(Источник: http://www.pacbi.org/etemplate.php?id=1047 )
ПАКБИ (Палестинцы за Академический и Культурный Бойкот Израиля)
Руководящие принципы культурного бойкота Израиля
ПАКБИ, 20.07.2009
Начиная с апреля 2004 года, ПАКБИ призывает интеллектуалов и университетских деятелей во всем мире «всесторонне и последовательно бойкотировать все израильские академические и культурные организации, видя в этом вклад в борьбу за окончание израильской оккупации, колонизации и апартеидной системы» (http://www.pacbi.org/etemplate.php?id=869 )
В 2006 году абсолютное большинство палестинских деятелей культуры, включая многих кинорежиссеров и артистов, при поддержке сотен деятелей культуры во всем мире, обратились ко всем артистам и режиссерам мира с призывом присоединиться к международному культурному бойкоту против Израиля. (http://www.pacbi.org/etemplate.php?id=315 ) В ответ на этот призыв известный британский актер и писатель Джон Бергер опубликовал петицию, призывающую подержать палестинцев в их кампании культурного бойкота. За петицией стояли десятки выдающихся артистов, писателей и режиссеров с международной известностью (http://www.pacbi.org/etemplate.php?id=415 ).
В соответствии с духом и логикой культурного бойкота, 8-го мая 2008 года в International Herald Tribune было опубликовано заявление, в виде баннера на половину газетной полосы, озаглавленное «Нет причины для праздника», под которым стояли подписи десятков ведущих деятелей культуры мира – таких, как Махмуд Дарвиш, Аугусто Боал, Кен Лоуч, Андре Бринк, Элла Шохат, Джудит Батлер, Винченцо Консоло, Илан Паппе, Давид Тоскана и Аарон Шабтай. Заявление было приурочено к проходившим во всем мире празднованиям 60-й годовщины Израиля. В нем говорилось:
«Праздновать нечего! Свою 60-ю годовщину Израиль встречает как государство, которое до сих пор не признает подтвержденных ООН прав палестинских беженцев, только потому, что они – не евреи. Он до сих пор оккупирует палестинские и другие арабские земли, в нарушение многочисленных резолюций ООН. Он постоянно и масштабно нарушает международные законы и основные права человека, с безнаказанностью, которую обеспечивает ему слишком великодушная дипломатическая, политическая и экономическая поддержка США и Европы. Он все еще законодательно дискриминирует своих палестинских граждан».( http://www.pngo.net/data/files/english_statements/08/PNGO-THT-HP5208(2).pdf )
Главным источником вдохновения и определения основных принципов культурного бойкота Израиля послужила кампания культурного бойкота Южной Африки периода апартеида. В контексте южноафриканского бойкота ключевой аргумент режима апартеида и его сторонников - о том, что бойкоты нарушают право на свободу слова и культурный обмен – был решительно опровергнут Энугой С. Редди, возглавлявшим Центр против апартеида при ООН. Он писал: «Мягко говоря, несколько странно, что южноафриканский режим, отрицающий какие-либо права за африканским большинством у себя в стране, становится на защиту свободы художников и спортсменов во всем мире. У нас есть список людей, выступавших в Южной Африке из-за непонимания ситуации, или же из страсти к деньгам, или из равнодушия к расизму как таковому. Мы должны убедить их перестать рекламировать апартеид, прекратить зарабатывать на нем деньги и служить пропагандистским целям режима апартеида».( http://www.anc.org.za/un/reddy/cultural_boycott.html ) Подобным образом и палестинский бойкот нацелен на израильские культурные учреждения, проекты и события, которые служат целям колониального и апартеидного режима в Израиле.
В течение пяти лет интенсивной работы с партнерами в нескольких странах за продвижение культурного бойкота Израиля, ПАКБИ тщательно изучила десятки культурных проектов и событий, взвешивая, насколько применимы к ним критерии бойкота, и опубликовала открытые письма, заявления или консультативные мнения касательно этих событий. В этом отношении были сделаны два важных вывода: что, во-первых, многие из таких проектов или событий относятся к неопределенной, «серой» области, которую сложно оценить, и во-вторых, что бойкот должен быть направлен не только против учреждений и организаций, принимающих участие в таком событии или проекте, но и против связующих звеньев, неизбежно существующих между ними и репродуцирующих технику колониального подчинения и апартеида. Опираясь на этот опыт, мы отвечаем на многочисленные просьбы к ПАКБИ предоставить специфические руководящие критерии для культурного бойкота различных проектов, от кинофестивалей и художественных выставок до концертов музыки и танца и до конференций. Ниже перечислены недвусмысленные, последовательные и четкие критерии и руководящие указания Кампании, специально выработанные с учетом нюансов и особенностей области культуры.
Эти критерии призваны в осноном помочь деятелям культуры и организаторам во всем мире присоединиться к бойкоту для достижения справедливого мира в нашем регионе.
Критерии культурного бойкота
В нижеследующем тексте «произведение» означает любое произведение искусства и культуры, будь то фильм или другая форма искусства, а «событием» называются такие виды деятельности как кинофестиваль, конференция, художественная выставка, концерт музыки или танца, гастроли артистов, туры писателей и тому подобное.
Прежде чем начать обсуждать различные категории произведений и культурных событий, надо отметить в качестве основного критерия, что практически все израильские учреждения, если только в отношении какого-либо из них не доказано обратного, участвуют в сохранении режима оккупации и отрицания за палестинцами элементарных прав – будь то посредством замалчивания или прямого оправдания, обеления, либо намеренного отвлечения внимания от нарушения Израилем международных законов и прав человека. Соответственно, все эти учреждения, плоды их работы, а также проекты, которые они поддерживают либо спонсируют, должны подвергнуться бойкоту. Проекты и события, в которых задействованы отдельные личности, откровенно поддерживающие эти учреждения, должны быть подвержены бойкоту на тех же основаниях.
Возможно, нижеследующие следующие критерии не являются исчерпывающими, и, разумеется, они не превалируют, не замещают собой и не отменяют других оснований для бойкота, опирающихся на здравый смысл, - особенно в том случае, когда произведение или культурное событие недвусмысленно оправдывает, защищает или содействует военным преступлениям, расовой дискриминации, апартеиду, подавлению основных прав человека или серьезным нарушениям международного права.
Вследствие вышесказанного, культурный бойкот против Израиля применим при следующих обстоятельствах:
-
Когда произведение заказано официальным израильским учреждением
Все, что заказано официальным израильским учреждением (иными словами, министерством, муниципалитетом, посольством, консульством, государственным или другим общественным кинематографическим фондом и т.д.) заслуживает бойкота на основании официальной принадлежности, так как это было заказано, и, следовательно, финансированно государством Израиль – или одним из его официальных учреждений – специально для того, чтобы содействовать государственной пропаганде или усилиям по «снятию клейма», направленным на приглушение, оправдание, обеление или же отвлечение внимания от израильской оккупации и других нарушений прав палестинцев и международных законов. Однако такой уровень абсолютного соучастия часто не может быть гарантированно раскрыт, так как информация о прямом заказе на произведение не всегда доступна, или даже может преднамеренно скрываться.
-
Когда создание произведения финансировано официальным израильским учреждением, но не заказано им (то есть не имеет политических мотивов).
Выражение «политические мотивы» означает здесь такие условия, которые обязывают получателя гранта способствовать, прямо или косвенно, политике израильского правительста по «стиранию клейма» или его пропагандистским усилиям. Произведения, создание которых оплачено официальными израильскими учреждениями, но которые не заказаны ими – и, следовательно, не обусловлены никакими политическими мотивами – не подлежат бойкоту сами по себе. Произведения искусства и культуры, выполненные частными лицами, получающими государственное финансирование как часть прав, которые эти частные работники культуры имеют в качестве граждан-налогоплательщиков, по критериям ПАКБИ не подлежат бойкоту. Однако, если автор все же следует означенной политической мотивации, это однозначно превращает его произведение или выступление в разновидность соучастия, так как помогает Израилю обелить или скрыть его колониальную и апартеидную действительность. В этом случае произведение или выступление подлежит бойкоту.
Свобода слова и самовыражения, в особенности в искусстве, должна быть признана и полностью обеспечена каждому отдельно взятому художнику. В то же самое время, художник, артист, режиссер, писатель и другой деятель культуры – израильтянин он или нет – не может не подлежать бойкоту со стороны честных граждан всего мира (вне рамок, предлагаемых критериями ПАКБИ), если в его произведении или каком-либо заявлении содержится нечто воспринимаемое широкой публикой как особенно агрессивное ( например, прямой или косвенный призыв к насилию; оправдание военных преступлений и других серьезных нарушений международного права; нарочито высказанное пренебрежение на почве расизма; прямое участие автора в нарушениях прав человека и т.п.). На этом уровне деятели культуры Израиля не могут быть исключены из поля заслуженной критики или любой из законных форм протеста, включая бойкот; они заслуживают такого же обращения, как и все другие нарушители такого рода, не лучшего и не худшего.
-
Когда культурное событие полностью или частично финансировано официальным израильским учреждением
Основной принцип состоит в том, что проект или событие, спонсируемое или проводимое под эгидой или при участии какого-либо официального израильского учреждения, включает в себя аспект соучастия и поэтому подлежит бойкоту. Сегодня также ясно видно из документов, что когда израильские художники, писатели или другие работники культуры обращаются за государственным финансированием либо финансированием участия их работ/проектов в международных форумах, им приходится принимать на себя обязанность содействовать официальной кампании израильской пропаганды. В настоящий момент работник культуры должен подписывать с МИДом Израиля контракт, обязывающий его «действовать преданно, ответственно и неустанно для того, чтобы обеспечить МИД высокопрофессиональными услугами. Поставщик услуг осведомлен о том, что целью заказа является продвижение политических интересов Государства Израиль посредством культуры и искусства, в том числе содействие созданию позитивного образа Израиля». (http://www.haaretz.com/hasen/spages/1005287.html )
-
Когда произведение не финансируется официальным израильским учреждением
Если произведение не нарушает ни одного из вышеперечисленных критериев, индивидуальный плод творчества израильского деятеля культуры, не финансируемый израильским официальным учреждением, не подлежит бойкоту, независимо от его содержания или достоинств.
-
Проекты или события, создающие ложное впечатление симметрии или «баланса».
Культурные проекты или события, в которых участвуют как палестинцы и/или арабы, так и израильтяне, и которые содействуют впечатлению «баланса» между «двумя сторонами» - например, представляя нарратив каждого из них так, как будто они находятся на одном уровне, или основывая сотрудничество на предположении, что колонизатор и колонизируемый, угнетатель и угнетенный в равной степени ответственны за «конфликт» - такие проекты сознательно вводят в заблуждение. Они непорядочны на интеллектуальном уровне и заслуживают осуждения на моральной основе. Такого рода события или проекты, часто пытающиеся поощрять диалог или «улаживание отношений между сторонами», но при этом не считающиеся с требованиями справедливости, способствуют нормализации угнетения и несправедливости. Все подобные израильско-палестинские проекты, если только они не происходят в рамках недвусмысленного контекста противостояния оккупации и другим видам угнетения Израилем палестинцев, с большой степенью вероятности подлежат бойкоту. Для оценки таких проектов и событий ПАКБИ принимает в расчет дополнительные факторы, такие, как источники их финансирования, оформление программы, цели спонсирующих организаций, состав участников и подобные релевантные моменты.
Достарыңызбен бөлісу: |