Армия без сержантов не армия. Пора создавать институт профессиональных младших командиров
Нигде в мире офицеры не ночуют в казармах: это прямые и непосредственные обязанности сержантов. Нигде в мире прокуратура не ищет "ответственного офицера", странным образом не присутствовавшего во время драки в казарме. Поскольку ни в одной армии мира нет этого самого "ответственного офицера". Спрашивается, а в остальное время офицер что, безответственный?
Все современные армии, если они что-то хотят защищать, стоят на прочном фундаменте и держатся на сержантах. Поэтому в новой российской Военной доктрине, видимо, следует (в разделе положений о ее реализации) написать о кадровой реформе Вооруженных Сил, начать которую следует с сержантов, с переоценки архаичной системы их подготовки, неизменной со времен начала Великой Отечественной войны.
Тогда нужда заставляла в месячные сроки готовить летчиков-сержантов, способных только взлетать и садиться. Сержантов-танкистов, умевших завести танк и провести по простейшему маршруту. Сержантов-телеграфистов, научившихся передавать минимум знаков азбуки Морзе. Те из сержантов, кто выжил в первых боях и научился более сложным способам и приемам, становились бесценными специалистами, а многие из них стали командирами взводов и рот. Но это учеба была оплачена кровью.
Поэтому непосредственно после войны советское руководство, имея массу сержантов, воевавших 2-3 года, не было обеспокоено подготовкой младших специалистов. Пример тому - укомплектованность в середине 50-х гг. танковых полков Группы советских войск в Германии, где сверхсрочники - командиры танков и механики-водители - составляли около 50%. Все они - специалисты 1-го класса и мастера военного дела, большая часть из них - фронтовики. Для них военная служба становилась делом всей жизни.
Понятно, что до 1968 г., когда срок службы был три года в Сухопутных войсках и четыре на флоте, в сержанты отбирали наиболее подготовленных солдат, направляли в сержантские школы со сроком обучения один год, откуда они возвращались в свои части. Не каждому из направляемых на учебу присваивалось воинское звание "сержант". Автору этих строк самому пришлось учиться в течение 1963 г. при полковой школе Севастопольского полка в Новосибирске, в составе роты первого курса Омского ВОКУ. Из учебной роты (120 курсантов) до экзаменов были допущены 110 человек, и только 93 были переведены на второй курс. Остальных отправили в войска.
Однако после сокращения сроков службы (в 1968 г. до 2 лет, теперь - до 1,5 лет, а потом - и до 1 года) нынешний принцип подготовки сержантов практически не применим. Нельзя сказать, что отсутствие полноценных сержантов не беспокоит руководство Минобороны РФ. Да и раньше эту проблему пытались решить.
В СССР - это попытка перейти к институту прапорщиков. Но в результате армия лишилась профессионалов-сверхсрочников, практически ничего не приобретя взамен. Новоиспеченные прапорщики в основном заняли должности, не связанные с боевой техникой и людьми. Именно поэтому нам приходится начинать как бы с нуля, хотя, скажем, в армии Казахстана этот вопрос уже решился созданием института сержантов-профессионалов. Пример здесь, как можно предположить, взят у американской армии. Так в чем же он, этот пример?
Главное при отборе кандидатов в сержанты - правильно отобрать лидеров из числа солдат, отслуживших 1-2 года. Решением совета сержантов роты их направляют на учебу. И вот после полугодичного обучения новоиспеченные сержанты возвращаются в свою роту взводными сержантами. Через три-четыре года на совете сержантов батальона рекомендуют отправить на обучение ротного сержанта лучшего из взводных сержантов, и после восьмимесячного обучения он возвращается вновь в свою часть. Смысл постоянного отбора лучшего в течение всей сержантской службы советами сержантов высшей структуры заключается в том, что перед назначением на высшую сержантскую должность от взвода до корпуса морской пехоты, например, сержант проходит обучение для занятия более высокой должности. И в результате сержант-майор пользуется непререкаемым авторитетом во всей сержантской иерархии.
В основном документе сержанта американской армии "Кредо сержанта" дословно записано: "Я сержант - лидер солдат. Как сержант, я понимаю, что являюсь членом корпуса, именуемым "Становым хребтом армии". Я сделаю все, чтобы офицеры моей части имели максимум времени для выполнения своих офицерских обязанностей. Офицеры не должны брать на себя выполнение моих обязанностей".
Да, американский офицер отвечает за боевое слаживание подразделений. В армии США до 70% учебного времени отведено на одиночную подготовку солдата - этим и занимаются сержанты. Дисциплина в казарме тоже прерогатива сержантов. Они посменно находятся в казарме, особенно когда речь идет о новобранцах, никуда от этого не денешься - мужской коллектив. Поэтому в американской армии за индивидуальное обучение солдат на уровне взвода отвечает сержант.
Сравним это с послевоенными нормативами в Советской Армии: 34% отводилось на одиночную тактическую подготовку и 39% - на огневую выучку. То есть примерно одинаковый подход. И, наконец, последнее и самое главное в работе американских сержантов - воспитание солдат, "внедрение" в их головы профессиональной этики, профессионального кодекса. При этом больше 90% сержантов американской армии сегодня имеют образование не ниже колледжа.
