Я не знаю где встретиться… Григорий Бейдер (Лос Анжелес) к столетию со дня рождения Израиля Ильича Фисановича (1914-1944), Героя Советского Союза, офицера – подводника



бет1/3
Дата06.07.2016
өлшемі415 Kb.
#180959
  1   2   3
Я не знаю где встретиться…

Григорий Бейдер (Лос Анжелес)

К столетию со дня рождения Израиля Ильича Фисановича (1914-1944), Героя Советского Союза, офицера – подводника.

Впервые я узнал о Фисановиче,  когда мне было лет 10 в середине 60-х годов. В нашем маленьком городе на Украине, в кинотеатре "Октябрь" в фойе висел большой стенд с фотографиями героев гражданской и Великой Отечественной войн. В нижнем ряду был портрет Фисановича Израиля Ильича, еврея – Героя Советского Союза.

 

Намного позже, покинув Украину, живя в Израиле, и занимаясь  еврейской темой в филателии, я ознакомился и собрал материалы  из разных  источников об Израиле Ильиче.


Он был известен, как герой - подводник еще при жизни, которая трагически оборвалась  возрасте не полных 30 лет. Он успел нанести огромный урон флоту фашистской Германии, стать Героем Советского Союза, написать и издать при жизни книгу ("Записки подводника". 1944г.), написать стихи, стать членом Президиума Еврейского Антифашистского Комитета.

 

Его имя встречалось в сводках Совинформбю[youtube=http://]ро, в центральных газетах, в кинохронике. Илья Григорьевич Эренбург, выступая  Верховном Совете СССР, говорил о Фисановиче, подчеркивая при этом патриотизм и воинскую доблесть еврейских солдат. Его портреты веселы во всех населенных пунктах Еврейской автономной области. Онем писали писатели Вениамин Каверин, Макс Зингер, поэты Асеев и Панов, художники Герасимов и Верейский рисовали его портреты, великие скульпторы Кербель и Манизер лепили его бюсты.



 

В 80-е годы уже прошлого столетия по советскому телевидению была показана 12-ти серийная эпопея "Великая Отечественная". Ее смонтировали  американцы на основании советской военной кинохроники, и она была предназначена для Америки. Там она демонстрировалась под названием "Неизвестная война". В этом фильме есть два эпизода с Фисановичем; встреча его подводной лодки после третьего боевого похода и вручение Фисановичу американского ордена "Морской крест". В послании президента США Рузвельта было сказано, что орден вручен за выдающуюся смелость, преданность своему делу и инициативу. В 1942 - 1943 годах были выпущены 2 почтовые открытки с портретом Фисановича.


Израиль Ильич Фисанович родился в1914 году в Елизаветграде (ныне город Кировоград, Украина). Его отец, Илья Львович, работал счетоводом на смолокурне. Его мать, Мария  Израильевна Шехтер тоже была по специальности счетовод. Они поженились в 1913 году. В 1914 году с началом Первой  мировой войны отец ушел на фронт и вернулся только в 1918 году, когда Израилю было 4 года. Его дед, Лев Фисанович, был кантором Елизаветской синагоги. Это была обычная городская еврейская семья среднего достатка. В 1922 году семья переезжает в Харьков. Израиль по традиции должен был стать или счетоводом, или бухгалтером. Но уже многое изменилось в жизни еврейских местечек, и еврейский мальчик сделал свой выбор.

В 1932 году он поступает Военно-морское училище им. М.В.Фрунзе в Ленинграде. Оканчивает с отличием училище и в 1936 году в чине лейтенанта  попадает служить на Балтику  штурманом подводной лодки, потом дивизионным штурманом, командиром подводной лодки. В 1938 году переведен на Северный флот. Назначается на должность флагманского штурмана штаба Северного флота в чине капитана 1-го ранга. В это время в Харькове арестовывают по ложному обвинению за шпионаж в пользу фашистской Германии его отца. Под пытками  он признается в вине. Фисанович не верит в виновность отца и, когда в 1939 году отец умирает в тюремной больнице, не смотря на возможные последствия, приезжает на его похороны.

С началом войны  в июле 1941 года он назначается командиром подводной лодки М-172 (Малютки). 21 августа 1941 года лодка Фисановича вышла в первый боевой поход и в дерзкой, внезапной атаке потопила вражеский транспорт в финской гавани Лиинахамари, которая находилась в  непосредственной близости от линии фронта. Здесь немцы разгружали  военную технику и боеприпасы. Спустя сутки второй торпедой М-172 потопила еще одно судно врага.


Командующий Северным флотом адмирал Головко оценил этот поход как "первая по-настоящему знаменательная победа, определившая наши возможности в борьбе с врагом на его коммуникациях...”. После этого похода наши  "малютки" стали  громить транспорты противника в его портах, мешая нормальному снабжению фашистских войск на севере страны.


Израиль Ильич Фисанович  2 года командовал подлодкой М-172. За это время экипаж совершил 17 боевых походов. Некоторые из них заканчивались на грани уничтожения лодки немецкой авиациейи кораблями. Только высочайшее мастерство и мужество  капитана Фисановича спасало положение. Было потоплено 13 кораблей и судов противника. В тыл врага была заброшена разведгруппа и эвакуирована другая. Флаг  М -172 украшали орден Красного знамени и гвардейская лента. Таких гвардейских Краснознамённых кораблей в Советском Флоте было всего четыре. Все члены экипажа были награждены орденами. Указом Президиума Верховного Совета СССР 3-го апреля 1942 г. И.И.Фисановичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая звезда”. Кроме этого, Фисанович был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени и американским орденом “Морской крест”.


В 1943 году Израиль Ильич  принял командование дивизионом бригады подводных лодок Северного флота.


Его смерть была, как и трагична, так и нелепа. В 1944 году англичане передали Советскому Союзу четыре подводных лодок в счет репараций с Италией, которая к этому времени вышла с войны со странами коалиции. Фисанович был командирован в Великобританию, чтобы освоить эти лодки и переправить своим ходом в Полярный (основная база Северного морского флота во время войны). Подлодка под командованием капитана 2-го ранга Израиля Ильича Фисановича  на базу в Полярный не прибыла. Долгие годы не удавалось выяснить причину гибели  подлодки. И только в последнее время благодаря личному обращению сына Фисановича к М. Тетчер, стало возможным установить, что 25 июля 1944 года в 9 часов 39 минут подлодку типа B-1, идущую под советским военно-морским флагом по ошибке атаковал и потопил английский самолет береговой охраны в 230 милях к северу от Шетландских островов.


В СССР  Военно-Морской флот чтил и увековечил память о Герое Советского Союза капитане 2-го ранга Израиле Ильиче Фисановиче. Он навечно зачислен в списки Военно-морского училища имени М.В.Фрунзе, его имя навсегда занесено в список одной из воинских частей Северного флота. В Военно-Морских музеях Санкт- Петербурга и Полярного ему посвящены экспозиции. В Киеве установлен памятник  подлодке М – 172 и ее экипажу. Мемориальные доски с его барельефом установлены в Полярном и Харькове. Его именем названы улицы в Полярном, Кировограде, Харькове. В Шотландии в порту Данди на памятнике подводникам, погибшим в годы Второй мировой войны, среди имен сотен подводников, выбиты имена  легендарного экипажа советского капитана Фисановича.


В России в этом году к столетию со дня рождения И.И. Фисановича вышла почтовая карточка. На ней изображены портрет Героя Советского Союза капитана 2-го ранга Израиля Ильича Фисановича и подводная лодка "Малютка".  

 


Карточка с литерой «В»  

Семья Фисановича. Жена – Елена Андреевна Бурьянова(1913-1985), инженер – судостроитель. Сын – Тарас Израилевич  Фисанович.Родился в 1939 году в Полярном. Во время войны (1941-1944) жил с матерью в Харькове. Был выдан соседями немцам, как еврей. Но спасен  от расстрела в Дробицком яру своей  бабушкой. Кандидат медицинских наук. Автор 70 публикаций и изобретений в области медицины, а также статей об антисемитизме в СССР. С 1999 года живет в Германии. Составил сборник материалов о Герое Советского Союза И.И.Фисановиче “Не вернулся из боя”, 1990 г. (изд. “Прапор”, Харьков, 230 стр.). В одной  из статей  о своем отце он  писал: "Надеюсь, что имя подводника-североморца Израиля Фисановича будет храниться в памяти его народа ".




Стихи Героя Советского Союза И.И. Фисановича.
"Песня строевая подводная".

Нет выше счастья, чем борьба с врагами,


И нет бойцов подводников смелей.
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.

Простились мы с родными берегами.


Крепчает шторм, и волны хлещут злей.
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.

В морскую глубь на смертный бой с врагами


Идёт подлодка, слушаясь рулей.
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.

Утоплен враг, идём сквозь сталь и пламя.


Пускай бомбят: посмотрим, кто хитрей!
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.

Любимые, встречайте нас с цветами.


И хоть на свете вы нам всех милей,
Но нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.  

Написав эту статью, я тем самим  подвел итог моего 45-летнего знакомства с первым евреем – Героем, отдал должное ему и всем воинам - евреям Второй мировой войны, в числе которых был и мой отец - Айзик Володарский, ушедший на фронт в 18 лет. Танкист прошедший все 4 года войны, награжденный 2 орденами Отечественной Войны, орденом Красного Знамени и медалями.

 

Рубрику ведет коллекционер и исследователь иудаики  в филателии Борис Володарский. Израиль. 


ööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööö

Нахман Левит (Торонто)

  ХОРОШИЕ НОВОСТИ


> или КАК ОХЛАДИТЬ ГОРЯЧИЕ ГОЛОВЫ
>
>
>  Последние разработки
> израильских ВПК стали яркой
> иллюстрацией того, насколько
> арабо-израильский конфликт
> ускорил модернизацию нашей
> армии.
>
>
> Уже сегодня мы с
> удовольствием можем сказать:
> нашим военным из космоса хорошо
> видны хамасовские тоннели из
> Газы. Можно сказать, что НОВЫЙ
> израильский спутник в
> буквальном смысле видит сквозь
> землю! Неделю, как видит!
>
> И кроме этого появилось нечто
> специальное для любителей
> тоннелей из Газы:
> Израильская компания EMI,
> специализирующейся на
> производстве взрывчатых
> веществ, разработала второе
> поколение системы Emulsion,
> позволяющей весьма эффективно
> справляться с ними: в землю
> впрыскиваются жидкие
> компоненты, каждый из которых по
> отдельности взрывобезопасен, но
> в земле они стекают в пустоты -
> тоннели, превращаясь во
> взрывчатку. Тоннелям можно будет
> посочувствовать.
> Это раз!
>
> Израильская компания "Rafael Defence
> Systems" представила не имеющую
> аналогов систему обнаружения
> самодельных взрывных устройств.
> Просто, как все гениальное!
> Беспилотник производит
> аэрофотосъемку местности,
> которая сохраняется в памяти
> системы после компьютерной
> обработки. Если на местности
> произошли любые изменения
> структуры грунта (система
> выявляет недавно перемещенный
> или взрыхленный грунт или
> перемещенные камни), то система
> пометит этот участок, как
> опасный, где вероятно заложена
> мина. Для выявления опасного
> участка достаточно 10 минут.
> Это два!
>
> А теперь, для любителей
> пострелять в сторону аэропорта
> "Бен-Гурион": Та же
> израильская компания "Rafael Defence
> Systems" представила систему
> "Звездное небо" - лазерную
> установку, нейтрализующую
> террористические ракетные атаки
> по самолетам. Система
> обнаруживает ракету, выпущенную
> из ПЗРК, и лазерным лучом выводит
> из строя ее электронные системы
> наведения. Аналогов подобной
> системы не существует. И, что
> интересно, среди стран,
> заинтересовавшихся израильской
> системой, был и Иран, вероятно
> вспомнивший времена
> сотрудничества с Израилем.
> Из вышеперечисленного видно, что
> израильский ВПК проводит работу
> для обеспечения ЦАХАЛа
> новейшими технологиями и
> оружием для противодействия
> сегодняшним угрозам.
> Угрозы Израилю не исчезают, но,
> как и в былые годы, наличие
> современного оружия помогает
> потенциальным противникам
> несколько охладить свои горячие
> головы.\

…………………………………………………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………




Идо Нетаниягу, младший брат премьер-министра Израиля, приехал в Россию во второй раз. Привез семью показать Москву, Санкт-Петербург и спектакль, поставленный по его пьесе «Хэппи-энд» ташкентским театром. Здесь, в Москве, Российский еврейский конгресс готовит к печати монументальный труд его отца Бенциона Нетаниягу «Происхождение инквизиции в Испании XV века». «Для меня это очень важный проект. Хотя книга посвящена средневековой Испании, благодаря ей можно многое понять о положении еврейского народа в мире», — говорит Идо Нетаниягу

Алина РЕБЕЛЬ

 

Фото: Принтскрин видео с похорон Бенциона Нетаниягу

 

«АНТИСЕМИТИЗМ НЕИЗЛЕЧИМ»

Насколько я понимаю, ваша пьеса «Хэппи-энд» тоже о судьбе еврейского народа?

— Моя пьеса о Холокосте в преддверии Холокоста. Действие разворачивается в начале 30-х годов прошлого века. Если помните, процесс прихода Гитлера к власти занял некоторое время. Прошло несколько месяцев, прежде чем он победил на выборах и возглавил страну. Действие пьесы происходит как раз в этот промежуток времени. Это история о способности или неспособности евреев понимать происходящее, правильно интерпретировать, оценивать опасность. В центре сюжета еврейская семья: муж, жена и их сын. И главный вопрос, который перед ними стоит, — следует ли им покинуть Берлин. Зрители в зале прекрасно знают, что будет дальше. Но они — нет. Они ничего не знают о грядущем Холокосте и, как многие евреи того времени, которые решили не уезжать, недооценивают опасность. И дело не в том, что герои слепы. Они прекрасно видят все, что происходит. Но тут возникает проблема интерпретации, понимания реальности. Это история о соблазне не замечать опасность. Я бы сказал, что еврейский народ вообще на протяжении всей своей истории плохо понимает, что вокруг него происходит. Думает, что понимает. Но на самом деле — нет. Мы почему-то гораздо более слепы (политически, я имею в виду), чем другие народы.

Почему?

— Возможно, потому что мы не до конца интегрированы в политические системы стран, в которых нам приходилось жить.

Но ведь в Германии как раз перед Второй мировой евреи были очень интегрированы и в политические, и в экономические процессы, происходившие в стране.

— Да, и сегодня тоже интегрированы. И в Америке, и в Европе. Но это совершенно не значит, что они видят те силы, которые управляют народами, политикой. Политикой движут желания людей. А мы не понимаем, чем руководствуются народы, которые нас окружают.

И как же видят ситуацию ваши герои?

— Очень по-разному. Муж интеллектуализирует происходящее. Он очень логично рассуждает, все, что он говорит, кажется разумным и верным. Но мы-то знаем, что он не прав, что в конечном итоге все совсем не так, как ему видится. А жена многое видит, но не хочет в это верить. Она пытается втиснуть реальность в свое о ней представление, изменить ее. Отчасти в этом смысле она похожа на евреев в России, которые поддержали коммунизм. Они решили, что советский строй — это возможность избавиться от антисемитизма. Поэтому евреи так активно участвовали в коммунистическом движении. Старались заставить человечество чувствовать иначе. А человечество так чувствовать просто не может.

А как видит происходящее их сын?

— Ему всего семнадцать лет. И в глубине души он все прекрасно понимает, ничего не интерпретирует и не пытается придумать реальность — просто видит все как есть. Но до конца пьесы так и непонятно, что же они решат — покинуть Германию или остаться, хотя вокруг происходят страшные вещи, на которые становится все сложнее закрывать глаза. Однако эти плохие вещи происходят постепенно, и люди успевают к ним привыкнуть, адаптироваться.

Вашу пьесу ведь ставили в Израиле? Я правильно понимаю, что ташкентская постановка вам нравится больше?

— На самом деле, это очень русская интерпретация пьесы. Я не привык к русскому театру. Конечно, на израильский театр «Габима» тоже очень повлияла школа Станиславского. Там есть люди, которые учились в России, а потом уехали в Израиль и создали свой театр. Но в мое время израильский театр больше тяготел к американским, европейским традициям. В Ташкенте совершенно другая постановка.

В чем разница?

— Начать с того, что актеры играют совершенно по-другому. Я бы назвал их игру «театральной» в хорошем смысле этого слова. Театр в Израиле и в Европе очень близок к кино, там очень естественные, реалистичные постановки. А в Ташкенте было больше театра. К примеру, если по сценарию двое героев говорят друг с другом, в европейском театре они просто говорят друг с другом. Здесь же они обращаются не только друг к другу, но и к аудитории. И еще много подобных деталей. Мне понадобился час, чтобы привыкнуть к такой подаче. И мне очень понравилось. Кроме того, режиссер подобрал особенную «огранку» для этой очень реалистичной истории. По периметру сцены размещены экраны, где демонстрируют кадры, которые усиливают напряжение, создают контекст истории, ощущение окружающего героев хаоса реальности.

Многие художники по-прежнему обращаются к теме Холокоста, надеясь, что это позволит предотвратить подобную трагедию в будущем. Вам тоже так кажется?

— Я не верю, что фильмы или книги о Холокосте могут предотвратить его повторение. Природа человека такова, что люди совершают страшные вещи. И то, что это уже было в прошлом, совершенно не удерживает их от того, чтобы сделать это снова. Я бы сказал, что говорить о Холокосте нужно, чтобы помнить. По крайней мере, для евреев это очень важно, это наша история.

С вашей точки зрения, предотвратить подобную трагедию нельзя?

— Вы знаете, я бывал в массе еврейских музеев — в Европе, Америке. И во всех этих музеях и мемориалах, посвященных Холокосту, почему-то всегда одна и та же история: жил-был такой ужасный Гитлер, он пришел к власти, устроил Холокост, а потом его уничтожили и все стало хорошо. Но ведь это совершенно не так. Холокост — это результат существовавшего веками антисемитизма, глубоко укоренившейся ненависти к евреям. Мини-холокосты происходили в разных местах и случались тогда, когда к власти приходил народ. Евреев от ненависти народа всегда ограждали власти. Когда власть переходила к людям, они пытались уничтожить евреев. Достаточно вспомнить гражданскую войну, когда на Украине в 1920-1921 годы начались жуткие погромы и евреев вырезали сотнями тысяч. Уникальность Гитлера только в том, что он пришел к власти и завоевал всю Европу. Поэтому он мог осуществить то, о чем мечтали другие. Но, в сущности, это лишь одна из трагических страниц истории еврейского народа в Европе.

Поэтому то, как принято говорить о Холокосте, совершенно неправильно. Ужасные вещи происходили, происходят и будут происходить. Можно рассказывать людям, что воровать плохо, но воры не переведутся. Можно говорить им, что нельзя совершать преступления, но преступники будут всегда. Проблема не в этом. Проблема в том, чтобы правильно понять, почему такие страшные вещи происходят с нами. И здесь мы возвращаемся к теме моей пьесы: понимать политику в целом — это одно, но как понять процессы, ей управляющие, настроения в народе?.. И евреи не хотят этого понимать, потому что нам слишком сложно правильно оценить происходящее. Потому что это очень тяжело психологически — признать эту враждебную реальность.

Чего же такого мы не принимаем и не понимаем?

— Евреи не понимают ненависти к себе. Потому что понять и признать существование такой вот необъяснимой ненависти, которой нельзя противостоять теми способами, которые нам кажутся эффективными, очень тяжело. Считается, что Холокост и антисемитизм случились из-за того, что Гитлер пришел к власти. Но на самом деле все наоборот — Гитлер пришел к власти потому, что существовал антисемитизм, он использовал антисемитизм, чтобы завоевать любовь народа. Он видел, как пришел к власти мэр Вены антисемит Карл Люгер, и понял, что ненависть к евреям — мощнейшая сила. Но признать это невероятно тяжело, потому что если мы признаем, что Холокост или погромы не были проблемой отдельно взятого периода времени в отдельно взятом месте, то тогда возникает вопрос, какое у нас будущее.

Это вывод, к которому пришел сионист Леон Пинскер здесь, в России. Он создал сионистское движение, сорок лет возглавлял его, живя в Одессе. Он думал, что если евреи будут эмансипированы, получат образование, перестанут говорить на идиш, выучат русский, снимут традиционную одежду, антисемитизм закончится. Пинскер основал журнал, читал лекции, занимался образованием и защитой прав евреев. А через сорок лет начались погромы. Первые погромы 1871 года, которые устраивали образованные люди, русская интеллигенция. Они оказались самыми ярыми антисемитами и вдохновляли на погромы народ. Пинскеру было шестьдесят, когда он понял, что сорок лет своей жизни заблуждался. Представляете, какое мужество должно быть у человека, чтобы это признать? Тогда он понял, что единственное приемлемое решение — это создание отдельного еврейского государства, в котором евреи будут сами строить свое будущее и не будут зависеть от других народов, от их доброй или злой воли, от настроения их правителей.

Но тогда не получилось.

— Именно! Потому что когда он попытался убедить в этом европейское еврейство, у него ничего не вышло. Ему ответили обычной отговоркой, за которую евреи всегда цепляются: нет, это только такой исторический момент, просто евреев слишком много в этих местечках за чертой оседлости, это раздражает местное население и тому подобное. То же самое происходило в Германии, то же самое будет происходить и потом.

Однако создание Государства Израиль не избавило нас от антисемитизма. Нас теперь ненавидят едва ли не больше.

— Не больше и не меньше. Ровно так же, просто сейчас эта ненависть приобрела другие формы выражения. Но вы правы, Государство Израиль не защищает от антисемитизма. Зато Израиль может защитить самого себя. Вот в чем главная разница, и она огромна! Мы больше не зависим от защиты правителей других государств, которые могут в любой момент изменить свое мнение. А это происходит нередко, и вовсе не потому, что они антисемиты — просто им нужна поддержка народа. Сегодня они могут защищать евреев, а завтра им нужно заслужить доверие своего народа, чтобы прийти к власти или усилить ее — и тогда все меняется. Так происходило в истории не раз, вспомним хотя бы Россию или Испанию. Поэтому отличие нашего нынешнего положения в мире в том, что у нас есть возможность самим за себя постоять.

Получается, что мы обречены на эту ненависть?

— Не знаю. Это совершенно не значит, что мы должны опустить руки, что не должны этому противостоять. В мире очень много людей, которые прекрасно понимают, что антисемитизм — это чудовищно. Но есть и те, кто переворачивает ситуацию с ног на голову. Они теперь нас обвиняют в том, что мы нацисты, устраивающие новый холокост. Это к вашему вопросу о том, для чего мы говорим о Холокосте. Но это не значит, что мы должны молчать. Люди все разные, они по-разному думают и воспринимают реальность. Есть хорошие люди, есть плохие. Есть, кстати, хорошие люди, которые ненавидят евреев. К сожалению, антисемитизм — это незыблемая, неотъемлемая часть европейского сознания. И начался он задолго до христианства — еще в Древнем Египте. Почитайте, что писали о евреях во времена эллинизма — это ведь мало чем отличается от взглядов нацистов. Ненависть существовала веками. И думать, что ее можно уничтожить, рассказывая о Холокосте или строя коммунизм, недальновидно и наивно. Мы не можем изменить мир и сделать его лучше. Не сможем изменить и психологию людей, а антисемитизм — большая часть их психологии.

Похоже, вы правы. У меня сейчас тоже складывается ощущение, что все мои попытки рассказывать в России про Холокост, погромы, антисемитизм ушли в песок. Потому что снова всколыхнулась эта волна, снова по телевидению и в печатных СМИ звучат антисемитские высказывания, снова эта карта разыгрывается.

— То есть вы пришли к тому же выводу, что и Леон Пинскер. К счастью, вам еще не шестьдесят лет (смеется).

Выхода нет?

— Почему же? Можно ассимилироваться, перестать быть евреем. И многие евреи просто исчезли, растворились в других народах. Но если человек хочет остаться евреем, ему придется признать, что покончить с антисемитизмом нереально.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет