МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра общественно-гуманитарных наук
А. А. СИРОТКИН
ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Учебно-методическое пособие
для самостоятельной работы студентов 1 курса
всех факультетов медицинских вузов
Гомель
ГомГМУ
2013
УДК 301.152(476)(072)
ББК 66(4Беи)я73
С 40
Рецензент:
кандидат исторических наук,
доцент кафедры общественно-гуманитарных наук
Гомельского государственного медицинского университета
М. Е. Абраменко
Сироткин, А. А.
С 40 Основы идеологии белорусского государства: учеб.-метод. пособие
для самостоятельной работы студентов 1 курса всех факультетов медицинских вузов / А. А. Сироткин. — Гомель: ГомГМУ, 2013. — 36 с.
ISBN 978-985-506-522-8
Учебно-методическое пособие включает основные структурно-содержательные компоненты лекционного курса и ориентировано на освоение важнейших проблем основ идеологии белорусского государства в рамках программы подготовки специалистов.
Учебно-методическое пособие соответствует образовательному стандарту высшей школы, современным знаниям и тенденциям преподавания курса «Основы идеологии белорусского государства» в вузах.
Предназначено для самостоятельной работы студентов 1 курса всех факультетов медицинских вузов, преподавателей, а также всех, интересующихся вопросами права.
Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» 1 февраля 2013 г., протокол № 1.
УДК 301.152(476)(072)
ББК 66(4Беи)я73
ISBN 978-985-506-522-8 © Учреждение образования
«Гомельский государственный
медицинский университет», 2013
ТЕМА 1
ИДЕОЛОГИЯ И ЕЕ РОЛЬ
В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА
1.1. Предмет курса и методология изучения идеологии белорусского государства
В социальных науках понятие «идеология» является одним из наиболее многозначных и противоречивых.
Три основных значения термина «идеология».
1. Специфическая система убеждений. Некая совокупность политических идей, сфокусированных вокруг нескольких основополагающих ценностей (например, коммунизм, либерализм, некоторые виды национализма).
2. Искаженные или ложные идеи и убеждения.
3. Любая совокупность идей и убеждений вне зависимости от того, истинны они или ложны.
Идеология белорусского государства — это система взглядов, соответствующая целям и особенностям белорусского пути общественного развития.
Идеология белорусского государства базируется на следующих основах:
1. Мировоззренческой основой идеологии белорусского государства является белорусская идеологическая доктрина, представленная в виде национальной идеи.
2. Правовой основой идеологии белорусского государства служит Конституция Республики Беларусь.
3. Экономической основой идеологии белорусского государства является белорусская экономическая модель — социально ориентированная многоукладная рыночная экономика.
4. Политическая основа идеологии белорусского государства — политическая система Республики Беларусь, принципы и компоненты которой отражены в Конституции.
В структурно-функциональном измерении идеологию белорусского государства образуют четыре блока:
1) теоретико-методологический, определяющий структуру идеологии белорусского государства;
2) процессуальный, представленный различными проявлениями политической культуры Беларуси и деятельностью ее носителей — аппаратом и членами профсоюзов, средствами массовой информации, участниками избирательных кампаний;
3) институциональный, включающий в себя центры принятия идеологических решений: президента, правительство, парламент, органы местного управления и самоуправления;
4) инструментальный блок, проявляющийся в механизмах реализации принятых идеологических решений.
1.2. Понятие и основные трактовки идеологии: историческая ретроспектива
Идеология представляет собой высшую теоретическую форму политического сознания. Термин «идеология» имеет древнегреческое происхождение и дословно означает «учение об идеях» (idea — «идея», logos — «учение»). В научный оборот его ввел в 1796 году французский философ-просветитель Антуан Дестют де Траси (1754–1836 гг.) в докладе «Проект идеологии». Мыслитель рассматривал идеологию как науку об общих законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта, которая должна лежать в основании всего комплекса наук о природе и обществе, а также как социально-полезную форму знания, которая должна быть такой же точной, как естественные науки. Позитивное отношение к идеологии отстаивали и другие представители школы идеологов, куда входила группа французских историков, экономистов и общественных деятелей XVIII – начала XIX веков: К. Ф. Вольней, П. Ж-Ж. Кабанис, Гар, Джерандо, Ланселин и др.
В XIX веке отношение к идеологии было скорее негативным. К. Маркс (1818–1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820–1895 гг.) в своей работе «Немецкая идеология» (1845–1846 гг.) изложили собственный взгляд на это явление. Они представили идеологию как «наивное» или «ложное» сознание, призванное скрыть реальные властные отношения. Идеологические иллюзии — это такие типы мышления, которые соответствуют интересам правящего класса.
Большое влияние на формирование современных подходов к пониманию идеологии оказала концепция немецкого социолога Карла Манхейма (1893–1947 гг.), автора работ «Идеология и утопия» (1936 г.) и «Диагноз нашего времени» (1943 г.). Носителями идеологии выступают в учении Манхейма не классы, как у Маркса, а социальные группы, объединенные совместной коллективной деятельностью. Истоки кризисного состояния современного мира Манхейм видел в отсутствии единой системы ценностей, норм, оценок.
К. Манхейм делил идеологии на тотальные и частичные. Тотальные идеологии охватывают все мировоззрение, придают своеобразие всей структуре сознания соответствующей эпохи или группы. Частичные идеологии проявляются лишь на психологическом уровне.
Особое внимание в творчестве К. Манхейма уделено проблеме взаимосвязи идеологии и утопии. Однако если идеология представляет собой разновидность знания и стремится к сохранению существующего порядка, то утопия стремится его подорвать. В случае, когда утопичные идеи реализуются на практике, они превращаются в идеологии.
В XX в. В. И. Ленин (1870–1924 гг.) пересмотрел и дополнил марксистскую концепцию идеологии. Он впервые использовал понятие «научная идеология» применительно к идеологии, носителем которой является не любой класс, а самый передовой и сознательный — пролетариат. Идеология рабочего класса опирается на последние достижения науки, в ней строжайшая научность соединена с революционностью. Благодаря учению Ленина идеология как явление духовной жизни стала оцениваться как истинная или ложная.
Параллельно с тезисом о научности идеологии развивалась противоположная позиция, выразителем которой стал социал-демократ Эдуард Бернштейн (1850–1932 гг.). Он утверждал, что классовая борьба — это борьба интересов, а не принципов познания. Социализм, будучи идеологической доктриной, не может иметь монополии на истину. Стремление партии осуществить на практике идею идеального общества будущего провоцирует действия, целесообразность которых не доказуема, и тем самым превращает социализм в неосуществимый проект.
В 50–60-е годы XX столетия ряд западных ученых (Д. Белл, Р. Арон, З. Бжезинский, Дж. Гелбрейт, С. М. Липсет, К. Поппер и др.) провозгласили «конец века идеологии» и выдвинули концепцию «деидеологизации». В книге Д. Белла «Конец идеологии. Истощение политических идей в 50-х годах» (1960 г.) делался вывод о том, что научно-техническая революция смогла предотвратить социальную революцию. На смену классовой борьбе пришел консенсус общенациональных интересов в рамках зрелого индустриального общества.
Хотя теория деидеологизации достаточно верно отражала тенденции развития стран Запада в 50–60-е годы XX столетия, она в скором времени была вытеснена теорией реидеологизации. Исследователи признали, что ориентация государства и общества на приоритеты материального благополучия не решает всех проблем западного общества. О несостоятельности теории деидеологизации свидетельствовали расовые конфликты в США, студенческие волнения в Европе, споры вокруг войны во Вьетнаме и других международных конфликтов. В силу этих причин во второй половине 70-х годов XX века деидеологизация на Западе сменилась реидеологизацией — политическим курсом, направленным на возвращение идеологии роли регулятора социальных отношений. Большая заслуга в разработке этого курса принадлежала неоконсерваторам, таким как Д. Белл, М. Новак, И. Кристолл, С. Хантингтон и др.
В связи с распадом мировой системы социализма, крахом коммунистической идеологии в 90-е годы XX столетия произошел временный возврат к концепции деидеологизации. Подобные события также породили в научном сообществе тезис конвергенции — социальных, культурных и политических черт в обществах с различными культурно-историческими традициями. На этот раз деидеологизация связывалась с глобальной победой западных либеральных ценностей. Процесс глобализации, которым ознаменовался рубеж XX–XXI веков, поставил перед человечеством новые проблемы (экологическую, проблему предотвращения ядерной войны, преодоления бедности и др.), для осмысления которых общество не придумало лучшего средства, чем политические идеологии.
1.3. Структура, функции и виды политической идеологии
Идеология — это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных социальных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений.
Структура идеологии.
1. Знания, идеи, взгляды. К ним относятся политические теории, учения, концепции, доктрины.
2. Ценности, нормы, идеалы. Ценность — это стандарт, на основе которого осуществляется деятельность. Норма — предписание, служащее общим указанием для социального действия. Идеалы выступают как образы желаемой действительности.
3. Цели, убеждения, выраженные в проектах и программах политических действий, которые служат сплочению групп вокруг планов воплощения политических идеалов на практике.
Уровни идеологии:
-
теоретико-концептуальный (элитарный), на котором формируются основные положения политических теорий, обосновываются идейные принципы политических движений;
-
программно-политический предполагает преобразование политических теорий и доктрин в программы и лозунги политических партий и движений;
-
актуализированный уровень выражается в различных формах политического участия граждан, проявляющихся в виде поддержки либо протеста.
Функции идеологии:
-
Когнитивная (познавательная). Способствует политическому просвещению граждан и их политической идентификации.
-
Нормативная. Очерчивает критерии оценки политических явлений.
-
Конструктивная. Служит постановке целей и задач, являющихся ориентирами для политических действий.
-
Прогностическая. Способствует выработке прогнозов политического развития.
-
Мобилизационная. Приводит социальные силы в движение, превращает идеи в действия.
-
Интегративная. Объединяет людей в группы, консолидирует общество.
-
Коммуникационная. Организует общение, взаимопонимание внутри социальных групп и между ними.
-
Легитимизационная. Оправдывает власть или притязания на власть.
-
Компенсаторная. Создает социальный комфорт, компенсирует неудовлетворенность жизнью.
Существует множество классификаций идеологий.
По отношению к социальным изменениям выделяют охранительные идеологии, контридеологии и реформистские идеологии.
По месту в идейно-политическом спектре идеологии бывают правые, левые и центристские.
По содержанию идеологии делятся на либеральные, консервативные и социалистические, а также их модификации и различные сочетания.
ТЕМА 2
ОСНОВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ
СОВРЕМЕННОСТИ
2.1. Либерализм и неолиберализм
Термин «либерализм» происходит от лат. liberalis — «свободный». Либерализм оформился в борьбе буржуазии против феодальных порядков в XVII–XVIII веках. К классикам либеральной мысли относятся Дж. Локк, Д. Юм, Ш. Л. Монтескье, Вольтер, Б. Констан, Ф. Гизо, Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон, А. Смит, Дж.С. Милль, В. Гумбольдт, И. Бентам, А. де Токвиль и др. В России либеральные идеи развивали в начале XX века П. Струве, П. Милюков и др. Классическим изложением принципов либеральной идеологии стали Декларация независимости США (1776 г.) и французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.).
Основные ценности либерализма:
1. Свобода, которая в либерализме является:
а) негативной («свободой от» — от вмешательства, вторжения в частную жизнь, от произвола властей и т. д.);
б) абстрактной, т. е. свободой человека вообще, без учета его пола, возраста, расовых, национальных, социальных и др. особенностей;
в) индивидуальной, т. е. ее носителем является индивид, отдельно взятый человек, а не группа, класс, нация, государство и т. д.
2. Права человека, в первую очередь, естественные неотъемлемые права на жизнь, свободу и собственность.
3. Индивидуализм, проявляющийся в возможности предоставления человеку права самому устраивать собственную жизнь.
4. Номократия — власть законов, и эгалитаризм — предполагающий равенство всех перед законом, обладание равными правами.
5. Плюрализм мнений, взглядов, основанный на признании существования в обществе различных профессиональных, религиозных, политических и др. ассоциаций, ни одна из которых не может иметь превосходства над другими.
Для классического либерализма характерно отрицание патернализма, проявляющегося в опеке со стороны государства над своими подданными (И. Кант). В качестве альтернативы А. Смит предлагал отвести государству роль «ночного сторожа», ограничив его деятельность выполнением трех функций:
1. Содержание вооруженных сил и полиции для защиты от угроз извне и преступлений внутри страны.
2. Обеспечение правосудия, заключающееся в обязанности государства устанавливать правовые нормы и способствовать их всеобщему соблюдению, а также ограждать каждого гражданина от несправедливости и обеспечивать беспристрастное правосудие.
3. Создание и содержание общественных учреждений, которые окупаются для общества в целом, а частным собственникам выгоды не дают.
Экономические кризисы и рабочие движения заставили либералов искать новые способы защиты индивидуальной свободы. Впервые неолиберальная модель была опробована на практике в США во времена Нового курса президента Ф. Рузвельта в 30-х годах XX столетия. Чтобы вывести страну из затянувшегося экономического кризиса, была предпринята попытка введения рычагов государственного управления в экономику при сохранении политического плюрализма. Во второй половине XX века правящие либеральные партии многих стран Западной Европы признали допустимым некоторое вмешательство государства в экономику, а в социальной сфере решились на политику патернализма.
Отличительные черты неолиберализма:
1. Отказ от невмешательства государства в экономику.
2. Арбитраж государства. Идея общества как саморазвивающегося механизма была дополнена тезисом о необходимости его коррекции со стороны государства.
3. Расширение функций государства, которое рассматривается как неизбежный процесс, уравновешивающий мощь других организаций (бизнеса и профсоюзов).
В настоящее время либеральные и неолиберальные идеи воплощаются на практике в деятельности различных либеральных партий, которые образовали несколько международных объединений, крупнейшее среди которых — Либеральный интернационал, созданный в 1947 году.
В Беларуси либеральные идеи известны со времен статутов Великого княжества Литовского, где закладывались идеи правового государства, хотя и в пользу одного сословия — шляхты. Однако с наибольшим откликом в массовом сознании идеи либерализма стали развиваться в России и Беларуси только в конце XX столетия.
2.2. Консерватизм и неоконсерватизм
Термин «консерватизм» происходит от лат. conservare — «сохранять». Впервые его употребил французский писатель Ф. Р. де Шатобриан в журнале «Консерватор», издававшимся в 1818–1820 годах и выражавшим реакцию французской аристократии на Великую французскую революцию. Основоположниками консерватизма являются Э. Берк (1729–1797 гг.), Ж. де Местр (1753–1821 гг.), Л. де Бональд (1754–1840 гг.).
По мнению С. Хантингтона, консерватизм – это система идей, которая служит сохранению существующего порядка, каким бы этот порядок не был. Консерватизм возникает тогда, когда социальные институты сталкиваются с угрозой коренных преобразований.
Общие установки консерватизма:
1. Нравственный абсолютизм. Человек, в понимании консерваторов, существо несовершенное и греховное, нуждающееся в опеке нравственных и религиозных ориентиров (заповедей, моральных принципов).
2. Традиционализм. Общественная жизнь должна опираться на традиции, обычаи, ценности прошлого.
3. Недоверие к демократии, которая, по мнению консерваторов, ведет к разрушению моральных ценностей и к торжеству посредственностей.
4. Антипрогрессизм. Скептицизм относительно перемен, недоверие к реформам, неприятие революций.
5. Политический реализм. Любые проекты лучшего общества должны быть отвергнуты, поскольку таят в себе неизвестность.
6. Антиэгалитаризм. Недоверие к социальному равенству и обоснование иерархической структуры общества.
7. Идеал сильного правительства.
8. Осуждение вовлечения масс в политику. Политика, по мнению консерваторов, дело профессионалов, а не народа.
9. Приоритет местных ценностей. Консерваторы отдают предпочтение периферии, поскольку провинция сохраняет традиции и ценности прошлого.
Неоконсерватизм как идеологическая доктрина окончательно оформился в 70-80-х годах XX века. После экономического кризиса 1973–1974 годов именно эта идеология оказалась наиболее действенной альтернативой либерализму и социал-демократизму. Представителями неоконсерватизма являются Д. Белл, И. Кристолл, М. Новак (США), Э. Юнгер (ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа, Ж.-Ф. Равель (Франция) и др.
Основные установки неоконсерватизма:
1. Идеологический детерминизм, заключающийся в пересмотре отношения к идейным доктринам, так как для победы на выборах нужно иметь программу действий и участвовать в идеологических дискуссиях.
2. Признание демократии как «необходимого зла», поскольку человечество в современных условиях не имеет лучшего способа правления.
3. Агностицизм. Признание амбивалентности (двойственности) природы человека, т.е. человек может быть и хорош и плох одновременно.
4. Преимущество культурных форм (морали, нравственности) над экономическими, политическими, социальными.
5. Минимизация функций государства в экономической и социальной сфере. Государство не должно оказывать социальную помощь тем, кто может заработать сам.
На международной арене консерваторы осуществляют свою деятельность в рамках Международного демократического союза, более известного как Консервативный интернационал, учрежденного в 1983 году.
В Беларуси консерватизм как идеология не имел условий для развития ввиду отсутствия социальной базы, тем не менее, определенная доля консервативных идей присутствует в идеологии белорусского государства.
2.3. Социал-демократизм, марксизм и коммунизм
Социалистическая идеология возникла в русле утопических представлений об обществе, основанном на коллективной собственности и социальном равенстве. Именно на этот идеал были ориентированны идеологи раннего (утопического) социализма Р. Оуэн (1771–1858 гг.), Ш. Фурье (1772–1837 гг.), А. Сен-Симон (1760–1825 гг.). Термин «социализм» (от лат. socialis — «общественный») введен французским мыслителем Пьером Леру (1797–1871 гг.) в работе «О социализме и индивидуализме».
Основные принципы социалистических идеологий:
-
Оптимистический взгляд на природу человека. По мнению социалистов, все человеческие пороки коренятся в социальной несправедливости.
-
Коллективизм и солидарность заключаются в устранении эксплуатации человека человеком, в помощи и сострадании обездоленным и эксплуатируемым.
-
Верховенство общественных интересов над частными.
-
Социальная справедливость, заключающаяся в общественной собственности на средства производства и перераспределении национального дохода в пользу нуждающихся.
-
Прогрессизм — вера в осуществление проектов будущего через общественно-полезный труд.
Основные направления социалистической идеологии:
Ортодоксальный марксизм (коммунизм) — К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Бебель, М. Адлер, А. Лабриола, Г. Плеханов.
Социал-демократизм (ревизионизм) — Э. Бернштейн, К. Каутский, В. Либкнехт, Ф. Лассаль, Э. Вандервельде, Г. Фольмар, О. Бауэр, Ф. Шейдеман, С. Прокопович, Л. Мартов.
Радикальный марксизм (революционный марксизм, большевизм) — В. И. Ленин, К. Либкнехт, Р. Люксембург, Ф. Меринг, К. Цеткин.
Анархизм — (от греч. anarchia — «безвластие») — идейно-политическое течение, отрицающее роль государства, и отстаивающее идею освобождения личности от всех форм власти. Анархизм зародился в 40-х годах XIX века в Европе. Основными представителями анархизма являются М. Штирнер, Ж. Сорель, П. Ж. Прудон, М. А. Бакунин. Анархизм представлен двумя направлениями: анархо-индивидуализм (признает приоритет личного эгоизма) и анархо-коммунизм (настаивает на идее освобождения человека от насилия посредством свержения государства). С начала XX века получил развитие анархо-синдикализм, отстаивающий приоритетную роль профсоюзов в освободительной борьбе рабочего класса.
Другие направления: ранний утопический социализм, сталинский социализм, маоизм (китайская модель), титоизм (югославская модель), социализм с «человеческим лицом» и др.
Коммунистические идеи зародились в древности. Слово «коммунизм» происходит от лат. communis — «общий», т. е. социальный. Теоретическое обоснование коммунистической идеи имеется в трудах Платона. В его работе «Государство» отстаивалась мысль об управлении государством философами, которые не имеют частной собственности. Далее коммунистическая идеология была характерна для раннего христианства, рассматривающего частную собственность как свидетельство антихристианского образа жизни. Термин «коммунизм» впервые использован Этьеном Кабе (1788–1856 гг.).
Принципы классической коммунистической идеологии были сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте коммунистической партии» (1848 г.).
Основные положения марксизма, зафиксированные в «Манифесте коммунистической партии», включают: диалектический материализм; теорию общественных формаций; обоснование экономических законов развития капиталистического общества (теория прибавочной стоимости и др.); теорию классов и классовой борьбы; теорию пролетарской революции и перехода к коммунистическому обществу.
Социал-демократизм как идейно-политическое течение возник в конце 70-х годов XIX века на почве рабочего движения, взявшего за основу своей идеологии марксизм. Основателями идеологии социал-демократизма считаются Э. Бернштейн и К. Каутский. Они пересмотрели важнейшие установки марксизма, не отвечавшие, с их точки зрения, новым условиям борьбы пролетариата за свои права.
Отличительные черты социал-демократизма:
-
отказ от классовой борьбы;
-
расширение социальной базы, представленной не только рабочим классом, но и интеллигенцией, представителями мелкого и среднего бизнеса;
-
признание политического плюрализма, рыночной экономики и парламентской демократии, при ориентации на «третий путь» развития, находящийся между капитализмом и государственным социализмом.
Принципы социал-демократизма:
В политической сфере: свобода и равенство; надклассовый характер демократии; «двойная стратегия» между правительственными реформами и решительными действиями со стороны граждан.
В экономике: общественная собственность в рамках смешанной экономики; участие трудящихся в управлении фирмами; самоуправление — передача средств производства в собственность персонала предприятий.
В социальной сфере: повышение качества жизни; гуманизация условий труда; восстановление экологического равновесия и охрана окружающей среды.
К концу 80-х годов XX столетия в социал-демократии выявились два направления: традиционалистское, представленное социал-демократами Германии, Швеции, Финляндии, лейбористами Англии, и модернистское, к которому относятся социал-демократы Италии, Испании, Франции. Первое течение за основу своей социальной базы продолжает считать промышленных рабочих, второе — опирается на более пестрый контингент, куда помимо рабочих входят интеллигенция, чиновничество, представители мелкого и среднего бизнеса.
2.4. Национализм и фашизм
Национализм — идеологическая доктрина и политическая практика, направленная на приведение политических границ в соответствие с границами национального сообщества. Центральное место в данном типе идеологий занимают интересы нации как высшей ценности. Если национализм содержит идеи национальной исключительности и национального превосходства, то он нередко приобретает формы национального шовинизма и ксенофобии.
Основополагающие идеи национализма складывались в процессе формирования национальных государств Европы в XVIII – начале XIX веков. Мощный стимул данное идейное течение получило в середине XX в. в процессе крушения колониальной системы и борьбы народов бывших колоний за национальную независимость. Выделяются две основные формы национализма: этнический и гражданский.
Этнический национализм исходит из стремления этно-национального сообщества обладать своей государственностью. В конце XX века этнический национализм получил распространение в странах бывшего социалистического лагеря, особенно в бывшей Югославии и государствах Балтии.
Гражданский национализм основан на приоритетности интересов сограждан, представляющих единое политическое сообщество, объединенное общим государством, вне зависимости от их этнокультурных различий. Некоторые проявления данного вида национализма характерны в настоящее время для США, Канады, Франции, Бельгии и других полиэтнических государств.
Фашизм (от лат. fasio, итал. fascismo — «пучок», «связка», «объединение») и национал-социализм как идеология опирается на идею превосходства одного народа над другими. Он возник в начале XX века как реакция на экономический кризис. Катализатором его возникновения в Германии было поражение в I мировой войне 1914–1918 годов, в Италии — стремление возродить могущество Римской империи. В Германии он получил название национал-социализма и был связан с именем А. Гитлера. Лидером итальянского фашизма был Б. Муссолини. В основу идеологии национал-социализма положена идея превосходства «арийской расы», соединенная с лозунгами социального равенства и справедливости.
2.5. Новые идейные течения
Экологизм — идеология, основанная на защите окружающей среды, ставящая своей целью воздействие на государственные органы для принятия законов в области экологической безопасности.
Коммунитаризм происходит от англ. community — «объединение», сообщество людей. Суть идеологии коммунитаризма заключается в создании различных сообществ (профессиональных, предполагающих общность интересов) на основе различных форм солидарности граждан.
Либертаризм — современная разновидность консерватизма, стремящаяся к объединению либеральной и консервативвой идеологии. Наиболее известными представителями либертаризма являются Л. Мизес, Ф. Хайек, М. Фридмен. К основным принципам либертаризма относятся: свобода отдельного человека: минимизация регулирующей роли государства; поддержка развития крупного бизнеса, транснациональных корпораций (ТНК), международных финансовых структур; допустимость проведения политики «шоковой терапии» в трансформационных обществах.
Феминизм (возник в XVIII в. и особенно приобрел популярность в конце 60-х гг. XX в.) — идеологическое течение, направленное на устранение дискриминации женщин и достижение их равноправия с мужчинами во всех сферах жизни общества.
Фундаментализм — идеология, основанная на неприятии любых форм модернизации. К ней относятся: ортодоксальный иудаизм, исламский фундаментализм и др.
Технократизм основан на идеях научно-технического прогресса, предполагает опору на новый социальный слой — технических специалистов, менеджеров, экспертов, обладающих необходимыми знаниями для решения экономических, политических и социальных проблем общества. Основными представителями идеологии технократизма являются Д. Белл, З. Бжезинский, Дж. Гелбрейт.
Глобализм — идеологическое течение, оправдывающее преимущество существования в современном мире единой глобальной системы, где беспрепятственно перемещаются капиталы, товары, информационные и культурные потоки, возникают новейшие коммуникационные технологии.
Достарыңызбен бөлісу: |