Учебно-методический комплекс дисциплины визуальная антропология Цикл дс



Дата26.06.2016
өлшемі369.49 Kb.
#158977
түріУчебно-методический комплекс

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

"УТВЕРЖДАЮ"

Проректор______ В.С.Бухмин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ




Визуальная антропология

Цикл ДС

ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины; ОПД - общепрофессиональные дисциплины; ДС - дисциплины специализации; ФТД - факультативы.


Специальность: 020700История

(Номер специальности) (Название специальности)

Принята на заседании кафедры этнографии и археологии

(Название кафедры)

(протокол №___ от "__"__________200__ г.)

Заведующий кафедрой


Ситдиков А. Г.

Утверждена Учебно-методической комиссией исторического факультета КГУ


(протокол №___ от "__"__________200__ г.)

Председатель комиссии


Г.П.Мягков

Методические указания (пояснительная записка)


Рабочая программа дисциплины "Визуальная антропология"

Предназначена для студентов 3 курса

по специальности: 020700История

(Номер специальности) (Название специальности)


АВТОРЫ: Титова Т. А., Гущина Е. Г.
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов исторического факультета Казанского государственного университета, изучающих на лекционных и практических занятиях специальный курс «Визуальная антропология». Студентам необходимо уделить значительное внимание систематической самостоятельной работе на протяжении всего учебного курса.

Курс «Визуальная антропология» – важная научная дисциплина, дающая представление о культурном многообразии человечества. Курс показывает взаимодействие и взаимовлияние различных культур, народов, конфессиональных групп, гендерных аспектов различных субкультур; развивает у студентов понимание единства мира во всем его многообразии. Целями данного курса являются осуществление диалога культур; получение и внедрение в социальную практику визуальной информации о малоизвестных сторонах культуры; складывание целостного представления у студентов по истории становления и развития визуальной антропологии как научного направления; об основных теориях и методах исследования; формирование навыков работы и анализа аудиовизуальных материалов.

В связи со стремлением гуманитарной науки рассматривать человека как сложное духовное образование, как результат исторических, социальных, природных и прочих воздействий, в совокупности формирующих многообразие мировых культур, аудиовизуальные средства с самого начала своего существования осознавались как источник неоценимой информации. Соответственно, задачи курса определяются функциями визуальной антропологии как науки. Прежде всего, необходимо проследить становление и развитие основных направлений в визуальной антропологии. Затем, ознакомить студентов с фото- и кино документами из наиболее значимых и знаковых достижений визуальной антропологии. Также необходимо продемонстрировать различные виды визуальной информации, по средством которых показать студентам визуальную картину этнокультурного многообразия мира. Это даст возможность познакомить слушателей с материальной, соционормативной и духовной культурой различных народов, будет способствовать формированию установок толерантности у студентов через антропологическое знание. Еще одной практической задачей курса является приобщение студентов к навыкам полевой работы, её основным методам. Программа курса включает наиболее важные вопросы, раскрывающие содержание и специфику визуальной антропологии как науки.

Изучение учебного материала предполагается на основе знакомства с новыми концепциями и подходами в области изучения аудиовизуального материала, вовлечения в образовательный процесс широкого круга источников (фото и видео материалов) и дополнительной литературы.

Диапазон тем и предметов, вовлекаемых в сферу исследовательского внимания визуальной антропологии очень широк – от визуального конструирования этнических, расовых, гендерных и социальных идентичностей до проблем презентации культуры в музейных экспозициях. Но преимущественное внимание будет уделяться анализу этнографического кино и фотографий. При изучении курса в первую очередь будет использован проблемный метод. Будет использоваться и ряд других методов: хронологический, сравнительно-исторический, системно-структурный.

Визуальная антропология, как учебная дисциплина, тесно связана и взаимодействует с этнологией, антропологией, социологией, психологией, философией, культурологией, поэтому ее изучение опирается на весь комплекс гуманитарных знаний студента. Знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения курса, могут быть использованы при освоении других дисциплин, в которых присутствует исторический компонент, поэтому в ходе изучения курса большое внимание уделяется сочетанию различных форм обучения (лекции, практические занятия, самостоятельная работа, написание докладов и рефератов, контрольные работы и т.д.).


Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины «Визуальная антропология»
Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:
Иметь представление:

  • о сущности, формах и функциях антропологического знания;

  • об источниках и методах изучения визуальной антропологии;

  • о современных концепциях визуальной антропологии;

  • о значимости этнокультурного и этноконфессинального аспекта антропологии.


Знать:

  • предмет и задачи визуальной антропологии;

  • основные этапы развития визуальной антропологии как науки и практики;

  • основные направления и школы отечественной и зарубежной визуальной антропологии, их специфику.


Уметь:

  • самостоятельно провести анализ аудиовизуального материала;

  • соотносить тенденции развития визуальной антропологии с общеисторическими, культурными и общенаучными тенденциями;

  • оперировать основными теоретическими понятиями курса;

  • систематизировать исторические факты и формулировать на этой основе аргументированные выводы;

  • использовать междисциплинарный подход к изучению гуманитарных и социально-экономических дисциплин;


Владеть навыками:

  • работы с аудиовизуальными источниками;

  • применять понятийный аппарат визуальной антропологии;

  • ведения научной дискуссии;

  • самостоятельной работы с научной информацией, подготовки письменных научных работ;

  • работы с литературой по теме курса;

  • анализа и сопоставления, оценки информации из различных источников.

Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

Форма обучения: очная

Количество семестров: 1


Форма контроля: текущий контроль осуществляется в форме тестирования и написания 2-х рефератов по темам практических занятий. Учебная программа предусматривает итоговый контроль по дисциплине в форме зачета по окончании ее изучения.



ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НА ЛЕКЦИИ

Лекция – традиционно ведущая форма обучения в вузе. Ее основная дидактическая цель – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебными материала. Будучи важным звеном обучения, она выполняет научные, воспитательные и мировоззренческие функции. Лекции по курсу «Визуальная антропология» выполняют функцию основного источника информации, так как по данной дисциплине нет учебника и учебного пособия, а также отдельные разделы и темы курса очень сложны для самостоятельного изучения. Содержание лекции устанавливается на основе учебной программы данной дисциплины. Это заставляет перейти на жесткую систему отбора материала, умело использовать наглядные пособия, технические средства и вычислительную технику. Конкретное содержание лекций может быть разнообразным. Оно включает: изложение той или иной области науки в ее основном содержании.



Работа студента на лекции требует определенных учебных умений. Это сложный процесс, включающий в себя слушание, осмысливание и собственно конспектирование (запись). На лекции студент должен уметь выделить основные положения лекции и законспектировать их. Составление конспекта лекции является важнейшим результатом труда студента на лекции. Даже самая хорошая память не в состоянии удержать огромный поток информации, сообщаемой лектором. Поэтому лекцию необходимо записывать. Надо научиться правильно записывать лекции, вести краткие конспекты, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Обычно запись производится в специальной тетради.

При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. На полях можно поместить цитаты, взятые из учебника или восстановленные по памяти из содержания лекции при обработке ее конспекта. При конспектировании основную информацию следует записывать подробно, а дополнительные и вспомогательные сведения, примеры – очень кратко. Умение отделять основную информацию от второстепенной – одно из основных требований к конспектирующему.

Студентам редко удается записывать лекцию дословно, да в этом и нет необходимости. Как правило, лектор диктует определения, читает в замедленном темпе те положения лекции, которые считает особенно важными. Конечно, следует записать даты, названия, имена и другие сведения, которые приводит на доске лектор (сама фиксация лектором на доске показывает их значимость), перенести в конспект его схемы и рисунки. Но надо помнить, что основными являются и те положения, фактические соображения, логические построения, факты, которые не фиксируются письменно, а выделяются голосом или темпом речи.

Умелое слушание лекции и тщательное её конспектирование, работа над конспектом – важное условие подготовки студентов к будущей профессиональной и, прежде всего преподавательской, деятельности. Лекция раскрывает понятийный аппарат конкретной области знания, проблемы, логику, дает цельное представление о предмете, показывая его место в системе науки, связь с родственными дисциплинами, возбуждает интерес к предмету, развивает профессиональные интересы, в значительной мере определяет содержание других видов занятий.

УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ АНАЛИЗУ ВИЗУАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА.
Самостоятельный анализ визуального материала студентом представляет собой написание реферата. Реферат представляет собой изложение в письменном виде или в форме публичного выступления, доклад, в котором излагается сущность какого-либо вопроса учебной программы на основе анализа фото или видео источников и учебной (научной) литературы на определённую тему. При написании реферата должен быть исследован один из источников, предложенных для самостоятельного анализа. Тему для написания реферата студент выбирает самостоятельно: можно воспользоваться предложенной тематикой или написать реферат на другую интересующую студента тему (главное, чтобы выбранная тема отвечала программе курса). Содержание реферата должно строго соответствовать заявленной теме, и включает как минимум четыре части: введение, основная часть, выводы (или заключение) и список использованных источников и литературы.

Реферат начинается с оглавления или плана работы. Во введении формулируются основные вопросы и проблемы, которые рассматриваются в работе. Также необходимо указать во введении, почему данная проблема/тема представляет интерес.

Основная часть реферата представляет собой обобщенное изложение концепции автора по существу вопроса.

Выводы или заключение – самая ответственная часть работы. В выводах студенту необходимо обобщить материал исследования, лаконично подать сущность рассматриваемого вопроса. Выводы должны быть краткими. Студенты могут повторить в выводах то, что уже излагали в основной части реферата, но должны сделать это кратко, четко и обоснованно. Содержание выводов должно логически следовать из материала, представленного в работе.

В список использованной литературы и источников вносятся только те позиции, которые студент анализировал и на которые ссылался в своей работе.

Объем работы зависит от выбранной темы, и примерно составляет 15-20 страниц. Оформление реферата и стиль изложения материала должны соответствовать стандарту, принятому для студенческих научных работ. Образец оформления титульного листа машинописного реферата представлен ниже. Предпочтительнее машинописное оформление. Рукописная работа должна быть выполнена разборчивым почерком.


Образец оформление титульного листа реферата


Казанский государственный университет

Исторический факультет

Кафедра этнографии и археологии

Реферат
Традиционный костюмный комплекс узбекской женщины
студента 3 курса (431 гр.)

Иванов Иван Иванович


Научный руководитель

д.и.н., профессор Махмутов З. А.


Казань – 2010

Методические рекомендации к практическим занятиям


Практические занятия являются составной частью учебного процесса и логическим продолжением лекционного курса, представляющие групповую форму занятий при активном участии студентов. На практических занятиях студенты учатся грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривают ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Всё это помогает приобрести навыки и умения, необходимые современному специалисту.

Практические занятия строятся в соответствии с учебной программой курса. Спецификой курса «Визуальная антропология» предусмотрен просмотр и анализ фото и видео материалов. В рамках практического занятия этой работе отводится доминирующая роль.

На занятия студент должен приходить без опоздания, чтобы не опоздать к началу просмотра демонстрационного материала и не пропустить какие-либо его фрагменты.

Во время практических занятий студенты должны внимательно просматривать фото и особенно видео материалы, записывая знаковые моменты и комментарии к ним (как закадровые, так и преподавательские).

Предпочтительно, чтобы студенты активно участвовали в обсуждении фото и видео материалов, применяя навыки и умения выделения знаковых кадров с точки зрения культурной антропологии.

Таким образом, практические занятия способствуют апробации лекционных материалов и закреплению его на практике. По окончании практических занятий студенты должны овладеть навыком самостоятельного анализа аудиовизуальных материалов.





п/п

Виды учебных занятий

Количество часов


1 семестр

1.

Всего часов по дисциплине

72

2.

Самостоятельная работа


36

3.

Аудиторных занятий


36




в том числе: лекций

16




семинарских (или лабораторно-практических) занятий

20

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ


п/п

Название темы и ее содержание


Количество часов

лекции

семинарские
(лаб.-практ.) занятия

1

Введение в визуальной антропологии

Что такое Визуальная антропология? Предмет, объект, цель и задачи, теоретические и методологические проблемы Визуальной антропологии; соотношение понятий «Визуальная антропология» и «экранная культура». Место Визуальной антропологии в системе научного знания и взаимодействие с этнографией, социологией, антропологией, кинематографом и обществом в XIX-XX вв. Антропологическое изучение образов. Разновидности аудиовизуальных материалов: полевые материалы, научный, научно-популярный и публицистический фильм.



2

0

2

Методы визуальной антропологии

Теоретические и методологические проблемы Визуальной антропологии. Идея видеомониторинга культуры. Видеоархивы: перспективы создания.



2

0

3

Фотография как источник антропологического знания

История возникновения и основные этапы развития фотографического дела в XVII-XIX вв. зарубежом и в России. Виды фотографий. Этнографическая фотография как источник: классификация, основные методы изучения. Фонд фотографий Этнографического музея КГУ. Фотоматериалы как первое проявление визуализации антропологии. От фотографии к движущимся картинкам.



2

4

4

Фильм как источник антропологического знания

Становление кинематографа. Классификация фильмов. Этнографический фильм и его отличия от документального и экранного кино. Первые опыты в области ВА: А. Хэддон, Ч. Киртон, Ф. Бремер, С. Пяльси. Основоположники Визуальной антропологии – Р. Флаэрти и Д. Вертов. Наследие Р. Флаэрти: «Нанук с севера», «Моана Южных морей», «Человек из Арана», «Луизианская история». Теория «киноглаза» Д. Вертова: «Человек с киноаппаратом» и принцип «синема-верите».



4

4

5

Становление визуальной антропологии как науки.

Работа Г. Бейтсона и М. Мид: «Балийский характер», «Купание детей в трех купальнях». Визуальная антропология в период между двумя мировыми войнами: академические и кассовые фильмы, проекты этнографических фильмов для сохранения исчезающих культур. Визуальная антропология после В.М.В.: становление зарубежных школ.



2

4

6

Зарубежные школы визуальной антропологии.

Гарвардская школа: Дж. Маршалл, Р. Гарднер, Т. Эш. Французская школа: Ж. Руш. ВА в Калифорнийском университете: Т. Аш. ВА в Австралии: от экспедиции к проливу Торреса 1898 г. до работ Р. Сандела.



2

4

7

Становление и развитие визуальной антропологии в России.

Основные центры развития ВА в России. Деятельность кинолаборатории Института этнографии АН. Центр визуальной антропологии МГУ: Л. С. Филимонов и Е. В. Александров. Этнографическое Бюро: А. В. Головнев. Российский фестиваль антропологических фильмов и Кочующий северный кинофестиваль.

2

4




Итого часов:

16

20

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники:


  1. Фото материалы (на основе фотофонда Этнографического музея Казанского университета):

    1. Коллекция фотографий Общества археологии, истории и этнографии по народам Средней Азии;

    2. Коллекция фотографий Общества археологии, истории и этнографии по финно-угорским народам Среднего Поволжья;

    3. Коллекция фотографий Общества археологии, истории и этнографии по народам Сибири и Дальнего Востока;

    4. Коллекция фотографий Н. В. Зорина по этнографии Тувы;

    5. Коллекция фотографий Е. П. Бусыгина и Н. В. Зорина по этнографии русского населения Среднего Поволжья.

  2. Изобразительные (на основе собрания Этнографического музе Казанского университета).

    1. Антропологические картины с изображением расовых типов;

    2. Зарисовки, выполненные во время экспедиций 1947-1957-х гг. по изучению русского населения Среднего Поволжья;

    3. Коллекция картин Н. А. Янчука «Народы России»;

    4. Коллекция картин П. Е. Островских «Картины труда и быта».

  3. Этнографические фильмы ( видео фонд кафедры этнографии и археологии).

    1. Фильмы Р. Флаэрти:

      1. «Нанук с севера» (1921г.);

      2. «Моана Южных морей» (1925г.);

    2. Д. Вертов «Человек с киноаппаратом» (1929г.);

    3. А. Литвинов «Лесные люди – удыгейцы» (1928г.);

    4. Р. Гарднер «Нуэры» (1970г.);

    5. Д. Маршалл «Горькие дыни» (1968г.);

    6. Е. Новик, А. Слапиньш «Времена сноведений» (1982г.);

    7. Р. Ернозарова «Человек и XXI век. Шаманы которых я знаю» (1998г.);

    8. Л. Флимонов «Духовное пение молокан» (1993г.);

    9. А. Головнев «Чертово озеро» (1994г.).

Основная литература:

  1. Александров Е.В. Опыт рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии. М., 2003.

  2. Головнев А. В. Антропология движения. Екатеринбург, 2009.

  3. Хайдер К. Этнографическое кино. М., 2000.

Дополнительная литература:



  1. Александров Е.В. Этические и эстетические основания визуально-антропологической съемки // Информкультура. Материальная база сферы культуры. Научно-информационный сборник. Вып. 3. - М., 1997.

  2. Александров Е.В. Система визуальной антропологии в России: ступени «погружение» и проблемы // Материальная база культуры. М., 1997. Вып. 1. С. 60-65.

  3. Баликси А. Визуально-антропологический проект в условиях существования многих культур // Информкультура. Материальная база сферы культуры. Научно-информационный сборник. Вып. 2. - М., 1998.

  4. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М.:Ad Marginem, 1997.

  5. Барт Р. Фотографическое сообщение. //Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М., Издательство им. Сабашниковых, 2003.

  6. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе. М.: Медиум, 1996.

  7. Боас Ф. Некоторые проблемы методологии общественных наук // Антропология исследований культуры. Т. 1. Интерпритация культуры. СПб., 1997. С. 499-508.

  8. Бодриар Ж. Фотография или письмо света / Пер. А.Меликяна. из L'Echange Impossible. Paris: Galilee, 1999. http://dironweb.com/klinamen/dunaev1.html

  9. Вербальная фотография. Джилл Матис – лингвистика и визуальное искусство на пересечении фотографической поэтики и концептуальных валентностей // Foto&Video. №12. 2002.

  10. Визуальная антропология // Антропологический форум. 2007. №7

  11. Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: Сб. науч. ст./ Под ред. Е.Ярской-Смирновой, В.Романова, В.Круткина – Саратов: Научная книга, 2007.

  12. Емельянов Н.Г., Скворцов Н.Г. Состояние и перспективы культурной антропологии. «Социально-политический журнал»,1993, №7.

  13. Козлова Н.Н. Социально историческая антропология. М.: «Ключ-С», 1998.

  14. Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М., 1974.

  15. Круткин В.Л. Антропологический смысл фотографий семейного альбома. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Том У111. №1.

  16. Круткин В.Л. Фотографический опыт и повседневность //Визуальные аспекты культуры: Сб. науч. ст. Ижевск; 2005.

  17. Купер А. Постмодернизм, Кембридж и “Великая Калахарская дискуссия” // Этнографическое обозрение. 1993. №4.

  18. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. М., 2002.

  19. Петровская Е.В. Непроявленное: Очерки по философии фотографии. М., 2002.

  20. Пондопуло А.Г. От этнографи-иописания к этнографии-диалогу // Одиссей. - М., 1991.

  21. Резник Н. Фотография: виртуальное потребление" 2005. http://photodome.ru

  22. Рокитянский В.Р. Визуальная антропология: частное расследование. М., Теис, 2000.

  23. Савчук В.В. Философия фотографии. СПб., 2005.

  24. Тишков В.А. Советская этнография: преодоление кризиса // Этнографическое обозрение. 1992. N1. С. 5-19

  25. Усманова А.Р. Между искусствоведением и социологией: о предмете и методе «визуальных исследований» // Визуальные аспекты культуры-2006. Ижевск, 20069. С. 10-20.

  26. Филиппов С. Два аспекта киноязыка и два направления развития кинематографа. М., 2003.

  27. Флаэрти Р. Статьи. Свидетельства. Сценарии. - М., 1980.

  28. Христофорова О.Б. Риторика антропологического фильма // Информкультура. Материальная база сферы культуры. Научно-информационный сборник. Вып. 4. - М., 2000.

  29. Эпштейн М. Идеология эпохи видео. Эволюция эйдоса: от идеи к виду http://www.topos.ru/article/1951

Литература на иностранных языках:



  1. Banks M/ Visual research methods http://www.soc.surrey.ac.uk/nigel_gilbert.htm.

  2. BATESON, GREGORY, and MARGARET MEAD. Balinese Character: A Photographic Analysis. New York: New York Academy of Sciences, 1942.

  3. Clifford J. The Predicament of Culture: Twentieth Century Ethnography, Literature, and Art. Cambridge, Mass.; L., 1988.

  4. Collier, John Jn and Malcolm Collier (1986) Visual anthropology: photography as a research method. Albuquerque: University of New Mexico Press.

  5. Edwards, Elizabeth (1992) (ed.)Anthropology and photography 1860Ð1920. New Haven: Yale University Press in association with The Royal Anthropological Institute, London.

  6. GARDNER, ROBERT and HEIDER, KARL G. Gardens of War. New York: Random House, 1968.

  7. HEIDER, KARL G. Ethnographic Film. Austin: University of Texas Press, 1976.

  8. Hockings, Paul (1995) (ed.) Principles of visual anthropology [2nd edition]. The Hague: Mouton.

  9. Howard Morphy and Marcus Banks . Introduction: rethinking visual anthropology/ Rethinking visual anthropology/ edit by Marcus Banks and Howard Morphy. Yale University . Wiltshire, 1999.

  10. Loizos P. Innovations in Ethnographic Film. - Manchester Univ. Press, 1995

  11. Loizos, Peter (1993) Innovation in ethnographic film: from innocence to self-consciousness, 1955Ð1985. Manchester: Manchester University Press.

  12. MacDougall D.: The Corporeal Image: Film, Ethnography, and the Senses. Introduction. Meaning and Being. Princeton University Press 2005.

  13. Martinez, Wilton (1990) 'Critical studies and visual anthropology: aberrant vs. anticipated readings of ethnographic film', CVA Review Spring: 34Ð47.

  14. Morphy H. and Banks M. Introduction: rethinking visual anthropology// Rethinking visual anthropology/ Edit by Marcus Banks and Howard Morphy.. Wiltshire:Yale University, 1999.

  15. Peter Crawford, & David Turton (eds.) Film as ethnography. Manchester: Manchester University Press in association with the Granada Centre for Visual Anthropology.

  16. Rollwagon, Jack (1988) (ed.)Anthropological filmmaking. Chur: Harwood Academic Publishers.

  17. Ruby J. The teaching of visual anthropology//The teaching of visual anthropology. Department of Anthropology Temple University, Philadelphia, Paulo Chiozzi, editor. Firenze: Editrice Il Sedicensimo. 1989.

  18. Ruby, J. Visual Anthropology.// Encyclopedia of Cultural Anthropology. / Edit by David Levinson and Melvin Ember, editors. New York: Henry Holt and Company,1996. http://astro.temple.edu/~ruby/ruby/cultanthro.html

  19. Ruby, Jay Visual Anthropology. In Encyclopedia of Cultural Anthropology, David Levinson and Melvin Ember, editors. New York: Henry Holt and Company, vol. 4: 1996

  20. Ruby, Jay."Images of Rural America." History of Photography 12 (1988):327-343 (Ruby, Jay Visual Anthropology. In Encyclopedia of Cultural Anthropology, David Levinson and Melvin Ember, editors. New York: Henry Holt and Company, vol. 4:1345-1351. (http://astro.temple.edu/~ruby/ruby/cultanthro.html )

  21. Summerfield E. Crossing Cultures Through Film. - Intellectual Press, 1993.

  22. Worth S. and Adair J. Through Navajo Eyes. An Exploration in Film Communication and Anthropology. . Bloomington – London: Indiana University Press, 1988.

  23. Worth Sol. Studying Visual Communication, Philadelphia: University of Pennsilvania.// Press/ 1988/ http://astro.temple.edu/~ruby/wava/worth/sintro.html

  24. Pink S. The Future of Visual Anthropology: Engaging the Senses. L., 2006

  25. Pink S. Doing Visual Ethnography: Images, Media and Representation in Research. L., 2007.

  26. Visual Interventions: Applied Visual Anthropology / S. Pink (ed.). Oxford, 2007.

  27. Rose G. Visual Methodologies. L. 2001.

Основные сайты по проблемам ВА.

На русском языке:



  1. http://visant.etnos.ru/- центр визуальной антропологии МГУ имени М.В.Ломоносова. Сайт содержит информация о центре, предстоящих конференциях, подробно освещен Московский международный фестиваль антропологических фильмов, представлена библиотека, фотогалерея, видеофонд.

  2. http://www.ethnobs.ru - Этнографическое Бюро Независимое творческое объединение этнографов, дизайнеров, кинорежиссеров. На сайте представлена информация об Этнографическом бюро, проводимым им Форуме, публикациях, видеопродукции.

  3. http://www.rusnations.ru – сайт проекта «Лица России». Содержит информацию о народах России – общие сведения, этногенез, информацию о культуре. Интересным является фотогалерея и видео фрагменты по каждому из народов.

  4. http://www.norfest.ru – Сайт Кочующего северного кинофестиваля: программа фестиваля, участники, архив, каталог видеокартин.

  5. http://www.rfaf.ru – Российский фестиваль антропологических фильмов: информация о фестивале, фильмах и авторах, также содержит раздел «Тексты. Книги».

  6. http://www.kogni.narod.ru – Русская антропологическая школа Российского Государственного Гуманитарного Университета. Сайт содержит информацию об антропологи в целом, и визуальной антропологии в частности.

  7. http://www.ethnograf.ru - Сайт посвящен социальной антропологии, содержит раздел по этнографии и визуальной антропологии, большую коллекцию фотографий по народам мира, и фрагменты некоторых этнографических фильмов.

  8. http://www.kamwa.ru – Пермский параллельный проект Этнофутуристический фестиваль "КАМВА". Сайт содержит информацию о прошедших и предстоящих фестивалях, представлены публикации, фото, галереи, музыка.

.На иностранном языке:

  1. www.visualanthropology.net – Сайт обеспечивает он-лайн ресурс по ВА, содержащий научные журналы, новости, курсы, семинары, а также ссылки на полезные сайты.

  2. www.people.virginia.edu/~ds8s/VAR - Ссылки на веб-сайты, представляющие интерес для визуальной антропологии.

  3. www.societyforvisualanthropology.org – Сайт американской Антропологической ассоциации содействия изучению визуального представления, а также средств массовой информации.

  4. http://www.gold.ac.uk/visual-anthropology - Центр визуальной антропологии: информация о центре, программы, фотографии, кино, музей антропологии.

  5. http://ethnographicfilms.blogspot.comСайт посвящен изобразительному исследованию человеческих культур.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Исходя из особенностей спецкурса «Визуальная антропология» практические занятия строятся на основе просмотра, обсуждения и анализа фото и видео материалов.

Фотография как источник антропологического знания рассматривается на примере фото-фонда Этнографического музея Казанского государственного университета. Просмотр и анализ фотографий стоится на основе следующей классификации:



  1. Архитектура

  2. Портретные изображения

  3. Ландшафтные фотографии

  4. Изображения предметов культового назначения

  5. Предметы бытовой утвари

  6. Костюмные комплексы

Просмотр и анализ этнографического кино на практических занятиях основывается на базовых фильмах:



  1. «Нанук с севера» (Р. Флаэрти)

  2. «Моана южных морей» (Р. Флаэрти)

  3. «Человек с киноаппаратом» (Д. Вертов)

  4. «Горькие дыни» (Дж. Маршалл)

  5. «Нуэры» (Р. Гарднер)

  6. “La dama d′ambara” (Ж. Руш)

  7. «Духовное пение молокан» (Л. С. Филимонов)

  8. «Чертово озеро» (А. Головнев)

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ



  1. Предлагаемые примеры тем базируются на фотофонде Этнографического музея Казанского государственного университета:

              1. Специфика исламской архитектуры

              2. Традиционный костюмный комплекс удмуртской женщины

              3. Сравнительный анализ бытовой утвари народов Поволжья

              4. Портретная фотография как антропологический источник

              5. Традиционное русское жилище в к.XIX-н.XX вв.




  1. Предлагаемые примеры тем базируются на видеофонде кафедры этнографии и археологии:

              1. Борьба человека с суровой северной природой

              2. Образ шамана у народов России

              3. Техника танца

              4. Этноконфессиональные группы народов России

              5. Этноконсолидирующие функции музыки

ВОПРОСЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО ТЕСТА




  1. Термин «Визуальная антропология» появился в:

    1. После окончания Второй мировой войны

    2. В середине XIX в.

    3. В 20-е гг. XX в.




  1. Визуальная антропология выражает идею:

    1. Использования камеры для фиксации материала культуры

    2. Ненасилия в общественных отношениях

    3. Комплексного изучения культуры народа




  1. Основным исследовательским инструментарием в Визуальной антропологии является:

    1. Карандаш

    2. Диктофон

    3. Камера




  1. Что не изучает Визуальная антропология:

    1. Телодвижения

    2. Вербальные средства коммуникации

    3. Архитектурные формы




  1. Первым этнографическим фильмом принято считать:

    1. «Нанук»

    2. «Моана южных морей»

    3. «Человек из Арана»




  1. Автором «Нанука» является:

    1. Р. Флаэрти

    2. Дж. Маршалл

    3. Р. Гарднер




  1. Принцип «синема-верите» сформулировал:

    1. Д. Вертов

    2. Р. Флаэрти

    3. Г. Бейтсон




  1. Этика этнографического кино основана на императиве:

    1. Мы не должны причинять вред людям, которых изучаем и снимаем

    2. Допущение вреда возможно для решения исследовательских проблем

    3. Неэтичное поведение возможно, если сложно предвидеть потенциальный ущерб




  1. Фотография является объектом исследования Визуальной антропологии потому, что ___________________________________________________

  2. Что не является основным итогом исследования визуального антрополога:




    1. Аналитический отчет

    2. Фильм

    3. Фотоматериалы




  1. Укажите основные школы Визуальной антропологии: ________________________________________________________________

  2. Основоположником Визуальной антропологии в России является:




    1. Д. Вертов

    2. Л. Филимонов

    3. Л. Гумилев




  1. В момент становления Визуальной антропологии приоритетными были исследования:

    1. Малоизученных «экзотических» народов

    2. Собственного народа

    3. Народов Западной Европы




  1. В какой работе Г. Бейтсона и М. Мид использовались фотографии как источник этнографического анализа:

    1. «Балийский характер»

    2. «Купание детей в трех культурах»

    3. «Транс и танец на Бали»




  1. «Синэтика» это: _______________________________________________

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ


  1. Предмет и объект Визуальной антропологии

  2. Место Визуальной антропологии в системе научных знаний

  3. Разновидности аудиовизуальных материалов

  4. Фотография как источник антропологического знания

  5. Классификация этнографических фотографий

  6. Фильмы Р. Флаэрти как первый опыт создания этнографического кино

  7. Работы Г. Бейтсона и М. Мид на о. Бали

  8. Развитие визуальной антропологии в период между двумя мировыми войнами

  9. Школы визуальной антропологии

  10. Актуальные проблемы визуальной антропологии

  11. Основные центры визуальной антропологии в России

  12. Этика этнографического кино

  13. Визуальные и классические исследования в антропологии: сходство и различие

  14. Методы визуальной антропологии

  15. Проблема интерпретации в визуальной антропологии

РЕЙТИНГ ДИСЦИПЛИНЫ

Всего: 100 баллов

25,5 баллов – порог доступа к итоговому контрольному мероприятию (зачет)

50 баллов – максимальное количество баллов, получаемое в ходе текущего контроля

50 баллов – максимальное количество баллов, получаемое на итоговом контрольном мероприятии (зачет)



Текущий контроль:

18 баллов – посещаемость

15 баллов – совокупность тестовых заданий

7 баллов – активность на занятиях (участие в дискуссиях)

10 баллов – реферат

Итоговый контроль:

50 баллов (два вопроса по 25 баллов)


Лекция 1.

  1. Антропология: классификация и соотношение понятий.

  2. Место визуальной антропологии в системе научных знаний.

  3. Предмет и объект визуальной антропологии.

Антропология – это комплекс дисциплин, занимающихся изучением человека во всех его проявлениях и человеческого общества (от греч. «антропос» - человек, «логос» - слово, учение, наука). В странах Западной Европы и США антропологией считается гуманитарная наука о человеке во всех его измерениях: социальных, культурных и физических, которая включает этнологию как важнейший элемент. С точки зрения французской школы, которая выводит за рамки антропологии материальные и физические аспекты человеческого бытия, она является подразделом социологии; с точки зрения англосаксонской школы, антропология – полидисциплинарная наука, которая состоит из нескольких разделов (физическая, социальная и культурная антропология). Особняком стоит философская антропология, представляющая собой не столько эмпирическую науку, сколько смесь религиозно-философских учений о природе человека. В советской науке антропология трактовалась как биологическая наука о происхождении, физической организации и эволюции человека и человеческих рас.

Когда речь идет о социальной и культурной антропологии, то очень часто возникает путаница. И, прежде всего по отношению к этнографии и этнологии. Этнография – «народоописание», этнология – «народоизучение». Наука о народах только зарождалась, когда с легкой руки Андре Мари Ампера ей было дано двойное имя. До сих пор во Франции этнография и этнология различаются как описательная и теоретическая части одного и того же знания. В англо-американской традиции этнография, этнология, наряду с археологией, социолингвистикой и другими смежными направлениями, составили обширное научное поле, называемое антропологией. В России науку о народах и их культурах с н. XIX и до последних десятилетий XX вв. именовали этнографией. Сейчас в номенклатурном списке исторических дисциплин эта область знаний именуется весьма замысловато – «этнография, этнология и антропология». Принятые в мировой науке понятия прижились в русском языке, хотя и нуждаются в более четком осмыслении. Этнография, социальная и культурная антропология близки по своему основному объекту исследования – народу. Но при этом каждая из дисциплин будет различаться предметом исследования. Этнография представляем собой науку об этносах и ее предметом являются закономерности формирования, развития и функционирования этнических общностей. Для социальной антропологии – это существующие в человеческом обществе социальные институты, для культурной антропологии – все аспекты культуры человечества.

Культурная антропология занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности. В широком смысле слова, культура – это часть окружающей среды, созданная самим человеком. Частично в результате параллельного развития дисциплин, составляющих культурную антропологию, а частично из-за большого различия в методах, применяемых этими дисциплинами, ко всей сфере культурной антропологии в целом обычно относятся как к группе относительно независимых специальностей.

Хотя не существует согласия относительно единого определения, в широком смысле слова визуальная антропология занимается изучением человека с использованием камеры в качестве основного предмета исследования. Хорошо развитое на западе, и гораздо менее привычное для России до недавнего времени научное направление, визуальная антропология изучает человека во всем многообразии его личных и социально-природных проявлений. На Западе визуальная антропология является частью культурной антропологии и в России заниматься визуальной антропологией первыми начали этнологи. Именно в культурной антропологии важнейшим способом получения знаний является непосредственное наблюдение за конкретными проявлениями жизнедеятельности человека. По полноте, точности и объективности отображения реальности аудиовизуальные средства оказываются вне конкуренции, ибо, как гласит народная мудрость «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».



Сегодня, визуальную антропологию нельзя свести только к съемке и созданию фильмов, фотографированию и звукозаписи. В своем полном проявлении визуально-антрополгическая деятельность помимо съемки, включает в себя сбор, хранение и распространение материалов, теоретическую и исследовательскую работу, обучение и внедрение идей и материалов визуальной антропологии в сферы образования и культуры. В качестве рабочей схемы можно использовать следующее определение визуальной антропологии: это комплексная (научная, творческая, организационная и информационно-технологическая) деятельность, направленная на получение и внедрение в практику аудиовизуальной информации о малоизвестных сторонах культуры с целью осуществления диалога культур. Неопределенность понятия «малоизвестные стороны культуры» оправдана стремлением включить в рассмотрение не только известные (архаичные, конфессиональные, малочисленные и прочие) культуры, но и редко освещаемые стороны современной культуры (возрастные, региональные, профессиональные и пр.). Четыре сферы деятельности, перечисленные в определении визуальной антропологии, с одной стороны, проявляются независимо от визуальной антропологии и интересны для последней своими результатами, с другой – в преобразованном виде включаются в систему и, взаимодействуя, определяют собственно предмет визуальной антропологии как самостоятельной научной дисциплины, а с третьей – функционируя в рамках визуальной антропологии , обогащаются новыми результатами, возможными только в таком воздействии.

Визуальная антропология логически отталкивается от простой идеи, что культура проявляется через видимые символы, содержащиеся в жестах, церемония, ритуалах, артефактах, рассмотренных как в искусственной, так и в естественной среде. Культуру можно понимать как то, что проявляет себя в текстах с сюжетами, в которые вовлечены люди со своими характерами, костюмами, позициями и окружением. Культура – это сумма сценариев, в которых люди участвуют. Используя аудиовизуальные технологии, исследователи могут записывать данные, подвергать их затем анализу и репрезентации. Исторически истоки ВА могут быть найдены в позитивизме, в предположении, что объективная реальность является видимой, хотя большинство современных исследователей культуры подчеркивают социально сконструированную природу культурной реальности и опытный характер нашего понимания культуры. В позитивизме считается, что реальность может быть просто схвачена кинопленкой без искажающих влияний, идущих от человеческого сознания. Считается, что изображения являются свидетельствами и источниками высоко надежных данных. Делая эти предположения, и опираясь на доступные технологии, антропологи всегда пытались с помощью камер получить такие объективные данные, сохраняемые в архивах и доступные для изучения будущими поколениями.

В постпозитивистском мире камера ограничена культурой человека, стоящего позади аппарата; фотографии и фильмы всегда касаются двух вещей – культуры тех, кого снимают и культурой тех, кто снимает. Как результат рассматриваемые изображения репрезентируют идеологию. Концептуально визуальная антропология простирается над всеми аспектами культуры, которые являются видимыми – от невербальной коммуникации, строительных сооружений, ритуалов и церемоний, танца, и произведений материальной культуры. Предметная область могла бы быть очень широкой, но на практике в визуальной антропологии доминирует, прежде всего, интерес к изобразительным медиа как средствам сообщения антропологического знания. Значительным преимуществом визуальной антропологии является инструментарий и соответствующий объективный материал, созданный с его помощью.

В настоящее время область визуальной антропологии включает в себя три различных, но взаимосвязанных раздела:



  1. Изучение визуальных проявлений культуры – выражение лица, движений тела, танца, способов украшать тело, символического использования пространства, архитектуры и искусственной среды вообще.

  2. Изучение изобразительных аспектов культуры от наскальной живописи до фотографии, кино, телевидения, домашнего видео и т.п.

  3. Использования изобразительных средств для сообщения антропологического знания.

Лекция 2.



  1. Этнографическая фотография как источник антропологического знания.

  2. Фонд фотографий Этнографического музея КГУ.

Визуальные свидетельства, объекты и документы открывают для антропологов, культурологов, социологов и этнографов новые пути к пониманию прошлого и настоящего, обогащая способы анализа данных. предметные и изобразительные аспекты культуры, образы, с помощью которых передается антропологическое знание, именно с этого начинается исследование визуальных систем. Фотография появляется как изобретение в мире шума речей, социальных движений разного толка, стремительных ускорений, взрывов информации и коммуникаций. Но парадоксальность изобретения заключалась в том, что фотография несет в себе идею сопротивления всему вышеперечисленному – она мобилизирует фотографическое молчание, неподвижность, возвращает миру таинственность. С фотографии начался виток техногенного кодирования мира изображения на бумаге, затем это продолжилось средствами кино, видео, цифровых технологий. Работая с фотографией, исследователь обращается к ней как к материалу социо - культурного анализа, фотография – это документ, зафиксированный текст. Этот документ создается в реальности и повествует о ней, поэтому он требует двойного прочтения:

1) символов и знаков, сублимирующих в себе информацию, ждущую своей интерпретации,

2) субъективности ситуации создания фотографии, процесса фотографирования, выбора.

С момента своего появления, фотография привлекала к себе всеобщее внимание. Официальной датой изобретения фотографии считается 1839 г., когда в Париже французский художник Луи Жак Дагер получил и закрепил на серебряной пластинке изображение. Утвердившись как одно из ценнейших достижений человеческой мысли, она получила широкое распространение в самых различных областях науки, техники, искусства и культуры. Большую роль фотография занимает в этнографическом исследовании. Изобретение фотографии дало новый способ изображения этнических типов, костюмов и быта различных народов. И первые этнографические фотографии появились практически сразу с момента изобретения фотографии. Фотографы, занимавшиеся этнографией, первоначально старались подражать иллюстраторам, которые входили в состав любой экспедиции для фиксации выводов в виде рисунков (что характерно, и ранний кинематограф копировал театральные спектакли). Таким образом, долгое время фотография несла сухую иллюстрации к тексту, а текст всегда субъективен.



Но фотографы-этнографы были востребованы, выставлялись в музеях, участвовали в разнообразных дискуссиях и прочее, и всё же трудно оставить без внимания, к примеру, следующее: фотограф Пётр Пятницкий в 1867 г., отвечая интересу общества к славянам на Балканах, активно боровшимся в этот период против турецкого владычества, создает «Фотографический сборник церковных древностей и типов славян Европейской Турции» 1. Обширный альбом из 80 фотографий содержал, кроме отлично выполненных пейзажей и снимков культового зодчества, целый комплекс портретов и групп славян Боснии и Герцеговины разных социальных слоев. Всё хорошо и отлично, но – «отвечая интересу общества к славянам на Балканах». А не будь этого интереса? И необходимо учитывать, что интерес общества был возбуждён вовсе не научными и исследовательскими желаниями и чаяниями, а, как обычно в истории это бывает, интересами политическими.

Или другой пример конъюнктуры: в 1878 г. в Публичную библиотеку бывшим министром внутренних дел Л.С. Маковым был передан «Альбом костюмов России», который был составлен из огромного количества, 532 фотографий, собранных по всей России, и имел целью способствовать созданию при введении общей воинской повинности возможно более народной формы обмундирования. В результате получилась не только коллекция мужского костюма целой России, но одновременно и галерея мужских типов всех народностей, населявших обширную страну. Кроме того, здесь представлены многочисленные фотографические заведения, известные мастера: часть жителей Киевской губернии снимал И. Кордыш, жителей Нижегородской губернии - А. Карелин, в Одессе работал М. Краевский, в Виннице - И. Хмелевский и т.д. Наш интерес здесь вызывает не то, что в альбоме представлены выдающиеся фотографы и фотографические заведения, а цель – создание возможно более народной формы обмундирования. Изначальная причина съёмки ненаучная, не исследовательского характера.

В свете этой темы очень полезно изучение вышедшего в свет в 1885 г. каталога В.В. Стасова «Фотографические и фототипические коллекции императорской Публичной библиотеки». Каталог, который именно является ещё и наглядным примером того, что фотографии всё ещё уступают первую роль текстовым комментариям к ним. Возникает вполне логичный вопрос: фотоснимки не несли в себе ничего, кроме изображения отснятого какого-либо местного типа или пейзажа, или же само наличие поясняющего текста-комментария просто отбирало язык у фотографии?

Более чем очевидно, что именно этот конфликт и не дал фотографии стать самостоятельным языком в этнографической науке. Её обрекли на функцию иллюстрации, обладающей, в отличие от рисунка, максимальной реалистичностью изображения, но не реалистичностью интерпретации. Что в итоге не могло не привести к появлению двух устойчивых и очень неоднозначных словосочетаний: «визуальная антропология» и «этнографическая фотография». Если под визуальной антропологией принято понимать киносъёмку и фильм, то следует признать, что фильм состоит из кадров, а кадр есть фотография. Фотография, несмотря на то, что она «этнографическая», когда она одна, а не в серии, не способна зафиксировать что-либо, проблемное для этноса в целом; здесь она проигрывает возможностям документального фильма. Фотография скорее соответствует задачам антропологии как науке, изучающей человека, а не этнос, группу, нацию и пр., нежели фильм. Но исторически, в том числе по указанным выше причинам, корни визуальной антропологии вывели из кинематографа, который был принят публикой в разы радушнее, чем фотография.

Тем не менее, фотографии дают яркое представление о традиционном аспекте жизни народов и культуре. Около 2000 единиц хранения насчитывает фонд фотографий Этнографического музея и включает работы, выполненные в период с середины XIX -по конец XX вв, отражая особенности народов Российской империи и Советского Союза, а так же народов государств Дальнего и Среднего Востока - Китая, Японии, Таджикистана, Туркменистана, Ирана, Монголии и Узбекистана. Все фотографии из собрания Этнографического музея Казанского государственного университета можно разделить на несколько групп. По временным рамкам фотографии данного фонда можно разделить на две группы:


  1. – это дореволюционные фотографии. Большая часть данных работы выполнялись членами Общества истории, археологии и этнографии во время экспедиций и путешествий по территории Поволжья (финно-угры) и России (Алтай, долина Енисея), и выезжая за пределы Российской Империи – страны Средней Азии, Востока. Так же интересными являются фотографии и этнографические зарисовки данного периода, выполненные и закупленные для организации учебного и научно-исследовательского процесса на Кафедре географии и этнографии Казанского университета.

  2. Это экспедиционные фотографии, выполненные сотрудниками кафедры этнографии и археологии Е. П. Бусыгиным, Н. В. Зориным, Л. С. Токсубаевой во время экспедиций 1947-1970-х гг. В данную группу входит большой массив фотографий, характеризующих материальную культуру русского населения Среднего Поволжья (дома, декор, бытовая утварь, костюм), фотографии сделанные во время экспедиции в Туву, и работы привезенные из экспедиции по Вьетнаму.

Данные фотографии несут в себе яркую и интересную информацию о типичной архитектуре конкретного региона, а архитектура является первым визуальным объектом из всех существующих, с которого начинается представление об исследуемой культуре (например, фотография, изображающая традиционный японский дом или фотография школы Дунгань в Китае). Во-вторых, это портретные изображения представителей разных народов, которые отражают антропологические характеристики, а так же социальную стратификацию общества (представители разных слоев находятся в разных позах; разница в костюме, украшениях) и взаимовлияния разных народов, живущих на одной территории. Примером данного вида фотографий может служить фотография состоятельной семьи бухарских евреев: поза, в которой сидит супружеская пара, ярко выражает их социальный статус, а костюмы имеют очень много общего с костюмами самих узбеков. Следующей группой можно выделить фотографии предметов быта - в основном это фотографии утвари, оружия, ремесленных изделий (то, что дает представление о степени развития промышленности и торговли в изучаемом регионе).

Интересными являются и разнообразные панорамные фотографии (например персидская фотография узкой улицы в г. Реште - запечатлены и люди, и традиционные дома с заборами и соответствующим декором). Особо стоят фотографии, связанные с чем-то ритуальным, культовым; часто эти фотографии и фотографии архитектурных памятников идентичны (например, фотография могилы внучки Тамерлана или редкая фотография могилы теленгета). Помимо всего прочего, снимки дают представление о будничных и праздничных костюмах людей, позволяют увидеть набор предметов, входивших в них, понять манеру ношения вещей: способ завязывания платка, подвязывание передника или надевание сложного головного убора, почувствовать, как хорошо был продуман национальный костюм.



Таким образом, на протяжении более чем 100 лет в Этнографическом музее была собрана представительная коллекция снимков этнографического жанра, развитие которого является одной из интереснейших страниц в истории становления фотографического искусства в России.


1 Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология. М., 1998, с. 97.



Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет