ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"Удмуртский государственный университет"
Институт искусств и дизайна
Кафедра истории искусства
Николаева Н.А.
ОСНОВЫ АРХИТЕКТУРНЫХ ЗНАНИЙ
Краткий курс лекций
Ижевск
2009
УДК 72(075)
ББК 85.11я7
Н632
Рецензент: кандидат педагогических наук, профессор Л.Б.Рылова
Николаева Н.А.
Н632 Основы архитектурных знаний. Краткий курс лекций. – Ижевск, 2009.-148 с.
В кратком курсе лекций рассмотрены все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Основы архитектуры».
Пособие позволит получить основные знания по предмету, познакомиться с новейшими сведениями из истории зарубежной и отечественной архитектуры конца XX – начала XXI века, а также качественно подготовиться к зачету. Курс лекций предназначен для студентов, обучающихся по специальностям «Искусство интерьера (художественное проектирование интерьера)», «Дизайн», «Изобразительное искусство», «Декоративно-прикладное искусство».
Содержание лекций представлено в виде двух разделов. Первый посвящен вопросам теории архитектуры, основам архитектурной композиции, конструктивным и декоративным элементам зданий и сооружений. Во втором разделе даются основные сведения из истории архитектуры и градостроительства, архитектурных стилей.
УДК 72(075)
ББК 85.11я7
© Николаева Н.А., 2009
Содержание
Предисловие………………………………………………………………………………..4
Введение…………………………………………………………………………………….6
Раздел 1. Основные принципы архитектуры…………………………………………7
1.1. Архитектура как вид искусства………………………………………………7
1.2. Основы архитектурной композиции………………………………………..11
1.3. Конструкции и декоративные элементы зданий…………………………...15
Раздел 2. Краткие сведения из истории архитектурных стилей………………….20
2.1. Архитектура первобытной эпохи и Древнего Египта……………………..20
2.2. Архитектура Древней Греции………………………………………………23
2.3. Архитектура Древнего Рима………………………………………………...27
2.4. Раннехристианская и византийская архитектура…………………………..30
2.5. Романская и готическая архитектура……………………………………….33
2.6. Древнерусская архитектура………………………………………………….36
2.7. Архитектура эпохи Возрождения…………………………………………...40
2.8. Архитектура западноевропейского барокко. ………………………………43
2.9. Архитектура западноевропейского классицизма…………………………..47
2.10. Архитектура русского барокко…………………………………………….49
2.11. Архитектура русского классицизма……………………………………….53
2.12. Эклектизм и модерн в архитектуре Запада………………………………..57
2.13. Эклектизм, модерн и неоклассицизм в архитектуре России…………….62
2.14. Архитектура Запада ХХ – начала XXI века……………………………….67
2.15. Отечественная архитектура ХХ – начала XXI века………………………74
Список литературы……………………………………………………………………….83
Периодические издания…………………………………………………………………..88
Интернет-сайты…………………………………………………………………………...88
Словарь архитектурных терминов………………………………………………………89
Список иллюстраций……………………………………………………………………..97
Иллюстрации……………………………………………………………………………...99
Предисловие
последнее время появилось немало книг по истории архитектуры. Часть из них представлена в виде капитальных трудов историков и искусствоведов, посвященных важным периодам в истории мировой архитектуры, а также творчеству крупнейших мастеров. Эта литература носит научный характер и может служить дополнительным источником информации для студентов художественных В специальностей, способствуя расширению и углублению их знаний.
Другая часть литературы, также, чаще всего, большого объема, рассчитана на студентов не художественных, а архитектурно-строительных вузов и не соответствует методическим требованиям учебных программ, связанных с художественным образованием. Кроме этого, с каждым годом увеличивается приток информации о современной архитектуре. В специализированных периодических журналах появляются публикации, посвященные некоторым проблемам архитектуры и дизайна рубежа XX – XXI веков. И, конечно, одним из популярных и доступных источников информации для студентов на сегодняшний день являются многочисленные сайты в Интернете.
Всю эту лавину информации студенту сложно самостоятельно обрабатывать и выстраивать в целостную систему. В связи с этим возникла настоятельная необходимость в разработке пособия в виде краткого изложения лекций по курсу «Основы архитектурных знаний» для студентов художественных вузов, обучающихся по специальностям «Искусство интерьера (художественное проектирование интерьера)», «Декоративно-прикладное искусство», «ИЗО», «Дизайн».
Подобные учебники издавались ранее, но в них отсутствует новая информация о специфике развития зарубежной и отечественной архитектуры конца ХХ – начала XXI веков, новейших технологиях, применяемых в современном строительстве. Все это внесено в данное пособие. Кроме этого, в библиографический список включены новые источники, в том числе новые периодические издания по строительству, архитектуре и дизайну и интернет – сайты.
Основной задачей предлагаемого пособия является систематизировать обширный материал по теории и истории архитектуры, дать его концентрированно и, тем самым, облегчить студентам освоение нового материала. Краткое изложение курса лекций позволит студентам выявить самые важные и значимые моменты изучаемых тем, закрепить полученные знания путем самопроверки, отвечая на вопросы, предложенные после каждой темы. Благодаря этому пособию, студенты должны получить ясное представление об основах архитектурной композиции, об общем сложном процессе развития мировой архитектуры, являющейся основой синтеза изобразительных искусств, а также об эволюции, развитии и смене стилей.
Тщательно подобранный иллюстративный материал, представленный в виде фотографий наиболее ярких и известных памятников архитектуры, поможет выявить самое главное, характерное и необходимое для первоочередного изучения.
Все это повысит качество самостоятельной работы студентов, позволит им научиться анализировать произведения искусства и архитектуры, овладеть искусствоведческой терминологией (с этой целью, в дополнении к тематическому материалу, в конце пособия дается краткий словарь архитектурных терминов), а также будет способствовать выработке у студентов художественно-эстетических ценностных ориентаций и теоретическому осознанию особенностей развития архитектуры во времени.
При четкой систематизации обширного материала неизбежна определенная его схематизация. Автор учебного пособия, понимая, что такой подход упрощает ход истории архитектуры, стремится представить его не как механическую смену стилей, а как их взаимодействие, а в теоретических вопросах стремится осветить самые важные и ключевые моменты. В комплексе с другими источниками информации данное пособие позволит студентам успешно освоить курс «Основы архитектуры», который наряду с историко-теоретическими и практическими занятиями по специальным художественным дисциплинам (композиции, проектированию, рисунку и др.) способствует развитию профессиональной культуры, формирует информированного, интеллектуально мыслящего студента.
Введение
Предмет «Основы архитектуры» входит в цикл дисциплин предметной подготовки. Курс готовит студентов к самостоятельной практической и интеллектуальной деятельности, позволяет обеспечить их творческое развитие, адаптацию к современным социально-экономическим условиям. Изучение данного предмета поможет студентам получить знания о возникновении и развитии архитектуры, расширит их кругозор, необходимый для практической профессиональной деятельности.
Ядро курса составляют сведения по теории архитектуры и конструкциям зданий, о процессе развития мировой архитектуры и искусства, их закономерностях и своеобразии, рассматриваемых в контексте мировой культуры. Курс связан с курсами зарубежной и отечественной истории изобразительного искусства, истории декоративно-прикладного искусства.
Для успешного изучения курса студенту необходимо иметь знания по общественно-научным и историческим дисциплинам: философии и политологии, эстетике, общей и отечественной истории. Курс связан также с курсом культурологии. Это важно для понимания общности исторического процесса развития культуры, для сравнения явлений искусства. Специальные художественные дисциплины: живопись, скульптура, рисунок, композиция, проектирование дают возможность лучше постичь технические приемы профессиональных архитекторов.
Программа курса построена по проблемно-хронологическому принципу. Обучающей целью курса является формирование устойчивой системы знаний по архитектуре, выработка целостного представления об ее генезисе, месте в системе изобразительного искусства и культуры.
В курсе выделено два раздела. Первый посвящен вопросам теории архитектуры, основам архитектурной композиции, конструктивным и декоративным элементам зданий и сооружений. Эти сведения даны для отчетливого представления студентами современных планировочных и объемно-пространственных схем жилых и общественных зданий и взаимосвязи их элементов. Во втором разделе даются основные сведения из истории архитектуры и градостроительства, архитектурных стилей. Знание истории архитектуры дает возможность видеть закономерности процесса ее развития. В настоящем пособии, ограниченном по объему, развитие архитектуры показано на наиболее ярких и характерных примерах. Принцип исторического расположения материала является основным при определении последовательности лекций в цикле.
После каждой темы приведены вопросы для самопроверки, в конце пособия - список литературы по темам лекций, а также прилагается словарь архитектурных терминов, который поможет изучению данного предмета.
Раздел 1. ОСновные принципы архитектуры
Тема 1.1. Введение. Архитектура как вид искусства
Понятие архитектуры. Слово «архитектура» происходит от греческого слова «architecton», что значит «мастер-строитель». История развития человеческого общества на всех этапах своего развития отражалась в памятниках архитектуры. Архитектурные сооружения являются наиболее доступными для обозрения памятниками эпохи. Они формируют облик многих городов. Архитектура – это строительное искусство, вид творчества, формирующего действительность по законам красоты. Древнеримский теоретик архитектуры Витрувий писал, что архитектура должна заключать в себе три элемента: пользу, прочность и красоту. Эта формулировка обладает достаточной полнотой и охватывает все основные стороны архитектуры: функциональные (удобство, польза), конструктивные (прочность, экономичность), эстетические (красота, художественный образ, выражающий идейное содержание).
Функциональная сторона архитектуры, ее польза, надобность является неотъемлемым элементом всякого сооружения. Любое здание строится для того, чтобы удовлетворить известному назначению, определенным функциям. От функционального назначения, будь то жилое, общественное или промышленное здание, зависят тип архитектурного сооружения, количество и состав помещений в нем, их расположение, группировка и размеры.
Типы зданий складывались не сразу, они определялись исторической ситуацией в стране, политическим устройством, религиозными и идеологическими требованиями, бытом, народными традициями, климатическими и прочими факторами. Некоторые типы зданий отмирали, появлялись новые, соответствовавшие новым условиям. Например, в средние века основными видами монументальных зданий были городские соборы, монастыри, феодальные замки. В эпоху Возрождения большое значение приобрели общественные здания и городские дворцы-палаццо. В XIX веке появляются такие новые типы сооружений как вокзалы, магазины-пассажи, музейные и выставочные здания и многие другие.
В ходе исторического развития видоизменялись и традиционные типы зданий, например, жилые дома, административные сооружения, театры, больницы и другие. Современные жилые дома отличаются от жилых домов XVII, XIX веков, от домов средневековья, а ратуши эпохи Возрождения – от современных административных зданий.
Разнообразие форм архитектуры порождается многообразием ее функций. Разные авторы предлагают свои варианты классификации архитектуры согласно ее назначению. Т.Л.Кильпе подразделяет основные типы зданий на гражданские (жилые и общественные), промышленные (производственные, обслуживающие, вспомогательные) и сельскохозяйственные. Как промышленные здания (химические, металлургические, машиностроительные, транспортные и др.), так и сельскохозяйственные (животноводческие фермы, теплицы, птицефермы и др.), по ее мнению, подразделяют по характеру выполняемых в них производственных процессов. Кроме этого, автор справедливо отмечает специфику зданий и инженерных сооружений. Зданиями она называет наземные сооружения, имеющие внутреннее пространство, которое предназначено для удовлетворения различных потребностей общества. А наземные сооружения, не имеющие внутреннего пространства, а также подземные сооружения, называются инженерными сооружениями (мосты, радиомачты, плотины, набережные, метро и т.д.), поскольку их строительные конструкции требуют специальных инженерных расчетов.
В учебном пособии «Основы теории художественной культуры» под общей редакцией Л.М.Мосоловой отмечают три разновидности архитектуры: собственно зодчество, «архитектуру крупных форм» и «архитектуру малых форм». В первую группу входят жилые постройки и общественные сооружения (культовое зодчество, спортивно-зрелищные сооружения – театры, стадионы, клубы и др., а также библиотеки, учебные, административные здания, и т.д.).
К крупным архитектурным сооружениям авторы относят ограды, решетки, киоски, будки, остановки, фонари и т.д. Все они стали специализированной областью благоустройства городских площадей, улиц, садов, парков, дорог.
Третью разновидность архитектуры составляют промышленные и монументальные объекты – заводы, фабрики, мосты, виадуки, радиомачты, телебашни, метро, набережные, триумфальные арки и т.п.. Их отличает масштаб, сложность конструкции и значительная роль в градостроении.
Существует еще один подход к классификации архитектуры согласно ее функциональным особенностям. Он предполагает все многообразие архитектурных форм разделять на две группы: культовые сооружения (церкви, соборы, монастыри, часовни и т.д.) и гражданские. Последние, в свою очередь, делятся на три подгруппы: общественные (торговые, учебные, административные, здравоохранения, культурно-зрелищные и т.д.), жилые и промышленные, в числе последних рассматриваются отмеченные ранее инженерные сооружения.
Конструктивная сторона архитектуры должна обеспечивать ей прочность, стабильность, экономичность. Эти задачи решались по-разному в различные эпохи, у разных народов. Важно помнить, что вопрос о прочности зданий включает два элемента – строительные материалы и создаваемые из них конструкции. Конструкции во многом зависят от технологических особенностей строительных материалов и изменяются с их развитием. То, что легко выполнить из дерева, порой невозможно построить из камня или кирпича, а некоторые кирпичные конструкции (например, своды) нельзя «перевести» в дерево или металл.
Исторически сложились три конструктивные системы:
-
стоечно-балочная (или каркасная), в которой горизонтальный элемент (балка) работает на изгиб;
-
сводчатая и арочная, в которой материал работает на сжатие, передавая с верхних элементов на нижние нагрузку и собственный вес;
-
подвесная, в которой горизонтальные элементы работают на растяжение.
В классическом периоде древнегреческой архитектуры несущие конструкции монументальных зданий возводили из мраморных блоков, перекрытия у них были исключительно балочными. Впоследствии развития этой конструкции, четкое распределение несущих и несомых частей, выделение основных вариантов их соотношения привели к сложению ордера. В древнем Риме монументальные сооружения воздвигали из обожженного кирпича в сочетании с бетоном, а для перекрытий предпочитали различные формы сводов. В средние века достигла совершенства техника обработки камня, из него выкладывались и опорные конструкции и своды. В эпоху Возрождения снова вернулись к кирпичу, облицованному камнем или штукатуркой. Эта техника сохранялась в строительстве вплоть до XIX века. В XIX – ХХ веках в строительстве активно применяют металл, с тех пор стали применять третью систему – подвесную. Вантовые покрытия, растягиваемые или поддерживаемые системой тросов, могут быть разнообразными по форме.
Используя технику монолитных и сборных железобетонных конструкций, значительно расширились технические возможности строителей. Постройка сооружений заменяется индустриальным процессом монтажа их из крупных элементов заводского изготовления. Изменяясь во времени, строительные материалы и конструкции существенно влияли на характер архитектурных форм зданий.
Художественная сторона архитектуры всегда соотносится с его назначением, функцией, с выразительными качествами материалов, логикой конструкций. Эстетическая ценность здания определяется выразительным решением его внешнего и внутреннего облика. Соотношение этих сторон в теории архитектуры определяется как проблема архитектурной массы и пространства. Она имеет множество вариантов решения: соответствие, контраст, доминанта, гармоничность и др.
Анализ художественной стороны архитектуры предполагает, по мнению И.А.Бартенева, выделить два смежных условных понятия – «общих» и «частных» архитектурных форм. Под «общими» архитектурными формами он понимает общую композицию здания, основную его объемно-пространственную структуру, сочетание основных объемных форм сооружения. Под «частными» архитектурными формами понимаются архитектурные и декоративные элементы, которые имеют частный характер по отношению ко всей композиции здания, например: карнизы, фронтоны, балконы, наличники окон и дверей, скульптурные детали снаружи и внутри сооружения. Безусловно, важны гармоничные взаимоотношения «общих» и «частных» архитектурных форм. Но, как справедливо отмечал И.А.Бартенев, главным средством выразительности являются «общие» архитектурные формы. Никакие детали не смогут компенсировать недостатки в объемно-пространственной композиции здания.
Художественная сторона архитектуры, так же как функциональная и конструктивная ее сторона, изменяется в процессе исторического развития. В разные времена и у разных народов были свои представления о красоте зданий, менялись эстетические предпочтения, да и сама оценка художественных достоинств архитектуры разных исторических периодов. Например, как известно, мастера эпохи Возрождения отвергали готику, архитектура эклектики XIX века долгие годы подвергалась жесткой и не всегда справедливой критике.
Все три стороны архитектуры, как видим, изменяются в процессе исторического развития и тесно связаны между собой. Совокупность основных черт и признаков зданий, которые проявляются в особенностях функциональной, конструктивной и художественной сторон, составляет архитектурный стиль данного времени и данного народа. Стиль архитектуры определяется общим композиционным строем здания, особенностями плана, группировки внутренних помещений, применяемыми строительными материалами и конструкциями, декором.
Художественно-композиционные средства архитектуры.
Главным средством архитектуры является объем. Количество объемов, их расположение, пропорции отдельных частей и всего здания в целом дают возможность создавать самые разнообразные сооружения. Существует множество вариантов объемов и их значений: кубический объем создает впечатление устойчивости и незыблемости, вертикально суженный – стройности и легкости, распластанный – приземистости. Многообразие объемов и их комбинация формируют самые разнообразные образные характеристики зданий. Сооружение может быть симметричным и асимметричным. Симметричными считают тождественные элементы относительно точки (центра), оси или плоскости симметрии. Такие здания кажутся уравновешенными и устойчивыми. В асимметричных постройках единство композиции достигается благодаря зрительному равновесию частей по массе, фактуре, цвету и т.д. Асимметричные здания воспринимаются как более динамичные, активные и острые по композиции.
Важное значение имеет силуэт зданий, особенно тех, которые доминируют над другими по высоте. Выразительность силуэта зданий формирует особенности застройки городской или сельской среды, придает ей своеобразие. Большую роль в восприятии здания имеет его композиционный центр. Он подчеркивает ясность и четкость всей композиции, выявляет главный объем, которому подчиняются все остальные. Обычно композиционный центр связан с главным фасадом и совпадает с самой выгодной точкой восприятия здания.
Одно из важных композиционных средств – это пропорции: соотношение архитектурных форм по высоте, ширине и длине. Эти соотношения отрезков, площадей и объемов выражаются целыми и иррациональными числами. Известный пример отношений целых чисел – «египетский треугольник» (3:4:5), примененный в пирамидах Древнего Египта. Примером иррациональных пропорций является «золотое сечение» - деление отрезка на две неравные части так, чтобы целое относилось к большей части, как большая часть к меньшей (3:5, 5:8, 8:13, 13:21 и т.д.). Пропорции определяют соразмерность и гармоничность элементов архитектурных форм.
Композиционная целостность здания, его органичное восприятие во многом зависит от масштабности – особенности построения, связанной с размерами отдельных частей сооружения, их отношением к целому, а также соотношение здания с окружающей пространственной средой и соразмерность его человеку. Сооружение и его части могут быть масштабны или немасштабны как по отношению к размерам человека, так и по отношению к соседним зданиям, к площади, на которой оно находится, и т.д.
В создании произведения архитектуры не менее важен и ритм – закономерное чередование, повторяемость форм и интервалов здания. Ритм создается расположением проемов, колонн, аркад, скульптурной отделки, расположением зданий в архитектурном ансамбле. Другими средствами художественной выразительности в создании единства архитектурной композиции являются тождественные, контрастные и нюансные отношения элементов формы, которые могут быть сопоставлены по размерам, пропорциям, цвету, фактуре и другим характеристикам.
К художественным средствам создания композиционного единства произведения архитектуры относится синтез искусств – взаимосочетание, взаимодействие архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного искусства. Их главная цель – изобразительными средствами раскрывать идейное содержание здания, а также, разумеется, украшать данное сооружение. Синтез искусств возникает там, где между архитектурой и произведениями изобразительных искусств возникает органичное и неразрывное взаимодействие.
Контрольные вопросы.
1. Назовите характерные особенности архитектуры как вида искусства.
2. Каковы типы зданий по назначению?
3. Назовите основные конструктивные системы, какие из них применяют в современном массовом строительстве?
4. Назовите художественно-композиционные средства архитектуры.
Тема 1.2. Основы архитектурной композиции
Архитектурная композиция – это система создания проекта и самого объекта архитектуры. При проектировании и строительстве зданий, как известно, архитекторам необходимо увязывать три стороны в единой гармоничной композиции: с одной стороны – удобство и пользу (функциональная задача), с другой – прочность и экономичность (конструктивная задача), с третьей – красоту форм (художественно-эстетическая задача). Создание единства архитектурной композиции из множества составляющих – главная задача архитектуры. Для изучения закономерностей архитектурной композиции необходимо ознакомиться со свойствами архитектурно-пространственных форм, которые являются объективными.
Основные свойства объемно-пространственных форм (зданий и сооружений) следующие: геометрический вид, положение в пространстве, величина, масса. К дополнительным свойствам можно отнести фактуру, свет и цвет.
1. Геометрический вид определяется соотношением размеров формы по трем координатам пространства (ширине, высоте, глубине). Если все три измерения относительно равны, форма имеет объемный характер (например, куб или шар). Если одно измерение намного меньше двух других, форма имеет плоскостной характер. Если одно измерение намного больше двух других, форма имеет линейный характер. Кроме этого вид формы определяется стереометрическим характером очертания поверхности фигуры. В связи с этим композиционные элементы можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся формы, образованные параллельно-перпендикулярными плоскостями (куб, параллелепипед). Ко второй относятся формы, образованные плоскостями и имеющие неперпендикулярные грани (пирамиды, призмы, многогранники). Третья группа включает все тела вращения и формы, образованные криволинейными поверхностями (шар, цилиндр, конус и др.). К четвертой группе относятся разнообразные сложные стереометрические фигуры, имеющие прямолинейные и криволинейные поверхности. В архитектурной композиции чаще всего используется первая группа фигур.
2. Положение формы в пространстве по отношению к зрителю может быть горизонтальным, вертикальным, фронтальным, профильным, ближе, дальше, выше, ниже зрителя.
3. Величина архитектурной формы – это свойство ее протяженности по высоте, ширине, глубине по отношению к размерам человека и в сравнении с другими смежными формами.
4. Масса здания в зрительном восприятии зависит от визуальной оценки количества материала архитектурной формы. В художественно-композиционном плане масса рассматривается как массивность. Наибольшей массивностью обладают кубические и шарообразные плотные формы и меньшей – многопустотные, плоские и гладкие.
5. Фактура – это объемный характер поверхности архитектурной формы, который непосредственно воспринимается зрителем. При этом, фактурой можно считать характер поверхности различного масштаба – от шероховатости до степени расчлененности плоскости фасада многоэтажного здания.
6. Светотень. Свет обеспечивает возможность восприятия зрителем объема, поверхности и пространства. Наиболее выявляет объем и фактуру архитектурной формы направление света под углом 45 градусов к горизонту и к вертикальной плоскости. Роль освещения (естественного и искусственного) очень важна в создании художественного образа как экстерьера, так и интерьера. Естественный свет, проникая в интерьеры в качестве бокового или верхнего света, создает радостное настроение, но в рабочих и учебных помещениях слепит, в интерьерах храмов создает впечатление символического божественного свечения. Искусственное освещение внешних форм архитектуры используется на уровне уличного, магистрального освещения и подсветки ряда исторических памятников. В интерьере искусственное освещение встречается в качестве различных осветительных приборов, которые иногда приобретают самостоятельное значение, участвуя в решении композиционной задачи.
7. Цвет в архитектурных композициях – это свойство поверхности отражать или излучать свет разного спектрального свойства. Его характеризуют цветовой тон (оттенки), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность поверхности). В архитектуре цвет связан с основной композиционной темой. Сочетая холодные и теплые цвета, насыщенность и количество цвета, можно иллюзорно расширить пространство, создать ощущение простора или, наоборот, приблизить к зрителю объемы, организующие пространство.
Одним из важных средств архитектурной композиции является тектоника. Соглашаясь с мнением известного архитектора А.К.Бурова, будем рассматривать тектонику как результат «пластически разработанной, художественно осмысленной конструкции». Тектоника – это художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания. Тектоника проявляется во взаимном расположении частей здания, его пропорциях, ритмическом строе и т.д. Категория тектоники имеет исторический характер.
Основными компонентами архитектурной среды являются пространство, объем, который формирует это пространство, и поверхность, формирующая объем и пространство. По признаку пространственного расположения форм, а также в зависимости от характера восприятия их зрителем выделяют три основных вида объемно-пространственной композиции: пространственную, объемную и фронтальную.
Пространственная композиция характеризуется доминированием пространства над элементами, формирующими его. В подобных сооружениях при восприятии оценивается в первую очередь качество пространственного решения, а не элементы, которые организуют это пространство. Объемные формы и поверхности, образующее это пространство могут развиваться по вертикальной, фронтальной или глубинной координатам (в последнем случае композицию называют глубинно-пространственной). Ощущение глубины усиливается, когда в композицию вводят элементы, членящие пространство на ряд последовательных планов (например, в романских или готических храмах). При этом само пространство воспринимается при движении зрителя в главном направлении развития этого пространства.
Объемная композиция представляет собой форму, равномерно развитую по трем координатам. Она воспринимается со всех сторон, при движении зрителя вокруг нее. На восприятие объемности формы влияют: вид ее поверхности, положение и ракурс форм относительно зрителя, характер членения ее поверхности и массы. Если архитектурное сооружение состоит из нескольких обособленных объемов, то возможны варианты доминантного и бездоминантного соподчинения этих объемов.
Фронтальная композиция характеризуется развитием по двум координатам, горизонтальной и вертикальной. Фронтальная композиция воспринимается зрителем при движении вдоль нее или по направлению к ней (например, фасады зданий). По видам фронтальная композиция может быть различной: соотношение длины и высоты по фронту близко к равенству, либо контрастно с преобладанием горизонтальной или вертикальной координаты. Вертикально устремленный фасад выглядит более динамичным по сравнению со спокойным и уравновешенным горизонтальным фасадом. Фронтальная композиция может быть симметричной и асимметричной, в ней может доминировать один объем, подчиняя себе другие элементы композиции, либо основу композиции могут составить несколько объемов, находящихся в нюансных отношениях.
Композиция всякого архитектурного сооружения обладает чертами и признаками всех трех указанных ее видов при доминировании того или иного. Но нельзя забывать о том, что при определении вида композиции решающим становится местоположение зрителя и, соответственно, его восприятие этого сооружения. Например, здание Александринского театра в Санкт-Петербурге воспринимается со стороны парка, а особенно со стороны улицы архитектура К.Росси, как пример пространственной композиции. Само здание театра доминирует в этом ансамбле, благодаря своему местоположению, а также объемной композиции. В то же время объемная композиция, воспринимаемая при движении вокруг театра, на каждом из четырех фасадов представляет пример фронтальной композиции на основе симметрии. В решении интерьера театра мы также видим сложную пространственную композицию, состоящую из нескольких внутренних пространств, подчиняющихся функциональной идее театрального здания с доминированием пространства зрительного зала.
В истории архитектуры бывают случаи последующих перестроек зданий, которые меняют первоначальные композиционные замыслы. Например, здание Смольного института в Санкт-Петербурге было задумано как фронтальная композиция, с акцентом на главный фасад, организующий обширную площадь перед зданием. Позже на площади был разбит сад, который частично закрыл фасад, а в начале 20-х годов ХХ века перед зданием были сооружены пропилеи, образовавшие вместе с аллеей, ведущей к памятнику Ленина и главному фасаду, глубинно-пространственную композицию.
Внешний облик здания (экстерьер) во многом зависит от внутреннего пространства (интерьера) и градостроительных условий (ансамбля). Интерьер зависит от функционального назначения здания, определяется особенностями его конструкций. Существуют разные схемы композиции интерьера: 1) зальная – все основные функции здания сосредоточены в одном помещении (храмы, супермаркеты); 2) центрическая – группировка небольших помещений вокруг главного, большого (театры, концертные залы); 3) анфиладная – помещения примыкают друг к другу с дверными проемами, расположенными по одной оси (дворцы, выставочные залы); 4) коридорная – помещения расположены с одной или двух сторон коридора (учебные, административные здания); 5) секционная – композиция состоит из нескольких изолированных помещений-секций (секционные жилые дома); 6) смешанная – зальная, центрическая, анфиладная композиция образуют единый, цельный интерьер.
Одной из важных проблем в создании художественного образа архитектуры является соотношение экстерьера и интерьера, проблема архитектурной массы и пространства. Она имеет разные варианты решения: соответствие, доминанта, контраст и др. Однако во всех случаях художественное решение интерьера должно способствовать раскрытию, выявлению задуманной в архитектуре идеи.
Ансамбль в архитектуре – это совокупность зданий и прилегающей среды, приведенная к единству и получившая определенный художественный облик. Ансамбль не всегда возникает сразу, на основе единого замысла. Иногда он создается на протяжении длительного времени, разными архитекторами, в разных исторических стилях. Но он обладает художественным единством, целостностью и гармонией. Ансамбли бывают городские, загородные и парковые. По мнению Т.Л.Кильпе, пространственная композиция ансамблей может быть нескольких типов:
-
глубинно-пространственная перспектива, раскрытая вдоль площади или улицы;
-
замкнутое пространство, ограниченное зеленью или застройкой;
-
свободное пространство без строгих границ;
-
панорама, раскрывающаяся с высоких точек зрения, на набережных и т.п., где имеет значение силуэт застройки.
Один из главных приемов построения архитектурного ансамбля – это организация его композиционных доминант. Ими могут быть здания, выделяющиеся своими большими размерами и выразительным архитектурным обликом, исторические монументы и памятники, центры площадей. При этом важным является верно соизмерить все части ансамбля и определить четкие соотношения между свободной территорией и зданиями.
Контрольные вопросы.
1. Назовите главные свойства архитектурно-пространственных форм.
2. Какими средствами достигается единство архитектурной композиции?
3. Какие существуют виды архитектурной композиции?
4. Что называется ансамблем в архитектуре? Назовите типы пространственной композиции ансамблей.
Достарыңызбен бөлісу: |