Условия и комплементы воспроизводства власти в территориальных политических системах испании и португалии



бет1/4
Дата12.06.2016
өлшемі3.29 Mb.
#129425
  1   2   3   4
Арбатская М.Н.

д.геогр.н., профессор Иркутского национального исследовательского технического университета


УСЛОВИЯ И КОМПЛЕМЕНТЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ВЛАСТИ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ ИСПАНИИ И ПОРТУГАЛИИ
На Иберийском полуострове Европы расположены Испания и Португалия – первая пара глобальных игроков, которая при активном участии папского престола внесла в мир геополитическую парадигму «Христом богом данного» разделения на колонии и метрополии. Геополитическая инновация пятнадцатого века, с течением времени утратившая первоначальную конкретику, стойко сохранила основополагающее зерно планетарной системы территориально-государственного «господства-подчинения». В XX веке, независимо от места в данной системе, государства стали воспроизводить власть способом всеобщих выборов. Задача данной работы – анализ условий и комплементов властного воспроизводства в бывших метрополиях, Испании и Португалии, после длительного периода диктатур двадцатого века признанных странами «старой демократии».1 Основными институциональными элементами выборов власти считаются партийная и избирательная системы, комплементы электоральной активности – это группы административно-территориальных единиц с рейтингом выше/ниже или в соответствии со средней по стране активностью.

***


Первый испанец своего времени, Мигель де Унамуно считал средством обособления, исконного протекционизма и исключительной индивидуализации испанской нации печально известный всем продукт католицизма – инквизицию2. Португалия пострадала от инквизиции не меньше. После длительного периода диктатур обе одновременно совершили переход к демократии. Испания начала переход как системный гражданский процесс, Португалия – революционно, с военного переворота. В настоящее время на примере Португалии «…мы видим совершенно новую демократию, резко порывающую с прошлым. В испанском примере, который определяют как “согласованную реформу – согласованный разрыв”,1 демократия официально не рвёт с прошлым; существует политический разрыв, но официального осуждения нет2. В обеих странах, в разное время вступивших в НАТО и ставших затем членами ЕС, сложилась «иберийская» разновидность европейской модели государства всеобщего благоденствия, «одной из характерных черт которой стал отрыв социальной политики от собственных финансовых возможностей, в расчете на приток внешних ресурсов»3.

Институциональный механизм, обеспечивающий сменность власти в странах мира уже на протяжении более полутора столетий – партии. Первая особенность, которая «всплывает» в данной связи на Иберийском полуострове – отчуждение населения от партийно-политической деятельности как следствие существовавшей «до того» авторитарной политической культуры. В Испании «степень вовлеченности населения в партии и профсоюзы … одна из самых низких в Западной Европе»4. Такое положение обусловили отличительные особенности испанских партий: «слабая укорененность в обществе …и высокая степень персонализации»5. Данные факторы последовательно объясняют «высокую степень “текучести” избирателей, не имеющих твердых партийных предпочтений и нередко меняющих их»6.

В Португалии ситуация похожа. Характерная особенность португальской партийной системы – отсутствие правых партий в их традиционном понимании и названиях.7 Ситуация с начала 2011 года, после президентских и перед парламентскими выборами, оценивалась как кризисная. «Партии все реже занимаются разработкой программных документов, определяющих стратегические цели национального развития... Круг партийной работы … сводится к рекрутированию новых членов и формированию властной элиты».1 В целом партий в Португалии много, но доверие населения к ним падает.

Процесс перехода к демократии и последующее развитие отражают всеобщие голосования, происходящие на Иберийском полуострове с середины 70-х годов ХХ века. Характерный признак демократического транзита - нестабильность политических режимов (распад коалиций или утрата доверия к правительству), которая вызывает уменьшение сроков парламентских легислатур в годы экономической нестабильности.2 В Португалии с 1975 года состоялось 14 выборов в Собрание Республики, из них 8 – досрочно.3 В Испании с 1977 года произошло 11 выборов в нижнюю палату Кортесов, из которых 7 – также досрочно.4 В рамках демократического перехода Испания совершила еще один, не менее важный и кардинальный переход. От жесткого централизма в государственном устройстве страна перешла к модели децентрализации «длинного поводка», с четырьмя регионами «исторических национальностей»: Страной Басков, Каталонией, Галисией и Андалусией.5

Граждане, обладающие активным избирательным правом – это взрослое население, чаще всего – 18 лет и старше, за минусом осужденных и больных. Эта часть общества подразумевается под термином «общее число избирателей», а пропорция «избиратели-население» соответствует демопропорции «население старше определенного возраста – всё население». В некоторых случаях исказить соотношение могут мигранты, в массовом порядке выезжающие из страны на длительный срок. Второй важный фактор – регистрация или идентификация граждан как избирателей.

При формализации продекларированных прав путем внесения персональных данных в специальные документы, могут появиться различные преднамеренно-непреднамеренные погрешности. Регистрация избирателей – это зона пересечения политической и организационно-логистической компонент проведения выборов, которая считается «бедным родственником» избирательного процесса. Однако, «знающие политические деятели признают, что выборы потенциально могут быть или выиграны, или проиграны на этом этапе процесса»1. Тем самым, при анализе «общего списочного числа избирателей» и его динамики «общее» и «списочное» число следует разделять: если общее число имеет демографическую природу, то списочное – политическую.

Списочное число избирателей нужно не только для подсчета активности на выборах, но и для применения формулы конвертации распределения электорального корпуса в количество мест от определенной территории (провинции, округа) в парламенте.

В Испании из 350 парламентских мест распределяется пропорционально общей численности избирателей (подразумевается численность населения) в 50 провинциях 248 или 71% мест – табл.1. Действующее число депутатов (350) выбрано в середине конституционного коридора (300-400), следовательно, число мест в Конгрессе депутатов теоретически может и увеличиться. Процедуры по применению закона о выборах, который считается составной частью Конституционного Закона, продуманы таким образом, что не позволяют манипулировать избирательным процессом, начиная с составления списков избирателей. Списки избирателей открыты: они вывешиваются для всеобщего обозрения, и обнаруженные ошибки, написав жалобу, можно исправить.

Таблица 1

Институциональные параметры взаимосвязи общего числа избирателей и количества мест в парламентах Испании и Португалии

  1. Методы, по которым определяется количество:

Испания

Португалия

А) Депутатских мест от провинций/ округов

Квота Хэйра (метод наибольшего остатка) – Ст.162.3. Закона о выборах депутатов1

Метод дˊОндта - Ст.13(2) Закона о выборах депутатов 2

Б) Депутатов от партий в парламенте

Метод дˊОндта

Метод дˊОндта

2. Количество депутатов парламента по Конституции

300-400

180-230

3. Реальное число депутатов

350

230

4. Распределяемое число мест

248

226

5. Доля общего (списочного) числа избирателей в численности населения

76%

87-90%

6. Электоральный возраст

18 лет

18 лет



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет