Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология культуры



бет1/5
Дата13.06.2016
өлшемі489 Kb.
#133626
түріУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
Новокузнецкий филиал-институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»


Факультет гуманитарный

Кафедра философии



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.Ф. Социология культуры

(код и название дисциплины по учебному плану специальности)

Для специальности 040201Социология



(код и название специальности)

Цикл дисциплин учебного плана ОПД

(ОГСЭ, ЕН, ОПД, СД, ДС)

Компонент учебного плана: федеральный



(федеральный, региональный, вузовский)

Формы обучения очная


Новокузнецк


Новокузнецкий филиал-институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»


Кафедра философии

Факультет гуманитарный




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины

ОПД.Ф. Социология культуры

(код и название дисциплины по учебному плану специальности)

Для специальности 040201Социология



(код и название специальности)

Формы обучения очная


Составитель(и) / разработчик(и) программы


Рещикова И.П., старший преподаватель

Новокузнецк


Нормативные ссылки

Предлагаемая учебная программа по дисциплине Социология культуры является основным документом, определяющим цели, содержание, методы и результаты изучения курса студентами, обучающимися по специальности Социология на гуманитарном отделении Новокузнецкого филиала-института КемГУ. Программа разработана на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине Социология культуры (ОПД.Ф.18) для специальности 020300 Социология.


При составлении программы учтены:

  1. Требования государственного образовательного стандарта к уровню подготовки лиц, завершивших обучение по программе подготовки дипломированного специалиста (социолога, преподавателя социологии) по общепрофессиональным дисциплинам (квалификационные характеристики);

  2. Рекомендации, изложенные в Письме Министерства образования РФ «О порядке формирования основных образовательных программ вуза на основе ГОС» от 19.05.2000 № 14-52-357ин/13;

  3. Методические рекомендации по составлению рабочей программы учебной дисциплины УМУ КемГУ от 2001 г.;

  4. Методические рекомендации по составлению рабочей программы учебной дисциплины УМУ КемГУ от 2001 г.;

  5. Рекомендации, изложенные в Письме Министерства образования РФ «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» от 27.11.2002 № 14-55-996ин/15;

  6. Положение о составе и структуре учебно-методического комплекса по дисциплине для системы дистанционного обучения, принятое Научно-методическим советом КемГУ в 2002 г.;

  7. Требования к составу, содержанию и оформлению программы учебной дисциплины, рабочей программы учебной дисциплины, разработанные УМО НФИ КемГУ в 2003 г.;

  8. Памятка автору: краткая инструкция о порядке оформления учебно-методической литературы [Текст] / составители О. С. Григорьева, З. А. Кунашева, Н. В. Шульгина. – Кемерово: Изд-во РИО КемГУ, 2003. – 24 с.;

  9. Рекомендации по нормам времени для учебной, учебно-методической и организационно-методической работы, утвержденные Ученым советом КемГУ 01.10.2003;

  10. Методические рекомендации по организации самостоятельной учебной работы студентов НФИ КемГУ от 29.04.2004;

  11. Требования к составу предисловия (или одной из частей введения) учебника, учебного пособия, определенные Комиссией НФИ КемГУ по грифованию (протокол № 2 от 07.02.2005);

  12. Положение НФИ КемГУ об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины, утвержденное 01.03.2006 г. (с дополнениями);

  13. Рекомендации Рособрнадзора от 17.04.2006 № 02-55-77ин/ак;

  14. Нормативное письмо УМО НФИ КемГУ «О регламенте разработки и структуре программы учебной дисциплины»;

  15. Положение о зачетах и экзаменах НФИ КемГУ;

  16. Учебная программа по дисциплине Социология культуры, разработанная Высшей школой культурологии http://defacto.examen.ru/db/ExamineBase/catdoc_id/;

  17. Учебная программа курса Введение в социологию культуры (авторы Л. Д. Гудков, Б. В. Дубин), разработанная Институтом европейских культур (Москва) http://www.iek.edu.ru/progs;

  18. Программа курса семинарских занятий по социологии культуры «Подходы к изучению культуры повседневности» (автор О. В. Гавришина), разработанная Институтом европейских культур (Москва)

(http://www.iek.edu.ru/progs/pogavr2.htm);

  1. Программа курса «Социология повседневности, теория и история практик» (автор В. В. Волков), разработанная Европейским университетом (Санкт-Петербург) http://ecsocman.edu.ru/db/msg/;

  2. Программа курса «Урбаноантропология» (автор Т. Б. Щепанская), разработанная кафедрой культурной антропологии и этнической социологии СПбГУ (http://www.poehaly.narod.ru/subcult.htm);

  3. Авторские учебные программы по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам: философия, логика, социология, культурология [Текст] / под ред. Е. В. Комаровой; Ин-т «Открытое общество». – М.: Логос, 1998. – 207 с.;

  4. Гендина, Н. И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе. Стандарты высшего учебного заведения [Текст]: в 3 ч. / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова. – Кемерово, 1998. – 170 с.;


Требования

государственного образовательного

стандарта

специальности 020300 Социология

по дисциплине ОПД.Ф.18 Социология культуры

Объект и предмет социологии культуры.

Морфология культуры. Повседневная, массовая и «высокая» культура.

Субкультуры в современном обществе.

Творчество.

Наука как социальный институт: научное сообщество, научные революции, научный потенциал страны, факторы уменьшения научного потенциала в современной России, государство и наука.

Система образования как социокультурный институт: функции, современные задачи, проблемы функционирования и развития.

Художественная культура: формы и субъекты творчества, парадигмы художественного освоения социальной реальности, социокультурные последствия коммерциализации искусства.

Масс-медиа: социокультурные функции; современное телевещание: тема насилия и последствия их воздействия на различные слои населения.

Интернет и его роль в социализации личности.

Методы социокультурного исследования.

Пояснительная записка
Современная трансформация российской высшей школы во многом определяется вектором смены научно-исследовательских парадигм, общей деидеологизацией постсоветской науки. Наблюдается отчетливая тенденция к сокращению традиционно большого временного разрыва между достижениями фундаментальной науки и системой образования. Актуальность введения дисциплины Социология культуры в вузовские учебные программы в начале 1990-х гг. обусловлена общими тенденциями изменения системы научного знания во второй половине ХХ века. В это время произошло выравнивание значимости так называемых точных и так называемых гуманитарных наук, а также начался поиск оснований для их проблемно-понятийного и методологического синтеза. Эти парадигмальные трансформации привели к ряду изменений в современной системе образования, определяемых как процесс гуманитаризации.

Социология культуры является одной из учебных дисциплин блока общепрофессиональных дисциплин (входящей в федеральный компонент государственного образовательного стандарта) в программе подготовки дипломированного специалиста-социолога.

Курс имеет ярко выраженный междисциплинарный характер: жестких границ между социологией, культурологией (культурной антропологией) и социологией культуры никогда не существовало. Общая социология всегда в большей или меньшей степени концентрировалась на проблематике Социологии культуры – так же, как и Культурология немыслима без социологического анализа культурных процессов. Поэтому выделение предметной области Социологии культуры в отдельную учебную дисциплину и в отдельную отрасль социологического знания является несколько искусственным. Тем не менее только такое позиционирование курса позволяет студентам с наибольшей очевидностью разобраться в том, какая предметного поля современной гуманитаристики может быть квалифицирована как социологическая и исследоваться соответствующими методами, а какая относится к области культурологических познавательных практик. Задачей социологии культуры является рассмотрение феноменов культуры в синхронном и массовом ракурсе, и именно это отличает ее от культурологии.

В рамках предлагаемой учебной программы сделана попытка дистанцирования от «бинаристской» модели, все еще доминирующей в гуманитарном познании. Рассмотрение конкретных проблем осуществляется через призму так называемых культурных исследований, базирующихся на идее «мультикультурности» современного общества.

Ключевым понятием в рамках курса является понятие повседневности: оно рассматривается как инструмент целостного адекватного описания объекта данной дисциплины. Акцент в рамках предлагаемой программы делается на осмыслении бытия культуры в современном обществе. Предметом изучения являются функционирование культуры в урбанизированном обществе, социокультурные процессы в рамках различных групп и социальных общностей, а также социокультурные аспекты жизни личности. Курс призван продемонстрировать, что социальные формы коллективного бытия людей рождаются, легитимируются и регулируются преимущественно культурными нормами, паттернами, нравами, обычаями; что эти нормы легитимации и регуляции институционализированы; а функционирование соответствующих культурных институтов в свою очередь подчинено определенным социальным закономерностям.

Предлагаемая учебная программа предназначена для студентов третьего курса дневной формы обучения гуманитарного отделения НФИ КемГУ. Лекционная часть курса ограничена кругом общетеоретических вопросов и призвана создать у слушателей общее представление о предметном поле Социологии культуры, а также ознакомить студентов со спектром основных проблем данной дисциплины. Задачей лектора является рассмотрение Социологии культуры в процессе становления этого сравнительно нового поля гуманитарного знания и продолжающегося формулирования его концептуальных и методологических оснований. Акцент делается на специфике подхода к объекту исследования, на комплиментарности существующих концепций и на общем дискуссионном и антидогматическом характере данной дисциплины.

По замыслу разработчиков ГОС высшего профессионального образования «нового поколения», учебный план конкретных специальностей, формируемый вузом, должен обеспечивать последовательность изучения дисциплин, основанную на их преемственности, и в связи с этим – рациональное распределение дисциплин по семестрам. Логика изучения социологии культуры требует от студентов наличия определенного уровня знаний. Поэтому предполагается, что изучение данного курса будет осуществляться на базе уже изученных ими вузовских курсов Культурология, Философия, История, Психология, Социальная антропология, а также ряда специальных (общепрофессиональных) дисциплин.


Цели курса




  1. Обобщение знаний о человеке в культуре, полученных студентами в ходе изучения различных дисциплин гуманитарного цикла;

  2. Введение формирующегося у студентов социологического восприятия реальности в контекст междисциплинарной парадигмы; расширение и углубление профессионального видения социокультурных проблем;

  3. Формирование установки на вдумчивое отношение к социокультурному контексту современного общества, а также навыков использования соответствующей методологии для объяснения различных феноменов повседневной жизни.



Задачи курса




  1. Формирование общего представления о специфическом предметном поле социологии культуры в соотношении с ее фундаментальными теориями (понятийно-категориальный аппарат, методология, концепции, проблемы);

  2. Формирование навыков применения социологических методик в сфере прикладных исследований современной социокультурной среды;

  3. Формирование мотивации для дальнейшей профессиональной работы студента-социолога в сфере социокультурных исследований современного общества;


Требования к уровню подготовки студента,

завершившего изучение курса Социология культуры
Предполагается, что завершившие изучение курса студенты будут знать:

  • историко-философские тенденции, обусловившие возникновение социологии культуры как междисциплинарного интегративного знания в парадигме ХХ в.;

  • место социологии культуры в методологической иерархии гуманитаристики;

  • возможности и границы использования социологического инструментария в анализе различных культурных феноменов;

  • категориально-понятийный аппарат социологии культуры;

  • основные проблемы и концепции, разработанные в рамках данной отрасли социологии.

уметь:

  • квалифицированно анализировать эмпирический материал в контексте сформулированных в программе исследования гипотез;

  • разрабатывать адекватный социологический инструментарий для нужд эмпирического исследования различных видов социальной деятельности.

В зависимости от успеваемости студента в течение учебного семестра и на основании теоретического опроса результаты сдачи зачета оцениваются отметками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»:

- оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендуемой программой. Как правило оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплин в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании материала учебной дисциплины.

- оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

- оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомой с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения без помощи преподавателя.

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении заданий. Оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, который не может продолжить обучение.

Объем дисциплины1.

Виды учебной работы и формы контроля

за ее выполнением



Дисциплина

Виды учебной работы

Формы контроля

аудиторные

внеаудиторные

текущий

итоговый

лекции


практические



семинары


музейный практикум

самостоятельная работа

аттестационный коллоквиум

курсовая работа


экзамен

Социология культуры

32

14

-

2

52

+

+

+



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет