественные показатели (рост сельскохозяйственной продукции, товарно-денежных отношений, внутриимперских торгово-экономических контактов) говорили о том, что потенциал традиционного общества был полностью исчерпан. Оттоманская Порта постепенно вступала в период структурного кризиса.

На протяжении второй половины XVIII - начала ХХ в. Восточный вопрос играл важную, а зачастую определяющую роль в международной жизни Европы, Передней Азии и Северной Африки.

По мере роста капитализма, военно-политической и торговой экспансии Запада, углубления кризиса Османской империи и потери ею окраинных территорий возрастало и влияние восточного вопроса. Между державами происходило ужесточение конфронтации и все чаще вспыхивали войны.



В Восточном вопросе выделяют три части:

  1. отношения России с Турцией и европейскими державами по поводу турецкого господства на Балканах и проливах Босфор и Дарданеллы;

  2. статус-кво политики России и других держав в так называемых контактных зонах, где владения Турции соприкасались с колониальными владениями других держав;

  3. национально-освободительное движение нетурецких народов Османской империи, находившее поддержку России или других держав.

Также выделяют три этапа или периода:

  1. С 60-х годов XVIII в. до окончания Крымской войны

  • Кризис в Османской империи;

  • Россия присоединила Крым, Бессарабию, часть Кавказа, на время добилась права прохода своего торгового и военного флота через черноморские проливы, благодаря серии победоносных войн с Турцией (1768-1774гг., 1787-1791гг., 1806-1812гг., 1828-1829гг). Так же русские войска вступили в Западную Армению; согласно Адрианопольскому мирному договору 1829 года, западные армяне получили право переселиться в Восточную Армению, в пределы Российской империи.

  • Возросло влияние России на Ближнем востоке, что встретило сопротивление со стороны таких европейских держав как Франция, Австрия и Великобритания, и стало причиной Крымской войны;

  • Сепаратистские действия Египта и вооруженные конфликты Египта с Турцией, что вызвало кризис в отношениях между Британской империей и Францией;

  • Антитурецкое движение греческого народа и появление греческого государства;

  1. Со второй половины 50-х годов XIX в. и до в 90-х годов XIX века

  • Великобритания, Франция и другие европейские державы стремились ослабить позицию России на Ближнем Востоке и расширить собственные сферы влияния, под видом сохранения целостности Османской империи и «равновесия сил» в Европе.

  • За счет подключения к восточным проблемам Германии и серьезных изменений в позиции отдельных европейских держав меняется расстановка сил на внешнеполитической арене.

  • Подъём национально-освободительных движений нетурецких народов Османской империи – болгар, сербов, греков, черногорцев и других. В результате чего на Балканах появились такие независимые государства, как Сербия, Румыния, Болгария, Черногория;

  • Продолжение русско-турецких войн.

  • Вовлечение Турции в мировую экономику. Танзимат- принятое в литературе название модернизационных реформ (и самого периода их проведения) в Османской империи с 1839 до 1876 года, когда была принята первая османская конституция.

  1. С конца XIX в. и до 20-30-х годов ХХ столетия

  • В этот период наблюдалось заметное усиление позиций Германии в Османской империи, сближение Германии с Турцией, что в конечном итоге привело к их союзу.

  • Расширилось национально-освободительное движение угнетенных народов Османской империи – армян, македонцев, арабов и других, что использовалось великими державами в качестве удобного повода для вмешательства во внутренние дела Турции.

  • Правительство Турции приступило к реализации плана по истреблению армянского народа (Погромы армян 1894-1896, Аданские погромы 1909, Геноцид армян);

  • Распад Османской империи в 1922.1

1.3. Армянский вопрос.
Армянский вопрос - комплекс проблем политической истории армянского народа, с начала XVI в. до начала XX в., связанных с его стремлением к воссозданию суверенной освободительной борьбы. Причиной его возникновения была утеря Арменией национальной государственности.

В Османской империи происходил рост недовольства угнетенных народов, которые не раз на протяжении столетия вступали в борьбу за свободу. Плачевное положение национальных меньшинств, в частности армян, ухудшалось так же и тем, что державы использовали их тяжелое положение в качестве предлога для давления на Высокую Порту.



«Суть армянского вопроса—как он формируется в настоящий момент—заключается в том, —писала газета «Новое время», —что России выгодно и необходимо принять реальные меры для защиты армян от турецких насилий». Действительно, «Турецким армянам нужен больше всего русский протекторат, соответствующий тому, какой имеет Австрия над албанскими христианами, а Франция над остальными католиками Порты2...» - писала та же газета.

Весь наш народ в безысходной беде,

Вся наша жизнь — безысходное горе.

Как же нам в песнях своих не стонать,

В песнях, что так на рыданья похожи?

Ваан Терьян

Обострение армянского вопроса началось после русско-турецкой войны 1877-1878гг. Поводом для неё послужили восстания против османского ига в Боснии и Герцеговине (1875–1876 гг.) и Апрельское восстание в Болгарии (1876 г.), потопленное турками в крови. К концу 1877 г. после упорных боев на Балканском фронте русские войска освободили Болгарию, a в начале 1878 г. находились уже на подступах к Константинополю. 

Вскоре Турция капитулировала, и в городке Сан-Стефано 19 февраля был подписан мирный договор с Россией. В 16-й статье договора впервые официально рассматривалась проблема безопасности армянского населения Османской империи, и поднимался вопрос о проведении административных реформ в Западной Армении.

Опасаясь усиления российского влияния, Британия и Австро-Венгрия сделали все возможное, чтобы сорвать осуществление Сан-Стефанского договора. Для пересмотра договора летом того же года по требованию этих держав был созван Берлинский конгресс, во время которого Россия была вынуждена пойти на значительные уступки, в том числе и в Армянском вопросе. Из Западной (Турецкой) Армении выводились русские войска, тем самым армяне лишались единственной реальной гарантии своей безопасности. Стремясь изъять из международного договора 16-ю статью Сан-Стефанского договора и лишить тем самым армян реальной защиты России, правительство Великобритании согласилось осуществить вместе с Портой реформы для улучшения положения христианских подданных султана. Хотя в 61-й статье Берлинского трактата все еще говорилось о реформах в Западной Армении, но каких-либо гарантий их выполнения уже не было. Впоследствии, именно этот пункт договора нанес армянскому народу наибольший вред. Английское правительство пользовалось им «...как средством давления на Порту, находя удобным время от времени тревожить Турцию и даже отчасти Россию возможностью возбуждения весьма важного и сложного Армянского вопроса». Как метко заметила позднее газета «Le France», несмотря на искренность отдельных английских индивидуумов, лондонское правительство всегда использовало Армянский вопрос для нажима на Высокую Порту. «Всякий раз, — писала газета, — когда английское правительство занимало позицию в пользу угнетенных, вне сомнения, оно искало для себя выгоду.»3  Из-за этого резко ухудшилось и без того нелегкое положение армян в Турции.

Вскоре после завершения Берлинского конгресса стало понятно, что султан Абдул Гамид II не намерен проводить в Западной Армении реформы, направленные на улучшение качества жизни армян. Напротив, армянам, считавшимся гражданами второго сорта, запрещалось носить оружие, и они становились жертвами курдских мародеров и оттоманских сборщиков налогов. В районы, населенные преимущественно армянами и другими христианскими народами, в массовом порядке переселялись мусульмане.

Однако в Стамбуле они пользовались пока ещё значительными привилегиями. Армяне организовали отдельные «миллеты» (национальные сообщества) и наслаждались некоторым коммунальным самоуправлением. Оттоманские государственные службы и банковские системы были во многом укомплектованы армянами и греками. Более высокий культурный уровень и усердие сделали их предметом зависти со стороны местного населения — турецких торговцев и посетителей базаров. 

Из года в год усиливались поборы с армянского населения. Зачастую, собрав подати, турецкие чиновники через несколько дней возвращались в туже деревню и, угрожая арестами и пытками, вновь вымогали уже уплаченный налог. Армянские крестьяне были обязаны принимать на зимовку мусульман-кочевников, по несколько дней в году принимать на постой правительственных чиновников со всеми сопровождающими их лицами, выполнять бесплатные дорожные работы. Однако правительство турецких властей мало что делали для защиты армян от нападения курдов и черкесов, зачастую сами же стояли за набегами на армянские деревни.

Правители великих держав сменяли один другого. В России на место Александра II пришел Александр III. В Великобритании Бенджамина Дизраэли сменил Гладстон. Но, ни тот, ни другой не преуспели в решении армянского вопроса. Интересы европейских держав переключились на колонизацию Африки и Дальнего Востока. Армянский вопрос забылся почти на 15 лет. А армяне тем временем тщетно пытались добиться проведения реформ, не прибегая к насилию. 

Но Абдул Гамид думал иначе. Вместо обещанных когда-то армянам реформ он принялся за осуществление своего варианта «окончательного решения армянской проблемы». Были сформированы особые вооруженные отряды, названные в честь султана «гамидие», целью которых было массовое убийство армянского населения в Сасуне, Эрзруме, Трабзоне, Ване, Харпуте, Стамбуле и Мараше. Этот момент принято считать начало армянских погромов. 

В 1894 году в Сасуне армяне подняли восстание. Поводом для него послужили попытки турецких властей покончить с полуавтономным статусом Сасуна, а так же спровоцированными властями армяно-курдскими столкновениями. Большинство армянских защитников города погибли в боях с превосходившими силами турок и курдов. В результате разорены десятки армянских сел Сасуна, вырезано более 10 000 мирных жителей. Для европейских держав это стало последней каплей. В том же году вновь был поднят вопрос об осуществлении 61-й статьи Берлинского Конгресса. А 11 мая 1895 года, послы Франции, Великобритании и России потребовали от султана Абдул Гамида II проведения реформ (т.н. “Майские реформы”) с целью защитить армян от нападений и грабежей. Султан, как всегда, не спешил выполнять требования послов.

Тогда через пять месяцев в районе резиденции султана проводится демонстрация с требованием ускорить выполнение Майских реформ. По приказу властей демонстрация разгоняется, что приводит к множеству жертв среди демонстрантов. После разгона по всему городу начинается резня армян, жертвами которой становятся примерно 2000 человек. Резня армян продолжается в Ак Хисаре, Трапезунде, Байбурте, Битлисе, Эрзруме и окрестных селах.

Армянские революционеры ответили захватом Оттоманского банка в Стамбуле и обращением за помощью к европейским державам. Это стало сигналом к всеобщей армянской резне, во время которой погибло около 300 000 армян, а ещё 80 000 бежали в другие страны. 

Так, замена 16-й статьи договора, заключенного в Сан-Стефано, 61-й статьей Берлинского договора, лишила Россию прав на решение проблем, относящихся к Западной Армении, по своему усмотрению, и подчинило Армянский вопрос воле европейских кабинетов. Тем самым Армянский вопрос превращался из проблемы внутренней политики Османской империи в международный вопрос, являвшийся впоследствии орудием в руках западноевропейских держав для вмешательства во внутренние дела Турции. Как отмечает В. М. Хвостов, «Берлинский трактат оставил значительную часть армянского народа под игом турок. История показала, что это решение капиталистических держав было роковым для турецких армян: оно обрекло их на физическое истребление»4. Но Армянский вопрос всегда оставался внутренней проблемой Османской империи, и статус «международного» вопроса не помешал Высокой Порте решить его по-своему усмотрению, что было описано выше.



ГЛАВА 2.

2.1. Геноцид.
Слишком широкое употребление слова таит в себе

угрозу,

что оно станет обыденным, а слишком узкое, -

что оно утратит предупреждающий смысл.

Ив Тернон, «Размышления о геноциде»
Геноцид - истребление отдельных групп населения, целых народов в мирное или военное время по расовым, национальным или религиозным мотивам. Тягчайшее преступление против человечества. Этимология слова «геноцид» неоднозначна. Геноцид - гибридное слово, восходящее к двум языкам: греческому «genos» - род, племя и латинскому «caedere» - убивать. Если предположить, что данный термин произошел от греческого языка, то оправдывается концепция геноцида, которая исходит из биологического единства преследуемой общности людей. Однако в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948г., в понятие геноцида включена и такая категория, как «религиозная группа», которая образуется отнюдь не по биологическим признакам. Возможно, этимология слова восходит к латинскому языку. И тогда объяснимо включение в Конвенцию «религиозной группы». Но почему тогда только религиозной?

Так же, неоднозначность термина заключается еще и в том, что убийство(caedere)- это преступление личности, тогда как уничтожаемый народ состоит из множества индивидов. Только когда тело налицо, можно говорить об убийстве, но если жертва лишь ранена- это попытка убийства. В связи с этим и возникает сложность при характеристики агрессии против группы людей, в результате которой большинство погибло, а часть уцелела. Полного уничтожения народа невозможно достигнуть даже при самой совершенной преступной системе. Строго говоря, геноцида в буквальном смысле слова быть не может, т.к. не может быть индивидуализирован народ, и тем более, полностью искоренен. Неоднозначность этимологии, таким образом, не дает однозначного определения сущности понятия «геноцид». Обратимся же к истории возникновения данного термина.

Впервые польский юрист - криминолог Рафаэль Лемкин предложил объявить действия, направленные на уничтожение или разрушение расовых, этнических, религиозных и социальных сообществ, варварским преступлением по международному праву в октябре 1933 года, на 5-й Конференции по унификации международного уголовного права. Он разделили такие действия на две группы правонарушений:

1) акт варварства, который выражается в посягательстве на жизнь людей

или же в подрыве экономической основы существования данной группы лиц;

2) акт вандализма, выражающийся в уничтожении культурных ценностей

путем:

- передаче детей одной группы людей другой группы;



- принудительного и систематического изъятия характерных элементов

культуры данной группы лиц;

- запрещения употреблять родной язык даже в личных отношениях;

- систематического уничтожения книг на языке группы, разрушение

музеев, школ, исторических памятников, культовых и других учреждений,

культурных объектов группы или же запрещения пользоваться ими.

Крупномасштабное преступление, которое Лемкин мог в 1933 году иметь в виду в качестве реальной основы предложенного им определения, и которое содержало состав будущего преступления геноцида, скорее всего, было уничтожение армянского населения в Османской империи в 1915 году. Вот небольшая выдержка из его автобиографии: «в 1915 году немцы оккупировали Варшаву и весь район. Я использовал это время для изучения истории. Я следил, не уничтожаются ли национальные, религиозные или расовые группы. Правда пришла только после войны. В Турции больше половины населения армян было убито только за то, что они были христианами».5

Спустя одиннадцать лет после описания преступления геноцида, в 1944году, Рафаэлем Лемкин был найден и сам термин. В том же году он опубликовал книгу «Axis Rule in Occupied Europe» (Основное правило в оккупированной Европе), в которой писал о бесчеловечных действиях нацистской Германии и гитлеровских планах уничтожения народов оккупированной Европы с целью германизации их территорий.

Согласно Конвенции под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:


  • убийство членов такой группы;

  • причинение серьезных телесных повреждений или умственного

  • расстройства членам такой группы;

  • предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных

  • условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое

  • уничтожение ее;

  • меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой

  • группы;

  • насильственная передача детей из одной человеческой группы в

  • другую.

В Конвенции о геноциде предусматривается личная уголовная ответственность за:

  • геноцид;

  • заговор с целью совершения геноцида;

  • прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида;

  • покушение на совершение геноцида;

  • соучастие в геноциде.6

В частности, в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за геноцид, как за преступление против мира и безопасности человечества (ст. 357 УКРФ). Тем не менее, признание факта геноцида на международном уровне само по себе зачастую является проблематичным. Во многих случаях страны или народы, которыми инкриминируется акт геноцида, не желают его признавать.
2.2. Геноцид армян 1915-1923гг.
Арменоцид - геноцид армян. Впервые этот термин был употреблен на состоявшемся в июне 1967 года на Втором международном конгрессе в Париже, посвященном предотвращению геноцида. Геноцид армян считается одним из самых жестоких, кровавых, бесчеловечных явлений ХХ века. В предыдущих параграфах мы выяснили, кто стоял за дискриминацией армян. Но что или кто стал причиной их геноцида?

Абдул Гамид II правил 33 года, но всё хорошее когда-то заканчивается. В начале своего правления он позиционировал себя как сторонника реформ и парламентарного строя и в декабре 1876 года даже провозгласил конституцию, правда, ненадолго. Через два года он распустил парламент, установил самодержавный режим, ввел жесточайшую цензуру, запрещавшую употребление, к примеру, таких слов как «революция», «свобода», «Армения». С его легкой руки панисламизм2 и пантюркизм3 были возвышены до уровня государственной политики.

Так обстояли дела с внутренней политикой Османской Империи. С внешней политикой тоже было не всё гладко. Англия, Франция, Россия захватывали значительные территории. Турция теряла земли. Поражения в войнах с Россией сказались на экономике страны не лучшим образом. Итогом всего этого стал кризис Османской империи. Он, а так же угроза расчленения страны привели к возникновению движения младотурок. В 1908 году они попытались устроить переворот, результатом которого было восстановление султаном конституции. Но его это не спасло, и после этой неудачной попытки последовала вторая, в результате которой султан всё же был низложен и арестован 31 марта 1909 года. К власти пришли младотурки.

Младотурецкое движение имело буржуазно-либеральную направленность. В деятельности младотурок не было по существу ни революционности, ни демократизма. Одержавшие победу над султанским самодержавием младотурецкие лидеры с первого же дня были озабочены одним — спасти от развала Османскую империю. Новые законы означали конец традиционного превосходства мусульман над армянами, и когда в Стамбуле сторонники Абдул Гамида подняли мятеж, в Адане консервативно настроенные мусульмане напали на армян, которые составляли четверть населения города. Власти вмешались только через два дня, когда уже были убиты более 2000 армян. Прибывшие в город армейские подразделения вместе с погромщиками напали на армянскую часть города, которая была полностью сожжена. Погромы прошли по всей Киликии, доходя до Мараша и Кессаба.

После подавления мятежа младотурки начали кампанию насильственного отуречивания населения и запретили организации, ассоциируемые с нетурецкими этническими целями. Со сменой власти отношение Высокой Порты к армянам не изменилось. Для этого было две причины:



1. Панисламизм и Пантюркизм все еще исповедовались правящими кругами Османской империи и имели ведущее значение;

2. Турки избавлялись от экономической конкуренции армян;

Германский посол в Константинополе доносил канцлеру Бетману – Гольвегу: «Порта хочет использовать мировую войну для того, чтобы окончательно расправиться с внутренними врагами (местными христианами) не будучи отвлекаемой при этом дипломатическим вмешательством из-за границы».

Российское же правительство и не сомневалось, что дискриминация турецких армян спровоцирована на уровне государственной политики. Ещё за два года до официально признанного начала геноцида русская газета «Новое время» писала: «Жестокости, учиняемые над армянами, несомненно, поощряются или даже, может быть, организуются младотурками, то есть центральным правительством». 7

Подготовка к геноциду осуществлялась турецкими властями заранее. Еще за четыре месяца до убийства Франца Фердинанда в Сараево иттихадисты5 призвали бойкотировать армянские бизнесы, что было проконтролировано младотурецкими лидерами. 

На следующий день после объявления Германией войны России турки и немцы подписали секретный договор, фактически переводящий турецкие войска под немецкое командование. Поначалу Турция объявила о нейтралитете, но это было лишь уловкой, чтобы успеть провести мобилизацию и лучше подготовиться к предстоящей войне. 4 августа было объявлено о мобилизации, а уже 18 августа стали поступать первые сообщения из Центральной Анатолии о проводимых под лозунгом “сбора средств для армии” грабежах имущества армян. В тоже время в разных районах страны власти разоружали армян, отбирая даже кухонные ножи. В октябре разбой и реквизиции шли полным ходом, начались аресты армянских политических деятелей, стали поступать первые сообщения об убийствах.

В 1914 году началась Первая мировая война. И вскоре после вступления в нее, Османская империя оказалась втянута в борьбу на два фронта. Вторжение османских войск на территорию России и Персии увеличило ареал репрессий против армян: между ноябрём 1914 и апрелем 1915 года было ограблено 4-5 тысяч армянских деревень и убито в общей сложности 27 000 армян. На восточном фронте, где войскам Энвера4 противостояла российская армия, османская армия была отброшена от Тебриза и Хоя. Победе регулярной российской армии значительно помогли действия российских армянских добровольцев, что привело к пропаганде о предательстве армян в целом. Турецких армян Энвер публично поблагодарил за их лояльность во время операции и выражал благодарность турецким армянам за «полную преданность османскому правительству». В Константинополе Энвер заявил издателю газеты «Танин» и вице-президенту османского парламента, что поражение стало результатом армянской измены и что настало время депортировать армян из восточных областей.

В феврале против османских армян были предприняты чрезвычайные меры. Около 100 000 армянских солдат османской армии были разоружены, у гражданского армянского населения было конфисковано оружие, разрешённое им с 1908 года. За разоружением, по свидетельствам очевидцев, следовало жестокое убийство армянских солдат, им перерезали горло и закапывали живьем. В некоторых городах власти угрожали массовыми репрессиями за отказ, а также удерживали в заложниках в тюрьмах сотни человек, пока армяне не соберут определённое властями количество оружия. Сопровождалось это жестокими пытками. Собранное оружие часто фотографировалось и посылалось в Стамбул в качестве доказательства «предательства», что стало предлогом для общего преследования армян.

Депортация началась в середине 1915 года. Первыми были высланы армяне Зейтуна и Дёртъёла. Затем была выслана армянская элита из Стамбула. Армянское население Александретты и Аданы также было депортировано. Их высылали в пустыню для дальнейшей смерти от банд мародёров или от голода и жажды, а отсутствие у армян оружия только упрощало процесс депортации.

Процесс высылки происходил примерно так: собирали здоровых мужчин, уверяя их в том, что правительство, исходя из военной необходимости, готовит для армян новые дома для переселения. Затем мужчины заключались в тюрьму, потом выводились из города в пустынные места, где их убивали огнестрельным или холодным оружием. После собирались старики, женщины и дети, которым говорилось то же самое, и которых гнали колоннами под конвоем жандармов. Тех, кто не мог продолжать идти, убивали, не делая никаких исключений, даже беременным женщинам.

Армян направляли вглубь империи в специально созданные для них лагеря, в Месопотамии и Сирии. Жандармы специально выбирали более длинный и сложный путь, так что до места не доходило и половины депортированных. По дороги армянские караваны подвергались нападению курдских охотничьих банд. Отсутствие элементарных санитарных норм, голод и эпидемия так же мешали дороге.

Но даже те, кому удавалось выжить, не были в безопасности. Дошедшие до цели недолго жили в лагере-чаще всего их почти сразу убивали в пустыне.8

Жестокость турецких погромщиков объяснялась желанием лидеров младотурок. Министр внутренних дел Талаат в одной из секретных телеграмм требовал положить конец существованию армян, не обращая никакого внимания на возраст, пол, совесть. И требование это выполнялось неукоснительно. 

Почему турецким погромщикам удалось с такой относительной легкостью осуществить истребление целого армянского народа?  Это можно объяснить тем, что в основном, ни армянское население, ни армянские политические партии не смогли предвидеть надвигающейся угрозы и оказались не подготовленными. Отчасти на руку погромщикам сыграло то, что наиболее боеспособная часть населения была мобилизована, а интеллигенция Константинополя ликвидирована. Так же не малую роль сыграло и то, что в некоторых общественных кругах западных армян считали неподчинение турецким властям, отдавшим приказы о депортации, может привести лишь к увеличению числа жертв. 

26 мая 1915 года был представлен «Закон о депортации» о борьбе с выступающими против правительства в военное время. В июне того же года, во время заключительного акта депортации, было приказано выслать «всех армян без исключения», живших в десяти провинциях восточного региона Османской империи, за исключением тех, кто был признан полезным для государства.

В соответствии с этим приказом, депортация производилась по принципам:

  1. армяне не должны были превышать 10 % от мусульман в регионе;

  2. количество домов депортированных не должно было превышать пятидесяти;

  3. депортированным запрещалось менять места их назначения.

Армянам запрещалось открывать собственные школы, армянские деревни должны были находиться на расстоянии не менее пяти часов езды друг от друга. Несмотря на требования депортировать всех армян без исключения значительная часть армянского население Стамбула и Эдирне не была выслана из опасения, что иностранные граждане станут свидетелями этого процесса. Из письма западных армян: «В Трапезунде все армяне вырезаны или утоплены. Из Балу и Кеги мы не имеем сведений о спасении хотя бы одного армянина. В Арацане все заживо похоронены».9

В 1915-23 и последующие годы были уничтожены тысячи армянских рукописей, хранившихся в армянских монастырях, разрушены сотни исторических и архитектурных памятников, осквернены святыни народа. Разрушение историко-архитектурных памятников на территории Турции, присвоение многих ценностей культуры армянского народа продолжается по настоящее время. Пережитая армянским народом трагедия отразилась на всех сторонах жизни и общественного поведения армянского народа, прочно осела в его исторической памяти. Воздействие геноцида испытало как поколение, ставшее непосредственной его жертвой, так и последующие поколения.

2.3. Признание геноцида армян



Современная Турция категорически отрицает наличие исторического факта геноцида армян и объявляет о внешнеполитическом и внутриполитическом курсе отрицания данного исторического события. Турция заявила, что имело место «депортация» с целью безопасности армян. Турция признает массовую гибель армян, однако указывает, что в том числе были убиты и сотни тысяч мусульман. О необходимости признать геноцид армян говорят лишь отдельные представители турецкой интеллигенции. Геноцид армян признает турецкий историк Танер Акчам и лауреат Нобелевской премии Орхан Памук.

Начиная с 1915 года мировые державы приняли резолюции, осуждающие армянскую резню. США трижды (1916, 1919, 1920) приняли похожие резолюции, однако остановить действия Османской империи не удалось. В 1915-м Франция, Великобритания и Россия выступили с совместной декларацией, также осуждающей уничтожение армян:

Ввиду новых преступлений Турции против человечества и цивилизации, правительства Союзных государств публично заявляют Высокой Порте о личной ответственности за эти преступления всех членов Османского правительства, а также тех их агентов, которые вовлечены в такую резню. — 29 мая 1915. Совместная декларация Франции, Великобритании и России

Геноцид армян признали Совет Европы (1998, 2001), Европарламент (1987, 2000, 2002, 2005), Подкомиссия ООН по предотвращению дискриминации и защите меньшинств, Комиссия ООН по военным преступлениям (1948), Всемирный совет церквей и т. Д.

Геноцид армян признан и осуждён многими странами мира и влиятельными международными организациям. Первым геноцид армян официально признал и осудил Уругвай (1965). Уничтожение армян

официально признали геноцидом (согласно международному праву) и осудили:

Франция

Германия

Италия

Бельгия

Нидерланды

Швейцария

Швеция

Россия

Польша

Литва

Греция

Словакия

Кипр

Ливан

Уругвай

Аргентина

Венесуэла

Чили

Канада

Ватикан

Австралия

Швеция


42 из 50 штатов США официально признали и осудили геноцид армян, а также объявили 24 апреля Днём памяти жертв геноцида армянского народа. С конца 1970-х каждый год 24 апреля президенты США выступают с телеобращением к армянам Америки. Геноцид армян официально признали многие влиятельные национальные организации США, в частности еврейские (Сионистская организация США, Прогрессивный еврейский союз, Союз иудаистских реформ, Антидиффамационная лига (ADL) , а также украинская, греческая, польская, венгерская, арабская, болгарская, румынская, латвийская, литовская, филиппинская и словацкая общины

Геноцид армян признан также некоторыми влиятельными СМИ (New York Times (2004), BBC (2007), CBS, Washington post, Associated Press и т. д.) Признание геноцида армян официально не является обязательным условием для вступления Турции в ЕС, однако некоторые авторы считают, что Турции придется сделать это на пути к членству в ЕС.

В 2003 году страховая компания New York Life начала выплату компенсаций родственникам жертв Геноцида армян 1915 года (общая сумма компенсаций составляет примерно $20 млн). Однако в августе 2009 года апелляционный суд штата Калифорния США принял решение аннулировать закон о выплате страховых компенсаций родственникам армян, погибших во время Геноцида 1915 года, осуществленного Османской Турции. Судья Дэвид Томпсон посчитал жалобы армян относительно выплаты им страховки лишёнными основания, поскольку «все эти события происходили за тысячи миль от США, и штат Калифорния не несет никакой ответственности перед этими людьми» и «Федеральное правительство США не приняло решение о признании геноцида армян». Французская страховая компания «Акса» выплатит компенсацию ($17,5 млн) наследникам жертв геноцида армян.
2.4. Генри Моргентау и его роль в решении армянского вопроса

Генри Моргентау окончил Юридическую школу Колумбии, был активным членом Демократической партии США. Будучи послом США в Турции (1913-1916), осудил геноцид армян, как «кампанию расового уничтожения». Когда османские власти начали истребление армян в 1914-1915, Моргентау собирал отчеты и документальные подтверждения массовых убийств американских консулов​​, проживавших в различных частях Османской империи. Накопив достаточно доказательств массового истребления армян, он официально проинформировал правительство США о деятельности Османского правительства и попросил его вмешаться. Но американское правительство пожелало остаться нейтральным, никак не комментируя деятельность турецких властей на официальном уровне. Моргентау провел встречи с руководителями Османской империи, чтобы обсудить форматы облегчения положения армян, но его протесты были проигнорированы. Тем не менее, он предупредил министра внутренних дел страны Талаата, заявив, что "Наш народ никогда не забудет эти массовые убийства". Но так, как массовые убийства продолжались, Моргентау и несколько других американцев решили создать общественный Фонд, который помогал бы армянам Османской империи, а также "Комитет по злодеяниям против армян", собрав более 100 миллионов долларов в качестве помощи (эквивалент $ 1 млрд долларов сегодня). Благодаря своей дружбе с Адольфом Оксом, издателем «New York Times», он увеличил объем информационного освещения массовых убийств армян с 1 статьи в 1915 году до 145 статей. Такие действия Моргентау раздражали турецкие власти, что привело к его уходу с поста посла США в Турции в 1916 году. Оглядываясь на это решение в своей книге «Убийство нации», он писал, что он «пришел к тому, что Турция является территорией ужаса...», «Я исчерпал свои ресурсы. Я обнаружил, что невыносимо мое дальнейшее ежедневное общение с людьми добрыми и любезными... , от которых все еще разило кровью почти миллиона людей…". Его беседы с лидерами Османской империи и роли в Геноциде армян были позже опубликованы в 1918 году в мемуарах «История посла Моргентау». В 1918 году посол Моргентау публично выступил в США о том, что греки и ассирийцы были подвергнуты «тем же методам депортации и массовой резни», и что 2 миллиона армян, греков и ассирийцев уже погибло.

Позднее он написал книгу «Трагедия армянского народа. История посла Могрентау», в которой осуждал действия турецкого правительства. Он писал: «Хотя младотурки и исчезли как политическая регенеративная сила, но они все еще существовали как политическая машина. Их лидеры, Талаат, Энвер и Джемаль, давно перестали надеяться реформировать свое государство, зато у них появилась ненасытная жажда личной власти. Вместо живущей счастливо в демократическом государстве, наслаждающейся избирательным правом, строящей индустрию и сельское хозяйство, закладывающей основы образования, санитарии и общего прогресса почти 20-миллионной нации, я увидел Турцию состоящей из огромного количества немых, необразованных и нищих рабов, во главе которых стоит небольшая слабая олигархия, готовая в любой момент использовать их во имя собственных интересов. И это были практически те же самые люди, которые несколько лет назад сделали Турцию

конституционным государством. Трудно себе представить более озадачивающее падение от высшего идеализма к полному материализму



Заключение

Восточный вопрос и Армянский вопрос связанны по следующим причинами:



  • Восточный вопрос является комплексом международных конфликтов конца XVIII – начала XX вв., включающим в себя и конфликт, связанный с освободительным движением народов, входивших в состав Османской империи, не было исключением и армянское население Османской империи. Таким образом Армянский вопрос являлся вполне закономерной частью Восточного вопроса.

  • Армянский и Восточный вопрос являются последствием кризиса Османской империи.

  • По моему мнению, Армянский вопрос также мог стать ответом правительства Османской империи, на политику великих держав, направленную на попытку раздела ее территории. Османская империя, не способная противостоять, проводила внутри страны более радикально настроенную, подчас даже агрессивную политику в отношении христиан.

Таким образом, я пришла к выводу, что Восточный вопрос и Армянский вопрос связанны напрямую и, как это часто бывает в истории, одно событие повлекло за собой другое, что в свою очередь стало причиной третьего. Невозможность решения части Восточного вопроса, связанной с разделом территорий слабеющей Османской империи, привело к дискриминации со стороны Великой Порты в отношение армянского народа. Нерешенный же Армянский вопрос стал причиной Арменоцида.




Примечания

1Высокая Порта, Порта – наименование правительства Османской империи.

2 Панисламизм – религиозно-политическая идеология. В основе панисламизма лежат представления о том, что ислам обеспечивает наднациональное и надклассовую общность, и что политическое объединение мусульман под главенством халифы важнее всех других политический объединений.

3 Пантюркизм - культурное и политическое течение, в основе которой лежат идеи о необходимости их политического объединения на основе этнической, культурной и языковой общности. 

4 Исмаил Энвер, известный также как Энвер-паша или Энвер-бей  османский военный и политический деятель и один из руководителей басмаческого движения; идеолог и практик пантюркизма.

Список использованной литературы

        1. Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (Нью-Йорк, 9 декабря 1948 г.)

        2. Барсегов Ю. Г. Геноцид армян – преступление по международному праву. – XXI век – согласие, 2000. – 250с.

        3. Лорд Кинросс. Расцвет и упадок Османской империи. — 1. — М.: Кронпресс, 1999. — С. 600—611. — 696 с. 

3. ↑ Richard G. Hovannisian. The Armenian People from Ancient to Modern Times. — Palgrave Macmillan, 1997. — Vol. II. Foreign Dominion to Statehood: The Fifteenth Century to the Twentieth Century. — P. 222—226. — 493 p.

4. Stephan H. Astourian. Genocidal Process: Reflections on the Armeno-Turkish Polarization //Hovannisian. The Armenian genocide: history, politics, ethics. — P. 53—79.

5. ↑ Richard G. Hovannisian. The Armenian Question in the Ottoman Empire, 1876—1914 // Richard G. Hovannisian. The Armenian People from Ancient to Modern Times: Foreign dominion to statehood : the fifteenth century to the twentieth century. Palgrave Macmillan, 2004

6. ↑ Bloxham. The great game of genocide: imperialism, nationalism, and the destruction of the Ottoman Armenians. — P. 39—48.

7. Vahakn N. Dadrian. Armenians in Ottoman Turkey and the Armenian Genocide // Dinah L. Shelton. Encyclopedia of Genocide and Crimes Against Humanity. Macmillan Reference, 2005.

8. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

9. АВПР, ф. Политический архив, д. № 3447, л. 53—54. Записка об Армянском вопросе, составленная секретарем посольства в Константинополе надворным советником Смирновым

10. ЦИТ. по: Արմենիա, 1889, N 68, 1 հունիսի.

11. Нерсесян М. Г. Геноцид армян в Османской империи, -Ер.: Айастан, 1982

12. Хвостов В.М. «Мир между двумя мировыми войнами». –М.: Просвещение, 1970




1 Нерсесян М. Г. Геноцид армян в Османской империи, -Ер.: Айастан, c. 15

2 Stephan H. Astourian. Genocidal Process: Reflections on the Armeno-Turkish Polarization //Hovannisian. The Armenian genocide: history, politics, ethics. — P. 55.

3 Bloxham. The great game of genocide: imperialism, nationalism, and the destruction of the Ottoman Armenians. — P. 42.

4 Хвостов В.М. «Мир между двумя мировыми войнами». –М., 1970, С. 156.

5 Барсегов Ю. Г. Геноцид армян – преступление по международному праву. – XXI век – согласие ,

2000. с. 215



6 Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (Нью-Йорк, 9 декабря 1948 г.)


7 Нерсесян М. Г. Геноцид армян в Османской империи, -Ер.: Айастан, 1982.- С. 265

8 Нерсесян М. Г. Геноцид армян в Османской империи, -Ер.: Айастан, 1982 С.285

9 Барсегов Ю. Г. Геноцид армян – преступление по международному праву. – XXI век – согласие,

2000. – с 135.





Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет