Учебно-методический комплекс дисциплины «История тюркских народов»



бет1/5
Дата13.06.2016
өлшемі463.5 Kb.
#132151
түріСамостоятельная работа
  1   2   3   4   5

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени ШАКАРИМА г.СЕМЕЙ

Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД 042-5.02.01.20.35/03-2013



УМКД

Учебно-методические материалы по дисциплине

«История тюркских народов»

Ред. № 2 от 30.09.09 взамен ред.№1 от 18.09.08



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«История тюркских народов»

для специальности 5В020300 – «История»



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ



Семей 2013




Содержание





1

Глоссарий

3

2

Лекции

4-49

3

Практические занятия

50-58

4

Самостоятельная работа студента

59-62


1 ГЛОССАРИЙ
1.1 Автономия (греч. - самоуправление) – широкое внутреннее управление в определенном регионе государства;

1.2 Автохтон (от греч. – местный, коренной; противопоставление - аллохтон) – культуры, возникшие в данном месте.

1.3 Аграрный вопрос (лат. agrarius) – земельный; относящийся к

землевладению, землепользованию;



1.4 Андроновская культура (археол.) – бронзовый век (2 тыс. лет до н.э.) в Западной Сибири, Казахстане и в Южном Приуралье. Названо по деревне Андроново около г.Ачинска.Могильники и остатки поселений.Хозяйство: скотоводство и земледелие;

1.5 Археологические памятники – древние предметы, сооружения,

изображения, остатки поселений, погребений и т.д.



1.6 Аул – селение, в прошлом кочевое, ныне оседлое.

1.7 Бай – (тюрк.)- крупный землевладелец, скотовод, торговец.

1.8 Батыр – у тюркских народов и монголов ненаследственное звание,

даваемое лицам за военные услуги;



1.9 Гуньмо – титул усуньских правителей.

1.10 Карабудун – свободные простолюдины в тюркских каганатах.

1.11 Кочевничество (номадизм) – образ жизни скотоводов, основанный на миграции населения по мере смены пастбищ.

1.12 Купчур – налог на содержание войск, почты, чиновничьего аппарата,

которой платили скотоводы в размере 1 головы скот со 100 голов. Был

распространен на крестьян и горожан и превратился в подушную подать.

1.13 Курган – округлая и продолговатая насыпь, холм над захоронениями.

Крупные погребальные сооружения на территории бывшего СССР

появились более 5 тысяч лет назад.

1.14 Неисторианство – течение в христианстве, основанное в Византии

Несторием Константинопольским, патриархом в 428-431 гг.



1.15 Род – коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от

общего предка, носящих общее родовое имя.



1.16 Сарбаз – воин – всадник.

1.17 Султан – титул монарх в некоторых мусульманских странах;

1.18 Тумен (монг.) – подразделение численностью 1 тысяча человек в

тюркских монгольских войсках;



1.19 Хан – вождь племени, государь у тюркских и монгольских народов.

1.20 Шаньюй – верховный правитель хуннов;

1.21Шариат – совокупность юридических и религиозных норм, основанных на Коране, мусульманское право.

1.22 Яксарт – древнее название реки Сырдарья.

1.23 Ярмарки – ежегодный рынок. Периодически организуемые в

установленном месте торги, рынки товаров.



1.24 Ясак (тат.) – ежегодная, натуральная подать.

2 ЛЕКЦИИ

Лекция 1.Введение.

План лекции:

  1. Цели, задачи курса.

  2. Каменный век, его этапы. Техногенез. Возникновение производящего хозяйства.

  3. Эпоха бронзы. Общественное разделение труда.

  4. Андроновская культура эпохи бронзы. Бегазы-Дандыбаевская культура.

Цель лекции: Показать эволюцию человека и общества, роль в этом усовершенствования техники изготовления орудий труда.

Тезисы лекции:

На протяжении длительного времени до обретения Казахстаном независимости его история подвергалась искажениям, поэтому одной из важнейших задач суверенного государства является возрождение национальной истории. Неслучайно известная максима гласит: без истории - нет народа. Реальный суверенитет невозможен без граж­данской позиции, глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамичного развития, ведь настоящее совершается на ос­нове прошлого, его воздействие ощущается во всем. Изучение исто­рического опыта формирует историческое сознание, культуру, тради­ции, преемственность поколений. История дает возможность осмыс­лить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком фено­мена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности.

История решает следующие задачи: гносеологическую - дает зна­ния о прошлом Отечества; аксеологическую - формирует чувство со­причастности к его истории, что является стержнем гражданственно­сти; праксеологическую - вырабатывает способность самостоятельно­го анализа и оценки сложных и разнообразных исторических явлений, позволяет определять объективные критерии, которые служат осно­вой поведения и деятельности личности; прогностическую - исто­рия - это прошлое, устремленное в будущее, история не завершена, она таит в себе огромные возможности, в ней все время открываются истины, не замеченные раньше, история - архимедова точка опоры будущего; и наконец, она играет важную консолидирующую роль, сплачивая людей в единство, в котором их своеобразное, неповтори­мое, конкретное, рассматриваемое отдельно, обретает свое место и приобретает смысл именно как часть многообразия в его взаимодействии в масштабах всего человеческого сообщества и его истории в целом. В конечном итоге история является кодом, ключом, с помощью которого человек идентифицируется и самоидентифицируется в бесконечно разнообразном мире.

Начальной стадией истории человечества является каменный век. Территория Казахстана входила в зону формирования и становления древнего человека. Здесь климат был теплым и влажным, растительность пышная, а фауна богатая и разнообразная, что создавало благоприятные условия для существования древнего человека.

Следы пребывания человека на территории Казахстана, каменные орудия труда - рубила, скребла, остроконечники относятся к нижнему палеолиту, около 1 млн. лет назад. Это был человек в своей эволюции находившийся на стадии «человека выпрямленного». Он уже знал и применял огонь, занимался охотой и собирательством. Наиболее древние орудия труда найдены в Южном Казахстане на юго-западных склонах хребта Каратау в Южно-Казахстанской области на пойменных террасах реки Арыстанды у поселка Конырдек. Стоянки раннего палеолита, где были обнаружены тысячи рубил, остроконеч­ников, нуклеусов, отщепов находятся северо-восточнее г.Каратау Жамбылской области. Это стоянки Борыказган, Танирказган. Памятники того времени имеются и в других частях Казахстана. В Центральном Казахстане, это стоянка Кудайколь, расположенная на северо-восточной окраине Сары-Арки. Стоянки Жаман-Айбат под Жезказганом, Обалысай в Жездинском районе Карагандинской области. В Восточном Казахстане стоянка на берегу реки Колгутты, недалеко от села Каратогай Курчумского района.

Памятники среднего палеолита широко представлены в Казахстане. Это стоянка в урочище Карасу на правом берегу реки Арыстанды в Южно-Казахстанской области. В Центральном Казахстане, это находки в среднем течении реки Сарысу, в урочищах Батпак севернее Караганды. В Западном Казахстане на полуострове Мангышлак.

Поздний палеолит охватывает период 30 тыс.-10 тыс. лет назад. В то время человек расселялся по всем климатическим зонам земли, происходило формирование рас и расовых групп. В общественных отношениях формировалась родовая община, возник род, как форма общественной организации. Родовая организация была матри линейной. Это было время формирования человека современного физического типа. Усложнились его представления в духовной сфере, широкое распространение получили ранние формы религии и искусства. На территории Казахстана памятниками позднего палеолита являются в Южном Казахстане стоянка Ачисайская западнее поселка Чулак-Курган. В Восточном Казахстане на правом берегу реки Бухтармы стоянка Пещера. Также в Восточном Казахстане стоянки Канай, Свинчатка и другие.

Переходом между древним каменным веком - палеолитом и новым каменным веком - неолитом является средний каменный век - мезолит. Он занимает время X - V тыс. до н.э. Мезолит характеризуется потеплением климата. Вымерли мамонты и шерстистые носороги. Были изобретены лук и стрелы.

Следующим этапом является неолит и энеолит - медный век, как переходный в веку металла. В истории Казахстана последний рассматривается вместе с неолитом. Неолит занимает время V тыс. - вторая четверть II тыс. до н. э. Это время расцвета техники обработки камня. Применялись такие ее приемы как шлифование, сверление, пиление. Изготавливались каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки. На смену потребляющему хозяйству приходит производящее, то есть на основе охоты и собирательства, развились скотоводство и земледелие. Возникли зачатки горного дела, ткачество, керамика. Усложнялась общественная организация, возникли племена и племенные союзы.

В Казахстане известно свыше 500 исторических памятников того времени. Это стоянка Караунгур в пещере к северу от одноименного села на одноименной речке в Южно-Казахстанской области. В Западном Казахстане это стоянки Кульсары вокруг поселка Кульсары Жылыойского района Атырауской области. В Восточно-Казахстанской области это стоянка Кызыл-Су на речке Кызыл-Су недалеко от с. Белокаменки. В Северном Казахстане это стоянки Пеньки, в этой же части Казахстана найдено несколько неолитических погребений.

На рубеже первой-второй четверти II тыс. до н. э. в евразийских степях была изобретена бронза. Археологические памятники племен Казахстана эпохи бронзы относятся к андроновской культуре, названной так по месту первых раскопок могильника у села Андроново под г. Ачинском в Южной Сибири. Зона ее распространения охватывала обширное пространство Южной Сибири, Казахстан, прилегающие районы Урала, Среднюю Азию до Южного Таджикистана, Афганистана, Северного Пакистана. В эпоху бронзы климат менялся в сторону потепления и сухости и почти на всей территории Казахстана развивалось скотоводческо-земледельческое хозяйство с преобладанием первого. Андроновская культура делится на три периода: ранняя бронза - XVIII - XVI вв. до н. э., средняя - XV - XII вв. до н. э., поздняя -XII - начало VIII вв. до н. э.

В Центральном Казахстане обнаружено свыше 30 поселений и более 150 могильников андроновской культуры. Здесь ранний этап - нуринский, названный по находкам в долине реки Нура. Средний - атасуский, названный по группе могильников в долине реки Атасу. Поздний - бегазы-дандыбаевский по находкам у аула Дапдыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в северном Прибалхашье. В Северном Казахстане известны памятники ранней бронзы в районе г. Петропавловска. В то время стали появляться поселения, которые можно считать предшественниками городов. Одно из них Аркаим - на границе Челябинской и Кустанайской областей. В период средней бронзы значительно изменились домостроительство, организация поселений. Примером бытового комплекса является поселение Тасты-Бутак в Западном Казахстане. Здесь открыты десятки поселений и могильников данного периода. В Восточном Казахстане десятки поселений и могильников найдены в долинах Иртыша, Бухтармы, Курчума на Алтае и Тарбагатае.На юге Казахстана и в Семиречье обнаружены скопления наскальных рисунков Тамгалы и в Каратау. Памятниками средней бронзы Семиречья являются могильники Тамгалы, Каракудук. В Каратау могильник Таутары. В низовьях Сырдарьи в Приаралье открыты уникальные памятники бронзы - мавзолеи Тегискена.

Племена бронзового века образовали исходный культурный пласт, на основе которого происходило формирование культуры ранних кочевников. Основным занятием людей было пастушеское скотоводство и мотыжное земледелие. В скотоводстве постепенно изменялся состав стада, увеличивалась доля животных, приспособленных к кочевому образу, таких как лошади, овцы, верблюды. Получило распространение отгонное скотоводство, как переходное к кочевому. На дальних пастбищах пастухи сооружали из жердей легкие каркасные жилища со стенами из циновок предшественники юрт. Появились и войлочные кибитки, приспособленные для кочевья, установленные на четырехколесных телегах.Важную роль в жизни племен того времени играла металлургия. Основным сырьем для изготовления орудий труда и оружия была бронза - сплав меди и олова. Центрами металлургии были Центральный и Восточный Казахстан. Материнский род сменил отцовский. Первобытнообщинные отношения постепенно разлагались, усиливалась имущественная дифференциация. Это проявилось в том, что у андроновцев были богатые погребения в виде больших курганов, где вместе с покойным находились богатое оружие, украшения. А также были бедные, в которых находились глиняные горшки, скромные украшения, части жертвенных животных.

По своему антропологическому складу андроновцы были представителями европеоидной расы - широколицые, с открытыми глазами, развитым надпереносьем, резко выступающим носом. В языковом отношении они относились к индоиранской группе.

Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь, главным жертвенным животным был конь. Религиозные представления были достаточно развиты.

Вопросы для самоконтроля:

1. Выделите основные хронологические этапы каменного века.

2. Как называются приемы обработки камня в нижнем палеолите?

3. Что такое антропогенез?

4. Какие изменения происходят в верхнем палеолите?

5..Определите хронологические рамки андроновской культуры?

6. В каком регионе Казахстана открыты уникальные памятники бронзы - мавзолеи Тегискена?

7. К какому периоду бронзы относятся памятники Бегазы- Дандыбай?

8. Каков антропологический тип андроновских племен?

Литература:

1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 5-ти томах. А., 1996, Т.1, 1-2 часть.

2. Абжанов К.С. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. А., 2002, стр. 3-9.

3. Маргулан А.Х. Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана. А., 1979.

4. Байпаков К.М., Таймагамбетов Ж.К. Археология Казахстана. А., 1993.

5. Кадырбаев А. История Казахстана: первобытный мир и древность. А., 1998.

6. Самашев З.С. Наскальные изобретения верхнего Прииртышья. А., 1992.
Лекция 2. Туркестан- очаг древнетюркской цивилизации.

План лекции:


  1. Саки. Древние источники. Расселение саков. Взаимоотношения с другими народами.

  2. Усуни, канглы, их общественное устройство. Хозяйство.

  3. Хунны. Проблема происхождения хуннов. Политическая история. Социальная организация.

Цель лекции: Осветить вопрос о расселении саков на территории Казахстана. Рассмотреть вопрос о роли государственных образований этих племен в истории казахов, роль «великого переселения народов»и влияния гуннов на изменение антропологической ситуации в Казахстане.

Тезисы лекции:

С начала II тысячелетия до н. э. на территории Казахстана жили арийские племена, которые относились к индоевропейской языковой и культурной общности. В I тысячелетии до н. э. Их преемниками стали саки.

В Авесте кочевые племена, населявшие степи севернее бактрийцев, согдианцев, хоремиицев, Казахстана именовались «туры с быстрыми конями». В древнеперсидских текстах те же племена назывались именем сака, или саки. Например, две с половиной тысячи лет назад была сделана Бехистунская надпись иранского царя Дария I, где народы жившие к северу от Сырдарьи названы саки. В персидских источниках назывались имена сакских племен и групп племен. В их числе саки парадарайя - заречные (заморские) саки, тиграхауда-носящие остроконечные шапки, обитавшие в низовье Сырдарьи и Амударьи, хаомоварга -изготавливавшие напиток хаома, обитавшие в Прибалхашье, аримаспы - стерегущие золото грифов, расположившиеся на Алтае и в Восточном Казахстане.

Сведения о древних насельниках Казахстана содержатся в античных источниках в трудах древнегрпеческих и римских летописцев. И прежде всего в «Истории» «отца истории» Геродота, написанной в конце 40-х, начале 30-х годов V века до н. э., состоявшей из 9 книг, где в 4-ой книге описывались племена Евразии, в том числе и Казахстана. Так же сведения по истории Казахстана содержатся в работах Полибия, Плиния, Птолемея, Стробона. Древнегреческие и латинские источники саков называли скифами, упоминали имена племен: массагеты в междуречье Сырдарьи и Амударьи, савроматы (позднее сарматы) - на западе Казахстана, а также исседоны, аргипейи, саракаулы и другие. Это были племена одной культурной общности, которая сложилась на степных просторах от Хуанхэ до Дуная, они составляли единый, родственный по языку и этнокультурному складу массив племен и родоплеменных подразделений. Саки были достойными соперниками таких могучих держав как персидское государство Ахеменидов, Ассирия, Урарту. Сведения о саках содержатся в Библии. Имеются сведения о сакской царице Зарине, успешно сражавшейся с мидянами за первенство над Парфией. О походе персидского царя Кира в 530 году до н. э. против саков за Аму-дарью, когда персы потерпели сокрушительное поражение от массагетов под руководством царицы Томирис, сам Кир погиб в сражении. Преемником Кира стал Дарий I, который в 519 году до н.э. совершил поход против саков, «носящих остроконечные шапки». Известно имя вождя саков Скунха, который оказывал сопротивление персам. В 518 году до н. э. Дарий I опять совершил поход против саков. По сведениям древнегреческого историка Полиена во время похода сак по имени Ширак изуродовал сам себя, представился обиженным соплеменниками, вошел в доверие к персам и завел их в безводную пустыню, где большинство участников похода погибло.

Саки древнего Казахстана играли важную роль в мировой политике того времени, были активными участниками исторических событий. Так, в составе персидского войска Кира саки участвовали в войне с мидииским царем Крезом При Дарий I саки входили в его могучую гвардию в число так называемых «десяти тысяч бессмертных». Они сражались на стороне персов в греко-персидских войнах. В битве при Марафоне в 490 году до н. э. саки находились в центре боевого построения персов. В битве при Фермопилах в 480 году до н. э.саки в составе войска Ксеркса сражались против спартанцев Царя Леонида.

В 331 году до н. э. в битве при Гавгамелах Александр Македонский (Искандер Зуль-Карнайн - Двурогий) ученик Древнегреческого философа Аристотеля окончательно разбил войско Дария Ш и стал владыкой Азии. Но на завоевание Средней Азии - территории саков понадобилось три года с 331 по 327 годы до н. э., то есть столько же времени, сколько он потратил на завоевание всей империи Ахеменидов от Эллады до Индии. Известно имя вождя саков Спитамена, который три года вел партизанскую войну с македонянами. Не смотря на все усилия Александра Македонского, саки, жившие за Сыр-дарьей сохранили свою независимость и фактически остановили продвижение македонян на восток. Часть саков стали союзниками Александра в его походе на Индию.

В эпоху саков окончательно происходит становление скотоводческого хозяйства. Сакское общество не было однородным. На его высшей ступени были «цари», обладавшие немалой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов, заключали союзы, возглавляли войска. Существовал «царский» род, из которого были наследственные правители. Важную роль в сакском обществе играла военно-племенная аристократия. В эпоху саков сформировались особенности номадов Великой Степи, отличавшие их от других народов Востока. Здесь не было чиновников, характерных для земледельческих цивилизаций, основную роль в управлении общества играли родовые предводители, каждый сакский мужчина был свободным и полноправным человеком.

Скопления сакских могильников обнаружены на берегах Таласа, Чу, Или, в предгорных зонах Кыргызского, Заилийского, Джунгарского Алатау, в долинах Кегеня и Нарынкола. Наиболее известный памятник - Курган Иссык, расположенный в 50 км восточнее Алматы в предгорьях Заилийского Алатау. Его открытие было сделано в 1969 году. В кургане диаметром 60 м, высотой более 7 м было обнаружено погребение «Золотого человека», датированное V веком до н. э.

Культура саков достигла высокой степени развития. Главным компонентом в искусстве саков был «звериный стиль», сложившийся в VII - VI веках до н. э. и получивший распространение среди племен Сибири, Казахстана, Средней Азии, юга Восточной Европы. Это образы различных животных, которыми оформлялись предметы быта, одежда, посуда, оружие. Многие элементы материальной культуры саков стали достоянием современных народов. От саков заимствованы длинные штаны и короткий кафтан, к которым восходят брюки и пиджак, составляющие основу современной мужской и женской одежды. К сакам восходят также мягкие кожаные сапоги и войлочная островерхая шапка - прообраз казахского колпака.

Ярким представителем сакской культуры является Анахарсис - философ, живший в VI веке до п. э. На Анахарсиса «скифа сына Гжура и брата Кадуифа, скифского царя, по матери же эллина и оттого владевшего двумя языками» ссылался в «Никомаховой этике» Аристотель. Анахарсису посвящен специальный раздел в книге Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Он был другом афинского архонта Солона. Известно его письмо царю Лидии Крезу.

Эпоха саков показывает, что Великая Степь - степная часть Центральной Азии представляла собой самостоятельный очаг цивилизации между Дунаем и Китаем. Этот очаг цивилизации Великой Степи синтезировал в себе особенности различных вариантов возникновения цивилизаций, с одной стороны, он возник в регионе, где протекают великие реки Центральной Азии Амударья и Сырдарья и семь южно-казахских рек подобно тому, как возникли цивилизации в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Хуанхэ. С другой стороны, он расположен на стыке Европы и Азии, подобно тому, как возникли цивилизационные очаги на континентальных перекрестках в Греции, Малой Азии, Восточном Средиземноморье, Северной Месопотамии. Этот очаг цивилизации с момента возникновения изначально отличался этнокультурной подвижностью своих элементов, но вместе с тем устойчивостью изначальной цивилизационной константы, ее способностью к адаптации с другими элементами.

В III веке до н. э. племена, населявшие Казахстан образовали устойчивые объединения с зачатками государственной власти. Это были племена усуней и кангюй -этнокультурных преемников саков.

Племена усуней пришли в Казахстан из Центральной Азии. Территория государства усуней была обширной, северные его границы доходили до Балхаша, западные - до Таласа. Центром усуньских владений была Илийская долина в Семиречье, ставка правителей находилась в Чигучене, «городе Красной долины» на берегу Иссык-Куля.

Во 11 веке до н. э. в Семиречье побывало китайское посольство во главе с Чжан Цянем, который сообщил важные сведения об усунях. Об усунях говорилось «усунь-го», то есть государство усуней. Среди них были племена сэ (саков) и юэчжей. Численность населения государства составляла 630 тысяч человек, войско 188 тысяч, в состав которого входила дружина усуньского правителя - 30 тысяч конников. Верховный правитель усуней носил титул гуньмо. Государство усуней играло важную роль в экономическом и политическом развитии всего региона. Со II века до н. э. стал формироваться Великий Шелковый путь как регулярная торговая и дипломатическая артерия, связывающая Китай со Средней, Западной Азией и Европой. О силе и мощи государства усуней говорит тот факт, что принцессы древнего Китая и сюнну часто становились женами усуньских гуньмо и наоборот. В китайских источниках подробно освещается история усуней до III века н. э., имеются упоминания и в более позднее время до начала V века.

Западнее усуней в среднем течении Сырдарьи образовалось племенное объединение канглы, ставка правителей была в Битяне. Это тоже были центрально-азиатские племена, их численность составляла 600 тысяч человек, они имели войско 120 тысяч.

У усуней и канглы кочевое скотоводство сочеталось с земледелием. Расслоение общества на бедных и богатых было более выраженным чем у саков. У су ни были больше скотоводами. Китайский историк I века Сыма Цянь писал: «В Усунь много коней. Их самые богатые люди имеют до 4-5 тысяч голов лошадей». Кангла же в основном занимались земледелием, они жили в поселениях с крепостными стенами и рвами, здания возводились из кирпича в том числе и сложные дворцовые комплексы. У усуней и канглы существовало рабство, рабами были в основном пленные, главным образом они использовались в домашнем хозяйстве.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет