Волсто-Пятницкий приход, село Волсто-Пятница; Волсто-Пятницкой волости, Юхновского уезда 4 класса.1
Означенное село расположено на правом крутом берегу речки Озеренки, которая впадает в реку Волосту на расстоянии 1 вер. от села. Почему село Волсто-Пятница получила свое название от реки Волсты, протекающей от села в 1-2 верстах, а не от реки Озеренки, протекающей около самого села – это объясняется тем, что деревни, из которых первоначально образовался приход села Волсты, расположены на берегах реки Волсты (См. историко-статистическое описание Михаило-Федоровской церкви села Волсты. Епархиальные ведомости за 1873 г. стр. 860). Еще село Волста называется «Волсто-Пятница». Это прибавление «Пятница» сделано, вероятно, потому, что предшествующий настоящему храму был устроен в честь Параскевы нареченной Пятницы (см. там же). В одном документе это село названо «Вяцким». Но это название никому не было из прихожан известно, а одному просто помещику, которому выдумалось его назвать по какой-либо причине. (См. там же). Означенное село от города Юхнова отстоит в 70 верстах; волостное правление в самом селе; от почтового отделения в 10 верстах; от железной дороги в 25 верстах; на севере от села Волсты в 4 верстах находится село Адрианы; на востоке в 6 верстах – село Вешки; на юго-востоке село Хватов-Завод (Троицкое тож.); на западе – село Никольское. Почтовый адрес: Почтовое отделение Слободка, в село Волсто-Пятница. Село состоит: из духовных, дворян и крестьян. Число домов духовных 8; дворян 1; крестьян 39. Число жителей в селе: духовных 9 муж. пола, 15 ж. пола; дворян 1 м. пола, 1 женска пола; крестьян 131 м. пола и 120 ж. пола.
Приход простирается в длину 10 верст и в ширину 6 верст. Деревень, исключая деревни при селе, 10 деревень и одна мельница, называемая «Крупчатка». Название «Крупчатка» получило, по всей вероятности, от того, что на этой мельнице примерно вырабатывали крупу. Весь приход с. Волсты расположен на ровном месте, исключая самого села, северная сторона которого расположена на крутом обрыве речки Озеренки. Нужно заметить, что речка Озеренка не велика сама по себе, а протекает по крутому оврагу на всем своем почти протяжении, длинна реки этой 5-6 верст; по берегам этой реки есть много ключей - холодных, почему пустоши расположенные по этой реке называются «холодами». Почва суглинистая. В приходе больших лесов нет, а потому нет хищных животных; очень редко в зимнее время встречаются волки и в очень малом количестве. Всех душ в приходе насчитывается 1263 муж. пола и 1376 ж. пола. Все прихожане относятся к великоруссам. Раскольников и сектантов нет; все православные и глубоко верующие. Все прихожане занимаются хлебопашеством, льноводством и травосеянием. Некоторые из прихожан занимаются деланием колес, а все почти валянием теплых сапог из овечьей шерсти. Многие из крестьян занимаются торговлей красным товаром, бакалейным; барышничество – скупкой лошадей, коров, свиней и пр. и продают в г. Вязьме на рынках; а так же развозят по ярмаркам соседних сел. Нужно заметить, что ярмарки по соседним селам ничем замечательным не отличаются. У каждого прихожанина есть купленная земля: у иного 2-3 десятины, а иного 10-20 десятин. Благосостояние прихожан среднее и скорее нужно отнести к менее среднему.
Больничный пункт отстоит от села в 10 верстах. Прихожане часть обращаются и к знахарям. Нужно заметить, что в Волстинском приходе их нет. Народ склонен к пьянству, но замечательно то, что бедные очень стыдятся нищенствовать. В селе устраиваются иногда чтения.
В приходе существует 3 школы: Земская одноклассная и 3 школы грамоты. (В селе Волосте Земская школа; в д. Минине Земская школа; в
д. Горках Земская школа; в д. Крутом школа грамоты; в д. Кузнецовой школа грамоты; в д. Ветках школа грамоты. Во всех школах обучается 161 мальчиков и 148 девочек.) Население очень любят школы и охотно посылают детей своих мальчиков и девочек. Попечительницей 2-х школ грамоты состоит сестра местной владелицы Ольга Радионовна Васильева; она на свой счет доставляет все нужное для школы: квартиру, отопление и освещение; письменные принадлежности и пр. А для одной школы грамоты нанимает учительницу и платит 500 руб. в год. Означенная Васильева помогает бедным в приходе.
Село Волста есть одно из древних сел Смоленской Епархии (смотри Епархиальные ведомости за 1873 г. стран. 862). Существующий в настоящее время храм построен в 1812 году на средства вдовы генерал-лейтенанта Михаила Алексеевича Жеребцова – Бригиды Александровны Жеребцовой. Храм каменный с такой же колокольней. Имеет продолговатую форму. Престолов три: главный в честь Михаила и боярина его Федора, Черниговских чудотворцев; к северу придел – в честь Параскевы Мученицы, нареченной Пятницы (28 октября); и к югу – в честь Николая Мирликийского Чудотворца. Все престолы помещены в ряд (см. Епар. Вед. 1873 г., стр. 865-869). Вся церковь теплая. В ней устроены 4 печи в 1898 году. Какова была ризница, и утварь в церкви села Волсты в прежнее времена, об этом неизвестно и по сие время (См. Епар. Ведомости, стран. 870-873). Нужно добавить, что библиотека в настоящее время пополнена приобретением многих журналов: Церковный вестник, Богословский вестник, Руководство для сельских пастырей и мн. др. Вообще о храме, о селе – 9 по программе 16,17,18,19,20,21,22,23,24. См. Епархиальные ведомости за 1873 г. стран. 863-885 и 901-927).
Нужно еще прибавить, что прихожане всех почти детей подростков отсылают в столицу; без ошибки можно сказать, редко найдешь дом и семейство, из которого бы одного человека не было бы в Петербурге. От чего, по-моему, многие хозяйства приходят в упадок так, что нет ни одного хозяйства, на которое можно было бы указать как на примерное. Много еще подрывают хозяйства и разделы. В Волстинском приходе в настоящее время не найдешь ни одного семейства, в котором жили бы два брата вместе. Некоторые из живущих в Петербурге живут очень хорошо, а некоторые (их большая часть) живут очень плохо; многих высылают по этапу. Петербург на них очень влияет: все прихожане народ довольно развитый, можно сказать умный, наружно - вежливый. Поэтому вера их в знахарей, колдунов, домовых и пр. сравнительно с прежним ослабела, исключая женщин. В религиозном отношении Петербург скверно влияет: хотя они глубоко верующие, но к постам относятся очень равнодушно не по убеждению, как я заметил, а по привычке. Замечательно то, что живущие в Петербурге очень благодетельны к храму: что редко не попроси их пожертвовать для храма, они с большим удовольствием сделают. Вообще, живя в Петербурге, этом скопище грязи и нечистоты в религиозно-нравственном отношении, они не увлекаются никакими учениями и сектами. Из Петербурга, хотя и редко, заносят сомнительные болезни.
О причте в прошлом смотри историко-статистическое описание села Волсты (Епарх. ведомости за 1873 г. 901-913). Нужно прибавить, что причт в настоящее время состоит: священник, дьякон и псаломщик. Содержание их так и прежде с тем различием, что по приходу, как раньше было, хлеба печеного не собирают, а собирают взамен печеного хлеба зернами по 2 гарнца2 с души ржанова; собирают осенью, а в остальном содержание такое же, как было и прежде.
Нужно заметить, что А (одно) селение Понкратково уничтожилось, а селение Лесково перешло в соседнее село Никольское в 1886 году по дальности расстояния от села.
Вдов и сирот живущих в селе 8 ч. ж. пола, живут в собственных домах; один заштатный псаломщик старик. Из села Волсты сын умершего псаломщика означенного села Дмитрия Аверкиева Брянцева поступившего псаломщиком в село Волсту в 1822 году и умершего в означенном селе в 1866 году - ныне (стал) Архиепископом Харьковским и Ахтырским.
Историко-статистическое описание Михаило-Федоровской церкви села Волсты, составленное священником с. Волсты Василием Овсянниковым, напечатано в Смолен. Епархиальных ведомостях за 1873 год, стран: 860-885; 901-927. Отдел неофициальный.
Юхновского уезда, села Волосто-Пятницы, священник Дмитрий Смирнов.
1903 года 21 Декабря.
Достарыңызбен бөлісу: |