Указатель литературы к 180-летию Эдуарда Мане, французского художника импрессиониста



Дата14.07.2016
өлшемі92.48 Kb.
#198750


Министерство культуры Республики Дагестан

Национальная библиотека РД им. Р. Гамзатова

Отдел литературы по искусству




Рекомендательный указатель литературы

к 180-летию Эдуарда Мане,

французского художника – импрессиониста

Махачкала, 2012

«Наш долг – извлечь из нашей эпохи все, что она может нам предложить, не забывая о том, что было открыто и найдено до нас»

Эдуард Мане
Среди блестящих мастеров французской живописи XIX века Эдуард Мане занимает одно из первых мест. Продолжая список таких славных имен, как Давид, Энгр, Делакруа, Курбе, его имя открывает перечень наиболее выдающихся художников новейшего времени, где оно стоит рядом с именами Дега и Сезанна.

История импрессионизма не может быть написана без имени Эдуарда Мане, однако вряд ли его искусство представляет только это направление. Творчество Мане было современным и неповторимым, вызывающим и переменчивым и в то же время легко отличалось от творчества других мастеров.

Современники отмечали его острый и быстрый ум, скептицизм и насмешливость. Он свободно вращался в высших кругах; правда, его непочтительность и свободомыслие, хотя он и уважал традиционные ценности, ставили художника особняком. После смерти Эдуарда Мане Дега так определил его исключительную значимость: «Мы не знали, как он велик!»

Импрессионисты считали Мане своим духовным отцом и вдохновителем. Это был художник – новатор, он прокладывал пути к обновлению современной ему живописи.

Эдуард Мане родился 23 января 1832 г. в Париже. Его отец, Огюст Мане, был главой департамента в Министерстве юстиции, а затем судьей в парижском суде. Его мать, Эжени-Дезире Фурнье, происходила из старинного буржуазного рода. Семья была достаточно богата для того, чтобы впоследствии Эдуард Мане мог ни в чем не нуждаться и жить, почти не продавая своих картин.

В 1839 году Эдуард Мане был отдан в пансион аббата Пуалу, а в 1844-1848 годах учился в колледже Роллена. Еще будучи учеником колледжа, Мане начал увлекаться рисованием; он часто посещал Лувр и серьезно штудировал знаменитые «Салоны» Дидро.

Весной 1848 года Эдуард Мане покинул колледж. Он вопреки воле отца не хочет стать юристом, а хочет стать художником. В споре обе стороны пошли на компромисс: Мане не будет юристом, но не будет и художником – он станет моряком. Осенью он провалил экзамены в мореходную школу и в качестве юнги отправился в плавание на паруснике «Гавр и Гвадалупа».

Путешествие через Атлантиду и пребывание в Рио оставили глубокий след в сознании Мане.

Путешествие лишь усилило у него жажду творчества, и когда 13 июня 1849 года он сходил по трапу на французский берег, его дорожный чемодан был набит рисунками, а желание стать живописцем еще больше. Отцу ничего другого не остается, как предоставить Эдуарда самому себе.

В сентябре 1850 года Эдуард Мане поступил в мастерскую модного парижского живописца, ученика Гро и Делароша, автора нашумевшей в Салоне 1847 года картины «Римляне эпохи упадка» Тома Кутюра.

Он был полон надежд: верил в свою страну, которая в феврале 1848 года стала республикой и представлялась Мане наилучшим государством на земле; ждал от Кутюра приобщения ко всем радостям и тайнам творчества. Однако вскоре многие из его иллюзий рассеялись.

Мане начал ссориться с Кутюром. Мане считал, что заслуживают презрения живописцы, сидящие в своих мастерских со своими натурщиками, костюмами, манекенами и создающие мертвые картины, тогда как за стенами мастерских есть столько живых вещей.

В конце концов, Кутюр заявил, что, если уж Мане претендует «стать основателем новой школы», ему лучше всего подыскать для своих занятий другое место.

Покинув Кутюра, Мане упорно начал преодолевать в себе его влияние.

Весной и летом 1856 года Мане путешествует, он едет в Голландию, где посещает Амстердам и Гаагу, потом едет в столицу Баварии Мюнхен и в столицу Саксонии Дрезден, затем Австрийскую империю, где Мане осматривает Прагу и Вену, и, наконец, дольше всего он задерживается в Италии – Риме, Флоренции, Венеции. Мане изучает живопись итальянского Возрождения. Его интересовали Тициан, Филиппино, Липпи, Рафаэль, Джорджоне – художники чистой и светлой гармонии. Мане увлекся творчеством Веласкеса испанского живописца XVII века. И еще, несомненно, сыграла свою роль в формировании гения Мане, реалистическая французская живопись XVIII века. Правда Мане не копировал картин Ватто и Шардена, но их воздействие очевидно в такой ранней работе, как «Мальчик с вишнями» (1859), а затем прямо сказывается и во «Флейтисте» (1866) и в «Мыльных пузырях» (1867).

Весной 1859 года Мане впервые попытался выставиться в Салоне. Но жюри отвергло его картину «Любитель абсента» (Копенгаген, музей Ни Карлсберг).

«Портрет родителей» был выставлен в Салоне 1861 г. вместе с «Гитаристом», но не привлек к себе особого внимания. «Гитариста» приняли более благосклонно. Успешно прошла и небольшая выставка в частной галерее Мартине.

Однако уже в 1863 году, когда Мане устроил вторую персональную выставку в галерее Мартине, где показывал серию картин: «Лолу из Валенсии», «Старого музыканта» (Вашингтон, Национальная галерея), «Уличную певицу», «Испанских цыган», «Музыку в Тюильри» (Лондон, Национальная галерея) и другие, его ждал провал: критики объявили его живопись «пестрой мешаниной красок», а его самого «одичавшим Гойей».

Не удивительно, что, когда 1863 году Мане послал в Салон наряду с другими картинами, новую картину – «Завтрак на траве», жюри отвергло очень много произведений мастеров. Это заставило Наполеона III разрешить устроить особую выставку работ, не удостоенных «чести» быть в официальном Салоне. Именно здесь, в этом «Салоне отверженных», перед публикой предстала картина Мане «Завтрак на траве» (Музей Орсэ, Париж).

В следующий Салон 1864 года Мане был принят, но критика так жестоко разделалась с его картинами, что художник в отчаянии уничтожил картину «Эпизод боя быков».

Однако самый большой скандал вокруг Мане достиг в Салоне 1865 года. Мане долгое время сомневался, стоит ли выставляться, и, только уступив советам Бодлера, отправил в Салон, написанную еще осенью 1863 года «Олимпию». В результате из-за скандала вокруг картины, чтобы публика его не проткнула зонтиками и тростями, картину перевесили под потолок. Мане травила пресса. Спасаясь от преследований, в августе 1865 года, Мане сбежал в Испанию, где во всем блеске открывшееся ему искусство Эль Греко, Веласкеса и Гойи успокоило художника и дало ему новые творческие импульсы.

Но в 1866 году жюри Салона, вспоминая о скандале с «Олимпией», без рассуждений отвергает «Флейтиста», и «Портрет актера Рувьера в роли Гамлета» (Нью-Йорк, музей Метрополитен). В 1867 году сам Мане отказывается посылать свои работы на новую парижскую Всемирную выставку. Мане решил ничего хорошего он от жюри не дождется.

Однако это не означало, что Мане отказался от борьбы. Напротив, он решил показать публике все свои лучшие работы, начиная от копий с картин Тициана, Тинторетто и Веласкеса, которые как бы демонстрировали родословную его живописи, до отвергнутого в 1866 году «Флейтиста» и новой, только, что написанной «Расстрел императора Максимилиана». Для этого он, построил у моста Альма барак, в котором выставил более 50 своих произведений.

Правда, в этом «бараке Альма» ему не удалось показать «Расстрел Максимилиана» (Кунстхалле, Мангейм).

Однако и без этого ретроспективная выставка в «бараке Альма» была событием. Это был итог десятилетнего самоотверженного труда и напряженных исканий. Здесь Мане предстал перед публикой как универсальный живописец – автор картин на евангельские сюжеты («Христос и ангелы», «Христос, оскорбляемый стражей»), на темы современной истории («Бой «Кисерджа» и «Алабамы»), на бытовые темы, морских пейзажей, натюрмортов.

Мане экспериментатор, как человек, влюбленный в красоту реального мира и передающий ее с удивительной деликатностью, с особой утонченной смелостью и точностью.

Устраивая эту выставку, Мане надеялся, что публика, если и не оценит совершенства его работ, то хотя бы почувствует искренность его искусства. Но он ошибался. Буржуазная публика продолжала смотреть на Мане как на дикаря.

Не принесли Мане успеха и последние Салоны периода Империи 1868 года.

Но зато в эти трудные годы постоянной борьбы и нападок Мане нашел себе друзей и союзников среди интеллигенции середины XIX века.

Первые его работы одобрил Делакруа. Затем с ним сблизились Альфонс Легро и Фантен Латур, Бракмон. В 1861 году Мане познакомился с Эдгаром Дега, в конце 1865 года – с Клодом Моне, в 1866-1868 годах с Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем, Федериком Базилем и Полем Сезанном.

В 1868 году ученицей Мане становится Берта Моризо, а в 1869 году – Ева Гонзалес.

Предсказание Кутюра сбывалось: Мане становился главой нового художественного направления.

Но самого активного защитника своего искусства Мане нашел в лице Эмиля Золя. Золя, несомненно, сделал для Мане больше, чем кто-либо из его современников. Он выступил в защиту его искусства в самый трудный период жизни художника.

Золя впервые показал тончайший артистизм живописи Мане. Он сказал: «…В общем, если бы меня спросили, в чем новизна языка Эдуарда Мане, я бы ответил: он говорит языком простым и точным. Тон, который он вносит, светел и наполняет холст сиянием».

Недолгая, но трудная и самоотверженная жизнь Эдуарда Мане вполне типична для своей эпохи. Последние годы жизни Эдуарда Мане были омрачены тяжелейшим недугом, единственным лекарством которого оставалась для него живопись.

Хотя незадолго до смерти он был все-таки награжден и получил право выставляться вне конкурса, соотечественники долго относились к его искусству крайне предвзято, и именно поэтому большинство лучших холстов мастера оказалось в музеях и коллекциях за пределами Франции.

В 1884 году друзья добились организации посмертной выставки Мане в стенах Академии искусств, которая столько лет презирала художника. Его полотна стали расхватывать коллекционеры. Цены на его произведения росли. Но двери государственного музея были закрыты для Мане и его картины стали уходить из Франции. «Бар в Фоли - Бержер» (Галерея Института Курто, Лондон) одна из последних картин художника. Он писал ее, когда страдал от чудовищных мук своей неизлечимой болезни.

Судьба этой итоговой картины для французской живописи прошлого века осталась неустроенной даже после смерти автора. Мало кому известно, что после парижских аукционов, где никто не захотел ее приобрести, она попала в 1912 году в Россию и, окажись наши соотечественники дальновиднее не уехала бы в Англию.

В 1890 году Клод Моне, узнав, что «Олимпию» Мане могут продать в Америку, организовал покупку картины по подписке. Купленную картину подарили государству. Лишь в 1907 году сбылось предсказание Золя: «Олимпия» стала одним из шедевров Лувра. Среди блестящих мастеров французской живописи XIX века Эдуард Мане завоевал одно из первых мест. Умирая, он твердо знал, что его искусство открыло новые, высокогуманные аспекты современной действительности.

«Искусство – это замкнутый круг,

в него принимают или

не принимают

по праву рождения».

Эдуард Мане

Рекомендательный список предназначен работникам библиотек и широкому кругу читателей интересующихся творчеством Эдуарда Мане. Вся литература, представленная в списке, находится в отделе литературы по искусству.

Охват литературы с 1961 по 2008 гг.

Литература расположена в алфавитном порядке.


Список литературы:

1. Барская А. Эдуард Мане / А. Барская. – М.: 1961. – 45 с.: ил.

Альбом содержит 34 репродукции с наиболее известных произведений Эдуарда Мане.

2. Дзуффи Стефано. Большой словарь художников от А до Я / С. Дзуффи; пер. с итальян. / М.: «Омега», 2008. – 512 с.: ил.

3. Импрессионизм. – Л.: Искусство, 1969. – 386 с.: ил.

4. Импрессионисты: их современники, их соратники / под ред. А.Д. Чегодаева и др. – М.: Искусство, 1975. – 319 с.: ил.

5. Искусство: Иллюстрированная энциклопедия. – Минск: Белфаксиздатгрупп, 2002. – 336 с.: ил.

6. Эдуард Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников. – М. – Л.: Искусство, 1965. – 264 с.: ил.

7. Эдуард Мане. Восемь картин из музея ДОрсе (Лувр): Кат. выс. / [Вступ. ст. и аннот. к картинам Б. Зернова]. – Л.: Эрмитаж, 1985. – 30 с.: ил.

8. Нере Ж. Эдуард Мане 1832-1883: пионер современности / Жиль Нере. – М.: Арт – Родник, 2006. – 96 с.: ил.

9. 50 кратких биографий мастеров западно-европейского искусства XIV – XIX веков. – Л.: Сов. худ., 1966. – 314 с.: ил.

Книга, предлагаемая читателю, включает пятьдесят биографий крупнейших мастеров живописи и скульптуры разных стран.

10. Перрюшо Анри. Эдуард Мане. Жизнь замечательных людей / А. Перрюшо. – М.: Молодая гвардия , 1976. – 320 с.: ил.

(Серия биографий. Выпуск 12).

11. Прокопьева М.Н. Эдуард Мане: Альбом 2-е изд. / М. Прокофьева. – М.: Изобраз. искусство, 1988. – 48 с.: ил.

Творчеству Мане обязана своим рождением новая французская школа живописи. В альбоме репродуцировано более 30 работ художника.

12. Платонова Н. Искусство: Энциклопедия / Н. Платонова. – М.: ООО Издательство РОСМЭН – ПРЕСС, 2002. – 143 с.: ил.

Энциклопедия рассказывает о видах и жанрах изобразительного искусства, о творчестве знаменитых художников, скульпторов, о судьбе их произведений.

13. Рей Роберт Мане / Р. Рей. – М.: 1995. – 95 с.: ил.

Биография французского живописца XIX века. Репродуцированы около 40 работ мастера.

14. Чегодаев А.Д. Эдуард Мане / А. Чегодаев. – М.: Искусство, 1985. – 237 с.: ил.

Эдуард Мане, великий французский художник, прожил яркую и трудную жизнь. Воплощенные в творениях Мане взгляды на природу человека, задачи творчества оказали огромное влияние современных ему художников.

15. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма / сост. Т.Г. Петровец. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2001. – 320 с.: ил.

Энциклопедия включает сведения о наиболее ярких представителях импрессионизма и постимпрессионизма, а также краткий терминологический словарь.

16. Энциклопедия мировой живописи / сост. Т.Г. Петровец, Ю.В. Садомова. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2002. – 431 с.: ил.

Энциклопедия мировой живописи включает в себя сведения о наиболее выдающихся художниках с древнейших времен до наших дней. В книге очень много иллюстраций. Для широкого круга читателей.




Составитель: П. Магомедова



Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2025
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет