В классе бойкот! Что делать? Рекомендации классному руководителю школы
В школьные годы дети сталкиваются с различными проблемами взаимоотношений со сверстниками. Но наиболее чувствительным и тяжело переживаемым оказывается ситуация объявления всем классом одному из учеников бойкота.
Бойкотирование негативно влияет на психологическое состояние ребенка, который либо отказывается идти в школу, либо без объяснения родителям и в тайне от них начинает прогуливать уроки. Учеба здесь уходит на второй план, т. к. само пребывание в школе среди недружелюбно настроенных одноклассников становится для многих мучительным и непереносимым испытанием.
Школьный бойкот, как правило, встречается в подростковом возрасте и представляет собой активную форму игнорирования ученика через воздействие на него молчанием. Бойкот очень тяжело переживается, т. к. он наполнен смыслом – групповым порицанием и демонстрацией враждебности к однокласснику всем коллективом.
Сам по себе бойкот трудно отнести к обыкновенному конфликту, поскольку в нем нет открытого столкновения интересов и публичного предъявления претензий друг другу. Опасность бойкота, прежде всего, обусловлена тем, что он напоминает травлю, уничтожение одного ребенка другими детьми.
Бойкот может указывать на установление внутри класса определенной иерархии, когда "сильные" определяют жизнь "слабых". Поэтому бойкот – это еще борьба за власть, возможность самоутвердиться подросткам с лидерскими амбициями и установить в классе правила подчинения групповым ценностям. У подросткового бойкота всегда есть идейный лидер, и для него психологическое уничтожение человека, доведение его до отчаяния может быть всего лишь пробой утверждения своей власти над жертвой и другими людьми, которых он ведет за собой.
В бойкотирование вовлекаются и прилежные дети, которые не смогли устоять перед сильным желанием осудить кого-то из-за переполняющего их чувства "взрослости", возросшей потребности к выяснению отношений. В подростковом возрасте резко возрастает функция критичности мышления, что определяет желание судить о чем-то самому и действовать на основе собственных суждений, не прислушиваясь к мнению взрослых. Но вместе с тем в этом возрасте у детей еще нет достаточной чувствительности и милосердия, что во многом определяет типичную подростковую жестокость и склонность к самосудам.
Бойкот – это не только тяжелое испытание для ученика, которому он был объявлен, но и для большинства остальных детей, на глазах которых разворачивается человеческая драма. Каждый из подростков, втянутых в процесс бойкотирования, прекрасно осознает, что и он может оказаться на месте изгоя, если не проявит солидарность со всеми остальными. Срабатывает стадный инстинкт, притупляющий чувство вины за жестокое обращение с товарищем. На первый план выходит потребность в психологической безопасности, подкрепленная боязнью быть выкинутым из жизни класса за несогласие участвовать в бойкоте.
Конечно, классного руководителя не обойдет стороной информация о том, что кому-то из его подопечных был объявлен бойкот, и во многом подчеркнуто сдержанное поведение учеников в классе может указать на наличие напряженных отношений внутри коллектива.
Педагогу не стоит откладывать разговор со всем классом о причинах бойкотирования, потому что во многом бойкот для подростков – это жестокая игра на нервах общей "мишени", и, как в любой другой игре, бойкот затягивает участников своим напряжением и остротой переживаемых эмоций. Если вовремя не обсудить возникшую в классе проблему, дети элементарно могут заиграться в бойкотирование. Поэтому, чтобы не потерять контроль над ситуацией, по возможности в тот же день, когда классный руководитель узнал о бойкотировании, необходимо собрать всех учеников и провести экстренное классное собрание. Педагог должен особо подчеркнуть, что проводимое собрание является экстренным и неотложным, т. к. возникла серьезная проблема. Если дело не доходит до крайних форм издевательств, физического унижения личности, то ситуацию еще можно восстановить, беседа с учениками позволит сдвинуть проблему с мертвой точки.
Разговор с классом следует вести открыто, это не должно быть кулуарное разбирательство. Нужно, чтобы присутствовали все участники конфликта. Роль классного руководителя при этом состоит в организации нормального и, главное, спокойного общения учеников, чтобы ребята во время собрания не переводили разговор на обсуждение личности, а разбирали конкретные поступки и решения одноклассника, которые вызвали у них недовольство. Это очень важно помнить педагогу, т. к. при разрешении любого конфликта среди подростков велика вероятность волны оскорбительных эмоциональных высказываний, что уводит в сторону от предмета разбирательства и, безусловно, недопустимо с этической стороны.
В присутствии всего класса педагог может сказать, что бойкотирование – это недопустимое и бесчеловечное отношение, т. к. по своей сути оно напоминает избиение всем классом одного человека. Во многом причины бойкота продиктованы негативными эмоциями, вспышками недовольства, что приводит к импульсивным, необдуманным решениям, когда дети не могут себе представить всех последствий тотального игнорирования для отдельно взятого человека. Но классному руководителю можно и опираться на эмоциональность подростков. Обращаясь к совести и порядочности детей, объясняя, как низко и подло набрасываться на одного, делая его жизнь невыносимой, педагог способен вызвать чувство сожаления о содеянном поступке.
Бойкот поддерживается низкой личной ответственностью каждого из учеников за все происходящее в классе. Причины этого лежат и в страхе быть отвергнутым одноклассниками при малейшем намеке на несогласие с их решением, и типичными для внутригрупповых проблем отговорками о несущественной важности мнения всего лишь одного или нескольких человек, которые не в состоянии коренным образом переломить ситуацию.
Подобные механизмы психологической защиты свидетельствуют о боязни "запачкаться" в неодобряемых всей группой отношениях с бойкотируемым. Как уже выше отмечалось, ученики, каждый по отдельности, не желают персонально нести ответственность за устроенное всем классом издевательство над сверстником. Но педагог обязан призвать к ответу учеников и настоять, чтобы все участники бойкотирования объяснили свое поведение и чем оно было продиктовано. Важно выяснить суть предъявляемых претензий к человеку и, если они действительно существуют, обсудить способы разрешения острой ситуации иным приемлемым способом.
Каждый случай бойкота требует отдельного разбирательства, но для всех его эпизодов желательно дать возможность в начале собрания высказаться обидчикам, а потом и обиженному. Если обе стороны идут на разговор, это означает, что гонимый ребенок действительно в чем-то провинился, но так бывает очень редко.
В подростковом возрасте ученики, как правило, имеют только одно представление о своих поступках, и важно им обрисовать, как на самом деле выглядит картина бойкотирования, но попытаться это сделать без всякого давления. Не стоит давить на детей, т. к. агрессия порождает только агрессию. Разговаривать с классом нужно спокойно. Отрезвляюще на бойкотирующих действуют примеры из жизни, в которых уже взрослые люди со стыдом вспоминают о своем недостойном поведении в школе, когда без всякой существенной причины устраивали гонение на одноклассника:
«Знаете, уже "сто" лет прошло после школы, а я до сих пор не могу встречаться с одним одноклассником. Мы ему объявили бойкот всего лишь за то, что он был не такой, как большинство мальчишек в классе. Во-первых, он не курил, не выпивал и не матерился. Одевался очень скромно, нас, дураков, не лупил, хотя физически был очень сильный, а еще он водил в детский сад и забирал вечером своего маленького брата. И скажите, за что его могли невзлюбить? Нашлось, однако! Потом все прошло само собой, но осталось такое гадкое чувство... Стыдно до сих пор! На встрече одноклассников все об этом говорили. А этот парень нам "отомстил": вырос два метра ростом, гора мышц, красавец, ездит на дорогой иномарке. Хоть снова бойкот объявляй!»
Во многом причины бойкота связаны с неумением подростков конструктивно общаться между собой, когда возникшая ссора приводит не к дальнейшей нормализации отношений, а к их выяснению. Часто ученики только предъявляют взаимные претензии, подкрепленные сильными эмоциями, не пытаясь разобраться в чувствах и мотивах другого человека.
Чтобы состояние недовольства другим человеком стало не только очевидным, но и аргументированным, можно воспользоваться техникой "Я-высказывания".
"Я-высказывание" позволяет человеку передать партнеру по общению свои переживания, не разрушая атмосферы доверия. При этом высказывания отражают суть предъявляемых претензий, но никак не задевают самооценку собеседника.
Техника "Я-высказывания" состоит из трех этапов:
1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение: "Когда я узнал, что ты…"; "Когда я сталкиваюсь с тем, что ты…".
2. Точное определение своего чувства в этой ситуации: "Я чувствую… (раздражение, беспомощность, горечь, боль, недоумение)"; "Я не знаю, как реагировать…"; "У меня возникает проблема…".
3. Объяснение причин: "Поскольку…", "В связи с тем, что…".
К примеру, причину бойкотирования ученик может объяснить следующим образом: "Когда Сергей отказался участвовать в работе редколлегии, сказав, что у него нет на эту ерунду свободного времени, я был сильно на него раздражен, потому что иногда нужно просто взять и сделать, если этого требует общее дело".
Бойкотирование нарушает привычный стиль управления классом, и сообщение о бойкоте одному из учеников может вызвать естественную растерянность у педагога, т. к. в ситуации всеобщего умалчивания детьми причин бойкота очень сложно сразу определить верные шаги при решении возникшей проблемы. Конечно, единой шаблонной программы снятия напряжения в отношениях между детьми в данной ситуации не существует. Любой бойкот имеет свою индивидуальную предысторию, а значит, и индивидуально вырабатываемый способ восстановления привычных товарищеских отношений в классе. Тем не менее, для создания полной картины бойкота классному руководителю во время беседы с детьми необходимо решить следующие важные задачи:
1. Определить, кто стал инициатором конфликта, и спросить, весь ли класс поддерживает его решение.
Важно узнать, кто не присоединился к бойкоту и не изменил своего отношения к ребенку, т. е. обязательно надо акцентировать внимание на то, что не все ученики в классе возненавидели его.
2. Узнать у класса про причины бойкотирования.
Это очень важный момент беседы с детьми, в котором проясняются мотивы бойкота и отношение подростков к возможным негативным психологическим последствиям для игнорируемого ученика.
3. Предоставить слово бойкотируемому ребенку, чтобы он высказал свое мнение по поводу возникшей ситуации.
Уверенному в своих силах и своей правоте подростку можно предложить перед всем классом сказать: "Почему вы все со мной перестали разговаривать? Объясните мне, в чем я не прав? Ведь я не смогу исправить свои ошибки, пока не узнаю причин бойкота! Если вам просто охота поиздеваться надо мной, значит вы – трусы и подлецы!"
Иногда, если вещи называть своими именами, это задевает людей и вызывает желание ответить. После такого яркого манифеста в классе, возможно, начнется разговор между одноклассниками. Он может быть очень эмоциональным, тем не менее это уже диалог, в котором можно прояснять отношения, а эмоциональное напряжение спадет само собой.
Если ребенок боится завести разговор с классом или находится в том состоянии, когда багровая ярость и гнев мешают ведению диалога, классному руководителю нужно предложить родителям ученика встретиться с классом и постоять за своего ребенка.
4. Поддержать, но не превозносить тех ребят, которые не присоединились к бойкотированию.
В отношениях с детьми не следует усложнять ситуацию жестким делением класса на понимающих и нетерпимых. Классный руководитель может поддержать учеников, сказав им: "Знаете, вы поступили достойно, я ценю вашу смелость". После таких слов ученики явно поймут, что учитель с ними заодно и одобряет их решение.
5. Помочь понять ученикам, что происходит в классе, сформировать у них личное мнение о бойкотировании.
Бывают такие ситуации, когда подросток прекрасно знает, что другие неправы, и все равно не может пойти против всех, потому что трусит. Но для подростка очень важно понимать, что он боится пойти наперекор всем остальным. Ведь муки совести – это муки роста. Может быть, этот стыд в дальнейшем подвигнет его быть сильнее, и в следующий раз ребенок выскажется, а пока хотя бы не будет участвовать в гонении.
6. Попытаться переубедить лидера травли.
С инициатором бойкотирования педагогу лучше поговорить отдельно. Если он не раскаивается и не признает своей вины, можно еще раз с ним разобрать возникшую в классе ситуацию и сказать: "Наверно ты имел благую цель, т. к. был сильно возмущен поведением своего одноклассника, но посмотри, что получилось. Ты объединил весь класс против одного человека и увлекся наказанием, а не исправлением поведения товарища. Достигли ли вы того, что хотели? Посмотрим, к чему вы пришли. У нас есть конфликт и нервный срыв одного из учеников, и даже если ты этого не хотел, все равно ответственность лежит на тебе. А теперь давай подумаем, как нам выбраться из этой ситуации. Что ты предлагаешь?"
Большинство подростков признают свои ошибки. Ведь самокритичность лишний раз усиливает столь приятное для них чувство "взрослости". Ученики понимают, что, демонстрируя ответственное поведение, педагоги и родители будут относиться к ним серьезно, считаясь с мнением каждого из них.
Таким образом, лейтмотивом проводимого собрания может стать моральный принцип, что самое ценное человеческое качество – это не беспощадность, а способность прощать.
Когда ребенок сильно пострадал и не видит возможности дальнейшего совместного обучения с классом, разумно просто уйти из школы. Но классный руководитель все равно должен до конца разобраться в ситуации и показать, что ему неприятно осознавать, как много подлости и жестокости в коллективе.
Педагогически неверно пытаться прекратить бойкот аналогичными методами. Если учителя поступят предельно жестко: перейдут на письменную форму обучения или перестанут разговаривать с учениками, это не возымеет результатов, а, наоборот, только усилит напряженность в классе. Также ошибка педагогов бывает в том, что они не предлагают обсудить ситуацию, а буквально требуют от класса подружиться с объектом общей травли. Участвуя в разрешении детских конфликтов, ни в коем случае нельзя прибегать к практике силовых решений.
Во время преодоления кризиса, вызванного бойкотом, поведение педагога должно способствовать достижению ключевой цели – помочь детям разобраться в своих чувствах, в том, что хорошо, а что плохо. Классный руководитель только обозначает, какой выбор правильный, а какой нет, но решение, ответственное во всех отношениях, ученики должны принимать самостоятельно.
Источник: Журнал "Справочник классного руководителя" № 8, 2009 года
Достарыңызбен бөлісу: |