ЗОЛОТАЯ КОЛЫБЕЛЬ
“В Жетысу кроны деревьев
изобилуют плодами,
это истинная обитель
для хозяйствования”
(Асанкайгы)
Жетысу – одна из несравненных частей казахской земли. Эту землю не зря называют “золотой колыбелью”. Именно на этой территории древней Казахии казахи, как народ, обрели нынешнее свое самоназвание. Именно тут завершилось формирование нации. Здесь образовалось казахское ханство. Впервые на исторической сцене прозвучало имя народа. На этой земле жили древние племена саков, уйсуней и канлы, – основа казахской нации, составляющие этническую структуру народа. По этим и многим другим причинам Жетысу является древней золотой колыбелью казахов.
Также Жетысу можно называть “золотой колыбелью” по той причине, что его природа благоприятна для развития всего живого, а земля отличается плодородием. Помимо семи крупнейших рек на этой территории находятся более тысячи больших и малых водоемов: рек и озер. Не зря в народе говорят: “Там где вода – там и изобилие”. Произрастают густые леса и тугайники. Высятся пестрые горы Алатау, седые вершины которых подпирают темно-синие небеса. Прозрачные воды рек, берущих начало с тающих в течение всего лета ледников, являются целебными как для человека, так и для всего живого.
Великий Джамбул – уроженец Жетысу, с гордостью воспевал в своих стихах его несравненные красоты:
На Жетысу горы высятся до небес,
И леса дремучи и тугайники густы,
А видели бы вы, какие норовистые реки текут
С этих высоких и скалистых гор.
Не зря наш древний легендарный предок Асанкайгы, странствовавший по степи на своей Желмае – одногорбой верблюдице-скакуне, в поисках земли обетованной, сделав привал в этих местах, оценил ее следующими словами: “В Жетысу кроны деревьев изобилуют плодами, это истинная обитель для хозяйствования”.
Семиречье – историко-географический регион, занимающий юго-восток Казахстана. На севере его находится озеро Балхаш, на северо-востоке – Сасыкколь и Алаколь, на востоке – Джунгарские Алатау, на юго-западе – Аспантау (горы Тянь-Шань). Семиречье простирается с севера на юг на 900 километров, с запада на восток – на 800 километров.
В исторической науке не встречаются конкретные данные, свидетельствующие о появлении названия Жетысу. Впервые Жетысу фигурирует на казахском языке в последнем письме казахского ученого Ч. Валиханова, адресованного его отцу. В этом письме написано следующее: “Приезжайте в Жетысу, увезите к себе мою бедную Айсары (жену), не оставьте ее без внимания и заботы”. Если в своих научных трудах ученый все время писал по-русски “Семиречье”, то в конце своей жизни он пишет казахское “Жетысу”, что свидетельствует об его истинных патриотических чувствах.
Слово “Семиречье”, видимо, является калькой казахского “Жетысу”. Так могло называться одно из урочищ в горах Джунгарского Алатау, которые одно время носили название Семиреченский Алатау. Скорее всего, слово “Семиречье” понималось не в конкретном значении “Семь рек”, а обозначало “многоводие”, в противоположность сухим степям восточного Прибалхашья. Есть мнение, что под Семиречьем понималась какая-то “блаженная страна”, в которой текут семь рек.
Чокан в 1860 году сделал карту Жетысу. На карте территория Жетысу простирается от реки Каратал до Алаколя, от озера Балхаш до гор Алатау. Горы, находящиеся южнее реки Или, раньше назывались Уйсуньскими. Это древнее название местного народа подтверждают и китайские источники.
Академик В. В. Бартольдт, автор научного очерка об истории Жетысу, обратил внимание на название края. Он согласен с мнением Ч. Валиханова, писавшего, что территория севернее реки Или называется Жетысу. По его данным Семиречье – более обширная территория, образовавшаяся, когда царское правительство, объединив Жетысу и Кыргызские земли, учредило в 1867 году Семиреченскую область.
Ученые И. В. Мушкетов, Г. Д. Романов, Р. И. Аболгин и многие другие, исследовавшие почвенный слой края, растительный мир и природные условия, пригодные для хозяйствования, сделали заключение, что Жетысу – территория, наиболее приспособленная для проживания человека.
Данные историко-археологических исследований доказывают, что издревле население края вело наполовину кочевой и наполовину оседлый образ жизни, в основном занимаясь животноводством. Если сочные альпийские луга на горных вершинах, такие как джайляу Шалкоде, Ойжайляу, – незаменимые пастбища для животных, то подножья этих же гор – прекрасные осенние пастбища. А берега таких рек и озер как Или, Балхаш, Каратал, Шу использовались под теплые зимовья. На равнинах, сообщающихся с подножьями гор, располагались половинные земли, на которых использовались воды горных речушек. Земледелие особенно было развито на берегах рек Или, Шу, Талас и Каратал. То, что природные условия края издревле были особенно удобны для проживания человека, можно увидеть и по памятникам родов и племен, оставшихся с бронзового века. Более 1000 наскальных изображений, открытых на северо-западе от Алматы в 1950 году, являются прямым доказательством того, насколько сложны и развиты были у древнего человека мировосприятие и художественное воображение. А могильники у выхода из ущелья Танбалы дают представление о похоронных обрядах, обычаях, традициях и религиозных представлениях древних людей. Они показывают, что древние люди верили в существование загробной жизни.
Согласно исследованиям последних лет, памятники эпохи бронзы были найдены в местечках Сериктас, Асы, Кызылбулак, Каракудык, Кольсай и других. Таким образом, можно сделать заключение, что в IV–II-х тысячелетиях до н.э. на землях Жетысу обитали племена Андроновской культуры. Кроме пастбищного животноводства они занимались скотоводством и мотыжным земледелием. О развитии у них прикладного искусства свидетельствуют традиционные украшения сосудов различными видами орнаментов, ювелирные украшения из бронзы.
Апогей развития культуры сакских и уйсуньских племен приходится на эпоху железа – VIII век до нашей эры и на III век до н.э. Оба берега реки Или изобилуют памятниками названных племен. Особенно много так называемых царских курганов. Это ряды сакских курганов, высотой в 20-30 метров и диаметром в 90-130 метров. Известный археолог, доктор исторических наук К. Акишев, исследовавший этот край, оповестил в свое время мир о находке века – человеке в золотых одеждах, прославившем Казахстан на всю планету. И тут дело вовсе не в золоте, а в ценности ювелирных изделий, выполненных на высоком художественном уровне. Вся одежда “золотого” воина украшена изделиями в знаменитом зверином скифском стиле, тут стилизованные изображения не только диких, но и одомашненных животных. Интересно то, что опушка высокого головного убора изображает горы Алатау, макушка его украшена маленькой скульптурной фигуркой архара. А у подножья гор – стилизованное изображение разъяренного тигра. В передней части саукеле изображены крылатые скакуны, вставшие на дыбы друг против друга. Вся эта композиция говорит о том, что тут похоронен царь сакского племени (тиграхауд), который отличался от других остроконечным головным убором. Если архар – это изображение вождя, который зорко правит своим народом, то разъяренный тигр у подножья гор – батыр, храбро защищающий свой народ и землю от посягательств врага, а крылатые кони готовы в любой момент ринуться на врага в беспощадном бою за независимость своей земли. “Золотой” человек, окружающие его предметы свидетельствуют о том, что на земле Жетысу еще во времена саков существовало государственное объединение. О государственности свидетельствует надпись на дне серебряной чаши. Если до настоящего времени исследователи считали, что сакские племена – это народы, говорящие на фарси, то надпись доказывает, что они были тюркоязычными.
Тюрколог, профессор А. Аманжолов прочитал надпись следующим образом: “Ага, (это) для тебя очаг! Чужой (инородец), преклони колени! Пусть у народа (будет изобилие) пищи!” По мнению ученого, эта древняя тюркская надпись показывает что тогда, во-первых, существовало поверье, что человеку и в потустороннем мире потребуется пища; во-вторых, народ был уверен, что в любой момент сможет отразить нападение внешнего врага.
Второй курган известен под названием Бесшатыр. Этот курган был разграблен. Кроме обломков некоторых золотых изделий тут ничего не было найдено. Но особенность этого кургана заключается в том, что похороненный здесь царь находится в деревянном гробе в форме домика. Этот деревянный домик свидетельствует о том, что саки вели полуоседлый образ жизни и жили в таких домах. Прекрасные золотые изделия, изготовленные сакскими ювелирами, были случайно обнаружены в местечке Жалаулы, возле городища Кегень. По мнению профессора К. М. Байпакова этот клад был захоронен грабителем Курганов Кегеньского края. В кладе были найдены и казахские национальные украшения. Это говорит о том, что клад был спрятан в начале ХХ века. Возраст некоторых украшений по типу и методу изготовления соответствует археологическим находкам VII–V веков до н.э., найденным на Алтае, в Сибири, на берегах Арала, Каратала, в них также присутствуют схожие идентичные фрагменты некоторых элементов.
Эта эпоха, слывущая одним из первоисточников казахской народности и оказавшая огромное влияние на развитие общественной жизни народа, считается продолжением развития сакских племен, некогда проживающих в Жетысу.
В китайских письменных источниках III–II веков до н.э. имеются факты, что Уйсуньское государство установило равноправные взаимоотношения с Великой Китайской империей. Китайские императоры для того, чтобы привлечь на свою сторону Уйсуньских Куньби (занов), старались поддерживать с ними родственные отношения, отдавая им своих дочерей замуж. Столицей Уйсуней был город Шыгу. Но до сих пор неизвестно, где он находился. Согласно китайским источникам у Уйсуней было 120 тысяч семей, 620 тысяч человек и 188 тысяч человек армии. Они вели полукочевой-полуоседлый образ жизни, занимаясь также и земледелием. Археологические памятники Уйсуней были исследованы учеными-археологами А. Н. Бернштамом, А. К. Акишевым, А. Кушаевым. Золотая диадема с изображением лежащего верблюда, найденная в местечке Каргалы, свидетельствует о том, что уйсуньские ювелиры были истинными мастерами своего дела. Существует мнение, что Уйсуни пришли в Жетысу с Востока. А по утверждению других ученых, Уйсуни пошли сначала на восток из Жетысу, а затем возвратились на родину предков. Согласно китайским источникам, раньше Алатау назывались Уйсуньскими горами. Существуют спорные мнения и о языке Уйсуней. Если некоторые ученые предполагают, что они ираноязычные, то специалисты китайского языка утверждают, что Уйсуни были тюркоязычным народом. Поэтому эта проблема требует более глубокого изучения.
VI век н.э. – период, когда в Жетысу шло интенсивное развитие племен, пришедших с востока, называют древним или началом средневековой эпохи. В начале средневековья, в VI–Х веках, на землях Жетысу властвовали Тюркский, Западно-Тюркский, Карлукские каганаты и Тюргеши. Конкретно территория Жетысу считалась основной принадлежностью Западно-Тюркского каганата. Столицей был город Суяб, расположенный на берегу реки Шу, а летняя ставка была в горах на Мынбулаке, восточнее города Тараза. Это государство, народ которого составляли десять племен, называлось Он будыл – десять будылов. Оно состояло из двух крупных частей, каждая из которых состояла из пяти племен. Племя Дулу – нынешние Дулаты – проживало в междуречье, между реками Шу и Или. Сколько бы племен не сменяли друг друга на арене истории, основное место их проживания было Жетысу. Уровень социально-экономического и культурного развития каганатов того периода можно определить по интенсивности развития оседлого, городского образа жизни населения. Согдийцы (племена, говорящие на фарси, проживавшие в Жетысу, совместно с тюркскими племенами, построили такие города, как Тараз, Баласуган, Мерке, Суяб, Талкир (Талгар), Алматы, Сары и другие зимние кенты (поселения зимовья).
Основную роль в развитии каганатов сыграли ворота в Жетысу на Великом Шелковом пути, соединявшие Запад и Восток. Тюркские каганы, контролировавшие прохождение караванов на этом пути, получали огромную прибыль от торговли. Для того, чтобы переправлять через свои земли множество тюков шелковых тканей, поступающих из Китая, каган был заинтересован в развитии отношений с западными странами. В 568 году он отправляет своего посла Маншаха в Византию. Византийский император в свою очередь посылает в Жетысу своего посла Земарха Кимикийца. Каган принимает посла в своей летней ставке на Мынбулаке. Здесь впервые в истории на международном уровне проводились переговоры о взаимоотношениях двух стран в связи с торговлей на Великом Шелковом пути. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что формирование Великого Шелкового пути напрямую зависело от развития городов в Жетысу. В городах, построенных вдоль пути, а также в зимовьях-кентах особенно интенсивно развивалось прикладное искусство, изготавливались различные сосуды, домашняя утварь, украшения, оружие и другие жизненно необходимые вещи и предметы роскоши. Между Х и ХII веками Жетысу был в составе караханидского государства. В этот период городская жизнь получает еще большее развитие. На Великом Шелковом пути появляются новые города. На побережье Коксу – Каялык, на Или – Екиогиз. На земле Жаркенте – Илебалык и другие.
Начиная с Х века среди тюркских народов широкое распространение получает Ислам. Начиная с 960 года Ислам в письменном виде признается как основная религия государства Караханидов. Согласно источникам, существовавшие издревле в городе Тараз храмы христиан и буддистов были переделаны в мусульманские мечети. Это обстоятельство доказывает тот факт, что основное население этого края и горожане в основном состояли из таких тюркоязычных племен, как Карлуки, Тюргаши, Тикели, Тухсы, Уйсуни и Дулат. Именно в этот период строятся известные архитектурные памятники города Тараза: Айша-биби, Бабаджахатун, Карахан, облик города обретает особую уникальность. В городе проводится водопровод из глиняных труб, сооружаются восточные бани, мечети и медресе.
Согласно арабским источникам, уроженцами города Тараз являются ученые Махмуд бин Али, Абу Тахир, Шаис Тарази и другие. Но дальнейшему развитию государства Караханидов помешало вторжение с востока Каракитайцев. Они не смогли завоевать полностью государство, но поставили Караханидов в зависимое положение. А в 1210 году Жетысу попадает в зависимость от Найманского хана Кушлика. Но все же Караханидское государство продолжало свое развитие.
В начале ХII века государство Караханидов было окончательно разбито и разрушено вследствие Монгольского нашествия. Результаты завоевания негативно сказались не только на развитии города Тараза, но оказали разрушительное воздействие на городскую жизнь всего Жетысуйского края.
Когда Чингисхан разделил завоеванные земли между своими четырьмя сыновьями, земля Жетысу досталась второму его сыну – Чагатаю. С тех пор Жетысу начали считать основной вотчиной Чагатая. Увеличение количества чингизидов стало причиной их раздоров – следствием борьбы за власть. В результате этого в 1269 году на кургане на основе улусов Чагатая и Угедея было создано государство, возглавляемое Хайду. Его столица была расположена на Илийской равнине. Стало стабилизироваться экономическое положение края. Но после смерти Чагатая снова начинает ухудшаться положение народа.
Начиная со второй половины ХIV века, в результате развития междоусобиц, правители племени Дулат создают ханство Моголстан. Ханом объявлен Тоглук Темир (1348-1362). Центральной частью этого ханства становится Жетысу. А основную этническую структуру его населения составляют тюрко-язычные племена Дулат, Канлы, Керей, Барин, Булгашы и отюркившиеся монгольские племена и роды. С первой половины ХIV-ХV веков снова возобновляются попытки улучшения экономического состояния Жетысу. Но основной отраслью хозяйства становится животноводство. Оседлая городская культура не смогла уже подняться на тот уровень, который существовал в эпоху Караханидов. К тому же сильно ухудшили положение народа беспрерывные походы Эмира Тимура на моголское ханство.
Начиная с первой половины ХV века возобновляется междоусобная борьба за власть между моголскими правителями. Усиливается нашествие ойратов с востока. Представители правящего слоя, собрав новые силы, пытаются создать себе независимое положение. Государство Моголов подвергается политической раздробленности. Этот трудный период ханства Моголов известный историк М. Х. Дулати описывает следующим образом: “Если приблизительно в 1430 годы около 30 тысяч моголских семей перекочевали в Маунахр, то часть племен Барин и Чорос перешли к ойратам, которыми правит Амасанджи Тайша. А племена Канлы и другие перекочевали во владения хана Абулхаира. Это доказывает факт недовольства местного населения состоянием внутри ханства. А власть моголского хана Есенбуги (1434-1462) простиралась только на часть Кашгарии в Восточном Туркестане. Только в последние годы своего правления смог он править древними местными племенами на Жетысу и Кыргызами. Но несмотря на это правление, между казахскими родами и племенами начинается процесс этнического объединения. Формирование казахского народа ускорил такой фактор, как недовольство ханом Абулхаиром на Дешти Кыпшаке казахских родов и племен, которые перекочевали на Жетысу.” Согласно данным М. Х. Дулати, недовольные правлением хана Абулхаира племена и роды под руководством султанов Керея и Жанибека в 1465-66 годах переселились на Козыбасы и Шу. Позднее к ним присоединилось около 200 тысяч человек. Там они создали свое ханство.
По записям М. Х. Дулати, если раньше они называли себя узбек-казахами, позднее за ними закрепилось название казахов. Таким образом, на западе Жетысу Керей и Жанибек создали казахское ханство, которым в начале правил Керей, затем Жанибек, затем сын Керея Мурындык, потом сын Жанибека – Касым. Во времена правления этих ханов казахское ханство, постепенно укрепляясь, стало обретать мощь и силу. Согласно письменным источникам, Касым хан расширил владения казахского ханства до реки Каратал. Во времена правления хана Тахира границы ханства были расширены до рек Кас и Кенес. В начале ХVI века усиление казахского ханства ускорило крушение власти Моголских ханов на Жетысу. Именно по той причине, что на земле Жетысу было создано казахское ханство, эта земля особенно дорога народу, ведь тут сформировалась основная этническая структура нации, и именно тут она пережила основные трагические и вдохновенные периоды своей истории. В состав Старшего – великого жуза, проживающего на этой территории, входят племена Дулат, Албан, Суан, Сарыуйсун, Сиргели, Ошакты, Ысты, Жалаир, Канлы, Шапырашты и Шанышкылы.
В начальный период, во времена правления ханов Касыма и Жанибека, ханство поддерживало хорошие политические взаимоотношения с ханством Моголов. М. Х. Дулати сообщает о встрече хана Касыма с Моголским ханом Саиром в 1512 году на реке Шу. Во время этой встречи Касым хан подарил Саиру своего известного скакуна-тулпара “Оглан торы”. Хан Моголов еще долго вспоминал о том, как славно принял его Касым хан.
Между властителями двух ханств поддерживались и родственные взаимоотношения. Но это положение было нарушено во времена правления хана Такыра. А во времена правления ханов Буйдаша и Хакназара отношения обострились до предела. Распаду ханства Моголстан способствовало в основном то обстоятельство, что оно было сформировано из объединений разноликих племен. Если казахские роды и племена на Жетысу завершили свое объединение в составе Великого жуза, то кыргызские племена, живущие на Аспантау, и уйгуры в Восточном Туркестане стали делать попытки получения независимости. Для пресечения этих попыток сын хана Саида Абрашид (1533-1565) совершил несколько походов на Жетысу и Кыргызские земли, но они были безрезультатными. Таким образом, лишенное Жетысу и Кыргызских земель моголское ханство стало править Восточным Туркестаном.
Но тут обострились распри между потомками хана Абрашида – ханами Абдыкаримом и Абдрахимом, борющимися друг с другом за власть в городах. В эту борьбу включились казахские ханы Есим и Турсын. Есим хан воевал на стороне хана Абрахима, а Турсын стал помогать хану Абылату. Борьба за власть между казахскими ханами завершилась тем, что Есим хан казнил хана Турсына. Результатом этих распрей оказалось то, что во времена хана Есима (в начале ХVII века) земли Жетысу полностью вошли во владения Казахского ханства и границы его стали простираться до Восточного Туркестана.
В середине ХVII века на земли Жетысу обрушилось джунгарское нашествие. Эта война в истории нашего народа напоминает 100-летнюю войну между англичанами и французами. По данным исследований последних лет война тянулась в течение 150 лет и превратилась для нашего народа в Отечественную. Первые мощные джунгарские набеги начались именно с земель Жетысу. В истории народа навеки запечатлена битва на правом берегу Или, под названием “Битва на Орбулаке” в 1643 году. В битве сын хана Есима Жангир хан со своими воинами – сарбазами в составе всего 600 человек, нанес мощный удар по джунгарскому войску в количестве 50 тысяч человек. Об этой битве сообщил в своих записках казачий атаман Г. Илин, который своими глазами видел, как сарбазы Жангир хана использовали в битве ружья, окапываясь в траншеях и окопах, уничтожали джунгаров. Когда джунгары, потеряв более десяти тысяч человек, стали отступать в беспорядке, им на помощь пришел аким города Сарканда Жалантос батыр. Противостояние 600 человек 50 тысячному войску – истинный символ смелости, беспредельной храбрости и безграничной любви к родной земле. Если бы в этот раз Жангир хан не победил врага, трудно сказать, каким было бы положение нашего народа сегодня. Следует сказать, что в этой битве рядом с Жангир ханом совершали подвиги и показывали чудеса храбрости, сражаясь с ним бок о бок, такие батыры, как Карасай, Агынтай, Жиембай, Сарбука, Каксерек, Кыргыз, Котен, Табай, Елтинди, Жаксыгул. После тяжелого поражения в этой битве джунгары, сильно разгневанные на Жангир хана, в 1652 году вторично напали на Жетысу, и хан в этой битве погиб от вражеских рук. Согласно некоторым данным, хан был похоронен в местечке Сарыбел, которое нынче находится на китайской территории.
Вторая известная битва с джунгарами на земле Жетысу – “Битва при Анракае”. Она состоялась у подножья горы Анракай, расположенной на северо-западе от Алматы. В этой битве участвовали все известные батыры земли казахской. По данным Казбек бека Тауасарулы во время битвы на поле брани были известные казахские бии – Толе, Казыбек, Айтеке. Во время поединка Абылай хан, участвововавший в битве под именем Сабалак, зарубил двенадцать джунгарских батыров. Один из них был сыном джунгарского хана Колдана Шарыш. Именно в этой битве он сражался с боевым кличем “Абылай”. Эти данные подтверждают следующие строки жырау Умбетея:
“Когда случилась битва с джунгарами,
Когда впервые счастье улыбнулось нам,
Когда скатилась голова Шарыша с его плеч,
С громким кличем “Абылай”,
Приторочив голову к седлу,
Он скакал с криком, что враг бежит…”
Таким образом, битва на Анракае, растянувшаяся на полтора месяца, завершилась победой казахов. Эта победа была первым реальным шагом в деле освобождения Жетысу от джунгарского нашествия.
После обретения независимости, в связи с 270-летием со дня той победы, в 1988 году на поле битвы была отправлена специальная экспедиция и установлен памятник в честь предков, погибших за независимость нашей страны. А в честь всех жертв той освободительной войны, продлившейся в течение 150 долгих лет, воздав дань храбрости нашему народу, пережившему такие трагичные годы, как “Актабан шубырынды, Алкаколь сулама”, благодарные потомки поставили памятник западнее города Алматы, приблизительно в 30 километрах, вдоль шоссейной дороги.
Удары по джунгарам на земле Жетысу не стали одиночными, такие битвы завершались победой казахских формирований и на юге Казахстана, и в центральных, и в восточных регионах. После победы над кровным врагом перед празднованием победы среди казахских ханов возник спор за власть, и хан Абулхаир, решив присоединиться к России, бросив поле битвы, перекочевал на земли младшего жуза. Хан осуществил свое решение 10 сентября 1731 года. Часть Среднего жуза тоже подписалась под грамотой, свидетельствующей о верноподданности “белому царю”. Царское правительство получило земли Жетысу и Южный Казахстан. Это дело было поручено генералу М. Черняеву. Он устроил на названных землях неслыханные бесчинства, рекой полилась кровь казахского народа. Ч. Валиханов, бывший при нем помощником, старался воспрепятствовать такой неслыханной жестокости. К сожалению, не имея для этого никакой возможности, он, покинув генерала, отправился в аул своего родственника Тезек торе (Кербулакский район) и умер там от болезни и горечи, оттого, что не смог предотвратить жестокую бойню, учиненную над родным народом. Над его могилой был сооружен памятник из кирпича-сырца. Рядом генерал Колпаковский установил памятник из мрамора, привезенный из города Самарканда. А накануне 150-летнего юбилея ученого потомками Ч. Валиханова был сооружен Музей-мемориал. На казахской земле царские колонизаторы стали селиться впервые в 1831 году, после принятия Аягузского приказа. В 1847–1856-х годах были построены казачьи станицы и населенные пункты: Сергиополь, Капал, Урджар, Лепси, Или, Коксу, Сарканд, Карабулак, Надеждинская и Софийская. Для того чтобы крепко держать в кулаке весь край, царское правительство создает Жетысуйское войско. Для населения станицы, а также для войска у местного казахского населения были отобраны самые плодородные земли, более 681 тысяч десятин.
До 60-х годов XIX века в Казахстане не было единой системы управления. Семиречье находилось в ведении начальника Алатавского округа и Киргизов Большой Орды, который подчинялся Западно-Сибирскому губернатору. В 1865 году к этой “компании” присоединили районы Южного Казахстана и все передали в ведение Оренбургского генерал-губернаторства. Такая громоздкая система управления, понятно, не соответствовала потребностям экономического развития России, требовалась коренная реорганизация. В 1865 году для выработки проекта нового положения об управлении в степных областях была создана специальная комиссия из представителей МВД, военного министерства и местных генерал-губернаторов.
Комиссия объехала основные районы Казахстана и провела обследование хозяйственной жизни и быта казахов. Для окончательного составления проекта реформы административного управления в марте 1867 года был создан Особый комитет во главе с военным министром Д. Милютиным. И 11 июля появился указ об образовании Семиреченской области. В нее, согласно этому указу, вошла часть Семипалатинской области к югу от Тарбагатайского хребта, бывший Алатауский округ. Во главе области поставили губернатора и подчинявшееся ему областное правление. Губернатор одновременно являлся командующим войсками военного округа. Области делились на уезды, во главе которых стояли уездные начальники из офицеров, а их помощниками назначались представители казахской феодальной знати. Уезды в свою очередь делились на волости, волости – на аулы, которые управлялись выборными аульными старшинами.
Семиреченская область в момент своего образования состояла из пяти уездов: Сергиопольского, Капальского, Верненского, Иссык-Кульского и Токмакского. В 1867 году к укреплению Верное было присоединено Семиречье, и Верное получило статус города. Одновременно город Верный стал административным центром вновь образованной Семиреченской области в составе Туркестанского генерал-губернаторства. Область поделилась на 6 уездов: Верненский, Джаркентский, Иссык-Кульский, Капальский, Сергиопольский, Токмакский. Первым губернатором Семиреченской области и первым наказным атаманом казачьего войска был назначен генерал Г. А. Колпаковский. В начале 1969 года Г. А. Колпаковский решил организовать в области свою типографию, необходимое оборудование закупить в Санкт-Петербурге. Заняться этим делом он поручил штабс-капитану Кремкову, на что было выделено из государственной казны 1000 рублей. Штабс-капитан вскоре привез из Санкт-Петербурга первое оборудование: ручной типографский станок с принадлежностями, форму для отливки валиков, бронзу для золочения, шрифты обычные – петит, цицеро, терцию и титульные – цветной (с оттиском и кудрявый), скелетный египетский, многое-многое другое.
Уже 9 ноября 1869 года из-под станка первой русской типографии Семиреченской области вышел первый печатный лист. Состоялось ее торжественное открытие. Подробности мы узнаем из уст самого заведующего типографией штабс-капитана Кремкова: “Я имел счастье сформировать типографию, – пишет он, – и управлял ею в первое время существования. День ее открытия надо сохранить для истории цивилизации Семиреченской области. Совершившийся факт в столь отдаленном крае не принадлежит к числу обыкновенных. Интеллигенция в крае встала на настоящую почву с помощью типографии, которая проповедует среди оседлого и кочевого населения области идеи правды и добра”. Вскоре в Семиречье появилась первая газета на русском языке – “Публикации по Семиреченской области”.
С 1884 года на Жетысуйские земли стали переселяться из Китая представители уйгуров и дунган. Они расположились по берегам рек Осек и Шарыл Жаркентского района. Некоторая часть их расположилась между реками Чилик и Талгар Верненского уезда, а также в самом городе Верный. Эти народы также внесли свой посильный вклад в социально-экономическое и духовное развитие края. В городе Жаркенте, например, имеется архитектурный памятник, построенный по образцу известных памятников Средней Азии. Его построил по заказу крупного уйгурского богача У. Юлдашева китайский архитектор Хон Пик. Таким образом, постепенно стали развиваться и процветать села русских крестьян-переселенцев, зимовья уйгуров и дунган, которые занимались земледелием. И казахи, обучаясь секретам земледелия у переселенцев, делились с ними вековым опытом в животноводстве.
Представители передовой русской интеллигенции от чистого сердца помогали казахам, уйгурам и дунганам. Многие из них выступали против произвола царских властей, учиняемых против местного населения. Русские ученые-путешественники М. Пантусов, П. П.Семенов-Тянь-Шанский, В. В.Радлов, А. Н. Краснов, И. В. Мушкетов, Н. Аристов, Г. Н. Потанин исследовали обычаи и традиции казахского народа, политическую структуру общества, строение почвы, экономическое положение, язык и устную литературу, написали многие научные исследования, оставив после себя множество книг. В настоящее время значение их велико. К примеру, работа Н. Аристова о племенах старшего жуза, живших в Жетысу, не потеряла свою научную ценность до настоящего времени.
Расцвет духовной культуры казахского народа Жетысу приходится на период XIX–XX веков. Произведения таких поэтов и певцов, как Суюнбай Аронулы, Жамбыл Жабаев, Бактыбай Жолбарысулы, Сара Тастанбекова, Кенен Азербаева, Асет Найманбаева известны на всей казахской земле, в Средней Азии, а в советские времена – во всем Союзе. В Жетысу для того, чтобы дать знания молодым, открывались школы – медресе. Одной из таких первых школ была школа Мамания, которая открылась в 1889 году в нынешнем Аксуском районе, в населенном пункте Карагаш. Эту школу построил Калкабайулы Маман би со своими детьми Турысбеком, Сеитбатталом и Есенкулдаром на свои средства. К 1909 году школа давала восьмиклассное образование, а школьники обеспечивались бесплатным питанием, одеждой, учебными пособиями и общежитиями. Эту школу позднее закончили многие известные общественные деятели – К. Казыбаев, Д. Бекжанов, академик Ж. Сыдыков, Герой Советского Союза Е. Сикымов, многие другие. Существование таких медресе стало показателем высокой образованности населения Жетысу. Особенно популярным в то время было изучение грамматики и языка на основе арабской письменности. О высоком уровне образованности “по-мусульмански” казахов Жетысу сказал А. Краснов, побывавшей в тех краях в 80-х годах XIX века.
Жетысуйские русские школы начали строиться с 1860 года. В 1867 году их количество достигло 8. В 1876 году открылась гимназия для мальчиков, а в 1877 году – для девочек. С 1886 года русскоязычные школы играли большую роль в развитии образованности казахов. Начиная с 80-х годов стали открываться другие учебные заведения: садово-огородное училище в городе Верном, сельскохозяйственные школы в городе Жаркент и в селе Капал.
Большой вклад в исследование природы Семиречья внес немецкий ученый Готфрид Мерцбахер. Он родился в баварской деревне в 1843 году. После окончания ремесленного училища выбрал профессию скорняка, а позднее открыл собственное дело – торговлю мехами. Но самым любимым его делом были путешествия. Он много занимался самообразованием, штудировал книги по геологии, географии, изучал геодезические приборы, учился искусству фотосъемки. В начале века Готфрид Мерцбахер отправился из Пржевальска через перевал Санташ в Каркару, где купил лошадей, а затем в поселок Охотничий (Нарынкол), где окончательно снарядил экспедицию. Мерцбахер надеялся пойти на Хан-Тенгри из долины реки Баянкол, но там на его пути оказалась высокая гора, которой он дал название “Мраморная стена”. Потом, когда он убедился, что эта гора действительно является узлом Центрального Тянь-Шаня, то окрестил ее “Пиком Николая Михайловича” – в честь председателя Императорского Русского географического общества. Из долины Баянкол путешественник совершил несколько восхождений на разные вершины. Походы были непростыми. Как известно, в то время отсутствовали топографические карты, были сложными отношения между Россией и пограничными с ней государствами, путешественникам во время их сложного маршрута приходилось рисковать жизнью. Несмотря на неудачу (до подножия Хан-Тенгри они так и не дошли), экспедиция Мерцбахера оказалась довольно результативной. Впервые были открыты и описаны несколько ледников, собрана коллекция минералов, произведена фотосъемка горных ландшафтов. Позднее Готфрид Мерцбахер вспоминал: “Чем стал для меня Тянь-Шань? Напоминанием о всюду проникающем господстве духа всего прекрасного в шуме стройного леса, в грохоте лавин, в страшном реве ледяных потоков, воспоминанием об одухотворенных и величественных впечатлениях, о побежденных страхах и опасностях, о множестве противоречий гор”. Результаты экспедиций были доложены на собраниях Берлинского, Лондонского, Мюнхенского, Венского и Петербургского географических обществ. Русское географическое общество наградило Готфрида Мерцбахера золотой медалью имени П. П. Семенова-Тяньшанского. Его труды были отмечены наградами многих стран.
Интересную информацию из жизни Жетысу на рубеже XIX–XX cтолетий можно получить, листая страницы газеты “Туркестанские ведомости” этого времени. Сюда, в Семиречье, приезжали люди из России, обустраивались, получали временные пособия, заводили живность, домашние сады. Некоторые поселки возникали нелегально, потом их узаконивали. Крестьяне из российских деревень приезжали сюда за лучшей жизнью. Кочевали с одного места на другое.
Специальный корреспондент “Туркестанских ведомостей” совершил путешествие от Ташкента до Семиречья и в нескольких очерках написал о своих выводах. “Раньше были прекрасные лошади, число которых было неограниченно, удобные повозки, достаточный запас молока и яиц на каждой станции. Зато теперь добавились грязные и неотремонтированные станции, в комнатах для проезжающих не греют, – в трубах накопилось столько летучих мышей, что дым не идет наружу. Мебель плохая. Порою больше суток, – пишет автор, – проезжий сидит на станции и ждет, когда пойдут почтовые лошади. Желающие поехать вне очереди “добывают особые рекомендации и письменные разрешения”. Вывод автор статьи делает неутешительный: “Громадные степные пространства не культивируются, а эксплуатируются, горные богатства не исследуются, скотоводство – в первобытном состоянии, земледелие ведется без всякой системы. Земля велика, обильна, но культуры и прогресса на ней очень мало”. Общественность агитировала богачей помогать малоимущим. В отчете Верненского благотворительного общества за 1901 год сообщается, например, что при капитале данного общества в 18100 рублей годовой доход его составил всего 1334 рубля. Причем 1238 рублей было истрачено на ежемесячные пособия. “Надо сокращать дела благотворения за недостаточностью общественной поддержки”, – делается вывод.
В Казани вышла в свет книга “Минеральные воды Семиреченской области”. В ней сообщалось об Аксуйских, Копало-арасанских, Аяккалканских и других водах. “Копало-арасанские воды находятся в 29 верстах от Копала, в долине на высоте 3074 футов, – пишет автор книги, – Первое устройство их было в 1854 году – там был построен деревянный барак, который в 1886 году был заменен на роскошный каменный павильон. Кроме ванн в нем имеются жилые помещения для приезжающих. Сезон начинается в мае и длится до конца августа. Воды помогают при ревматизме, подагре, ртутном отравлении, параличах, болезнях суставов”.
Открывается Семиреченское общество сельского хозяйства, которое собирается оказывать своим членам помощь при закупке и заготовке семян, приобретении черенков деревьев, выписке земледельческих орудий. Также общество организует сбыт продукции для своих членов, дает советы по сельскохозяйственным вопросам, выписывает новые и малоизвестные семена.
Озабочено областное руководство состоянием животноводства. “Во времена управления Колпаковского, – пишет корреспондент, – в Верном были учреждены фермы, на которых находились шангорские коровы и быки, а также породистые жеребцы для случек и каракулевые овцы. С уходом Колпаковского из края фермы эти были упразднены, а животные распроданы. Сейчас, в 1902 году, для Семиречья передаются из государственных конюшен Харьковской губернии 10 жеребцов, за которыми из Верного в Харьков уехал офицер Власов и казаки первого Семиреченского полка. Привода жеребцов ожидают в начале мая. Жеребцов предполагается раздать по станицам Семиреченского войска для табунного животноводства”.
В сентябре 1902 года, в 6 верстах от г. Верного, состоялась первая областная выставка сельского хозяйства и промышленности. Победителям ее были присуждены награды. Малая золотая медаль досталась купцу А. С. Гаврилову из Верного “за отличное качество муки и за хороший табак”. Верненские мещане Н. Моисеев и Е. Бреусов получили медали “за первый частный хорошо устроенный питомник плодовых деревьев”. Учитель Сукулукской русско-туземной школы премирован “за приемы рационального пчеловодства”. На выставке проходили различные развлекательные мероприятия. Игры токал-саиз (вышибание всадника из седла), аудар-спак (борьба на лошадях), а также русская борьба и состязания гимнастов и силачей. В это же время в Верном открылось отделение российского общества покровительства животных. Оно настояло на том, чтобы исключить их числа народных увеселений кок-бури (козлодрание).
В начале века, революционная ситуация в России начала обостряться, не осталось в стороне от народных волнений и население Семиречья. Так, оно приняло активное участие в народно-освободительном движении под предводительством К. Касымова. В Жетысу находился основной очаг народно-освободительного восстания 1916 года. Одним из его предводителей стал представитель казахской демократической интеллигенции, переводчик управляющего миграционной службой Т. Бокин. Во главе народного движения стояли выходцы из простого народа Б. Ашикеев, Н. Сайынбеков, Ж. Машбетов, У. Саурыков. Особенно активно в восстаниях участвовала молодежь.
Выход указа Царского правительства от 25 июня о принуждении людей к выполнению тяжелой работы в период первой Мировой войны стал главной причиной восстания. По этой причине, а также в связи с высокими налогами и сборами на военные расходы, народ восстал. Царское Правительство было вынуждено объявить о военной ситуации в Жетысу. В августе к восставшим были приняты очень строгие меры. Т. Бокина посадили в тюрьму, Бекболат Батыра повесили, Жаменке отравили, а батыра Узака расстреляли.
В конце сентября на берегу реки Быжы произошло вооруженное столкновение восставших с карателями. Из-за продолжавшихся преследований и наказаний более 300 тыс. казахов и киргизов были вынуждены покинуть свои родные земли, в результате чего казахский народ понес большие потери. События, произошедшие в Жетысу, массовая гибель казахского народа нашли глубокое отражение в повести великого казахского писателя М. Ауэзова “Килы заман”.
Борьба против царского правления обострилась в октябре 1917 году. В Москве, Петербурге, других промышленных городах рабочие-революционеры свергли царское правление и объявили советскую власть. Она стала устанавливаться и в дальних округах. В Жетысуйском районе Казахстана советская власть была установлена в ночь со 2 на 3 марта 1918 году в городе Верный (Алматы). В борьбе за установление Советской власти активное участие принимали известные деятели П. М. Виноградов, Т. Бокин, Л. Емелев, Т. Утепов, А. Розыбакиев, М. Журавлев, Ж. Бабаев и другие.
В период становления советской власти выходцы из народа основали партию “Алаш”. Председателем партии стал Бокейханов. Подотдел этой партии был открыт в Жетысу. Его создание было подтверждено на II казахском съезде Жетысуйского района, проходившем в г. Верном в 1918 г. – с 10 по 31 августа. В его составе было 9 человек. Председателем был избран И. Жайнасов. В состав вошли известный ученый и агроном Жетысуйской области С. Сабатаев и начальник транспортных путей М. Тынышпаев. Организация пропагандировала программу партии “Алаш” среди простого народа. Противники революции не сидели сложа руки. Началась гражданская война. В Жетысу вблизи города Алматы стали подниматься белогвардейцы, белые казаки и офицеры. Для противостояния белогвардейцам в Талгар был отправлен отряд алматинских красногвардейцев. Это битва стала началом войны в Жетысу. Одним из ярких сражений гражданской войны в Жетысу является оборона Черкасска. Эта битва имела политическое и военное значение не только для Жетысу, она вошла в историю гражданской войны всей страны. В течение 17 месяцев участники обороны сражались в очень тяжелых условиях.
Стойкость бойцов Черкасской стала примером для будущих поколений. В честь 839 героев, совершивших подвиг, были воздвигнуты памятники, мемориальные доски. На месте проведения обороны был установлен “Мемориал Славы”.
С окончанием гражданской войны в Жетысу начинает проводиться в жизнь новая экономическая политика. В 1921 году в области затевается земельная реформа. Людям возвращают 460 тыс. десятин земли, которые были отобраны у них после восстания 1916 г. В сплочении аулов, укреплении советской власти большую роль сыграл новый союз “Косшы”, созданный в 1921 году. В 1928–38 г.г. проводится массовая коллективизация. Но и в этот период было допущено много ошибок, пострадал простой народ.
После окончания гражданской войны одной из первых задач советской власти была индустриализация страны. В Жетысу эта работа началась со строительства железной дороги Туркестан-Сибирь в декабре 1926 года. Дорога проходила через Жетысу с Запада на Восток и соединяла многие области Сибири и Казахстана. Руководителем строительства дороги стал заместитель председателя Совета комиссаров РСФСР Т. Рыскулов. В ходе строительства железной дороги в Жетысу появились новые населенные пункты – Сарыозек, Матай, Уштобе, Айнабулак.
В отличие от Беломорско-Балтийского канала, других строек сталинских пятилеток, Турксиб был поистине всенародной стройкой, где трудились рабочие, инженеры, техники, строители и служащие многих национальностей. Сюда командировались специалисты и хозяйственники, опытные партийные и комсомольские работники со всех концов Советского Союза.
“Основная цель постройки Туркестано-Сибирской железной дороги – обеспечение снабжения средней Азии дешевым хлебом из близлежащих регионов (Сибирь, Казахстан, Киргизия), усиление развития хлопководства и удовлетворение советским хлопковым волокном потребителей нашей текстильной промышленности”, – так определил Т. Р. Рыскулов необходимость строительства Турксиба.
Начальной станцией являлась станция Арысь, находившаяся в 200 километрах от Ташкента. От нее железнодорожная магистраль разветвлялась в двух направлениях: на юг – к Ташкенту и на восток – к станции Луговая.
Железная дорога, соединяющая Арысь с Луговой и далее идущая на Пишпек, была построена еще в 1924 году. В дальнейшем, при окончательном утверждении проекта строительства магистрали, участок от Арыси до Луговой и линия Арысь-Пишпек были включены в понятие “Турксиб”.
Строительство железной дороги завершилось раньше срока на 17 месяцев. Торжества по случаю открытия Турксиба состоялись в Айнабулаке. Сюда верхом на лошадях, в повозках и на арбах, пешком и на верблюдах пришли и съехались казахи-кочевники для того, чтобы приветствовать “железную лошадь”.
Акыны уже начали складывать песни “о черном коне, который мчится быстрее, чем сотня лошадей…” Т. Рыскулов вручил ордена Трудового Красного Знамени героям строительства, а заместитель Председателя Казахского ЦИК Колесников – почетные грамоты большой группе строителей.
В строительстве дороги в качестве рабочего принимал участие народный художник А. Кастеев. Позже он нарисовал свою известную картину “Турксиб”. Лауреат премии Ленинского комсомола Казахстана О. Бокеев посвятил свой роман “Не гаси свое пламя” молодым людям, работавшим на дорогах Турксиба. Талантливый талдыкурганский художник А. Накысбеков создал полотно под названием “Ветераны Турксиба”. Журналист Е. Сагатов написал документальную книгу “Великий след в степи”.
Таково было время, которое наложило неизгладимый отпечаток на жизнь людей Семиречья. Люди твердо верили, что строительство Турксиба намного улучшит их жизнь, и не ошиблись. Нынешние реформы вносят в будни семиреченцев свою лепту, но, как поется в известной песне, без магистрали “тут ничего бы не стояло”.
20 февраля 1932 года состоялась II сессия Казахского центрального исполнительного комитета Советов VIII созыва, на которой было принято постановление “Об образовании областей”. Дело в том, что полтора года назад были ликвидированы все округа, в том числе Алма-Атинский, и район стал “основным звеном социалистического строительства в деревне и ауле”.
Как сказано в постановлении сессии, подобная структура свою роль сыграла, и теперь было решено вновь сформировать области. В состав Алма-Атинской области в 1932 году вошли следующие районы: Каратальский, Талды-Курганский, Джаркентский, Чиликский, Калининский, Илийский, Курдайский, Алакульский, Аксуйский, Четский, Урджарский, Балхашский, Октябрьский, Кегенский, Энбекши-Казахский, Кастекский, Чуйский, Лепсинский, Коунрадский, Аягузский, Чубартоуский, г. Алма-Ата и Коунрадский рабоче-поселковый Совет. Центром области стал г. Алма-Ата.
Гибельным смерчем пронеслась по степи первая волна коллективизации: от 40 миллионов голов скота осталась едва ли половина. В животноводческих кочевых районах, где орудовали особенно грубо, обобществили до 95 процентов хозяйств. Множество истинных скотоводов и хлебопашцев было расстреляно, разорено и выслано на погибель. Люди, загнанные в колхозы, нищенствовали и голодали. У людей отбирали скот и домашний скарб и под присмотром милиции сгоняли в “точки оседания”, где не было ни жилья, ни кормов, ни воды. Всех сопротивляющихся арестовывали и объявляли врагами социализма.
Во вторую волну коллективизации, начавшуюся после недолгого тактического отступления, уполномоченные были еще наглее и безжалостнее. Теперь скот отбирали “до паршивого козленка”, с неугодными расправлялись без пощады и еще посмеивались при этом: дескать, “при социализме не будет ни одного неосужденного”. Казахи сотнями тысяч бежали в чужие края от произвола. Если в 1930 году откочевало, по официальным данным, 121,2 тысячи человек, то в 1931 году – 1 миллион 74 тысячи человек. То есть треть казахского народа.
Вот что рассказывает об этом времени старожил края Т. Байсеркенов из Уштобе.
– Отары баранов, стада коров, даже птица – все централизовалось. Нам ничего не оставляли.
Некоторые, что были не в силах расстаться со своим скотом, резали его, переселялись в другие края, в Сибирь, уезжали даже в Китай, а некоторые решили остаться на родной земле во что бы то ни стало. И вот тогда приехали вооруженные всадники, собрали лошадей со всех аулов, произвели проверку состояния здоровья и признали всех лошадей больными. Загнали в степь и расстреляли из пулемета. Предсмертное ржание разносилось далеко по степи. Люди плакали…
Чего же достигла коллективизация за три года в республике в целом? По данным архивов картина предстает ужасная.
В 1933 году от 40 миллионов голов скота осталась едва ли десятая часть; причем в главных животноводческих районах, где прежде находилось почти все стадо, осталось всего 300-400 тысяч. Из крупнейшего в стране поставщика мяса, шерсти, кож Казахстан превратился в голодную пустыню. Казахи, которые даже приветствуют друг друга при встрече словами: “Здоров ли скот?”, лишились своей жизненной основы.
Такой беды казахи во всей истории не знали никогда…
Трудно однозначно дать оценку итогам коллективизации сельского хозяйства. С одной стороны, аул и деревня были избавлены от феодально-байской кабалы и разорения, с другой – осуществление форсированной силовой коллективизации вело к искажению основ хозяйственной деятельности казахских шаруа, что отрицательно сказывалось и позднее.
ЦК Коммунистической партии Казахстана в сентябре 1932 года принял постановление
“О сельском хозяйстве, и в частности животноводстве Казахстана”. В постановлении было указано на необходимость учитывать при проведении коллективизации уровень хозяйственного и культурного развития республики, степень подготовленности к нему широких крестьянских масс. Но это постановление было принято тогда, когда разрушительные процессы зашли слишком далеко.
В нем не было ни единого слова о голоде, лишениях народа, о катастрофическом падении животноводства. Тем не менее, работа по исправлению допущенных перегибов началась. Прежде всего, были ликвидированы искусственно созданные колхозы. В зерновых районах вместо коммун были организованы сельхозартели, населению возвращены насильственно обобществленные скот и имущество.
Мирный созидательный труд страны был нарушен вероломным нападением на СССР гитлеровской Германии. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В военкоматы поступали сотни и тысячи заявлений от добровольцев-граждан всех национальностей с просьбой о зачислении их в ряды действующей армии.
Среди многих других в военкомат г. Алма-Аты пришел колхозный чабан с женой и четырьмя сыновьями и обратился с просьбой к военкому, указывая на своих сыновей: “Они все джигиты. Тело их привыкло к седлу, руки умеют владеть клинком, а сердце ненавидит врага. Возьмите их”.
Сегодня трудно поверить, что горстка гвардейцев-панфиловцев выиграла бой с полсотней бронированных машин. Они удерживали фашистские танки, не дав прорваться на Волоколамское шоссе. Кому не известны слова: “Велика Россия, а отступать некуда!”
Вот что вспоминал о сражении Герой Советского Союза Иван Демидович Шадрин – участник знаменитого боя 28 гвардейцев:
– Кутерьма была страшная, все перепуталось. Танки горят, стреляют. Земля летит в небо, пламя, дым, пулеметный треск. Один танк уже ползать начал по нашему окопу. Видел я, как Мусабек Сенгирбаев вскочил на бруствер с гранатами и кинулся под танк, Якову Бондаренко оторвало руку, но он, истекая кровью, продолжал бой. Очередной танк поджег Митченко… Солдаты гибли один за другим, но и танков становилось все меньше!
О многом не знали панфиловцы. Не знали о том, что их дивизии противостояли пять гитлеровских дивизий. И что именно на них, на Дубосеково, было нацелено острие того танкового клина, который должен был прорвать оборону наших войск. 10 из 28 героев-панфиловцев, сражавшихся насмерть, защищая Москву – из Гвардейского (ныне Кербулакского) района Алматинской области.
И сегодня в селе Кугалы стоит обелиск, посвященный героям Великой Отечественной. Еще при советской власти посланцы Гвардейского района съездили в Дубосеково и привезли оттуда горсть земли.
На постаменте солдат – воин-освободитель, боевая пушка, списки 457 уроженцев Гвардейского района, погибших на войне. Уштобинцы гордятся подвигом своих земляков – Никиты Андреевича Митченко и Якова Александровича Бондаренко. Горит вечный огонь у обелиска и мемориала в парке 28 гвардейцев-панфиловцев в Алматы. Есть мемориал и у разъезда Дубосеково.
Героически сражался в Сталинградской битве выходец из Балхашского района Аманжолов Ыдырыс Аманжолович, в 1940 году призванный в ряды Красной Армии. В связи с ранением он вернулся с войны в 1943 году и самоотверженно пополнил ряды труженников тыла.
В Казахстан, в том числе в Алматинскую область, переводились заводы и фабрики, высшие и средние специальные учебные заведения. В 1942 году, например, в поселок имени Кирова тогда Талды-Курганской области эвакуировался техникум из-под Харькова. Он стал первым в республике средним специальным заведением союзного значения, который готовил специалистов для сахарного производства. (Сейчас – Алматинский экономический колледж.) В строй была пущена первая очередь Текелийского свинцово-цинкового комбината, который работал на фронт, на Победу. Напряженно трудились железнодорожники. Коллектив Турксиба, образцово выполняя перевозку хозяйственных и военных грузов, 13 раз завоевывал переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны.
На фронт шли эшелоны с подарками. Всего в фонд обороны трудящиеся страны внесли свыше одного миллиарда рублей ценностями и деньгами, на фронтах сражались танковая колонна “Колхозник Казахстана”, авиаэскадрильи “Комсомолец Казахстана”, “Пионер Казахстана”, в которые внесли немалый вклад труженики Алма-Атинской области. Но у войны был еще один горестный аспект. Насильственно лишившиеся своей родной земли турки, поляки, балкарцы, карачаевцы. Многие из них нашли свою новую родину в Казахстане, на территории Семиречья. Не всем известно, что конструктор Михаил Тимофеевич Калашников создал свой знаменитый автомат на станции Матай Алма-Атинской области. Там он работал в паровозном депо, там же, до войны, изготавливал первые детали своего автомата.
Путь к славе и мировому признанию у будущего великого конструктора оружия начинался так.
…В палату принесли раненого танкиста. В кровавых бинтах, с бурыми ожогами на лице. Тряская дорога разбередила раны, и парень тяжело вздыхал. “Досталось, видать”, – переговаривались соседи. А ночью их разбудили команды танкиста: “Да стреляйте же вы! Очередями, очередями…”
В палате пошел разговор о боях и потерях, о “солдатской стратегии”. Мысли всех сходились на одном: побольше бы “тридцатьчетверок” да автоматов. Тогда-то у сержанта Калашникова и родилась дерзкая мысль: попытаться самому создать более легкий эффективный пистолет-пулемет. Идея захватила его.
Жесткий экзамен показал отличные качества автомата АК и принес ему победу. В 1948 году на первых полосах газет было напечатано: “Государственная премия первой степени присуждается старшему сержанту Калашникову Михаилу Тимофеевичу за разработку образца вооружения”.
А еще через год на вооружение советской армии был принят “7,62 мм автомат Калашникова (АК)”.
Прошло много лет, но детище выдающегося оружейника, награжденного двумя Звездами Героя, лауреата многих Государственных премий, находится на вооружении. Автомату уже более 50 лет, он принят на вооружение в 55 странах. Он изображен даже на гербах некоторых государств.
...Война закончилась. Наступил победный Май.
А звеньевой Марии Таюшовой, чей муж погиб на фронте, было радостно и грустно: “Мне трудно говорить в эту минуту, когда ликует весь колхоз, – сказала она. – Но я разделяю общую радость. Знаю, что в победу, одержанную Красной армией, вложил частицу и мой муж…”
10 мая газета публикует очерк “Большое чувство” о тружениках колхоза им. Калинина. До колхоза, – рассказывает корреспондент, – поселок Бельбулак насчитывал больше сотни дворов, а теперь он разросся, не окинешь взглядом. В 1935-м, после того, как М. И. Калинин вручил колхозу акт на вечное пользование землей, был построен канал, подающий воду из реки Талгар… И вот в это самое родное село вернулся с фронта агроном Муса Нурбаев. Весть о победе застала его в 3-й бригаде, в которой “отличался упорством в труде, завоевав уважение старых колхозников” 15-летний парнишка Уразбек Камыспаев”.
Победоносно завершив Великую Отечественную войну, страна преступила к мирному социалистическому строительству. Многие заводы перешли к выпуску мирной продукции. Через школы и училища трудовых резервов за короткий срок были подготовлены тысячи рабочих и механизаторов.
...7 июля 1963 года из-за прорыва моренно-ледникового озера Жарсай в верховьях реки Или по большому пространству пронесся сокрушающий все на своем пути сель. Он уничтожил живописное высокогорное озеро Иссык, существовавшее до этого восемь тысячелетий. Были уничтожены и некоторые предприятия, пострадало 175 тысяч домов.
...Уже в июле 1973 года только что выстроенная в урочище Медео селезащитная плотина подверглась испытанию мощной селевой лавиной.
Вот как об этом рассказывает участник войны, бывший начальник штаба ГО Алма-Атинской области, а ныне почетный житель области, кавалер ордена “Достык” II степени Л. Ю. Гирш: “Удар был настолько силен, что всерьез прогнозировалась возможность прорыва дамбы. Работы по ее усилению велись круглосуточно, и в авангарде был полк гражданской обороны. Тогда чрезвычайная правительственная комиссия приняла решение: откачать часть воды через гребень плотины мощными насосами и обеспечить ей сброс по трубам в реку Малую Алматинку. Шесть суток шла напряженная работа по спасению столицы республики от большой беды. Она велась круглосуточно. Ценой огромных усилий сотен людей, десятков организаций защитная плотина в урочище Медео, созданная по проекту коллектива специалистов Казахского филиала института Гидропроект им. С. Я. Жука, была усилена, а жидкая масса, переполнившая чашу селесборника, выкачана. Помощь поступала отовсюду. Объем работ в сжатые сроки был выполнен колоссальный.
Достаточно сказать, что по решению Правительственной комиссии был спешно выстроен водовод для отвода водяного потока реки Малой Алматинки, протекающей по ущелью, где пронесся сель. Водовод протянулся на 1200 метров, а для его прокладки были использованы трубы диаметром 1420 и 1220 миллиметров.
Все это время общее руководство работами на плотине осуществлял Д. А. Кунаев.
Его распоряжения сразу же поступали находившемуся тут же, на гребне защитного сооружения, министру строительства А. Коркину, начальнику управления гражданской авиации Н. Кузнецову, начальнику УВД г. Алма-Аты М. Есбулатову и другим ответственным должностным лицам. В результате принятых мер город был спасен”.
Если говорить о больших делах жителей Жетысу, то в первую очередь можно отметить дважды Героя Социалистического Труда, кавалера двух Орденов Ленина и Красного Знамени Нурмолду Алдабергенова.
Имя трудолюбивого, талантливого организатора Нурмолды еще при жизни стало легендой среди простого народа. Он был председателем колхоза “Жана талап”, который был создан в 1930 г. В этом колхозе работали 19 Героев Социалистического Труда и один Герой Советского Союза. Поэтому колхоз назвали “Батырлар ауылы”.
По всей стране гремела слава колхоза имени 40-летия Октября Панфиловского района, возглавлял который Герой Социалистического Труда Н. Н. Головацкий. Он добился хороших достижений, выращивал кукурузу, разводил птицу. Его новый способ выращивания кукурузы применили на деле Герой Труда М. Ниязова и А. Бахтаев, достигнув больших успехов.
Деятельности председателя колхоза имени Кирова И. Кожахметова дал высокую оценку первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Д. А. Кунаев. Он отметил, что урожай кукурузы, который сдали жители колхоза им. Кирова, в несколько раз превышает урожай всего Уйгурского района.
После распада Советского Союза, Казахстан, обретший независимость, претерпел известные трудности, непременно присущие переходному времени.
Однако Независимость страны стала импульсом для строительства новой жизни. Одним из первых руководителей,отвечавший велению времени стал Кайып Жумабай-улы Алпысбайбет – достойный сын своего народа, почетный строитель, известный во всем Семиречье человек, который создал кооперативный трест, а затем корпорацию “Жетысугаз”. Он был человеком одаренным, был журналистом, писал стихи, очерки, мечтал написать книгу о родном крае, однако, судьба определила: быть ему строителем.
Сегодня, критикуя “время застоя”, мы не должны забывать, что в советское время наряду с трудностями, были и позитивные вещи. Тогда существовало право на бесплатное образование, медицинскую помощь.
Стопроцентная грамотность всего народа страны была достигнута именно в советское время. Только из числа выпускников Жаланашской средней школы Нарынкольского района вышло 17 академиков! Такой факт не встретишь даже в самых развитых странах мира. Известный ученый А. Нусипбеков, родившийся в Жаланаше и получивший знания в этой школе, – человек, достигший истинных высот знаний. Он – академик Академии Наук Казахской ССР, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки республики, лауреат Государственной премии Казахской ССР, награжден многими орденами и медалями.
Долгие годы ученый трудился в институте истории, археологии и этнологии имени Ч. Валиханова при Академии наук Казахской ССР в должности директора. Внес значительный вклад в дело подготовки известных ученых-историков.
В другом районе – Аксу родился один из основателей казахской литературы И. Жансугуров. Большинство своих произведений поэт посвятил родному краю. Здесь родились и выросли и другие не менее талантливые поэты и писатели Г. Орманов, А. Алимжанов, К. Казыбаев, С. Муратбеков, Б. Нуржанов, К. Токаев, поэты К. Баянбаев, С. Иманасов, Р. Айткожина, Н. Исахметов, первый секретарь союза писателей Н. Оразалин.
Говоря о талантах, живших в этих краях, нельзя не отметить Куляш и Канабека Байсеитовых. Канабек был основателем Казахского музыкального театра, одним из первых режиссеров казахской оперы, ему было присвоено звание народного артиста Казахской ССР. Куляш стала первой великой актрисой казахского народа. В 24-летнем возрасте она получила звание “Народная артистка СССР”.
Известный казахский советский композитор, народный артист СССР, лауреат Государственной премии, один из первых авторов гимна Казахской СССР Мукан Толебаев тоже родился в Жетысу, в колхозе Улги в 1913 г. Опера “Биржан и Сара”, которую он написал, является гордостью искусства казахского народа. В период с 1956 по 1960 гг. М. Толебаев работал председателем Союза композиторов Казахстана. В его родной области есть совхозы и школы, названные его именем, в честь него названа одна из красивых улиц г. Алматы. В Семипалатинске есть музыкальное училище имени М. Толебаева. К 70-летнему юбилею композитора (1983 г.) издательство “Онер” выпустило книгу “Нурлы журек”.
Неоценимый вклад в развитие театрального искусства внесла Бикен Римова. Бикен родилась 1 января 1923 г. в селе Оян Каратальского района Талды-Курганской области. Начинала свою творческую деятельность в государственном театре драмы им. М. Ауэзова. С большим успехом выступала она в спектаклях “Акан-Сери” Г. Мусрепова, в “Миллионере” Г. Мустафина, в “Енлик-Кебек” М. Ауэзова, в “Ана-Жер” Ш. Айтматова, во многих других. За заслуги в искусстве Б. Римовой было присвоено звание народной артистки Казахской ССР, она стала Лауреатом государственной премии. Данеш Ракишев, певец и заслуженный артист Казахской ССР, покорил своим певческим талантом не только Жетысу, но и весь Казахстан. Он родился в 1926 году в Панфиловском районе Талды-Курганской области.
В годы становления советской власти его родители были вынуждены эмигрировать в Китай, вернулись на родину только в 1959 г. Забытые песни Асета Найманбаева были услышаны народом благодаря прекрасному исполнению Д. Рахишева. Также он порадовал своих слушателей прекрасным исполнением таких народных песен, как “Кош, алма бел жарым”, “Жанерке”, “Аяулым”. “Коныр каз”, “Баянауыл” и других. До конца своей жизни он работал в филармонии Талдыкурганской области.
Из этого краткого очерка становится ясным, что регион Жетысу имеет богатейшую историю, известную школу искусств, традиционную, только ему присущую культуру. И несомненен тот факт, что обретшие независимость, ставшие нынче суверенными, жетысуйцы продолжат и в будущем эти традиции.
Пусть процветает Земля обетованная – Жетысу!
Достарыңызбен бөлісу: |