Всероссийский конкурс «Лучший современный урок (занятие)»
II полугодия 2013-2014 учебного года
Номинация: Разработка урока (занятия)
«ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ»
Автор сценария урока: Мальцева Ирина Юрьевна,
учитель музыки МАОУ гимназии №174,
г. Екатеринбург
Тема урока: «Вольфганг Амадей Моцарт» (1 класс, III четверть, 3 урок)
Цель: поддержание и развитие эмоционально - положительного контакта с музыкой через её эмоционально - активное восприятие и приобщение к шедеврам мировой классики с раннего школьного возраста.
Задачи:
1. Развивать эмоционально-положительную отзывчивость при контакте с разнохарактерной музыкой: «Колыбельная» (В. Моцарт – Б. Флис), «Послушай, как звуки прозрачны, чисты» (хор из оперы В. Моцарта «Волшебная флейта»).
2. Развивать умение выразительного исполнения песни на примере произведения В.А. Моцарта – Б. Флиса «Колыбельная».
3. Формировать умение подбора ритмопластических движений на примере произведения В.А. Моцарта – Б. Флиса «Колыбельная».
Идея урока: когда великие были маленькими…
Тип организации урока - урок по изучению и первичному закреплению нового материала.
Форма организации урока – комбинированный урок.
Результаты урока.
Предметные:
- наблюдение за музыкальными произведениями, внимательно вслушиваясь в их звучание;
- развитие вокально-хоровых навыков: чистота интонирования, короткий, бесшумный вдох и длинный выдох, выразительное исполнение песни;
- развитие ритмического слуха (нахождение пульса музыкального произведения путём ритмичного движения);
- формирование умения ориентироваться на нотную запись при исполнении музыкальных произведений;
- знакомство с этапом биографии /детством/ великого австрийского композитора В.А. Моцарта, его известными музыкальными произведениями.
Метапредметные УУД:
- формирование умения принимать и сохранять учебную цель и задачу (регулятивные: планирование);
- поиск и выделение необходимой информации в различных видах искусств – музыка, анимация (познавательные: общеучебные);
- формирование умения декодирования информации (познавательные: логические);
- формирование умения строить понятные речевые высказывания в устной форме (общеучебные) в системе «ученик-учитель», «ученик-ученик» во время работы в малых группах (коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).
Личностные:
- формирование мотива музыкально-учебной деятельности, реализация личностного потенциала в процессе коллективного музицирования;
- формирование основ эстетических потребностей.
Методы обучения: наглядный, репродуктивный, практический, частично-поисковый, с использованием приёмов технологии развития критического мышления (приёмы «Верные – неверные рассуждения», составление кластера)
Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах; формы деятельности - слушание музыки (наблюдение за ней), исполнение музыки (вокально-хоровое и ритмопластическое),
УМК: «Школа 2100»
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока
|
Дидактические задачи
|
Организационный
(этап мотивации)
|
Подготовка учащихся к работе на уроке: развитие на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности
|
Актуализация темы
|
Активизация мыслительных операций (анализ, обобщение и др.) и познавательных процессов (внимание, память)
|
Постановка учебной проблемы
|
Обеспечение мотивации для принятия темы и целей учебной деятельности, активизация жизненного опыта обучающихся
|
Осмысление темы
|
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений внутри темы
|
Применение новых знаний, умений
|
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на новом уровне применения в знакомой жизненной ситуации
|
Рефлексия учебной деятельности
|
Выявление качества и уровня овладения знанием, определение уровня восприятия музыки способом определения уровня эмоциональной отзывчивости (положительный или нет)
|
Оборудование урока:
- ПК, интерактивная доска (если есть);
- театральные игрушки;
- фортепиано (баян), музыкальный центр;
- нотные примеры, аудиозаписи музыкальных произведений:
* В.А. Моцарт «Послушай, как звуки прозрачны, чисты» (заключительный хор из оперы «Волшебная флейта») – учебник, аудиозапись;
* В.А. Моцарт – Б. Флис «Колыбельная» - инструментальный вариант в разных аранжировках: как для музыкальной шкатулки и для пения;
- видео продукт: фрагмент мультфильма «Сказки старого пианино. Моцарт»;
- конверт с картинками-подсказками на тему «Зачем нужны любимые куклы и
мягкие игрушки?»: играть, обнять, научить, накормить, а главное – уложить
спать! (если нет интерактивной доски);
- конверт с информативными картинками по просмотру видеофрагмента
м/фильма (если нет интерактивной доски) – скрипка, клавир (фп), орган, перо
(сочинение музыки), колесо (путешествие), свечи и окна в зале (концерты)
-
Вольфганг Амадей Моцарт
таблички, портрет композитора
- птичье пёрышко (для упражнений на развитие дыхания);
- колокольчики;
- сердечки с клеящей полоской (для рефлексии).
Траектория изучения творчества В.А. Моцарта в программе «Музыка»:
В 1 классе – 3-4 уроки в III четверти, в 4 классе – во II полугодии снова на 2-3 урока обращаемся к творчеству В.А. Моцарта в теме «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ», в 5 классе встречаемся с В.А. Моцартом и его музыкой в теме «Музыка и литература», в 6 классе – в теме «В чём сила музыки», в 7 классе - в рамках темы «Музыкальный образ», «Музыкальная драматургия», «Музыка и современность». Таким образом, творчество этого композитора охвачено достаточно широко.
Программно-методическое обеспечение урока:
* Кадобнова И.В., Усачёва В. О., Школяр Л.В. Программа «Музыка» для 1 класса («Музыка. 1 – 8 классы», Программы общеобразовательных учреждений). - М., Просвещение, 2006.
* Кадобнова И.В., Усачёва В.О., Школяр Л.В. Нотная хрестоматия. Пособие для учителя к учебнику «Музыка». 1 класс. – М.: БАЛЛАС, 2011. – 112 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
* Усачёва В.О., Школяр Л.В. Учебник «МУЗЫКА. 1 класс». – М.: БАЛЛАС, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»).
Сценарий урока «В. А. МОЦАРТ» (1 класс, III четверть, 3 урок)
Этапы
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Формируемые УУД
|
Органи
зацион
ный
Актуали
зация
темы
Нужна ли нам сейчас
музыка Моцарта
/проблема
|
У. организует вход в класс
под музыку Моцарта-Флиса «Колыбельная»
- Здравствуйте! Все люди всю свою жизнь слышат музыку. Она сопровождает жизнь человека. Зачем она нужна? Я попросила вас принести с собой ваши любимые игрушки не просто так. Сегодня они нам помогут узнать зачем ещё нам нужна музыка. Как бы вы стали играть с этими игрушками, если бы звучала эта музыка?
- А почему уложить спать?
У. проводит игру
«Верю-не верю»
1.Верите ли вы, что эта музыка звучит в передаче «Спокойной ночи, малыши»? (да) (Правильно!)
2. Верите ли вы, что эта музыка сочинена более 200 лет назад? (нет-да) (А ведь это правильно!)
3. Верите ли вы, что композитору, сочинившему эту песню, однажды подарили саблю серебряную? (да)
4. Верите ли вы, что когда этот композитор был маленький, его качали на коленях настоящие принцессы? (да)
5. Верите ли вы, что однажды были арестованы уши этого композитора? (говорят, что это было на самом деле)
6. Верите ли вы, что постоянно слушая музыку этого композитора, ваши младшие сестрёнки и братишки быстрее научатся говорить, у них разовьётся память, и они будут лучше учиться? (научно доказанный факт). Называется это эффектом Моцарта.
У. подводит итог игры, оформляет тему урока.
О ком мы сегодня будет говорить? О Моцарте.
А вот и портрет композитора.
- Случайно ли в начале урока прозвучала мелодия песни из передачи «Спокойной ночи, малыши»? Нет.
Это музыка В. А. Моцарта (тема урока – на доске:
В. А. Моцарт)
- А нужны ли сейчас люди, умеющие красиво говорить, с хорошей памятью, которые умеют учиться? Конечно, нужны! Закончите предложение:
Очень полезно обращаться к музыке…(Моцарта)
|
* входят под музыку,
дослушивают до
конца на своих местах
* подбирают вариант ответа (на доске картинки-подсказки: поиграть, обнять, научить, накормить, уложить спать)
* отвечают: потому что такая музыка – тихая, спокойная.
* Участвуют в игре «Верю-не верю»:
дают варианты ответов – да, нет.
* рассматривают портрет композитора, хором проговаривают его имя; мысленно прочитывают тему урока с доски
* Участвуют в мини-беседе о цели знакомства с музыкой
Моцарта
|
Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные высказывания
Регулятивные УУД:
слушать вопросы и отвечать на них.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачи
|
Осмысление темы
|
У. организует
беседу-представление
«На прогулке в парке».
Представим, что мы гуляем в парке с маленьким Вольфгангом Амадеем. Какие звуки он бы услышал? А вы любите собирать красивые птичьи
пёрышки? А если мы найдём на тропинке пёрышко, то что можно с ним сделать?
Давайте попробуем!
У. проводит упр. «Пёрышко»:
быстрый, бесшумный вдох
и длинный выдох
Откройте учебники на с. 46. Внимательно рассмотрите эту страничку. С соседом по парте обсудите, что на ней изображено, пока падает в часах песочек из парка.
У. организует
работу в парах
по учебнику на с. 46
– это Орфей.
О его умении прекрасно петь и играть ходили легенды. Орфеем называли и Моцарта.
- Порыв ветра вместе с мелодическим потоком переносит нас на с. 48-49.
У. активизирует работу
в парах по учебнику
на с. 48.
- Что здесь увидели?
- Что это за мальчик?
Кто удивит нас своей догадкой? Да – это Вольфганг Амадей Моцарт – маленький Вольфгангерль. Как и М.И. Глинка, и П.И. Чайковский, он тоже был когда-то маленьким мальчиком.
- Когда в семействе Моцартов в провинциальном Зальцбурге родился мальчик, звонили все колокола в округе. Был церковный праздник. Наверно, вы хотите меня о чём-нибудь спросить?!
Давайте мы посмотрим видеофрагмент. И вы сами расскажете, что вы узнаете о его детстве.
У. предлагает видеоряд о жизни маленького Моцарта (5:30 мин).
- Что узнали нового о Моцарте? Во что он играл? (игрушки Моцарта) Чем увлекался?
- Почему он стал композитором?
(в детстве рано
научился играть на музыкальных инструментах, отец был музыкант, давал концерты и др.)
У. разучивает мелодию
из хора
«Послушай, как звуки прозрачны, чисты»
-Обратимся снова к страницам учебника. Колокольчики вызванивают какую-то мелодию. Давайте прислушаемся. Вы наверно, хотите снова задать мне вопрос? /как это сделать? / А как вы сами думаете? Посмотрите, здесь звуки превратились в ноты.
У. организует прослушивание хора
из оперы Моцарта «Волшебная флейта»
- Скажите, а почему мы сегодня так много говорим о Моцарте и почему слушаем и поём его музыку?
|
* представляют прогулку; высказывают свои предположения о звуках окружающего мира;
* предлагают действия с пёрышком (подуть на него – оно полетит);
* участвуют в упражнении
* рассматривают рисунок обсуждают в парах (дерево, в его корнях человек, играющий на старинном муз. инструменте – лире)
* рассматривают
с. 48-49,
* обсуждают, рассказывают о том, что видят /колокольчики, которые звенят от дуновенья ветерка, и ещё какой - то мальчик: мальчик-колокольчик)
* активизируют новые знания - вспоминают фамилию, имя композитора
* слушают учителя;
* задают вопросы
- Каким он был в детстве?
* просматривают видеофрагмент
* отвечают на вопросы учителя;
* называют интересные факты из видеоряда о жизни композитора- составляется КЛАСТЕР
* высказывают свои предположения
* Всматриваются
в графическую запись мелодии из оперы Моцарта:
следят за высотой записи нот;
* разучивают мелодию из хора;
*встают за парты, покачиваются и ритмично звенят в невидимые колокольчики
* слушают хор из оперы;
* рассказывают о своих впечатлениях от музыки
* высказывают свою тчк зрения
(с помощью учителя) – красивая и полезная!
|
Коммуникативные УУД:
выражать свои мысли,
взаимодействовать
с учителем;
Коммуникативные УУД: слушать собеседника строить понятные высказывания, работать в паре, во
взаимодействии с учителем;
Регулятивные УУД: осмысливать полученную информацию
Познавательные УУД: выделять существенную информацию из видеоряда, выдвигать гипотезу и обосновывать её
/установление причинно-следственных связей/
Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные высказывания
Познавательные УУД: доказывать, аргументировать свою тчк зрения
Регулятивные УУД: осмысливать полученную информацию
|
Применение
новых
знаний,
умений
|
- Завершить урок я предлагаю уже знакомым вам произведением.
– Кто узнал эту музыку? Что это за музыка? Возьмите в руки свою игрушку и поиграйте с ней в характере музыки Моцарта, подберите к этой музыке соответствующее движение.
У. организует исполнение песни Моцарта-Флиса «Колыбельная»
|
* слушают и узнают вступление к песне Моцарта-Флиса «Колыбельная»
* подбирают движение – находят пульс музыкального произведения путём ритмичного движения
(покачивание)
* пробуют выразительно исполнить песню с движениями
|
Познавательные УУД: осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
|
Рефлексия
|
- Наши игрушки уснули. А заснула ли наша душа, а разум? От кого вы получили сегодня необыкновенный подарок для души и разума? (от МОЦАРТА)
Что навсегда останется у вас после нашего урока?
МУЗЫКА МОЦАРТА – музыка величайшего австрийского композитора.
Я слышу вновь мелодию твою,
Она /не раз уж моего/ коснулась сердца.
И я ее уже люблю.
(Кожемякина Екатерина, 12лет)
|
* Беседуют
с учителем, проводят мини-рефлексию,
отвечают на вопросы,
пробуют фиксировать вывод:
Чему я сегодня удивился?
(чудо-ребёнок – вундеркинд; рано начал сочинять музыку;
много учился, наблюдал, концертировал)
- Чему я научился у маленького Моцарта?
(много заниматься, наблюдать за миром…)
- Попрошу ли я родителей подарить себе диск с полезной и прекрасной музыкой Моцарта?
* Приклеивают сердечки около портрета Моцарта
(если считают нужным)
|
Регулятивные УУД: осмысливать полученную информацию,
анализировать и оценивать свою деятельность
Личностные УУД:
Выражать своё эмоциональное отношение к музыке Моцарта на основе восприятия его музыки
|
Одно из требований ФГОС НОО к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по музыке: использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, в исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
В данном сценарии на одном из этапов урока представлена следующая учебная ситуация (авторское описание):
«Музицирование с игрушками»
(учебная ситуация в начальный период обучения в школе)
Применяется на уроках музыки исключительно в начальной школе, особенно в 1 классе, в адаптационный период перехода от дошкольного образования к школьному. Эту игровую деятельность можно осуществлять индивидуально или в группах, на разных этапах урока (занятия).
Дети приносят на урок свои любимые игрушки. Игрушки присутствуют вместе с ними на протяжении всего урока (занятия), включаются во все его этапы в качестве друга, советчика, ученика, помощника, ребёнка и т.п.
После прослушивания музыкального произведения предложите детям подвигаться, поиграть с игрушками так, чтобы игра подходила к настроению музыки.
Обратите внимание на то, что игровые движения должны быть «вместе с музыкой» (ритм движения, который совпадает с пульсом музыкального произведения).
Дети могут правильно подобрать движения, соответствующие характеру и ритму музыки, если сумеете настроить их на определённую эмоциональную волну, вызвав эмоционально-положительный отклик на звучащее музыкальное произведение.
В уроке «Вольфганг Амадей Моцарт» учебная ролевая ситуация «Музицирование с игрушками» используется на этапе применения новых знаний, умений. Длительность ситуации: 7-8 мин.
Выдвигается проблема – нахождение пульса музыкального произведения путём ритмичного движения (детский вопрос: как найти такое движение?) Учитель предлагает прислушаться к музыке, представить мысленно это движение. Музыка и жизненный опыт обучающихся подскажут, что нужно делать.
Предметный результат - развитие ритмического слуха (нахождение пульса музыкального произведения путём ритмичного движения), наблюдение за музыкальным произведением, внимательно вслушиваясь в его звучание. Практическая значимость данных результатов заключается в том, что обучающийся приучается внимательно слушать музыкально произведение, находить его пульс («биение сердца») для определения жизни музыки.
Внутрипредметные связи поддерживаются подобными учебными заданиями - нахождение пульса в различных музыкальных произведениях, особенно на это обращается внимание в теме 2 класса «Три кита в музыке», «О чём говорит музыка?», «Что такое музыкальная речь?».
Прослеживается межпредметная связь в начальной школе с уроками ритмики (хореографии), в средней и старшей школе - литературы (стихотворный ритм - ударные и безударные слоги, метр), изобразительного искусства (связка «пульс-ритм»), физики (н-р, равномерное движение).
Используются следующие виды деятельности – поисковая, экспериментальная. Поиск движения (пластическая импровизация) осуществляется индивидуально, затем коллективно с движениями исполняется вся вокально-пластическая композиция на музыку В.А. Моцарта – Б. Флиса «Колыбельная».
В данной учебной ситуации происходит формирование на начальной стадии познавательного мотива музыкально-учебной деятельности, реализация личностного потенциала в процессе коллективного музицирования. Обучающийся получает удовольствие от самой деятельности и от общения с любимой игрушкой, а также ощущает потребность принадлежать семье, потребность любить и быть любимым (самоопределение - умение сопереживать, сочувствовать).
В учебной ситуации осуществляется актуализация личного жизненного опыта (познавательные УУД).
В процессе реализации учебной ситуации, обучающиеся осуществляют следующие виды деятельности: слушают и узнают вступление к песне В. А. Моцарта – Б. Флиса «Колыбельная», подбирают движение – находят пульс музыкального произведения путём ритмичного движения (покачивание), пробуют выразительно исполнить песню с движениями.
Планируемый результат – дети подбирают ритмичное (в такт музыки) движение - плавное, равномерное покачивание игрушки.
Оценка обучающимися выполненного задания учебной ситуации (музицирование с игрушкой) проявляется на чувственном уровне: нравится – не нравится, уснула игрушка – не смогла уснуть. Учитель, основываясь на наблюдении за ребятами, высказывает положительное суждение о выполнении задания, ориентируясь на воспитательное значение оценки. Это оценка является формой текущего контроля за успехами первоклассников (безотметочная система).
Барьеры для успешного разрешения учебной ситуации:
- недостаточно эмоционален фон урока (для снятия необходимо продумать оформление урока, внешность учителя, найти соответствующую голосовую интонацию ведения урока);
- отсутствие примеров из жизненного опыта, особенно у мальчиков (для снятия – вспомнить как мама укладывала спать тебя, братишку, сестрёнку; мальчикам представить в движении качание травы, деревьев);
- отсутствие игрушек на уроке (для снятия – заготовить несколько игрушек заранее, или использовать руку - «куклу»);
- несоответствующая современным условиям техническая оснащённость кабинета (для снятия барьера необходимо подготовить качественные аудиозаписи).
Затруднения для успешного решении учебной задачи при применении имеющегося способа:
- не ярко запечатлён образ музыки в памяти ребёнка (мало слышал раньше);
- неразвитость чувственной сферы, нет эмоционального спокойствия;
- слабо развито чувство ритма (важная составляющая музыкальных способностей);
Все эти затруднения частично решаемы на данном уроке: образ музыки «Колыбельной» В.А. Моцарта – Б. Флиса ещё раз напоминается ребёнку перед решением учебной задачи; прижимая к себе любимую игрушку ребёнок ощущает тепло дома, мамы – это вызывает положительный отклик на звучащую музыку, снимает напряжение от урока; если не удаётся ритмично двигаться – обучающемуся предлагается двигаться «вместе с музыкой», вместе с другими ребятами.
Данная учебная ситуация в конце урока способствует достижению его цели – поддержание и развитие эмоционально - положительного контакта с музыкой через её эмоционально - активное восприятие.
Достарыңызбен бөлісу: |