Письмо 17 – 1925
Уважаемому учителю нашему и раву *** да светится свеча его
…Вместе с тем напишу я тебе о свойстве средней линии в духовной работе, чтобы было у тебя всегда целью правая и левая, ибо бывает, что идущий еще хуже, чем сидящий в бездействии. И это отклонившийся с пути, ибо путь истины – это очень тонкая линия, по которой шагают все время, пока не достигнут царского дворца. И каждый, кто принимается идти в начале линии, обязан особо остерегаться, чтобы не уклониться вправо от линии или влево от нее, даже на волос, потому что если в начале отклонение на волос, даже если затем он идет действительно по прямой, однако уже не придет он никоим образом к царскому дворцу, ибо не идет по настоящей линии, так, как показано в примере, и это истинный и верный пример.
И объясню я тебе, что такое средняя линия. И это называется: «Тора, Творец и Исраэль – одно». Ибо цель души, когда входит она в тело, удостоиться, еще будучи облаченной в тело, вернуться к своему корню и слиться с Творцом, как сказано: «любить Творца вашего, и идти всеми путями Его, хранить заповеди Его, слиться с Ним». Видишь ты, что окончание всего – это «слиться с Ним». Т.е. как была [душа] до своего облачения в тело.
Но необходима большая подготовка – а именно «идти всеми путями Его», а кто же знает пути Творца? Однако это называется «Тора, состоящая из 613 путей», идущий по которым в конце концов очистится – настолько что тело его (гуф) не будет представлять железное препятствие между ним и Творцом его. Как сказано: «И удалю сердце каменное из плоти вашей», и тогда сольется он с Творцом своим, точно так же, как был он слит [с Ним] до облачения души в тело.
Получается, что есть три свойства: 1. Исраэль – это тот, кто прилагает усилия, чтобы вернуться к своему корню. 2. Творец – это тот корень, к которому он стремится. 3. Это 613 путей Торы, на которых он очищает свою душу и свое тело (гуф), и это называется «приправа», как сказано: «Я создал дурное начало, и я создал Тору в приправу ему».
Хотя на самом деле, все эти три свойства – есть воистину одно, ибо в конечном счете каждый служащий Творцу постигает их как одно, единое и неделимое. А то что кажется, что делится оно на три части, это лишь относительно несовершенной работы на Творца.
И раскрою я тебе немного; часть ты увидишь, но всего не увидишь, до того как спасет тебя Творец: душа, известно, что это божественная часть свыше, и до своего вхождения в тело она слита [с Творцом], как ветвь с корнем. И изучи в книге «Эц Хаим», в начале ее, что потому создал Творец миры, что желание его было раскрыть Свои святые имена «Милостивый и Милосердный» и т.д. потому что если не будет творений, не кого будет жалеть и т.д. изучи там. И это вещи очень глубокие.
И хотя мала сила пера, но «вся Тора – это имена Творца». Как сказали наши мудрецы. А постижением называется, «что все, чего не постигнем, не будем знать названия», как приведено в книгах, ибо все эти имена – это вознаграждение души, которая не по своей воле входит в тело, и которая именно благодаря телу способна постичь имена Творца, и ее постижением определяется ее [духовный] уровень. И держись правила: «Духовное существует лишь в мере его познания». Ведь земное животное ощущает себя, потому что состоит из разума и материи. Поэтому духовное ощущение – это свойство «знания», а мера духовного уровня – мера величины знания, как сказано: «Хвалят человека по разуму его». Однако животное знает, но никоим образом не чувствует. И пойми это как следует.
Пойми вознаграждение души: душа до своего вхождения в тело была маленькой точкой, хотя она и была слита с корнем, как ветвь с деревом, и точка эта называется корень души и ее мир. И если бы не явилась она в Этот Мир в теле, был бы у нее только ее мир, т.е. мера ее доли в корне.
Однако чем больше удостаивается она идти всеми путями Творца, т.е. 613-ю путями Торы, вновь превращающимися в имена Творца, тем больше растет ее уровень, в мере тех имен, которые постигла. Это называется, что «Творец дарует каждому праведнику 310 (числовое значение слова «подарок») миров». Объяснение: душа состоит из двух праведников – высшего праведника и низшего праведника, подобно разделению гуфа от табура и выше, и от табура и ниже. И удостаивается она этим письменной Торы и устной Торы, каждая из которых – 310, т.е. вместе – 620, что означает 613 заповедей Торы и 7 заповедей мудрецов.
И об этом сказано в «Эц Хаим», что «миры были сотворены только для того, чтобы раскрыть имена Творца», изучи это и пойми. И вот ты видишь: поскольку спустилась душа, чтобы облачиться в эту гадкую материю, не могла она уже снова слиться со своим корнем в своем [изначальном] мире, как была она в корне своем до прихода в этот мир, а обязана она увеличить свой уровень в 620 раз по сравнению с тем, как была она до того в корне, и это называется все совершенство, весь НАРАНХА”Й до света ехида. И потому называется ехида именем «кетэр», ибо это указание на число 620 (кэтер=620), как сказано выше.
И вот видишь ты, что 620 упомянутых имен, состоящих из 613 заповедей Торы и 7 заповедей мудрецов – это в сущности 5 свойств души, т.е. НАРАНХА”Й, ибо келим НАРАНХА”Й – из 620 упомянутых заповедей, а света НАРАНХА”Й – это сам свет Торы, заключенный в каждой заповеди. Получается, что Тора и душа – это одно.
Однако Творец – это свет бесконечности, облаченный в свет Торы, который заключен в 620 упомянутых заповедях. И пойми это как следует, ибо это смысл сказанного мудрецами: «Вся Тора – это имена Творца». Объяснение, что Творец – всеобъемлющий, а 620 имен – детали и частности, и частности эти – согласно шагам и ступеням души, которая не получает свет свой за один раз, а по ступеням, постепенно, один за другим.
И становится ясным из всего этого, что в конце душа должна постичь все 620 святых имен и обрести весь свой уровень, который количественно в 620 раз больше, чем до ее вхождения [в тело]. Причем, мера ее уровня определяется 620-ю заповедями, в которые облачается свет Торы, а Творец – это свет Торы в общем. И вот ясно тебе, что «Тора, Творец и Исраэль – действительно одно».
И вглядись тщательно в эти вещи, которые не толкование, а простое объяснение, о котором сказали: «объяснение не объясню». И счастлив ты, если поймешь то, что перед тобой.
И вернемся к тому, что до завершения работы Творца представляются Тора, Творец, Исраэль тремя свойствами. Т.е. то пожелает человек восполнить свою душу, вернув ее к ее корню, и это свойство Исраэль. То хочет он понять пути Творца и тайны Торы, «ведь кто не знает указаний Господина, как будет служить Ему», и это свойство Торы. А иногда стремится он к постижению Творца, т.е. слиться с Ним в полном познании, и сокрушается главным образом лишь об этом, и совершенно не сокрушается о постижении тайн Торы, и также не особенно сокрушается о возвращении своей души к ее корню, как была она до облачения в тело.
Поэтому идущий по правильной линии в подготовке к работе Творца обязан постоянно проверять себя, стремится ли он к названным трем свойствам абсолютно одинаково, потому что конец действия равен его началу. А если стремится к одному этих из свойств более, чем ко второму или третьему, значит отклоняется он от истинного пути, и пойми это.
Поэтому лучше тебе держаться цели 'стремиться к указаниям Господина', «ведь кто не знает путей Господина и указаний Господина, т.е. тайн Торы, как будет служить Ему» и это самая надежная гарантия средней линии из трех.
И это называется: «Откройте мне единственный вход для возврата [размером] с острие иглы, а я открою вам входы, в которые пройдут телеги и вагоны». Объяснение: игольное отверстие [предназначено] не для входа и выхода, а чтобы вставить в него нитку для шитья и работы. Точно также стремись лишь познать указания Господина, чтобы делать работу, и тогда раскрою вам вход как ворота в зал. И это называется явное имя во фразе: «Однако (= зал) жив Я, и наполнится вся земля славою Творца».
Иегуда Лейб
Достарыңызбен бөлісу: |