Владимир ермаков



Дата23.07.2016
өлшемі32 Kb.
#217673
Владимир ЕРМАКОВ
Любое мнение, будучи не более чем мнением, представляет интерес только в силу своей типичности или, напротив, оригинальности. Боясь, в моих ответах не будет ни того, ни другого достоинства. Будучи по природе индивидуалистом, а по натуре анахоретом, я имею собственное представление о панораме современной литературы – в каких-то аспектах банальное, в иных – произвольное, и к тому же неполное, неровное и неокончательное. Возможно, здесь спонтанно проявляется та самая «эпистемологическая неуверенность», которую Мишель Фуко полагал базовым параметром постмодерна.

Вот что вышло у меня в итоге.
I.

а) Саша Соколов. Андрей Битов. Борис Стругацкий. Владимир Маканин. Владимир Войнович. Юрий Мамлеев. Евгений Попов. Александр Эбаноидзе. Алексей Варламов. Владислав Отрошенко. Виктор Пелевин. Алексей Иванов. (Сам не понимаю – почему в этом списке нет Антона Уткина с его «Хороводом» и Павла Крусанова с «Укусом ангела»?).

б) Ольга Седакова. Евгений Евтушенко (как бы его ни выпихивали из первого ряда). Александр Кушнер. Юрий Кублановский. Сергей Гандлевский. Тимур Кибиров. Бахыт Кенжеев. Борис Гребенщиков. Дмитрий Быков. Геннадий Русаков. (С одиннадцатым номером списка не решаюсь окончательно, а двенадцатый резервирую на свое имя).

в) Марк Алданов. Владимир Набоков. Константин Паустовский. Александр Солженицын. Юрий Казаков. Василий Шукшин. Виктор Астафьев. Василий Аксенов. Аркадий Стругацкий. Сергей Довлатов. Венедикт Ерофеев. Андрей Синявский.

г) Иосиф Бродский. Борис Слуцкий. Давид Самойлов. Мария Петровых. Николай Рубцов. Булат Окуджава. Александр Галич. Владимир Высоцкий. Андрей Вознесенский. Белла Ахмадуллина. Лев Лосев. (Не знаю, кого поставить еще в список, но уж никак не Юрия Кузнецова).
II.

Тут у меня проблемы. Совершенно перестал понимать и воспринимать театр, стремящийся быть не-театром. Все лучшее осталось в первой половине XX века. Для порядка могу назвать лишь немногих более или менее современных драматургов, вызывающих благодарные воспоминания.

Жан-Поль Сартр. Жан Ануй. Мишель де Гельдерод. Фридрих Дюрренматт. Макс Фриш. Том Стоппард. Александр Вампилов. Александр Володин. Михаил Рощин. Леонид Зорин. Григорий Горин. Эдуард Радзинский.


III. А вот здесь выбор более чем богатый, поэтому ограничусь пристрастиями.

Эрнест Хемингуэй. Владимир Набоков. Хорхе Луис Борхес. Габриель Гарсиа Маркес. Генрих Белль. Грэм Грин. Станислав Лем. Рэй Брэдбери. Милорад Павич. Джон Фаулз. Умберто Эко. Эмиль Мишель Чоран.


IV. Наиболее значительные произведения в нашей литературе некоторым образом анахроничны, то есть обрели свое настоящее значение вне времени своего производства:

Андрей Платонов «Чевенгур»

Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

Борис Пастернак «Доктор Живаго»

Александр Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»

Аркадий и Борис Стругацкие «Улитка на склоне»

Венедикт Ерофеев «Москва – Петушки».

В другую половину списка я бы включил вещи иного плана:

Илья Эренбург «Люди, годы, жизнь»

Валентин Катаев «Алмазный мой венец»

Александр Зиновьев «Зияющие высоты»

Мераб Мамардашвили «Лекции о Прусте»

Юрий Лотман «Культура и взрыв»



Джеймс Х. Биллингтон «Икона и топор» (этот артефакт иностранного производства весьма значим для нашего самосознания).
V.

Затрудняюсь с ответом, ибо живу в стороне от основного течения культуры. На мой взгляд, событий как таковых нет, но есть тенденции. К лучшему ли? Бог весть…


  1. Сдвиг структуры восприятия от символа к образу.

  2. Утрата литературой доминантного положения в культурной иерархии.

  3. Вытеснение понимающего чтения осведомительным.

  4. Распад мэйнстрима художественной литературы на беллетристику и эссеистику.

  5. Системный переход общественного интереса через посредство интернет-технологий от качественных критериев личности к количественным показателям престижа, что в корне меняет мотивацию словесного творчества.


Вот, пожалуй, что я могу сказать на заданную тему. Не обессудьте. Возможно, если хорошо подумать, какие-то имена в этом списке поменяются на другие, не менее достойные, но общее представление – вряд ли существенно изменится.
Владимир Александрович ЕРМАКОВ (1949) – поэт и эссеист. Научный сотрудник Орловского краеведческого музея. Живёт в г. Орёл.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет