Взвод юрпалова



Дата21.07.2016
өлшемі46.18 Kb.
#213957
Взвод ЮРПАЛОВА
Майор П. Павловцев

Рассвет 6 июля 1943 года застал взвод Юрпалова уже на позиции. С высоты 254.5, на которой были установлены пушки, видно было очень далеко. С биноклем у глаз Юрпалов внимательно изучал впереди лежащую местность. Позицию он выбрал сам, тщательно взвесив все её преимущества.

Высота находилась в 100 метрах от шоссе Белгород-Обоянь – главной оси движения немцев. Впереди виднелась развилка дорог, которые, как гигантские усы, разбегались в стороны: влево на Белгород, вправо на Томаровку; в 2,5 километрах темнел лес, ещё дальше белели мазанки села Сырцево-Пенки.

В


АРТИЛЛЕРИСТ, КОМАНДИР ВЗВОДА ГВАРДИИ СТАРШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ И. В. ЮРПАЛОВ. ЕГО ВЗВОД УНИЧТОЖИЛ ПЯТЬ ТИГРОВ.

Рис. А. Вязникова


прочем, дальние подступы не интересовали Юрпалова. Он знал, что «тигров» нужно бить только с ближней дистанции. «Если танки пройдут к развилке, – обдумывал он, стоя на высотке, – то они непременно развернутся ко мне боком, и тогда я смогу открывать по ним огонь. Вздумают атаковать меня с фронта – наскочат на минное поле, пойдут в обход – опять-таки подставят нам свои бока…» Таким образом, выбор позиции был действительно удачным.

Юрпалов спрятал бинокль в кожаный футляр и направился уже было к расчётам, для того чтобы побеседовать с ними перед боем, как вдруг раздалась команда «Воздух». Глянув на небо, он увидел большую группу «юнкерсов», направляющихся прямо к бугру. Вот они развернулись и с воем пошли в пике. Засвистели бомбы, затрещали пулемёты. Долго продолжалась эта какофония грохота. Наконец, стервятники ушли восвояси. Юрпалов бросился к орудиям. «Все ли целы?» Осмотрелся – всё в порядке. Только у одной пушки пулемётной очередью срезало четверть щита. Не зря, значит, полковник Фролов так часто указывал на необходимость закапывать орудия. Трудно было в учёбе, зато сейчас Юрпалов мог быть спокоен. Взвод его сколочен, люди расставлены правильно, в расчётах достигнута полная взаимозаменяемость, движения отработаны до автоматичности, орудия изготовляются к стрельбе за 7-8 секунд. В учении взвод считался одним из лучших. Каким-то он будет в бою?

Шли часы томительного ожидания. По гулу артиллерийской канонады чувствовалось, что бой приближается, но пока он ещё был так далеко, что наблюдатели видели на горизонте только полосу дыма. Прошла тревожная ночь, и только ранним утром 7 июля взвод был разбужен громким криком разведчика: «идут». Это, конечно, было не по уставу. Нужно было доложить: кто идёт, сколько машин, откуда. Но все поняли и без пояснений, что настал час битвы.

Юрпалов поднял бинокль, но он оказался ненужным. Танки противника были видны уже простым глазом. Стал считать – насчитал 72 танка. По спине пробежала дрожь – 72 машины против двух маленьких пушек и 16 человек артиллеристов. Соотношение сил чудовищно неравное. Юрпалов обернулся к расчётам. Все смотрели на него и как бы спрашивали: «Ну, что, примем бой?»

– Примем! – решительно сказал Юрпалов, – и поклянёмся не пропустить! – добавил он, невольно опустившись на одно колено. Бойцы сделали то же самое и молча подошли к орудиям.

Танки противника вошли в лощину. Где-то справа заговорила «Катюша». Лица людей озарились радостью. Юрпалов снова принялся считать танки. Теперь их уже осталось 63. Головной подошёл к минному полю, но, видимо, заметил, остановился, к нему подтянулись остальные. Посовещавшись и решив, видно, как обойти заминированный участок, немцы направили свои машины в стороны. 16 танков пошло вправо с большим заходом на противоположную сторону шоссе. А 47 «тигров» стали огибать поле слева. Юрпалову хорошо были видны их профили. Он уже почувствовал нетерпеливое желание открыть огонь, дистанция была более 300 метров, и, взяв себя в руки, Юрпалов решил подпустить противника ещё ближе.

От левой группы откололось ещё 10 машин, теперь к шоссе двигалось 37 «тигров». «Это уже наши», – подумал Юрпалов, заметив, что танки берут круто вправо. До них оставалось не более 300 метров.

– Что же, командир? – с тревогой вырвалось у кого-то из артиллеристов, – почему он не даёт команды?

– Даю! – ответил Юрпалов, – даю команду: по фашистским гадам огонь! – выкрикнул он вдруг несколько неестественным от волнения голосом. Грянули первые выстрелы. Мысли заработали с непостижимой быстротой. Движения людей казались виртуозными. Не заметив того и сам, Юрпалов вдруг начал быстро ходить, не отрывая однако глаз от приближающихся к высоте танков противника. Вот уже слышен шум их моторов.

– Антыняну по головному. Пекарю по второму, по три снаряда подкалиберными, – командует Юрпалов, – Огонь!

Два выстрела почти сливаются в один. Танки врага останавливаются и, не заметив точно, откуда были произведены выстрелы, бьют из своих пушек наугад, прощупывая всю высотку. Но артиллеристы успели уже откатить свои пушки на запасные позиции за гребень холма.

Не нащупав цели, танки движутся дальше. В рёве их моторов и в грохоте орудийной стрельбы голоса уже не слышно. Юрпалов поднимет пистолет – это означает «к бою». Расчёты тотчас выкатывают свои пушки на прежние позиции и дают ещё по одному выстрелу. Два танка окутываются чёрным дымом.

Несколько раз повторяют этот маневр артиллеристы. В стане врага пылают уже пять танков, шестой подбит. Заметив, наконец, взвод Юрпалова, немцы открывают по нему ураганный огонь. В результате обстрела целиком вышел из строя расчёт Пекаря. У Антыняна появились раненые. Юрпалова сильно контузило. Огромным усилием воли он заставил себя приподняться и осмотрелся. Площадка их имела неузнаваемый вид. Трава была скошена осколками, земля изрыта воронками, пушки разбиты, люди ранены.

Прекратив обстрел из танков, немцы выслали на сопку десанты автоматчиков. Неистово засвистели автоматные очереди. Промедление грозило гибелью всего взвода. Юрпалов поднялся на ноги.

Вынести убитых и раненых, – скомандовал он, – троим остаться со мной!

Некоторое время он ещё стоял, покачиваясь на обессиленных ногах, но потом у него закружилась голова, и он вынужден был снова опуститься на землю. Где-то совсем рядом послышались выстрелы. Напрягши своё сознание, Юрпалов понял, что это стреляли его люди, отбиваясь от наседавших на них автоматчиков противника. Нащупав пистолет, он перезарядил обойму, открыл глаза и вдруг увидел бегущего по сопке немца. Прицелился, но ослабевшая рука дрожала, мушка описывала круги, фигура немца двоилась. Попытался было придержать кисть левой рукой, но и левая дрожала так же, как и правая. Решил ждать, пока немец подбежит ближе. Вот он уже совсем рядом. Юрпалов вновь поднимает пистолет и расстреливает гитлеровца в упор. Где-то рядом послышался голос шофёра:

– Товарищ младший лейтенант, раненые все вынесены, разрешите, я помогу вам дойти до машины.

– Подожди! – слабым голосом ответил ему Юрпалов и, перевернувшись на живот, подполз к убитому немцу, снял с него оружие, полевую сумку, отполз несколько метров назад и вдруг, обессилев окончательно, потерял сознание…



Очнулся он уже в госпитале, где и рассказал мне обо всём происшедшем.



Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет