«Вечный солнечный свет – имя тебе, Моцарт!»
Антон Рубинштейн
27 января 2011 года исполнилось 255 лет со дня рождения В. А. Моцарта.
Вольфганг Амадей Моцарт - самый светлый гений классической музыки. Его искусство – одна из вершин мировой музыкальной культуры. Творчество композитора отразило передовые идеи своей эпохи, неиссякаемую веру в торжество добра, справедливости.
Генрих Гессе писал: «Моцарт… Это значит, что у мира есть смысл и смысл этот ощутим для нас в своем подобии – в музыке».
В музыке Моцарта преобладают жизнерадостные тона, ясная, неомраченная лирика; вместе с тем она содержит немало сцен, насыщенных душевным смятением, драматизмом.
Музыкальное наследие Моцарта составляют 23 произведения для музыкального театра, 49 симфоний, 40 концертов, сонаты для фортепиано, скрипки, большое количество различных ансамблей.
Во всех этих жанрах Моцарт проявил себя как реформатор, обогативший их содержание, обновивший выразительные средства.
Более двухсот лет звучит на планете музыка Моцарта, по-прежнему оставаясь современной и востребованной. Она звучит с экранов телевизоров, по радио, из мобильников. Не всегда зная автора произведения, молодые люди выбирают себе для позывных сотовой связи Симфонию № 40 или знаменитый Турецкий марш. Значит – музыка Моцарта имеет своего слушателя.
Желающим ближе познакомиться с жизнью и творчеством В. А. Моцарта, предлагаем обзор некоторых изданий из фонда отдела Медиатека Самарской областной юношеской библиотеки.
Первым литературным произведением о Моцарте стала книга известного английского писателя Дэвида Вейса «Возвышенное и земное», написанная в 1968 году.
Вейс, Д. Возвышенное и земное: роман о жизни Моцарта и его времени: в 2 кн. / Д. Вейс; пер. с англ. Э. Питерской.- М.: ТЕРРА, 1997.
Книга эта – исторический роман, а не биография. Исторический – потому, что жизнь Моцарта тесно переплетена с историческими событиями его времени.
Все внешние обстоятельства в ней подлинные. Улицы, дома, дворцы, города, мебель, одежда – весь быт второй половины восемнадцатого века – описаны такими, какими они были при жизни Моцарта.
События развиваются строго в хронологическом порядке. Ни один факт автором не подтасован. Ни одна любовная история не придумана интереса ради. Все произведения Моцарта, упомянутые в книге, точно соответствуют датам. Автор приводит много документов, и все они достоверны.
После прочтения этой книги – Моцарт оживет для вас навсегда, и вам непременно захочется прослушать его произведения.
Кинематограф создает для нас визуальные образы, дополняющие литературные произведения.
Амадей [Видеозапись] / реж. Милош Форман; в ролях: Ф. Мюррей Абрахам, Том Халс, Элизабет Берридж, Рой Дотрайс, Саймон Кэллоу. – М. : МостВидео, 2000. – 1 вк.
В 1984 году вышел художественный фильм «Амадеус», снятый талантливым режиссером Милошем Форманом по мотивам одноименной пьесы. 8 премий «Оскар», ещё 32 награды и 13 номинаций.
Пьеса была написана в 1979 году Питером Шэффером, под впечатлением от трагедии Александра Сергеевича Пушкина «Моцарт и Сальери» и одноименной оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова, которые, в свою очередь, были вольными интерпретациями биографий композиторов Моцарта и Сальери.
Не убивал Сальери Моцарта. Ученые доказали это. И завистником он не был. «Амадей» - «фантазия, основанная на фактах» по признанию создателей фильма. История любви-ненависти Сальери к «гуляке праздному» Моцарту целиком и полностью вымышлена. Она сильно отличается от классической версии легенды: «черный человек», заказавший «Реквием» - сам завистливый придворный композитор…
Зато досконально точно выписан исторический фон. Самый дотошный зритель не обнаружит ни одной электрической лампочки, не единого синтетического парика. Моды, грим, убранство помещений, балетные па и похоронные дроги именно такие, какие были во времена Моцарта. Роль Вены сыграла Прага – единственный город в Европе, лик которого не изменился за последние два столетия. А «Дон Жуан» идет в том самом пражском театре, что и в 18 веке – где дирижировал сам Моцарт.
Подробную информацию о фильме – сюжет, а также интересные факты вы сможете найти по адресу: ru.wikipedia.org/wiki/Амадей
При изучении биографии великих людей, созданию в нашем воображении соответствующей атмосферы, помогают иллюстративные материалы.
Челябинское издательство «Урал LTD» впервые на русском языке выпустило оригинальную биографическую серию «Иллюстрированные биографии великих музыкантов», составленную из книг зарубежных авторов. Эту серию открывает фактографически точная, богато иллюстрированная биография Вольфганга Амадея Моцарта.
Вудфорд, П. Моцарт / П. Вудфорд. – Челябинск.: Урал LTD, 1999.-160 с.: ил.
История жизни Вольфганга Амадея Моцарта давно стала мифом, а история его смерти – отдельной темой в искусстве. Божественный Амадей так никогда и не стал взрослым, хотя инфантильность в нём соперничала с поразительной зрелостью. Его ожидало блестящее будущее, но на деле он едва мог найти работу, чтобы прокормить семью.
Он умер внезапно – в возрасте 35 лет, при загадочных обстоятельствах и был похоронен (факт престранный!) в общей могиле. «Наказанный» судьбой, великий композитор в своем творчестве смог оградить себя от разрушительного воздействия рока, отдав ему на растерзание только свою жизнь.
Места погребения Моцарта не знал никто, однако при жизни ему расточали столь восторженные похвалы, какие мог заслужить только музыкант, наделенный исключительным талантом. Чудо-ребенок, он начал играть на клавире в три года, а к пяти принялся за сочинение музыки. Всю свою жизнь, до самой смерти, - от пяти до тридцати пяти лет – он создавал замечательные музыкальные произведения, самые восхитительные из всех, когда-либо написанных композиторами. Его сонаты, симфонии, концерты, оперы, мессы носят на себе печать великолепной легкости и необыкновенной красоты.
Цель, которую поставила перед собой Пегги Вудфорд, - описать жизнь и творчество Моцарта на фоне Вены восемнадцатого века, которая и сформировала его – представителя венской классической школы – как музыканта. Основываясь на воспоминаниях современников и обильных материалах переписки самого Моцарта, автор блестяще воссоздает биографию великого композитора – с раннего детства и первых триумфов до дней его полного забвения и одинокой смерти. Иллюстрации репродуцированы с гравюр и картин времени самого композитора и с титульных листов первых нотных изданий.
Книга будет интересна как музыкантам, так и просто любителям музыки.
Моцарт Вольфганг Амадей. Письма./пер. с нем., франц., итал., лат. – М.: «Аграф», 2000.- 448с.
Лучше всего о человеке говорят его письма, ведь в письмах человек раскрывается как личность: о чем он думает, с кем и как общается…
Данная книга представляет собой издательскую сенсацию: то, о чем мечтали многие поколения русских читателей, впервые стало им доступным. Письма великого Моцарта публикуются на русском языке впервые.
В них гениальный творец предстает во всей полноте своего творческого и человеческого существования: быт у него неотделим от высокого искусства, а простые сиюминутные эмоции – от размышлений по поводу музыкального сочинительства.
Близка по смыслу этой книге и другая, которая так же знакомит нас с «живыми» документами эпохи Моцарта.
Шулер Д. Если бы Моцарт вел дневник… / Д. Шулер; пер. с венгр.; 3-е изд. – Будапешт: Корвина, 1965.-107 с.
Если бы Моцарт, действительно, вёл дневник, мы узнали бы о его встречах, путешествиях, поступках и многом другом, о чём люди обычно пишут в своих дневниках. Книгу с полным правом можно назвать дневником, так как мысли и чувства, забавы и серьёзные проблемы, записанные близкими Моцарту людьми и связанные с его жизнью, переплетаются автором в биографию композитора.
А эпиграфом к этой книге писатель взял высказывание самого Моцарта: «Достичь небес – это нечто прекрасное и возвышенное, но и на милой земле несравненно прекрасна жизнь! Поэтому оставьте нас быть людьми».
И ещё одно необычное издание предлагаем вашему вниманию.
Моцарт в квадрате. – М.: Классика XXI, 2008.- 96с.
Настоящее издание – не законченный портрет композитора, а палитра красок к нему, набросанных его современниками и потомками, поклонниками и критиками, маститыми музыковедами и продвинутыми пользователями Интернета.
Все это уложено в удобный карманный формат.
Одним словом, перед вами – «Классика в квадрате».
Акопян Л. О. Моцарт. Путеводитель. / Л. О. Акопян. – М.: Классика XXI, 2006.- 240 с., ил, CD.- (Легенды и бренды классической музыки.)
Созданное великим человеком подобно целому миру, устроенному по особым законам. Нет занятия более увлекательного, чем путешествовать по этому миру, заглядывая во все закоулки, узнавая новое и наслаждаясь тем, что уже знакомо.
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Моцарта представлены в книге, как и полагается в путеводителях, сквозь призму нескольких «маршрутов».
Музыкальные фрагменты, записанные на приложенном к путеводителю диске, позволят лучше уяснить прочитанное.
Чтобы облегчить читателю ориентацию в историческом времени, в конце книги дается хронология жизни и творчества Моцарта. Дополнительные комментарии к фамилиям и терминам размещены в разделе «Вокруг Моцарта».
Музыка Моцарта всегда будоражила творческий потенциал талантливых людей. Концерты, книги, фильмы – далеко не полный перечень всего созданного под вдохновеньем от Моцарта.
Вольфганг Амадей Моцарт никогда не писал музыку к балетам. Но его произведения неизменно вызывают интерес у хореографов.
В 1994 году по заказу Парижской оперы французским хореографом Анжленом Прельжокажем был поставлен балет «Парк» на музыку Моцарта. Спектакль с неизменным успехом идет на сцене прославленного театра и завоевал множество престижных наград. Анжлен Прельжокаж - один из признанных лидеров современного танца. Его спектакли идут во многих странах Старого и Нового Света.
«Парк» - это самый классический и изысканный из его балетов. Это балет-греза о Версале времен Людовика XIV. Знаменитый версальский парк тогда был центром придворной жизни. Здесь заводились знакомства, назначали свидания, флиртовали, соблазняли, расставались…
Под музыку Моцарта разыгрываются остроумные любовные сценки. В спектакле используется и шумовая фонограмма – пение птиц, шелест листвы, шум дождя, порывы ветра.
Параллельно с утонченно-версальской проходит современная жестокая жизнь Садовников, которые периодически появляются на протяжении всего балета, верша судьбу главных героев.
Их выходы сопровождает электронная музыка, а танец строится на угловатых «дискотечных» движениях с элементами брейк-данс. Два мира, две эпохи – обитатели Версаля и Садовники – странным образом связаны между собой, прикованы друг к другу.
В спектакле использована инструментальная музыка Вольфганга Амадея Моцарта – дивертисменты, серенады, фрагменты концертов.
Подробное описание, изданного на DVD балета «Парк» можно найти в Интернете www.digitlife.ru/music/modern-ballets
Есть в музыке такая неземная,
как бы не здесь рожденная печаль,
которую ни скрипка, ни рояль
до основанья вычерпать не могут.
И арфы сладкозвучная струна
или органа трепетные трубы
для той печали слишком, что ли, грубы
для той безмерной скорби неземной.
И вот тогда, с подоблачных высот,
той капельки владетель и хранитель,
нисходит инопланетянин Моцарт
и нам бокал с улыбкой подает:
и можно до последнего глотка
испить ее, всю горечь той печали,
чтоб чуя уже холод за плечами,
вдруг удивиться - как она сладка!
Юрий Левитанский
Достарыңызбен бөлісу: |