Министерство культуры Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Екатеринбургский государственный театральный институт»
Актерский факультет
Кафедра пластической выразительности актера
Учебно-методический комплекс дисциплины
«История русского театра. От рубежа XIX-XX веков до 1950-х годов»
предназначен для студентов образовательных организаций высшего образования, обучающихся по специальностям:
УГС
|
070000 «Культура и искусство»
|
ФГОС ВПО
|
|
Дата утверждения, № приказа
|
|
Направление (специальность)
|
52.05.01 «Актерское искусство»
52.05.02 «Режиссура театра»
|
Квалификация (бакалавр, магистр, специалист)
|
специалист
|
ООП ВПО (учебный план)
|
|
дата утверждения, год приема
|
15.09.2012
|
Профиль (специализация)
|
«Артист драматического театра и кино»,
«Ведущий телевизионных и радиопрограмм», «Артист театра кукол»,
«Артист музыкального театра»,
«Режиссер драмы»
|
Индекс дисциплины
по учебному плану
|
4ДВ.1
|
Трудоемкость и распределение ресурсов:
|
Семестр (недель всего)
|
5
(17 нед.)
|
6
(16 нед.)
|
|
Всего: зачетных единиц
|
|
2
|
|
|
часов
|
|
72
|
|
|
Аудиторная работа
|
|
36
|
|
|
Самостоятельная работа
|
|
36
|
|
|
Форма итогового контроля
|
|
экзамен
|
|
|
Рассмотрен и одобрен на заседании кафедры «______» ______________ 20 __ г.
протокол № __________
Заведующий кафедрой: _______________________________ _______________
(фамилия, имя, отчество)
Екатеринбург
2013
Программа дисциплины подготовлена
кафедрой истории искусств
Рекомендовано к изданию
кафедрой истории искусств
17 февраля 2013 г.
Составитель Клочкова Ю. В.
© Екатеринбургский государственный
театральный институт, 2013
© Клочкова Ю. В., составление, 2013
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Программа компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дисциплины «История русского театра. От рубежа XIX-XX веков до 1950-х годов» составлена в соответствии с требованиями федерального дипломированного специалиста по направлению 070000 «Культура и искусство», специальностям 070301 «Актерское искусство», 070501 «Режиссура», 071101 «Литературное творчество», 074301«Продюсерство» по циклу «Общепрофессиональные дисциплины» государственного образовательного стандарта второго поколения высшего профессионального образования.
Цель дисциплины
Курс «История русского театра» является одним из базовых в подготовке специалистов в рамках театрального вуза, закладывает основы профессионализма, формирует навыки работы с драматургическим произведением. Данная часть курса истории русского театра (от рубежа XIX-XX веков до 1950-х годов) знакомит студентов с содержанием самого насыщенного периода истории русского театра, представляет его этапы с учетом общественно-политического и эстетического состояния общества. Студенты получат с становлении в России режиссерского искусства, его разнообразии, представителях разных течений в режиссуре, актерском исполнительстве, драматургии. Данный курс дает представление о различных сторонах актерского мастерства, искусства сценографии. Дисциплина «История русского театра» должна познакомить студентов с лучшими образцами драматургии изучаемого периода, сформировать представления о роли и значении театрального искусства в системе культуры, в воспитании и развитии личности.
Задачи дисциплины
1) ввести студентов в круг проблем, связанных с развитием русского театра рубежа XX-XIX веков;
2) сформировать у студентов понятийный аппарат в области театрального искусства и драматургии;
3) научить ориентироваться в художественных направлениях и жанрах русской драматургии XX века;
4) дать понятие об индивидуальных особенностях и эстетике драматургов и режиссеров изучаемого периода;
5) дать представление о принципах и подходах к работе с драматургическими произведениями изучаемого периода;
6) сформировать навыки самостоятельного анализа драматургического текста.
Место дисциплины в системе высшего профессионального образования
Курс «История русского театра» является одной из базовых дисциплин федерального компонента Стандарта высшего профессионального образования по направлению «Культура и искусство», специальностям 070201 «Актерское искусство», 070204 «Режиссура», 071001 «Литературное творчество», 070211 «Театроведение». В процессе изучения данного курса осуществляется специальная теоретическая подготовка будущих специалистов в области культуры и искусства.
Требования к уровню освоения содержания курса (приобретаемая компетенция, знания, умения, навыки)
Выпускник должен знать специфику развития театрального искусства в России рубежа XIX-XX веков и первой половины XX века; различные направления российского театрального искусства, содержание и художественные особенности произведений русских авторов; уметь анализировать произведения драматургии, выполнять сравнительный анализ различных произведений, трактовать образы и характеры персонажей, работать с театроведческой литературой, владеть терминологическим аппаратом.
Методическая новизна курса
Новизна курса определяется его направленностью на обучение студентов анализу художественного текста, в том числе сопоставительному с учетом его общеэстетического значения и особенностей культуры эпохи. Курс оснащен иллюстративным материалом с использованием мультимедийных средств, видеоматериалами.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ КУРСА, ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Театр на рубеже XIX – XX веков (до 1917 года).
Тема 1.1. Состояние русского театра на рубеже XIX – XX веков.
Самый насыщенный этап развития русского театра. Сочетание различных взглядов на театральное искусство, его задач и назначения: от легкого развлечения к высокой общественной миссии театра, возвращению к истокам театра как религиозного действа. Театр аккумулирует всю предшествующую многовековую театральную традицию – от античной трагедии и средневековых площадных действ до остросовременных поисков западноевропейских символистов. Время появления новых театральных эстетик: эстетика площадного скоморошьего искусства (Лентовский), психологический театр (Станиславский и Немирович-Данченко), новаторские эксперименты Мейерхольда, разработка форм синтетического театра Таировым и мн. др.
Изменение структуры театрального мира, появление новых форм организации театра, стремительный рост частных театров в Москве, Петербурге, Киеве, Казани, других провинциальных городах, возникновение театральной режиссуры, сценографии. Формирование уникальных режиссерских и актерских индивидуальностей: К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, Н. Н. Евреинов, В. Ф. Комиссаржевская, П. Н. Орленев, В. И. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова, М. А. Чехов, А. Г. Коонен и многие другие. Рождение отдельного вида искусства – театральной сценографии, в котором значительные художественные открытия делают В. Симов, А. Головин, М. Добужинский, А. Бенуа, Л. Бакст, Б. Кустодиев и другие художники. Формирование методики воспитания актера, театральной педагогики.
Напряженные искания в области драматургии, противоречивые лики эпохи в произведениях для театра А. Чехова, А. Блока, Л. Андреева, М. Горького, И. Анненского, Вяч. Иванова, В. Брюсова, Е. Чирикова, С. Найденова. Реализм и натурализм противопоставляется модернизму, развивается психологическое направление.
Начало консолидации театральных деятелей в обществе. Первый всероссийских съезд сценических деятелей (1897), Первый съезд драматических писателей и музыкантов (1906), Первый съезд режиссеров (1908), дискуссии о режиссерском и актерском театре, активно поддерживаемые прессой.
Рост интереса к театру интеллигенции, студенчества. Появление новой театральной интеллигенции (актеры, режиссеры, художники, театральные меценаты) отличающиеся своим активным отношением к жизни: от содействия революционному движению известных русских актеров и театральных меценатов до борьбы с вмешательство в дела театра полиции, многочисленными запрещениями спектаклей по пьесам русских и зарубежных авторов. Ярким примером общественной деятельности является работа М.Г. Савиной по созданию Русского театрального общества (нынешнего ВТО) и строительству Убежища для престарелых сценических деятелей (Дом ветеранов сцены). Интенсивный процесс развития театрального искусства на рубеже XIX-XX века становится почвой для дальнейшего развития отечественного и европейского искусства сцены.
Тема 1.2. Театр в провинции.
Провинциальная сцена – начало блестящих актерских карьер: М. Савиной, П. Стрепетовой, М. Писарева, В. Давыдова, К. Варламова, А. Ленского и многих других. Огромная роль провинциальных антрепренеров и их театров в становлении актеров: всех перечисленных вывел на большую сцену актёр и создатель многих драматических и оперных антреприз (в Саратове, Казане, Туле, Костроме, Астрахани, Воронеже, Екатеринбурге и др.), П.М. Медведев. Возрастающее значение провинциальных антреприз в начале XX века, появление таких крупных провинциальных антрепренеров, как М.М. Бородай, так же прошедший школу у П.М. Медведева и создавший актерские товарищества и труппы в Киеве, Харькове, Казани, Нижнем Новгороде, Саратове, Одессе, Н.И. Собольщиков - Самарин, антрепризы которого работали в ряде городов Поволжья (Казань, Саратов, Нижний Новгород), Твери, Ростове-на-Дону, Одессе. Обслуживая провинцию, антрепризы продолжают пополнять столичные театры: на провинциальных сценах начинали В. Комиссаржевская, В. Качалов, Л. Леонидов, И. Певцов, М. Тарханов, А.Остужев, М. Блюменталь - Тамарина и многие другие выдающиеся актеры.
Широкая известность актеров, оставшихся верными провинциальной сцене: В.Н. Андреев-Бурлак, не только замечательный актер, но и талантливый организатор, создавший вместе с М. Писаревым «Первое товарищество русских актеров», постоянно гастролирующее по провинции, братья Адельгейм, прославившиеся в ролях классического репертуара (Шекспир, Шиллер), П. Орленев, первый в России сыгравший роль царя Федора Иоанновича в драме А.К. Толстого, познакомивший провинцию с современной драматургией (Г. Ибсен, Д. Мережковский), инсценировками русской классики («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского). Партнершей Орленева в этих спектаклях выступает А. Назимова, впоследствии известная американская актриса театра и немого кино.
Появление с развитием театральной частной инициативы таких крупнейших провинциальных театров как театр Н.Н. Синельникова в Харькове, Н.Н. Соловцова в Киеве, К.Н. Незлобина в Вильно. Постановки, ставшие крупнейшими событиями в русской театральной провинции: в театре Соловцова, отличающимся замечательным актерским ансамблем, «Власть тьмы» Л.Н. Толстого, грандиозная историческая трилогия А.К. Толстого, чеховский репертуар. В театре Незлобина В.Ф. Комиссаржевская в своих ставших классическими ролях: Лариса («Бесприданница» А.Н. Островского), Рози («Бой бабочек» Г. Зудермана), блестящий актерский состав труппы: К. Бравич, М. Андреева, М. Роксанова, Н. Литовцева. Первая постановка «Дяди Вани» труппой Товарищества Н.Н. Синельникова (1897, Ростов-на-Дону), частный театр Синельникова в Харькове, широко известный в провинции. Процесс обновления русской сцены шел и в провинции, несмотря на трудности провинциального театрального дела.
Тема 1.3. Императорские театры рубежа XIX-XX века (1880-1917 годы).
Кризис в столичных театрах (Малый и Александринский) к концу XIX века, несмотря на наличие в обеих труппах больших актерских дарований. Исключительный актерский ансамбль Александринского театра, ядро которого: Владимир Николаевич Давыдов (1849-1925), Мария Гавриловна Савина (1854-1915), Константин Александрович Варламов (1848-1915), Варвара Васильевна Стрельская (1838-1915), Роман Борисович Аполлонский (1862-1928), Николай Николаевич Ходотов (1878-1932), Юрий Михайлович Юрьев (1872-1948), Вера Федоровна Комиссаржевская (1864-1910). Однако репертуар, не соответствующий актерским силам, слабая драматургия: забытые сейчас произведения драматургов В. Дьяченко, И. Шпажинского, В. Крылова, пьесы которого не сходили со сцены Александринского театра, особенно когда он занимал пост управляющего труппой (1893-1896). Примитивность постановок с шаблонными сценическими приемами: в этой ситуации не случаен провал поставленной Е. Карповым «Чайки» А.П. Чехова (1896), которую не спасло участие В.Ф. Комиссаржевской, Н. Давыдова, К. Варламова и др. Стремление улучшить ситуацию последних директоров императорских театров С.М. Волконского (1899-1901) и В.А. Теляковского (1901-1917), управляющего труппой П.П. Гнедича, историка искусств, переводчика, драматурга. Начало обновления репертуара, привлечение новых режиссеров (В.Э. Мейерхольда, А.А. Санина, М. Дарского), композиторов (М. А. Кузмина, А. Глазунова), художников: (А. Бенуа, К. Коровина, А. Головина).
Схожие процессы в Малом театре. Осознание глубокого кризиса ведущими актерами: А. П. Ленским (1847-1908), А. И. Сумбатовым-Южиным (1857-1927), Г. Н. Федотовой (1846-1925), Ф. П. Горевым (1850-1910), М. Н. Ермоловой (1853-1928). Пестрота и разнородность репертуара; наряду с лучшими образцами классики (Пушкин, Гоголь, Грибоедов, Тургенев, Островский, Сухово-Кобылин, Шиллер, Шекспир, Шеридан) современными мелодрамами (П. Джакометти, Г. Зундерман, В.И. Немирович-Данченко, А.И. Сумбатов-Южин) сочинения-однодневки В. Крылова, И. Шпажинского, П. Боборыкина и пр.
Попытка реформирования казенной сцены в период руководства театром А.П. Ленским (1907-1908, главный режиссер), А.И Сумбатовым-Южиным (1909-1917, управляющий труппой).
Достарыңызбен бөлісу: |