Подготовка сержанта, по словам бывшего председателя Комитета начальников штабов ВС США Колина Пауэла, "требует многих лет профессиональной службы". И таких сержантов - не помощников офицеров, а выполняющих свои обязанности - в американской армии почти 1/3 ее состава. Есть данные, что из 547 тыс. американских сержантов 241,5 тыс. - это, скажем так, простые сержанты, 168 тыс. - штаб-сержанты, 100 тыс. - сержанты 1-го класса, 26,9 тыс. - мастер-сержанты и 10,6 тыс. - сержант-майоры.
Примерно такая сержантская иерархия в британской, немецкой, казахстанской армиях. В американской армии это сохраняется по всей цепочке - от взвода до корпуса - и завершается сержант-майорами, работающими в Комитете начальников штабов вместе с большими генералами. В каждой американской части имеется свой сержант-майор, являющийся прямым начальником всех сержантов данной части. В каждой казарме висят три портрета: министра обороны, главкома рода войск и сержанта рода войск.
А теперь перейдем к главному. Сколько и каких сержантов нужно нашей армии? По планам Минобороны РФ с 1 января 2008 г., то есть с переходом к 12-месячной службе, будет закончена подготовка сержантов-призывников, а в учебных частях будут готовить только специалистов-солдат. В настоящее время подготовка сержантов у нас ведется в окружных учебных центрах, учебных центрах и школах, входящих в виды и рода войск ВС, учебных центрах и школах, не входящих в виды и рода войск ВС, межвидовых (региональных) учебных центрах (выпускающих специалистов по одинаковым военным специальностям для всех видов и родов войск). Младших специалистов готовят "уверенному владению вооружением, приемам и способам современного общевойскового боя".
По данным Министерства обороны, "в учебные соединения и части поступают переносные персональные компьютеры с обучающими программами, начато оборудование интернет-классов для внедрения дистанционных обучающих технологий". Запланировано развернуть 113 учебных интернет-классов, которых в российской армии в 2005 г. было 2, год назад добавилось еще 10. Это, понятно, очень мало.
С 2005 до 2008 г. российское Минобороны, как известно, наметило пересмотреть перечень сержантских должностей, исключить второстепенные, внести изменения в правовую базу. А до 2010 г. планируется укомплектовать сержантские должности контрактниками. Параллельно провести эксперимент по введению штатной должности "главный сержант" в Воздушно-десантных войсках и при положительном результате создать вертикаль сержантского состава от отделения до военного округа, рода войск, вида Вооруженных Сил и Министерства обороны включительно.
В целом создание в российской армии института сержантов должно будет способствовать повышению качества обучения военнослужащих, проходящих службу по призыву, поскольку будет завершено оформление смешанного принципа комплектования Вооруженных Сил. Впрочем, последние заявления начальника Главного управления боевой подготовки и службы войск Александра Лукина, опубликованные в "Красной звезде" (центральном органе МО России), меня немного озадачили.
По расчетам Федеральной целевой программы подготовки младших командиров на 2009-2011 гг., разработанной на базе минобороновской Концепции создания нового института сержантов-контрактников, предполагается подготовить для Вооруженных Сил и других силовых ведомств 100 тыс. сержантов из числа контрактников. При этом необходимо перевести на контрактную основу 65 тыс. сержантов Сухопутных, Воздушно-десантных и других войск и более 20 тыс. старшин в плавсоставе Военно-морского флота.
Но давайте посчитаем. Возьмем авторитетный справочник Military Balance. The International Institute for Snrategic, The Oxford Universiti Press, 2003- 2004. Из него следует: только в Сухопутных войсках РФ (численностью 321 тыс. человек) насчитывается танков - 51 740; бронетранспортеров и бронемашин - 27 975; орудий свыше 100-мм - 26 959; ПУ ТР - 200; ЗРК - 2670; ЗСУ 100-мм - 526, не считая орудий менее 100-мм зенитной артиллерии. Только для управления этой сухопутной тяжелой техникой (без учета техники разведки, связи, РЭБ, инженерных, автомобильных, химических, медицинских частей) необходимо подготовить, на мой взгляд, 100 106 сержантов. Не меньшее число сержантов требуется для ВВС, РВСН, Космических войск, ВМФ, Внутренних войск МВД, Пограничных войск ФСБ.
Отсюда следует вывод, что не все ладно с расчетами по Федеральной целевой программе подготовки младших командиров на 2009-2011 гг. По моим расчетам, необходимо готовить примерно втрое больше сержантов, чем рассчитано в Управлении боевой подготовки. А если Минобороны РФ действительно собирается готовить только треть от необходимого количества сержантов? То есть и впредь две трети сержантов предполагается "выпускать" проверенным "дедовским" способом, то есть за четыре месяца.
Не стоит доказывать, что за это время невозможно подготовить сержанта, которому можно доверить танки стоимостью более 1 млн. долларов и обучение экипажа. Поскольку ни в СССР, ни в нынешней России не подсчитывали, сколько времени необходимо для подготовки сержанта - специалиста Сухопутных войск, то сошлюсь на американские данные. В США рассчитали, что на подготовку сержанта Сухопутных войск потребуется не менее пяти лет. Видимо, исходя из аналогичных расчетов, следует подходить и к подготовке российских сержантов.
Но в таком случае учебные центры, даже самые лучшие, такие как 212-й центр Сибирского военного округа или 467-й центр Московского округа, не способны дать образование, соответствующее институту, какое требуется в идеале для современного сержанта. Думается, что нынешняя программа требований комплектования частей постоянной боевой готовности контрактниками, а частей сокращенного состава и вновь формируемых - смешанным принципом не соответствует требованиям национальной безопасности.
Исторический и современный опыт показывает, что способ комплектования армии не является основанием для победы. Контрактная армия, например, не способна к длительным боевым действиям. Английская наемная армия, высадившись в Крыму во время Крымской войны и потеряв в первых боях большую часть личного состава, не смогла восстановить свой кадровый состав и потерпела фактическое поражение. То же случилось и в 1870 г. с кадровой 250-тыс. французской армией, потерпевшей поражение от Пруссии под Седаном. Не имевшая кадровых унтер-офицеров, набранная вновь французская армия не смогла воевать. Опыт иракской войны 2003-2007 гг. тоже показателен. Американская армия впервые после вьетнамской войны имеет десятки тысяч дезертиров и, недобрав в 2006 г. по набору до 30% от числа, запланированного Пентагоном, рассматривает предложение в Конгрессе о возврате к призывной армии.
Из-за отсутствия резервов США сегодня не могут ни контролировать Ирак, ни вести боевые действия против участников сопротивления. Поэтому в США в скором времени может быть восстановлена всеобщая воинская повинность, отмененная в 1973 г. Это сенсационное заявление сделал сенатор-демократ Джозеф Биден в интервью американской телекомпании NBC. Американская молодежь охотно шла служить по контракту, чтобы получить льготы при поступлении в университеты и сделать хорошую гражданскую карьеру, но сегодня угроза смерти в Ираке сильно снизила эти стимулы. Контрактники готовы служить за деньги, но воевать за деньги желающих мало.
Так же и в России. Вспомним чеченскую кампанию. Многие "профессионалы", побывав в одной "командировке в Чечне", разрывают контракт и не возвращаются в части из отпусков. В достаточно престижной 76-й воздушно-десантной дивизии в течение года по различным причинам разрываются до 44% контрактов, в том числе 30% - по личной недисциплинированности и неудовлетворенности денежным содержанием, 11% - по причине неудовлетворенности бытовыми условиями.
Российской армии необходим смешанный принцип комплектования. И выскажу крамольную мысль: на основе земляческих подразделений и частей. Опыт Второй мировой войны как на Востоке, так и на Западе постоянно доказывал, что "земляческие формирования", независимо от нации (сибирские, уральские, эльзасские, лоторингские, сикхские, ланкаширские) - самые стойкие в боях. В современных условиях такую стойкость показывает призывная израильская армия, не самая худшая в мире.
На всех солдатских должностях в армии, МВД, МЧС, по моему мнению, должны служить только призывники, на всех без исключения сержантских должностях - профессионалы. Поэтому считаю ошибочным основную ставку делать на учебные центры и сержантские школы, как бы они ни были обустроены. Это подходы середины ХХ в. В ХХI в. профессию сержант необходимо внести в перечень профессий, разработанный бывшим Министерством труда РФ (с соответствующими этой профессии классификационными требованиями). Образование сержантов должно быть многоступенчатым. Учебные центры и школы должны давать "среднее сержантское военное образование". На военных факультетах при военных училищах и военных академиях сержанты должны получать "высшее сержантское образование". И главный сержант рода войск, как минимум, должен иметь высшее сержантское образование.
Для PR-акций и привлечения внимания можно, как у наших соседей - белорусов, сержантов даже обучать бальным танцам (это изобретение армейских органов морально-психологического обеспечения в обучении сержантов введено на сборах сержантского состава соединений и частей Западного оперативно-тактического командования ВВС и Войск ПВО по программе "эстетического воспитания").
Как вариант в российских условиях профессию сержант для звена от взвода до батальона необходимо готовить на сержантских факультетах военных училищ и военных кафедрах институтов, а для звена от полка и выше и для службы в армейских, окружных, главных штабах - на сержантских факультетах военных академий. И подготовка должна быть не на устарелой боевой технике середины 80-х гг., а на современных образцах вооружения. При этом должностные оклады сержантов должны быть сравнимы с должностными окладами офицеров соответствующего звена.
При таком подходе необходимо отказаться от многих догм, существующих ныне. Признать, что военные кафедры институтов по положению не способны готовить офицеров, а максимум - взводных сержантов. Поэтому выпускников института необходимо призывать только на сержантские должности. Отказаться от существующей системы подразделений кадра и сокращенных подразделений. Базы хранения передать гражданским специалистам. При таких условиях подготовки можно через 10-12 лет ожидать появление профессиональной сержантской прослойки в армии и на флоте.
Анатолий Цыганок
Достарыңызбен бөлісу: |